Статические упражнения
учебно-методический материал на тему

Елена Викторовна Пархоменко

Пальчиковая гимнастика для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon staticheskie_uprazhneniya.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТИЧЕСКИЕ   УПРАЖНЕНИЯ

1.        «Кольцо».

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 10.

Упражнение выполняется 3 раза.

Педагог показывает, как выполнять упражнение. При выполнении упражнения ребенком взрослый следит за положением большого и указательного пальцев.

2.        «Коза».

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 2—3 раза под счет до 10.

При первом выполнении показ воспитателя обязателен. Педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок действует самостоятельно.

3.        «Три богатыря».

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 8.

Ребенок должен удерживать три пальца вместе в   напряженном состоянии.

4.        «Заяц».

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется 3 раза под счет до 10.

Показ воспитателя обязателен. При первом выполнении упражнения педагог может помочь ребенку правильно расположить пальцы. Далее ребенок выполняет упражнение самостоятельно. 

5.        «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки под счет до 10.

Упражнение выполняется ребенком 1 раз.

6.        «Вилка».

Вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставленные врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони. Упражнение выполняется 1 раз под счет до 10.

ДИНАМИЧЕСКИЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Работа с бумагой

Ребенку предлагаются две пробы:

7.        Вырезание ножницами.

Работа с ножницами показывает, как быстро ребенок может сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Педагог предлагает ребенку разрезать лист бумаги по прямой линии.

8.        Обрывание листа бумаги.

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе.

Педагог предлагает детям оборвать край листа бумаги по прямой линии.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

При изучении тактильных ощущений детям предлагается на ощупь определить предметы, то, из чего они изготовлены, их форму.

Эти упражнения показывают, насколько у ребенка развиты планомерное исследование предмета, анализ ощущений и т. д., и проводятся в виде игры «Чудесный мешочек».

9.        Узнавание качества предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по качеству предметы: деревянный, резиновый, пластмассовый.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи любой деревянный предмет (предмет, сделанный из дерева)».

10.        Узнавание формы предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные по форме предметы: круглый, квадратный, треугольный.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи кружок (круг)».

11.        Узнавание предмета.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные, хорошо знакомые, часто встречающиеся предметы (от 3 до 5 штук). Например: карандаш, расческа, ложка, кукла, конфета и др.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и достань карандаш».

СИЛА ТОНУСА

При изучении силы мышечного тонуса предлагаются следующие упражнения, показывающие силу, длительность мышечного напряжения кистей рук.

12.        Сжатие рук взрослого двумя руками.

Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями вверх и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь» («Сожми мои ладони так крепко, как любишь меня»).

13.        Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»).

Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным дружеским рукопожатием.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Обследование координации движений проводится на примере трех проб.

14.        Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребенку иголку длиной 40 мм с большим ушком и толстую хлопчатобумажную нить.

15.        Упражнение «Ладонь — ребро кулак».

Ребенок сидит за столом, его рука (руки) расположена на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. Упражнение выполняется 3—4 раза.

Допускается комментарий педагога: «Положи руку (руки) на стол ладонью вниз (показ педагога). Поставь руку (руки) на ребро (показ педагога). Сожми руку (руки) в кулак (показ). Теперь делай со мной: ладонь, ребро, кулак; ладонь, ребро, кулак...» Темп выполнения упражнения убыстряется. Когда ребенок запомнит последовательность выполнения упражнения, педагог проводит его под счет (раз-два-три).

16.        Упражнение «Коза заяц».

Быстрая смена статических упражнений (2, 4), описанных выше.

Педагог показывает упражнение, а ребенок одновременно с ним выполняет его в медленном темпе. Упражнение повторяется 3—4 раза.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.

Изучение представлено тремя пробами:

17.        Захват карандаша.

При обследовании щепоти педагог предлагает ребенку на листе бумаги нарисовать много палочек (не менее десяти) разной длины и в разных местах. При этом взрослый фиксирует, правильно ли ребенок удерживает карандаш в руке.

Если захват карандаша неправильный, то педагог показывает ребенку верное положение щепоти руки.

Анализируя выполнение задания, педагог обращает внимание на следующее:

  1. как ребенок держит карандаш;
  2. в какой руке он держит карандаш;
  1. как он начинает чертить карандашом (определить характер линии: с нажимом, тонкая, ломаная, прерывистая и
    пр.);
  2. как ребенок заканчивает линию (определить характер линии по аналогии с пунктом 3).

18. Упражнение «Посолим суп».

Педагог предлагает посолить воображаемый суп.

Во время выполнения задания педагог следит, чтобы ребенок производил движения медленно, как бы растирая большой комочек соли.

19. Катание шарика.

Упражнение показывает не только содружество (согласованность) в действиях пальцев щепоти, но и ловкость, переключаемость движений.

Ребенок, зажав шарик тремя пальцами (щепотью), начинает катать его по часовой стрелке. Скорость проведения упражнения произвольная, удобная ребенку, с постепенным нарастанием темпа.

Четырехлетнему ребенку дают шарик (пластмассовый, деревянный) большого размера (диаметр 15 мм). Время выполнения упражнения — 30 с.

Все полученные данные заносятся в таблицу 8 (см. приложение).

В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В, Г), которая показывает степень развития мелкой моторики ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие 19— 18 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 17— 15 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 14— 11 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита плохо.

Группа «Г». К группе относятся дети, набравшие 10 баллов и меньше. Мелкая моторика у этих детей очень отстает от возрастной нормы.

Полученные данные позволяют воспитателям увидеть, какое учебное содержание может лечь в основу последующей фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми в группе детского сада, а также рекомендаций для родителей.

РУКОВОДСТВО ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы (спички, проволока и др.). В своей работе воспитатели, конечно, будут использовать накопленный опыт по данному направлению. Однако нами были отобраны определенные направления работы по развитию мелкой моторики руки, которые напрямую готовят руку ребенка к письму. К ним относятся:

Развитие тактильных ощущений — определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

  1. Пальчиковые игры — без предметов; с атрибутами; с предметами.
  2. Штампы — работа с одним штампом; работа с карандашом-штампом .
  3. Ниткопись — выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведенной линии.
  4. Работа с карандашом — пальчиковые упражнения с карандашом; работа с карандашом-штампом.
  5. Бисерография — упражнения с бусинами; работа с ниткой бисера.

РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Развитие тактильных ощущений происходит не только в специально организованных играх, но и в других видах деятельности ребенка: при познавательном развитии, при формировании математических понятий, в изобразительной деятельности и художественном труде.

Развивая тактильные ощущения, ребенок не только развивает мелкую моторику, но и знакомится с различными предметами окружающего мира. При этом осознанно пополняется и активизируется его словарь, и в первую очередь — словарь признаков.

В процессе специальных мероприятий по развитию тактильных ощущений ребенок знакомится с различными объектами в следующей последовательности:

1.        Берет в руки предмет (объект), внимательно его осматривает и исследует. В процессе визуального и тактильного контроля ребенок: знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалами, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т. п.); учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный, треугольный); определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) — только в сравнении с другими предметами.

Таким образом, дети исследуют 3—5 предметов.

2.        Упражняется в тактильном распознавании предмета (объекта) — игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек» хорошо известна педагогам и широко используется в практике детского сада. Однако в контексте поставленной задачи — развитие тактильных ощущений — игра имеет несколько вариантов, различаемых по степени сложности.

1-й  вариант

Перед началом игры педагог предлагает детям посмотреть и потрогать предметы, которые будут использоваться в игре. Затем предметы прячутся в чудесный мешочек, педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек и:

найти предмет, который назвал педагог;

исследовать этот предмет, назвать его;

достать предмет и показать другим детям.

Педагог может назвать: предмет (шишка, пуговица и т. п.); только качество (достань деревянный предмет и т. п.); только форму (достань круглый предмет и т. п.); только величину (в этом случае кладется специальный набор одинаковых предметов, отличающихся по величине, например две деревянные елочки — высокая и низкая).

2-й  вариант (более сложный)

Перед началом игры педагог предлагает детям только рассмотреть те предметы, которые будут использоваться в игре (предметы в руки детям не даются). Затем все проигрывается так, как в первом варианте игры.

Предметы для игры «Чудесный мешочек» меняются по мере их изучения детьми. Количество предметов при этом не меняется (5 штук). Обновляя содержимое мешочка, педагог заменяет предметы по одному (т. е. четыре предмета — из предыдущего набора, один — новый). Постепенно все предметы меняются, а в течение учебного года — не один раз.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ   ИГРЫ

Немаловажное значение в работе по развитию мелкой моторики рук имеют пальчиковые игры, которые достаточно сложны для 4-летнего ребенка. В пальчиковых играх и упражнениях отрабатываются статические и динамические движения.

В пальчиковых играх активно используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а также эффективность самих игр.

Пальчиковые игры включаются в сказки, рассказики, стихотворные формы. В этом случае пальчиковые упражнения напоминают своеобразные инсценировки. При этом говорит взрослый, а дети только действуют пальчиками. Ребенку трудно в этом возрасте сопровождать сложные для него упражнения словами.

Пальчиковые игры условно разделяются на три группы. Деление на группы связано не со степенью сложности упражнений, а с использованием различной наглядности и атрибутики.

1-я группа — пальчиковые игры без предметов;

2-я группа — пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3-я группа — пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры без предметов

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки (можно с продолжением); сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что надо делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются детьми при непосредственном участии педагогов (взрослых).

Например:

1. Игра «Кто построил птичке домик».

Воспитатель рассказывает

Воспитатель и дети показывают

На опушке леса стояло высокое дерево.

Большие толстые ветки дерева раскинулись в разные стороны. Однажды к этому дереву прилетел дятел. Сел он на самую длинную ветку и стал по ней стучать.

Сначала дятел стучал тихо, боясь разбудить лес своим стуком. А потом решил постучать погромче, чтобы лучше прослушать старое больное дерево. Скоро в дереве появилось дупло.

Прилетела к дуплу птичка-невеличка, крылышками машет, кружит над дуплом.

Понравилось птичке дупло. Решила она свить здесь гнездо.

Локоть левой руки упирается на поверхность стола, рука поднята вверх. Пальцы напряжены и расставлены в стороны. Большой и указательный пальцы правой руки соединены в виде длинного клюва и напряжены. Они ударяют по среднему пальцу левой руки. Пальцы правой руки, сложенные в виде клюва, ударяют по другим пальцам левой руки с разной силой: то слабо — тихо, то сильнее — громче. Пальцы обеих рук плотно переплетаются, ладони образуют круглый домик. Кисти рук внутренней стороной направлены к туловищу, большие пальцы крепко сцеплены, а остальные пальцы ритмично движутся, как в полете крылья у птицы.

В последующей работе педагоги могут повторять эту сказку без изменений, но постепенно ее содержание следует расширять новыми сюжетами и соответственно новыми движениями кисти и пальцев рук.

2. Игра «Скакалка».

Цель. Тренировать большие пальцы рук.

Игровое упражнение выполняется в положении сидя на стульчиках или стоя. Исходная позиция: руки опущены вниз, ладони сжаты в кулачки, большие пальцы вытянуты и производят круговые движения (с напряжением). Дети крутят «скакалочку» сначала в одну сторону, потом в другую. Воспитатель сопровождает игру четверостишием:

Как у нашей Алочки Новая скакалочка. Вертит быстро Алочка Ручки ускакалочки.

3.        Упражнение «Брызги».

Цель. Упражнять кисти рук в быстрой смене тонуса (кулачок — напряжение мускулатуры, стряхивание — расслабление мышц).

Исходная позиция: руки сжаты в кулачки; указательные, средние, безымянные пальцы и мизинцы обеих рук прижаты к ладоням большими пальцами. При выполнении упражнения дети с силой выпрямляют пальцы, как бы стряхивая капли воды с мокрых пальцев, и снова сжимают в кулачки. Упражнение выполняется энергично. Можно использовать стихи, которые выразительно читает педагог.

Ах, как жарко во дворе!          Брызги вправо,

Скучно нашей детворе.                      Брызги влево.

Без воды и без купанья —        Мокрым стало наше тело.

Это просто наказанье.                          Даже песика Трезора

Мы не будем унывать,                      Вымочили брызги скоро.

Будем мы с водой играть.         И веселый наш Трезор

Убежал в соседний двор.

(Л. Тимощук.)

4.        Упражнение «Циркуль».

Цель. Развивать амплитуду движения кисти руки.

Упражнение выполняется сидя за столом. Дети ставят большой палец на гладкую поверхность стола — это основа циркуля. Остальные пальцы попеременно выполняют функцию карандаша, двигающегося то влево, то вправо по окружности.

5.        Упражнение «Складной ножичек».

Цель. Развивать подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.

Ребенок ставит указательный палец на край стола (как бы перпендикулярно плоскости стола). Первая фаланга осторожно сгибается и ложится на стол. Вторая фаланга при этом находится перпендикулярно первой, а третья фаланга ложится на первую. Упражнение можно выполнять под счет раз-два.

6.        Упражнение «Мальчик-осьминог».

Цель. Развивать содружество движения пальцев рук.

Пальцы в полусогнутом (растопыренном) виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом к себе. Движения пальцев имитируют игру на пианино (последовательное прикосновение пальцев к поверхности) с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

Это — мальчик-осьминог, У него так много ног. Успевает он везде: И в учебе, и в труде, Потому что осьминожка — Это просто многоножка.

(Л. Тимощук.)

7.        Упражнение «Урожай».

Цель. Упражнять в умении чередовать напряжение с расслаблением.

Большой и указательный пальцы правой руки соединены с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы на обеих руках согнуты и прижаты к ладоням.

Расслабленные пальцы (большие и указательные) образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови.

При выполнении упражнения необходимо чередовать напряжение с расслаблением (репка — свекла — морковка — свекла — репка и т. п.).

Выполнение упражнения можно сопровождать следующими стихами:

Вырастала репка Желтая и крепкая. Перед домом свекла Смотрит прямо в окна.


И морковки урожай, Сладкой, сочной,собирай.

(Л. Тимощук.)


Для многократного выполнения упражнения можно использовать стишок, позволяющий педагогу контролировать количество выполненных упражнений (попеременное чтение левого и правого столбиков).

Повторив упражнение необходимое количество раз, педагог заканчивает его следующими словами:

Хоть и пальчики устали, Урожай мы весь собрали.

Пальчиковые игры с использованием атрибутики

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к их проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки (лучше детские), на каждом пальчике которых вышиваются глазки, носик, ротик. Наряду с перчатками используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных. Детям нравится надевать на пальчики вырезанные головки или прикреплять фигурки к пальцам с помощью бельевой резинки.

1. Игра «Пальчики знакомятся».

Цель. Развивать ловкость пальцев рук.

В этой игре дети знакомятся с названиями пальцев. В процессе игры дети надевают на пальчики разноцветные колпачки, сделанные из цветной бумаги (сшитые из ткани, связанные из разноцветных ниток). Каждый цвет соответствует определенному названию пальца. Например: красный колпачок надевается на большой палец, синий — на указательный, желтый — на средний, зеленый — на безымянный, белый — на мизинец.

Начиная игру, педагог показывает детям палец, называет его и после этого надевает на него колпачок.

Педагог говорит: «Давайте познакомимся с удивительным народцем — пальчиками. Пальчики есть у всех: у вас, у меня. У всех пальчиков есть свои имена. Давайте с ними знакомиться.

Это — Большой палец (педагог показывает свой палец). Найдите у себя свои большие пальцы: на одной и на другой руке. Это — Указательный палец» и т. д.

Так педагог знакомит детей со всеми пальцами и их названиями.

Затем он рассказывает: «Все пальчики любят наряжаться. У каждого есть свой колпачок: у Большого пальчика — красный колпачок (педагог и дети надевают красные колпачки на свои большие пальцы; причем сначала можно предложить детям нарядить пальчики только на одной (ведущей) руке); у Указательного пальчика — синий колпачок» и т. д.

Нарядив пальчики в колпачки, педагог может предложить детям разные игровые упражнения, с помощью которых закрепляются названия пальчиков и, конечно, развивается мелкая моторика:

а)        «Пальчики ложились спать и снимали свои колпачки: Большой палец снял свой красный колпачок, Указательный палец снял свой синий колпачок» и т. д. (Пальчики другой руки не помогают.)

Дети снимают по словесному указанию педагога колпачки и выставляют их перед собой на столе. Когда последний колпачок снят, педагог предлагает детям уложить пальчики в кроватку — в кулачок (большой палец сверху).

Педагог продолжает: «Утром пальчики проснулись, потянулись (кулачок раскрывается, пальчики растопыриваются) и стали делать зарядку: раз-два, раз-два... (на раз — пальчики собираются в кулачок; на два — кулачок раскрывается). Сделав зарядку, стали пальчики наряжаться в свои колпачки. Большой пальчик надел... (педагог делает паузу, предоставляя возможность ответить детям) красный колпачок. Указательный пальчик надел... синий колпачок» и т. д.

б)        «Пальчики были очень вежливым народцем. Как завидят кого, обязательно поздороваются и раскланяются. Вот так здоровался Большой палец, так здоровался Указательный палец» и т. д. (Педагог сгибает каждый палец в отдельности.) Дети повторяют за педагогом.

Примечание. Во всех вариантах упражнения сначала работает правая рука, затем — левая, а потом — обе руки.

2. Игра «Физкультурник».

Цель. Развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На основания среднего и безымянного пальцев (3-я фаланга) надевают головку (фигурку) человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы — это ножки, указательный палец и мизинец — руки. Большой прижат к ладони.

Педагог выразительно читает стихотворение Л. Тимощук, а дети в соответствии с текстом выполняют движения.

Физкультурник на дорожке        Пальчики-ножки шагают по столу. Тренирует свои ножки. Высоко их поднимает, Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел        Человечек остановился, развел руки

И тихонечко пошел.        и тихонечко пошел по столу.

Руки вниз, затем вперед.        Руки — указательный палец и

Прыгнул, сделал поворот.        мизинец — ребенок старается поднять

Физкультурой заниматься        вперед.

Любит маленький народ.        Человечек снова шагает по столу.

Пальчиковые игры с предметами

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей 4—5 лет именно самими предметами. Они отличаются от пальчиковых игр с атрибутами тем, что предметы в первых играх необходимы, без них невозможно провести игру или упражнение. Атрибутика во вторых играх — желательный, но не обязательный компонент; эти игры вполне можно провести и без атрибутики.

1.        Упражнение «Горошина».

Цель. Развивать ловкость, содружество движений и пе-реключаемость.

Ребенок выбирает в чашечке горошину и выполняет следующие манипуляции:

а)        кладет горошину на одну ладонь и раскатывает ее другой;

б)        берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

в)        катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

Мы горошину в двух пальцах помнем, О горошине зеленой мы споем.

(Л. Тимощук.)

г)        кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

Катись, горошина, за окошко, Катись, горошина, к нам в лукошко. Ты катись, горошина, по столу, Развлекай, горошина, детвору.

(Л. Тимощук.)

2.        Упражнение «Лыжник».

Цель. Упражнять в умении удерживать предмет, который скользит по гладкой поверхности, подушечками пальцев.

Упражнение выполняется на гладкой поверхности стола, на которой находятся предметы, условно изображающие различные объекты (дерево, сугроб, горка и др.).

Воспитатель дает ребенку две плоские счетные палочки. Указательный палец и мизинец — это ноги лыжника, которые стоят на лыжах (счетных палочках). При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

Ребенок, не отрывая пальцы от палочек, скользящими движениями ведет лыжника по разным маршрутам, задаваемым педагогом.

Маршрут можно задавать в стихотворной форме:

Мы на лыжах шли-шли        Мы на лыжах шли-шли,

И до дерева дошли.        До сугроба мы дошли.

Дерево мы обошли        Мы сугроб обошли

И дальше пошли.        И дальше пошли...

Примечание. Если ребенку на первых порах трудно выполнять упражнение для указательного пальца и мизинца, то замените мизинец на средний палец.

3.        Упражнение «Вертушка» (с карандашом).

Цель. Развивать координацию движений.

Ребенок держит карандаш двумя пальцами: большим и указательным. Затем он начинает плавно вращать карандаш по часовой стрелке и против часовой стрелки, помогая себе при этом средним пальцем.

4.        Упражнение «Поставь точку».

Цель. Развивать ловкость пальцев рук, быструю смену тонуса мускулатуры.

Ребенок держит мягкий карандаш за верхушку двумя пальцами: большим и указательным. Карандаш ставится перпендикулярно листу бумаги на строчку.

Ребенок ставит точку и, не отрывая карандаша от листа бумаги, начинает скользить пальцами вниз на 1,5—2 см к грифелю (поднимает карандаш —> ставит точку —> пальцы скользят вниз и т. д.).

5.        Упражнение «Змейка».

Цель. Развивать содружество движений и моторную ловкость.

Ребенок берет карандаш за верхушку тремя пальцами — щепотью. Вращая карандаш по часовой стрелке, ребенок начинает опускать пальцы (щепоть) вниз (карандаш извивается, как змейка). Карандаш при этом проходит между большим и указательным пальцами. Упражнение выполняется сначала в воздухе, а затем с упором в лист бумаги.