Урок русского языка в 6 классе по теме "Роль глагола-инфинитива в поэтическом тексте"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Антонова Юлия Александровна

Урок русского языка предназначен для проведения в классе с высокой или средней успеваемостью. Подобранный материал позволяет наглядно показать функции, выполняемые инфинитивом в художественном тексте (стихотворном). Учащиеся узнают хорошо знакомые тексты, знакомятся с новыми, рассматривая их с точки зрения смыслового содержания и языковых особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок развития речи47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Роль глагола-инфинитива в поэтическом тексте

6 класс

Цели урока:

- раскрыть особенности употребления инфинитива в поэтическом    тексте;

- закрепить знания о правописании глаголов, их синтаксической функции.

Ход урока:

  1. ОРГ. МОМЕНТ: проверка готовности учащихся к уроку,

 эмоциональный настрой

Секрет хорошего настроения

С добрым чувством просыпаться,

И друг другу улыбаться,

Никогда не унывать,

Другу тяжко – поддержать,

Пожалеть и приласкать.

Братьев меньших защищать.

Тех, кто старше – уважать…

Жизнь сердечно обожать –

Новый день, как чуда, ждать!

-Какое настроение создаёт это стихотворение?

- Слов какой части речи здесь больше всего? (глаголов)

- В какой форме они находятся? (в неопределённой)

2.   ТЕМА УРОКА - …

    - Попробуем сформулировать цель

      Слайд 1

  1. РАЗМИНКА (повторение правописания приставок ПРЕ- и ПРИ-)

Слайд 2

Пр…украсить рассказ

Пр…беречь до праздника

Пр…задуматься глубоко

Пр…одолеть трудности

(ученик у доски)

СРАВНИМ С ОБРАЗЦОМ:

Слайд 3

прИукрасить рассказ

прИберечь до праздника

прИзадуматься глубоко

прЕодолеть трудности

4.  РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

- Прочитайте ещё раз словосочетания из орфографической разминки.

- Какое из выражений звучит необычно? (призадуматься глубоко)

- Где мы можем встретить подобное словосочетание? (в народной сказке)

- Придумайте предложение, где можно употребить это выражение. (Поник головой Иван Царевич, призадумался глубоко…)

Многие писатели обращались к народным сюжетам, и, перерабатывая их, создавали удивительные по форме произведения. Не исключение и та сказка, фрагмент которой представлен на экране.

Слайд 4

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами…

- Узнали ли вы сказку?

- О ком идёт речь?

- Какой вы представили себе царицу?

- Обратите внимание на глаголы в тексте. В какой форме они употреблены?

- А если бы мы обратились к грамматике, она посоветовала бы построить предложение иначе. Как бы оно звучало?

 

Слайд 5

И царица хохочет,

И плечами пожимает,

И подмигивает глазами,

И прищёлкивает перстами…

 

- Что изменилось? (форма глаголов – 3 лицо, ед.ч.)

- Почему текст воспринимается иначе? (исчезла рифма в 1 и 2 строках, текст потерял лёгкость, игривость, которую хочет подчеркнуть автор в поведении царицы, любующейся на себя в волшебное зеркальце)

Слайд 4 ()

- Как вы думаете, в разговорной речи мы используем глаголы-инфинитивы в предложениях, где названо лицо? (как в 1 тексте)

– ДА! Примеры:  Он давай наговаривать! А он бежать!

Вывод: значит, такое употребление глагола было необходимо автору и для передачи живой, разговорной речи.

- Спишите текст. Подумайте, какие трудности, связанные с правописанием глаголов, могут возникнуть? (-ТЬСЯ и –ТСЯ, правописание приставок). Объясните орфограммы.

- Подчеркните глаголы как члены предложения. Определите вид. (несовершенный – действия могут длиться бесконечно, многократно повторяться. СРАВНИТЕ: щёлкнуть - прищёлкивать)

- Почему подобные глаголы называются «глаголы неопределённой формы»?

- Что у них не определено? (лицо, совершающее действие, нельзя определить лицо, число и другие морфолог.признаки)

- В отрывке, с которым мы сейчас работали, есть подлежащее – царица, т.е. лицо названо.

- Но наверняка есть и такие случаи, когда при глаголе-инфинитиве нет подлежащего, как, например, в тексте А.К.Толстого:

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

- Как часто употребляются глаголы? (в каждой строке, кроме последней)

- Почему автор выбирает именно форму инфинитива?

- Сколько предложений в тексте? (одно – чувства, эмоции, душевные волнения непрерывно сменяют друг друга)

- Охарактеризуйте простые предложения в составе сложного по наличию главных членов (односоставные). С  каким главным членом? (сказуемым)

 Значит, для автора важно действие, состояние, поэтому не указано лицо. Как называются такие предложения? (безличные)

Выводы: глаголы в начальной форме в данном тексте позволяют акцентировать внимание на действии, выполняют функцию обобщения.

Физкультминутка:

Инфинитив – универсальная форма глагола, которая, как мы выяснили, может обходиться в предложении без подлежащего. А в чём значимость глагола в неопределённой форме для царицы Орфографии? Смерка.?.тся    слайд

Проверим себя! Определи спряжение глагола!

Учащиеся по очереди выходят к доске, вытягивают карточку, где написан глагол, определяют спряжение и помещают на доску. В итоге должны получиться слова СИНОНИМЫ и АНТОНИМЫ.

- Что такое синонимы? А антонимы?

- Есть ли в русском языке глаголы-синонимы? (ребята приводят примеры)

- Приведите примеры глаголов-антонимов.

- Давайте понаблюдаем за тем, как используются такие глаголы в поэтическом тексте.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке -
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

                                          Н.Рыленков

- Найдите однокоренные глаголы? В какой форме они используются?

- А есть ли в стихотворении глаголы-синонимы? Назовите их. Можно ли сказать, что автор в тексте противопоставляет эти глаголы? Если да, то для какой цели?

РЕФЛЕКСИЯ

А сейчас, ребята, пора подвести итоги. Сегодня на уроке мы наблюдали за использованием глагола-инфинитива в стихотворных текстах.

- Как вы поняли, какова роль инфинитива в поэтическом тексте?

У замечательного поэта 20 века Б.Пастернака есть такие слова: «жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья». Напишите, что вы открыли для себя на уроке.

Сегодня на уроке я открыл для себя…

ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Секрет хорошего настроения

С добрым чувством просыпаться,

И друг другу улыбаться,

Никогда не унывать,

Другу тяжко – поддержать,

Пожалеть и приласкать.

Братьев меньших защищать.

Тех, кто старше – уважать…

Жизнь сердечно обожать –

Новый день, как чуда, ждать!

Задание: продолжите стихотворение, вписав после многоточия строки, которые передают ваше понимание того, в чём же секрет хорошего настроения. При этом вам нужно использовать глаголы-инфинитивы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме "Текст"

Презентация для вводного урока по теме "Текст". http://prezi.com/0_nkgewag13n/edit/?auth_key=2o7akoh&follow=jlwont8p2de...

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Конспект урока русского языка 11 класс "Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ"

Данный конспект содержит материал по подготовке к ЕГЭ по русскому языку....

Урок русского языка. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста".

Урок русского языка.Развитие речи. 9 класс. Тема "Текст. Сжатие как вид информационной переработки текста"....