СТАТИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ И УПРАЖНЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре

Голошумов Евгений Николаевич

  

  В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем позной деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений, определяющих позную деятельность. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В процессе обучения вырабатываются жизненно важные двигательные умения, формируются различные физические качества. Поэтому выявление эффективных средств и методов начального обучения двигательным умениям является важной актуальной задачей.

Возникает необходимость дальнейшего изучения функциональных возможностей жизненно важных систем организма в процессе онтогенеза и разработки методов совершенствования адаптационных механизмов, обеспечивающих выполнение мышечной деятельности.

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем позной деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений, определяющих позную деятельность. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность

Младшим школьникам необходима специфическая адаптация к статическому компоненту двигательной деятельности. Известно, что дети обладают низкой статической выносливостью (СВ) и невысокими приспособительными возможностями организма к статическим нагрузкам. Поскольку устранить статические напряжения из повседневной жизни школьников практически невозможно, возникает насущная необходимость развития статической выносливости средствами физического воспитания, систематическим включением статических упражнений и их комплексов в уроки физкультуры.

Многолетние исследования физиологии статических упражнений,  показали, что реакция сердечно-сосудистой и дыхательной систем, организма школьников 11-16 лет при различных статических напряжениях больших групп мышц качественно однозначна. Это свидетельствует о том, что физиологические механизмы, обеспечивающие выполнение статических упражнений, сформированы. Исследования позволили обосновать применение статических упражнений на уроках физической культуры у школьников 11-14 лет и показать, что дозированные статические нагрузки не только не противопоказаны но и необходимы для гармоничного развития детей различного возраста

Наименее изученными остаются вопросы влияния статических нагрузок больших групп мышц на сердечно-сосудистую систему, как индикатора адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма у детей 7-9 лет. Методика использования статических упражнений на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста не разработана вообще. Как показывает анализ научно-методической литературы, статические упражнения в основном используются в тренировках квалифицированных спортсменов, а в школьной практике, особенно в начальных классах, они применяются эпизодически в виде набора силовых упражнений на уроках гимнастики . Школьная практика свидетельствует, что значительное количество учителей не применяют статические упражнения, а те, кто вводит данные упражнения в уроки, испытывают затруднения в методике их применения. Причина этого - отсутствие научно обоснованной методики применения статических упражнений в условиях средней школы. Это снижает возможность оптимизации процесса обучения программным материалом и развития физических качеств у школьников всех возрастов, в том числе и младшего школьного возраста. А данный возраст является одним из перспективных при обучении двигательным умениям. В младшем школьном возрасте происходит совершенствование адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам, быстрее формируются двигательные способности. Поэтому возраст 7-9 лет является благоприятным для развития основных физических качеств . Все вышеизложенное обусловило актуальность предпринятого нами исследования по разработке методики использования статических упражнений в учебном процессе на уроках физической культуры для школьников младшего возраста. Объект данного исследования является функционирование сердечно-сосудистой системы младших школьников как основа построения методики применения статических упражнений на уроках физической культуры. Предметом исследования являются особенности функционирования сердечно-сосудистой системы в условиях статических нагрузок детей 7 и 8 лет и методика применения статических упражнений на уроках физкультуры.

Основываясь на результатах , показывающих, что физиологические механизмы, обеспечивающие выполнение статических напряжений, у школьников уже сформированы, мы полагаем, что физиологические и педагогические исследования, направленные на обоснование применения статических напряжений на уроках физической культуры у младших школьников 7-9 лет, позволят разработать методику применения статических упражнений в учебном процессе.

В работе впервые определены наиболее адекватные для детей младшего школьного возраста величины статических нагрузок. Полученные нами новые данные указывают на то, что организм детей 7 и 8 лет имеет ограниченные возможности для выполнения статических напряжений больших групп мышц до отказа. Доказано, что физиологически обусловленными для детей младшего школьного возраста являются дозированные статические упражнения с напряжением в несколько секунд и длительностью не более 50% от максимального времени поддержания напряжения на заданном уровне. Выявлено, что упражнения статического характера, выполняемые в положении лежа, более соответствуют возрастным возможностям организма детей 7 и 8 лет, чем статические нагрузки, выполняемые в положении стоя. Представлена детально разработанная и экспериментально обоснованная физиологическими и педагогическими методами методика применения статических упражнений на уроках физической культуры для младших школьников. Определены виды статических упражнений, величина объема этих упражнений, оптимальное число повторений упражнений и интенсивность напряжения, длительность и содержание пауз между усилиями. Методика включает механизм внедрения статических упражнений в учебный процесс, время их выполнения во вводной и основной частях урока в течение учебного года, соотношение статических упражнений с динамическими, методы применения статических упражнений, методические приемы. Разработаны комплексы статических упражнений для вводной и основной частей урока и рекомендации для их выполнения.

Установлена зависимость между статической выносливостью больших групп мышц и развитием физических качеств (силы, быстроты и скоростно-силовых качеств). Выявлено положительное воздействие статических упражнений на координационные способности и физическую работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение сопряженных психофизических упражнений на уроках физической культуры

Обычные физические упражнения не дают особого эффекта в плане психического оздоровления учащихся. В данном материале дается арсенал средств физического воспитания (упражнения, игры), с помощью которых...

Оздоровительные упражнения на уроках физической культуры

Здоровье - одно из главнейших компонентов человеческого благополучия.  Пэтому одним из важнейших компонентов в моей работе является ипользование приемов здоровьесберегающей технологии....

Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...

Использование силовых нестандартных упражнений на уроке физической культуры

Задачи урока: 1.Совершенствовать технику нестандартных упражнений в паре. 2.Развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть, быстроту, координацию. 3.Воспитывать силу воли, дружбу и товарищество, ...

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры.

Обучение технике легкоатлетических упражнений на уроках физической культуры....

Специальные беговые упражнения на уроках физической культуры.

Специальные беговые упражнения как средство способствующее формированию правильной техники бега....