Использование хакасских народных игр на уроках физической культуре
статья по физкультуре на тему

Хакасские народные игры, включены в рабочие программы по физической культуре в часы национального, регионального и этнокультурного содержания. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Богатейшим разнообразием движений отличаются такие игры, как “Хазых”. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Даже в таких простых играх, как “ Оранмай ”, уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный, характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая труппа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.  

Хакасские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование хакасских народных игр на уроках физической культуры

Сагалаков В.В.

учитель физической культуры

МБОУ Есинская СОШ

Республики Хакасия

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

До наших дней дошло множество хакасских народных игр: передаваемые из поколения в поколение, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. Исследователи хакасских народных игр отмечают, что во все времена они выполняли важные социальные функции, являясь частью досуга, давали возможность человеку отдохнуть от будничных дел и погрузиться на время в радостную атмосферу. Однако основная функция народных игр заключается в воспитании. Они способствуют развитию мышления, воображения, воспитывают активность, сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать неудачи, переживать неуспех. Посредством хакасских народных игр мудрость наших предков, копившаяся веками, передается из поколения в поколение. Совместная игра – уникальный вид сотрудничества. Не случайно психологи считают, что подлинно демократические отношения между взрослыми и детьми возможны только в игре. И прежде всего, положительное влияние на их взаимоотношения оказывают игры с правилами – традиционное средство народной педагогики.

Хакасские народные игры, включены в рабочие программы по физической культуре в часы национального, регионального и этнокультурного содержания. Они просты и общедоступны. В них каждый из учеников может найти себе активную роль по силам и способностям. Итак, народные игры в комплексе с другими элементами урока физкультуры  представляют собой основу  формирования гармонически развитой личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, и в дальнейшем, благодаря этому учитель достигает высоких скоростно – силовых показателей на уроках физкультуры.

Для занятий с детьми важное значение имеет выбор игры. Игры для урока выбираются прежде всего в зависимости от их двигательного содержания: игра с бегом или прыжками, с метанием или передачей, с переноской предметов, с сопротивлением, преодолением препятствий, с ходьбой, элементами строя, с лазаньем, перелезанием и т. д. Игры нужно подбирать так, чтобы их двигательное содержание не повторялось при выполнении других упражнений. Например, при обучении прыжкам не следует проводить на этом уроке игру с прыжками. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, при обучении прыжкам учитель стремится, чтобы дети овладели техникой прыжка, и часто избирает для этого метод разучивания по частям, а прыжки в игре, выполняемые как элементы игрового процесса, не будут выполняться так точно, как этого хотелось бы учителю, и, следовательно, не будут способствовать закреплению пройденного на уроке материала. Во-вторых, сочетание прыжков как одного из основных видов упражнений на уроке и прыжков в игре создаст предпосылки для одностороннего, ограниченного воздействия на организм занимающихся.В играх дети отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. При разучивании и проведении игр большое внимание обращается на воспитательную работу с учащимися. Игры должны дисциплинировать учеников, помогать созданию дружного, сплоченного коллектива, в котором взаимная поддержка, помощь, подчинение личных интересов интересам коллектива стали бы постоянными и привычными для детей. Этому способствует строгое соблюдение правил игры, точное выполнение участниками обязанностей, постоянное наблюдение учителя и его своевременные замечания, поправки и рекомендации. Обращается также внимание на бережное отношение учащихся к инвентарю и оборудованию.

В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют им их индивидуальные особенности. Богатейшим разнообразием движений отличаются такие игры, как “Хазых”. Одним из безусловных факторов привлекательности игр является элемент соревнования. Даже в таких простых играх, как “ Оранмай ”, уже имеются ясно выраженные стремления играющих к победе: быстрее обежать круг, догнать партнера или успеть убежать от него. Еще более ярко соревновательный, характер носят игры, в которых участники делятся на группы, команды и где каждая труппа или команда, каждый участник команды стремится достичь лучших результатов, победить.  

Подготовка мест для игры проводится перед уроком при участии детей (дежурные или специально назначенные ученики). Зал может быть оформлен в виде лесной поляны, на которой “живут” лесные жители – участники игр. Для проведения игр требуется различный инвентарь: мячи, веревочки, чурки, ленты, мешочки, флажки, стойки, обручи и т. д. Чтобы успешно провести игру, учителю нужно кратко и точно объяснить учащимся условия игры и сразу же организовать их. Ознакомление учащихся с различными вариантами игры проводится постепенно, к детальному изучению можно переходить только после усвоения учениками основного материала. Таким образом, при проведении всех игр соблюдается принцип постепенного усложнения.

Важным моментом в организации игр является выделение водящих, распределение по группам, назначение судей (если они нужны) и распределение обязанностей среди участников. Водящих можно выделять несколькими способами. Однако лучше, если их назначает учитель. Водящими должны быть наиболее расторопные, быстрые, энергичные и инициативные ученики. Если игра хорошо знакома, в целях воспитательного воздействия, привлечения к коллективным действиям учитель назначает водящими, своими помощниками, судьями детей, которые не отличаются активностью, держатся обособленно, или тех, кто обычно нарушает дисциплину. Судьями и помощниками можно назначать также учеников с ослабленным здоровьем.

После того как игра усвоена, водящих следует не назначать, а выбирать. Для этого лучше всего пользоваться “считалками”. Необходимо, чтобы “считалки”  или «зазывалки» были интересными по содержанию, краткими и легкими для произношения. Нового водящего может назначить бывший водящий, или водящим может стать тот, кто первым прибежит, дальше прыгнет или бросит мяч (этот способ чаще применяется в начале игры при выделении первого водящего).

Деление на группы или команды лучше всего производить по расчету. Такое распределение проводится быстро, относительно правильно (в отношении сил) и беспристрастно. Все остальные способы (по назначению, по выбору капитанов и т. д.) менее удачны, так как могут образоваться более сильные или слабые группы или команды. Кроме того, это отнимает много времени и часто вызывает недовольство детей. Важно организованно закончить игру: подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и отрицательные стороны, дать советы об организации и проведении игр во внеурочное время. К подведению итогов нужно чаще привлекать самих участников. Это способствует воспитанию у детей умений оценивать свои действия, действия товарищей, выявлять причины побед и поражений.

Теоретически обоснованно, что подвижные игры на уроках физкультуры благоприятно влияют на развитие детей. Оценивать результативность можно по разным параметрам. Первая форма оценки – по нормативам. Сравнение результатов показывает, что в беге на 30 метров уменьшается количество детей, выполняющих норматив на “5” (высокий уровень), и возрастает количество детей, не укладывающихся в норматив (низкий уровень). Но вместе с тем увеличилось число детей, справившихся с нормативом на “3”-“4” (средний уровень). На результативность влияет то, что навыки бега на короткую дистанцию можно совершенствовать только на улице (весна, осень), условия зала не позволяют совершенствовать навыки спринтерского бега. Если мы обратимся к подвижным играм, то играя, дети совершенствуют больше всего навыки стайерского бега, воспитывается такое основное качество, как выносливость. В прыжках с места нет изменения результатов по высокому уровню, возрастает средний уровень и происходит незначительное падение в низком уровне, что говорит о росте физической подготовленности в этом виде физических упражнений.

Вторая форма оценки результатов развития детей – сравнение с самим собой. Ученик может не укладываться в норматив ни во втором, ни в третьем классе, но сравнивая его результаты между собой, можно заметить, какое развитие произошло за год. Сравнение результатов показывает, что большинство детей улучшили свои показатели по всем нормативам, у некоторых учащихся по отдельным видам не произошло ни улучшения, ни ухудшения результатов, но есть и группа учащихся, у которых по некоторым нормативам произошло падение результата. Обычно к такой группе учащихся относятся часто болеющие дети.

Если физическое развитие детей можно отследить через нормативы, то качественную оценку нравственных и психологических аспектов развития детей количественно получить невозможно. Каким способом можно измерить воспитанность учащихся, их нравственное развитие? Каким инструментом измерить их честность? Мы попытались это сделать через анкетирование детей во втором классе (анкета “Моё отношение к уроку…”), и проведя сочинение “Больше всего мне нравится урок…” в третьем классе. Результаты получились очень интересными. Большинство детей выбрало любимым уроком урок физкультуры. Что нравится детям в этом уроке? Вот выдержки из некоторых сочинений: “Мне нравится урок физкультуры за то, что мы много бегаем и играем. А ещё я люблю этот урок, потому что на нём мы путешествуем в страну сказок, где есть медведь, совушка, хитрая лиса и другие жители леса”; “Я люблю урок физкультуры, потому что на нём я себя чувствую русским богатырём, таким, как Никита Добрынин. Он всегда защищает слабых. Когда я вырасту, я тоже буду таким”; “Мне очень нравится урок физкультуры. Я узнала много новых игр, и теперь играю в них со своими друзьями во дворе. Я люблю, когда на уроке можно не только серьёзно учиться, но и поиграть”. Так как, я преподаю в школе и историю, то можно проводить интегрированные уроки: история-физкультура. На таких уроках, возможно изучение и историческое обоснование происхождение каждой игры. В рамках курса истории в 6 классе, мною разработан урок «Славянские игрища» (культура в Киевской Руси).

Итак, на основе фактов мы склонны заключить, что хакасские народные игры являются эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности.

Список использованной литературы

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

2. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

3. Сагалаков Н. У. Хакасские народные подвижные игры. – Абакан.: Хакасскте книжное издательство, 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных игр на уроках физической культуры как средство повышения воспитательно-развивающего потенциала обучающихся

У авторов проекта возникла идея введения народных игр с описанием их правил и значения для воспитательно-развивающего потенциала обучающихся в программный материал уроков физической культуры 5-7 класс...

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры.

В современнох условиях школа должна отвечать на множество запросов. Для обеспечения эффективного образоввательного процесса учитель должен использовать современные технологии. ...

Народные игры на уроках физической культуры

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков  в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,...

«Русские народные игры на уроках физической культуры»

Работа о русских народных играх на уроке физической культуры...

Башкирские народные игры на уроках физической культуры

Методический материал для использования на уроках физической культуры в начальных классах «Башкирские подвижные игры»...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ИГР НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается влияние использования народных игр с детьми 8-9 лет  в рамках урока в общеобразовательной школе. Изучена динамика уровня двигательной подготовленности  детей младшег...