ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья по физкультуре

Ляпченкова Римма Александровна

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня двигательной подготовленности  детей младшего школьного возраста на протяжении одного учебного года. Успешность применения народных игр обладает значительным потенциалом для решения образовательных задач. Изучение влияния народных игр на двигательную подготовленность детей 8-9 лет показывает  у них положительную динамику в развитие физических качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 Ляпченкова Р.А.,учитель физической культуры МБОУ «Болтутинская СШ»

Аннотация

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня двигательной подготовленности  детей младшего школьного возраста на протяжении одного учебного года. Успешность применения народных игр обладает значительным потенциалом для решения образовательных задач. Изучение влияния народных игр на двигательную подготовленность детей 8-9 лет показывает  у них положительную динамику в развитие физических качеств.

Ключевые слова: народные игры, девочки 8-9 лет, физическая подготовленность.  

ВВЕДЕНИЕ

 Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что физическая подготовка школьников, как и физическое развитие, подчиняется общим биологическим закономерностям возраста, пола и во многом зависит от природных данных и состояния здоровья. Показатели физической подготовленности младших школьников, особенно результаты выполнения нормативных показателей, в большей мере отражают эффективности процесса физического воспитания по сравнению с показателями физического развития.

Как утверждают многие специалисты (В.К. Бальсевич 2010,               М.В. Антропова, 2010) существующая в настоящее время система физического воспитания в общеобразовательных школах не способствует формированию потребности в различных занятиях физической культурой, она  не стала одним из факторов улучшения здоровья, физического развития и физической подготовленности подрастающего поколения.

Как отмечают А.Ю. Горбунов (2010), В.И. Лях (2012), В.К. Бальсевич, (2010) в основу принципов реорганизации работы по физической культуре должны быть положены идеи развития личностного и деятельного подходов. Этот процесс должен применяться на основе современных педагогических, психологических и физиологических теорий обучения, а также воспитания и развития личности.

Об эффективности уроков физической культуры игровой направленности изложено в работах Ш.Х. Бедретдинова (2012). Игровая деятельность рассматривается как наиболее естественная природосообразная деятельность детей, с помощью которой ребенок познает мир путем активной реализации и присвоения структуры, норм, отношений, правил на всех уровнях человеческого познания: образовательном, культурном, личностном, социальном (Н.И. Пономарев, 2012).

В этой связи, предпринятое исследование, направленное на выявление эффективности использования народных игр, которое в единстве с другими мерами способствовало бы углублению физической культуры в  школе и формированию нового гармонически развитого  ребёнка. Цель исследования: выявить влияние использования народных игр на двигательную подготовленность учащихся младших классов в общеобразовательной школе.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент  проводилось на базе МБОУ «Болтутинская СШ  имени И.К. Базылева» Глинковского района Смоленской области с сентября 2019  по май 2020 года. В эксперименте приняли участие 30 учащихся в возрасте 8-9 лет (девочки), которые  были распределены на две группы: контрольную и экспериментальную ( по 15 человек в каждой). Школьники экспериментальной группы занимались по государственной комплексной программе по физической культуре для учащихся 1-11 классов (В.И. Лях, 2012) (два часа в неделю) и дополнительно используемый третий час занятий с применением разнообразных народных игр в различных видах программного материала. Контрольная группа занималась по общепринятой  программе.

Исследования проводились в три этапа.

Первый этап –  (сентябрь2019 года) -  начальное тестирование, анализ полученных результатов;

 Второй этап (сентябрь 2019 – май 2020 года) – проведение непосредственно исследования – педагогического эксперимента с использованием народных игр в рамках третьего часа в программном материале, в котором приняли участие школьники 8-9 лет, учащиеся Болтутинской школы, Глинковского района, Смоленской области.

Третий этап  (май 2020) – итоговое тестирование, обработка результатов исследования, которые были подвергнуты математико-статическому анализу по общепринятой методике.

Уровень физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста изучался по результатам контрольных упражнений:

1) бег 30 метров с высокого старта;

2) прыжок в длину с места толчком двух;

3) челночный бег 3×10 м;

4) подтягивание на низкой перекладине из положения лёжа (девочки), подтягивание на высокой перекладине (мальчики);

5) 6-минутный бег;

6) наклон вперед из исходного положения сидя.

Педагогическому наблюдению подверглись особенности организации уроков по физической культуре, проведение физкультурных мероприятий в режиме учебного дня, а также внеклассные формы организации занятий в общеобразовательной  школе.

 Наблюдения проводились за учащимися 8-9лет  в течение одного календарного года на занятиях по физической культуре. Результаты контрольно-педагогических испытаний заносились в протокол, а затем вводились в банк данных компьютера. На основании компьютерной обработки  протоколов обследования разрабатывались сводные  таблицы регистрации результатов занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной  группы школьников (рисунок 1), отмечаем, что годовой прирост показателей в экспериментальной группе девочек превысил в челночном беге на 1,2%, в прыжках в длину с места на 2%,  в 6-минутном беге на 4,3%, в наклоне вперед на 17,6%, в подтягивании на низкой перекладине  на 4,2%.

Примечание:

  1. бег 30 м
  2. прыжок в длину с места
  3. челночный бег 3×10 м
  4. подтягивания
  5. бег 6 минут
  6. наклон вперед из и.п. стоя

Рисунок 1 – Показатели прироста результатов контрольных упражнений в группе девочек 8-9 лет (%)

Сравнивая динамику прироста уровня двигательной подготовленности, отмечаем, что в экспериментальной группе (общая выборка) (рисунок 2) у 21,2% школьников уровень физической подготовленности за изученный период не изменился, у 77,0% повысился до следующей ступени и у 1,8% снизился.

Рисунок 2 – Динамика уровня двигательной подготовленности в течение учебного года девочек экспериментальной  группы (%).

Сравнивая динамику прироста уровня двигательной подготовленности, отмечаем, что в контрольной группе (общая выборка) (рисунок 3) у 83,4% школьников уровень физической подготовленности за изученный период не изменился, у 9,7% повысился до следующей ступени и у 6,9% снизился.

Рисунок 3 – Динамика уровня двигательной подготовленности в течение учебного года девочек  контрольной группы (%)

Сравнивая полученные результаты с имеющимися в научно-исследовательской  литературе, в частности полученными Р.А. Абзаловым (2019) и И.И. Вологдиным (2012) отмечаем, что большое число учащихся общеобразовательных школ   не выполняют нормативы по физической подготовленности и динамика количества данных учащихся постоянно возрастает.

Результаты исследования совпадают с аналогичными данными, полученными А.И.  Серенко (2011), который объясняет сложившуюся ситуацию преобладанием статистического компонента нагрузки у учащихся и  предпочтением пассивного отдыха активному.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования показали, что применение народных игр  на уроках физической культуры в младших  классах общеобразовательной школы оказывает положительное воздействие на развитие двигательных способностей школьниц 8-9  лет. Сравнивая показатели контрольной и экспериментальной  групп, отмечаем, что годовой прирост показателей в экспериментальной группе девочек превысил в челночном беге на 1,2%, в прыжках в длину с места на 2%, в 6-минутном беге на 4,3%, в наклоне вперед на 17,6%, в подтягивании на низкой перекладине  на 4,2%.

В результате проведенного эксперимента в группе школьников    8-9 лет выявлены достоверные показатели прироста двигательных способностей  во всех изучаемых качествах. Значительный прирост наблюдался в развитии силы, выносливости и гибкости.

Применение народных игр на уроках физической культуры с учащимися начальных классов даёт новые возможности для повышения эффективности физической подготовленности в целом и способствует построению более целесообразно урока физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учебное пособие. – Ростов на Дону:  Феникс, 2016. – 256 с.
  2. Кузнецова, З.М. Народные игры на уроках физической культуры. Набережные челны.-2016,- 100 с.
  3. Лях В.И.  Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И.Лях, А.А.Зданевич. –М.: Просвещение, 2016. – 126 с.
  4. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. (журнал «Вестник образования»). – М. 2015. – 45 с.
  5. Спорт. Олимпизм. Гуманизм. Материалы межвузовской научной конференции / Под ред. Г.Н.Греца, К.Н. Ефременкова – Смоленск: СГАФКСТ, ОКР, Смоленский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, СОА.2018.-Вып. 17 – 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных игр на уроках физической культуры как средство повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся

У авторов проекта возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры 5-7 класс...

Технология использования общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе.

Технология использования нетрадиционных общеразвивающих упражнений на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО В работе представлено место нетрадиционных упражнен...

Исследовательская работа по теме: «Использование элементов туризма на уроках физической культуры в начальных классах».

В процессе проведения реформ в нашем государстве особое внимание уделяется состоянию здоровья и физической подготовленности населения, особенно детей и юношей.Согласно последним данным научно-исследов...

«Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры в начальных классах коррекционной школы VII вида».

Методическое практическое пособие по проведению подвижных игр в начальной школе...

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе

Использование подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...