XII Всероссийский конкурс «Лучший урок письма» «Тайна за семью печатями»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Попова Наталья Васильевна

Урок письма в форме игры "Звездный час"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Михайловки»

XII Всероссийский конкурс «Лучший урок письма»

«Тайна за семью печатями»

                                 Автор:

                                                                     Попова Наталья Васильевна,  

                                                              учитель русского  языка

                                                                          и литературы МКОУ «Средняя

                                                                      общеобразовательная школа

                                                       №1 г. Михайловки»

                                                             

Волгоградская область, г. Михайловка, 2014 г.

Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств. 
Задачи: 
Учить правилам написания писем. 
Воспитывать культуру письменной речи.

Форма: урок-игра «Звездный час»

Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка, экран, таблички или веера с цифрами от 0 до 8 для игроков, карточки с надписями или картинками, 9 кубиков из детского набора «Учись читать», бумага и карандаши.


ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. В игре могут участвовать любой количество человек,  которые  объединяются в пары.
  2. У каждого игрока в руке имеются таблички с цифрами от 0 до 8, которые игроки должны поднимать при выборе правильного варианта ответа.
  3. В следующий тур выходят  пары, которые набрали большее количество баллов, а пара с наименьшим количеством баллов, покидает игру.
  4. Так продолжается до тех пор, пока две пары не выйдут в финал.

             I тур - участвуют 12 человек, которые играют в парах (6 пар).

            II тур- участвуют 10 человек, которые играют в парах (5 пары).

            III тур - участвуют 8 человек, которые играют в парах (4 пары).

            IV тур - участвуют 6 человек, которые играют в парах (3 пары).

            V тур - ФИНАЛ

      5. В конце игры итоги определяется пара победителей.

 

« В письмах человек обнажает душу» (Мопассан)

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

- Мы уже  отвыкли от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Каким образом в XXI веке люди передают информацию?  (Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко.)

- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Теплоты, душевности.)
– А теперь ответьте, в чем смысл эпиграфа?

III. – Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, связанные с эпистолярным жанром.

Первый тур

Участникам предлагаются вопрос и восемь вариантов ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой «0». Участники, ответившие правильно получают звезду.

  • Литературное произведение в форме письма, в котором излагаются размышления и суждения автора по поводу определенного предмета (1)
  • Тот, кому адресовано письмо (3)
  • Тот, кто пишет письмо (6)
  • Сообщение, поздравление, просьба, написанные на бумаге, предназначенные для отправки на расстояние (5).
  • Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (4)
  • Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (7)
  • Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (2)

1.Эпистола

2.Почтальон

3.Адресат

8. Индекс

Звездный час.jpg

4.Конверт

7.Адрес

6.Адресант

5.Письма

Подведение итогов. За каждый правильный ответ участники получают звезду. В конце тура участник, набравший меньше всех звезд, выбывает из игры.

Музыкальная пауза.

IV. - В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят: "Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная пословица? 
- А кто из вас знает, как правильно написать письмо, мы сейчас узнаем. 

Второй тур

Участникам предлагаются «Логические цепочки». Участники должны определить, правильно ли дана последовательность. Если она правильная, участник поднимает табличку с цифрой «0», если неправильная, то две таблички с цифрами, которые нужно поменять местами.

I. Правила заполнения конверта.

(2 и 3)

  1. От кого Иванова И. И.        
  2. Индекс 352120
  3. Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.
  4. Кому Сидорову А.П.
  5. Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.
  6. Индекс 612205

1. От кого Иванова И. И.        

2. Откуда ул. Кирова, д.18 , г.Тихорецк, Краснодарский край.

3. Индекс 352120

4. Кому Сидорову А.П.

5. Куда ул. Республики, д.148, г. Тюмень.

6. Индекс 612205

II. Алгоритм написания письма: (1 и 2)

  1. Сообщение.
  2. Обращение и приветствие.
  3. Прощание и подпись.
  4. Вопросы, просьбы, пожелания.
  1. Обращение и приветствие.
  2. Сообщение.
  3. Вопросы, просьбы, пожелания.
  4. Прощание и подпись.

- Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись – обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют "этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к адресату, средство передачи авторских эмоций. 

Музыкальная пауза.

V Третий тур

Из ящика высыпаются кубики (9 штук), на каждой грани кубиков расположены буквы. Из букв, расположенных на верхних гранях кубика, за одну минуту нужно составить самое длинное слово (существительное в именительном падеже, единственном числе).

Подведение итогов. Участник, который составит самое длинное слово, получает звезду, а составивший самое короткое слово или имеющий меньше звезд выбывает из игры.

Музыкальная пауза.

VI. – Переходим к следующему туру.

Четвертый тур

Участникам предлагаются вопрос и четыре варианта ответа. Участник должен найти правильный ответ и поднять соответствующую табличку с цифрой. Если правильного или неверного ответа нет, участник поднимает табличку с цифрой «0».

1. Я утверждаю, что на экране на всех картинках изображен материал для письма в древности.

1. Берёста.

2. Папирус

4. Пергамент

3. Письмовник

 (3. Сборник образцов для составления писем разного содержания.)

2. Я утверждаю, что так звучит слово «здравствуйте» на разных языках.

  1. «Arrivederci!» (итальянский)

  1. «Вuenos días!» (испанский)

4. «Bonjour!» (французский)

3. «Дабрыдзень!» (белорусский)

Площадь Независимости, Минск, Белоруссия, Европа

(1. «Arrivederci!» - до свидание)

3. Я утверждаю, что по тематике письма бывают…(все верно - 0)

1. Любовные

2.Деловые

4. Семейно-бытовые

  1. Дружеские

4. Я утверждаю, что все эти способы доставки писем расположены именно в той последовательности, в которой они появились. (2 и 4)

1. Почтовые голуби

2. Почтовый поезд

4. Почтовые кареты

3. Почтовые автомобили

5. Я утверждаю, что герои всех этих произведений писали письма.(3)

1. «Малыш и Карлсон»

А.Линдгрен

2. «Ванька» А.П.Чехова

  1. «Дядя Фёдор, пёс и кот»                                                     Э.Успенского

3. «Кладовая солнца»

М. Пришвин

Подведение итогов. Участники, ответившие правильно получают звезду. По итогам 4 тура, остаются две пары участников с наибольшим количеством звезд. Они выходят в финал.

Музыкальная пауза.

VII. Финал.

Две оставшихся пары должны за 2 минуты написать письмо, используя слова-подсказки, и заполнить конверт.

  1. Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам на каникулы
    Слова-подсказки:
    У меня к тебе большая просьба…
    Очень прошу тебя…
    С приветом…
    Заранее благодарен… 

  1. Напишите письмо-поздравление первой учительнице.
    Слова-подсказки
    Поздравляю
    Разрешите поздравить… от всей души…
    Позвольте пожелать… от всего сердца…
    Дорогая… сердечно…
    Уважаемая…
  2. Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
    Слова-подсказки
    Сердечно…
    От всего сердца…
    От всей души…
    Я очень благодарен…
    Как я благодарен…
    Большое (огромное) спасибо…
  3. Напишите другу письмо-рассказ о делах в классе.
    Слова-подсказки
    Дорогой…
    Хочу рассказать тебе о…
    Мы очень скучаем без тебя…
    Напиши нам о…
    С нетерпением ждем ответа…

Побеждает тот, кто вовремя и правильно выполнит задание.

VIII. Рефлексия

- Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу  работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

- Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга. 

- Так давайте же писать друг другу письма! И тогда, получив, его адресат улыбнется, а каждая улыбка – это лучик нашего солнца. Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы Номинация для учителей

Тема урока  «Письма с фронта»Подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры ...

Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015»

Номинация: «Напиши письмо и расскажи о мире , в котором тебе хотелось бы вырасти»....

Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс

НОМИНАЦИЯ: «Лучшая методическая разработка проведения Урока письма». Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со струк...

Творческая разработка урока "Письмо -благодарность" в рамках Всероссийского конкурса методических разработок " Лучший урок письма" в 2019 году.

Методическая разработка  предназначена для проведения мероприятий в 7-9  классах, посвященных  ВОВ. Данный урок был проведен в 8 классе.Цель данного занятия - прививать уважение к...