«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»
материал по физкультуре

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развитию учебной мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_tehnologiya_na_urokah_fk_1-4_klassy.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель физической культуры Ширапов Аюр Ендонович

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

ВВЕДЕНИЕ

В младшем школьном возрасте очень хорошее развитие ребенку дает игра, она является «школой жизни» и практикой для развития детей. В процессе игры не только формируются или развиваются отдельные интеллектуальные функции, но и происходит изменение отношения ребёнка к окружающему миру и формируется механизм смены отношений и координации собственной точки зрения с другими возможными точками зрения. Игра учит ребенка работать в команде, развивает волевые качества, а также чувство товарищества. Основное место на уроках физической культуры занимают подвижные игры. Здесь игра не просто развлечение, а способ достижения определенных задач обучения. Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развитию учебной мотивации.

Как правило, дети уже владеют всеми необходимыми движениями для игр (бег, ходьба, прыжки как в высоту, так и в длину). Ещё недостаточно развита мускулатура, обучающиеся быстро утомляются. Поэтому общая длительность игр не должна быть большой, а правила должны объясняться в форме сказки или считалки.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Игровые технологии являются одним из самых эффективных способов и методов обучения в школе. Обучающие возможности игр известны уже давно и содержат в себе ряд плюсов. В первую очередь, игры оживляют процесс обучения, развивают творческий потенциал и воображение обучающихся. Особенно в начальной школе игры вызывают у детей интерес, именно в процессе игры они могут проявить ловкость, координацию, меткость и быстроту. Вообще, любая игра оказывает, как правило, позитивное эмоциональное воздействие во время урока.

При проведении любых игр среди обучающихся младших классов следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, их интересы, а также быструю утомляемость. Обучающиеся будут проявлять большую активность в играх с кратковременными перерывами и активным отдыхом. Но однообразные действия приводят к быстрой усталости. Учитывая вышесказанное, следует понимать, что физическую нагрузку во время игр стоит регулировать и ограничивать. К тому же, если постоянно использовать игровые технологии, то они просто потеряют свою привлекательность и эффективность. Обучающимся это просто станет неинтересно.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Игра – это относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребности в развлечении, обучении и развитии физических и духовных сил. Роль движений ярко выражена в подвижных играх. Здесь присутствуют активные творческие и двигательные действия, которые частично ограничены правилами, что направляет на достижение определенной цели.

В педагогике выделяют несколько видов подвижных игр:

  • коллективные;
  • индивидуальные;
  • игры, подводящие к спортивной деятельности.

Коллективные игры предполагают небольшие группы участников, хотя в некоторых случаях возможно увеличение количества участников. Например, игры между классами или секциями.

Индивидуальные игры создают сами дети, намечая свои планы, правила, меняя их в силу своих интересов.

Игры, подводящие к спортивной деятельности – это систематически проводимые игры, направленные на успешное овладение обучающимися спортивной техники и тактики в отдельных видах спорта.  

Значение игровых технологий для обучающихся в начальной школе невозможно переоценить. Дети этого возраста активны, любознательны, они стремятся включаться в разные игры, однако им не хватает выдержки и упорства. Их настроение переменчиво, они часто расстраиваются из-за неудач в игре, но увлекшись процессом, забывают об обиде. Так как дети этого возраста очень ранимы, не следует выводить их из игры за ошибки. Достаточно ещё раз повторить правила и относиться терпимо.  По содержанию возможен временный вывод из игры, который удалит участников очень ненадолго.

Обучающиеся проявляют сознательность в играх, делятся эмоциями и впечатлениями, учатся сопоставлять и сравнивать. Они оценивают действия товарищей по игре. Всё это позволяет успешно усваивать правила игр, выполнять задания учителя.

Правила – это обязательное требование для участников. Они уточняют поведение, права и обязанности участников, определяют способы и приемы игры, раскрывают условия расположения и перемещения играющих. Не исключен и момент творчества и инициативы – игроки могут менять правила.

Учитель должен излагать правила игры кратко, потому что дети молниеносно воспроизводят все изложенное в действиях. Ещё не дослушав объяснение, они уже выбирают себе ту или иную роль в игре. Таким образом, наилучшим вариантом объяснения правил игры будет форма сказки. Этот способ также подойдет в том случае, когда обучающиеся отдыхают от физической нагрузки.  

Обучающиеся начальной школы очень активны, они стремятся занять роль водящего, но могут и не рассчитать свои возможности. Поэтому, роль водящего лучше выбирать непосредственно учителю в соответствии со способностями детей. В данном вопросе важно соблюдать некоторые рекомендации:

  • водящим можно выбрать того игрока, который в прошлой игре выполнял задания лучше всех или остался непойманным (всё зависит от условий игры), таким образом поощряя его;
  • выбор водящего должен помочь детям правильно оценить свои силы и силы одноклассников;
  • часто меняйте водящего, чтобы как можно больше детей смогли побыть в этой роли.

В первом классе не рекомендуется проводить командные игры особенно в начале учебного года. Постепенно, когда обучающиеся узнают друг друга поближе, приобретут небольшой двигательный опыт, можно включать в план урока игры с элементами соревнования в парах (например, гонка обручей, бег и т.д.). Далее возможно разделение на небольшие группы и проведение игр типа «Веселые старты» с простыми заданиями.

Для проведения большинства игр требуется красочный инвентарь. Согласно возрасту обучающихся, он должен быть легким, удобным, так как внимание детей ещё рассеяно.  

Важно правильно распределять игры во время урока. В основной части лучше использовать игры-перебежки для развития ловкости и быстроты. В подготовительной или заключительной части урока целесообразно использовать игры с ритмичной ходьбой и гимнастическими движениями для развития организованности, внимания и согласованности движений с одноклассниками. Иногда целый урок может состоять из игр. Во время такого урока включают две-три знакомые игры и одну-две новые.

В процессе обучения мною используются следующие игры:

  • «Салки»;
  • «Коты и мыши»;
  • «Передача мяча в колоннах»;
  • «Пустое место»;
  • «День и ночь».

«Салки». Это игра всем известна. В разных местах она имеет разнообразные названия: «Пятнашки», «Догонялки». В нее можно играть втроем, вчетвером и целым классом.

Одного из игроков выбирают водящим, а все остальные разбегаются по  игровой площадке. Водящий должен догнать любого из игроков и дотронуться до него рукой – осалить. Теперь тот кого он коснулся, становится водящим. Он должен громко это объявить  и начать ловить играющих.  

   «Коты и мыши». На противоположных сторонах площадки чертим линии на расстоянии около 10-20 м, за ними будут «норки». В центр ставим двух водящих – это «коты». Остальные участники стоят за одной линией, они – «мыши». «Коты» начинают игру со слов: Мыши, мыши, мы вас видим, мыши, мыши, выходите. Мыши им отвечают: Не боимся мы котов, не боимся мы зубов. Как только эти слова сказаны, все мыши выбегают из «норки» и пытаются перебежать за противоположную линию – вторую «норку». Пойманные «мыши» остаются на месте. Когда оставшиеся игроки перебежали за противоположную линию, все повторяют свои слова как в первый раз и снова бегут в противоположную «норку». Но на данном этапе «мыши» могут освободить пойманных, дотронувшись до них. Цель «котов» - поймать как можно больше «мышей». Водящих рекомендуется менять несколько раз.

«Передача мяча в колоннах». Участники делятся на несколько групп. Они строятся в колонну по одному, игрок спереди получает мяч. По команде первый игрок передает мяч следующему игроку и так далее. Последний игрок, когда получил мяч, перебегает в начало колонны и снова передает мяч игроку сзади. Игра продолжается, пока первый стоящий игрок снова не займет свое место и не поднимет мяч над головой. Несомненным преимуществом игры является то, что условия и способ передачи мяча выбирает сам учитель. Мяч можно передавать по верху, по низу, волной и так далее.

«Пустое место». Игроки встают в круг и убирают обе руки за спину. Водящий вне круга обходит его и касается кого-то рукой, затем бежит в любую сторону за кругом, а тот, кого коснулись – в обратную сторону. Задача – первым занять пустое место. Тот, кто в итоге не успел занять место, становится водящим. Посредством данной игры развивается внимательность, скорость реакции, улучшаются беговые навыки.

«День и ночь». Участники делятся на две команды. Они встают на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии около двух шагов. Первая команда – «день», вторая – «ночь». По разным сторонам площадки у каждой команды «дом». По команде (чтобы ещё больше внести элемент внезапности, можно выполнять какое-либо упражнение) «День!» или «Ночь!» участники названной команды бегут в свой «дом», а участники неназванной команды пытаются их запятнать. Так происходит несколько раз, после чего подсчитывается количество запятнанных игроков и подводится итог.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен игры состоит в том, что она одновременно является средством развлечения и отдыха, а также и средством обучения и творчества.

Занятия подвижными играми способствуют воспитанию силы воли, дисциплинированности, а также других качеств, которые необходимы для достижения успехов в спорте.

Обучающиеся проявляют больший интерес к физической культуре, активно работают на уроках, что говорит о том, что применение игровых технологий удовлетворяет их потребностям в самовыражении, способствует снятию напряжения и неуверенности в себе, создает благоприятную атмосферу на уроках. Особенно радует то, что «пассивные обучающиеся», ранее не проявлявшие заинтересованности к предмету, занимаются с большим увлечением, а остальные стараются им во всем помочь, что также благоприятно сказывается на качестве и результатах обучения.

Однако, не стоит увлекаться такими технологиями, так как со временем они могут превратиться в обыденность и потеряют свою эффективность. Важно обратить внимание и на то, что данные технологии подходят не для всех обучающихся, следовательно необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся и быть осторожным в выборе игр.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абзалов Р.А. Теория физической культуры (курс лекций). – Казань: изд-во «Магбурат йорты», 2015. – 206 с.
  2. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию [Текст]/ И.А. Гуревич: Практич. пособие. 2-е изд. – Минск: Высшая школа, 2014. – 319 с.
  3. Жуков М.П. Подвижные игры [Текст]/ М.П. Жуков: Учеб. для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160 с.
  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. – 136 с.
  5. Найминова Э.Б. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 256 с.
  6. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2014. – 243 с.
  7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 368 с.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: "Использование коммуникативных технологий на уроках иностранного языка в начальной школе в условиях введения ФГОС нового поколения".

Цель проекта: показать необходимость использования коммуникативных технологий на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...