Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС
учебно-методический материал по физкультуре по теме

выступление на методическом объединении учебного комплекса

доклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kamyshanskaya.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

        

 В рамках реализации ФГОС, приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором» и «строителем» собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

В своей педагогической практике на уроках физической культуры в начальных классах мы часто применяем игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют в естественной и непринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игровая форма занятий создается на уроках физической культуры при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, а также с различными средствами передвижения.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игра способна стать тем инструментом, который комплексно обеспечивает:

-          успешность адаптации ребёнка к новой ситуации развития;

-          сохранение и совершенствование на протяжении всего начального — образования достижений дошкольного периода развития;

-          развития младшего школьника как субъекта собственной деятельности поведения, его эффективную социализацию;

-          сохранение и укрепление его нравственного, психического физического здоровья и. т. д

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам.

Подвижные игры, это тот вид деятельности которому ребёнок научается и самостоятельно активно пользуется в повседневной жизни. Они имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры. Рассматривая подвижные игры как мощное средство воспитания и развития физических и психологических качеств, проанализируем этот вид деятельности основываясь на требования ФГОС. Так по предметным результатам подвижные игры позволяют осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Развивать физические качества.

Метапредметные результаты.

Познавательные: Осмысление, объяснение своего двигательного опыта. Осознание важности освоения универсальных умений связанных с выполнением упражнений. Осмысление техники выполнения разучиваемых заданий и упражнений. Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения игровой ситуации.

Коммуникативные: Позитивно взаимодействовать со сверстниками в парах и группах при разучивании упражнений. Объяснять ошибки при выполнении упражнений. Управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Выражать свои мысли в соответствии с задачами урока, владение специальной терминологией, организовать и провести игру.

Регулятивные: Организовать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации мест занятий. Технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности. Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения и т. д.

Личностные результаты: 

Сформированность навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. 

В рамках запланированных задач урока помогающие их решению подвижные игры применяются в тесной взаимосвязи с другими средствами, путем комплексного использования с общеразвивающими и специальными упражнениями. При планировании полезной для конкретного занятия подвижной игры учитывается общая нагрузка урока и определяется её место среди других упражнений и учебных заданий.

Если на уроке решается задача развития силы, то в него включаются вспомогательные игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним — перетягивание, сталкивание, удержание, выталкивание, и т. д., различными двигательными операциями с доступными отягощениями — бег, прыжки, метания на дальность, их перемещения в пространстве, передачи партнерам по команде и т. п.

Для развития быстроты подбираются игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие расстояния в кратчайший срок и другими двигательными действиями, направленными на осознанное и целеустремленное опережение соперника.

Для развития ловкости использовались игры, требующие точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой и тактической изворотливостью, умения своевременно и результативно использовать те редкие благоприятные моменты и ситуации, которые непредсказуемо складываются в условиях бескомпромиссного психофизического соперничества.

Для развития выносливости применяем игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.

Играя в планомерно подобранные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и эффективно действовать в командных состязаниях.

Трудность игр по физической нагрузке и сложности взаимодействия участников должны быть доступными и возрастать постепенно.

Основным условием успешного внедрения подвижных и спортивных игр в жизнь школьников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, а также методикой педагогического руководства.