ПРОЕКТНАЯ РАБОТА АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2013г.
материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Антипова Екатерина Аркадьевна

В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_rabota_antipovoy.doc272.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК ОСНОВНОЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ ГИА И ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

                                                                   

                                                                             Работу выполнил

                                                                             учитель русского языка

                                                                             и  литературы

                                                                           Антипова Екатерина Аркадьевна

                                                                              _______________

                                                                                      (подпись)

                                                                               Научный руководитель

                                                                               к.ф.н. доц. Пупышева Е.Л.

                                                                                _______________

                                                                                    (подпись)

                                                                                Проектная работа защищена

                                                                                «___»  ___________ 2013 г

Елабуга 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………..………………………………………………...………………...3

ГЛАВА 1. ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ……………………...7

1.1. Анализ текста как форма подготовки к сочинению – рассуждению…………….…..…10

1.2. Основные этапы анализа текста……………………...……………………………...…...12

Выводы по главе 1.………………………………………………………..…............................14

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ……………..…………………………………………………………………………………….15

2.1. Приемы комплексного анализа текста на уроках русского языка................…………..20

2.2.Комплексный анализ текста…………..…………………………………………………..21

2.3. Подготовка к сочинению-рассуждению...………………………………………………29

Выводы по главе 2.…….…..……………………………………….……….............................33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………………………………35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..37

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...………………………………38

        Введение

В настоящее время интерес к анализу лингвистического текста продиктован тем, что в 9 и 11 классах необходимо написание сочинения. В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

В основе успешных занятий языком – не только знания, но и чувство языка, любовь к слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к нему при чтении текстов, при работе над сочинениями, изложениями, диктантами.

Система упражнений с текстом направлена на развитие, совершенствование чувства языка, языковой ситуации, что позволяет хорошо подготовиться к экзаменам, в полной мере овладеть коммуникативной компетенцией.

Остаётся актуальной работа с текстом на уроках русского языка. Текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны – предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств). Следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты.

Постановка проблемы:

  • Умение читать и понимать текст
  • Умение определять тему текста
  • Определение проблемы
  • Определение стиля и типа текста

Проблема:

Неумение обучающихся работать с исходным текстом при написании сочинения-рассуждения.

Цель:

Подготовить обучающих к ГИА и ЕГЭ.

Задачи проекта:

  • Научить приемам комплексного анализа текста.
  • Сформировать навыки анализа текста.
  • Познакомить  с приемами анализа текста.
  • Развивать языковую культуру обучающихся.

Ведущие формы и методы работы:

  • Чтение и поэтапный анализ текста.
  • Морфологический аспект фрагмента текста.
  • Взаимодействие морфологии и синтаксиса.
  • Работа в группах с целью формирования целостного анализа синтаксической структуры текста.
  • Выразительное чтение отрывков из произведений художественной литературы.
  • Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации в избранном эпизоде.

План

 

Тема занятия

 

срок

1

Введение. Речевая коммуникация и ее виды.

-Запись лекции учителя.

сентябрь

2

Понятие текста. Основные признаки текста.

-Работа с учебником.

-Анализ образцов текстов.

сентябрь

3

Способы связи в тексте.

-Анализ текстов с точки зрения средств и способов связи.

октябрь

4, 5

Тема, основная мысль текста. Микротемы.

-Тренировочные упражнения. -Минисочинения.

-Деление текста на микротемы.

октябрь

ноябрь

6

Понятие о типе  речи как способе изложения.

-Беседа. Ответы на вопросы.

-Практическое занятие: определить тип речи.

-Чтение текстов.

-Сочинение-описание.

ноябрь

8, 9

Тексты –рассуждения.

-Работа с текстом. Составление плана.

-Исследовательская работа.

-Творческая работа:

составление текста-рассуждения.

декабрь

10

Стили текста. Публицистический стиль.

-Запись лекции учителя.

январь

11

Средства выразительности в публицистическом стиле.

-Лабораторная работа

январь

12

 

Художественный стиль.

 

-Работа с литературоведческими словарями и справочниками.

февраль

13

Смысловой анализ текста.

-Работа с текстом: составление плана.

февраль

14,15,16

Языковой анализ текста.

- Работа со словарями, справочной литературой

-Анализ поэтического текста

-Выразительное чтение.

март

апрель

17,18

Комплексный анализ текста.

-Сочинение – рецензия на предложенный текст.

апрель

Необходимые ресурсы:

  • Проекты обучающихся.
  • Презентации.
  • Карточные задания.

Учащиеся должны научиться:

  • Различать особенности в построении текстов из произведений художественной литературы.
  • Проводить синтаксический анализ текстов.
  • Поэтапно проводить комплексный анализ текстов.
  • Выразительно читать текст, соблюдая интонационно-смысловую структуру фрагмента.
  • «Видеть» акцентное слово, фразу, понимать смысл их.
  • Различать прямой и обратный порядок слов в предложениях.
  • Осмысливать роль предикативной части предложений и значение второстепенных членов.
  • Применять изобразительные средства языка в создании собственных текстов.
  • Различать стилевые особенности речи: научной, публицистической, художественной, официально-деловой.
  • Понимать структуры разных типов речи и предложений по цели высказываний.
  • Овладеть приемам сочетания абзацев различной типовой структуры в собственных синтаксических конструкциях.
  • Осмыслить роль связи предложений (цепная и параллельная связи) в синтаксически едином тексте.

   

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕКСТ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО

             
Использование текста как средства осуществления личностно ориентированного подхода при изучении русского языка обеспечивает, на наш взгляд, не только разработку общих и частных вопросов персонализации обучения, но и решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание вдумчивого и бережного отношения к слову, формирование личности, осознающей необходимость своего культурно-речевого совершенствования.
             
Осуществление личностно ориентированного подхода на уроках русского языка соотносится с проблемой формирования школьника как языковой личности. В нашем понимании языковая личность характеризуется не только владением всеми видами речевой деятельности, не только умением правильно и чётко выражать мысли, передавать чувства в устной и письменной речи, но и обладанием индивидуальным авторским стилем. Показателем сформированности языковой личности является также знание процентных тестов (способность определить автора текста, узнать, из какого произведения цитата, и т.п.) – оно свидетельствует о приобщении ученика к лучшим образцам нашей национальной культуры. В практике своей работы мы рассматриваем личностно ориентированное обучение как адаптивную систему, в которой через организацию единой для всех (в рамках урока), но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений: познавательных интересов, потребностей, возможностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок. Личностно ориентированная среда на уроке русского языка – это, по нашему мнению, прежде всего развивающая среда, основой которой является текст. Обязательными условиями работы на уроке при этом являются предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. П.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряются самостоятельность, инициатива, творчество. Личностная направленность обучения русскому языку на основе работе с текстом, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учётом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учёт учебных переживаний. Существует мнение, что рассматриваемый нами подход не содержит ничего нового, что образование традиционно ориентировалось на личность, что достаточно методик, ориентированных на разноуровневый, дифференцированный и индивидуальный подходы. Однако все они исходят, во-первых, из признания того, что личность активно формируется под влиянием обучающих воздействий (преобладает такая ценность обучения, как знания), во-вторых, из необходимости распределять детей на группы и работать с группой, а не с каждым ребёнком как индивидуальностью. Субъектность, смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества не рассматриваются как самоценные.  Личностно ориентированное образование – целостный педагогический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путём диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на её способность к самоизменению и культурному развитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.
             
Научить школьников пользоваться русским (родным) языком как средством общения, средством познания мира и себя в нём, приобщения к культуре, развить их умение грамотно, активно и творчески владеть всеми видами речевой деятельности на родном языке дают возможность уроки, где как высшая единица обучения выступает текст, в котором «интегрируются, объединяются, синтезируется элементы языковой системы». Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствуют такие виды уроков, как уроки-исследования, уроки-семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, тестирования, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками и самого текста, и заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т. п.1 Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
           
Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике нашей работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т. п.) состоит из следующих этапов:

- целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;

- планирование; школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;

- исследование (исследование текста, решение промежуточных задач);

- дискуссия (устные отчёты о проделанной работе, уточнения, дополнения, формирование выводов); учащиеся обсуждают, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения: 

- итоговая творческая работа, Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т. п. Учитель оценит не только результат, но и процесс работы. 

Языковой материал предъявляется учащимся в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением; различного вида словари лежат на ученических столах и постоянно используется учащимися в процессе работы с текстом.

1.1.   Анализ текста как форма подготовки к сочинению- рассуждению.

Формирование навыка составления текстов разных жанров должно начинаться с 5 класса, но, к сожалению, лишь очень немногие ученики к 11 классу ориентируются в потоке разнообразных сведений, умеют отбирать материал на заданную тему, связно и грамотно формулировать мысли, подтверждая из литературных произведений и критических статей.

 Поэтому особой формой работы в старших классах становится  комплексный урок по изучению имеющегося текста как образца для написания собственного сочинения.

В старших классах перед учителем и обучающимися стоит задача обобщить и систематизировать сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить анализ текста. На первых уроках обобщения и повторения учащиеся под руководством учителя составили таблицы по типам и стилям текста (записали определения понятий, признаки каждого стиля, каждого типа речи). Дети ведут словари – справочники по комплексному  анализу текста. В эту тетрадь позднее были записаны не только определения понятий, но и план анализа текста, и отдельные теоретические сведения о заглавии, языковых средствах связи предложений в тексте, художественно – изобразительных средствах.

«Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица», - пишет А.Б. Малюшкин, предлагая в методических пособиях «Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь» тексты, различные по типу и стилю, соответствующие программе по развитию речи для 5 – 11 классов общеобразовательной школы. « Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки».

Что же такое лингвистический анализ текста? По определению М.Р.Львова, лингвистический анализ текста — это вид языкового анализа, целью которого является « «выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно — тематическое и эстетическое содержание литературно - художественного произведения», а также « выявление зависимости отбора языковых средств от прогнозируемого автором эффекта речевого воздействия». По словам Л. В. Щербы, цель такого анализа — учить «читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей и поэтов». Задачи лингвистического анализа могут быть следующими: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя.

Стремясь преодолеть одностороннюю традиционность анализа художественных текстов, Л.В.Щерба в своих « Опытах лингвистического толкования стихотворений» предложил методику лингвистического толкования текста, целью которого « является показ тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений».

Это - « путь лингвистический, путь разыскания значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов, путь создания словаря, или точнее, инвентаря выразительных средств литературного языка».

Значительный вклад внёс А. М.Пешковский. Он видел в анализе текста важнейшее средство развития активных навыков владения языком. Художественный текст представляет собой сложную структуру. В нём выделяются различные и вместе с тем взаимосвязанные уровни: идейно - эстетический ( идеологический), жанрово - композиционный и языковой как эстетическая речевая система. Настоящий лингвистический анализ текста основан на хорошем знании всей системы языковых средств, которые были использованы художником слова в данном тексте.

1.2. Анализ текста включает в себя следующие этапы.

Определение темы (проблемы) предлагаемого текста. 

Выделение ключевых слов для понимания темы, смысла названия и осознания главной идеи текста.

Как правило, писатели публицисты в своих произведениях ставят такие проблемы, которые волнуют абсолютно всех людей. К ним  относятся  прежде всего глобальная проблема войны и мира, а также жизненно важная проблема экологии и проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости, нормы общежития. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь и т. д., над которыми можно бесконечно рассуждать.

Определение идеи (основной мысли)  текста.

Определить основную мысль – значит ответить на вопрос, почему эта тема до сих пор вызывает интерес и отклик у разных авторов.

Определение типа речи – повествование, описание, рассуждение.

«Определить тип речи помогает прием фотографирования». В описании говорится о постоянных или одновременно присутствующих признаках чего – либо (их можно запечатлеть на одном кадре фотоаппарата). В повествовании речь идет о сменяющих  друг друга действиях или событиях (потребуется несколько кадров). В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений, наших представлениях о них, оценках, чувствах, (словом, о том, что вообще нельзя сфотографировать). При этом следует помнить, что в рассуждении говорится о вещах отвлеченных, не о материальном, предметном мире, а о наших представлениях о нем; о понятиях, суждениях, чувствах, оценках (говорим не о том, что видим, а о том, что знаем, о чем думаем).

Определение стиля речи. 

Определения стиля речи официально – делового, разговорного, научного, как правило, не представляет трудностей. Чаще всего затруднения возникают при разграничении художественного и публицистического стилей или же публицистического и научно – популярного. В этом случае надо представить речевую ситуацию (о чем, где, с кем, зачем говорится) и ответить на вопрос, где этот текст может быть использован – в журнале или газете (публицистика), научной или учебной литературе (научный стиль), в  художественном произведении (художественный стиль). Важно помнить ведущие стилевые черты, определяющие отбор характерных для стиля языковых средств: для художественной речи это образность и эмоциональность, для научного – точность, логичность и обобщенно – отвлеченный характер информации, для публицистики – сочетание экспрессии и стандарта.

    Будет ошибкой определять стиль по отдельным словам и выражениям, т.к.  одни и те же слова и выражения могут быть употреблены в текстах разного стиля.

   Порядок действий при проведении стилистического анализа может быть таким: Сначала,  опираясь на внеязыковые стили (речевую ситуацию) мы определяем стиль текста, затем, отталкиваясь от ведущих стилевых черт, ищем в тексте языковые приметы данного стиля – характерные для него слова и выражения.

  Анализ лексики. 

Анализ текста предполагает знание основных лексических средств языка (синонимов, антонимов, омонимов, слов в прямом и переносном значении, фразеологизмов), умение находить их в тексте и анализировать особенности употребления.

Средства выразительности. 

Как показывает практика, умение определять средства выразительности, которыми пользуется автор текста, - одно из самых сложных заданий.

Оно предполагает  знание основных языковых средств художественной изобразительности  (эпитета,  сравнения, метафоры, гиперболы, олицетворения и др.),  наиболее  распространенных  фигур речи: анафоры (повторение слов или словосочетаний в начале предложения), антитезы (прием контраста, противопоставление явлений и понятий), градации (расположение слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости), оксюморона (сочетание противоположных по значению слов), параллелизма (сходное построение сложных фраз, предложений), риторического вопроса, риторического восклицания, риторического обращения, и др.

Выводы

При лингвистическом анализе текста, который в последнее время всё чаще используют учителя на уроках русского языка, по мнению современных исследователей, не должен нарушаться основной принцип - «учёт единства формы, содержания и функции рассматриваемого « языкового явления».преобладающее внимание к формальной стороне языковых фактов тормозит речевое развитие детей, так как односторонний подход к анализу порождает привычку поверхностного взгляда на языковое явление. Лингвистический анализ текста со стороны содержания и формы позволяет относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целого высказывания (речевого произведения), учит отбирать языковые средства с учётом конкретной речевой задачи. Систематическое обращение к анализу текстов, опора на них будут способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения — умения создавать собственный текст. Художественные тексты, используемые учителями на уроках русского языка, являются для школьников образцом правильной и выразительной речи.

                     

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

В последние годы статьи о комплексном анализе текста в методических изданиях не редкость. В одной из них читаем: «Конечно, работа над текстом каждый раз начинается с того, что ученики вставляют недостающие буквы, знаки препинания и раскрывают скобки».1 И сразу же возникает цепочка вопросов: есть ли в тексте необходимость для выполнения таких заданий? Не лучше ли подбирать для них отдельные слова, словосочетания, предложения – в зависимости от лингвистической природы изучаемых правил и этапа формирования соответствующих орфографических и пунктуационных навыков? И со скобок ли, букв и знаков препинания надо начинать работу над текстом? Это ли в нём главное?

В большинстве статей о комплексном анализе текста сначала предлагается определить его тему и основную мысль, а затем идёт лингвистический пёстрый набор заданий типа: «найдите в тексте» (или в таком-то абзаце его) существительные (прилагательные, глаголы, наречия), синонимы, антонимы (омонимы, фразеологизмы), односоставные предложения (сложные, бессоюзные) и т. п. Не подменяем ли мы анализ текста элементарным упражнением на узнавание, которое методически целесообразно на первом этапе усвоения изучаемого материала? Допустим, только что узнав, что такое деепричастие, дети (по заданию учителя) находят в предложенном тексте слова, обладающие признаками нового для них лингвистического понятия, «узнают» его. Это уместно, это закономерно. Но почему, анализируя текст, учащиеся должны находить в нём указанные в задании слова и конструкции в отрыве от него идейно-тематического содержания?

Традиционны в статьях о комплексном анализе текста задания типа: «докажите, что это текст». Однако часто предложенный дидактический материал текстом в терминологическом значении этого слова не является. Выходит, ученик должен доказывать недоказуемое. Не мешает ли это формированию в его сознании сложнейшего понятия – «текст»?

Возможно, эти и другие вопросы возникают при чтении статей о комплексном анализе текста потому, что мы, учителя и методисты, не всегда точно понимаем друг друга? И это немудрено при отсутствии единого понимания терминов текст, комплексный анализ текста, а также назначения такого анализа и его организационных форм. Цель данной статьи – поделиться раздумьями по поводу комплексного анализа текста и с помощью психологов, лингвистов, методистов попытаться ответить хотя бы на некоторые связанные с ним вопросы. 

В учебной и методической литературе слово текст употребляется в разных значениях:  

  1. Дидактический материал, на котором построено упражнение (здесь могут быть отдельные слова, словосочетания, предложения, отрывок из текста или отрывки из нескольких текстов, целый текст).
  2. Сложное синтаксическое целое.
  3. Художественное произведение (в отличие от примечаний, комментариев к нему, предисловия, послесловия).
  4. Единица языка и речи, обладающая определёнными категориальными признаками.

В лингвистике общепринятого определения текста как единицы языка и речи нет.

В школьной практике категориальными признаками текста принято считать такие, как наличие или возможность заглавия, тема, основная мысль (идея), делимость (начало – зачин, основная часть, конец), смысловая и структурная связность, композиционная завершённость, стилистическое единство.

В нашем понимании комплексный анализ текста – это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и представляет собою текст. Поэтому принципиальной разницы между заданиями «докажите, что это – текст» и «произведите комплексный анализ текста», думается, нет: и в том и в другом случае речь пойдёт о категориальных признаках, которые надо «увидеть» в данном конкретном тексте и прокомментировать.

Главная цель комплексного анализа текста – обучение школьников правилам, технологии построения текста на примере классики; следовательно, текст для анализа должен быть образцовым. Классический текст – единое целое, где каждый элемент его на месте. В этой связи вызывают сомнение задания на замену авторских элементов текста ученическими. Например: «замените в таком-то абзаце текста причастный оборот придаточным предложением» (или прямую речь косвенной; или простые предложения - сложными и т. п.). Смысл таких заданий непонятен: как будто сам автор (писатель-классик!) не сумел употребить там, где это нужно, придаточное предложение, а не причастный оборот, косвенную речь, а не прямую, сложное предложение, а не простое и т.д.

Упражнения на замену эффективны только в том случае, если предложенный так называемый «рабочий» вариант текста в результате трансформации его улучшается; это – своего рода редактирование. Если школьнику предлагают заменить (т. е. улучшить) элементы классического текста, то не кроется ли здесь опасность, с одной стороны, формализма в обучении языку, с другой – неуважительного уважения детей и подростка к труду писателя?

Из этого вовсе не следует, что надо вообще отказаться от упражнений на замену. Они необходимы, но проводить их целесообразно на материале не классических текстов, а учебных или требующих улучшения.
Хочется ещё раз подчеркнуть: для комплексного анализа подбирается текст такого автора, у которого есть чему учиться.

Основными организационными формами комплексного анализа текста нам представляются следующие:

- коллективная работа класса (под руководством учителя ученики прослеживают развитие мысли в тексте, макро- и микросвязи, взаимодействие языковых единиц и т. д. ); 

- один из этапов подготовки к изложению или устному пересказу текста – комплексный анализ его в форме коллективной работы класса;

- одна из форм самостоятельной работы учащихся;

- одна из форм проверки знаний, умений и навыков учащихся на экзаменах.

Для самостоятельного анализа учащимся предлагаются небольшие тексты: миниатюры, подобные приводимым ниже, или фрагменты больших текстов, обладающие автономностью и признаками целого текста.

Очень важно разъяснить ученикам логику комплексного анализа текста, его принципиальное отличие от упражнений на узнавание. Хорошо использовать для этого пословицы и миниатюры. 

Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию должно убедить учащихся в том, как важно свободно владеть речью, осознанно строить свои высказывания. Формирование же коммуникативной и лингвистической компетентности учеников предполагает, что система бучения связной речи в школе должна основываться на положениях теории речевой деятельности. Речевая деятельность, как деятельность творческая, по данным многочисленных исследований, представляет собой многоярусный механизм, сущность которого вытекает из особенностей человеческой деятельности. Всякая человеческая деятельность, в свою очередь, характеризуется структурностью, то есть состоит из определённой последовательности действий, которые организуются таким образом, чтобы при наименьшей затрате времени достичь определённой цели. «Чтобы полноценно общаться, - пишет А.А.Леонтьев, - человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во - первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, во - вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения, в - третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания, в- четвёртых, уметь обеспечить обратную связь. Если какое - либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения - оно будет неэффективным».

Преобразование мысли в текст - это сложный процесс, отдельные этапы которого накладываются друг на друга. Основные компоненты речи - замысел, лексическое наполнение, грамматическое оформление - соотносятся с отдельными уровнями языка: синтаксисом, фонетикой, лексикой, морфологией и др. Принципы построения текста, по мнению многих исследователей, имеют объективный характер: выявление путём анализа особенностей его строения делает возможным обучение правилам их реализации в речи, создаёт условия для совершенствования коммуникативной правильности речи.

Анализ текста « как готового продукта речи» позволяет увидеть динамику речевой деятельности — от замысла до конкретной « речевой реализации», т. е. проследить процесс формирования мысли автора. Одновременно с осознанием речи формируется литературная интуиция, спонтанная речь, которая имеет более автоматизированный характер, так как находится в внутреннем , мысленном плане». Доказано, что развитие спонтанной речи непосредственно влияет на совершенствование умений самостоятельного создания текстов.

« Комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические сведения по русскому языку, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы « работают» над передачей содержания текста, его смысла» - С. В. Сергушева.

Опора на языковой аспект текста позволяет более экономно и результативно сформировать у учащихся приёмы построения текстов, предупредить такие ошибки, как нарушение логичности,
последовательности, связности высказывания. Работу эту начинаю с 5
класса. Исследование текста, « погружение» в язык, обращение к
справочному материалу. Сочетание индивидуальной, групповой и
коллективной деятельности учащихся. Ведущим в уроке русского языка, я в этом глубоко убеждена, должна быть работа с текстом больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твёрдый зрительный образ» слова, предложения, но главное «твёрдая лингвистическая подготовка» учеников. Значит, главное на уроке - «исследование» языкового материала, частично или всесторонний анализ образцового произведения, текста. В 5 классе начинаю работу по составлению словарных диктантов самими учащимися, когда со словами, которые я даю, надо составить словосочетания, обязательно используя примеры из стихотворений и прозы известных писателей: прилёг, гореть, сонный, стелется и т. д. Эти слова должны вызвать в памяти учащихся стихотворные строчки: Прилёг вздремнуть я у лафета - М.Ю.Лермонтов и т.д.

Так постепенно накапливается материал, который даёт мне
возможность активизировать работу в классе, когда каждый становится
участником общего дела, когда каждый может принять посильное участие в «исследованиях». При изучении темы «Лексика» провожу «исследование» текста. С этих уроков начинается систематическая работа с разного рода словарями (Толковый, синонимов, фразеологизмов).

При анализе текста дети говорят, что они видят, что они слышат,
какие чувства испытывают.

2.1.Приемы комплексного анализа текста на уроках русского языка

Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем задаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки.

Начальный этап работы над анализом текста рекомендуется проводить коллективно. Дальнейшая работа – по выбору учителя: самостоятельная или коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.

Данные текста (или часть их) можно с успехом использовать как дидактический материал на различных этапах обучения. Учитывая, что полный объём работы велик, рекомендуется проводить её на сдвоенных уроках русского языка и оценивать каждый вид работы отдельно.

Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся, которую тоже следует оценить отдельно. В конце каждой комплексной работы отведена страничка для работы над ошибками, которую учащиеся обязательно должны выполнять после проверки учителем.

2.2. Комплексный анализ текста

Изучение темы «Текст» начинается уже в первой четверти 5 класса с разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве. Специальная работа проводится над развитием умений определять тему и основную мысль готового текста, соотносить тему и заголовок. Со второй четверти вводится понятие – смысловой тип текста. Ребята учатся определять разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение. Мы говорим о том, что разные типы речи созданы с разными целями, имеют собственную структуру и характерные языковые приметы, приводим примеры и смешанных текстов ( повествование + описание, рассуждение + описание и т. д.). Помимо этого, в 5 классе даётся общее понятие о стилях речи ( разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Таким образом, на уроках русского языка в 5 классе говорится о том, как строится текст: показывается, как тема и идея объединяют предложение в единое целое, каковы смысловые отношения между предложениями тексте, как строится абзац, каковы грамматические способы связи предложений в текстах разных типов (повествовании, описании, рассуждении), даётся представление о стилях речи. Кроме речеведческих навыков, пятиклассники знакомятся с разными видами разбора, получают основные знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике , морфологии., запоминают орфографические и пунктуационные правила. Всё это даёт возможность предложить в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.

Приведем пример такого комплексного анализа в 5-ом классе.

Текст 1.

Самые мя..кие и трогательные ст..хи, книги и к..ртины написаны рус..кими поэтами, п..сателями и художниками об осени Левитан ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года осент сн..мала с л..сов, с п..лей, со всей пр..роды густые цв..та, смывала д..ждями зелень рощ.. делались сквозными темные краски лета см..нялтсь ро..ким з..лотом, пурпуром и серебром изм..нялмс не только цвет земли, но и самый воздух он был чище, х..лоднее, и дали были гораздо глу..же, чем летом осень на к..ртинах Левитана очень разнообразна.

( К. Паустовский)

1.  Прочитайте текст. Найдите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.

2.  Вставьте пропущенные буквы.

3.  Озаглавьте текст.

4.  Разделите текст на абзацы.

5.  Тема текста.

6.  Основная мысль текста.

7.  Составьте план текста:

8.  В тексте обозначьте склонение имен существительных.

9.  Разберите по составу слова:

Темные, зелень, снимала

Работа над ошибками:

Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи ставятся перед учениками на экзаменационном изложении.

Перед тем как приступить к анализу текста на уроке, ученики получают задание прочитать текст дома и предварительно проанализировать его по следующему плану ( и памятка « План анализа текста», и текст должны быть обязательно у каждого ученика).

План анализа текста:

1.  Прочитайте текст.

2.  Вспомните, что вы знаете об авторе.

3.  К какому функциональному стилю речи принадлежит текст?

4.  какого типа речи текст?

5.  Определите жанр текста.

6.  Определите тему текста.

7.  Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его.

8.  Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.

9.  Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи ( повторяющиеся слова, синтаксические параллели)

10.  Как соотносятся начало и конец текста?

11.  На каком приеме построен текст? ( сопоставление, противопоставление, быстрая смена событий и т. д.)

12.  Понаблюдайте над лексикой текста ( контекстуальные синонимы, антонимы, многозначные слова, на употребление архаизмов, неологизмов, эмоционально-оценочные слова ит. д.)

13.  Понаблюдайте над фонетическими средствами.

14.  Какими морфологическими средствами пользуется автор? ( Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия, обилие прилагательных при описании пейзажа).

15.  Понаблюдайте над синтаксисом текста.( Употребление предложений определенной структуры: простых или сложных, назывных, употребление инверсий и пр.).

16.  Сформулируйте идею текста.

17.  Каково ваше впечатление от текста.

При анализе текста необходимо помнить, что рассмотреть все вопросы на материале одного теста невозможно и не нужно.

Безусловно, такой предварительный анализ требует времени и определенных навыков, поэтому в начале он поэтапно контролируется на уроках. Например, первое задание ограничивается 1-5 пунктами анализа и проверяется и корректируется на уроке. Затем такая же работа проводится по пунктам 7-10, 11-12, 13-14, 15-17, занимая 15 минут урока, посвященного подготовке к экзаменам.

Только после того, как учитель убедился, что ученики владеют основами анализа текста, он может полностью предложить его для предварительной самостоятельной домашней работы.

Таким образом, на занятия ученики приходят уже подготовленными к анализу текста, и цель урока состоит в том, чтобы проверить и оценить их самостоятельные наблюдения над тестом, скорректировать и развить их, активизировать речь учеников, побудить их к творческой исследовательской работе над текстом и полностью подготовить к письменному изложению с элементами сочинения.

Текст 2

            Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август., в природ., улавливает., приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со..нце, замечает., особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры. Со..нце выплыва..т теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах. (По А. Марину.)

Задания:

  1. Озаглавьте текст.
  2. Тема текста
  3. Основная мысль текста
  4. Стиль текста
  5. Тип текста
  6. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
  7. Произведите фонетический разбор слова еще
  8. Найдите и выпишите из текста эпитеты
  9. Разберите по составу следующие слова:
    прохлада, душистые, припекает
  10. Произведите морфологический разбор одного глагола 2-го лица.
  11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения.

Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом.

Работа с текстом при повторении и обобщении изученного материала

Приведем пример работы с текстом при повторении и обобщении изученного материала.

Текст 3

1.Где мы? 2. В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? 3. Что за чудный край! 4. Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого. 5. Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? 6. Море, например? 7. Бог с ним! 8. Оно наводит только грусть на человека: глядя на него, хочется плакать. 9.Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины. 10. Рев и бешеные раскаты валов не нежат слабого слуха: они все твердят свою, от начала мира одну и ту же песнь мрачного и неразгаданного содержания; и все слышится в ней один и тот же стон, одни и те же жалобы будто обреченного на муку чудовища да чьи-то пронзительные, зловещие голоса. 11. Птицы не щебечут вокруг; только безмолвные чайки, как осужденные, уныло носятся у прибрежья и кружатся над водой. 12. Бессилен рев зверя перед этими воплями природы, ничтожен и голос человека, и сам человек так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины!. 13. От этого, может быть, так и тяжело ему смотреть на море. 14. Нет, бог с ним, с морем! 15. Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. 16. Они грозны, страшны, как выпущенные и устремленные на него когти и зубы дикого зверя… 17. И небо там, над скалами и пропастями, кажется таким далеким и недосягаемым, как будто оно отступилось от людей. 18. Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой.

1.  Найдите и подчеркните в тексте лексические повторы. Сколько раз повторяется в тексте слово МОРЕ? Почему?

2.  Какими описательными оборотами заменяется слово море в тексте? Как называются такие обороты речи?

3.  Найдите в тексте контекстуальный оценочный синоним слова море? Какой образ моря создает автор? Какие слова автор для этого использует?

4.  Найдите в тексте синонимы слов горы и пропасти. Какую оценочную и смысловую роль играет такая синонимия?

5.  Какие литературные тропы использует И. А. Гончаров для создания такого образа природы?

6.  Вспомните, что такое градация. Найдите примеры использования градации в этом тексте.

7.  Найдите и выпишите из текста примеры антонимов.

8.  Отметьте композиционно-смысловые части текста. На каких приемах основана композиция текста. Обратите внимание на начало и конец отрывка. Как они соотносятся?

9.  Выпишите из текста прилагательные и причастия с ни нн. Сгруппируйте их и объясните правописание.

10.  Выпишите слова с приставками на з/с. Объясните их написание.

11.  Произведите фонетический разбор слова бессилен.

После этой работы с текстом на дом можно дать задания обобщающего характера.

1 Что такое многозначные слова? Расскажите о прямом и переносном значениях слова. Как используются переносные значения слова в литературных произведениях? Отвечая на вопрос, основывайтесь на предыдущем тексте.

2. Что такое перифразы? Какие виды перифраз вы знаете?

3. Что такое антонимы? Назовите их разновидности.

Кроме того, можно написать небольшую - минут на 15мину - творческую работу « Мое впечатление от начала главы» от начала главы « Сон Обломова».

Урок по комплексному анализу текса можно проводить в форме зачёта ( 8 -9 класс).

Предлагаются на карточках тексты для анализа. Вопросы и задания могут быть такими:

  1. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова, которые отражают тему текста.
  2. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  3. Докажите, что это текст. (Доказательство должно строиться на конкретном материале — анализе лексических, морфологических, синтаксических средств, обеспечивающих главные свойства текста — цельность и единство.
  4. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст?
  5. Какие средства связи между предложениями используются в тексте ( в одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями?
  6. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
  1. Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  2. Найдите в тексте два - три многозначных слова. В каких значениях они употребляются? Составьте словосочетания (предложения), чтобы доказать многозначность данных слов.
  3. Найдите в тексте заимствованные слова. Объясните их значения.

10.Озаглавьте текст. Объясните смысл названия. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста?( Предложите свои варианты названия)

11 .Какие языковые средства помогают автору выразить своё отношение, оценку?

  1. Какова        роль односоставных предложений? Как их использование связано с содержанием текста? И т. д.
  2. Какие        орфограммы встретились в словах текста? Можете сгруппировать их?
  3. Какие        пунктуационные правила можно встретить в предложении?
  4. Составьте        план текста, перескажите текст.
  5. Выполни        разные виды грамматического разбора.
  6. Подготовьтесь         к выразительному чтению текста, (выберите нужный тон, определите место коротких и длинных пауз; отметьте слова, на которых следует сделать логическое ударение; обратите внимание на интонацию в предложениях с вводными словами, обращением и т.д.)

Получая карточку с текстом, ученики сами выбирают те вопросы, которые соответствуют уровню его подготовки. При оценке ответа учитывается уровень трудности слов, предложений, выбранных учеником для разбора. Работа может выполняться группой учащихся, в которую входят 5-6 человек. Вся группа анализирует текст, но каждый ученик выполняет свой вариант заданий.

На уроке - зачёте решается вопрос о соотношении теории и практики при обучении русскому языку. Знание теории становится инструментом для решения практических задач, работа ученика носит исследовательский, творческий характер - для работы с текстом надо уметь применять знания, обобщать и систематизировать изученное. Анализ текста предполагает опору не только на знания, но, прежде всего, на чувство языка, речевую интуицию, без чего невозможен процесс совершенствования речи.

2.3. Подготовка к сочинению по прочитанному тексту

Сочинение – один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова).

Сочинение реализует комплекс взаимосвязанных оценочных, эстетических и интеллектуально-речевых действий. Оно активизирует чувство и воображение, память и мышление, формирует способы речевого самовыражения.

Еще раз вернемся к вопросу — как подготовить учащихся к выполнению задания «Сочинение по прочитанному тексту».

Во-первых, составляем план будущего сочинения. Он может выглядеть так:

I.   Вступление.

II.  Основная часть.

1.  Проблема, поднятая в тексте.

2.  Комментарий проблемы.

3.  Авторская позиция.

4.  Мое отношение к проблеме (аргументы, не менее двух).

III.   Заключение. Начнем с основной части.

1. Выясним, что такое проблема (от греч. problema— задача); в широком смысле слова — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.

Прочитав представленный текст и найдя в нем одну или несколько поднятых проблем, учащийся должен остановиться только на одной, которую в следующем абзаце будет комментировать. Затем он расскажет об отношении к ней автора и о своей собственной позиции.

2. Чтобы прокомментировать актуальную проблему текста, нужно ответить на вопросы:

а)  важна ли проблема, поднятая автором?

б) сталкивались ли вы с подобной (этой) проблемой?

в)  интересна ли она молодым людям, обсуждается ли молодежью?

г)  что зависит от решения этой проблемы?

Если не решать, то...

Если решить, то...

Не всегда удается ответить на все четыре вопроса: это зависит от текста и подготовленности ученика. Можно ограничить комментарий одним—двумя ответами.

3. Авторская позиция — это отношение автора представленного текста к проблеме, поднятой им. Думается, логично начать абзац не с конкретизации авторской позиции, а с того, о чем он повествует или рассуждает. Тогда авторская позиция, сформулированная учеником, будет выглядеть убедительнее. Собственно выражение позиции автора можно начать словами: «Автор считает (утверждает), что... »

4. Ученик может согласиться или не согласиться с точкой зрения автора. Возможен вариант, когда он с одним согласен, а с другим согласиться не может. В подтверждение своей точки зрения пишущей сочинение приводит два примера-аргумента. Причем оба они могут быть взяты либо из жизни, либо из прочитанной художественной литературы, очерков, статей и других источников информации; либо один пример взят из жизни, а другой где-то прочитан.

Что касается вступления и заключения, надо помнить, что они так же, как и основная часть, подчинены проблеме, поднятой в тексте. Поэтому во вступлении можно указать на место поднимаемой проблемы в ряде других, существующих в обществе, или выделить ключевое слово в тексте и поразмышлять над ним.

Заключение обычно предполагает вывод. На наш взгляд, ученик может сделать вывод, исходя из своих рассуждений в сочинении, или написать о впечатлениях oт прочитанного текста и работы над поднятой проблемой.

Теперь можно дополнить первоначальный план.

I. Вступление. (I вариант: проблема текста в ряду других проблем. II вариант: ключевое слово.)

ΙΙ. Основная часть.

1.  Проблема представленного текста.

2.  Комментарий проблемы:

а) актуальна ли проблема, поднятая автором?                                                                                 б) сталкивались ли вы с этой проблемой?

в) интересна ли эта проблема молодым людям?

г) что зависит от решения проблемы?

3.  Авторская позиция.

4.  Мое отношение к проблеме. (Я согласен с автором в том,

что...; С автором невозможно не согласиться...; Я не могу согласиться с мнением автора...).

Аргументы (1—2 примера)

III. Заключение. (I вариант: вывод по проблеме. II вариант: впечатления от работы над текстом).

Составив подробный план вместе с учителем, учащиеся осмысливают, о чем они должны написать в сочинении. Но этого бывает недостаточно для того, чтобы приступить к написанию работы: даже сильные ученики не всегда могут сами выделить в тексте проблему. Поэтому прежде, чем писать сочинение, напомним учащимся, что проблема — это задача или вопрос, требующий разрешения, а авторская позиция (главная мысль, идея текста) — это ответ на вопрос.

Чтобы определить проблему, воспользуемся планом:

1.  Чтение текста. О чем он?

2.  Авторская позиция. Зачем написан текст? Что хочет сказать автор? К чему призывает? = Ответ. (Автор считает, что...)

3.Проблема. ?  - - - - - - .                                                                                                              

Проблема может быть сформулирована с помощью вопросительного или повествовательного предложения.

Теперь можно начать работу непосредственно с текстом. На первом этапе лучше брать тексты небольшие, понятные, занимательные. Предлагаем вниманию учащихся, например, статью Д.С. Лихачева «О хороших манерах». После чтения задаем вопросы:

1.  О чем представленный текст?

2.  В чем заключается авторская позиция? Ответ начните со слов: «Автор считает, что...» (Д. С. Лихачев считает, что в жизни всегда следует соблюдать одно главное правило: «Не мешай окружающим, веди себя так, чтобы другим было удобно и приятно с тобой».)

3.  Авторская позиция — это ответ. На какой же вопрос отвечает автор? Постарайтесь поточнее сформулировать вопрос, чтобы в ответе можно было привести авторскую позицию, а не слова да или нет. Проблема сформулирована: «Что значит быть воспитанным?».

Когда проблема сформулирована и авторская позиция известна, можно выразить свою точку зрения и привести примеры-аргументы. Вначале ученикам бывает сложно самостоятельно отыскать аргументы. Но сообща они справляются с задачей: в классе звучит большое количество примеров. Комментарий проблемы у сильных учеников обычно не вызывает затруднений. Те, кому сразу не удается комментарий, учатся постепенно.  После устной работы с двумя-тремя  текстами  учащиеся справляются с письменным сочинением.

Положительные результаты, на мой взгляд, приносит взаимопроверка сочинений – рассуждений учащихся в соответствии с критериями оценки ГИА и ЕГЭ части С. Она позволяет увидеть сильные стороны и недостатки работ и нацелить учащихся на правильные установки при выполнении подобного задания.

Выводы

Очень важно, что в систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в 5 – 9 классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь лингвистическим, лингвостилистическим или комплексным анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст. Научившись же осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, школьник развивает и свои собственные стратегии создания связных текстов.

Поскольку познавательные особенности и предпочтения каждого ребенка индивидуальны (что учитывается при личностно-ориентированном подходе к организации и содержанию учебного процесса), школьники к получению результата идут разными путями. Некоторые (а на начальном этапе работы – все) анализируют предложенные тексты с помощью вопросов учителя, некоторые в качестве промежуточного контроля самостоятельно подбирают фрагменты из изучаемых на уроке литературы произведений и готовят вопросы для комплексного анализа «своих» текстов. Иногда ученики, исследуя стратегию творчества классика, в качестве тренировочного упражнения пишут текст-стилизацию или создают авторский текст как успешный конечный результат какого-то этапа индивидуальной или совместной с учителем, а может, с одноклассниками деятельности.

В современной методике русский язык осознаётся как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ГИА и ЕГЭ по другим предметам школьного цикла (литературе, иностранным языкам, обществознанию, биологии, географии), видим, что  в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение.

Таким образом, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроке русского языка, мы закладываем основы для успешной сдачи Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла.



 

Заключение.

 

    Внимание к проблемам анализа текста вызвано и сегодняшней необходимостью: подготовить учащихся к успешной сдачи ГИА и  ЕГЭ. Это возможно при условии системной работы над анализом художественных и публицистических произведений. Как показывает практика, бессистемная работа дает незначительный результат: не возникает ощущения отработанности  учебных навыков.

   Первый этап этой работы – научить обучающихся понимать смысл и оценивать форму исходного текста. Второй этап – выработать у обучающихся умение выражать свое отношение к содержанию текста, к тем проблемам, которые затронуты в тексте, формулировать свою позицию, строить свое рассуждение таким образом, чтобы оно было композиционно стройным и цельным.

  Следует, наконец, отметить, что работа по обучению написания сочинения – рассуждения оказывает положительное влияние на профессиональное совершенствование самого учителя. Чтобы научить учащихся рецензированию, учитель должен сам владеть этими навыками, что предполагает дальнейшее самообразование, влияет на повышение педагогического мастерства учителя, побуждает его к творческой разработке уроков и позволяет на этой основе достигать более качественных знаний и развития учащихся.

Элементы комплексного лингвистического анализа текста можно использовать и на уроках литературы, выполняя анализ эпизода, главы, лирического произведения.

       Перед учителем – словесником встает извечная проблема: как научить учащихся создавать текст на том крошечном промежутке времени, которое отведено учебными планами на уроки русского языка (1 час в неделю).

Обучение сочинению – рассуждению на основе публицистического текста в старших классах является важным компонентом общей тенденции гуманитаризации  образования, усиления творческого, исследовательского характера в системе  преподавания русского языка.

Целесообразно шире использовать работу с текстом, на протяжении всего курса изучения русского языка отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров.

Библиография.

Однотомное издание

одного автора

Баландина А. Д. «Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах», Пермь, 2004 г.

Однотомное издание

одного автора

Дускаева Л. Р., Русинова И. И. «Работа над текстом: секреты успеха», ПОИПКРО –Пермь,  2005 г.

Однотомное издание

одного автора

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.

Однотомное издание

одного автора

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 96с.

Однотомное издание

одного автора

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.

Однотомное издание

одного автора

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 9 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112с.

Однотомное издание

одного автора

Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 128с.

Однотомное издание

одного автора

Пащук Н. От анализа текста – к сочинению. Литература. Научно-методическая газета для учителей словесности. №17-23. 2007.

Однотомное издание

двух и более авторов

Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 350 с.

Однотомное издание

двух и более авторов

Дейкина А.Д. Раздаточные материалы по русскому языку. 6 кл. / А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2004 – 176с.

Однотомное издание

двух и более авторов

Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И. и др. ЕГЭ. Репетитор. Русский язык. Эффективная методика / Влодавская Е.А., Пучкова Л.И., Сабынина О.И., Колесникова Е.В., Мамоноа Т.Н. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 320с.

Электронные ресурсы

(удаленного доступа)

http://letter.com.ua/phrase/index.php?id=284. Алфавитный каталог крылатых фраз. (дата обращения 06.12.2013)

Электронные ресурсы

(удаленного доступа)

http://www.mosslov.ru/tolk/zavistyt.html. Словари. (дата обращения 18.12.2013)

Электронные ресурсы

(удаленного доступа)

ФИПИ – Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме – http://www.fipi.ru/(дата обращения 11.10.2013)

Приложение


Задание 1.
Белой ромашки полотна 
Алой расшиты гвоздикой; 
Стелется лютик болотный 
О бок с травой повиликой.
Всюду цветы за цветами; 
Зреют, колышутся травы; 
Бьет1 мне поклоны ветвями 
Лес многошумно-кудрявый.
Вот колокольчики2 строем; 
А по зеленым по склонам 
Все заросло зверобоем, 
Золотом зрея1 червонным.
Экое всюду раздолье!7
Что за простор пред глазами!..7
1.Запишите стихотворение поэта А. Коринфского, начиная
каждую стихотворную строку с большой буквы и соблюдая
строфы.

2.На какую тему написано стихотворение? В каких строках
заключена основная мысль стихотворения?

3.Перечислите (письменно) цветы и травы, которые привлекли внимание поэта. Известны ли они вам? Продолжите список другими названиями лесных и луговых цветов и трав.

4.Продиктуйте свой список цветов и трав одноклассникам.
Предложите им дополнить его другими названиями.

5.Подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Какую роль они играют в поэтическом тексте?

6.ыполните синтаксический разбор выделенного предложения. (Обратите внимание: фразеологизм бьет поклоны обозначается как один член предложения — сказуемое.)

7.Объясните указанные орфограммы. Распределите слова по
названиям (видам) орфограмм.

8.Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

9.Поделитесь с товарищами своим впечатлением от прочитанного стихотворения.
Задание 2.

Нужно уметь искренне и высоко ценить людей. Культурный и развитой человек всегда3 найдет в другом хорошие качества, которые делают его интересным. Это не просто — открыть изюминку5 в каждом нашем знакомом3, но это важно сделать, чтобы ни у кого не было чувства неполноценности, чтобы каждый получал свою долю уважения. Говорят: лучше3 лишить человека пищи, чем лишить его внимания. Умение искренне ценить людей предполагает6 признание их превосходства в какой-то области. Мы говорим: нет добрее души, нет светлее5 ума. Мы подчеркиваем: он — мастер на все руки, у нее — отличный вкус, они — знатоки своего дела. Будьте3 щедры на похвалу, высоко оценивайте истинные достоинства людей! (А. Кочетов)

1.Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль.

2.Что нового и полезного для себя о правилах общения вы
узнали из этого текста?

3.Докажите, что это текст публицистического стиля.

4.Запишите первое и последнее предложения третьего абзаца, обозначьте в них грамматические основы, подчеркните наречия как члены предложения. Что общего вы можете отметить в этих предложениях? Чем они различаются?

5. Объясните значение фразеологизма мастер на все руки.

6.Укажите главные слова в данных словосочетаниях.

 Задание 3.
Назовите деепричастия. Назовите глаголы в неопределенной форме, от которых они образованы. Определите лексические значения деепричастий. Спишите, обозначая части слов, в которые вы вставляли пропущенные буквы.
Еще вчера, на со..нце млея 
Последним лес др..жал листом,
И оз..мь пышно зеленея 
Л..жала бархатн..м к..вром. 
Глядя надменно, как бывало, 
На жертвы холода и снега, 
Себе н.. (в) чем (не) изменяла 
(Не) поб..димая сосна. 
Сегодня вдруг и..чезло лето; 
Бело, безжизненно кругом, 
Земля и небо — все одето 
Каким (то) тускл..м сер..бром.
(А. Фет.)
1.Озаглавьте текст.

2.Стиль текста

3.Тип текста

4.Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

5.Произведите фонетический разбор слова млея:
6. Выпишите из текста эпитеты, метафоры, сравнения.
7. Определите лексическое значение слов: млеть, надменно
8.Выпишите из текста деепричастия, разберите их по составу.

9.Произведите морфологический разбор одного деепричастия.
10. Графически обозначьте в тексте деепричастные обороты.

Текст 3

       
С чего нач..нается переводчик? Что значит способность восприн..мать чужую жизнь, как свою, обмениват(?)ся не только языками — жизнями?.. Нации народы «языцы» тянутся друг к другу как двое королевских детей из неме..кой народной ба(л, лл)ады. Те стояли на противоположных берегах глубокой реки изнывая от невозможности пре..долеть разделяющ..е их пространство. Королевич бросился вплавь когда королева зажгла свечу что (бы) ему был виден берег...
         
Может быть переводчики лодочники?.. В силу одного своего призвания переводчик обязан вобрать в себя культуру мысль опыт ст..летий и он же должен себя самого — маленькое свое, частное, сформирова(н,нн)ое временем человеческое «я» — как бы отдать вечности (не) пр..рывному потоку времени.

(Л. Гинзбург.)



Текст 4

В м..нуту ж..зни трудную
Т..снится (ль) в сер(?)це грусть :
Одну м..литву ч..дную
Тв..ржу я (на) изусть.

Есть сила бл..годатная
В созвуч(?)е слов ж..вых,
И дыш..т (не) понятная,
Св..тая прелесть в них.

С душ., как бремя скатится,
Сомненье д..леко —
И верит(?)ся, и плачет(?)ся,
И так легко легко...

(М. Лермонтов.)

Задание 4

       
Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определенных чувств, свойств, понятий.
       
Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. «Сестра милосердия», «брат милосердия» - даже словарь дает их как «устар.», то есть устаревшие понятия.
       
Слова стареют не случайно. Милосердие. Что оно – не модно? Не нужно?
Изъять милосердие - значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Древнее это необходимое чувство свойственно всему животному сообществу: милость к поверженным и пострадавшим. Как же получилось, что чувство это в нас убыло, заглохло, оказалось запущенным? Мне могут возразить, приведя немало примеров трогательной отзывчивости, соболезнования, истинного милосердия. Примеры, они есть, и тем не менее мы ощущаем, и давно уже, отлив милосердия из нашей жизни. Если бы можно было произвести социологическое измерение этого чувства...
       
Недавняя трагедия в Чернобыле всколыхнула народ и душу народную. Бедствие проявило у людей самые добрые. горячие чувства, люди вызывались помогать и помогали - деньгами, всем, чем могли. Это, конечно, проявление всенародного милосердия, которое всегда было свойственно нашему народу: так всегда помогали погорельцам, так помогали во время голода, неурожая...
Но Чернобыль, землетрясения, наводнения - аварийные ситуации. Куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, будничной жизни, от человека к человеку. Постоянная готовность помочь другому воспитывается, может быть, требованием, напоминанием о соседях, друзьях, нуждающихся в этом...
         
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.
(Д. Гранин)

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблеме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией Д Гранина?
Оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых выразительных средства. Приведите примеры из текста.
Рекомендации.
Желательно, чтобы в сочинении-рецензии были отражены следующие мысли: 
- милосердие - это не жалость, а готовность помочь нуждающемуся из сострадания, человеколюбия; 

- воспитание гуманного отношения к живому - настоятельная необходимость в наши дни; 
- художественная классическая литература играет большую
роль в формировании чувства сострадания; особенно сильно тема гуманности и милосердия звучит в произведениях, посвященных военной поре;
были отмечены 2-3 средства выразительности (синонимы, слова с переносным значением, вопросительные предложения, лексические повторы, противопоставление) и приведены примеры.
 Желательный объем сочинения - не менее 150 слов.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"

Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Проектная работа "Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе по теме "Глагол"

Проектная работа представляет собой разработку пакета контрольно –диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу «Глагол» ( по УМК М. Т. Б...

Комплексный анализ текста как основной вид подготовки к итоговым экзаменам

В работе представлен педагогический опыт в подготовке обучающихся к выпускным экзаменам....

« Анализ текста» (подготовка к сочинению-рассуждению по русскому языку в 9 классе)

Открытый урок в 9 классе  проведён 2 марта 2018 года. На уроке обсуждалась тема человечности на примере текста "Человеческий коридор" А. И. Приставкина....

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2) ОГЭ по русскому языку

материал представляет собой презентацию по подготовке написания сочинения-рассуждения в 9 классе...