Выступление на районном семинаре на тему "Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся"
статья на тему

Сухарева Ирина Анатольевна

Выступление на районном семинаре по организации летнего оздоровительного отдыха в лагере с дневным пребыванием детей

на тему «Шашки как один из факторов интеллектуального развития обучающихся»

 

Подготовил: Сухарева И.А., педагог дополнительного образования

    

В ряду интеллектуальных игр шахматы занимают едва ли не первое место. Но и шашки близки к ним. Шашки - увлекательная игра, созданная народом.

Шашечная игра намного древнее шахматной. Некоторые учёные склонялись к мысли о том, что шахматы и шашки родственны. Известный шахматист, бывший чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер говорил, что шашечная игра – мать шахматной... и достойная мать.

Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между собой. Игра в шашки, на первый взгляд, кажется простой и нетрудной. А простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам. Шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен всё время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника и бороться против его воли. От одной опасности предостеречь с самого начала. Увидев, сколь стройна и строга логика шашечной игры, начинающие часто не учатся думать, а просто повторяют варианты. Тогда мысль перестаёт работать. Такой подход пагубен.

Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.

Трудность понимания процесса шашечного мышления заключаются в том, что в шашках выступает единственное по своей специфике сочетания элементов игры, искусства, научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Предметный и объективный характер мышления – специфика творчества шашиста. А сила воображения, способность установления единства мыслительного процесса, анализ и синтез частей объекта – всё это обогащает личность ученика, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам человека, также как математика. Неправильно решенная задача, снижает оценку.

Для рассеянного и невнимательного ученика, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение.

Наиболее важными для ученика в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.

    В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос.

Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком. Достичь этого Вам помогут такие действия:

1. Изучайте литературу по шашкам, интересные шашечные с целью:

- получения новостей о шашках, изучение творчества знаменитых шашистов,

- самостоятельного изучения приемов игры,

- умения решать и объяснять ребенку простейшие задачи по шашкам.

2. Старайтесь играть в шашки: с человеком или (если нет другой возможности) с компьютером.

3. Рассказывайте ребенку интересные шашечные истории (в некоторых книгах Вы можете найти такие истории с участием хорошо знакомых детям персонажей)

4. Демонстрируйте ребенку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки (особенно впечатляют детей эффектные шашечные комбинации)

5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.

7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!

8. Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

структурное подразделение «Центр внешкольной работы»

ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ СЕМИНАРЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА В ЛАГЕРЕ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ НА ТЕМУ:

« ШАШКИ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Подготовил: Сухарева И.А.,

педагог дополнительного образования

2014 г

     

       В ряду интеллектуальных игр шахматы занимают едва ли не первое место. Но и шашки близки к ним. Шашки - увлекательная игра, созданная народом.

Шашечная игра намного древнее шахматной. Некоторые учёные склонялись к мысли о том, что шахматы и шашки родственны. Известный шахматист, бывший чемпион мира, доктор Эммануил Ласкер говорил, что шашечная игра – мать шахматной... и достойная мать.

Несмотря на то, что шашки и шахматы совершенно разные игры, они давно верно служат людям не только для развлечения, но и для развития умственных и аналитических способностей, часто конкурируя между собой. Игра в шашки, на первый взгляд, кажется простой и нетрудной. А простые шашки имеют свои тонкости, недоступные шахматным игрокам. Шашки требуют от играющего усиленной деятельности мысли, изобретательности и сообразительности, способствуют развитию памяти и внимания. Играющий должен всё время рассчитывать возникающие варианты, намечать план игры и стремиться осуществлять его, уметь противостоять планам противника и бороться против его воли. От одной опасности предостеречь с самого начала. Увидев, сколь стройна и строга логика шашечной игры, начинающие часто не учатся думать, а просто повторяют варианты. Тогда мысль перестаёт работать. Такой подход пагубен.

Шашечное творчество содержит элементы науки. В шашках применяются научные методы исследования. Прежде всего – анализ. Он пронизывает шашки снизу доверху. Без кропотливого, всестороннего анализа нельзя серьёзно говорить о творчестве, но исчерпывающий анализ очень труден и не всегда возможен. Нередко возникают такие позиции, которые вообще плохо поддаются анализу. Тут приходит на помощь оценка позиций. Научиться правильно оценивать позиции нелегко. Здесь нужны, и богатая практика, и знания, и интуиция.

Трудность понимания процесса шашечного мышления заключаются в том, что в шашках выступает единственное по своей специфике сочетания элементов игры, искусства, научного познания. Каждый из этих элементов разнороден и требует своего аналитического подхода, а стало быть – и педагогического наблюдения и исследования. Предметный и объективный характер мышления – специфика творчества шашиста. А сила воображения, способность установления единства мыслительного процесса, анализ и синтез частей объекта – всё это обогащает личность ученика, его разум и стремление к трудовой деятельности. Шашки безжалостны к ошибкам человека, также как математика. Неправильно решенная задача, снижает оценку.

Для рассеянного и невнимательного ученика, способность к длительной и неослабевающей концентрации внимания развивающая за шашечной доской – драгоценное приобретение.

Наиболее важными для ученика в шашках являются такие свойства, как сосредоточенность и устойчивость внимания. Сосредоточенность в равной степени необходима, как при восприятии, так и в запоминании, воспроизведении, деятельности мышления и воображения. Внимание шашиста проявляется особенно в тесной связи с мышлением и поэтому можно с полным правом говорить о преимущественно интеллектуальном характере внимания шашиста, которое носит ярко выраженный произвольный характер.

    В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос.

Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком. Достичь этого Вам помогут такие действия:

1. Изучайте литературу по шашкам, интересные шашечные с целью:

- получения новостей о шашках, изучение творчества знаменитых шашистов,

- самостоятельного изучения приемов игры,

- умения решать и объяснять ребенку простейшие задачи по шашкам.

2. Старайтесь играть в шашки: с человеком или (если нет другой возможности) с компьютером.

3. Рассказывайте ребенку интересные шашечные истории (в некоторых книгах Вы можете найти такие истории с участием хорошо знакомых детям персонажей)

4. Демонстрируйте ребенку простые, но показательные и увлекательные фрагменты игры в шашки (особенно впечатляют детей эффектные шашечные комбинации)

5. Хвалите ребенка за успехи в игре и занятиях шашками, не ругайте за неудачи.6. Выражайте в присутствии ребенка свою гордость тем, что он занимается шашками, хвастайтесь его успехами.

7. Не принуждайте, а заинтересовывайте ребенка!

8. Не форсируйте события! Главное чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.