Главные вкладки

    Использование народных игр на уроках физической культуры как средство повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся
    методическая разработка по физкультуре (5 класс) по теме

    У авторов проекта возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры 5-7 классов.

     Цель:повышение   воспитательно-развивающего потенциала обучающихся через использование народных игр на уроках физической культуры.

    Задачи проекта:

    • Изучить  теоретические аспекты  использования народных игр в воспитании обучающихся среднего звена школы;

    ·         Для реализации проекта ввести в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапы уроков «Народные игры»;

    • Регулярно знакомить обучающихся с  народными играми,  использовать игры на уроках физкультуры;
    • Воспитывать дисциплинированность, отзывчивость, честность, смелость, используя на уроках физкультуры народные игры;
    • Провести  исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры.

    Объект исследования– общекультурная и физическая подготовленность учащихся 5-7 классов.

    Предмет исследования– процесс формирования у учащихся 5-7 классов положительных черт характера  и физической подготовленности  на уроках физкультуры   при использовании народных игр

    Гипотеза:   уровень общекультурной и физической подготовленности учащихся  повысится,  если будут выполнены следующие условия:

    ·        Изучены  теоретические аспекты  использования народных игр в воспитании обучающихся среднего звена школы;

    ·        Будут введены в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапы уроков «Народные игры»;

    ·        Будет осуществлено регулярное знакомство обучающихся с  народными играми и их использование на уроках физкультуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_fizkult..doc539.5 КБ

    Предварительный просмотр:

            

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1»

    Седельниковского муниципального района Омской области

    646480

    Омская область,

    С.Седельниково

    Ул.Советская,22

    Тел.8 (381 64) 21 556

    Использование народных игр на уроках физической культуры как средство  повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся

                                                Педагогический проект

                                                                            Руководитель проекта:

    Директор МОУ                                              учитель физкультуры МОУ

    «Седельниковская  средняя                          «Седельниковская         средняя

    общеобразовательная школа №1»                 общеобразовательная школа №1

    Новолодская Л.А.                                                      Ремденок Д.В.

                                                      с. Седельниково

    2010

    Содержание.

    1. Актуальность темы.  Проблемный анализ.

    1. Основные концептуальные положения.

     

    1. Этапы реализации проекта.

    1. Система управления проектом.

    1. Предполагаемые результаты.

    1. Литература.

    1. Приложения.

     Актуальность темы.

     

    Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня.

    Нормы и правила воспитания, выработанные народной педагогикой, проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

    Одним из таких средств воспитания является народная игра. Она – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои любимые игры.

       Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

          Различного вида игры и упражнения способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия играми способствуют воспитанию у учащихся положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

        Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолением разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы.

        Все эти развивающие аспекты усиливаются спецификой  народных игр. Народные игры несомненно должны быть включены в уроки физического воспитания учащихся. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

      Народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры представляют собой основу  формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры.   Именно поэтому грамотное использование русских народных игр на уроках физической культуры не только полезно для детей, но и чрезвычайно актуально, поскольку правильное “включение” народных  игр в процесс физического воспитания активно способствует гармоничному развитию и физической подготовленности учащихся.

        Все вышеизложенное мы решили проверить на практике. Проведя вводное анкетирование (Приложение 1) среди учащихся 5-х классов, мы убедились в том, что дети знают очень мало народных игр,  а если и знают, то не догадываются, откуда они взялись и часто путают названия и правила народных игр, совсем ничего не знают из истории этих игр, кто играл в такие игры, откуда пришли они к нам и почему так называются.    

      Рассмотрев эту проблему,  возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры 5-7 классов.

     Цель: повышение   воспитательно-развивающего потенциала обучающихся через использование народных игр на уроках физической культуры.

    Задачи проекта:

    1. Изучить  теоретические аспекты  использования народных игр в воспитании обучающихся среднего звена школы;
    2. Для реализации проекта ввести в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапы уроков «Народные игры»;
    3. Регулярно знакомить обучающихся с  народными играми,  использовать игры на уроках физкультуры;
    4. Воспитывать дисциплинированность, отзывчивость, честность, смелость, используя на уроках физкультуры народные игры;
    5. Провести  исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры.

    Объект исследования – общекультурная и физическая подготовленность учащихся 5-7 классов.

    Предмет исследования – процесс формирования у учащихся 5-7 классов положительных черт характера  и физической подготовленности  на уроках физкультуры   при использовании народных игр

    Гипотеза:   уровень общекультурной и физической подготовленности учащихся  повысится,  если будут выполнены следующие условия:

    1. Изучены  теоретические аспекты  использования народных игр в воспитании обучающихся среднего звена школы;
    2. Будут введены в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапы уроков «Народные игры»;
    3. Будет осуществлено регулярное знакомство обучающихся с  народными играми и их использование на уроках физкультуры.

    В процессе реализации данного проекта  использовались следующие

     методы исследования:

    1. Теоретические (изучение литературы)
    2. Экспериментальные (анкетирование, наблюдение, опрос)
    3. Эмпирические (ранжирование, количественный и качественный анализ)

     База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Седельниковская средняя общеобразовательная школа №1».

    Этапы и сроки реализации проекта:

    I. Подготовительный (август 2010 г.)

    II. Проектный  (сентябрь - октябрь 2010 г.)

    III. Экспериментальный (ноябрь 2010 г.– март 2013г.)

    IV. Аналитический (март - апрель 2013 г.)

    V. Итоговый (май 2013 г.)

                              Концептуальные положения

        Исследователи русских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу.

    Основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством русских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение.

    По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход  детского организма к более высокой ступени развития.

    Народные подвижные игры должны обеспечить разностороннее развитие моторной сферы детей, а также способствовать формированию их умений действовать в коллективе, ориентироваться в пространстве, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Поэтому надо использовать народные подвижные игры не только разнообразные по содержанию, но и по организации детей, по сложности согласования движений.

    Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Следует  так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Предположим, детей упражняют в равновесии ( русская народная игра «По ровненькой дорожке»). Сначала им предлагают ходить, сохраняя равновесие, между двумя линиями (по дорожке), затем по доске, лежащей на полу, по скамье, по наклонной доске, по доске, приподнятой горизонтально, по узкой рейке скамьи и т. д. Усложнить задание можно и изменяя характер движений – пройти быстро, пробежать, пройти на носочках бесшумно, приняв определенное положение рук (в стороны, за голову), и т. п. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.[1]

    Итак, первое требование, которым надо руководствоваться при отборе подвижных игр,– соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.

    Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.  Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

    В работе  рекомендуется использовать и игры с художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила.

    Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется при разном построении и в разных ситуациях. В одной игре дается ходьба группой, в другой – ходьба по кругу, взявшись за руки, в третьей игре детей приучают ходить парами или врассыпную. Так же можно разнообразить и бег. Учащиеся  могут бегать в одном направлении, врассыпную, убегать от ловящего на свои места и т. п. Выполнение движений в разных игровых ситуациях имеет большое значение для развития координации движений, ориентировки их в пространстве, а также способствует воспитанию их активности и самостоятельности.[2]

    Педагогический эффект народной подвижной игры во многом зависит от соответствия ее определенной воспитательной задаче. В зависимости от того, какие навыки и умения мы  стремимся развивать у детей в данный момент, он выбирает игры, помогающие развитию именно этих навыков. Так, если  стоит задача научить детей согласованно действовать в коллективе, двигаться на большой площади, то для этой цели более всего подойдут игры сюжетные, такие как «Пятнашки». Если же ставится задача по развитию, например, равновесия у детей, то в данном случае больше всего подойдут игровые упражнения «По тропинке», «Через ручеек» и др.

    Следует учитывать общее состояние класса. Если дети возбуждены, лучше провести спокойную, малоподвижную игру, правила которой требуют от них определенного внимания («Где звенит колокольчик?», «Пройди тихо» и др.). Если же дети долго сидели на занятии, им необходимы активные действия. В этом случае нужно выбрать игру, в которой движения разнообразны, часто меняются в соответствии с сюжетом и правилами («Мой веселый звонкий мяч», «Воробьи  и кот» и др.).

    Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одежды учащихся, имеющегося оборудования и т. д.

         Соблюдая принцип преемственности,  необходимо в 5 классе, особенно в первые месяцы, проводить игры, в которые дети играли в начальной школе. Игры проводятся с определенными педагогическими задачами формирования и развития двигательных умений, навыков и качеств, с задачами обеспечения физической нагрузки и разностороннего воздействия на организм занимающихся.   В 5-х классах проводятся преимущественно такие подвижные игры, где нет деления на группы, команды . Однако, в программе есть игры и с элементами соревнований, готовящие детей к простейшим командным играм “Передача мячей”, “Мяч среднему”, “К своим флажкам”), и игры-эстафеты.

         В 6-м классе проводятся более сложные игры. Это игры с водящим ( “Третий лишний”, “Пятнашки с мячом”), с разделением на команды , подготовительные к спортивным (“Мяч капитану” и др.), игры на лыжах.

       При планировании игры распределяются по четвертям с учетом времени года. В I и IV четвертях обычно планируются игры, которые проводятся на спортивной площадке; на воздухе(осень, весна), во II четверти—в помещении и в III—на свежем воздухе и на лыжах.

        Распределяя игры, следует учитывать прохождение программного материала по другим видам физических упражнений, потому что многие игры можно использовать для совершенствования умений, и навыков в беге, прыжках, метаниях и других движениях. Желательно, чтобы обучающиеся знали предусмотренные программой игры, их правила, чтобы могли применять их во внеурочное время.

    Игры учащихся 5-7 классов заметно отличаются от игр младших школьников. Сокращаясь по количеству, они в то же время значительно усложняются по содержанию. Эти изменения объясняются особенностями возрастного развития.

    В связи с глубокими перестройками в организме подростка несколько замедляется непрерывное совершенствование его двигательных функций. Расстройство координации часто сопровождается некоторыми ухудшениями деятельности сердечно-сосудистой и других систем организма.         Наблюдавшееся в ряде случаев повышение возбудимости центральной нервной системы происходит вместе с увеличением силы тормозных процессов и функциональным созреванием головного мозга. Это отражается на психике подростков, поведение которых отличается неустойчивостью, резкими сменами настроения, внезапностью решений. В этом возрасте проявляется зрелость и самостоятельность мышления, объясняющаяся усилием роли второй сигнальной системы, подросткам становится доступной сложная тактика командных игр.

    В их игровой деятельности ещё много элементов, характерных для предшествующего возрастного периода (приверженность к сюжетным играм, конфликтность в коллективе, острота реагирования на результат игры), но гораздо больше новых качественных изменений. Подростков интересуют игры со сложными сюжетами, отражающие дух героической романтики и открывающие возможности для самостоятельной творческой деятельности в игре. Их захватывает процесс сложного тактического единоборства. Постоянное стремление к соревнованию объясняет то предпочтение, которое подростки отдают спортивным играм и играм, близким к ним по содержанию. Их интересуют так же сложные эстафеты с преодолением препятствий, игры типа « задания » (где способ действия выбирают сами участники), игры с борьбой и сопротивлением, выручкой и взаимопомощью.

    Интенсивность и продолжительность игр у подростков гораздо больше, чем у младших школьников. Поэтому в играх, требующих большого нервного и физического напряжения, нужно особенно тщательно следить за реакцией играющих, не допускать их перевозбуждения и усталости.

    Хотя в этом возрасте мальчики и девочки по-прежнему часто играют совместно, но в их игровой деятельности резко обозначаются свои отличия. Девочек больше привлекают игры, требующие ловкости и точности движений, особенно игры с ритмикой, танцами, хороводами.

    Практический материал. Подвижные игры для учащихся 5 - 7 классов: «Борьба в квадратах», «Встречная эстафета с преодолением препятствий», «Челнок», «Город за городом», «Переправа», «Эстафета с элементами баскетбола», «Борьба за мяч».

    При проведении игр с юношами и девушками следует помнить, что процессы формирования их организма ещё не закончены. Поэтому важно правильно подбирать игры и регулировать нагрузку. Несмотря на то, что интенсивность игровой деятельности можно значительно увеличить, она всё же не может быть такой, как для взрослого человека.

    Итак,  при выборе игры для урока необходимо предусматривать

    (Приложение 2):

    1. педагогическую задачу, которая должна быть решена игрой;
    2. место игры в уроке;
    3. основное двигательное содержание игры;
    4. физическую и эмоциональную нагрузку;
    5. состав детей по возрасту, полу и физической подготовленности;
    6. место проведения игры и необходимые пособия;
    7. методы организации детей для игры 

        В целях контроля показателей урока физической культуры два раза в год проводится прием нормативов (Приложение 2. Таблицы 1,2,3). Итоги тестирования анализируются, доводятся до сведения учащихся, их родителей и педагогического коллектива. Кроме того, по ходу обучения двигательным навыкам и умениям, развития физических качеств, подготовки к выполнению учебных нормативов, домашних заданий учитель сообщает учащимся дополнительные сведения, способствующие лучшему усвоению учебного материала.
    Успеваемость по предмету «физическая культура» определяется уровнем выполнения учебных нормативов, полнотой приобретенных знаний, прочностью освоения двигательных навыков и умением самостоятельно выполнять доступные физические упражнения.

      При проведении занятий строго соблюдать
    санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности на занятиях по физической культуре в общеобразовательной школе, которые учитель обязан сообщить учащимся каждого класса.
    Учитель знакомит учащихся с содержанием нормативных требований и двигательным режимом для данного возраста.

        Практическая значимость: введение в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапов уроков «Народные игры» с целью развития общекультурной и физической подготовленности учащихся 5-7 классов.

    Этапы реализации проекта

    1. Подготовительный (август 2010г.)

    Задачи:

    1. Изучить проблему: влияют  ли народные игры на  воспитательный потенциал для учащихся;
    2. Выявить возможности школы для  реализации данного проекта

    1. Проектный  (сентябрь - октябрь 2010 г.)

    Задачи:

              1. Провести диагностику по  выявлению  физического и психического состояния здоровья учащихся  5-7 классов  МОУ «Седельниковская СОШ №1»

              2. Разработать проект «Использование народных игр на уроках физической культуры как средство повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся»

          3. Для реализации проекта ввести в поурочное планирование  в 5-7 классах  этапы уроков «Народные игры».

    1. Экспериментальный (ноябрь 2010 г.– март 2013г.)

    Задачи:

    1. Осуществить апробацию и внедрение  проекта.

    IV. Аналитический (март - апрель 2013 г.)

    Задачи:

    1. Проследить динамику физического и психического состояния здоровья учащихся 5-7 классов  МОУ «Седельниковская СОШ № 1»

    V. Итоговый (май 2010 г.)

    Задачи:

                1. Проанализировать результаты ;

                2. Подвести итоги и сделать выводы ;

                3. Обобщить и распространить опыт на электронных носителях среди школ района.

    Систему управления проектом осуществляет администрация МОУ «Седельниковская СОШ №1» 

        В ходе проектного этапа была проведена диагностика физического и психического состояния здоровья учащихся 5-х  классов  МОУ «Седельниковская СОШ №1», были выявлены следующие показатели:

       Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на “5” (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”-“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость.

        В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.

         Сравнивая результаты по подтягиванию у мальчиков и отжиманию у девочек видим, что теряя результат в высоком уровне, идет увеличение результативности в среднем уровне и уменьшение количества детей, не справляющихся с нормативом.

    Но сравнение результатов по такой форме оценки не всегда бывает адекватным, так как приходится сравнивать развитие детей, опираясь на жесткие рамки нормативов.

         Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.

        Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей в пятом  классе после применения на нескольких уроках физкультуры  народных игр(анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится на уроке…” . Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Добрыня Никитич. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала  новые  игры, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”.

         Итак, на основе фактов можно сделать следующие выводы: русские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

    Предполагаемые результаты:

    1. Будут изучены  теоретические аспекты  использования народных игр в воспитании обучающихся;
    2. Разработаны технологические карты уроков физкультуры в 5-7 классах с включением раздела  «Народные игры»;
    3. Учащиеся будут ознакомлены  с  народными играми;
    4. Повысится  дисциплинированность, отзывчивость, честность, смелость, при использовании  на уроках физкультуры народных  игр;
    5. Будет проведено  исследование эффективности применения народных игр на уроках физкультуры.

      Для  реализации данного проекта необходимы следующие материально-технические ресурсы:

    - спортивный зал школы;

    - игровая зона на территории школы;

    -музыкальное сопровождение: музыкальный центр, музыкальные композиции, видеомагнитофон;

    - маски, имитирующие различных животных и героев сказок.

    Заключение.

      Таким образом, использование народных игр, направленное на активизацию механизмов личностной саморегуляции, обуславливает повышение уровня воспитанности, как способности выступать активным и ответственным субъектом формирования здоровой окружающей среды и позитивно изменяющего мира.

        В результате подготовительного  и проектного этапов мы  пришли  к следующим выводам:

    1. Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей;
    2. Включение народных игр в учебный процесс позволит повысить уровень воспитанности учащихся, расширит их кругозор, будет способствовать укреплению и сохранению их здоровья;
    3. Базой для более глубоких исследований  может и в дальнейшем быть  МОУ «Седельниковская СОШ №1».

        Рекомендуем обратить внимание педагогов физической культуры на использование народных игр,  как  на одну из возможностей повышения воспитательного потенциала учащихся.

    Литература.

    1. Былеева Л.В. Игры народов СССР/Сост. Л.В.Былеева, В.М.Григорьев.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 269с.;

    1. Журнал «Физическая культура» №1,2002 г.

    1. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР: пособие для воспитателей детского сада/ Под. ред. Т.И. Осокиной.- М.: Просвещение, 1988.- 239с.: ил.;

    1. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11. С. 67.

    1. Кузнецова З.М. Народные игры на уроках физической культуры/ З.М.Кузнецова.- Набережные Челны, 1996.- 160с.;

    1. Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 51.

    1. Якуб С.К. Вспомним забытые игры/ С.К.Якуб. - М.: Детская литература, 1988.- 159с.: ил.

                                             Приложения.

            Приложение 1.

                                                                       Анкета для учащихся.

    1. Любите ли вы играть?
    2. В какие игры на уроках физкультуры вы любите играть?
    3. Какие народные игры вы знаете и как в них нужно играть?
    4. Знаете ли вы,  откуда взялись народные игры, кто в них играл и почему они так называются?
    5. Хотели бы вы узнать еще какие-нибудь народные игры и поиграть в них?

             Приложение 2.

    Включение народных игр в разделы тематического планирования по классам.

    5-й класс

    1. Основы знаний

    Знакомство с историей возникновения народных игр. Народные игры как средство физической культуры. Культурные традиции как мостик между поколениями. «Простые» русские народные игры и развлечения. История возникновения русской народной игры «Лапта».

    2. Легкая атлетика


        Обучение элементам лапты. Освоение ловли, передачи, бросков индивидуально, в парах, стоя на месте и в шаге. С использованием облегченного мяча. Знакомство с упрощенными правилами игры в лапту, с элементарными тактическими построениями. Развитие пространственной ориентации во время игры на открытой площадке и в зале. Развитие быстроты, ловкости, скоростной выносливости. Подготовка к сдаче и сдача нормативов по лапте.

    3. Гимнастика

    .
    Имитационные упражнения на гибкость: «Кошечка», «Ветерок», «Цветок» и др. Элементы народных танцев: танцевальные шаги, хоровод с песней под музыку. Элементы народной борьбы: «Вытолкни из круга», «Петухи», «Перетягивание в парах». Опорные прыжки на горку матов, русские народные игры: «Козел», «Удочка», «Кто дальше?», «Два мороза», «Зайцы и морковь».

    4. Подвижные игры


    «Жмурки», «Пятнашки», «Считалки», «Заклички», «Золотые ворота», «Не боимся мы кота», «У медведя во бору», «Совушка», «Оса».

    5. Лыжная подготовка


    «Солнышко», «Кто дальше?», «Лесенка», «Снежки», «Не уступлю горку».

    6. Баскетбол

     Лапта по упрощенным правилам (в зале), «Горячий мяч», «Рыбы, птицы, звери».

    Таблица 1.Комплекс нормативов по народным играм

    6-й класс

    1. Основы знаний


    Значение русских народных игр, возможность их применения на свежем воздухе. Их закаливающий и общеукрепляющий эффект. Традиции и обычаи в зависимости от времени года. Дальнейшее знакомство с русскими народными играми. «Переходные» русские народные игры.

    1. Легкая атлетика


    Дальнейшее освоение изученных элементов лапты. Обучение удару битой по мячу. Использование в качестве биты ракетки для малого, а затем для большого тенниса. Мяч малый, облегченный. Усложнение игры и тактики играющих команд. Развитие пространственной координации. Укрепление опорно-двигательной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Подготовка к сдаче нормативов по лапте.

    1. Гимнастика.
      Имитационные движения птиц, животных, растений при выполнении общеразвивающих упражнений. Элементы народных танцев: танцевальные шаги, вприсядку, подскоки, прихлопы, притопы. Элементы народной борьбы: группировка, перекаты в группировке «Качели»; русские народные игры: «Борьба на коленях», «Перетяни за черту». Опорные прыжки на горку матов, русские народные игры: «Скакалка-подсекалка», «Петухи», «Волк во рву», «Гуси», «Котлы».
    2. Подвижные игры


    Броски различными предметами (битами, палками, мячами) на точность. Русские народные игры: «Бабки», «Пятнашки с мячом», «Воробьи и вороны», «Платочек-летуночек», «Угадай, чей голосок», «Невод», лапта по упрощенным правилам.

    5. Лыжная подготовка

    Средства народной культуры.
    «Царь горы», «Снежный город», «Снежинки», «Два мороза», катание на санках.

    6. Баскетбол.
    Русские народные игры: «На драку собаку», «Попади в хвост», «Пятнашки с мячом».

    Таблица 2

    Комплекс нормативов по народным играм

    7-й класс

    1. Основы знаний

    Влияние русских народных игр на укрепление здоровья, осанку, общую культуру школьника. Командные русские народные игры. Товарищ и друг. Сила командной игры.

    1. Легкая атлетика


    Совершенствование изученных элементов лапты. При игре в физкультурном зале применяются облегченный малый мяч, правила мини-лапты. Воспитание физических качеств: ловкости, быстроты, скоростной выносливости. Развивается быстрота мышления учащегося, способность принимать решение в ограниченное время. Идет подготовка к игровой обстановке, соответствующей спортивным играм. Подготовка к сдаче и сдача нормативов по народным играм. Дальнейшее совершенствование изученных элементов лапты. Для подачи применяется бита с увеличенной площадью ударной части при набрасывании мяча соперником или стандартная бита при подаче с собственного набрасывания. При игре на спортивной площадке используется мяч для большого тенниса, в спортивном зале – облегченный мяч. Развитие скоростно-силовых качеств, ловкости. Обучение тактическим взаимодействиям при игре в защите, нападении. Овладение организаторскими умениями (подготовка мест занятий, комплектование команды). Прием нормативов по народным играм.

    1. Гимнастика


    Элементы народной борьбы: «мостик», «борцовский мостик», борьба на поясах, перетягивание каната. Опорные прыжки на горку матов, русская народная игра «Конь вороной». Знакомство с «богатырской разминкой». Элементы народных танцев: коллективные танцевальные движения. Элементы народной борьбы: единоборства, командная борьба, перетягивание каната, лазанье по канату различными способами. Русская народная игра «Чехарда».

    1. Подвижные игры


    Русские народные игры: «Рыбаки», «Ручеек», «Горелки», «Шишки, желуди, орехи», «Волки и овцы», «Золотые ворота», «Пустое место», «Третий – лишний», «Городки»,  «Двенадцать палочек»,«Лапта».

    1. Лыжная подготовка


    Средства народной культуры.
    Русские народные игры и забавы: «Цепи-кованы», «Бусы», «Кто быстрее?», «Лапта на лыжах», «Взятие снежного городка», «Бои на бревне», «Кто дальше?».

    1. Баскетбол


    Русские народные игры: «Салки с мячом», «Колечко», «Охотники и утки».

    Таблица 3

    Комплекс нормативов по народным играм

             Приложение 3.

    Тесты

    1. Челночный бег (5-й класс – 2ґ15 м; 6-й класс – 2ґ20 м; 7-й класс – 2ґ25 м; ), в котором происходит смена направления и скорости движения, встречающаяся в лапте, салках, горелках, в играх «Рыбаки», «Волк во рву» и др. Контроль кондиционных и координационных свойств.

    2. Набрасывание малого мяча на горизонтальную цель с заданной траекторией. Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Лапта», «Котлы», «Чижик» и др. Контроль координационных свойств.

    3. Бросок мяча на дальность (малого). Аналогичные движения встречаются в русских народных играх: «Вышибала», «Народный мяч», «Охотники и утки», «Лапта» и др. Контроль кондиционных свойств.

    4. Бросок битой в цель. Аналогичные движения используются в русских народных играх: «Городки», «Кашевары», «Бабки», «Городок-бегунок» и др. Контроль координационных и кондиционных свойств.

    5. Передачи в стену малого мяча за 30 сек. в круг диаметром 50 см. В этом упражнении требование к развитию кисти ребенка. Подобные требования предъявляются в русских народных играх и развлечениях: «Перетягивание в парах», «Цепи-кованы», «Кошки-мышки» и др. Контроль координационных свойств.

    6. Удары битой по малому мячу с собственного подбрасывания. Требуется соблюдать точность выполняемых действий. Аналогичные требования к совершаемым двигательным действиям предъявляются в «Чижике», «Лапте», «12 палочках», «Боях на бревне» и других русских народных играх. Контроль координационных свойств.

    Таким образом, предлагаемые тесты соотносятся с системой движений, применяемых в русских народных играх и развлечениях, и являются носителями информации о навыках, формируемых элементами народной культуры.

     

                 Правила выполнения тестов по народным играм

    Челночный бег:  выполняется с высокого старта, обязательно пересечь противоположную линию разметки двумя ногами.

    Удары по мячу на точность: выполняются с собственного подбрасывания, удар засчитывается при приземлении мяча за трехметровой отметкой.

    Набрасывания мяча на горизонтальную цель: выполняются 10 попыток с расстояния 2 м движением прямой руки снизу вверх, ладонь вверх, на точность попадания.Высота мишени указана.

    Передачи малого мяча в стену за 30 сек.: выполняются с расстояния 2 м в круг диаметром 0,5 м.

    Броски малого мяча на дальность: выполняются с разбега.

    Броски битой в горизонтальную цель: выполняются 10 бросков поочередно с 3 и 6 м в цель (диаметр 2 м). Бита пускается маховым боковым движением прямой рукой.

                                                                                                  Приложение 4.

            Игры, применяемые при прохождении разделов программы

    Разделы программы

    Народные игры

    Легкая атлетика

    «Считалки»; «Горелки»; «Хоровод»; «Два мороза»; «Салки»; «Дедушка-рожок»; «У медведя во бору»; «Коршун»; «Гуси»; «Стадо»; «Не боимся мы кота»; «Шлепанки»; «Воробьи и вороны»; «Пятнашки» (вар.); «Корзинки»; «Шишки, желуди, орехи»; «12 палочек»; «Скакалка-подсекалка»; «Волк во рву»; «Лапта»; «Бабки»; «Котлы»; «Чижик»; «Платочек-летуночек»; «Ляпка»; «Городок-бегунок»; «Рыбаки»; «Невод»;

    Гимнастика

    «Считалки»; «Жмурки»; «Заря»; «Игровая»; «Схвати змею за хвост»; «Третий – лишний»; «Змейка»; «Кошки-мышки»; «Бои петухов»; «Чехарда»; «Зайцы и морковь»; «Удочка»; «Голубь»; «Перетягивание в парах»; «Тяни в круг»; «Перетяни за черту»; «Борющаяся цепь»; «Бои на бревне»; «Пустое место»; «Ворон-синица»; «Перетягивание каната»;

    Баскетбол

    «Охотники и утки»; «Лапта»; «Встречный бой»; «Горячий мяч»; «Рыбы, птицы, звери»; «На драку собаку»; «Попади в хвост»; «Пятнашки с мячом».

    Лыжная подготовка

    «Два мороза»; «Не уступлю горку»; «Кому на ком»; «Городки»; «Царь горы»; «Солнышко»; «Кто быстрее?»; «Кто дальше?»; «Снежки»; «Катание на санках»; «Цепи-кованы»

                                                                                                                                 Приложение 5.

                            ПРАВИЛА РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР


    «Верба – вербочка»
    (Игры на вербное воскресенье)
    Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.
    Верба, верба, вербочка,
    Вербочка кудрявая.
    Не расти, верба, во ржи,
    Расти, верба, на меже.
    Как во городе царевна
    Посреди круга стоит,
    Ее ветер не берет,
    Канарейка гнездо вьет.

    Канарейка – Машенька,
    Соловейка – Ванечка.
    Люди спросят: «Кто такой?»
    «Ваня, - скажет, - милый мой.»

    «Солнышко – ведерышко»
    (игры в пасху)
    Гори солнце ярче, летом будет жарче.
    А зима теплее, а весна милее!
    На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другие поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу (водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих – они просыпаются.

    «Пчелки и ласточки»
    (Игры на благовещение)
    Играющие дети – цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
    Пчелки летают, медок собирают!
    Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
    Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
    Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.

    «Филин и пташки»
    Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.
    Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.

    «Венок»
    (Игры на троицу)
    Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
    Березка девочек кричала, к себе призывала.
    - Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.
    - Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки не завьем.
    - Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.
    - Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.
    Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на голову венок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

    «Бабушка Пыхтеиха»
    (Игры в Рождество)

    Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребята обступают ее и спрашивают:
    - Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
    - К обедне.
    - Возьми нас с собой.
    - Идите, да не свистите.
    Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимают свист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.

    «Бабка – Ежка»
    Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. В руках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
    Бабка-Ежка костяная ножка.
    С печки упала, ножку сломала,
    а потом и говорит: «У меня нога болит».
    Пошла она на улицу – раздавила курицу,
    пошла на базар – раздавила самовар.
    Пошла на лужайку – испугала зайку.
    Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

    «Скакалка»
    Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
    Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
    Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
    Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход и богатство.

    «Обыкновенные жмурки»
    Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
    - Кот, кот, на чём стоишь?
    - На квашне.
    - Что в квашне?
    - Квас.
    - Лови мышей, а не нас.
    После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

    «Арина»
    По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третий бас, поводи-ка ты за нас!
    Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Дети идут по кругу, поют хором:
    Долгая Арина, встань выше овина,
    Рученьки сложи, чьё имя - укажи.
    Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает - того должна узнать.

    «Огородник и воробей»
    По считалке выбирается воробей.
    Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?
    Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
    Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!
    Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).
    Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом.
    Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель
    Ни своих, ни чужих, ни соседовых.

    Русская народная игра «Просо».

    Дети становятся в круг и поют следующие слова:
    А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
    А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
    А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
    А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
    А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.
    (Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают тем движениям, которые означают слова.
    Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают, внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равных между со¬бой, во всех отношениях - по силе, ловкости, умению играть. Сойдясь попарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намерены дать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй - зверя; один - земли, другой - воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходят пооче¬редно к той или другой матке и спрашивают: "Матка, Матка! Чего тебе надо? это или то?" - причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, что ей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второй матке.

    "Двойные горелки"

    Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 - 12 метров, но также па¬рами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.

    "Бабки"
    Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов - по¬беждает.
    "Заинька"
    Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центре круга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:
    Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
    Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
    Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
    Заинька, серенький, поскачи! 3аинька, серенький, попляши!
    Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!

    «Лапти»
    На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой – либо предмет.
    Повернувшись к водящему, спрашивают его:
    - Сплели лапти?
    Водящий отвечает – нет!
    - Сплели лапти?
    - Да.
    Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.

    «Салки на одной ноге»
    Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
    Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.
    2. Салка тоже прыгает на одной ноге.

    «Гуськи»
    Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
    Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,
    стали гоготати, дедке кричати:
    «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
    дай нам платочек, денег мешочек».
    «Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

    «Горячее место»
    На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.

                                                                                         Приложение  6.

               МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ

    Подвижные игры — одно из самых любимых занятий детей на уроках физической культуры. Они являются комплексным средством физическо го воспитания, способствующим полноценному раз витию растущего организма. Поэтому подвижным играм отведено значительное место в школьной про грамме по физической культуре. Предлагаемая методика обучения подвижным иг рам для удобства применения разделена на три части и сгруппирована по периодам и этапам с подробным описанием всех фрагментов проведения игры.

    Существуют два варианта изложения методики обучения подвижным играм.

    Первый — наглядный, тезисно-графический (в виде схемы) — позволяет сразу и в целом охватить последовательность обуче ния и легко ориентироваться в ней.

    Второй — описа тельный, более подробный. О нем мы и расскажем.

    I часть. Подготовка к игре. Первый период (до урока).

    1-й этап. 1.Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении пос тавленных задач как перед игрой, так и перед уроком в целом. Выбирая игру на урок, необходимо учитывать: задачи урока, задачи игры, место игры в уроке, состав играющих, соответствие игры учебной программе, ус ловие проведения игры, наличие инвентаря.

    Задачи урока. Выбранная игра должна соот ветствовать задачам урока. Если в поставленных на урок задачах есть закрепление и совершенствова ние изученных упражнений, тогда полезно провести подвижную игру, в которой встречаются данные упражнения, чтобы играющие умели применять и вы полнять их в игровых, усложнённых условиях. Если же задачами урока предусмотрено ознакомление и разучивание упражнений или технических приёмов, то подвижную игру с выполнением изучаемых упраж нений проводить не рекомендуется.

    2. Задачи игры. Выбирая игру на уроке, надо знать, какие задачи решаются в ходе игры. Необ ходимо, чтобы задачи, решаемые в игре, были по сильны играющим в тот или иной момент, чтобы они вписывались в задачи урока и его содержание.

    3. Место игры в уроке. Продумывая содержание урока и подбирая подвижную игру, следует предус мотреть место игры среди других упражнений. Не обходимо, чтобы игра отвечала задачам определён ной части урока и правильно сочеталась с другими упражнениями. Подвижные игры можно включать во все части урока. Для вводной части урока подбирают игры на развитие внимания, быстроты реакции. Здесь полезно давать игры, которые своими двигательными действиями частично или полностью подготавливают занимающихся к основной части урока.

    В основную часть урока включают игры, способс твующие развитию физических качеств, овладению двигательными умениями и навыками, овладению техникой выполнения изучаемых приёмов в игровых условиях, развитию игрового мышления, воспитанию морально-волевых качеств.

    Для заключительной части подбирают малопод вижные игры, активизирующие внимание, способс твующие снижению физической нагрузки, помога ющие занимающимся без проблем переходить к другим видам деятельности.

    4. Состав играющих. Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, воз раст, подготовленность), а также их интересы. Ко личество участников игра ет важную роль в выборе

    игры. Надо обеспечить активное участие всех зани мающихся в игре, которая должна соответствовать данному количеству играющих. Для более активного вовлечения занимающихся в игру, необходимо продумать рациональную организа цию игры. Например, распределить играющих на 2—3 группы, каждая из которых играет на своей части пло щадки (назначить двух-трёх водящих, разделить на 3—4 команды, увеличить количество инвентаря и т.п.).

    Игра должна быть доступна (посильна) для занима ющихся данного пола и возраста по сложности выпол няемых движений и действий, по физической нагрузке, по умственному развитию, по игровому мышлению. - Для занятий на уроке следует подбирать такие игры, в которых двигательные действия и приёмы со ответствовали бы физической подготовленности игра ющих, а содержание игры — их игровому мышлению.

    5. Соответствие игры учебной программе. Подбирая игру, следует руководствоваться школь ной программой по физической культуре для соот ветствующего класса.

    6. Условия проведения игры. Выбирая ту или иную игру, необходимо учитывать условия, в кото рых проводится игра (спортивный зал или открытая площадка, их размеры, состояние площадки, темпе ратура воздуха, наличие ветра, солнца, отвлекающих объектов).

    7. Наличие инвентаря. Игру выбирают исходя из имеющегося в наличии инвентаря. Желательно для повышения активности и интереса к игре иметь достаточное его количество или продумать варианты, обеспечивающие проведение игры с ограниченным количеством инвентаря.

    2-й этап. Подготовка к игре. Подготовка к игре до урока заключается в подготовке и разметке места игры (площадки) и подготовке инвентаря. Хорошо продуманная подготовка к игре является залогом успешного её проведения.

    1.Подготовка площадки. Для этого надо убрать оборудование, спортивные снаряды или разместить их на площадке так, чтобы предупредить травматизм. Продумать, в какой части площадки разместить игра ющих и где будут проходить игровые действия.

    2.Разметка площадки. По возможности надо использовать стандартную разметку (волейбольную, баскетбольную); если её недостаточно, сделать до полнительную.

    3. Подготовка инвентаря. Необходимый для проведения игры инвентарь надо подготовить и поло жить в удобное место, чтобы его расстановка (разда ча) не занимала много времени. Продумать способы раздачи инвентаря и сбор его после игры.

    II часть. Проведение игры. Второй период (на уроке).

    1-й этап. Подготовка играющих к игре. До на чала игры необходимо подготовить играющих. Для этого надо сделать расстановку играющих, распреде лить их на команды, группы, выбрать актив.

    1. Расстановка играющих. Разместить играю щих для объяснения и начала игры надо в том пост роении, из которого начинается игра. Так играющие яснее представят ход игры, направление движения, игровые действия.

    2. Распределение на команды. В командных играх участвуют несколько команд. Чтобы игра про ходила интересно, состав команд должен быть оди наков по силам, количеству, полу, росту играющих. Явное неравенство сил делает игру неинтересной.

    Для распределения на команды используют не сколько способов:

    а) играющие распределяются на команды учите лем. Зная способности, уровень физической и тех нической подготовки ребят, учитель может составить равные по силам команды;

    б) капитаны набирают в свою команду игроков по очереди. Чтобы избежать негативных эмоций, капи танам разрешается выбирать только обусловленное число игроков, остальные распределяются по расчё ту или учителем;

    в) играющие распределяются на команды при расчёте на первый, второй, третий... Первые номе ра — одна команда, вторые — вторая и т.д.;

    г) распределение на команды проводится фигурной маршировкой. При передвижении в колонне по одному подаётся команда «Налево (направо) по два (три, четы ре) марш!». Каждая колонна составляет одну команду.

    3. Выбор актива. До начала игры учитель разъяс няет функции актива, а в ходе игры руководит дейс твиями активистов. Правильно выбранный актив играет значительную роль в успехе проводимой игры. В актив входят капитаны, водящие, судьи, помощники учителя.

    Капитаны в командах выбираются игроками или назначаются учителем. Капитаны должны обладать организаторскими способностями, уметь принимать самостоятельные решения, следить за поведением играющих, устанавливать очерёдность в игре, помо гать в расстановке игроков, раздаче инвентаря.

    Водящие — это игроки, от инициативы и актив ности которых зависит успех в игре. Водящих можно выбирать несколькими способами. Их может назна чить учитель, или выберут игроки, или выберут по расчёту. В данном случае играющие рассчитываются по порядку (кто окажется, например, девятым, тот становится водящим). Водящего также можно выбирать с помощью считалки. Она должна быть интерес ной по содержанию, краткой и чёткой. Судьи назначаются учителем. Они помогают учи телю в проведении игры, следят за соблюдением правил, участвуют в определении результата игры.

    Помощников также назначает учитель. Они по могают учителю в организации игры, подготовке и разметке площадки, раздаче, установке и собирании инвентаря, следят за ходом игры, фиксируют встре чающиеся ошибки, подсчитывают очки, участвуют в определении победителей.

    2-й этап. Объяснение игры. Ознакомление с иг рой и её изучение начинают с объяснения, в которое входят настройка на игру, собственно объяснение игры, разучивание текстов в соответствии с её содер жанием, сообщение правил игры.

    1. Настройка на игру. Настраивая на игру, учитель сообщает занимающимся цель игры, задачи, решаемые в игре: по укреплению здоровья, развитию физических качеств, закреплению и совершенствованию двигатель ных умений и навыков, воспитанию нравственных и во левых качеств. Сообщается также, какие изученные уп ражнения, действия и приёмы нужно применять в игре, как игра способствует овладению тем или иным видом спорта. Настройка на игру должна быть доказательной, конкретной и краткой, вызывать у занимающихся жела ние активно участвовать в изучаемой игре.

    2. Объяснение игры должно быть логично изложен ным, доступным, кратким, эмоциональным и образным. Такое объяснение развивает у играющих творческое воображение. Объяснение игры — это не просто пе ресказ её содержания, а переработанный, тщательно продуманный, адаптированный вариант рассказа, оп тимально реализующий игровой сюжет. Объяснение лучше проводить в том построении и расстановке занимающихся, из которого начинается игра.

    3. Разучивание текстов. Рифмованные тексты, которые надо произносить в ходе игры, разучивают ся после объяснения. Только когда играющие хоро шо запомнили данные тексты, можно начинать игру.

    4. Сообщение правил игры. Все подвижные игры проводятся по определённым правилам, которые не обходимо соблюдать играющим. Сначала учитель со общает основные правила, без которых невозможно разучивание игры, затем в ходе игры вводит дополни тельные, которые несколько усложняют игру. Следу ет сообщить играющим, что за невыполнение правил игрок или команда получают штрафные очки.

    3-й этап. Показ игры. Когда объяснения для понимания игры недостаточно, необходимо показать игру: действия играющих, отдельные фрагменты, игру в целом, осуществить пробное проведение игры.

    1. Показ действий играющих. Отдельные дейс твия игроков показывают учитель или подготовлен ные ребята. Показывать можно ролевые действия игроков, действия водящих и т.д.

    2. Показ отдельных фрагментов игры осущест вляют играющие по указанию учителя. Например, в игре «Белые медведи» можно показать ловлю водя щими одного игрока и увод его на «льдину».

    3. Показ игры в целом. Сложную игру, труд для понимания, можно показать в целом, показе участвуют большинство игроков. Игру показывают в замедленном темпе, с остановками, с объяснением действий игроков.

    4 Пробное проведение игры. Если игра сложи: то её проводят от начала до конца с учебной целью, чтобы запомнить очередность действий, применяемые приёмы. Игра проходит с комментарием учителя.

    4-й этап. Ход игры. Это самый трудный и ответс твенный этап в проведении подвижной игры. Только педагогически правильное руководство ходом игры обеспечит достижение планируемого результата. Ход игры включает в себя начало игры, руководство игрой, окончание игры.

    1. Начало игры. Начинать игру следует, когда учитель убедился, что всё готово к её проведению: играющие, площадка, инвентарь, помощники, судьи. Игру всегда начинают организованно, по сигналу, команде или распоряжению, которые должны быть чётко поданы, слышны или видны играющим.

    2. Руководство игрой. Руководить игрой — зна чит вести её в нужном русле. Здесь проявляется мас терство учителя, которое основывается на умении видеть и понимать игру. Руководство игрой включа ет в себя наблюдение, обучение игровым действиям и приёмам, действия по усложнению игры, судейс тво игры.

    За ходом игры учитель должен вести постоянное наблюдение, чтобы в поле зрения держать всех игра ющих. Во время наблюдения надо следить за дейс твиями играющих, их активностью, по ходу делать замечания и направлять игру в нужное русло, учить играть, следить за соблюдением правил, деятельнос тью актива, взаимоотношениями и взаимодействиями играющих, за физической нагрузкой.

    В ходе игры учитель должен учить играющих игровым действиям и приёмам. Для этого можно ис пользовать несколько способов:

    а) не останавливая игры, по её ходу подсказывать, как надо выполнить то или иное действие, куда пере мещаться, какой приём применять;

    б) останавливая игру. Остановив игру, объяснить и показать определённые действия или приём, не затрачивая на это много времени, и проконтролировать их выполнение;

    в) в перерывах между повторениями игры. В переры ве обучению можно уделить больше времени, указать на ошибки, предложить более рациональное применение изученных двигательных действий, умений и навыков.  Когда играющие усвоили игру, то, чтобы повы сить к ней интерес, её необходимо усложнить: путём введения дополнительных правил, новых действий играющих, разнообразных заданий, увеличением ко личества инвентаря (мячей), водящих, использовани ем различных вариантов игры и т.п.

    Судейство игры осуществляют учитель или учени ки. Честным, объективным судейством с соблюдени ем установленных правил судья удерживает ход игры в определённых рамках. Решение судьи должно быть быстрым, уверенным и понятным игрокам.

    3. Окончание игры. Заканчивать игру нужно орга низованно и своевременно. Необходимо стремиться к тому, чтобы к моменту окончания были выполнены задачи, поставленные перед игрой. Заканчивать игру следует, когда играющие не переутомились и ещё про являют к ней интерес. В этом случае игра доставит удо вольствие участникам и вызовет желание её повторить.

    5-й этап. Итог игры. Это конечный результат, к которому стремились играющие в ходе игры. Итог игры следует подводить тактично, доброжелательно, предварительно успокоив играющих. Данный итог предусматривает определение результата игры и ана лиз действий играющих.

    1. Результат игры. После окончания игры учи тель, выслушав мнения судей и помощников, объяв ляет результат игры. Называет победителей, после дующие занятые игроками места, а в тех играх, где нет победителей, лучших игроков.

    2. Анализ действий играющих. Делая анализ, учи тель отмечает лучшие фрагменты игры, активность играющих, правильные и рациональные действия игро ков, их взаимодействия, умение применять изученные двигательные умения и навыки в игре. Отмечает лучших капитанов, водящих, судей, помощников, оценивает де ятельность играющих. Указывает на недостатки в игре, опущенные ошибки, неправильные действия, нарушения правил, состояние игровой дисциплины.

    6-й этап. Оценивание деятельности играющих. Проводя игру, учитель может оценивать деятель ность играющих в ходе игры или во время её анали за. Оценивать рекомендуется:

    а) умение выполнять и применять в игре изученные двигательные умения и навыки;

    б) знание правил и умение их соблюдать;

    в) умение согласованно действовать в игре с парт нёрами;

    г) действия актива.

    7-й этап. Закрепление и совершенствование игры.

    1. Разучивание вариантов игры. Для лучшего овладения игрой и её закрепления рекомендуется разучивать различные её варианты, которые описаны в соответствующей литературе и рождаются в ходе проведения подвижных игр.

    2. Проведение соревнований. Для совершенс твования подвижных игр целесообразно проводить различные виды соревнований на уроках и во время внеклассной работы с целью совершенствования изученных умений и навыков и постепенного приоб щения занимающихся к спортивной деятельности.

    Ill часть. Корректировка методики проведения игры. Третий период (после урока).

    1-й этап. Корректировка методики, исполь зованной при проведении игры. Корректировка методики проведённой игры предусматривает экс пресс-анализ и собственно корректировку.

    1. Экспресс-анализ проведённой игры. Это быс трое осмысление своих действий в проведённой игре. Экспресс-анализ можно делать непосредс твенно в ходе игры после каждого этапа, а также после её проведения. Иногда полезно выполнить более глубокий анализ проведённой игры, это пре достережёт в дальнейшем от многих собственных ошибок.

    2. Корректировка методики обучения. После анализа проведенной игры надо сделать коррек тировку отдельных этапов методики обучения. Это будет способствовать совершенствованию всей мето дики обучения подвижным играм.


    [1] Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998, № 11. С. 67.

    [2] Павлова Л. Значение подвижных игр в физическом развитии дошкольника.// Дошкольное воспитание. 2002, № 4. С. 51.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Формирование индивидуального здоровья обучающихся через использование спортивных игр на уроках физической культуры».

           Практические навыки и познавательная деятельность будут способствовать продолжению работы по формированию индивидуального здоровья обучающихся. Знания и навыки по исп...

    Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"

    Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""...

    Использование хакасских народных игр на уроках физической культуре

    Хакасские народные игры, включены в рабочие программы по физической культуре в часы национального, регионального и этнокультурного содержания. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может...

    Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

    В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

    Методическая разработка "Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство повышения мотивации обучающихся"

    В методической разработке представлена методика проведения урока из раздела : «Гимнастика» по теме «Использование современных технологий на уроках физической культуры как средство по...