Главные вкладки

    здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы
    учебно-методический материал по физкультуре на тему

    Юлия Юрьевна Тишкина

    Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям  государственной  политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Средняя общеобразовательная школа №17»

    Мой инновационный опыт

    «Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах»

    Автор: Тишкина Юлия Юрьевна, учитель физической культуры

    Воскресенск

    2016


    Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спортом, закаливать физические и нервные силы, предупреждать заболевание …

    Сухомлинский В.А.

    Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям  государственной  политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 - 5 раз.

    Проблема здоровья учащихся злободневна и для нашей школы. В первый класс дети приходят с ослабленным здоровьем, несмотря на то, что школа находится в экологически благоприятном районе города.  Медицинские показатели свидетельствуют о росте количества детей с различными хроническими заболеваниями и ограниченными возможностями здоровья. Это вызывает тревогу.

    Для решения проблемы сохранения здоровья учащихся в школе реализуется проект «Школа – территория здоровья», направленный на создание здоровьесберегающей среды.

    На мой взгляд, основными факторами ослабления и роста числа различных отклонений в состоянии организма  являются:

    • учебные перегрузки учащихся, приводящие их к состоянию переутомления;
    • малоподвижный образ жизни (гиподинамия);
    • распространение среди школьников вредных привычек;
    • накопление отрицательных эмоций без физической разрядки, вследствие чего происходят психоэмоциональные изменения: замкнутость, неуравновешенность, чрезмерная возбудимость;
    • неумение управлять своими эмоциями при стремлении к достижению высоких результатов (тревога за результат и его ожидание приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам).

    Из перечисленных факторов видно, что ребёнок не только имеет проблемы со здоровьем, но у него появляются ещё и проблемы личностного плана.  Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением своего кругозора, апатия, закрытость – это те немногие симптомы, которые связаны с малоподвижным образом жизни. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

    В условиях реализации ФГОС начальной школы акцент ставится на применении  здоровьесберегающих технологий, позволяющих не только сохранить здоровье учащихся, но и создать безопасную среду.

    Существуют множество определений понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии», которые относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

    По мнению В.Д. Сонькина, здоровьесберегающая технология - это:

    1. условия обучения ребенка в школе  (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
    2. рациональная  организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми,  индивидуальными особенностями  и гигиеническими требованиями);
    3. соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка;
    4. необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим.

    С точки зрения Н.К. Смирнова,  здоровьесберегающие  образовательные технологии - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

    Я придерживаюсь в своей работе позиции Н.К.Смирнова, который сформулировал принципы здоровьесбережения:

    1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
    2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
    3. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

    Следует отметить, что все здоровьесберегающие  технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

    1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса.
    2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
    3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

    Новый стандарт требует обновления методов, приемов и способов организации уроков и внеурочной деятельности.

    Обучение – самый значительный фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. При использовании новых форм и технологий обучения должны учитываться возрастные и индивидуальные особенностями детей.

    Исходя из этого, основными направлениями моей работы в области ЗОТ стали:

    • увеличение объема двигательной активности
    • увеличение количества занятий спортивных секций
    • проведение спортивных соревнований
    • мотивация к занятиям спортом и здоровому образу жизни
    • музыкальное сопровождение занятий
    • соблюдение санитарно-гигиенических требований

    Свою миссию как учителя физической культуры я вижу в том, чтобы обеспечить учащихся необходимым количеством движений в их учебной и внеклассной повседневной жизнедеятельности, научить культуре и технике выполнения упражнений, убедить учащихся в необходимости ежедневных занятий различного рода физическими упражнениями.

    Отсюда, главная цель всей моей работы – сохранить здоровье учащихся на основе повышения мотивации к двигательной активности.

         Для решения поставленной цели я применяю:

    • дифференцированный и индивидуальный подход (задания подбираются в соответствии с уровнем физической подготовки учащихся);
    • вовлекаю учащихся в соревновательную деятельность (включение элементов соревнований при проведении уроков);
    • развиваю самостоятельность (через привлечение учащихся к подбору упражнений и проведению разминки);
    • провожу нестандартные уроки (урок-соревнование, урок - турнир, урок- конкурс).

    На занятиях я в целом руководствуюсь  следующими педагогическими принципами:

    • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

    В нашей школе в течение года осуществляется контроль медсестрой.

    Учет возрастных и индивидуальных возможностей – это техника безопасности, строгий контроль нагрузки, медицинский контроль. В подготовке к урокам обязательно учитываю результаты медицинского обследования каждого учащегося. При необходимости уменьшаю количество упражнений и число повторений, облегчаю условия выполнения.

    • Принцип оздоровительной направленности.

    Особое внимание уделяю дыхательной системе и опорно-двигательному аппарату. Существует несколько типов дыхания, которыми мы пользуемся в течение жизни. Задача учителя научить ребенка полному дыханию. Вдох – через нос, выдох – через нос или рот. При этом работают мышцы живота, грудной клетки, поднимаются и опускаются ключицы, легкие полностью заполняются воздухом и весь организм насыщается кислородом. Такое дыхание способствует выведению шлаков и токсинов, благотворно влияет на функции нервной системы, оказывает успокаивающее действие.

    • Принцип активного обучения.

    Все уроки – это активные формы и методы обучения.

    Игровая технология – это основной вид деятельности учащегося на уроке. Урок-игра как нельзя лучше подходит для учащихся младшего возраста, создает условия для появления у учащихся мотива к занятиям физическими упражнениями. Задания, выполненные на уроке с интересом и фантазией, подталкивают к занятиям вне урока, что увеличивают объем двигательной активности младших школьников. Трудности, проблемы, поставленные перед учащимися, решаются с увлечением в форме игры, а это условия развития не только двигательных качеств, но и условия для формирования интереса на уроке. Успешная реализация заданий игры вызывает на уроке восторг, вдохновение, желание продолжать занятие по собственной инициативе. Для поддержания активного интереса к физической культуре на оздоровительном уроке я даю информацию, раскрывающую значение того или другого упражнения. Атмосфера заинтересованности на уроке – это и инициатива самих детей, часто они сами начинают придумывать упражнения, которые начинают выполнять все дети.

    • Принцип связи теории с практикой.

    Этот принцип помогает применять знания, умения и навыки, полученные на оздоровительном уроке для сохранения и укрепления здоровья на практике. Помощь в осуществлении этого принципа оказывают классные руководители и родители.

    Практическая реализация вышеуказанных принципов положительно повлияла на результаты моей преподавательской деятельности. Все учащиеся занимаются уроками физической культуры, нет пропусков по неуважительным причинам, а это значит, что у учащихся есть мотивация и интерес к занятиям физической культурой.

    Создание на уроке атмосферы эмоционально-положительного настроя дает возможность обеспечить успешную деятельность, повысить работоспособность и снизить утомляемость.

    Немаловажное значение для решения оздоровительных задач приобретает соблюдение гигиенических условий проведения занятий и мер предупреждения травматизма. Я добиваюсь, чтобы спортивный зал отвечал санитарно-гигиеническим нормам: достаточная освещённость, свежий воздух, комфортный температурный режим.

    Уроки физической культуры имеют большие возможности для решения  воспитательных задач, таких как дисциплинированность, внимательность, аккуратность, коллективизм, настойчивость в преодолении трудностей, эстетика движений и т. д.

    Развитие основных движений - одно из главных условий всестороннего физического развития растущего человека, которое не только обусловливает развитие координации движений, силы, способствует развитию у детей ловкости, быстроты, выносливости, облегчает прохождение школьной программы по физической культуре.

    Если упражнения в том или ином виде основного движения проходят весело, в игровой форме, то учащиеся более заинтересованно и качественно выполняют их. Во время упражнений в ходьбе и беге учитель физической культуры должен постоянно следить за сохранением правильной осанки у учащихся, приучать их смотреть несколько вперёд, не наклоняя голову.

         Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, развитие физического состояния учащихся через двигательную активность, полноценное питание и отдых помогают учащимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность.

    Передо мною, как и перед любым учителем, неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников.

    Для того чтобы повысить мотивацию учащихся я использую следующие методы:

    1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
    • словесный
    • наглядный
    • практический
    • проблемно-поисковый.
    1. Методы стимулирования и  мотивации  учебно-познавательной деятельности: 
    • активный метод обучения
    • соревновательный
    • игровой
    •  учебные дискуссии и др.
    1. Методы контроля:
    •  устный
    •  практический
    • соревновательный
    • самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя

    в процессе обучения.

    В педагогической деятельности я применяю разнообразные формы работы:

    1. Учет состояния детей
    • анализ медицинских карт;
    • определение группы здоровья;
    • учет посещаемости занятий;
    • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
    1. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
    • организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
    • индивидуальные занятия;
    • дни здоровья;
    • пропаганда здорового образа жизни;
    1. Урочная и внеурочная работа;
    • открытые уроки учителей физической культуры;
    • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно -  оздоровительной направленности;
    • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, плавание.

    Средства выбираю в соответствии с конкретными условиями работы, это могут быть:

    • элементарные движения во время занятия;
    • физические упражнения;
    • утренняя гимнастика до занятий;
    • занятия в спортивных секций;
    • внеклассные мероприятия физического воспитания;
    • физкультминутки и подвижные перемены;
    • различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);
    • подвижные игры;
    • специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков);

    С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Объясняю учащимся, что систематичность упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к самим занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно. Так, например, мои ученики сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений.

    В завершении хочу отметить, что своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны.

    Мой педагогический опыт показывает, что методы убеждения и поощрения оказывают на детей особое воздействие.

    Каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

    Литература:

    1. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей.―М.,2005
    2. Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе.―Ростов н/Д 2005 Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).
    3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. - 320 с. (Метод. биб-ка).
    4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педвузов и институтов повышения квалификации. – М.: «Народное образование», 1998. – 255с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич  Главная задача учителя физической культуры...

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

    Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наря...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательных школах

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательных школах -доклад...

    «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

                                   «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», -    говорил древ...

    здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры для начальной школы

    Здоровье детей – забота общая. Здоровье подрастающего поколения – наше с вами будущее! В соответствии с Законом « Об образовании в РФ» здоровье школьников относится к приоритет...

    Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальных классах

    В презентации использованы новые педагогические технологии для проведения уроков фиической культуры в начальных классах...