Сценарии игровых программ
методическая разработка (5 класс) на тему
Вороний день - праздник Народов Севера, который проводится весной у коренных народов, ханты и манси. Ворона, священная птица - вестник весны на Ямальской земле!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
Фольклорного праздника народов Севера
«Вороний день»
.
Место проведения: МОУ ДОД ДЮЦ «Радуга» а/з
Участники:1-5классы 14: 00 ч
Реквизит: сушки, бубен, медали с изображением вороны.
Цели и задачи игровой программы:
- Организация активного досуга детей в период весенних каникул.
- Создание положительной эмоциональной атмосферы.
- Ознакомление детей с традициями народов Севера.
Звучит хантыйская мелодия выбегает девочка с бубном
в национальном костюме ханты, и начинает танцевать и замечает ворону, спящую в гнезде. Ворона просыпается от музыки. Начинается диалог. На сцене стоит декорация из сухого дерева березы.
Ворона: Кар - Кар – Кар, ой (вздыхает и потягивается), неужели я уснула? Что это за девочка, Ты кто такая?
Девочка: Меня зовут Эвие, тут недалеко стоит наш чум, в котором я живу с родителями, братьями и сестрами. Посмотри, уже солнышко встало, Ворона ты так весь праздник свой проспишь.
Ворона: Нет, я просто устала и присела отдохнуть кар, кар. Я ведь летела через всю зиму, что поведать народом севера о наступлении весны кар. И о празднике «Вороний день». Ребята, а вы слышали что-нибудь об этом празднике? (Ответы детей.)
Девочка: Один из самый почитаемых праздников у народов Севера является «Вороний день». Ворона почиталась как вестник весны и новой жизни. По примете, если первая прилетевшая ворона сядет на низкое дерево, весна будет скоротечной, если на высокое – затяжной. В вороний день, придя в гости, можно похвастаться своей семьей. Рассказать какие дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах. Во дворе из щепок строили гнезда: чем больше гнездо, тем больше семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.
Ворона: А еще детей в этот день поднимают рано, при этом приговаривали: «Если долго будешь спать, то глаза лопнуть». Разбудив детей утром рано, мать говорила: «Скорее бегите на улицу, Ворона прилетела, подарочки принесла». А на деревьях, уже висели связки калачей (они символизировали Солнце дарящие тепло), отрезы красной ткани. Я хочу, чтобы вы тоже поучаствовали в этом хантыйском обряде. (Ворона предлагает ребятам выйти к ней, и завязать ленточки на дерево и загадать желание)
Ворона: Я предлагаю, всем вместе встретим приход весны национальными хантыйскими играми и забавами. Но прежде чем начать нашу игровую программу, давайте познакомимся. На счет три, четыре, вы все вместе крикнете дружно свои имена!
(Девочка Эвие, остается до конца праздника и принимает участие во всех играх)
Девочка: Ребята, для того чтобы начать игры, давайте разделимся на команды. И придумать название команд, которые имели отношение к нашему празднику.
(Формирование команд)
Ворона: Ребята, а вы знаете, чем занимаются ханты? (охота, рыболовство, оленеводство, собирание ягод и грибов) правильно! Сейчас мы с вами поиграем одну хантыйскую игру, будем ловить рыбу. Я дам вам удочки, а вы должны поймать рыбу. Кто быстрее справиться тот и победил.
(Игра « Рыбалка»)
Ворона: Молодцы, а теперь отгадайте такую загадку:
В тундре голой и холодной
Он стадо оленей пасет.
Зря тут бродит волк голодный,
К стаду он не подойдет,
Потому что это стадо
Стережет кто? ……… (Оленевод)
Ворона: Поиграем с вами в оленеводов. Вы встаете парами (олень - один участник, оленевод- другой). Оленеводы запрягают оленей в вожжи (скакалки). По очереди пары обегают ориентир, возвращаются назад, передают эстафету - рожки, как эстафетная палочка.
( Игра «Оленья упряжка)
Ворона: Оленеводы из вас получились очень хорошие, а скажите мне, пожалуйста, какие еще животные живут в северной тундре? ( Ответы детей, волк, лиса, медведь, белка, лось, олени, песец.) Правильно, молодцы! Следующая игра называется «волк и олени». Из числа игроков выберем «волка», остальные все ребята «олени». Вы все пасетесь на этой стороне площадки, а «волк» сидит в своем логове. По сигналу «волк» выходит из своего «логова» и старается поймать «оленей». Пойманного «оленя» «волк» отводит к себе в «логово».
( Игра «Волк и олени)
Ворона: Не устали? Давайте немножко переведем дух, и отгадаем загадки связанные с обитателями холодных северных широт.
1. По деревья лазит ловко
И находит сладкий мед.
До весны он спит в берлоге,
Лапу он свою сосет.
А весной он станет папой.
Знает каждый из ребят,
Что появятся в берлоге
Пара братьев….. (Медвежат)
2.Перья белые, как снег,
Когти острые, как спицы.
На ночь спать в сугроб ложится –
Не нужна ей и кроватка.
Это птица … (Куропатка).
3.Сама зеленоглазая
И рыжий мех искрится.
Ее узнаешь сразу ты
Да это же…(Лисица).
4. Сам он белый словно снег
У него пушистый мех
Глазки черные блестят,
Когти острые торчат
В тундре из конца в конец быстро бегает …(Писец)
5. Эта егоза лесная
На месте долго не сидит.
На зиму шишки запасая,
В дупле их бережно хранит.
И, хоть мала она, чуток-
Не страшен ей голодный волк.
Красавица - горелочка,
Рыженькая...(Белочка).
6.Катится по лесу,
Листья собирает,
На его иголки
Все быстро прилипает.
Вот грибочки зацепил,
Яблочки зеленые,
А для малых ребятишек
Шишечки кедровые!
Ой, я вижу пару ножек,
Это наш колючий...(Ежик).
7. Серый и клыкастый,
Хищный и опасный.
Он голодный в лесу рыщет,
На обед кого-то ищет.
Ночью смотрит на луну
И поет ей песню: У-У-У (Волк).
8.Что же это за зверек
Маленький и шустрый?
Лакомится он морковью
И листом капусты.
Коль замешкает без толку,
Попадется, в лапы волку! (Заяц).
Ворона: Молодцы, отгадали все мои загадки! А еще, ребята приготовили стихотворения на праздник «Вороний день». Давайте все присядем на свои места, и послушаем их. Под ваши аплодисменты, приглашаю на сцену:
(Дети читают стихотворения)
Ворона: Мы с вами продолжаем играть и веселиться, ну что, оленями мы уже были, волком тоже уже попробовали. Осталось еще испробовать себя в роли охотника. Так, как у народов Севера, одним из самых главным родом деятельности, что является? Правильно, охота! Так, вот, проверим вашу меткость, быстроту реакции. Ваша задача: попасть точно в снеговика, мячиками.
(Игра «Попади в цель»)
Ворона: Замечательно! Какие вы ловкие и быстрые! Я наверно так не смогу! Ответьте мне, какой сегодня у нас праздник? Как он называется? (Ответы детей) Правильно!!! Ребята скоро к нам из юга прилетят птицы. Но вот не задача, гнезд у нас нет? Я предлагаю сделать в обруче из газеты гнезда. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и победил в этом конкурсе.
( Конкурс «Гнездо вороны»)
Ворона: Вначале праздника я говорила вам, что сушки, которые вешали на деревья, в «Вороний день», символизируют «Солнце» («Хатль») дарящие тепло. Сейчас поиграем в игру, которую играют дети народов Севера, под названием «Солнце». Все играющие становятся в круг, берутся за руки и идут приставным шагом. В кругу сидит «Солнце» - водящий. Когда «солнце» встает и выпрямляется, игроки разбегаются. Все увертываются от «солнца» при его поворотах. На сигнал «раз, два, три в круг скорей беги! Те, кого водящий не задел, возвращаются в круг. Потом меняются водящие.
(Игра «Солнце»)
Ворона: Следующий конкурс проведем, на сплоченность и силу ваших команд, я вам дам длинный канат, который вы должны будете перетянуть. Готовы? Три, четыре, Начали!!!!
( Конкурс «Перетягивание каната»)
Ворона: Здорово!!! Не устали веселится? продолжаем играть. Задание такое: перед каждой командой лежит большой мяч с ушками. Ваша задача: сидя на мяче допрыгать до финиша, туда и обратно. Затем передать мяч следующему игроку. Чья команда справиться с заданием первая, побеждает.
(Игра «Попрыгунчик»)
Ворона: В этом конкурсе побеждает, конечно «Дружба» и «Улыбка». Вот и подошел к концу, наш праздник «Вороний день». Вам понравилось? Давайте все встанем в веселый паровозик «Дружбы» и потанцуем.
(Игра «Паровозик «Дружбы»)
Ворона: Я хочу сказать всем спасибо, за активное участие в фольклорном празднике «Вороний день». Наградить вас медалями, и угостить сушками! Пожелать вам улыбок, тепла и счастья и весеннего настроения! Впереди нас ждет весна!!! До свиданья, ребята!!!! Кар, кар, кар!!!
Игра на запас: «Кто быстрее и больше всех, соберет шишки?», «Перетягивание палки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/27/picture-426802-1395931414.jpg)
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/13/picture-480636-1410626788.jpg)
Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р
Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-674681-1444146776.jpg)
Программа по физической культуре разработана на основе примерной программы ФГОС основной школы и программы по физической культуры В.И.Ляха "Копмлексная программа по физическому воспитанию для 1-4 класса
Данная учебная программа предназначена для обучающихмя 1-4 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-964901-1589313095.jpg)
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...