"Пословица не зря молвится"
план-конспект на тему

Елена Викторовна Пархоменко

Конспект воспитательного мероприятия для детей 5-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект воспитательного мероприятия на тему:

«Пословица не зря молвится»

(для детей 5-7 лет)

Цель:   оказывать  воспитательное  влияние  на  детей  посредством  особого   лаконичного   жанра  устного  народного  творчества – пословицы.

Задачи:                                                                                                                      

  • учить  ясно, кратко, выражать своё отношение к различным жизненным ситуациям с помощью пословиц                                                                                              
  • развивать внимание, память, мышление, познавательную активность                                                              
  • знакомить с морально-этическими нормами
  • воспитывать любовь к родному языку и культуре                    

Форма:   тематическая, игровая программа  

Возраст:   дети 5-7 лет

Методы и приёмы:   беседа, мини-викторина, элементы театрализации, аудио-прослушивание, групповая творческая работа.

Планируемый результат.

Обучающиеся будут:

  • знать определённый набор пословиц
  • уметь объяснять смысл пословицы
  • уметь применять пословицу к определённой жизненной ситуации

Материалы и оборудование:   плакаты, пальчиковые игрушки деда и бабы, сундучок, игрушки зайца, белочки, ёжика, мышки, кубики с буквами, карточки с цифрами и знаками действий, иллюстрации к пословицам, аудиозапись сказки «Зимовье», магнитофон, записи народной музыки.      

Оформление зала. На доске плакат «Пословица не зря молвится», стулья расположены полукругом, зал украшен в народном стиле (печка, старинная посуда, самовар, русская одежда), часть зала отведена для проведения игр.

                                   Ход мероприятия                

1.Организационный момент. Приветствие.

Педагог: Здравствуйте, ребята. Догадайтесь, о чём сегодня, пойдёт речь? (музыкальное сопровождение - народная музыка)

             

             Вечно живы и нетленны

             Народной мудрости слова.

             Они как звёзды во вселенной,                                              

  Хоть их идея не нова.

 

  Фраз не придумаешь короче,

  В них ясность мысли, простота.

  И смысл всегда предельно точен,

  Есть завершённость, красота.

  Отражён в них дух народа,

  Его юмор, доброта,

  Близость к матушке природе,

  Наблюдений острота.

Педагог: Правильно ребята. Сегодня мы будем говорить о пословицах. Пословицы – это короткие, меткие, с глубоким смыслом народные суждения о разных жизненных ситуациях. Это накопленная веками народная мудрость. А кто в семье самый мудрый, опытный?  

Дети: Бабушка и дедушка.

Педагог: Правильно. Недаром у нас в гостях сегодня бабушка Лукерья и дедушка Митрофан. Их опыт и мудрость помогут нам сегодня. А что это они с собой принесли? Да это же сундучок с премудростями! Давайте его поскорее откроем! Не открывается.

Бабушка Лукерья говорит, что этот сундучок волшебный, и откроется он, только если вы, ребята, выполните задание. Найдите пословицу. (Педагог зачитывает предложения)

                                У мамы много дел.

                                Нас ждёт важное дело.

                                Кончил дело – гуляй смело.

Дети. 3-е предложение это пословица.

Педагог. Почему?

Дети. В  предложении не просто о чём-то сообщается, а содержится мудрый совет.

Педагог. Давайте хором произнесём пословицу. (Дети произносят пословицу, сундучок открывается)

Дедушка Митрофан достаёт из сундучка письмо.

Педагог. Что за сюрприз приготовил нам дедушка Митрофан?

Это письмо от девочки Маши. Послушайте, что она пишет:

      «Дорогой дедушка Митрофан.

Однажды я наводила порядок в своей комнате да вдруг в окне увидала подружек. Так мне захотелось с ними в мяч поиграть! Я к двери – а мама не пускает . Поссорились мы с мамой. Дедушка, дай мне совет. Как мне нужно было поступить?

                                                                    Твоя Маша»                              

Педагог. Ребята, давайте дадим Маше мудрый совет и ответим ей пословицей.

Дети.(дают варианты, педагог помогает)Кончил дело – гуляй смело!

Педагог. Пора и нам делами заняться. Нужно помочь дедушке Митрофану посадить грядки.

Физминутка «Огород»

           Мы лопату взяли, землю раскопали,

           Потом грабли взяли, землю разровняли,  

           Семена рядами дружно мы сажали,

           А потом водою тёплой поливали.

Педагог. Молодцы ребята, умеете трудиться. Бабушка Лукерья есть ли в твоём сундучке премудростей пословицы о труде?

 (бабушка достаёт лист – половинка оторвана)

Педагог. Не расстраивайся, бабушка Лукерья, мы прочитаем начало пословиц, а ребята дополнят.

                Делу – время, … (потехе час)

                Терпенье и труд - … (всё перетрут)

                Без труда не выловишь … (рыбку из пруда)

(Педагог при необходимости помогает детям)

Педагог. Потрудились – можно и отдохнуть. Бабушка Лукерья, расскажи ребятам сказку.

(звучит аудиозапись сказки «Зимовье зверей»)

Педагог. Ребята, назовите главных героев сказки.

                 Какие герои добрые, а какие – злые?  

                 Чему нас учит эта сказка?

Дети. Дружить, выручать товарища из беды.

Педагог. А какой пословицей можно передать смысл сказки?

Если пословица подходит – хлопайте в ладоши.

                Друга ищи, а найдёшь - береги.

                Сам пропадай, а товарища выручай.

                В гостях хорошо, а дома лучше.

                Один за всех, все за одного.

                Семеро одного не ждут.

(Дети выбирают первую, вторую, четвёртую пословицы)

Педагог (беседует с детьми)

                У вас есть настоящий друг?

                Был ли с вами случай, когда вы выручали друга или друг приходил вам на помощь?

                Давайте споём песню о дружбе.

(Дети становятся в круг, берутся за руки, звучит песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь», дети подпевают)

Педагог. И трудиться вы умеете, и песни петь. А вот ещё одно интересное задание от дедушки Митрофана – сочинить сказку по пословице.(дедушка достаёт из сундучка листок бумаги)

                                  Ум хорошо – а два лучше.

(дети делятся на две команды, у первой команды – игрушки зайца и белочки, кубики с буквами, у второй – игрушки ёжика и мышки, карточки  с цифрами и знаками действий)

Начало первой сказки: «Жил был Зайчик. Он учился в лесной школе. Однажды он получил задание…»

 

Начало второй сказки: «Жил был Ёжик. Он учился в лесной школе. Однажды он получил задание…»

Даётся 5 минут на подготовку. Педагог корректирует работу детей. Затем дети показывают свои инсценировки.

Физминутки «Мишка», «Зайка».

Педагог. Какие умные звери в ваших сказках ребята. А вы хотите учиться в школе? Для чего нужно учиться?

Дети. Чтобы быть умными много знать, уметь читать, получить хорошую  профессию.

На доске картинки(мальчик с книгой, дети на уроке в школе, отец учит сына пилить)

Педагог. Подберите картинку к пословице

  • Без ученья нет уменья
  • Кто много читает, тот много знает
  • Грамоте учиться – вперёд пригодится

Педагог. Давайте подведём итоги и проверим себя, какие пословицы мы теперь знаем?

Викторина «Расшифруй пословицу»

(по двум словам дети называют пословицу, за каждую пословицу бабушка даёт конфету)

  • Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
  • Труд – перетрут (Ученье, и труд всё перетрут)
  • Без труда – из пруда (Без труда не выловишь рыбку из пруда)
  • Время – час (Делу время – потехе час)
  • Ищи – береги (Нет друга – ищи, а нашёл – береги)
  • Пропадай – выручай (Сам пропадай, а товарища выручай)
  • Хорошо – лучше (Один ум хорошо, а два лучше)
  • Ученье – уменье (Без ученья нет уменья)
  • Читает – знает (Кто много читает, тот много знает)  
  • Учиться – пригодится (Грамоте учиться – вперёд пригодится)

Педагог. У бабушки Лукерьи        для всех хватит конфет (бабушка достаёт конфеты из сундучка)

                           Приглашаем всех на чаепитие!                                                                                                        Елена Пархоменко,       педагог дополнительного образования

                                                               МБОУ ДОД ЦДТ Дятьковского района                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по физике: "Пословица недаром молвится"

     Предлагаемая викторина может использоваться как на уроке, так и при проведении предметных недель и интеллектуальных марафонов. ...

Конспект и презентация Пословица недаром молвится

На уроке планируется подвести итог и проверить знания, умения и навыки учащихся; расширить кругозор учащихся, обогатить их речь; в  игровой форме раскрыть творческие способности учащихся...

Внеклассное мероприятие Пословица недаром молвится

Конкурсная работа на Межрегиональный дистанционный конкурс «Пословица – душа народа». Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» - логическая игра между двумя противниками, известная во всем мире как ...

Презентация к конкурсу знатоков пословиц "Пословица- недаром молвится" для учащихся 6-7 классов

Презентация содержит материал, который побуждает учащихся к овладению богатством языка, воплощенным в пословицах и поговорках....

Конкурс пословиц и поговорок «Русская пословица недаром молвится» (5-6 класс)

Конкурс пословиц и поговорок  «Русская пословица недаром молвится» (5-6 класс)...

Без пословицы речь не молвится

Сценарий праздника пословиц и поговорок...