Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.
материал по физкультуре по теме

Князева Ольга Владимировна

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО 

В работе представлено место нетрадиционных упражнений в общей системе физического воспитания и их потребность в образовательной среде. 

Разработаны:

 Методика воспитания чувства ритма у младших школьников по следующим направлениям:

1. Развитие чувства ритма в процессе ритмической ходьбы:

2 Развитие чувства ритма средством музыки:

3.Перечень базовых способов двигательной деятельности:

4. Средства  динамической ритмики

 Методика развития ловкости у младших школьников при взаимодействии с мячами разной величины 

Методика применения  фитбольных мячей на уроках в 1 - 4 классах: 

Этапы освоения физиомяча при работе с детьми

Последовательность работы на мяче

Представлена система мониторинга показателей физического развития младших школьников в результате применения технологии нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физкультуры.

Описание опыта использование данной технологии сопровождено иллюстративным материалом и презентациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Теоретическая основа опыта работы 50.03 КБ
Файл Презентация.Последовательность работы на большом фитбольном мяче280.72 КБ
Файл Презентация(продолжение 1).Последовательность работы на большом фитбольном мяче 249.63 КБ
Файл Презентация(продолжение 2).Последовательность работы на большом фитбольном мяче156.28 КБ
Файл Общеразвивающие упражнения на уроках физкультуры. Мониторинг.Выводы.256.53 КБ
Файл Презентация к работе.1 Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках фк в нач. школе Теория.466.37 КБ
Файл 2 Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках фк в нач. школе. Ритмодинамика.2.08 МБ
Файл 3 Технология использования нетрадиционных общеразвиивающих упражнений на уроках фк в нач. школе. Фитбольные мячи.2.55 МБ
Файл 4 Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках фк в нач. школе.С мячами разной величины .2.96 МБ
Файл 5 Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках фк в нач. школе. Мониторинг.2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Администрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 94

 

Технология использования

нетрадиционных общеразвивающих упражнений

на уроках физической культуры

 в начальной школе

Работу выполнила

Князева Ольга Владимировна

учитель физической культуры

высшей категории

                                                                

                                                 Нижний Новгород

2012

Содержание

Введение

1. Место нетрадиционных упражнений в общей системе физического воспитания и их потребность в образовательной среде. Характеристика авторской программы В. Т. Чичикина «Физическая культура» в 1-4 классах

2. Методика воспитания чувства ритма у младших школьников

2.1. Развитие чувства ритма в процессе ритмической ходьбы:

2.2 Развитие чувства ритма средством музыки:

2.3.Перечень базовых способов двигательной деятельности:

2.4. Средства  динамической ритмики

3. Методика развития ловкости у младших школьников        

3.1. Средства для развития ловкости при взаимодействии с мячами

4. Методика применения мячей большого диаметра

4.1Этапы освоения физиомяча при работе с детьми

4.2 Последовательность работы на мяче

5. Мониторинг

Заключение

Используемая методическая литература


Введение

Изменения, происходящие сегодня в системе образования, дают возможность педагогу находить свой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимости от конкретных условий. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье людей на 15 % зависит от наследственности, на 10 % — от состояния медицинского обслуживания, на 25 % — от окружающей среды и на 50 % — от образа жизни. Поэтому важно так сформировать образ жизни детей, чтобы у них была постоянная потребность в сохранении собственного здоровья и поддержании высокой работоспособности.

Огромную роль в сохранении и укреплении здоровья, оптимального тонуса организма играет рациональная двигательная деятельность. Поэтому для детей и подростков так важны занятия физической культурой с целью обучения их правильному формированию двигательных умений и навыков, освоения основных принципов совершенствования физических качеств и воспитания потребности их реализации не только на уроках физической культуры, но и в домашних условиях, в повседневной жизни. Для достижения этой цели уроки физической культуры должны не только обучать детей определенным упражнениям, технике спортивных движений, они должны быть направлены на улучшение функционального состояния, физической подготовленности учащихся, носить оздоровительный характер

В настоящее время эффективность системы физического воспитания детей определяется той готовностью, с которой в нее допускаются новые средства физического воспитания  (двигательного опыта). И значительное место в этом занимают так называемые нетрадиционные системы, хотя они, как раз и являются  неоднократно проверенными временем, применяясь еще в ранние времена. Обусловлено это тем, что человек, является биологическим объектом природной экосистемы, находясь под воздействием сложного комплекса климатических, химических, электромагнитных, шумовых и других факторов, то есть всего того, что называется социально-экономической средой его обитания. Поэтому и здоровье растущего молодого человека следует рассматривать как комплексный результат его сложного взаимодействия с природой и обществом.

Разнообразные формы учебной деятельности в сфере физической культуры позволяют учащимся выполнять двигательные действия, которые содержат в себе разнообразные движения. Сюда входят как естественные виды движений, так и двигательные действия, требующие  определенной ритмичности, координации, ловкости, эстетики.

Развитие двигательных возможностей детей идет параллельно с развитием соответствующих центров головного мозга, которое обеспечивается выполнением движений. Если ребенок будет много двигаться, систематически повторять движения, усложнять их, овладевать новыми движениями, то будет совершенствоваться и работа данных центров.

Для развития координационных способностей очень полезно заниматься ритмической гимнастикой. Упражнения с элементами футбола, баскетбола, волейбола и других спортивных игр развивают функциональные возможности основных систем организма, воспитывают широкий комплекс физических качеств, в том числе ловкость и координацию движений. В начальной школе это упражнения, основанные на естественной координации в беге, прыжках и основных приемах спортивных игр (упражнения в бросках, отбивании и ловле мячей различной величины). Аэробика с использованием специальных мячей также направлена на развитие координации и гибкости, исправление осанки.

                  1.   Место нетрадиционных упражнений в общей системе

физического воспитания и их потребность в образовательной среде. Характеристика авторской программы В. Т. Чичикина

«Физическая культура» в 1-4 классах

В основе реализации программы «Физическая культура» в 1-4 классах общеобразовательного учреждения, автор В. В. Чичикин – выполнение основных двигательных действий в системе физического воспитания школьников. В программе представлены разделы: « Вращения, падения, равновесия», «Передвижения» (ходьба, бег, лыжи), «Преодоление препятствий», «Лазание, ползание», «Взаимодействие с партнером», «Взаимодействие с предметами, снарядами», «Ритмика». Основная цель – оптимизировать содержание применяемой программы, с учетом рекомендаций, представленных в образовательном экспериментальном проекте.

 Гипотезой опыта является повышение результатов физической, технической, теоретической подготовки школьников в рамках федерально-региональных условий и требований школьного образования, посредством оптимизации содержательного и организационного обеспечения системы физического воспитания.

Актуальность представленного опыта работы состоит в том, что существующее определение содержания программ учебного предмета «Физическая культура» в школе максимально ориентировано на спортивную деятельность, а не на физическую жизнедеятельность.

 Задачи:

  1. формирование у учащихся знаний не ниже уровня воспроизведения в связи с обеспечением двигательной деятельности;
  2. формирование базовых способов двигательной деятельности;
  3. обеспечение социально задаваемых норм физического развития и физической подготовленности школьников;

4.        формирование потребности в эффективном использовании средств физического воспитания.

Исходя из основной цели  – апробации авторской программы, мы постараемся подробно рассмотреть составляющие технологии использования

разделов «Ритмодинамика», «Взаимодействие с малыми и средними мячами» и раздел «Гимнастика  на больших мячах» с учетом образовательной, воспитательной и оздоровительной потребностей в образовательной среде этих методик. Упражнения из этих разделов представлены мною на  уроке «Культура мяча – от больших к малым».

Цель моей работы – выявление содержания и особенностей организации нетрадиционных упражнений в системе уроков физического воспитания в 1-4 классах.                                                                                 Построение учебного процесса физического воспитания необходимо организовывать на качественно новом подходе, применяя, наряду с общепринятыми физическими упражнениями, нетрадиционные средства оздоровления. Такие средства активно используются в спорте и лечебной физкультуре, но в школьном физическом воспитании только начинают применяться.

Особое значение в младшем школьном возрасте имеет развитие координационных способностей, ловкости, формирование правильной осанки, укрепление различных мышечных групп. Развитию этих физических качеств способствуют упражнения из разделов: ритмодинамика или динамическая ритмика, гимнастика на больших  мячах, взаимодействие с мячами различной величины.

Упражнения ритмодинамики и упражнения с мячами различной величины вызывают у детей особый интерес и создают на уроке высокий эмоциональный фон. В 1-4 классах эти виды упражнений можно проводить на всех уроках, кроме лыжной подготовки. В зависимости от задач урока эти упражнения занимают соответствующее место в различных частях урока. В вводной части они служат разминкой, разогревают мышцы, подготавливают организм детей к предстоящей работе. В основной части они используются для развития тех или иных физических качеств и способностей в соответствии с содержанием урока. В заключительной части упражнения ритмодинамики и аэробики служат для успокоения нервной системы детей.

 Выполняя упражнения динамической ритмики развиваются внимание, зрительная память, чувство ритма. Ритмодинамика способствует улучшению функций двигательной системы, показателей сердечно-сосудистой системы, позитивных изменений психического состояния. А также способствует формированию эмоционально-дыхательных рефлексов, имеющих выраженный оздоровительный эффект, позволяет решать одну из основных задач оздоровления в школе – формирование правильной осанки.

Использование больших фитбольных мячей во время занятий помогает детям снять нагрузку с позвоночника, восстановить правильную осанку тела, укрепить мышцы туловища, развить силу и выносливость мышц. А также добавит новую струю в традиционные занятия в школе, внесет в них элементы забавности и удовольствия, раскрасит урок яркими красками.

Первая встреча с мячом у большинства детей происходит до школы, однако твердых навыков владения мячом, как правило, они еще не имеют. Поэтому на уроках физкультуры, учитель знакомит учеников с приемами владения мячом различной величины, постепенно усложняя задание. Что помогает развивать у детей внимание, ловкость, координационные способности и смелость.

 

 2.  Методика воспитания чувства ритма у младших школьников

Ритм играет большую роль в рациональной организации движений, в повышении работоспособности. Обладая в достаточной степени этим качеством, школьники быстрее овладевают двигательными навыками и умениями. Поэтому воспитание у детей чувства ритма представляет важную составную часть их физического совершенствования.

По данным наших исследований, наиболее оптимальный для развития чувства ритма – младший школьный возраст. Воспитывать это чувство необходимо на уроках физической культуры. Для этого целесообразно включать в каждое занятие одно-два специальных упражнения или одну игру. Вначале применяются самые простые ритмические упражнения – ходьба, бег в среднем темпе под счет, хлопки, музыку, в дальнейшем задания постепенно усложняются – дается ритмированная ходьба с различными движениями рук, хлопками, разнообразные сочетания медленной и быстрой ходьбы, бега, скачков соответственно характеру музыки, выполнение комбинаций разной длительности, прихлопывание ладонями музыкальных размеров 2/4, 3/4, 4/4 и т.д.

2.1. Развитие чувства ритма в процессе ритмической ходьбы:

1.Ходьба под счет разной длительности.

2.Ритмическая ходьба с хлопками и движениями рук.

При составлении подобных заданий можно использовать названия предметов, загадки, пословицы, стихи. Тексты читаются в заданном ритме хором и по одному. Непременное условие – ясное произнесение слов. Такие упражнения не только развивают чувство ритма, но и вырабатывают хорошую дикцию.

Все упражнения в ритмической ходьбе с хлопками и движениями рук можно использовать с 1 класса в течение 1-5мин., повторяя на 2-4 уроках.

Задания могут выполняться и под музыку. Предварительно полезно воспроизвести ритмический рисунок хлопками, фиксируя внимание детей на ритме исполнения движений.

2.2 Развитие чувства ритма средством музыки:

1.Ходьба под маршевую музыку с хлопками.

2.Ходьба и бег соответственно характеру музыки.

3.Простые упражнения под музыку, написанную в разных размерах.

4.Парные и игровые упражнения под музыку.

5.Музыкально-ритмические игры.

Чтобы успешно воспитывать чувство ритма, необходимо уметь определять степень его развития. В основе методики оценки ритма лежат методы, применяемые в музыкально – хореографическом воспитании. Основной принцип её заключается в воспроизведении ритмических рисунков – заданий на основе сенсомоторного восприятия.

2.3.Перечень базовых способов двигательной деятельности:

Ритмика.

1 класс Прохлопывание ритмических  рисунков на месте (сидя, лежа,  

стоя);

протопывание ритмических рисунков стоя на месте;

прохлопывание ритмических рисунков с именением положения рук;

сочетание прохлопывания  ритмических рисунков стоя на месте;

ритмическая ходьба;

ритмическая ходьба в сочетании с прохлопыванием.

2 класс Сочетание движений рук и ног в ходьбе;

прохлопывание музыкального ритма;

протопывание музыкального ритма;

то же в ходьбе.

3 класс Ритм короткого разбега в прыжках;

ритм метания мяча с места.

4 класс Выстукивание музыкальных ритмов (вальса. польки и т.п.)

воспроизведение ритма выполнения различных двигательных действий        

2.4. Средства  динамической ритмики

Упражнения в отхлопывании ритма руками

  1. Простой ритм, индивидуально, без изменения положения рук, стоя на месте.
  2. Сложный ритм, индивидуально, без изменения положения рук, стоя на месте.
  3. Простой ритм, индивидуально, с изменением положения рук, стоя на месте.
  4. Сложный ритм, индивидуально, с изменением положения рук, стоя на месте.
  5. Простой ритм, в парах без изменения положения рук, стоя на месте.
  6. Простой ритм, в парах с изменением положения рук, стоя на месте.
  7. Сложный ритм, в парах без изменения положения рук, стоя на месте.
  8. Сложный ритм, в парах с изменением положения рук, стоя на месте.
  9. Простой ритм, индивидуально, без изменения положения рук, в движении.
  10.  Простой ритм, индивидуально, с изменением положения рук, в движении.
  11.  Сложный ритм, индивидуально, без изменения положения рук, в движении.
  12.  Сложный ритм, индивидуально, с изменением положения рук, в движении.
  13.  Простой ритм, в парах без изменения положения рук, в движении.
  14.  Простой ритм, в парах с изменением положения рук, в движении.
  15.  Сложный ритм, в парах без изменения положения рук, в движении.
  16.  Сложный ритм, в парах с изменением положения рук, в движении

Упражнения в отстукивании ритма ногами

  1. Простой ритм, индивидуально, без изменения положения ног, на месте.
  2.  Простой ритм, индивидуально, с изменением положения ног, на месте.
  3.  Сложный ритм, индивидуально, без изменения положения ног, на месте.
  4. Сложный ритм, индивидуально, с изменением положения ног, на месте.
  5. Простой ритм, в парах, без изменения положения ног, на месте.
  6. Сложный ритм, в парах, без изменения положения ног, на месте.
  7. Сложный ритм, в парах, без изменения положения ног, на месте.
  8. Простой ритм, в парах, с изменением положения ног, на месте.
  9. Сложный ритм, в парах, с изменением положения ног, на месте.
  10. Простой ритм, индивидуально, без изменения положения ног, в движении.
  11.  Простой ритм, индивидуально, с изменением положения ног, в движении.
  12.  Сложный ритм, индивидуально, без изменения положения ног, в движении.
  13.  Сложный ритм, индивидуально, с изменением положения ног, в движении.
  14.  Простой ритм, в парах без изменения положения ног, в движении.
  15.  Сложный ритм, в парах без изменения положения ног, в движении.
  16.  Простой ритм, в парах с изменением положения ног, в движении.
  17.  Сложный ритм, в парах с изменением положения ног, в движении.

Упражнения динамической ритмики при сочетании  отхлопывания руками и отстукивания ногами

  1. Простой ритм, индивидуально, сочетание «руки-ноги», стоя на месте.
  2. Сложный ритм, индивидуально, сочетание «руки-ноги», стоя на месте.
  3. Простой ритм, индивидуально, сочетание «ноги-руки», стоя на месте.
  4. Сложный ритм, индивидуально, сочетание «ноги-руки», стоя на месте.
  5. Простой ритм, в парах, сочетание «руки-ноги», стоя на месте.
  6. Простой ритм, в парах, сочетание «ноги-руки», стоя на месте.
  7. Сложный ритм, в парах, сочетание «руки-ноги», стоя на месте.
  8. Сложный ритм, в парах, сочетание «ноги-руки», стоя на месте.
  9. Простой ритм, индивидуально, сочетание «руки-ноги-руки», стоя  на месте.
  10.  Простой ритм, индивидуально, сочетание «ноги-руки-ноги», стоя на месте.
  11.  Сложный ритм, индивидуально, сочетание «руки-ноги-руки», стоя на месте.
  12.  Сложный ритм, индивидуально, сочетание «ноги-руки-ноги», стоя на месте.
  13.  Простой ритм, в парах, сочетание «руки-ноги-руки», стоя на месте.
  14.  Сложный ритм, в парах,  сочетание «руки-ноги-руки», стоя на месте.
  15.  Простой ритм, в парах, сочетание «ноги-руки-ноги», стоя на месте.
  16.  Сложный ритм, в парах, сочетание «ноги-ноги-ноги», стоя на месте.
  17. Простой ритм, индивидуально, сочетание «руки-ноги»

3. Методика развития ловкости у младших школьников.

        Ловкость – сложное комплексное двигательное качество. Основными компонентами, составляющими его структуру являются: способность к освоению сложных в координационном отношении движений и способность к быстрой перестройке двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.                                                 Развитие первой из указанных способностей достигается усвоением учениками упражнений, в содержание которых включается элемент новизны, специальных упражнений, требующих от учащихся умения анализировать собственные действия в пространстве, во времени и по степени мышечных напряжений ; развитием умения поддерживать равновесие при выполнении сложно координационных упражнений.

        Для развития способности к быстрой перестройке двигательной деятельности рекомендуется использовать подвижные игры и элементы спортивных игр; применять изученные двигательные действия в нестандартных ситуациях (эстафеты, полосы препятствий); изменять условия, в которых выполняются упражнения (в зале, на площадке, на местности).

        Для  развития ловкости в младшем школьном возрасте имеются благоприятные предпосылки. В связи с этим на уроках физической культуры необходимо уделять самое пристальное внимание этому жизненно важному качеству.

        Совершенствование ловкости проходит эффективнее, когда на уроках физической культуры используются упражнения, содержащие элементы новизны. Поэтому целесообразно планировать материал программы так, чтобы обогащение двигательного опыта проходило постоянно. Например: при включении в занятие эстафет, полос препятствий надо периодически изменять содержание, расстановку препятствий и условий выполнения заданий.

        Поскольку ловкость – комплексное качество, уровень его развития трудно определить, оценить одним каким- то критерием. Многообразие форм проявления ловкости обусловливает необходимость разработки специальных тестов для оценки каждого из них в отдельности.

        Компоненты определяются следующими тестами:

        Способность к выполнению сложных по координации движений.

        Умения оценивать пространственные, временные и силовые характеристики движений.

        Способность реагировать на внезапно меняющуюся обстановку.

        Способность поддерживать равновесие.

        

3.1. Средства для развития ловкости при взаимодействии с мячами:

Упражнения с мячами средней величины (баскетбольными)

  1. Стоя на месте. Ведение мяча правой (левой) рукой.
  2. Стоя на месте. Ведение с переводами мяча с руки на руку перед собой.
  3. Стоя на месте. Ведение вокруг корпуса.
  4. Стоя на месте. Ведение вокруг и между ногами.
  5. Стоя на месте. Разновысокое ведение.
  6. Стоя на месте. Частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой.
  7. Стоя на месте. Ведение двух мячей.
  8. Ходьба, бег на носка с ведением мяча.
  9. Ходьба, бег на пятках с ведением мяча.
  10. Ходьба, бег на краях стопы (поочередно внешней и внутренней) с ведением мяча.
  11. Ходьба, бег в полуприседе с ведением мяча.
  12. Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча.
  13. Спортивная ходьба с ведением мяча.
  14. Гладкий бег с поворотами и ведением мяча.
  15. Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой.
  16. Ходьба, бег с крестным шагом с ведением мяча.
  17. Ходьба, бег спиной вперед с ведением мяча.
  18. Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча.
  19. Бег с захлестом голени назад с ведением мяча.
  20. Бег с высоким подниманием бедра с ведением мяча.
  21. Передвижением попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча.
  22. Передвижением прыжками на двух ногах с ведением мяча.
  23. Передвижением прыжками на одной ноге с ведением мяча.
  24. Гладкий бег с ведением двух мячей.
  25. Ведение мяча во время запрыгивания и спрыгивания с препятствия высотой 30-40 см.
  26. Эстафета с ведением мяча. Передача мяча партнеру только из рук в руки.
  27. Эстафета с ведением двух мячей и сменой мячей на каждой линии штрафного броска и на центральной линии.
  28. Катание мяча по полу во время бега лицом или спиной вперед.
  29. Ведение мяча стоя на коленях, сидя на полу, лежа – поочередно правой и левой рукой.
  30. Броски по кольцу из-под щита.
  31. Броски из-под кольца.
  32. Броски со средней дистанции без сопротивления.
  33. Передача мяча из рук в руки по кругу, в шеренгах, в колоннах над головой, сзади стоящему, под ногами.
  34. Передача мяча одной рукой от плеча в парах, кругах.
  35. Передача мяча двумя руками от груди, из-за головы.
  36. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (хлопков в ладоши, приседаний, поворотов на 360°).   Упражнения с малыми мячами
  1. Подбрасывание мяча правой (левой) рукой, ловля двумя руками (постепенно высота подбрасывания увеличивается)
  2. Удары мячом о пол правой (левой) рукой и ловля двумя руками
  3. Чередование подбрасывания мяча с ударами о пол
  4. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками после первого (второго, третьего) подскока от пола
  5. Перебрасывания мяча в парах одной рукой от плеча с ловлей двумя руками (расстояние постепенно увеличивается)
  6. Подбрасывание мяча вверх и ловля его после дополнительных движений (хлопков в ладоши, приседаний); то же, но при ударе мяча о пол
  7. Подбрасывание и ловля мяча одной рукой
  8. Бросок мяча в стену и ловля его после отскока (двумя руками, одной рукой, после поворота кругом)
  9. Удары мячом о пол и ловля двумя руками (как можно ближе к полу)
  10.  Подбрасывание мяча вверх, поворот на 360° и ловля двумя руками (повороты чередовать через левое и правое плечо)
  11.  Бросок мяча в пол, стоя в одном метре от стены, и ловля отскочившего от стены мяча двумя руками
  12.  Удар мячом о пол правой рукой и ловля левой
  13.  Подбрасывание и ловля мяча одной рукой; то же, но с поворотом кругом перед ловлей
  14. Бросок мяча в стену одной рукой и ловля одной рукой
  15.  Перебрасывание мяча с отскоком от пола и ловлей двумя руками; то же в тройках кругах

   4. Методика применения мячей большого диаметра.

Дети младшего возраста, знакомясь с мячом, познают форму круга, шара – создаётся более устойчивый и сенсорно оформленный образ шара, круга в коре головного мозга. Сенсорное обеспечение осуществляется за счёт тактильных ощущений, визуального восприятия, включая объёмное зрение.

Использование физиомяча на  занятиях по физическому воспитанию способствует развитию:

Правильной осанки;

Развитию двигательной координации тела;

Координированной деятельности правого и левого полушарий головного мозга;

Вестибулярного аппарата;

Диафрагмального дыхания, дыхательного стереотипа;

Формированию сенсомоторики;

Интеграции примитивных детских рефлексов.

Таким образом, отличительной особенностью данного метода- использования физиомяча – является многокомпонентность воздействия на организм ребёнка.

4.1. Этапы освоения физиомяча при работе с детьми.

Мотивационный этап. Сначала необходимо предоставить ребёнку возможность познакомиться с мячом:

Рассмотреть мяч, его цвет, форму;

Потрогать, определить его свойства( мягкий, упругий, удобный, прыгучий и т. д.)

Дать возможность каждому ребёнку индивидуально поиграть с мячом, полежать на нём, посидеть и т. д., то есть почувствовать мяч.

В связи с тем, что применение мяча повышает эмоциональное состояние , а следовательно , желание двигаться ( ребёнку хочется попрыгать на нём ,покататься, полежать и т. д.), необходимо научить ребёнка правилам общения, « дружбы» с мячом.

1этап. Важно сформировать у ребёнка ощущение центра тяжести. Дети должны почувствовать и самостоятельно определить удобную для них позу(«Как вам удобнее сидеть?»).

2 этап..Следует выработать правила посадки на мяче:

Ровная и прямая спина, головой (макушкой) тянемся вверх;

Ноги стоят на полу полной стопой, пятки не касаются мяча;

Живот подтянут;

Руки прямые, опущены вниз (ладони лежат на мяче);

В этом положении предлагается произвести надавливание на мяч тазом и совершить движения вниз - вверх. Важно, чтобы дети сохраняли ровное положение спины.

3 этап..Необходимо объяснить, как можно удержаться на мяче и не упасть.

Нельзя:

Отрывать от пола обе ноги одновременно;

Во время прыжков на мяче отрывать туловище от мяча( за исключением прыжков с продвижением).

Если научить детей этим выполнять эти правила, то дальнейшее обучение упражнениям на мяче будет гораздо проще и быстрее.

Особое внимание следует уделить подбору музыки, так как не только музыка создаёт радостное настроение, но и активизирует движения. Средствами музыки  мы формируем у детей чувство ритма, учим соотносить движение с ритмом музыки, а также повышаем эмоциональное состояние.

Рекомендуемое чередование ритмических долей : 90-110 ударов в минуту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Последовательность работы на большом фитбольном мяче

Слайд 2

Движение тазом относительно неподвижных плеч И.п. - сед на мяче – спина прямая, ноги на полу на ширине плеч, угол между корпусом и бедром 90 град., угол между бедром и голенью 90 град. . 1-2 - таз вправо, давить на мяч; 3-4 - таз влево, давить на мяч 4-8 повторений

Слайд 3

Движения верхне-плечевым поясом И.п. - сед на мяче . 1-2 - правым локтем к левому колену, одновременно отвести тазом мяч назад; 3-4 - вернуться в и.п.; 4-8 повторений; 5-6 - левым локтем к правому колену, одновременно отвести тазом мяч назад; 7-8 - вернуться в и.п.; 4-8 - повторений.

Слайд 4

Шаги на месте И.п. - сед на мяче - спина прямая, ноги на полу на ширине плеч, угол между корпусом и бедром 90 град., угол между бедром и голенью 90 град. 1-8 - марш на месте, на каждый счет - давление тазом на мяч; 2-4 повторения.

Слайд 5

Удержание равновесия в положении сидя И.п. - сед на мяче - спина прямая, ноги на полу на ширине плеч, угол между корпусом и бедром 90 град., угол между бедром и голенью 90 град., руки в стороны. 1-8 - вытянуть правую ногу вперед и вверх, сохранить равновесие; 9-16 - сгибать и разгибать колено, подтягивая его при сгибании к груди. 1-8 - вытянуть левую ногу вперед и вверх, сохранить равновесие; 9-16 - сгибать и разгибать колено, подтягивая его при сгибании к груди.

Слайд 6

«Ракета»: 1 - руки вверх, ноги врозь (добавить хлопок руками над головой); 2 - прыжком руки к груди, ноги вместе. Прыжки на мяче

Слайд 7

И.п. - сед на мяче - спина прямая, ноги на полу на ширине плеч, угол между корпусом и бедром 90 град., угол между бедром и голенью 90 град., правая рука на мяче впереди, левая - на мяче сзади. 1-4 - прыжки на мяче с продвижением вперед . При отрыве таза от мяча левая рука подталкивает мяч вперед, правая ограничивает движение мяча; 5-8 - прыжки вокруг мяча с поворотом на 180 град.; 9-12 - прыжки на мяче с продвижением вперед. При отрыве таза от мяча левая рука подталкивает мяч вперед, правая ограничивает движение мяча; 13-16 - прыжки вокруг мяча с поворотом на 180 град. Прыжки на мяче с продвижением

Слайд 8

И.п.- из седа на мяче перейти в положение - ноги врозь, животом на мяче, руки перед мячом на полу, голова вниз. 1-4 - отвести таз назад к полу, откатывая мяч корпусом вниз; 5-8 - зафиксировать растяжку; 9-12 - вернуться в и.п.; 13-16 - покачаться на мяче. Повторить 4 раза. Восстановление дыхания


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.п. - сед на мяче, ноги в стороны (шпагат), колени вниз к полу, стопы назад, спина прямая, руки вперед на мяч или на поясе. 1-2 - жим мяча коленями; 3-4 - расслабить жим, не сбрасывая до конца напряжение. 4-8 повторений. Жим мяча ногами

Слайд 2

И.п. - сед на мяче. 1-4 - марш вперед, занять положение «столик»: лопатки на мяче, руки за головой, таз свободен от мяча, ноги на ширине плеч, корпус параллельно полу, между голенью и бедром 90 град.; Спиной на мяче, ноги на полу

Слайд 3

И.п. - лежа спиной на полу, руки в стороны на полу, ноги на мяче (пятки и часть голени). 1-2 - прямыми ногами отвести мяч влево, поворот головы вправо; 3-4 - потянуть колени к груди, подкатывая ногами мяч; 5-6 - выпрямить ноги, разогнув колени; 7-8 - вернуться в и.п.; Положение лежа спиной на полу, ноги на мяче

Слайд 4

И.п. - лежа спиной на полу, прямые ноги вверх, руки на полу, мяч зажат между коленями. 1-2 - подъем таза вверх, ноги - вертикально вверх (подъем таза вверх должен осуществляться не за счет маха ногами или сгибания-разгибания колен, а за счет сокращения мышц брюшного пресса); 3-4 - и.п.; 4-8 повторений. Брюшной пресс

Слайд 5

И.п. - лежа правым боком на полу, корпус и ноги составляют прямую линию, опора на правое предплечье, мяч зажат между ног на уровне стоп и голени (левая нога на вершине мяча, правая под мячом). 1-4 - жим с фиксацией напряжения ногами мяча; 5-8 - медленно ослабить жим; 4-8 повторений. Лежа боком на полу

Слайд 6

И.п. - лежа животом на мяче. 1-4 - перейти в опору на полу на руки, корпус и ноги до середины бедра свободны от мяча, корпус прямой, параллельно полу. 5-6 - подтянуть колени к груди, подкатывая мяч; 7-8 - выпрямить ноги, при переходе в и.п. не «проваливаться животом» к полу. Положение лежа животом на мяче


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И.п. - сидя на полу, ноги врозь, мяч между ног, руки на мяче, согнутые в локтях. 1-2 - откат мяча руками вперед, выпрямляя локти, голова опущена вниз; 3-6 - зафиксировать растяжку; 7-8 - вернуться в и.п. Растяжка с мячом

Слайд 2

И.п. - лежа спиной на полу, руки вверх, на полу, мяч между рук. 1-4 - выполнить « полуплуг », положив ноги на мяч, руки опустить вниз, вдоль корпуса. Перекаты мяча ногами за головой: - вперед-назад (за головой), не сгибая коленей, увеличивая подъем корпуса над полом; при подкате мяча ногами к голове сгибать колени, фиксировать положение, за счет чего увеличивать растяжку спины; - вправо-влево (за головой), поворачивая голову в противоположную движению мяча сторону; добавить сгибание коленей, подкатывая мяч в крайнем левом (правом) положении к голове, фиксировать растяжку, затем выпрямлять колени и перекатывать мяч в другую сторону прямыми ногами; - руки поднять вверх, взять мяч, ноги, согнутые в коленях, медленно опустить на пол, приподнять таз над полом, сжать ягодицы, тем самым, снимая возможную перерастяжку спины. Растяжка спины на мяче

Слайд 3

И.п. - лежа спиной на полу, ноги стопами на мяче, мяч прижат к стене. Работа с мячом - профилактика плоскостопия

Слайд 4

И.п. - стоя у стены, мяч зажат между спиной и стеной, корпус параллельно стене. Работа с мячом - профилактика сколиозов



Предварительный просмотр:

5. Мониторинг

        Мониторинг включает в себя ежегодные данные обследования и оценивания результатов детей на контрольных занятиях по трем составляющим содержания физического воспитания – теоретической, физической и технической подготовке. Уровень знаний (теоретическая подготовка) определяется на основе опроса по разработанным для каждой теме вопросам в конце каждого структурного элемента учебного процесса (четверть, год). Уровень физической подготовленности оценивается по пяти тестам, два раза в год (сентябрь, апрель):

  1. тест на быстроту и ловкость – челночный бег 4 х 9 м.;
  2. тест на выносливость – 6-минутный бег;
  3. тест на гибкость, разработанный Ф.Л. Доленко – прогиб;
  4. тест на скоростно-силовую готовность – прыжок в длину с места;
  5. тест на силу – подтягивание.

Уровень технической подготовленности оценивается по мере усвоения тех или иных способов двигательной деятельности. Уровень интереса школьников к физической культуре вообще и учебному предмету в частности оценивается с помощью анкетирования в конце каждого учебного года.

Результаты обследования и оценивания фиксируются в протоколах, журналах таблицах. На основе полученных данных составляется сравнительный анализ, который позволяет выявить успехи, трудности и наметить пути их устранения.

Далее будут представлены показатели физической  и технической подготовленности и их динамика.  



Мониторинг исследуемых показателей детей

экспериментальной группы

        Динамика результатов в прыжке в длину с места

        По результатам прыжка в длину с места прирост составил «4,7» у девочек и «5,8» у мальчиков (%).

Развитие гибкости

        По результатам тестирования гибкости прирост составил «6,7» у девочек и «2,5» у мальчиков (%).

Динамика результатов в челночном беге

        По результатам тестирования в челночном беге прирост составил «2,7» у девочек и «2,09» у мальчиков (%).

        Динамика результатов в подтягивании

        По результатам тестирования в подтягивании прирост составил «23,6» у девочек и «21,4» у мальчиков (%).


Динамика результатов в 6-минутном беге  

        По результатам тестирования в 6-минутном беге прирост составил «8,77» у девочек и «9,27» у мальчиков (%).

        Усвоение материала по разделу «ритмика»

        Динамика технической подготовленности


Заключение

Интерес и целеустремленность у школьников во многом зависит от того испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность занятиями физическими упражнениями. Младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще, а упражнения с мячами различной величины вызывают у них особый интерес и создают на уроке высокий эмоциональный фон.

Использование больших фитбольных мячей вносит в уроки физической культуры элемент забавности и удовольствия, раскрашивает занятия яркими красками. Выполняя упражнения с мячами средней величины (на нашем уроке мы использовали баскетбольные) дети приобретают навыки естественных движений, которые в дальнейшем послужат основой для овладения специфическими приемами игры в баскетбол. Раздел «Жонглирование малыми мячами» показывает, что учащиеся начиная с первого класса с большим старанием, интересом и пользой выполняют упражнения с элементами жонглирования.

Результаты анкетирования по выявлению интереса учащихся младших классов к предмету «Физическая культура» показали, что наиболее предпочитаемыми упражнениями являются: упражнения во взаимодействии с мячами - 46%, «ритмодинамика» - 21%, аэробика на мячах – 33%, преодоление полосы препятствий – 17%.

Успехом формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является результат. Ежегодные данные обследования и оценивания результатов детей на контрольных занятиях наглядно показывают, что у детей обучающихся по программе с нетрадиционными разделами результативность не ниже уровня, определенного как социально достаточный. Сформированность знаний детей, степень освоения ими основных технических (двигательных) действия имеет выраженную положительную динамику.


Используемая методическая литература

  1. Физическая культура в 1-4 классах общеобразовательного учреждения: проектирование учебного процесса: методическое пособие. В.Т. Чичикин, П. В. Игнатьев. – Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2006 г.
  2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В. И. Лях, А. А. Зданевич. Москва, Просвещекние, 2008 г.
  3. Учебное пособие по аэробике на мячах (А – бол аэробика). Перевод с английского, 1996 г.
  4. Научно- методический журнал «Физическая культура в школе»,            Е. Л. Болотова, 2005 г., 2006 г., 2007 г., 2008 г.
  5. Гомельский А.Я. Библия баскетбола: 1000 баскетбольных упражнений. - М., 1994 г.
  6. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений. – М., 1998.
  7. Учебно-методическое пособие по методике применения мячей большого диаметра. И.В. Волкова, Ю.А. Лебедев, А.С. Большев,                       Ю.Р. Силкин. – Н.Новгород: ООО «Издательство «Пламя», - 2009 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе

Слайд 2

Теоретическая основа опыта: Региональная программа В.Т. Чичикин «Физическая культура в 1 - 4 классах общеобразовательного учреждения» ( 3 часа в неделю) Система упражнений «Культура мяча»

Слайд 3

Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование физкультурных способностей и потребностей, необходимых и достаточных для обеспечения базовых возможностей двигательной деятельности Задачи: 1. Формирование у учащихся знаний не ниже уровня воспроизведения в связи с обеспечением двигательной деятельности 2. Формирование базовых способов двигательной деятельности 3. Обеспечение социально задаваемых норм физического развития и физической подготовленности школьников 4. Формирование потребности в эффективном использовании средств физического воспитания Содержание программы рассчитано на организацию учебной деятельности школьников, отнесенных к основной и подготовительной медицинским группам

Слайд 4

Цель, актуальность, гипотеза внедрения инновационной технологии Цель – выявление содержания и особенностей организации нетрадиционных упражнений в системе уроков физического воспитания 1-4 классов Актуальность содержание программы учебного предмета «Физическая культура» в школе должно быть максимально ориентировано и на спортивную деятельность, и на физическую жизнедеятельность Гипотеза эксперимента Повышение результатов физической , технической, теоретической подготовки школьников в рамках федерально-региональных условий и требований школьного образования посредством оптимизации содержательного и организационного обеспечения системы физического воспитания

Слайд 5

Классификация способов двигательной деятельности

Слайд 6

Уровни декомпозиции 1 уровень : ЕСТЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – трансформировались из трудовых и религиозных действий ИСКУССТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ – созданы человеком в процессе расширения средств двигательной подготовки 2 уровень: ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ - ортодинамика монодинамика СЛОЖНЫЕ – полидинамика ритмодинамика

Слайд 7

Уровни декомпозиции 3 уровень : ФАКТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЙ: Вращения, падения Лазания, перелазания Взаимодействия с предметами, снарядами, с партнером Ритмика, танцы 4 уровень : УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ДВИЖЕНИЙ составляют основу программного материала «Физическая культура в начальной школе»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе (продолжение)

Слайд 2

Разделы учебной программы: « Вращения » «Падения » «Ритмодинамика» «Взаимодействие с предметами, снарядами» « Гимнастика на больших мячах»

Слайд 3

Раздел «Ритмодинамика» Упражнения в отхлопывании ритма руками (простой и сложный ритм индивидуально, в парах, без изменения положения рук, с изменением положения рук, стоя на месте и в движении)

Слайд 4

Упражнения в отстукивании ритма ногами (простой и сложный ритм на месте и в движении)

Слайд 5

Упражнения при сочетании отхлопывания ритма руками и отстукивании ритма ногами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе (продолжение)

Слайд 2

Исходное положение «сидя на мяче» (движение тазом относительно неподвижных плеч, движение верхним плечевым поясом) Раздел «Гимнастика на больших мячах»

Слайд 3

Прыжки на мяче на месте и с продвижением

Слайд 4

Положение «спиной на мяче, ноги на полу» (упражнения «столик», «мостик»)

Слайд 5

Положение «лежа животом на мяче»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе (продолжение)

Слайд 2

Раздел «Взаимодействие с мячами разной величины» Переводы мяча вокруг корпуса (за головой, за спиной)

Слайд 3

Катание мяча по полу (на месте и в движении)

Слайд 4

Ведение мяча (на месте правой, левой рукой; в движении, лицом, спиной вперед; приседая ; сидя на полу), передача мяча

Слайд 5

Удары малым мячом о пол, подбрасывание и ловля, жонглирование


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе (продолжение)

Слайд 2

Мониторинг исследуемых показателей детей экспериментальной группы. Динамика результатов прыжков в длину с места По результатам прыжка в длину с места прирост составил «4,7» у девочек и «5,8» у мальчиков

Слайд 3

Развитие гибкости, динамика результатов По результатам тестирования гибкости прирост составил «6,7» % у девочек и «2,5» % у мальчиков.

Слайд 4

Динамика результатов в челночном беге По результатам тестирования в челночном беге прирост составил «2,7» % у девочек и «2,09» % у мальчиков.

Слайд 5

Динамика результатов в подтягивании По результатам тестирования прирост в подтягиваниях составил «23,6» % у девочек и «21,4» % у мальчиков.

Слайд 6

Динамика результатов в 6-минутном беге По результатам тестирования в 6-минутном беге прирост составил «8,77» % у девочек и «9,27» у мальчиков.

Слайд 7

Усвоение материала по разделу «ритмитка» Динамика технической подготовленности

Слайд 8

Сравнение заболеваемости детей экспериментальной и контрольной групп (4 классы) 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Эксперим . Контрольн .

Слайд 9

Результативность участия в спортивных соревнованиях

Слайд 11

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА Участие в школьной методической конференции Семинары для слушателей городских и областных курсов повышения квалификации в Нижегородском областном институте развития образования Представление опыта на областном и зональном этапах Всероссийского конкурса «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной работы»

Слайд 12

Спорт становится средством воспитания тогда, когда он любимое занятие каждого В.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Методические рекомендации для учителей физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры

Данные методические рекомендации разработаны в помощь учителям физической культуры при проведении общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры....

Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве доп...

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение ОРУ (общеразвивающих упражнений) на уроках физической культуры в разделе «Гимнастика с элементами акробатики» в начальной школе с целью улучшения осанки.

Данные упражнения, применяемые с профилактической и коррекционной целью могут быть использованны для улучшения функциональных показателей у детей, а также оказывают положительное влияние на эмоциональ...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня двигательной подготовленности  детей младшег...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...