Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ОВЗ"
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Данилов Сергей Викторович
Данный документ содержит обобщение опыта работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий

на  уроках физической культуры  в школе для обучающихся с ОВЗ»

                                                               

Подготовил: учитель физкультуры Данилов С.В.

                                           

СОДЕРЖАНИЕ

  1.      Основные характеристики опыта
  1.      Сущность опыта
  2.      Актуальность опыта
  3.      Условия становления опыта
  4.      Новизна опыта
  5.      Трудоёмкость опыта
  1.      Теоретическая база опыта
  2.      Технология опыта
  1. Цели и задачи
  2. Средства и методы
  3. Проведение мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности  учащихся.
  1. Результативность опыта
  2. Список литературы
  3. .Приложение

               

Уважаемые коллеги! Я хотел бы представить обобщение своего опыта работы по теме «Использование здоровьесберегающих технологий на  уроках физической культуры  в  школе для обучающихся с ОВЗ»

1. Основные характеристики опыта

  1. Сущность опыта

Сущность опыта состоит  в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни учащихся путем  учёта психофизических особенностей учащихся, оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  средств,  методов и форм  в процессе обучения физической культуре.

  1. Актуальность опыта

             Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека  нашего общества.

        Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка, особенно в школе - интернате. Здесь обучаются дети с отклонениями в психофизическом  развитии. Это школьники с нарушениями речи, зрения, с ЗПР, астеническими состояниями, тяжёлыми психическими переживаниями, психопатическими формами поведения. У таких детей интеллектуальное и эмоциональное развитие не соответствует их календарному возрасту.  Это выражается в следующих  особенностях:                

  • недостаточность общего кругозора, знаний об окружающем мире;                                                                                                                                              
  • отсутствие навыков умственной деятельности: умения           сосредотачиваться, слушать и воспринимать услышанное, контролировать и планировать свои действия;
  • слабость учебной мотивации.

Отсутствие стойких интересов  и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. Кроме того,  в школу-интерат поступают дети из неблагополучных семей, они имеют за своими плечами  отрицательный пример своих родителей, закрепившиеся вредные привычки – курение, употребление токсических веществ, алкогольных напитков  с самого раннего возраста (12-13 лет). Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

 Здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.  Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации (увеличения напряжённости) учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности учащихся - это предмет “Физическая культура”.  

 В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

          На сегодняшний день перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его психофизических особенностей, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни учащихся? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его валеологической направленности; с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса  к урокам физической культуры.

      Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников? Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

      Актуальность опыта состоит в решении данной проблемы  сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто  путем реализации следующих задач:

  1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
  2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
  3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.  

1.3   Условия становления опыта

       Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно. Опыт формировался в ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностям здоровья» В школе-интернате  я  работаю 16 лет. Над данной проблемой работаю 3 года. Выбранная мной тема созвучна проблеме, над которой  работает педагогический коллектив нашей школы: «Реализация коррекционно-развивающего компонента социального образования – главный фактор успешного социально-профессионального самоопределения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья».

1.4   Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровье-сберегающих  технологий на уроках физической культуры:

  •  в развитии двигательных качеств;
  • в формировании двигательных функций;
  • в коррекционной направленности уроков, заключающейся в учёте психофизических особенностей воспитанников; применении индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся;
  • в создании благоприятных морально-психологических условий обучения каждого ученика;
  • в  использовании валеологических приемов для мотивации к здоровому образу      жизни;
  • в использовании ИКТ для более  наглядной демонстрации     преимущества  здорового образа жизни.

1.5   Трудоёмкость опыта

         Одной из  главных  проблем, которая стояла передо мной – это  создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей. Под условиями я понимаю повышение мотивации учащихся к урокам физкультуры, создание материальной базы для занятий.

Совместными усилиями с администрацией школы создали свою спортивную базу школы:

  • отремонтировали имеющийся спортивный зал;
  • приобрели спортивный инвентарь.

    Наличие хорошей спортивной базы школы позволило   работать по рабочей программе  по физическому воспитанию в школе.

Другая проблема -  наличие  в одном классе учащихся с различными психофизическими отклонениями. Интенсивная эмоциональная напряжённость учащихся, яркое проявление негативного отношения к занятиям и даже к окружающим детям и взрослым  требует особой коррекционной работы с ними.

     Систему  работы по реализации рабочей программы можно представить в виде схемы.

        

2 . Теоретическая база опыта

Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько.  В пособии   известного педагога содержится теоретическая и практическая информация о современном состоянии педагогики здоровьесбережения, приводится конкретная программа здорового образа жизни. Также в основе предложенного опыта использую работу Н.К.Смирнова,  основное содержание понятия «здоровьесберегающая образовательная технология». В основе опыта  лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Ляха и кандидата педагогических наук А.А. Зданевича,  а также доктора педагогических наук А.П. Матвеева и           Т.В. Петрова.

Одной из серьезных, пока до конца не решенных задач, является подготовка педагогов к работе по внедрению здоровьесберегающих технологий в школе. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов  психолого-педагогические приемы,  методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного  вреда здоровью (Смирнов Н.К.). Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей школьного возраста.

Причины,  приводящие к нарушению здоровья детей.

     В.И. Ковалько пишет,  что успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий  зависит от многих составляющих:

-активного участия в этом процессе самих учащихся;

-создание здоровьесберегающей среды;

-высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;

-тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

       Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

 Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения  элементарных правил здоровьесбережения.

Основные задачи:

  1. Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
  3. Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
  4. Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

Второй.  Этап углубленного изучения.

     Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

 Основные задачи:

  1. Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
  2. Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
  3. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.    

Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению  и   дальнейшего их совершенствования.

      Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

  Основные задачи:

  1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
  2. Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
  3. Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

     

3. Технология опыта

  1. Цели и задачи учебной деятельности

          Основной целью педагогической деятельности считаю  создание условий для физического развития, сохранения и укрепления здоровья школьников, повышения их работоспособности.

   Основной задачей учебной деятельности является:

  1. Комплексная реализация базовых компонентов программы.
  2. Решение основных задач физического воспитания на каждом этапе обучения.

    При отборе содержания руководствуюсь комплексной программой по физическому воспитанию. Моя задача как учителя заключается в реализации базовых компонентов программы. Планируя учебный материал,  руководствуюсь следующим:

 - учебный материал, прежде всего, должен соответствовать требованиям     программы, целям и задачам урока и ориентирован на конечный результат;

-  беру за основу базовый уровень содержания образования, но в тоже время

   каждому ученику предоставляется возможность выбора содержания                          деятельности    на уроке, исходя из уровня физической подготовленности его двигательных    способностей и состояния здоровья;

-  обязательно планирую материал.  

 Именно в этом вижу создание здоровьесберегающего пространства на уроках физической культуры. Реализацию здоровьесберегающего пространства можно представить в виде схемы.

3.2  Средства и методы

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий применяются следующие группы средств:

  • гигиенические факторы;
  • оздоровительные силы природы;
  • средства двигательной направленности;
  •  создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития и оздоровления каждого воспитанника.

Первое условие оздоровления - это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. Для наглядности используем схему.  В мои обязанности  входит умение и готовность видеть и определять явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности, изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков.

   

Второе  -  использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов,  повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.

Третье условие  - обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Одним  из самых важных условий развития и  оздоровления заключается в создании оптимальных условий для эффективного решения проблем развития и оздоровления каждого воспитанника.

Базовой целью любого образовательного школьного учреждения компенсирующего вида является создание оптимальных условий для эффективного решения проблем развития каждого воспитанника. Видение путей решения этих проблем во многом зависит от специфики отклонений в развитии ребенка. В одном случае интенсивные физические нагрузки показаны детям, в другом, напротив, они должны быть несколько ниже, а в третьем — меняется все содержание двигательной деятельности.

Несмотря на то, что в последние годы создано немало технологий физического воспитания детей с проблемами в физическом и психическом развитии, образовательные школьные учреждения по-прежнему испытывают серьезные затруднения в организации этой работы. Основная трудность заключается не столько в определении индивидуальных маршрутов коррекции отклонений в развитии ребенка средствами физического воспитания и отборе его содержания, сколько в реализации  этого процесса. Если в обычном учебном учреждении индивидуализация физкультурно-оздоровительной работы связана в основном с возрастными особенностями воспитанников и степенью их физической подготовленности, то в специализированном учреждении компенсирующего вида физическое воспитание должно быть интегрировано в коррекционный образовательный процесс как его важнейшая составляющая.

Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения физического развития, во многом определяется медицинскими показаниями. Например, детям с нарушением зрения противопоказаны прыжки в глубину, прыжки на твердой поверхности, встречный бег и др. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разработаны специальные комплексы упражнений, которые осуществляются под контролем врача-ортопеда. Все это существенно облегчает работу педагогического и медицинского персонала специализированного школьного учреждения в использовании или разработке технологий физического воспитания, ориентированных на конкретный дефект. Но нередко дети с нарушениями физического развития имеют отклонения той или иной степени и в психическом развитии. И тогда требуется и содержательная, и методическая коррекция физкультурно-оздоровительных программ.

Специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими патологию психического развития, в научной и практико-ориентированной     литературе      освещена     недостаточно.      В      силу     этого специализированные школьные учреждения часто используют традиционные технологии оздоровительной работы, ориентированные на массовое школьное образование, что иногда не только не дает должного эффекта, но может в отдельных случаях усугублять психическое состояние детей.

Глубокое понимание сущности отклонений психического развития воспитанников, которые в ряде случаев сопровождает и нарушение физического развития, позволит педагогическому коллективу определить научно-методологические подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы и на этой основе выстроить эффективную оздоровительную программу, ориентированную на каждого конкретного ребенка.

Рассмотрим подробнее сущность отклонений в психическом развитии детей, обучающихся в нашем учебном учреждении компенсирующего вида.

Вследствие дисбаланса основных регуляционных механизмов психика детей с отклонениями в развитии не столь пластична, нежели у детей с нормой развития. В силу этого у детей с отклонениями в психическом и физическом развитии крайне важно формирование произвольности собственной активности как «способности сознательного управления своей психикой и поведением» .

Развитие сенсомоторной и двигательной активности очень важно для психического развития, а степень их сформированности непосредственно влияет на характер отклоняющегося развития. В связи с особой важностью развития двигательной активности ребенка педагогу необходимо знание законов развития движений, поскольку большинство коррекционно-развивающих программ созданы с использованием этих законов. Некоторые из них, указывают исследователи, «являются законами формирования не только двигательной активности, но и пространственных и пространственно-временных представлений», так как формирование пространственных представлений происходит только через двигательную активность.

Практические материалы,   которые   включаю   в   содержание   физкультурно-оздоровительной работы с проблемными детьми младшего школьного возраста.

Оздоровительные игры

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной, они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательные функции.

Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Эти игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушения зрения и осанки.

Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей положительного эмоционального тонуса, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.

Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения психо-эмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей коррекционной деятельности.

Игры могут проводиться как коллективно, так и индивидуально. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно с достаточной степенью точности оценить уровень физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов.

Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет от 4 до 6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны часто повторяться, чтобы интерес детей к ним не угасал. Поэтому в арсенале воспитателя, их должно быть много. Особых возрастных требований к этим играм не предъявляется. Если дети понимают, что такое пропеллер, можно играть с ними в игру «Пропеллер».

Ниже приводится описание нескольких игр.

1. «Цапля». Детям предлагаю разуться и встать по сигналу в круг.   Объявляю конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе, глаза закрыты. Необходимо находиться в таком положении как можно дольше. Дети, у которых это получилось, становятся далее водящими в игре «Лягушки и цапля».

Игра     тренирует     вестибулярный     аппарат,     развивает     способность концентрации внимания, а также очень смешит детей.

2.        «Скачки». Детям предлагаю встать прямо, ноги поставить на ширине
плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при
этом должны быть прямыми. Объявляю начало скачек. Кто
самый резвый скакун? Для разминки детям предлагаю идти сначала шагом
на месте в течение 15—20 секунд. Благодарю детей и отмечаю,
что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняю детям, что
скакать они будут тоже на месте.  Определяю задачу: бежать как можно
более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети
изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек отмечаю быстрых скакунов, резвых скакунов, грациозных
скакунов и т.д., с тем, чтобы каждый ребенок услышал положительную
оценку взрослого, и благодарю детей за участие в игре.

Оздоровительный   эффект   этой   игры   заключается   в  массаже   внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3.        «Парашютисты». Объясняю      детям,       что       сейчас      они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагаю согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. «Прыжок» заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как молено мягче. При прыжке следует оттягивать носки   ног   вниз.   При   приземлении   ноги   должны   работать   как   пружины.

Приземление завершается мягким глубоким приседанием. Без остановки движение из  положения,  сидя  на  корточках,  совершается  следующий  прыжок.  Дети  по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжок. Отмечаю каждого парашютиста, а затем предлагаю отдохнуть и помассировать мышцы ног.

Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек и является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

4.        «Утки». Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполнятся 15—20 секунд. По окончании  спрашиваю детей, хорошо ли у них разогрелись ушки. В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

 «Скоморохи». Детям предлагаю поочередно каждой ногой шлепнуть себя по ягодицам. При этом следует ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу гонга в течение 20—30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

  1. «Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и превращается в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать ее то вправо, то влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Оцениваю, насколько эффективным было взаимодействие детей в парах. Упражнение проводится в течение 25—30 секунд, затем дети меняются местами. Оно укрепляет, мышцы рук и приучает детей к согласованному взаимодействию друг с другом.
  2. «Кошка».  Предлагаю  детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Он говорит детям, что они будут изображать кошку. Сейчас кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2—3 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движения на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Движения чередуются в течение 3—4 секунд, затем дети возвращаются  к первоначальным движениям. Вся игра длится в течение 1 минуты. Самые грациозные кошки становятся затем водящими в игре «Кошки и мыши».

Эта игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство мышечной радости и одновременно разнеженности, тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.      

7.        «Гуси». Дети выстраиваются в шеренгу, приседают на корточки и по сигналу бегут навстречу учителю гусиным шагом вразвалочку. Победителями становятся самые резвые. Если не позволяет пространство, игра проводится на месте. Она укрепляет икроножные мышцы, тренирует сердечно-сосудистую систему.

8. «Раки». Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно быстрее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

  1. «Бег в колпаке». Дети встают в две команды. Каждый ребенок надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы, и бежать в ней будет непросто. По сигналу гонга дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.
  2. «Великаны». Детям предлагаю дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Игра включает в работу основные группы мышц, упражняет детей в сдержанности.
  3. «Футбол». Дети встают в круг, взявшись за руки, ведущий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Игра способствует развитию сосредоточения внимания, быстрой реакции и взаимодействию со сверстниками.

Важная роль в повышении общего тонуса и работоспособности школьников принадлежит, как говорилось выше, рационально организованному отдыху на открытом воздухе. Систематически поддерживаю связь с воспитателями школы-интерната  и рекомендую им придерживаться следующих правил по организации прогулок.

Продолжительность прогулки, условия ее проведения и организация зависят от возраста, особенностей состояния здоровья и режима специальной школы-интерната. Для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) продолжительность прогулки должна составлять не менее 3,5 часов, для детей среднего школьного возраста (11 - 14 лет) - не менее 3 часов и старшего школьного возраста (15-17 лет) - не менее 2,5 часов.

Время прогулки в течение дня целесообразно распределять следующим

образом:

до начала занятий - 20 - 30 минут;

после учебных занятий - от 1 -го до 1,5 часов;

перед приготовлением домашних заданий -1 час;

после ужина - до 1 часа.

Хороший оздоровительный эффект достигается в том случае, если отдых эмоционально окрашен, сочетается с двигательной активностью. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют лучшему и более быстрому        восстановлению        функциональных  возможностей организма.

Прогулку рекомендую строить таким образом: первую ее половину дети проводят "по собственному желанию", вторая же должна быть организована воспитателем и включать элементы физического воспитания (игры с мячом, эстафеты, катание на коньках, ходьба на лыжах, подвижные игры и т.д.). За 10 минут до окончания прогулки эти занятия, игры прекращаются.

 В специальных школах-интернатах важно расширить элементы физического воспитания, создать условия для целенаправленных корригирующих занятий. Являясь основным средством взаимодействия ребенка с окружающей средой, движение постоянно тренирует и совершенствует механизмы регуляции физиологических функций, повышает уровень дееспособности организма и его неспецифическую резистентность. Физическое воспитание в специальных школах-интернатах, кроме всестороннего развития учащихся, является одним из важных средств подготовки ребенка к учебной и трудовой деятельности.

Такие средства физического воспитания, как утренняя гимнастика, физкультпауза во время уроков и при самоподготовке, подвижные игры на переменах и во время прогулки, занятия в спортивных секциях и кружках, лечебная физкультура и система закаливающих процедур, должны широко использоваться и включаться в режим дня детей ежедневно.

Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех школьников заниматься  физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.

Для создания условий  мотивации к занятиям физической культурой использую:

  • валеологическое просвещение  учащихся;
  • нетрадиционные уроки;
  • современные средства физической культуры;
  • комбинирование  методов, приемов физического воспитания.
  • внеклассные формы физического воспитания

1. Валеологическое  просвещение учащихся.

         На педагогических советах широко освещаю вопросы, связанные с состоянием здоровья, условиями его сохранения и укрепления.  Включаю инструктора ЛФК, медицинских работников, психолога  в процесс обсуждение проблем, привожу статистические данные.

На уроках  практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении  различных упражнений  объясняю детям значение каждого из них.

С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил  соблюдения здорового образа жизни.

    В процессе всех уроков прививаю гигиенические навыки ребенку, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение детей к закаливанию организма. С этой целью практикую занятия в шортах и майках, ходьбу на лыжах, игры на свежем воздухе, ходьбу босиком и. др. Учу детей правильному дыханию, приемам массажа (самомассажа).

2. Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые уроки, уроки здоровья. На уроках здоровья детей делю на группы, в группах ослабленных детей следую принципам и нормам предоставления детям таких упражнений, которые способствуют снятию умственного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки.  Использую  физические упражнения,  которые направлены не только на физическое развитие детей,  но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения.   Регулярно применяю специальные комплексы формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.   Включаю в уроки  сюжетные игры и игровые задания.

3. Использую современные средства физического воспитания. Для повышения интереса и эмоционального настроя на своих уроках применяю технические средства: магнитофон, компьютер.

4. Удачно комбинирую  игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или     иной метод, учитываю возрастные особенности учащихся, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.

 С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убежден, что методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие.

     Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного тела и составлять комплексы упражнений. Ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю учащимся, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения  закрепляют результаты достигнутые в процессе занятий. Это вызывает   интерес к занятиям, к активности  и желание работать над собой самостоятельно.

При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.

Именно на интересе детей к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья. 

5. Внеклассная  работа по предмету.    Школьникам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль  играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.

С целью повышения двигательной активности учащихся внеклассную работу строю в определенной последовательности.  Направлена она на закрепление умений и навыков, полученных на уроках. Все мероприятия, как правило, проводятся по разделам учебной программы. Основными формами физического воспитания являются:

         В школе-интернате организую и провожу  спортивные праздники, Дни здоровья, товарищеские встречи, при участии администрации школы организую подготовку команд к   школьным, районным  и областным соревнованиям.  В спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях стараюсь задействовать как можно больше детей.  Принятие участие в соревнованиях школьного, районного и областного уровня во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.

         Ежегодно  я веду секции по спортивным играм (футбол, волейбол, теннис, баскетбол). Работа  в этом направлении оказывает действенное влияние на  физическое развитие, сохранение и укрепление  здоровья школьников. Мои воспитанники, как правило, не болеют и показывают высокий уровень физической подготовленности, выполняют  все нормы сдачи тестирования и зачетов.

Вместе с учащимися ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом, оформляем спортивные уголки.     Вопрос о сохранении и укреплении здоровья является главным при планировании  летнего оздоровительного отдыха. Одной из форм организации летнего отдыха является организация туристических походов. Вместе с детьми   в прошлом году мы побывали  в Подмосковье. Участие в туристических походах способствует укреплению здоровья, пребывание на свежем воздухе,  воздействие солнца и физическая нагрузка - все это повышает выносливость,  работоспособность, создает заряд бодрости на весь год.

3.3 Проведение мониторинга  состояния физической подготовленности

учащихся

Задачи мониторинга:

  1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья школьников.
  2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности  учащихся.
  3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе.

 

 Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, провожу тестирование учащихся.  Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств:  гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности.

По данным тестирования выделяю учащихся, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.  

  Результаты тестирования каждого класса заношу в банк данных (см. Приложение) Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования  и определяется в целом по школе в конце учебного года.

 4. Результативность опыта

Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:

      1.   Повысить успеваемость по предмету.

  1.  Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
  2.  Повысить  интерес учащихся к занятиям физической культурой и  мотивацию к   соблюдению здорового образа жизни.
  3. Повысить динамику состояния здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе  оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.

5. Список используемой литературы:

 

1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва

     «ВАКО», 2004.

2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,  

     2004.

 3. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры.

     ООО «Дрофа», 2003.

4. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель  

    Москва    2003.

5. Лях В.И., Зданевич А.А.  Комплексная программа физического воспитания

   учащихся 1-11 классов  Москва «Просвещение» 2011г.

6. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в

    современной школе», Москва, 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме :Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры "Профилактика плоскостопия"

В уроке использованы  множество упражнений для профилактики плоскостопия , а также для коррекции начальных форм плоскостопия....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.

На уроках физической культуры мы можем решить проблему организации физической активности учащихся, профилактику гиподинамии. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигате...

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в сельской малокомплектной школе»

Актуальность проблемы физического воспитания заключается в том, что в последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. В школьном возрасте наиболе...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры Учитель физической культуры М.С.Палкина

ИспоИспользование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчитель физической культурыМ.С.Палкинальзование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культурыУчит...