Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы Номинация для учителей
методическая разработка (7 класс) по теме
Тема урока «Письма с фронта»
Подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и патриотическое воспитание, урок посвящён 70-летию Великой Победы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_urok_pisma.docx | 30.63 КБ |
prilozhenie_no1.docx | 16.55 КБ |
prilozhenie_no5.docx | 15.67 КБ |
pisma_s_fronta.pptx | 2.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснополецкая средняя общеобразовательная школа
Торопецкого района Тверской области
Районный конкурс
«Лучший урок письма»
в честь 70-летия Великой Победы
И Года литературы
Номинация для учителей
«Лучшая методическая разработка урока»
7 класс
Тема урока «Письма с фронта»
Учитель: Михайлова Вера Михайловна
т. 89201788846
д.Захоломье, 2015 год
Тема урока: Письма с фронта…
Цели урока: подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и патриотическое воспитание, урок посвящён 70-летию Великой Победы.
Оформление
урока: презентация «Баллада о красках», видеоролик «Все ушли на фронт», презентация «Письма с фронта»,фотографии, фронтовые письма, книга «Фронтовые письма. Тверская область», аудиозаписи песен о войне.
Опережающее задание.
- Учитель к уроку раздаёт для повторения памятки на тему «Эпистолярный жанр»; (приложение №1)
- За несколько дней до урока учащиеся должны посетить экспозицию в школьном музее «Наши земляки в Великой Отечественной войне»;
- Побеседовать в семьях на тему «Мои родные в годы Великой Отечественной войны»
Ход урока.
Эпиграф:
Пусть помнит Русь своих сынов
И дочерей сквозь время призму.
Читайте фронтовые письма,
Как возвращенье старых снов.
- Организационный момент.
II. Объявление темы и целей урока.
Учитель
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива
в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный
подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым
коварным и жестоким врагом – фашизмом. Четыре военных года по тяжести
пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.
Попробуем с вами перенестись в те далёкие военные годы. Во время презентации
запишите слова, которые определяют слово война.
Демонстрация презентации «Баллада о красках» (приложение№2)
Учащиеся зачитывают свои записи:
мужество, стойкость, героизм, бой, атака, наступление, разведка, выстрелы,
взрывы, ранения, боль, кровь, грязь, испытания, труд, награда, победа.
Учитель
А ещё, ребята, прощание, расставание, разлука, слёзы, ожидание.
Внимание на экран.
Демонстрация видеоролика «Все ушли на фронт» (приложение№3)
Учитель
- Ребята, кто и кого провожает в этом ролике на войну?
( невеста провожает жениха, отец – дочь, жена – мужа)
Учитель
Все они близкие люди, все они дороги друг другу, но в их жизнь, как и в жизни
миллионов людей, врывается война.
Люди уходили на войну, покидали своих близких и родных на долгие годы. Но
расстояние и время не может убить любовь. Если нет возможности высказать слова
любви и заботы, их можно написать и отправить письмом по почте. А в годы
Великой Отечественной войны это был единственный способ связи. Предлагаю
вашему вниманию фотопрезентацию «Письма с фронта». На этих фотографиях
люди, на долю которых выпали тяжкие военные испытания. Мы не знаем историю
их судеб, но, глядя на них, понимаем, что все они любили, верили, надеялись и
ждали.
Демонстрация презентации «Письма с фронта» (приложение№4)
Учитель
А теперь давайте соприкоснёмся с внутренним миром этих людей. Среди них
солдат-воин, чей-то отец, брат, сын, дочь. У них война отняла возможность
мирно жить, учиться, работать и находиться рядом с близкими людьми. И только
письма согревали их души, вдохновляли бойцов, не давали пасть духом.
Ребята читают фронтовые письма
1
Добрый день! Здравствуйте, дорогие мамаша и сестрен-
ки: Рая, Лида и Тома. Шлю я вам свой горячий привет и же-
лаю всего хорошего в вашей жизни. Дорогая мамаша, я вам
выслал 350 рублей денег 9 января 1944 года. Затем высы-
лаю вам еще групповую фотографию своего подразделения.
Писать много нечего. Отправляемся на выполнение боевой
задачи. До свидания. Жду ответа. Передавайте мой привет
всем знакомым и родным. До свидания. С сердечным приве-
том ваш сын Вася.
24 января 1944 года
Вахрушев Василий Иванович
Тяжело ранен и умер от ран 13 февраля 1944 года в
отделении медсанбата.
ПИСЬМО
10 января 1944 года
___________________________________________________________
2
Добрый день! Здравствуйте, мои дорогие родные: лю-
бимая жена, братья и милые мои сестренки! Шлю я вам всем
по огромному привету. Вначале о себе. Как вы уже знаете, я
был ранен и сейчас нахожусь в госпитале. По слухам, нас,
всех здесь выздаравливающих, хотят отправить на Ленин-
градский фронт. Но это будет еще не очень скоро, а только
после того, как у меня заживет рана. Я вам писал, что меня
ранили в лоб, так что рана заживает медленно. Раненых здесь
вообще очень много. А как вы живете? Все ли у вас в поряд-
ке? Дорогая жена, ты береги детей, возьми жить к себе свою
маму. Она поможет тебе с хозяйством, с дровами, чтоб мои
дочки не мерзли. Пишите мне чаще. Мне очень нелегко жить
в разлуке с вами. Днем и ночью я тоскую и скучаю по вам,
мои дорогие. Нахожусь я от вас вдалеке. Но думаю, что скоро
кончится эта проклятая война, поэтому терпите. А пока ведь
всем нам нелегко. Пишите мне чаще письма.
Целую вас всех. Ваш любящий муж.
Бажин Иван Андреевич
Пропал
без вести в январе 1942 года
ПИСЬМО
от 26 сентября 1941 г.
3
Добрый день, Таня и дочка Галечка! Шлю я вам свой
сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни.
Таня, передай привет бабушке Тасе, Павлу Петровичу и Ва-
се, если они живут у нас. Милая Таня, я нахожусь на фрон-
товой полосе. Таня, обо мне не беспокойтесь. Я живу хоро-
шо. Таня, я пишу тебе уже пятое письмо, а от тебя не полу-
чил ни одного. Мне очень хочется получить от вас письмо.
Как вы живете? Как учится Галя? Что есть нового у вас?
Таня, по силе возможности, Галю корми получше, поку-
пай то, что ей нужно. Таня, я посылаю вам 270 рублей. Как
получишь - сразу же напиши. Убрана ли картошка и пшеница
в огороде? А сейчас, до свидания. Больше писать нечего. Ос-
таюсь жив и здоров, чего и вам желаю. Крепко целую. Ваш
муж Шура.
Катаев Александр Александрович
Погиб на фронте 2 января 1942 года.
ПИСЬМО
29 сентября 1941 г.
________________________________________________________________
4
Здравствуй, многоуважаемая сестра Тоня! С приветом к
вам брат Саня. Тоня, я ваше письмо получил, которое меня
очень взволновало, особенно некоторые фразы, сказанные о
сестре Саше. Пусть она не сомневается в том- надо или нет
ей прислушиваться к моим советам. Тоня, ты мне писала, что
вы очень ждете меня домой, но увидеться не придется до де-
кабря месяца. Сейчас же писать мне вам нечего, а вас я про-
шу сообщать мне все плохие и хорошие новости.
Тоня, ты еще писала, что ваши письма до меня не дохо-
дят. По-моему, те, которые вы напишите, они доходят. Те же
письма, о которых вы помечтаете написать, но не написали-
то они, наверняка, и не дойдут. А сейчас, до свидания, шлю
всем приветы: папе, маме, брату Коле, Раисе, Вале, Зине, Зое,
деду и бабушке. Жду ответ.
Мутных Александр Николаевич
скончался от ран в полевом госпитале
ПИСЬМО
21 октября 1940 г.
________________________________________________________________________
Учитель
Мы читаем строки из писем и ощущаем любовь к Родине, веру в Победу, надежду
на Жизнь! Эта переписка отражает мощь, мерзость, героизм войны… И
одновременно – великую силу любви. Благодаря именно таким простым людям наша
страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Любовь к родине, к родной
земле, к дому дала им силы победить!
Я держу в руках книгу, которая посвящена фронтовым письмам наших земляков. В
ней письма, которые были переданы создателям этой уникальной книги близкими и
родственниками фронтовиков. К сожалению, как оказалось, в наших с вами
семейных архивах не хранятся фронтовые письма. Мой дед, Соловьёв Иван
Васильевич, погиб в первые месяцы войны, он просто не успел написать ни одного
письма. А ваши прадеды???
Поэтому сегодня я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и
рекомендации и написать письмо от вашего прадеда-фронтовика. Поговорите об этом
с вашими родителями, бабушками, дедушками. Представьте, кому и о чём мог
написать ваш прадед с фронта.
На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и пусть они хранятся в ваших
семейных архивах. Желаю вам удачи!
Продукт урока (приложение №5)
Литература
- Фронтовые письма. Тверская область. Составители: Екатерина Гонтарёва, Ольга Вересова. 2005 год
- Книга Памяти. Составители и редакторы: С.В.Белякова, Ф.И.Бурилов, Н.В.Костин. Издательство «Тверские ведомости» 1993 год.
3. "Литературная газета" № 18, 2000г. - "Треугольник /Фронтовые письма/".
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА №1
/Эпистолярный – эпистола (письмо) лат./
Эпистола – литературное произведение в жанре письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Личное письмо. Основные черты: эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата и др.
Это письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.
- Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.
- Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.
- Постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»
________________________________________________________
ПАМЯТКА №2
Особенностях эпистолярного жанра, жанра письма:
- Точное обозначение адресата и адресанта;
- Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
- Использование этикетных формул
- Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений
5. Проявление авторского «я»
ПАМЯТКА №3
Особенности сочинения-письма
1.Обязательные элементы рамочной структуры:
Начало (приветствие, обращение к адресату)
и окончание (прощание, подпись адресанта, дата);
2. Повествование в 1-м лице
3 Обращения (многократные) к адресату и наличие местоимений 2-го лица (ты)
4. Искренность, исповедальность автора.
5.Эмоциональность адресанта
____________________________________________________
ПАМЯТКА №4
Как правильно писать адрес на конверте.
- индекс;
- страна; край (область, регион);
- город (поселок, село, деревня, хутор);
- улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе);
- номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры;
- фамилия, имя, отчество получателя;
обратный адрес (укажите свой адрес)
ПАМЯТКА №5
Правила написания письма.
- Начинайте письмо с обращения к адресату (не забудьте поздороваться).
Например:
- Здравствуйте, дорогой ветеран!
- Здравствуйте, уважаемый Андрей Петрович!
- Добрый день, любимый дедушка! - Спросите, как здоровье, как идут дела у того, кому пишите.
Например:
- Как вы себя чувствуете?
- Как вы поживаете?
- Что нового?
- Как дела? - Если вы отвечаете на чье-то письмо, поблагодарите за внимание.
Например:
- Спасибо за письмо.
- Я был очень рад получить от вас письмо. - Ответьте на вопросы, заданные в предыдущем письме.
Например:
- Телевизор я смотрю мало – много читаю.
- Я уже не болею и снова хожу на каток. - Сообщите новости, расскажите о своих радостях, печалях (никого не расстраивайте).
Например:
- Передайте привет знакомым и родственникам.
- Дедушке большой привет и спасибо за посылку! - Когда будете прощаться, не забудьте подписаться.
Например:
- До свидания. Павлик.
- Жду встречи. Маша.
- До скорой встречи. Твоя внучка. - Если вы забыли что-то указать в письме, можно написать постскриптум (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами "Р.S.").
Например:.
- P.S. Мне только что позвонили и сообщили, что у меня родился братик, я счастлива!
- P.S. Забыл упомянуть о том, что мы переехали в новый дом, скоро новоселье. Приглашаем!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Краснополецкая средняя общеобразовательная школа
Торопецкого района Тверской области
Районный конкурс
«Лучший урок письма»
в честь 70-летия Великой Победы
И Года литературы
Номинация
«70-летию Великой Победы посвящается»
7 класс
«Письмо ветерану»
Работу выполнила: Виноградова Аня, 7 класс
172873 Тверская область,
Торопецкий район,
д.Захоломье
Учитель: Михайлова Вера Михайловна
т. 89201788846
д. Захоломье, 2015 год
День Победы - Девятое мая!
Шум веселья, салюта огни!
И подумала я, замирая:
«Ну, а мы бы смогли, как они?..»
Я держу в руках книгу «Фронтовые письма». Каждая ее страница-отрывок невыдуманной судьбы человека, жившего в далекие 40-ые годы.
В этой книге - письма фронтовиков и их родных. Это самые живые и достоверные свидетельства военной истории. За каждым - судьба конкретного человека, его семьи, история человеческих чувств и переживаний. Любой человек в разлуке ждет с нетерпением весточки от близких и родных. В этой книге – письма, авторов которых разлучила война. Они пишут друг другу слова любви, поддержки и заботы друг о друге. При этом авторы писем не знают, когда встретятся и встретятся ли вообще. Многие авторы этих пронзительных писем не вернулись домой. Создатели книги рядом с фамилиями делают пометки: Иван Степанович Крылов, погиб в 1945г., похоронен в Берлине (1 письмо); Иван Иванович Матюшкин, гвардии красноармеец, санинстуктор , пропал без вести 1942 г. (1 письмо); Вера Поршнева- партизанка, погибла 1942г.(2 письма)
Эти письма бережно хранят родственники и близкие фронтовиков.
Для них это самое сокровенное богатство. А для страны - национальное достояние.
К сожалению, в нашей семье не сохранились военные письма. Но я знаю от своих родителей, что все мои прадеды воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Один из них Тимофеев Иван Тимофеевич.
Я представила, какое письмо он мог написать своим родным с фронта:
«Здравствуй, Катя, Саша, Вова! Шлю я вам свой горячий привет! Дорогие мои, письмо пойдет долго, пишите сразу ответ. Жизнь моя воинская тянется без вас медленно. Дом очень далеко, и мне тяжело, но это меня и моих товарищей не остановит. Я по вам очень скучаю. Саша, сынок, так как ты старше Володи, посматривай за ним, а то мало ли убежит на фронт. Помогайте маме, поддерживайте её во всем. Я постоянно думаю о вас. Погода у нас тут теплая. Свободного времени мало для того, чтобы все вам рассказать. Катюша, не плачь, не скучай. Я очень тебя люблю и уважаю. Пишите больше. Что выросло на огороде? Как работается в колхозе? Мне часто приходилось наблюдать, как солдат огорчался, когда почта не приносила ему письма. Наверное, сыновья уже взрослые, выросли? Как они учатся? Хорошо? Живем мы в лесу. Бывает тяжко, но мы знаем, за что боремся и ради чего можем погибнуть. Писать больше нечего. Целую вас крепко-крепко.
Ваш муж и отец Иван Т.Т.»
Война закончилась. Володя и Саша выросли. У Володи родилось двое детей, а у Саши – трое: сын и две дочери. Одна из них – моя мама. А неё – восемь детей! Значит, у меня - пять сестёр и два брата. Ради этой жизни воевал и побеждал мой прадед!
С п а с и б о д е д у з а П о б е д у ! ! !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПИСЬМА С ФРОНТА…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Литературной гостиной, посвященной 70-летию Победы, Году литературы
Презинтация.Сценарий...
Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы
70-летию Великой Победы посвящается......
Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015»
Номинация: «Напиши письмо и расскажи о мире , в котором тебе хотелось бы вырасти»....
Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок"
Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок", 7.04.2016г....
Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.
Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...
Игра Эрудит для районного конкурса "Лучший ученик года - 2019"
Дана игра была разработана мной специально для районного конкурса "Лучший ученик года - 2019".Перед участниками два поля для выбора вопросов, в одном из них - общие вопросы, во втором - вопр...
Районный конкурс лучших журналистских работ, способствующих формированию положительного представления о многонациональности Ханты — Мансийского района Тема работы «Национальные виды спорта»
Районный конкурс лучших журналистских работ, способствующих формированию положительного представления о многонациональности Ханты — Мансийского районаТема работы «Национальные виды спорта...