Выступление на РМО на тему:" Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе."
материал

Печенкина Светлана Юрьевна

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных - необходимая потребность своевременного и будущего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СТАРОГОРОДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Выступление

на тему: «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физической культуры в начальной школе».

учитель физической культуры

Печенкина Светлана Юрьевна

п. Старый городок

2014 год


Современная школа - это образовательное учреждение, способное обеспечить полноценное образование, гармоничное развитие психически и физически здоровой, социально адаптированной личности ребенка, путем интеграции в образовательный процесс научно обоснованных двигательных режимов и эффективных технологий.

XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационных компьютерных технологий в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Развитие человеческого общества в мире и в России, в частности, требует научного подхода к занятиям физической культурой. Основой развития любого процесса является информация. Особенностью развития общества в информационный век является нарастающий, часто хаотичный поток информации, управлять которым, а тем более перерабатывать и принимать решения становится все труднее.

Возможным выходом из этой ситуации является применение информационных компьютерных технологий (ИКТ), представляющих собой накопление информации, её хранение и переработку, математический анализ, моделирование и прогнозирование. Составными частями ИКТ являются электронный, программный и информационный компоненты, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества.

Следовательно, наша цель - найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса.

Нужно ли использовать средства ИКТ на уроках физической культуры? Когда в первый раз слышишь фразу «компьютер на уроке физкультуры», то сразу возникает недоумение и вопрос: разве это совместимо? Ведь физкультура – это, прежде всего движение. Специфика каждого предмета разнообразна, но общий принцип, один – задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность учащегося.

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности - личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.

Одним из приоритетных направлений работы школы, в которой я работаю, является повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения. В школе имеются все условия для проведения уроков с компьютерной поддержкой: интерактивные доски, мультимедийные проекторы, компьютеры, поэтому в мою практику включены уроки с компьютерной поддержкой.

Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет эффективно решить эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Наиболее широко использую на уроках физической культуры электронные презентации. Их использование в образовательном процессе позволяет сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Целью презентации является:

  • актуализация знаний;
  • сопровождение объяснения учителем нового материала;
  • первичное закрепление знаний;
  • обобщение и систематизация знаний.

Электронная презентация может содержать большой теоретический материал, который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы.

Использование ИКТ не должно длиться на уроке более 15 минут подряд: ученики устают, к тому же экспериментально проверено, что 15 минут достаточно для усвоения техники двигательного действия.

Применение компьютерных технологий возможно на всех этапах урока.

Цель подготовительной части урока - подготовить занимающихся к выполнению упражнений основной части. Здесь учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, а сам материал «объясняет» вместо него компьютер. С помощью видеоряда, звука и текста школьник получает представление об изучаемом двигательном действии.

Подбор общеразвивающих упражнений (ОРУ) должен отличается разнообразием. А ведь эти средства подготовительной части урока способствуют формированию правильной осанки, воспитанию дисциплинированности, организованности, выработки чувства ритма.

И один из приемов повышения интереса в основной части урока - использование разнообразных упражнений, способов их проведения, методов организации учащихся. Компьютер позволяет решить проблему традиционного урока - индивидуального учета знаний, а так же способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

В качестве проверки знаний применяется компьютерный контроль. Используется в качестве индивидуального подхода, фиксируется детальная картина успехов и ошибок учеников.

На стадии повторения нужно оценить деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения. В компьютерном варианте учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность оказываются включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

Урок всегда заканчивается организованно с подведением итогов и сообщением домашнего задания. Каждый ученик может получать набор элементов двигательного действия (бег, прыжки и т.д.), из которых он должен составить целые спортивные композиции на основе пройденного материала.

Итак, результатами использования интерактивной доски на уроках физкультуры являются:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол и т.д.;

в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях).

Так же, проводимые с учащимися перед каждым новым разделом программы, обязательные инструктажи, я разработала в виде презентаций. Эта новинка показала, что учащиеся с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме.

Ученики, освобожденные от практических занятий физической культурой по состоянию здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед одноклассниками.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них.

Использование тестов при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.

ИКТ можно с успехом применять при внеклассной работе: различные презентации, видеоролики, изготовление слайд-шоу спортивной тематики для популяризации спорта.

Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.

Компьютерные технологии всё шире входят в нашу жизнь, хотя  они не могут заменить непосредственное общение ученика с живым человеком, учителем. Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения своих подопечных - необходимая потребность своевременного и будущего времени.

Исходя из моего опыта работы, я считаю, что при организации и проведении современного урока физкультуры необходимо использование ИКТ, что позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

Таким образом, при использовании ИКТ эффективно организуется учебная деятельность, поддерживается все многообразие организационных форм обучения в классно-урочной, внеурочной, проектной деятельности, повышается уровень информационной культуры педагогов и школьников, формируются коммуникативная, социально-информационная и ИКТ -конпетенции, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.192с.

2. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков К», 2005. 232 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /под ред. Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Практическое применение игровых технологий на уроках  физической культуры в начальной школе....

здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы

Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям  г...

здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы

Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритет...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применеие игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе.

Применение игровых технологий на уроках физической культуры в начальной школе...

«Игровые технологии на уроках физической культуры в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Одним из древнейших средств воспитания, обучения и развития учащихся считается игра. Игра является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. С её помощью можно м...