Методическая разработка на конкурс "Лучший урок письма" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Лучший урок письма-2014»
НОМИНАЦИЯ:
«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»
Методическая разработка
урока письма в 6 классе
Подготовила: Чернова Ирина Валентиновна,
учитель русского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
гимназии №7 села Донского
Труновского района Ставропольского края,
проживающая по адресу: село Донское,
Труновского района, Ставропольского края
ул. Гагарина, д.5, кв.2
Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Письмо»
(Урок русского языка в 6 классе)
Цели урока:
Образовательная. Познакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; с правилами заполнения конверта.
Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).
Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.
Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.
Ход урока
I.Организационный этап. «Минутка приятных воспоминаний»
- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Итак, мы начинаем урок. Запишите в тетрадях число, классная работа. Тему урока запишем немного позже, когда вместе её определим.
II. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения. («Стадия вызова». Актуализация знаний учащихся)
1.Знакомство с текстом
- Ребята, вашему вниманию предлагается текст (текст записан на доске)
Милая мама!
Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.
Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.
Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.
Любящий тебя сын.
IV. Организация наблюдения над материалом. Эвристическая беседа. Работа с текстом.
1. Эвристическая беседа.
- Можно назвать эту запись текстом? Назовите признаки текста.
- К какому стилю речи относится текст? Как вы это определили?
- К какому жанру вы отнесёте этот текст? (Перед вами письмо Н.А.Островского к своей матери).
- Какие особенности жанра письма вы увидели?
- Каким чувством проникнуто это письмо? (Письмо полно заботы, тепла и ласки)
- Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?
2. Метод смысловых ассоциаций.
Письмо... Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово?
Запишите ассоциативный ряд к этому слову в тетради. Назовите свои ассоциации.
(Ряд наиболее часто встречающихся слов записывается на доске)
ПИСЬМО→текст→рассказ→сообщение→информация→исповедь→известие→послание →приглашение→просьба→поздравление→благодарность→ общение →мысль
Прокомментируйте свои ассоциации. Почему эти слова так часто звучали в ваших ответах?
3. Словарно-лексическая работа.
-Что такое письмо? (Ответы учащихся) (Определение понятия записано на доске)
ПИСЬМО-
1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
2.Умение писать.
3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи.
4. Манера художественного изображения.
(С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»)
- Что вы заметили? Однозначным или многозначным является это слово?
- Какие виды писем вы знаете? ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
V. Формулирование темы и запись в тетради.
- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем тему нашего урока. Как же она будет звучать? (Ответы учащихся)
Запись на доске и в тетради: Письмо.
Вернёмся к определению слова «письмо». Какое из них больше подойдёт к нашему сегодняшнему уроку? Запишите определение в тетрадь.
VI. Целеполагание.
- Итак, тема нашего урока: «Письмо». А как вы думаете, что нам необходимо знать о письме и чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)
- Писать письма - большое искусство, которому надо учиться с детства. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.
VII. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран. («Стадия осмысления нового материала»)
1. Беседа «Особенности написания письма».
- Письмо. Существует ли сейчас это средство общения? В какой форме?
- А как вы думаете, есть ли правила написания письма?
Знакомство с правилами оформления письма
(Правила оформления раздаются каждому ученику)
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано. Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
- Почему сейчас люди все реже пишут письма? (Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)
- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письма? (Ответы учащихся) (ПРИЛОЖЕНИЕ №1 - опережающее задание: подготовленный ученик рассказывает о современных средствах общения)
- Ребята, можно ли письмо назвать документом? ( Да, можно)
- Действительно, любое письмо – это документ. Скажите, а документы составляются как угодно или по определенному плану? (Документы строятся по определённому образцу)
- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит?
- Давайте вернёмся с вами к письму, с которым познакомились в начале урока. Посмотрите ещё раз на него внимательно, обсудите в группах и сделайте вывод о композиции письма: как построено письмо, из каких частей оно состоит?
Готовность группы покажете сигнальной карточкой. (Ответы учащихся из каждой группы)
Давайте обратимся к таблице (раздаточный материал) и посмотрим, правильные ли выводы вы сделали.
2.Работа с таблицей « Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме»
Основные части письма | Содержание | Речевые формулы |
Вступление | 1.Приветствие 2.Обращение 3.Место написания 4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом | Здравствуйте! Привет! Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д. Имя и все его формы |
Основная часть | Изложение информации, с которой хочет поделиться автор. Сообщение интересующей адресата информации | Рад сообщить… Хотел бы рассказать… Новостей немного… Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д. |
Заключение | 1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание в любви, просьба писать. 2.Дата написания письма, подпись (имя автора). 3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного», это та информация, которую забыли написать в письме. | С уважением… Уважающий Вас… Всегда Ваш… Любящий тебя… До свидания! До скорого свидания! Всего доброго! Передавай привет… Прощай!
|
- Итак, мы с вами успешно прошли первый этап, заполните, пожалуйста, карточку личного контроля.
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 1 ЭТАП.
(Я знаю все композиционные части письма и речевые формулы, используемые в письме)
VIII. Организация первичного узнавания и определения тона обращения.
- Обратимся к анализу частей. Обращение к адресату задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении пишущего к адресату.
В каждой группе свой вариант. Обсудите в группе, готовность покажете сигнальной карточкой.
1. Задание по группам ( раздаточный материал)
Определите тон обращения:
1 группа. Дорогие немецкие друзья! Пишет вам Лена Петрова (дружеское).
2 группа. Уважаемый товарищ Смирнов! Просим Вас... (официальное).
3 группа. Привет, Слон! Пишет тебе твой друг Фока (фамильярное).
2. Творческая работа «Пишу письмо маме»
- Писали ли вы когда-нибудь письма? Кому они были адресованы?
В течение пяти минут напишите письмо своей маме. Не забудьте про тон обращения! (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 2 ЭТАП.
(Я умею определять тон обращения и писать основную часть письма)
IX. Организация работы с конвертом.
1.Знакомство с правилами заполнения конверта.
- Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя к месту назначения, необходимо адресные данные адресата и отправителя на всех видах конвертов указывать следующим образом: (раздаточный материал)
в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);
в правой нижней части– реквизиты получателя (кому, куда):
наименование адресата (для граждан это фамилия, имя, отчество);
название улицы, номер дома, номер квартиры;
название населённого пункта (города, посёлка и т.д.);
название района;
название края, республики;
название страны,
почтовый индекс.
- Адрес на конверте представляет собой простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. И не забудьте наклеить на конверт почтовую марку.
Теперь, когда вы знаете правила заполнения конверта, сможете отправить письмо, и оно вовремя дойдёт до адресата.
2. Практическая работа. Заполнение конверта
Задание. Заполнить конверт, в котором вы отправите написанные мамам письма
На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют самостоятельно, затем организуется взаимопроверка в группах. (В группе назначается ответственный ученик – эксперт)
ЗАПОЛНЯЕМ КАРТОЧКУ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 3 ЭТАП.
(Я знаю правила заполнения конверта и умею его подписывать)
X. Рефлексия.
1.Вспомните всё, о чём шла речь на уроке, и напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке» (это пятиминутное письменное задание помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками).
Через пять минут три- четыре ученика читают работы вслух, по мере необходимости им могут быть заданы одноклассниками вопросы.
XI. Организация объяснения домашнего задания.
Напишите письмо тому, кому сочтёте нужным (своей семье, другу, подруге, солдату в армию, президенту, губернатору, мэру, герою фильма, мультфильма или любимого произведения и т.д.)
XII. Оценивание результатов работы на уроке.
ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТОЧКИ ЛИЧНОГО КОНТРОЛЯ 4 ЭТАПА
(Результаты написания письма и оформления конверта)
Заполняет учитель после проверки домашнего задания
Приложение 1
Современные формы общения людей.
Во всём мире люди начали общаться по телефону и писать друг другу электронные письма. Электронное письмо доходит до адресата мгновенно. Отправитель тоже может получить ответ в ту же минуту. Электронная почта очень удобная.
Тогда возникает вопрос: Что лучше, простое письмо или электронная связь?
Несмотря на то, что в современном мире сотовая связь и электронные письма имеют очень большое значение в жизни людей, простые письма друг другу надо писать, потому что их можно хранить долго.
Простые письма можно носить в кармане, как это делали солдаты на войне, и всегда перечитывать. Если солдаты звонили бы по телефону, присылали SMSсообщения или писали электронные письма, то они не сохранились бы до наших дней. Хотя таких видов общения в то время не было.
Даже почерк говорит о многом сердцу матери, тот листочек бумаги, на котором твоей рукой написано: «Здравствуй, дорогая мамочка...»
Электронные письма невозможно хранить 60 лет, потому что компьютеры постоянно меняются, обновляются.
Значит, эпистолярный жанр письма надо сохранить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"
Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/04/picture-290278-1420353007.jpg)
Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".
Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/09/picture-752356-1454975037.jpg)
Методическая разработка "Методика преподавания урока по классу баяна"
Методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1081126-1543031864.jpg)
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока 11 класс
Развитие временных представлений обучающихся...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1081126-1543031864.jpg)
Методическая разработка коррекционно-развивающего урока 6 класс
Формирование представлений о составе числа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/13/picture-447422-1399966142.jpg)
Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Методическая разработка «Методика преподавания урока по классу баяна»
Как и в других областях педагогики, методика обучения игре на музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучени...