Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Журавлева Оксана Сергеевна

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Моя будущая профессия»

 

(подготовка к сочинению-рассуждению)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_moya_budushchaya_professiya_9_klass.docx347.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глуховская школа-интернат № 2»

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме:

«Моя будущая профессия»

(подготовка к сочинению-рассуждению)

Подготовила:            учитель русского языка и литературы

                                     Журавлева О. С.

2018 г.

Цели урока:

Образовательная:

- расширить представления учащихся о мире профессий;

 - научить осознанно подходить к выбору профессии.

Развивающая:

- развитие исследовательских навыков, аналитических способностей, логического мышления учащихся;

 - обогатить  культурный, речевой, лексический и профориентационный опыт  учащихся;

- совершенствовать умение писать сочинение-рассуждение на предложенную тему.    

Воспитательная:  

- профориентационное, духовно-нравственное, эстетическое     воспитание учащихся;

- воспитание бережного отношения к родному языку.

- воспитание уважения к разным профессиям.

Коррекционная:

- развивать внимание, зрительную память;

- учить полному ответу по предложенной схеме;

- исправлять ошибки в речи учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Сегодня наш урок будет интересен и полезен всем, кто стоит на пороге выбора  жизненного пути. Я желаю вам удачи и надеюсь на плодотворное сотрудничество.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Прочитайте эпиграф великого русского педагога К.Д. Ушинского и объясните, как вы его понимаете:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет»

                                          (К. Д. Ушинский)

(учащиеся дают ответы)

Учитель: Определите тему урока?

Учащиеся: Сегодня на уроке мы будем говорить о   профессиях, о том, что счастье будет сопутствовать в жизни, если сделать правильный выбор.

Учитель: Запишите тему урока: «Моя будущая профессия» (подготовка к сочинению-рассуждению).

Учитель: Какие профессии вы знаете? (Ответы учащихся).

III. Постановка учебной задачи.

1.Словарная работа (С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

Учитель: Дайте самостоятельно определение слову «профессия», а затем сравните с тем, которое дано в словаре С.И. Ожегова.

Учащиеся: Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.

Учитель: Право человека на труд закреплено в Конституции РФ. Дайте самостоятельно определение слова «конституция», а затем сравните с тем, которое дано в словаре С.И. Ожегова.

Учащиеся: Конституция – основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан.

2. Работа с основным законом государства.

На доске спроектирована  статья 37 п. 1. (учащиеся знакомятся со статьей, выразительно читают).

3.  Беседа о профессиях.

Учитель: В соответствии с Конституцией Ваши родители занимаются определенной профессиональной деятельностью. Расскажите о профессиях родителей. Почему они выбрали именно эту профессию? Ответы учащихся.

Учитель: Тема урока «Моя будущая профессия», определите цель урока.

Учащиеся: Расширять знания и представления о разных профессиях; научиться осознанно подходить к выбору профессии; понять, почему выбор профессии – важное и ответственное решение;  расширить словарный запас по теме; применять полученные знания в жизни.

IV. «Открытие нового знания».

Учитель: Профессий очень много, необозримо много. Поэтому выбор сделать трудно. Полезная информация о мире профессий разного типа, о правилах выбора профессии, о путях профессионального образования - вот что нужно при обдумывании будущего профессионального пути. Обдумать свой выбор - это значит поставить себе много вопросов и попытаться найти на них ответы. Начальные навыки многих будущих профессий закладываются именно здесь, в школе. Какие профессиональные навыки вы получаете в школе? (Ответы учащихся)

Учитель: На доске спроектированы пять типов профессий, которые выделил известный российский психолог Е. Климов. Назовите их.

Учащиеся.

«Человек – Техника»

«Человек – Природа»

«Человек – Знаковая система»

«Человек – Художественный образ»

«Человек – Человек»

Учитель: Приведите примеры профессий на каждый тип.

Учащиеся: «Человек – Техника»: инженер, сварщик, водитель, токарь, швея; «Человек – Природа» лесовод, овощевод, фермер, зоотехник, ветеринар; «Человек – Знаковая система» программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир, штурман, чертежник, картограф;

«Человек – Художественный образ» художник, парикмахер, кондитер композитор, ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер;

«Человек – Человек» врач, медсестра, воспитатель, гувернер, тренер, учитель, продавец, проводник, официант.

Учитель: В основе правильного профессионального выбора всегда должны лежать три мысли:

- Нужно ли мне это?

- Смогу ли я?

- Хочу ли этого?

Быть просто хорошим учеником или ученицей теперь недостаточно. Надо рассматривать себя на фоне профессионального идеала. Здесь важную роль играет самопознание, саморазвитие, самовоспитание. Человек формируется в деятельности. Вы уже знаете, какие качества в себе нужно укреплять и развивать, какие - подавить, преодолеть.

Выбирая профессию, вы задумываетесь и о выборе формы, путей обучения профессии (училище, колледж, университет, академия). И здесь, конечно, важно все взвесить и не ошибиться.

Профессий в нашем обществе множество. Что нужно, чтобы правильно выбрать будущую профессию? (Ответы учащихся).

Учитель: Что значит - сделать хороший выбор, когда мы говорим о будущей профессии? (Ответы учащихся).

Учитель: Как вы понимаете выражение «хороший работник»? (Ответы учащихся).

V. Работа с текстами (задание выполняется по группам). 

(Приложение)

Учитель: На основе анализа текста о профессии и заполнения таблицы составьте «Портрет профессии» и устно расскажите о ней.

Ответы детей (устное высказывание)

VI. Рефлексия деятельности (итог урока).

Учитель: Закончите фразу «Сегодня на уроке я …..».

VII. Написание сочинения-рассуждения на тему «Моя будущая профессия». (Работа с памятками по написанию сочинения-рассуждения, повторить знаки препинания при вводных словах)

Приложение

Название профессии

Место работы

В чем заключается работа

Что входит в обязанности

Какие инструменты использует в работе

Какие умения необходимы в работе

Какими качествами должен обладать

Хотели бы Вы стать …

Военнослужащий

По самому слову не трудно догадаться, кто такой военнослужащий. Это человек, состоящий на военной службе.

Как у каждого государства, у России есть армия, то есть вооруженные силы. Вооруженные силы можно разделить на три главные группы — это сухопутные, или наземные войска, которые действуют на суше; военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе; и военно-морские — несущие вахту (т. е. дежурство) в морях и океанах.

Военнослужащие проходят службу на пограничных заставах. Их главная задача —не пропускать через границу шпионов, террористов, людей, перевозящих наркотики. Нести нелегкую службу пограничникам помогают специально обученные собаки.

В особую группу выделены воздушно-десантные войска (ВДВ). Военные, служащие в этих войсках, физически сильные, спортивные. Они проходят специальные многодневные тренировки, осваивая правила ближнего боя, знают боевые приемы. Десантников обычно доставляют на самолетах и вертолетах к местам боевых действий. Они спускаются на землю с помощью парашютов. Кроме смелости и отваги «голубым беретам» - так называют десантников - необходимы выносливость, абсолютное здоровье, ловкость и сила.

В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолетом управляет экипаж летчиков. Эти военнослужащие должны обладать великолепным здоровьем, самообладанием, умением мгновенно оценить обстановку и принять решение, смелостью и решимостью. Юноша, мечтающий о профессии летчика, проходит медицинскую комиссию, затем учится в летном училище, окончив которое, может продолжить обучение в военной академии.

Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Все вместе они составляют военно-морской флот. На корабле всегда есть капитан. Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в море курс. У каждого моряка в команде свои обязанности. Есть у России и подводный флот — атомные подводные лодки. Они поражают суда противника большими снарядами — торпедами.

Военнослужащие часто рискуют жизнью и здоровьем, защищая мир и покой на Земле. Они беззаветно любят свою Отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ.

Водитель

Водитель – это квалифицированный рабочий, управляющий разными видами транспорта, в число которых входят легковые и грузовые автомобили, троллейбусы, автобусы, трамваи и т.д. Перевозить он может как людей, так и товар. Профессия водителя очень ответственная, так как от качественного выполнения работы зависят жизни людей.

Для работы водителем необходимо не только управлять автотранспортным средством на автоматизме, но и отлично знать все правила дорожного движения. На пути могут возникнуть всякого рода непредвиденные ситуации. Поэтому человек, севший за руль машины, обязан обладать знаниями о техническом устройстве авто, чтобы иметь возможность определить и устранить элементарные неполадки.

Несмотря на то, что сегодня почти у каждого второго есть водительские права, далеко не все могут похвастаться безукоризненными навыками вождения. Следует не только знать, на какую педаль нажимать, но и уметь оперативно мыслить, принимать верные решения и быстро реагировать, в зависимости от сложившейся ситуации на дороге.

Особенность профессии водителя заключается в том, что на сегодняшний день, пожалуй, не найдется ни одной отрасли, в которой бы не требовались профессионалы в этой специальности. В зависимости от характера предприятия и от возможностей и желания самого шофера он может заниматься как грузовыми, так и пассажирскими перевозками.

Человек этой специальности может работать и на скорой помощи, и управлять троллейбусом, и быть дальнобойщиком.

Людям, решившим посвятить себя этой профессии, необходимо иметь устойчивую психику и обладать спокойным характером и выдержкой. Для успешной работы водителю требуется умение быстро реагировать, сосредотачиваться и быть внимательным. Бдительность, аналитические и прогностические способности помогут во многих непредвиденных ситуациях на дороге предсказывать возможное развитие событий. Для выполнения всех указаний и инструкций водителю необходимо быть ответственным, организованным и аккуратным.

Водителю  необходимо знать правила дорожного движения, устройство автотранспортного средства и все особенности технического обслуживания машины. Базовые знания для профессии водителя можно получить в автошколах и профессиональных техучилищах. Поступив в техникум, можно продолжить обучение.

Повар

Современный повар работает на специально оборудованной кухне. Чего там только нет! И электропечи, и холодильные установки, и автоматы для приготовления теста, и разнообразные смесители, и автоматические ножи для чистки и резки овощей. Но есть у повара и ручные орудия труда — длинные вилки с двумя зубьями для мяса, огромная разливательная ложка для супов. А варятся каши, супы, щи и борщи не в кастрюлях, а в огромных котлах!

Повар должен обладать великолепной памятью! Он знает и помнит, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Эта профессия  требует постоянного  поиска, творческой фантазии, потому что  надо  приятно  удивлять  посетитель  каждый  раз, когда  он заходит в столовую, кафе, ресторан. Что же ходит  в обязанности повара? В основном  это следующие  операции:  прием сырья и его  переработка, хранение продуктов, приготовление  холодных закусок, горячих блюд,  мучной впеки, оформление  блюд для раздачи. Выбирает профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявляя при этом фантазию, выдумку. Многие знаменитые повара сами придумывают новые блюда. Надев белоснежный халат и колпак, повар «колдует» над кастрюлями, что-то смешивает, доливает, обжаривает. Сейчас  в сфере  общественного питания  работают  и мужчины, которые не только не уступают  в мастерстве  женщинам, но зачастую  и превосходят их в умении. Кому же  можно порекомендовать  профессию повара?  Прежде всего  тем юношам  и девушкам, которые  любят готовить, проявляя при этом  выдумку и фантазию. Не зря опытные  повара говорят:  «Работа у нас  такая - доставлять  людям радость. А иначе заем  в повара идти?»

Люди этой профессии должны обладать тонким обонянием и хорошо развитыми вкусовыми ощущениями. Повара знают повара секреты приготовленья вкусных блюд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...