Районный конкурс «Лучший урок письма» в честь 70-летия Великой Победы И Года литературы Номинация для учителей
методическая разработка (7 класс) по теме

Михайлова Вера Михайловна

Тема урока  «Письма с фронта»

Подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и  патриотическое воспитание, урок  посвящён 70-летию Великой Победы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrabotka_urok_pisma.docx30.63 КБ
Файл prilozhenie_no1.docx16.55 КБ
Файл prilozhenie_no5.docx15.67 КБ
Файл pisma_s_fronta.pptx2.81 МБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Краснополецкая средняя общеобразовательная школа

Торопецкого района Тверской области

                                     Районный конкурс

                 «Лучший урок   письма»

              в честь 70-летия Великой  Победы

                         И Года литературы

     

     

                                          Номинация для учителей            

                    «Лучшая методическая разработка урока»

                               

                                                         7 класс

                             Тема урока  «Письма с фронта»

                              Учитель:  Михайлова Вера Михайловна

                                                   т. 89201788846

                                   д.Захоломье, 2015 год

Тема урока:    Письма с фронта…

Цели урока:   подготовка к сочинению «Письма с фронта»; активизация и расширение знания детей об особенностях эпистолярного жанра, совершенствование умения писать письма, культуры общения; развитие письменной речи учащихся; нравственно-этическое и  патриотическое воспитание, урок  посвящён 70-летию Великой Победы.

Оформление

   урока:        презентация  «Баллада о красках», видеоролик «Все ушли на фронт», презентация «Письма с фронта»,фотографии, фронтовые письма, книга «Фронтовые письма. Тверская область»,  аудиозаписи песен о войне.

  Опережающее задание.

                          - Учитель к уроку раздаёт для повторения памятки  на тему «Эпистолярный жанр»; (приложение №1)

                        -  За несколько дней до урока учащиеся должны посетить экспозицию в школьном музее «Наши земляки в Великой Отечественной войне»;

                       - Побеседовать в семьях на тему «Мои родные в годы Великой Отечественной войны»

                                                                              Ход урока.

                                                                    Эпиграф:

                                                                                                        Пусть помнит Русь своих сынов

                                                                                         И дочерей сквозь время призму.

                                                                                        Читайте фронтовые письма,

                                                            Как возвращенье старых снов.

  1. Организационный момент.

II. Объявление темы и целей урока.

   Учитель 

     Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива

 в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный

 подвиг, наши  невосполнимые  жертвы, принесённые  во имя  победы над  самым

 коварным  и  жестоким  врагом – фашизмом.  Четыре военных года  по тяжести

 пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории.

     Попробуем с вами перенестись в те далёкие военные годы. Во время презентации

  запишите слова, которые определяют слово война.

     Демонстрация презентации «Баллада о красках» (приложение№2)

       Учащиеся зачитывают свои записи: 

     мужество, стойкость, героизм, бой, атака,  наступление, разведка, выстрелы,

    взрывы, ранения, боль, кровь, грязь,   испытания, труд, награда, победа.

       Учитель    

          А ещё, ребята,   прощание, расставание, разлука, слёзы, ожидание.

        Внимание на экран.

       Демонстрация видеоролика «Все ушли на фронт» (приложение№3)

        Учитель

        - Ребята, кто и кого провожает в этом ролике на войну?

         ( невеста провожает жениха, отец – дочь, жена – мужа)

     

   

        Учитель

         Все они близкие люди, все они дороги друг другу, но  в их жизнь, как и в жизни

 миллионов людей, врывается война.

         Люди уходили на войну, покидали своих близких и родных на долгие годы. Но

 расстояние и время не может убить любовь. Если нет возможности высказать слова

любви и заботы, их  можно  написать  и отправить  письмом  по  почте. А  в  годы

 Великой  Отечественной  войны  это  был единственный  способ  связи. Предлагаю

 вашему вниманию фотопрезентацию «Письма с фронта». На этих фотографиях

 люди, на долю которых выпали тяжкие военные испытания. Мы не знаем историю

 их судеб, но, глядя на них, понимаем, что все они любили, верили, надеялись и

 ждали.

         Демонстрация презентации «Письма с фронта» (приложение№4)

        Учитель

       А теперь давайте соприкоснёмся с внутренним миром этих людей. Среди них

  солдат-воин, чей-то отец, брат, сын, дочь. У них война отняла возможность

  мирно жить, учиться, работать и находиться рядом с близкими людьми. И только

 письма согревали их души, вдохновляли бойцов, не давали пасть духом.

      Ребята читают фронтовые письма

1 

Добрый день! Здравствуйте, дорогие мамаша и сестрен-

ки: Рая, Лида и Тома. Шлю я вам свой горячий привет и же-

лаю всего хорошего в вашей жизни. Дорогая мамаша, я вам

выслал 350 рублей денег 9 января 1944 года. Затем высы-

лаю вам еще групповую фотографию своего подразделения.

Писать много нечего. Отправляемся на выполнение боевой

задачи. До свидания. Жду ответа. Передавайте мой привет

всем знакомым и родным. До свидания. С сердечным приве-

том ваш сын Вася.

24 января 1944 года   

 Вахрушев Василий Иванович

Тяжело ранен и умер от ран 13 февраля 1944 года в

отделении медсанбата.

ПИСЬМО

10 января 1944 года

___________________________________________________________

2

Добрый день! Здравствуйте, мои дорогие родные: лю-

бимая жена, братья и милые мои сестренки! Шлю я вам всем

по огромному привету. Вначале о себе. Как вы уже знаете, я

был ранен и сейчас нахожусь в госпитале. По слухам, нас,

всех здесь выздаравливающих, хотят отправить на Ленин-

градский фронт. Но это будет еще не очень скоро, а только

после того, как у меня заживет рана. Я вам писал, что меня

ранили в лоб, так что рана заживает медленно. Раненых здесь

вообще очень много. А как вы живете? Все ли у вас в поряд-

ке? Дорогая жена, ты береги детей, возьми жить к себе свою

маму. Она поможет тебе с хозяйством, с дровами, чтоб мои

дочки не мерзли. Пишите мне чаще. Мне очень нелегко жить

в разлуке с вами. Днем и ночью я тоскую и скучаю по вам,

мои дорогие. Нахожусь я от вас вдалеке. Но думаю, что скоро

кончится эта проклятая война, поэтому терпите. А пока ведь

всем нам нелегко. Пишите мне чаще письма.

Целую вас всех. Ваш любящий муж.

Бажин Иван Андреевич

Пропал

без вести в январе 1942 года

ПИСЬМО

от 26 сентября 1941 г.

3

Добрый день, Таня и дочка Галечка! Шлю я вам свой

сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей жизни.

Таня, передай привет бабушке Тасе, Павлу Петровичу и Ва-

се, если они живут у нас. Милая Таня, я нахожусь на фрон-

товой полосе. Таня, обо мне не беспокойтесь. Я живу хоро-

шо. Таня, я пишу тебе уже пятое письмо, а от тебя не полу-

чил ни одного. Мне очень хочется получить от вас письмо.

Как вы живете? Как учится Галя? Что есть нового у вас?

Таня, по силе возможности, Галю корми получше, поку-

пай то, что ей нужно. Таня, я посылаю вам 270 рублей. Как

получишь - сразу же напиши. Убрана ли картошка и пшеница

в огороде? А сейчас, до свидания. Больше писать нечего. Ос-

таюсь жив и здоров, чего и вам желаю. Крепко целую. Ваш

муж Шура. 

Катаев Александр Александрович

 Погиб на фронте 2 января 1942 года.

ПИСЬМО

29 сентября 1941 г.

________________________________________________________________

4

Здравствуй, многоуважаемая сестра Тоня! С приветом к

вам брат Саня. Тоня, я ваше письмо получил, которое меня

очень взволновало, особенно некоторые фразы, сказанные о

сестре Саше. Пусть она не сомневается в том- надо или нет

ей прислушиваться к моим советам. Тоня, ты мне писала, что

вы очень ждете меня домой, но увидеться не придется до де-

кабря месяца. Сейчас же писать мне вам нечего, а вас я про-

шу сообщать мне все плохие и хорошие новости.

Тоня, ты еще писала, что ваши письма до меня не дохо-

дят. По-моему, те, которые вы напишите, они доходят. Те же

письма, о которых вы помечтаете написать, но не написали-

то они, наверняка, и не дойдут. А сейчас, до свидания, шлю

всем приветы: папе, маме, брату Коле, Раисе, Вале, Зине, Зое,

деду и бабушке. Жду ответ.

Мутных Александр Николаевич

скончался от ран в полевом госпитале

ПИСЬМО

21 октября 1940 г.

________________________________________________________________________

Учитель

      Мы читаем строки из писем и ощущаем любовь к Родине, веру в Победу, надежду

 на  Жизнь!  Эта  переписка  отражает мощь,  мерзость,  героизм  войны…  И

 одновременно – великую силу любви. Благодаря именно таким простым людям наша

 страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Любовь к родине, к родной

 земле, к дому дала им силы победить!

    Я держу в руках книгу, которая посвящена фронтовым письмам наших земляков. В

 ней письма, которые были переданы создателям этой уникальной книги близкими и

 родственниками  фронтовиков.  К  сожалению, как оказалось,  в  наших с вами

 семейных архивах  не  хранятся фронтовые письма. Мой дед, Соловьёв Иван

Васильевич, погиб  в первые месяцы  войны, он просто не успел написать ни одного

 письма. А ваши прадеды???

     Поэтому сегодня я предлагаю вам использовать полученные на уроке сведения и

рекомендации и написать письмо от вашего прадеда-фронтовика. Поговорите об этом

с вашими родителями, бабушками, дедушками. Представьте, кому и о чём  мог

написать ваш прадед с фронта.

      На следующем уроке вы прочитаете свои работы, и пусть они хранятся в ваших

 семейных архивах. Желаю вам удачи!

  Продукт урока  (приложение №5)

                                                        Литература

  1. Фронтовые письма. Тверская область. Составители: Екатерина Гонтарёва, Ольга Вересова. 2005 год
  2. Книга Памяти. Составители и редакторы: С.В.Белякова, Ф.И.Бурилов, Н.В.Костин. Издательство «Тверские ведомости» 1993 год.

3. "Литературная газета" № 18, 2000г. - "Треугольник /Фронтовые письма/".





Предварительный просмотр:

                                                     ПАМЯТКА №1  

                                /Эпистолярный – эпистола (письмо) лат./

 Эпистола – литературное произведение в жанре письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

               Личное письмо.  Основные черты:  эмоциональность, непринужденность, передача собственных впечатлений, довольно большой охват событий и сведений из жизни самого автора письма или адресата и др.

Это  письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

  • Адресат – тот, кому адресовано письмо, получатель.
  • Адресант – тот, кто пишет письмо, отправитель.
  • Постскриптум – приписка в письме после подписи, обозначаемая буквами Р.S., по латыни «после написанного»

________________________________________________________

                                                     ПАМЯТКА №2  

                  Особенностях эпистолярного жанра, жанра письма:

  1. Точное обозначение адресата и адресанта;
  2.  Переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи;
  3. Использование этикетных формул
  4. Использование обращений, вопросительных и восклицательных предложений

                    5.  Проявление авторского «я»

                                                 ПАМЯТКА №3  

Особенности сочинения-письма

1.Обязательные элементы рамочной структуры: 

Начало (приветствие, обращение к адресату)

и окончание (прощание, подпись адресанта, дата);

2. Повествование в 1-м лице

3 Обращения (многократные) к адресату и наличие местоимений 2-го лица  (ты)

4.  Искренность, исповедальность  автора.

5.Эмоциональность  адресанта

____________________________________________________

                                                  ПАМЯТКА №4

Как правильно писать адрес на конверте. 

  • индекс;
  • страна; край (область, регион);
  • город (поселок, село, деревня, хутор);
  • улица (проспект, переулок, бульвар, площадь, тупик, шоссе);
  • номер дома; корпус (строение, дробь); номер квартиры;
  • фамилия, имя, отчество получателя;

                           обратный адрес (укажите свой адрес)

                                                  ПАМЯТКА №5

 

                       Правила написания письма.

 

  1. Начинайте письмо с обращения к адресату (не забудьте поздороваться).
    Например:
    - Здравствуйте, дорогой ветеран!
    - Здравствуйте, уважаемый Андрей Петрович!
    - Добрый день, любимый дедушка!
  2. Спросите, как здоровье, как идут дела у того, кому пишите.
    Например:
    - Как вы себя чувствуете?
    - Как вы поживаете?
    - Что нового?
    - Как дела?
  3. Если вы отвечаете на чье-то письмо, поблагодарите за внимание.
    Например:
    - Спасибо за письмо.
    - Я был очень рад получить от вас письмо.
  4. Ответьте на вопросы, заданные в предыдущем письме.
    Например:
    - Телевизор я смотрю мало – много читаю.
    - Я уже не болею и снова хожу на каток.
  5. Сообщите новости, расскажите о своих радостях, печалях (никого не расстраивайте).
    Например:
    - Передайте привет знакомым и родственникам.
    - Дедушке большой привет и спасибо за посылку!
  6.  Когда будете прощаться, не забудьте подписаться.
    Например:
    - До свидания. Павлик.              
    - Жду встречи. Маша.
    - До скорой встречи. Твоя внучка.
  7. Если вы забыли что-то указать в письме, можно написать постскриптум (это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами "Р.S.").
    Например:.
    - P.S. Мне только что позвонили и сообщили, что у меня родился братик, я счастлива!
    - P.S. Забыл упомянуть о том, что мы переехали в новый дом, скоро новоселье. Приглашаем!


Предварительный просмотр:

        Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Краснополецкая средняя общеобразовательная школа

Торопецкого района Тверской области

                                     Районный конкурс

                 «Лучший урок   письма»

              в честь 70-летия Великой  Победы

                         И Года литературы

     

     

                                                   Номинация

                    «70-летию Великой Победы посвящается»

                             

                                                         7 класс

                                        «Письмо ветерану»

                Работу выполнила:  Виноградова Аня, 7 класс

                                                                    172873 Тверская область,

                                                                    Торопецкий район,

                                                                    д.Захоломье

                              Учитель:  Михайлова Вера Михайловна

                                                   т. 89201788846

                                   д.  Захоломье, 2015 год

                                                                           День Победы - Девятое мая!

                                                                          Шум веселья, салюта огни!

                                                                          И подумала я, замирая:

                                                                        «Ну, а мы бы смогли, как они?..»

                          Я держу в руках книгу «Фронтовые письма». Каждая ее страница-отрывок невыдуманной судьбы человека, жившего в далекие 40-ые годы.

                В этой книге - письма фронтовиков и их родных. Это самые живые и достоверные свидетельства военной истории. За каждым - судьба конкретного человека, его семьи, история человеческих чувств и переживаний. Любой человек в разлуке ждет с нетерпением  весточки от близких и родных. В этой книге – письма, авторов   которых разлучила война. Они пишут друг другу  слова любви, поддержки и заботы друг о друге. При этом авторы писем не знают, когда встретятся и встретятся ли вообще. Многие авторы этих пронзительных писем  не вернулись домой. Создатели книги рядом с фамилиями делают пометки: Иван Степанович Крылов, погиб в 1945г., похоронен в Берлине (1 письмо);  Иван Иванович Матюшкин, гвардии  красноармеец,  санинстуктор , пропал без вести 1942 г. (1 письмо); Вера Поршнева- партизанка, погибла 1942г.(2 письма)

                      Эти письма бережно хранят родственники  и близкие фронтовиков.

                Для них это самое сокровенное богатство. А для страны - национальное достояние.

                        К сожалению, в нашей семье не сохранились военные письма. Но я знаю от своих родителей, что все мои прадеды воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Один из них Тимофеев Иван Тимофеевич.                                                                      

                       Я представила, какое письмо он мог написать своим родным с фронта:

                       «Здравствуй, Катя, Саша, Вова!  Шлю я вам свой горячий привет! Дорогие мои, письмо пойдет долго, пишите сразу ответ. Жизнь моя воинская тянется без вас медленно. Дом очень далеко, и мне тяжело, но это меня и моих товарищей не остановит. Я по вам очень скучаю. Саша, сынок,  так как ты старше Володи,  посматривай за ним, а то мало ли убежит на фронт. Помогайте маме, поддерживайте её  во всем. Я постоянно думаю о вас. Погода у нас тут теплая. Свободного времени мало для того, чтобы  все вам рассказать.  Катюша, не плачь, не скучай. Я очень тебя люблю и уважаю. Пишите больше. Что выросло на огороде? Как работается в колхозе?  Мне часто приходилось  наблюдать, как солдат огорчался, когда почта не приносила ему письма. Наверное, сыновья уже взрослые, выросли?  Как они учатся? Хорошо?  Живем мы в лесу. Бывает тяжко, но мы знаем, за что боремся и ради чего можем погибнуть. Писать больше нечего. Целую вас крепко-крепко.

                                                                                              Ваш  муж и отец Иван Т.Т.»

                      Война закончилась.  Володя и Саша выросли. У Володи родилось двое детей, а  у Саши – трое: сын и две дочери. Одна из них – моя мама. А неё – восемь детей! Значит, у меня - пять сестёр и два брата. Ради этой жизни  воевал и побеждал мой прадед!  

                      С п а с и б о    д е д у    з а   П о б е д у ! ! !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П ПИСЬМА С ФРОНТА

Слайд 18

ПИСЬМА С ФРОНТА…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районный конкурс «Лучший урок письма - 2015»

Номинация: «Напиши письмо и расскажи о мире , в котором тебе хотелось бы вырасти»....

Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок"

Приказ об итогах муниципального конкурса "Лучший творческий урок", 7.04.2016г....

Организация и проведение районного конкурса «Лучший по профессии: Юный токарь и Юная швея» Ярославская область, Даниловский МР.

Одной из эффективных форм работы с одарёнными учащимися всегда были различного уровня олимпиады школьников. Предметные олимпиады (в том числе и по технологии) как один из видов неформального образован...

Игра Эрудит для районного конкурса "Лучший ученик года - 2019"

Дана игра была разработана мной специально для районного конкурса "Лучший ученик года - 2019".Перед участниками два поля для выбора вопросов, в одном из них - общие вопросы, во втором - вопр...

Районный конкурс лучших журналистских работ, способствующих формированию положительного представления о многонациональности Ханты — Мансийского района Тема работы «Национальные виды спорта»

Районный конкурс лучших журналистских работ, способствующих формированию положительного представления о многонациональности Ханты — Мансийского районаТема работы «Национальные виды спорта...