Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
рабочая программа по физкультуре на тему

Ушаков Сергей Александрович

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos__2012__fizra_1-2_klass_polnaya.rar197.11 КБ

Предварительный просмотр:

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Статус документа

          Рабочая программа начального общего образования учебного предмета «Физическая культура» разработана в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009). Она рассчитана на четыре года обучения, что определяет содержание образования и организацию образовательного процесса учебного предмета «Физическая культура» на ступени начального общего образования.

Программа направлена на формирование физической культуры, общей

культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное,

личностное и интеллектуальное развитие, а также на личностное развитие и

формирование учебной самостоятельности школьников (умения учиться).

Особенностью программы учебного предмета «Физическая культура»,

согласно установленным  Стандартом образовательных направлений

(личностные,  метапредметные  и предметные), является выделение основных

образовательных направлений для каждой ступени обучения.

Основными направлениями начального общего образования являются:

- формирование универсальных и предметных способов действий,

а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность

продолжения образования в основной школе;

- воспитание основ умений учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных иучебно-практических задач;

- индивидуальный прогресс в основных сферах развития индивидуальной личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, а также в области саморегуляции своего организма (телесных, интеллектаульных и психофизических особенностей) для повышения качества жизни.

Программа и учебники для обучающихся 1–4-х классов (4 года)

подготовлены в соответствии с материалами стандарта и концепцией

физического воспитания, что позволяет реализовать все заложенные в них

требования.

 В процессе освоения учебного материала данной области достигается

формирование целостного представления о единстве биологического,

психического и социального в человеке, законах и закономерностях развития

и совершенствования его в окружающем мире, социокультурном пространстве, адаптации в образовательной среде.

      Программа ориентирована на создание основы для самостоятельной

реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    В учебниках учтены гигиенические требования СанПиН Минздравсоцразвития РФ, требования ст.3 ФЗ «О благополучии населения Российской Федерации» в сфере образования и Конституции РФ, гарантирующие право каждого на образование «общедоступность, бесплатность и качество основного общего образования в государственных  или муниципальных образовательных учреждениях».

    Учебный предмет «Физическая культура» призван сформировать у

обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к

своему здоровью и физической подготовленности, в целостном развитии

физических и психических качеств, творческом использовании средств

физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе

освоения учебного материала данной области обеспечивается формирование

целостного представления о единстве биологического, психического и

социального в человеке, законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

Общая цель обучения учебному предмету «Физическая культура» в

начальной школе — формирование физической культуры личности

школьника посредством освоения основ содержания физкультурной

деятельности с общеразвивающей направленностью.

  Курс учебного предмета «Физическая культура» в начальной школе

реализует познавательную и социокультурную цели.

1. Познавательная цель предполагает формирование у обучающихся

представлений о физической культуре как составляющей целос тной научной

картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о

физической культуре.

2. Социокультурная цель подразумевает формирование компетенции

детей в области выполнения основных двигательных действий, как

показателя физической культуры человека.

В соответствии с целью учебного предмета «Физическая культура»

формулируются задачи учебного предмета:

- формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее

культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические

основы;

- совершенствование навыков в базовых двигательных дейс твиях, их

вариативного использования в игровой деятельнос ти и самостоятельных

учебных занятиях;

-  расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее

освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной

сложностью;

-  формирование навыков и умений в выполнении физических

упражнений различной педагогической направленности, связанных с

профилактикой здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и

культурой движения;

-  расширение функциональных возможностей разных систем

организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного

развития основных физических качеств и способностей;

- формирование практических умений, необходимых в организации

самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных

и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством

подвижных игр и элементов соревнования.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях

«Обязательного минимума образования по физической культуре» и

отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретической, практической и физической подготовкой школьников.

Программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана

с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние

здоровья учащихся 1–4 классов.

К таким факторам относятся:

• неблагоприятные социальные, экономические и экологические

условия;

• факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,

которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья учащихся;

• формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний,

установок, правил поведения, привычек и навыков здорового образа жизни;

• особенности отношения учащихся младшего школьного возраста к

своему здоровью.

В процессе занятий по образовательной программе учебного предмета

«Физическая культура» будет реализовано:

-  формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих

ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-

биологические основы;

- совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их

вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных

занятиях;

-  расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;

-  формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений различной педагогической направленности, связанных с профилактикой нарушений здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;

-  расширение функциональных возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;

-  формирование практических умений, необходимых в организации

самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных

и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Общая характеристика учебного предмета «Физическая культура»

Цель школьного образования по физической культуре —  формирование физически разносторонней развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В начальной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование основ знаний в области физической культуры, культуры движений, воспитание устойчивых навыков выполнения основных двигательных действий, укрепление здоровья.

Образовательный процесс в области физической культуры в начальной

школе ориентирован на решение следующих задач:

-  развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

-  обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленнос тью, техническими

действиями базовых видов спорта;

-  освоение знаний о физической культуре;

-  обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Образовательная программа по учебному предмету «Физическая

культура» ориентирована на реализацию принципа достаточности и

сообразности, определяющего распределение учебного материала в

конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной)

деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной

активности учащихся.

 Принципиальное значение придается обучению младших школьников

навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий

физическими упражнениями. В процессе использования учащимися

приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается

оздоровительный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в

режиме учебного дня.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Физическая культура»

Программа по учебному предмету «Физическая культура» в начальной

школе отвечает генеральным целям физкультурного образования —

ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами

физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных

двигательных действий, на познание окружающего мира.

Материал программы направлен на реализацию приоритетных задач

образования — формирование всестороннего гармоничного развития

личности при образовательной, оздоровительной и воспитательной

направленности; на реализацию творческих способностей обучающихся, их

физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных

(физических) жизненно важных качеств — гибкости, ловкости, быстроты

движений, мышечной силы и выносливости. Учебный материал позволяет

сформировать у школьников научно обоснованное отношение к

окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные  результаты и

личностные требования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета «Физическая культура»

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального

общего образования по физической культуре являются:

-  умения организовывать собственную деятельность, выбирать и

использовать средства для достижения её цели;

-  умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

-  умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодейс твия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания

программы по физической культуре являются следующие умения:

-  активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на

принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и   сопереживания;

-  проявлять положительные качества личности и управлять своими

эмоциями в различных ситуациях и условиях;

-  проявлять дисциплинированнос ть, трудолюбие и упорство в достижении                поставленных целей;

-  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания

программы по физической культуре являются следующие умения:

-  характеризовать явления, действия и поступки, давать им

объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

-  находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

-  общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

-  обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

-  организовывать самостоятельную физкультурную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

-  планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

-  анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

-  обосновывать эстетические признаки в двигательных действиях человека;

-  оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

-  управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

-  технически правильно выполнять спортивно-оздоровительные и физкультурно-оздоровительные двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

 Предметными результатами освоения учащимися содержания

программы по физической культуре являются следующие умения:

-  планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

-  излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

-  представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

-  измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

-  оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

-  организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

-  бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

-  организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

-  характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;

-  взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

-  в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

-  подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

-  находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

-  выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техническом уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

-  выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

-  применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

 Принципы, лежащие в основе построения программы:

1) личностно-ориентированные: двигательного развития, творчества,

психологической комфортности;

2) культурно-ориентированные: целостного представления о физической культуре, систематичности, непрерывности, «овладения основами физической культуры»;

3) деятельностно-ориентированные: двигательной деятельности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной физкультурной деятельности младшего школьника.

    Особенностью содержания программы по учебному предмету

«Физическая культура» в начальной школе является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать и уметь, но и формирование универсальных

учебных действий в двигательных, личностных, коммуникативных,

познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к

организации самостоятельной учебной деятельности.

  Структура документа

       Программа включает  разделы:

1.Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в  учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии.                                                                                                                  2.Учебно-тематический план.                                                                                            3. Содержание тем учебного курса.                                                                     4.Требования к уровню подготовки  обучающихся по данной программе.                                                                                                               5.Перечень учебно-методического обеспечения.                                             6.Список литературы (основной и дополнительной).

      Основные содержательные линии

      В программе выделены две содержательные линии: «Укрепление здоровья и личная гигиена» и «Физическое развитие и физическая подготовка».

      Первая содержательная линия включает: 1)знания о роли физической культуры в укреплении здоровья, гигиенические правила    по закаливанию организма, подбора спортивной одежды и обуви, а также требования к соблюдению безопасности при выполнении физических упражнений; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой в режиме учебного дня и активного отдыха, наблюдения за индивидуальной осанкой и телосложением, измерения частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений; 3) комплексы оздоровительной корригирующей гимнастики, общеразвивающих и общеукрепляющих упражнений.

        Вторая содержательная линия включает: 1) знания о физических упражнениях, их роли и значении в физической подготовке человека, правилами их выполнения; 2) простейшие способы организации самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и освоению физических упражнений, приемы наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности; 3) жизненно важные двигательные умения и навыки, подвижные игры и упражнения из базовых видов спорта.

Место предмета в  учебном плане

      В  учебном плане на предмет физической культуры в  I - IV классах выделяется  по 3 учебных часа в неделю.

 Общее число часов за четыре  года обучения составляет  405 часов  из обязательной части (федеральный  компонент,  по 3 часа в неделю в каждом классе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы содержит все шесть разделов, составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре...

Рабочая программа по физической культуре УМК «Начальная школа «21 века» для 3 класса

Предметом обучения физической культуры в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоров...

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы, с элементами подвижных игр. По ФГОС.

Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре для начального общего образования составлена коллективом учителей физической культуры школы № 947 .Данная программа разработана в соответ...

Игровые технологии как средство формирования УУД на уроках физической культуры в начальной школе в рамках реализации ФГОС

выступление на методическом объединении учебного комплексадоклад на педагогическом совете ГБОУ Школа №281...

Программа социального партнерства в рамках реализации образовательной программы по физической культуре в начальной школе «Партнёрство»

Пояснительная записка.Современная школа все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества, отражая характерные признаки нашего времени. При этом социальное партнерство ...

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе в рамках введения ФГОС»

Игра способствует улучшению качества восприятия, памяти, воображения и мышления. Помимо этого, игра создает на уроках благоприятный эмоциональный фон, повышает интерес к предмету и способствует развит...