Экологический лагерь как условие формирования экологического типа сознания
методическая разработка на тему

Карпова Марина Николаевна

Современная экологическая ситуация метко охарактеризована академиком Н.Н. Моисеевым: «Антропогенная нагрузка на биосферу возрастает стремительно и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг – и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение – и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лика Земли.  Судьба вида Человек разумный в руках самого человека. Изменения, происходящие в последние десятилетия в обществе, привели к осознанию важности экологических проблем, что способствовало экологизации общественного сознания.

Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, как показывает многолетний опыт работы, является экологический лагерь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УЛЬЯНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

кафедра естествознания

         Работа слушателя курсов повышения квалификации группы Б-2, 2011 год

МОУ Октябрьской СОШ

Карповой Марины Николаевны

Выпускная работа

Экологический лагерь как условие

формирования экологического типа

сознания

Научный руководитель:

Спирина Елена Владимировна,

доцент кафедры естествознания, к. б. н

г. Ульяновск

2011 год


Содержание

Стр.

Введение

3

Глава 1. Теоретический обзор

5

Глава 2. Практическое обоснование проекта

7

Глава 3. Практическая реализация проекта. Результативность.

Глава 4. Апробация проекта

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Нужно учить так, чтобы люди, насколько это, возможно,  приобретали знания не из книг,  но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах.

Ян Амос Коменский [15]

Введение

Современная экологическая ситуация метко охарактеризована академиком Н.Н. Моисеевым: «Антропогенная нагрузка на биосферу возрастает стремительно и, вероятно, близка к критической. Человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг – и человечество сорвется в пропасть. Одно необдуманное движение – и биологический вид Homo sapiens может исчезнуть с лика Земли. [21] Судьба вида Человек разумный в руках самого человека. Изменения, происходящие в последние десятилетия в обществе, привели к осознанию важности экологических проблем, что способствовало экологизации общественного сознания.

Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одной из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания, как показывает многолетний опыт работы, является экологический лагерь.

Цель данной работы: изучение организационно-педагогических особенностей экологического лагеря, способствующих эффективному формированию у учащихся экологического типа сознания.

Задачи проекта:

- изучить теоретические источники по проблеме формирования экологического сознания;

- проанализировать и обобщить личный опыт по созданию условий формирования экологического сознания в экологическом лагере;

Предмет исследования – организационно-педагогические условия экологического лагеря, способствующие эффективному формированию положительного отношения учащихся к природе.

Гипотезой исследования является предположение о том, что в экологическом лагере создаются условия для процесса формирования положительного отношения учащихся к природе, если:

- в лагере происходит целенаправленное формирование специального эколого-образовательного пространства на основе комплекса практико-ориентированных и эколого-образовательных проектов;

-создаются условия для погружения учащихся в естественную природную среду, дают возможность почувствовать себя частью природы.

Научная новизна: в ходе работы над проектом не выявлено источников, подтверждающих исследованность данной проблемы в нашем регионе.

Практическая значимость проекта заключается в том, обобщенный опыт может быть использован в качестве рекомендаций для коллег  с целью повышению эффективности формирования у учащихся экологического типа сознания.

Модернизация системы образования России, проект которой изложен в разделе “Реформирование образования” Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года,  одним из приоритетных направлений также видит  становление новой культуры, в которой ценностями являются самостоятельное действие и предприимчивость, соединенные с ценностью солидарной ответственности за общественное благосостояние и устойчивое взаимодействие общества и природы.

Проблемам экологического образования уделяется в последнее время все больше внимания, поскольку в первую очередь от экологического сознания людей зависит их практическое отношение к природе. Существует разрыв между экологическим знанием и пониманием проблемы. Обретение экологического мировоззрения и другие аспекты экологического воспитания не могут решаться на абстрактном уровне, а даются человеку через личный опыт и практическую деятельность в природе.

Структура и объем работы: работа состоит из ?? страниц, имеет ?? приложений, в основе которых многочисленные фотографии, газетные статьи, иллюстрирующие основное содержание работы.

Глава 1. Теоретический обзор 

  1. Состояние исследованности проблемы.

Основные положения концепции, цели и задачи экологического образования разработаны трудами И.Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, Н. М. Мамедова и др.[12, 13, 33, 34, 35, 18, 19, 20]

Научно-педагогические основы экологического образования и положения концепции устойчивого развития освещены в работах С.Н. Глазачева, В. А. Сластенина, Е. С. Сластениной, В. П. Голова, и других ученых России.[4, 30, 31,6]

Философско-методологическим вопросам экологического образования посвящены исследования В. А. Анучина, Ф. И. Гиренока, Н. Н. Моисеева, Н. М. Мамедова, и др.[2, 7, 24, 19, 20, 24, 25]

Особо следует отметить работы, в которых обсуждается содержание экологического образования: А. Н. Захлебного «Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования» [11], Е. С. Сластениной «Экологическое образование в подготовке учителя» [31], А. В. Миронова «Содержание экологического образования будущего учителя» [22], И. Т. Гайсина «Непрерывность экологического образования» [5], статья «Экологическое воспитание школьников» в учебном пособии 3. Г. Нигматова, А. Н. Хузиахметова «Курс лекций по педагогике» [26], Н. Б. Игнатовской «Природа как ценность культуры» [14.], учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений Р. А. Петросовой, В. А. Голова, В. И. Сивоглазова «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе»[28], и Вербицкого «Контекстное обучение в системе экологического образования» [4].

Опыт создания условий для развития экологического сознания в экологических лагерях освещен в сборнике «Заповедные территории и люди: Формы и методы работы» эколого-просветительского Центра "Заповедники". В сборник вошли материалы опыта работы специалистов особо охраняемых природных территорий по организации  экологических лагерей НП "Лосиный остров", Вишерского, Лазовского, заповедников, заповедников "Галичья гора"и “Присурский.”[9]

  1. Экологическое сознание 

Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет собой сферу общественного и индивидуального сознания, связанную с отражением природы как части бытия. Формирование специфического восприятия мира природы и своеобразного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существенное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним.

Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загрязнение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимостью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее разрешения) формирования экологического сознания.

Всего лишь 30-40 лет назад исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мышление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мышление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в «экологическое сознание». Так, в работе Р.У. Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринимается попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекватную тому времени.[3]  Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного производства вообще и экономическим положением группы в частности. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что ядро этих знаний составляют представления о природе как саморазвивающейся системе.[21]

Немного позже А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев предприняли попытку изучить специфику развития экологического сознания, выступающего в качестве важного условия решения многих актуальных экологических проблем.[16]  По их мнению, экологическое сознание - это отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функционирования системы «природа-общество», которые выступают объектом отражения этой формы сознания.

В конце XX столетия представления об экологическом сознании кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анализа содержания и структуры экологического сознания.

В ряде исследований подчеркивается, что в современном обществе и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-восторженный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами).[37]

Экологическое сознание, как и сознание вообще, имеет много форм и проявлений, поэтому различны подходы к его рассмотрению и изучению у разных авторов. Некоторые  рассматривать экологическое сознание как генерализованную форму осознания потребностей человека, источников их удовлетворения и способов такого удовлетворения. По мере расширения возможностей человека удовлетворять свои потребности и увеличения числа самих потребностей эта форма на некоторых этапах развития экологического сознания постепенно выступает во все более замаскированном виде, но остается даже на высших этапах развития экологического сознания.

Исходя из положения, что многие виды взаимоотношений человека с объектами природы являются исходно конфликтными, например, с позиций различных социальных групп, возможно рассматривать экологическое сознание, исходя из ряда положений конфликтологии. Большой интерес представляют трактовки экологического сознания с позиции когнитивного анализа, рассмотрение роли и места рефлексии в экологическом сознании. Вместе с тем, следует все-таки иметь в виду, что это, скорее, не разные подходы, а изучение различных сторон, различных составляющих экологического сознания.

Наиболее правильным и наиболее общим (по мнению Медведева) является определение экологического сознания как сформированной в виде понятийного аппарата системы отношения человека к его связям с внешним миром, к возможностям и последствиям изменения этих связей в интересах человека или человечества, а также распространение существующих концепций и представлений, имеющих социальную природу, на явления и объекты природы и на их взаимные связи с человеком. Система отношений предполагает их активный динамический характер.[21] Предлагаемая формулировка очень близка к определению такой области сознания, как мировоззрение. Экологическое сознание действительно является одним из базовых элементов мировоззрения.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой выделяются два аспекта. Первый аспект - это влияние среды на человека, которое может изменить протекание его физиологических и психологических функций и процессов, а второй - влияние человека на среду и отражение этого влияния, его причин, форм и результатов в сознании человека, т. е. осознание антропогенного воздействия. Эти два аспекта формируют в экологическом сознании представление о месте человека в данной экологической системе - о его роли как активного или пассивного звена системы или же как субъекта, находящегося вне системы, независимого от нее и от последствий вмешательства в эту систему.[21]

Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза

Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболее адекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам:

а) психологическая “противопоставленность — включенность”,

б) “объектно — субъектное” восприятие природы,

в) “прагматический — непрагматический” характер взаимодействия.
В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая.

Антропоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как

«архаическое сознание - античное сознание – христианство – картезианство»

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как

«инвайроментальный консерватизм - русский космизм - учение о ноосфере, экологизм - универсальная этика, биоцентризм”.

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целом характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности. [32]

Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе

Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характерен поступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе.

Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.[40]

К основным свойствам или признакам экологического сознания автор относит следующие:

- социальный характер экологического сознания, что обусловлено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сформировавшимися традициями;
- опосредованность символами, знаками, в том числе вербальными средствами восприятия человеком мира природы;

- саморефлексивность;

- внутренний диалогизм и др.

  1. Что такое «Экологический лагерь»? 

Это организованный летний активный досуг школьников, напрямую связанный с практической природоохранной деятельностью и формированием «экологического» мировоззрения детей и подростков, воспитания чувства любви и уважения к природе. Экологический лагерь является примером гармоничного существования детей с окружающей природой. Экологической деятельности во время пребывания в лагере уделяется особое внимание. 

Основная цель экологических лагерей: 

Посредством воспитания любви и уважения к природе пробудить чувство «экологического сознания». 

Основная цель каждого ребенка, пребывающего в экологическом лагере внести свой посильный вклад в сохранение биоразнообразия места пребывания. 

Задачи экологических лагерей: 

  • Развитие разносторонней личности. 
  • Стимулирование желания больше увидеть, больше узнать, больше делать. 
  • Обогащение духовной жизни. 
  • Обучение практическим навыкам экологических исследований. 

Программа экологического лагеря включает в себя несколько задач: 

  • Изучение и исследование биоразнообразия своего региона. 
  • Распространение среди населения информации об уникальности родной природы, о проблемах и необходимости сохранения и защиты растительного и животного мира региона. 
  • Воспитание как индивидуального экологического сознания у каждого, так и формирование общества с коллективным экологическим сознанием. 

Чем занимаются в эколагере? 

В течение всего времени проведения летнего экологического лагеря ребята учатся: 

  • самостоятельно проводить научные исследования; 
  • помогать практической деятельностью окружающей природе; 

Для ребят организуются: 

  • практикумы; 
  • семинары-тренинги; 
  • учебно-исследовательское проектирование; 
  • игры;
  • конкурсы; 

Экологический лагерь - одна из наиболее эффективных форм экологического образования, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования и т.д.[36]

Экологические лагеря предназначены для воспитания экологической культуры и получения дополнительных знаний в области экологии разновозрастными группами детей и подростков, получивших начальные экологические понятия на уроках природоведения, биологии, химии, физики. Работа  школьников в экологических лагерях является важным направлением эколого-просветительской деятельности. Она направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся.

Проведение экологических лагерей связано с реализацией следующих целей и задач:

  1. Формирование экологического мировоззрения и поведения детей, активной жизненной позиции, чувства личной ответственности за состояние природы родного края, мотивации распространения этого мировоззрения среди друзей, одноклассников, родителей.
  2. Формирование благоприятного для деятельности природоохранных органов общественного климата, укрепление их авторитета среди населения территорий.
  3. Укрепление связей и сотрудничества детских объединений с общественными объединениями экологической направленности.
  4. Развитие интереса учащихся к естественным наукам к исследовательской деятельности в природе. Выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии с целью курирования их в дальнейшем.
  5. Развитие творческих и организаторских способностей детей.
  6. Активизация и координация деятельности различных детских объединений экологической направленности.
  7. Формирование кадров для природоохранных организаций.

Глава  3. Практическая реализация проекта. Результативность.

Современные дети  имеют мало  навыков общения с природной средой своего обитания, несмотря на солидную базу теоретических знаний.  Результатом этого противоречия является отсутствие целостной картины мира у школьников и как следствие - рассогласование мотивов поведения и его форм.

Обогатить своё восприятие природы, получить новый взгляд на привычные объекты  может помочь детям практика “погружения в природу”, то есть проживания в условиях малоизмененных человеком  ландшафтов.

Мы имеем опыт проведения подобной практики на базе  летнего экологического палаточного лагеря в окрестностях  села Соловчиха, Радищевского района Ульяновской области. (Приложение 1,2.) Место дислокации лагеря находится в пределах перспективного ландшафтного заказника «Богдановский», на территории урочища «Долина Солнечных орлов» в пределах КОТР «Приволжская лесостепь». Урочище уникально как по красоте мест, так и по изобилию редких, в большинстве своем «краснокнижных» видов. Главная гордость – одна из крупнейших в Европе популяция орла-могильника.

Финансирование, кадровое и материальное оснащение смен экологического лагеря осуществляется Ульяновской областной станцией юных натуралистов.

Программа лагеря включает в себя следующие направления:

  • образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);
  • воспитательное;
  • спортивно-оздоровительное направление.

Образовательная часть программы экологического лагеря состоит из нескольких  последовательных этапов, на каждом из которых используются свои методы работы.

  1. ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ :

-  рекогносцировочная (ознакомительная) и обучающие экскурсии в сочетании с практическими и игровыми заданиями;

- самостоятельные практические работы на учебном маршруте;

- самостоятельные полевые исследования.

  1. КАМЕРАЛЬНАЯ  ОБРАБОТКА  полевых наблюдений :

-   работа со специальной и справочной литературой;

- аналитическая обработка полевого материала;

- оформление результатов исследовательской работы.

  1. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ  ОТЧЕТ каждого школьника в форме  активной беседы с замечаниями и рекомендациями по окончательному оформлению работы.
  2. ДОМАШНЯЯ  РАБОТА  по подготовке отчетных материалов.
  3. ИТОГОВАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ  включает защиту доклада по самостоятельным исследованиям.

Теоретическая часть программы экологического лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия, ролевые игры и семинары, разработку и защиту экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств.

Традиционно основными направлениями исследований являются «ботаника», «экология», «орнитология», «энтомология», «герпетология». Большое внимание в образовательных циклах уделяется вопросам взаимосвязи процессов и явлений. Особенно подробно взаимозависимость «человек – природа» раскрыта в таких исследовательских проектах, как «Состояние Приволжской популяции орла-могильника в новых экономических условиях на примере радищевской группировки» и « Тенденции изменения растительных сообществ в Долине солнечных орлов». Главное, что изменения природы, обусловленные изменением интенсивности антропогенного пресса фиксируют учащиеся, побывавшие в лагере 2-3 и более раз.

Экологический лагерь для постоянных его участников представляет три ступени. Путем постепенного погружения, от простого к сложному,  растет и уровень  участников лагеря. Школьники  II ступени смогут быть консультантами  для ребят I ступени, а  III ступень - уже готовые инструктора для I и II.  В этом заключается еще один принцип структуры экологического лагеря - преемственность  поколений.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей. Особое внимание уделяется мероприятиям направленным на развитие коммуникативных способностей, формирование чувства коллективизма..(Приложение 9.)

Спортивно-оздоровительные мероприятия включают проведение разнообразных спортивных мероприятий и ежедневной утренней зарядки и любимое всеми купание.(Приложение 7.)

Основная задача нашего лагеря – научить детей чувствовать природу, перестать её бояться, ощутить себя её маленькой частью, другими словами, любить её. В лагере дети могут не только понаблюдать за объектами живой природы, но и буквально подержать многих из них в руках, установив тактильный контакт, ощутить их незащищенность и доверие Человеку. (Приложение 8.)  Нельзя забывать, что человек имеет большое влияние на природу и его деятельность нередко причиняет ей непоправимый вред, поэтому важно научиться отвечать за свои поступки. Одним из главных принципов экологического лагеря является: “Не навреди!”

Главной целью моей   педагогической деятельности является создание условий для максимально полной реализации потенциальных возможностей учащихся. Именно летние полевые палаточные лагеря я считаю наиболее продуктивной формой работы для достижения этой цели. Здесь успешно решаются задачи, подразумевающие овладение максимумом знаний, навыков и умений, создаются условия, способствующие развитию мышления, воображения, внимания, памяти, воли, но главное, что здесь учащиеся имеют возможность соприкоснуться с природой, почувствовать ее незащищенность, ощутить самого себя частицей большого живого мира, где все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Интенсивность педагогического процесса в экологическом лагере “Оберег” позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в их экологическом образовании и развитии.

Схема 1.

Виды деятельности в экологическом лагере

Экологический лагерь – одна из форм реализации исследовательского подхода – основного в моей педагогической деятельности.

 Очень продуктивным и полезным в этом плане стало сотрудничество с областной станцией юных натуралистов. Наше объединение называется «Оберег» (старое название «Школа исследователей»).  Логическим дополнением экологического лагеря является кружок «Компьютерные презентации в экологии». По разработанной мной программе учащиеся не только изучают «азы» компьютерной грамотности, но и  осваивают методику исследований, обрабатывают материалы летних полевых экспедиций.

В ходе полевых исследований ребенок сам  выбирает объект и методы исследования,  и реализует проект. Именно в самостоятельном исследовании учащихся в условиях экологического лагеря  исследовательский принцип находит наиболее законченное выражение.

Во время «экспедиций», так мы называем смены экологического лагеря, учащиеся имеют возможность соприкоснуться с живой природой, увидеть ее тайны и, с помощью  ученых – специалистов, разгадать эти загадки, и получить опыт первых настоящих научных открытий. С нами с удовольствием сотрудничают преподаватели УГПУ: энтомолог, доктор биологических наук, Артемьева Е.А, ботаник, кандидат биологических наук Масленников А.В.; известные орнитологи С.Л. Смирнова, О.В. Бородин, А.М.Глебова, ботаник, сотрудник ОСЮН Зелеева С.Г.

Летние полевые палаточные лагеря  - лучшее условие для максимально полной реализации потенциальных возможностей учащихся.

 Именно в палаточном лагере, избалованные благами цивилизации дети, впервые получают опыт преодоления бытовых трудностей, опыт общения с новыми незнакомыми людьми. Здесь они празднуют победу над самим собой. Здесь многое случается впервые: первый ночлег в палатке,  первые песни у костра и впервые приготовленный на костре обед, первые 20 км. маршрута, преодоленные пешим ходом под палящим солнцем или проливным дождем, но все это с улыбкой, с удовольствием, желанием. (Приложение 6.)

Особое место в программе лагеря занимают практико-ориентированные, природоохранные акции и операции. (Приложение 4.)  В Долине главным объектом нашей заботы стала площадка отдыха у родников  с «живой» и «мертвой» водой. Лет семь назад лесники обустроили её: сделали забор, навесы, беседку, столы и лавки, то есть всё необходимое, что местное население стало активно использовать для пикников. Деревянные конструкции разбирают на дрова для костра, оставляют груды мусора, загрязняют воду. Мы ежегодно наводим на площадке порядок: убираем, ремонтируем, очищаем родник.

Площадку, где разбиваем лагерь, и прилегающие к ней территории также сначала освобождаем от «следов» отдыхающих.

Летом 2010 года на шихане Святогор, самом красивом месте Долины мы увидели глубокую зияющую яму, выкопанную искателями кладов. Кругом были  навалены горы выработанной породы. А по склону, как шрамы – следы от тяжелой техники. Единогласно, не раздумывая, мы решили в первый же день нашего пребывания в лагере заняться лечением Святогора.  С помощью двух лопат, нескольких ведер и рабочих перчаток мы начали засыпать яму. Старшеклассники руками убирали камни, с помощью лопат сбрасывался песок в яму, а младшие руками насыпали песок в ведра на отдаленных участках,  относили ведра физически сильные ребята. В ходе работы мы решили написать «письмо потомкам», в котором попросили их не вредить природе, бережно относится с Святогору и немного рассказали о себе. Записку положили в  пластиковую бутылку и бросили в яму.

Закопав яму, мы аккуратно собрали и, как мозаику, уложили сохранившийся дерн. Подсохшие фрагменты полили принесенной водой. Дерн, поправили и уплотнили и на «шрамах» вырытых колесами экскаватора.

Работа, направленная на сохранение родной природы, проводиться членами объединения и за пределами лагеря. Проект «Кто, если не мы?», посвященный восстановлению рекреационных свойств Дальнего пруда и создание там пляжа получил финансовую поддержку в размере 100 тысяч и пляж был обустроен.

Главное правило экологического лагеря «Оберег» - «Не навреди!». Вся жизнь в лагере строится с учетом  уникальности региона и отрицательное воздействие на природу сведено до минимума. Ребята хорошо усвоили правила поведения в природе и успешно реализуют их на практике.

Впервые полевые исследования были организованы в 2002 году  на ООПТ «Малая Атмала». С группой семиклассников мы за три дня не просто познакомились с природой данного урочища, но и смогли собрать материал, анализ которых лег в основу исследовательских работ «Особо охраняемая природная территория Радищевского района - Малая Атмала», «Редкие и исчезающие растения в конспекте флоры урочища Средниковская лесостепь.», «Средниковская лесостепь как эталон ландшафтов юга Ульяновской области». Выступление учащихся  с результатами исследовательских проектов оказалось успешным на областных конкурсах, мы были замечены и  приглашены к сотрудничеству с областной станцией юных натуралистов  и областным детским экологическим центром. Полевые исследования, в рамках экологических лагерей, организуемых ОСЮН и ОДЭЦ стали традиционными.

В 2003 году лагерь «Фауна» дислоцирован на берегу  Саратовского водохранилища в окрестностях с. Паньшино. Учащиеся совместно с группой областных орнитологов занимались учетом, кольцеванием, изучением миграций птиц. Ребята, в буквальном смысле, подержали в руках более полусотни  и могли наблюдать 115 различных видов птиц.   Анализ полученных результатов вылился в проект «Анализ кольцевания птиц в Ульяновской области», который стал призером на всероссийском конкурсе исследователей окружающей среды. Тема другого самостоятельного  исследовательского проекта учащихся реализованного в рамках этой экспедиции «Особенности биологии Золотистой щурки».

В 2004 году на территории Радищевское лесничество в рамках лагеря «Юнэко» ребята изучили состояние краснокнижного растения - глобулярии крапчатой. Информация о широком распространении  здесь белой формы растения оказалась интересной и для преподавателей кафедры ботаники УГПУ.

Летом 2005 года – лагерь «Фауна» был организован в  Долине Солнечных орлов в окрестностях села Соловчиха с целью мониторинга состояния популяции  орла-могильника, (королевского или солнечного, как его называют орнитологи). Помимо изучения  орнитофауны, учащиеся отработали разнообразные методики геоботанических исследований. Основным объектом исследования стал редкий для Ульяновской области  сорняк удивительной красоты – очный цвет полевой. В систематическом списке растений, составленном учащимися более 200 видов. Этот год стал начальным в многолетнем комплексном мониторинге природы уникального урочища.

В июле 2006 года здесь же были  продолжены исследования  по темам «Основные тенденции развития растительных сообществ в «Долине солнечных орлов»  и «Мониторинг состояния нового для области вида очный цвет полевой».   Вторую смену лагеря, в августе, мы посвятили  «Комплексной эколого-биологической оценке урочища «Лесок» в окрестностях поселка Октябрьский»,  и   провели большую  работу по очистке дубравы от бытового мусора и благоустройству родников.

2007 год на берегу  Саратовского водохранилища в окрестностях с. Вязовка состоялись исследования под руководством энтомолога В.Б. Исаевой (объединение «Махаон») и  герпентолога О. Г. Салтыковой.

В 2008- 2011г.г. продолжены исследования по состоянию урочища Долина солнечных орлов. В эти годы значительно снизился возраст ребят, участвующих в полевых исследованиях. Если раньше в основном были учащиеся 7-11 классов, то теперь есть ребята из 4 и 5 класса.

С каждым годом растет число участников полевых исследований, степень самостоятельности их выполнения, осваиваются новые методики, значительно возросло качество исследовательских работ, все шире ребята используют научную литературу: определители, справочники, «методички». (Приложение 3, 5.)

Исследовательские проекты проблемно – реферативного и аналитико – систематизирующего характера, реализуют учащиеся в начале «исследовательского пути»,  позже они берутся за проектно - поисковые, комплексные исследования и практико-ориентированные проекты.

Использование на уроках стендового материала, изготавливаемого для защиты проекта,  на уровень повышает практическую значимость выполненной учащимся работы, делает уроки более яркими, эмоциональными.

 «Исследователи» имеют возможность защитить свои проекты на научно-практических конференциях, которые в школе обычно проводятся осенью, когда учащиеся сообщают о результатах летних исследований, и весной в День Земли, накануне областной эколого-биологической олимпиады для учреждений дополнительного образования. Здесь учащиеся получают опыт публичных выступлений, учатся  доказывать свою точку зрения, логически излагать свои мысли. (Приложение 10.)

Сотрудничество исследователей выходит за пределы Ульяновской области, очень тесный контакт установлен с исследователями природы Мордовии. Две ученицы дважды принимали участие  в республиканских экологических сборах «Сура-2009» и  «Сура-2010», успешно участвуют в межрегиональной Научно-практической конференции школьников по эколого-этнографическому проекту «Дерево Земли, на которой я живу». Четыре ученицы совершенствовали исследовательские навыки и защищали свой проект на конкурсе  «Летопись добрых дел по сохранению родной природы» в ВДЦ «Орленок», одна на всероссийской экологической смене в Иваново.

Учащиеся, впервые прошедшие по всем этапам «Школы исследователей» – наиболее «титулованные» среди моих учеников. (Приложение 11,12) В их «портфелях достижений» многократные победы на районных, областных и всероссийских олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Пять раз учащихся участвовали в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экологии, дважды становились призерами олимпиады, две исследовательские работы удостоены дипломов. Исследовательские проекты помогли четверым моим учащимся стать обладателями президентского гранта талантливой молодежи. Ежегодно выпускники, успешно сдав экзамены по биологии, становятся  студентами ВУЗов эколого-биологической направленности. Иващенко Ирина, Хуртина Валентина, Лабутина Анна выбрали профессию эколога, Архипова Юлия, Савкина Мария – учатся на «естгеофаке». 

Отчеты об очередной смене экологического лагеря мы публикуем в районной газете, после публикации звонки с просьбой «записать в лагерь» поступают от учащихся школ района (Приложение 13)

Конкурс в экологический лагерь высок, что является стимулом для хорошей учебы, исследовательской активности и «экологического» поведения.

Глава 4. Апробация проекта

Высокая результативность учащихся, прошедших школу экологических лагерей,  уровень их экологического сознания, профессиональная ориентация экологической направленности, доказывает эффективность представленного опыта и дает основание  трансляции его педагогическому сообществу.

Опыт организации и проведения экологических палаточных лагерей, как составляющей исследовательского подхода в обучении биологии был представлен на различных уровнях:

Всероссийский  и межрегиональный уровень

Дата

Название форума

Тема

Место

Категория слушателей

06.10.

2007

Всероссийская педагогическая научная конференции победителей  VI Всероссийского конкурса «Человек на земле»

Из опыта организации исследовательской работы учащихся

г.Саранск

Педагоги, руководители проектов-победителей

14.04.

2010

Педагогическая конференция в рамках XVII всероссийских юношеских чтений В.И.Вернадского. Секция «Представление опыта работы региональных образовательных учреждений»

Организация исследовательской работы учащихся в условиях сельской школы.

Г.Москва

Педагоги, руководители проектов-победителей

25.04.

2010

Круглый стол  «Экологическое образование для устойчивого развития» в рамках Всероссийской олимпиады школьников по экологии.

Летний полевой лагерь как условие формирования экологического сознания.

Г.Ульяновск

педагоги-экологи

России, сопровождающие участников олимпиады

16.10.2010

Приволжский учительский форум

Из опыта организа-ции исследователь-ской работы уча-щихся

Г. Пенза

Педагоги Приволжского округа

2007

26.04

Межрегиональная научно-практическая конференция «Краеведение в системе общего образования»

Организация исследовательской деятельности как  средство патриотического воспитания сельских школников.

УИПК

 ПРО

Педагоги, участники конферен-

ции

24.09.

2006

Региональная педагогическая конференция

Инновации  в педагогической деятельности учителя

БЗЛМЦ

Педагоги области, участники конференции

14.03.

2007

Областной семинар по подготовке учащихся к региональным турам Всероссийских конкурсов и олимпиад.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности старшеклассников.

ОСЮН

Учителя биологии, экологии

14.042007

ИПК   Курсы  для участников конкурса лучших учителей  национального проекта «Образование»

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся при личностно-ориентированном обучении биологии

УИПК ПРО

Претенденты на звание «лучший учитель»

12.10.2007

Научно – методический семинар учителей биологии и экологии лицейских классов УГСХА;

Из опыта работы с одаренными детьми

УГСХА

Педагоги лицейских классов

области

24.10.

2007

Творческая встреча членов областного клуба «Учитель года» с педагогическим сообществом Барышского района в рамках дней Ульяновской области

Развитие исследовательской деятельности детей средствами естественнонаучного образования»

С.Заречное

Педагоги  Барышского, Кузоватовского р-ов

23.03.2008

Региональный научно-методический  семинар учителей лицейских классов «Современные аспекты преподавания биологии: школа-колледж-академия»

Исследовательский подход в обучении биологии.

УГСХ

Педагоги лицейских классов

области

16.05.2009

Конференция «Школа – территория здоровья»  в рамках  областного агитпоезда.

Летние экологические лагеря, как средство укрепления здоровья учащихся

Октябрьская сош

Педагоги Новосспасского, Радищевского районов

17.12.2009

Новоспасская школа №1. (клуб «Учитель года»)

 Организация исследовательской деятельности как  средство экологического воспитания сельских школников

Р.п.Новоспасское

Педагоги южного куста

21.04.2011

Курсы повышения квалификации учителей биологии УИПК ПРО

Из опыта организации летних палаточных лагерей

УИПК ПРО

Слушатели курсов группа Б-2

 

Являясь руководителем районного методического объединения учителей биологии и химии, регулярно  презентую  опыт организации экологических лагерей  на заседаниях РМО учителей биологии, августовских форумах, семинарах и конференциях школьного и районного уровня.

Думаю, данный проект будет интересен педагогам естественно научного направления общего и дополнительного образования, с целью изучения и внедрения опыта в образовательных учреждениях области.

Заключение

Работа, посвященная изучению организационно-педагогических особенностей экологического лагеря как условия формирования у учащихся экологического типа сознания, показала актуальность данной проблемы в современном мире в связи с обострением экологической обстановки и необходимостью изменения потребительского отношения к природе у людей с самого раннего возраста,  когда закладываются основные представления о природе и обществе. 

Анализ теоретических источников по проблеме показал, что существует множество форм и методов для формирования экологического сознания, но наиболее эффективны, по мнению многих авторов, являются те из них, которые предполагают живой контакт с природой: экскурсии, экологические тропы и маршруты, экологические лагеря.

Обобщение многолетнего опыта работы доказывает и подтверждает фактами эффективность организационно-педагогических особенностей экологического лагеря для формирования у учащихся экологического типа сознания, поскольку лагерь представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экскурсии, наблюдения и исследования, экологические праздники, игры, лекции, и т.д.

Интенсивность педагогического процесса в экологическом лагере  позволяет использовать все возможные формы работы. В тоже время местоположение лагеря позволяет детям прикоснуться к природе и задействовать все органы чувств  в развитии перспективных возможностей у детей. Обучение в рекреационном контексте обеспечивает заинтересованность и активность детей. Все это позволяет добиться высоких результатов в экологическом образовании детей.

Формирование у учащихся положительного отношения к природе в условиях экологического лагеря происходит, если:

- осуществляется расширение содержания экологического образования через внедрение в практику комплекса специальных экологических курсов и эколого-образовательных проектов с учетом специфики экорегиона;

- в лагере происходит целенаправленное формирование специального эколого-образовательного пространства на основе комплекса практико-ориентированных и эколого-образовательных проектов;

-создаются условия для погружения учащихся в естественную природную среду, дают возможность почувствовать себя частью природы.

Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного экологического лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал. Работа экологического лагеря наиболее полно способствует расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.

Экологический лагерь это ещё и школа жизни: в походах и экспедициях дети закаляются физически и морально, учатся бороться с трудностями и вести себя в экстремальных ситуациях, познают счастье дружбы.

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Список использованной литературы:

  1. Анастасова Л.П., Кучер Т.В. Экологическое образование в Голландии и России // Биология в школе. [Текст.]  — 1995. - №1. - с.79-802
  2. Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. [Текст.]  М., «Мысль», 1978.-294 с.
  3. Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях развитого социализма: Дис. канд. философ, наук. [Текст.]  - М., 1981.
  4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе экологического образования. / Экологическое образование: концепции и технологии: сб.науч. тр./Под. ред.проф. С.Н.Глазачева. [Текст.]  Волгоград: Перемена, 1996. -282 с. с.115-127
  5. Гайсин И.Т., Хакимов Э.М., Якупова P.M., Низамутдинов Н.М. Проблемы методики преподавания геологии и экологии в школе. [Текст.]  /"Геология в Школе и ВУЗе", с.85-87 (Материалы II Международной Конференции)
  6. Голов В.П. Геология в средней школе. Из опыта работы. [Текст.]  М., «Просвещение», 1972, 96 с.
  7. Гиренок Ф. И. Экология, цивилизация, ноосфера. [Текст.] /Под науч. ред. академика АН СССР Н. Н. Моисеева. Москва: Наука. 1987.- 182 с. 
  8. Дерябо С.Д.,. Левин В.Л. Экологическая педагогика и психология. [Текст.]. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. - 480 с.3
  9. Заповедные территории и люди: Формы и методы работы. Выпуск III / Эколого-просветительский Центр "Заповедники";.[Текст.]  - М., 2001. 102 стр
  10. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. [Текст.]  М.: Просвещение. 1984.- 160 с.
  11. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования /Пред. И.Д.Зверева-.[Текст.] М.:Педагогика, 1981.-184с.42.
  12. 3верев И.Д., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников. [Текст.]  М.: Педагогика, 1983.- 160 с. 
  13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. [Текст.] М., 1980.
  14. Игнатовская Н.Б. Природа как ценность культуры.-М.: Знание, 1987.- 64 с. (Матер. II Международ. Конференции) 26-28 июня 2001г. .[Текст.] -СПб., 2001-396 с.
  15. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том первый. .[Текст.]  — Москва, «Педагогика», 1982. 656 с. 
  16. Кочергин А. Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание. - [Текст.] Новосибирск, 1987.
  17. Левин В.А. История и психология формирования экологической культуры. [Текст.]. - М.: Наука, 1999. - 98 с.8. Левин В.А. Экологическое сознание. - М.: Наука, 1999. - 100 с.
  18. Мамедов Н.М.Культура,экология,образование.- [Текст.] М.:Изд-во РЭФИА. 1996-51с.
  19. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: Учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательной школы. [Текст.]  М.: «Школа-Пресс», 1996. — 464 с.
  20. Мамедов Н.М, Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества. / Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Под ред. проф. С.Н.Глазачева. [Текст.]  — Волгоград: Перемена, 1996.-282 с. 
  21. Медведев В.И., Алдашева А.А.    Экологическое сознание: Учебное пособие. Изд. второе, доп .[Текст.]  - М.: Логос, 2001. -384 с. 
  22. Миронов А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Изд-во Казанского ун-та, .[Текст.] 1989. 220 с.
  23. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. [Текст.] -М.: Педагогическое общество России, 2002.-360 с.
  24. Моисеев Н.Н. Сохранить человечество на Земле. / Экология и жизнь. 2000. № 1.С. 11-12.
  25. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. Проблемы формализованного описания. [Текст.]  М.: «Наука», 1982.- 240 с.
  26. Нигматов З.Г., Хузиахметов А.Н. Курс лекций по педагогике. [Текст.]  Казань: изд-во "Матбугат йорты", 2001. - 384 с.
  27. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции педагогики: Учебное пособие для студентов и аспирантов высших учебных заведений. [Текст.]  Казань: Татарское республиканское издательство «Хэтер» (ТаРИХ), 2002. — 271 с.
  28. Петросова Р.А., Голов В. П., Сивоглазов В. И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст.]  М.: Издательский центр «Академия», 2000.-176 с. 
  29. Сикорская Г.П. Социальная экология и система непрерывного экологического образования // Экологическая основа регионального природопользования на Сахалине и Курильских островах: Тез. докл. IV науч. -практ. конф., 19-20 апр. [Текст.] 1990. - Южно - Сахалинск: Изд. Геогр. об-ва СССР, 1990.-С. 228-229
  30. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А.Сластенина. [Текст.]  М.:Издательский центр «Академия», 2002. - 576с.
  31. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя: Вопросы теории и практики. [Текст.]  М.: Педагогика, 1984. - 104 с. 
  32. Структура экологического сознания. Психологический портал. [Электронный ресурс]  http://psyera.ru/struktura-ekologicheskogo-soznaniya-569.htm
  33. Суравегина И.Т. Как учить экологии. - М.: Просвещение, 1995. - 96 с.165.
  34. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования // Советская педагогика. [Текст.]  -1988. - № 9. - С. 31 - 35.
  35. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Советская педагогика. [Текст.] -1990. - № 12. - С. 47 - 51.
  36. Что такое «Эколагерь»? [Электронный ресурс] http://www.wwf.ru/education/club/camp/
  37. Экологический портал. [Электронный ресурс]http://ecology-portal.ru/publ/15-1-0-692
  38. Экологическое воспитание школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т.Суравегиной. [Текст.]  - М.: Педагогика, 1983. - 160 с.7
  39. Якупова P.M. Взаимосвязь цивилизации, культуры и экологии: Монография. [Текст.] Казань: Изд-во «Тан-Заря», 2002. — 110с. 
  40. Яншина Мария. Психологические основы экологического образования
    [Электронный ресурс] http://www.refferat.com/download.php?referat=11139

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профильного экологического лагеря «Экос»

В основу программы легла идея коллективной работы (клуб «Экос»). Исследовательская, креативная и когнитивная деятельность в рамках программы осуществляется одновременно и всеми сразу. Коллективная дея...

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Программа экологического лагеря "Ландыш"

   Среди учащихся школы с одной стороны выделяется группа учащихся, увлеченных естественными дисциплинами, с другой стороны имеется группа социально незащищённых детей. Таким об...

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...