Миниспектакль по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» (интеграция литературы и досуга)
материал (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Кудашева Людмила Ивановна

Внеурочное мероприятие (спектакль) по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» с целью развития творческого потенциала учащихся через интеграцию литературы и досуга. После просмотра миниспектакля проводится обсуждение с учётом возрастной аудитории. Количество детей-участников спектакля сведено до минимума, что позволяет без особых усилий в школьных условиях провести театрализацию. Специальных декораций не требуется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon minispektakl_po_povesti_bvasileva_a_zori_zdes_tihie.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

Департамент образования администрации г. Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

Миниспектакль по повести Б.Васильева

«А зори здесь тихие»

Сценарий миниспектакля для старшеклассников,

Возрастная категория обучающихся: 8-11 классы

Автор: Кудашева Людмила Ивановна,

методист, руководитель детского

творческого объединения «Спектр»

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

Липецк - 2015


Цель: _        Создание условий для развития творческого потенциала учащихся через интеграцию литературы и досуга.

Задачи:

1. Активизация и развитие творческого потенциала обучающихся.

2. Воспитание чувства патриотизма на материале произведений русских писателей.

3. Формирование мотивации к познанию военной истории нашей Родины.

4. Развитие эмоционально-эстетического вкуса обучающихся.

  1. Оборудование.
  2. Оформление.
  3. Актовый зал или классная комната.

        Сценарий

миниспектакля по повести Б.Васильева

«А зори здесь тихие…»

I. Наше время.

У обелиска (на экране) стоят старшина Ф.Е. Васков и его сын.

Сын:         Ну, вот, отец, кажется всё.

Васков:         Хорошо. Что могли, мы с тобой сделали. Этот обелиск будет напоминанием о войне, о жертвах нам, живущим.

Сын:         И кто бы мог подумать, что здесь когда-то была война.

Васков:         Была, и жестокая. Эти девушки-зенитчицы погибли, чтобы диверсанты не прошли на Кировскую железку и не взорвали её.

Сын (читает фамилии на обелиске):         Елизавета Бричкина, Софья Гурвич, Евгения Комелькова, Маргарита Осянина, Галина Четвертак.

(Обращается к отцу): Отец, расскажи мне о них.

Васков (надевает пилотку):         Это случилось в мае 1942 года…

II. Май 1942 года.

171-й разъезд. Отделение зенитчиц.

(Кирьянова вбегает и, запыхавшись, обращается к старшине).

Кирьянова:         Товарищ старшина! Младший сержант Осянина обнаружила немцев в лесу. Их двое. С автоматами, в маскировочных накидках…

Васков:         Команду – в ружьё! Ко мне 5 человек. И ту давай, что видела.

Кирьянова (вызывает бойцов):         Младший сержант Осянина! Боец Комелькова! Боец Бричкина! Боец Гурвич! Боец Четвертак!

(Девочки выбегают из зала и становятся по ранжиру).

Кирьянова (к девушкам):         Равняйсь! Смирно!

(К Васкову):         Товарищ старшина! Бойцы построены!

Васков (Кирьяновой):         Сержант Кирьянова, сообщи о немцах охране на железную дорогу. Свободна. (Кирьянова убегает).

(Девушкам): В лесу обнаружены немцы. Идём на двое суток. Заместителем на всё время операции назначаю младшего сержанта Осянину. Вольно…

Осянина:         Женя, Галя, Лиза…

Васков:         Погодите, Осянина! Немцев идём ловить, не рыбу. Стрелять – то умеете?

Осянина:         Умеем.

Васков:         Может, кто немецкий знает?

Гурвич:         Я знаю.

Васков:         Кто – я? Докладывать надо!

Гурвич:         Боец Гурвич.

Васков:         Как по-ихнему – руки вверх?

Гурвич:         Хенде хох!

Васков:         Точно. Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

(Все захихикали).

Васков:         Я серьёзно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть.

Гурвич:         Я умею по-ослиному. И-а! И-а!

Васков:         Ослы здесь не водятся. Давайте крякать учиться. Как утки.

(Показал, все рассмеялись). Ну-ка, попробуйте. (Все крякают с удовольствием). Запомните: два кряка – внимание, вижу противника. Три кряка – все ко мне. (Девушки улыбаются). А теперь: на что в пути обращать надо. Отвечать по порядку! Младший сержант Осянина!

Осянина:         Может быть, ветка сломана.

Васков:         Молодец, верно.

Бричкина:         С куста роса сбита.

Васков:         Точно! Молодец красноармеец Бричкина.

Четвертак:         Птицы кричат.

Васков:         Верно. Значит, люди идут. А ещё обращайте внимание на следы. От немецких резиновых ботинок, что ихние десантники носят. Куда они путь держат. А теперь разуться всем!

Комелькова:         Хорошо, что не раздеться… 

Васков:         Разговорчики, Комелькова! (Осматривает обувку девушек). Так… с такой обувкой, в тонком чулке, не навоюешь, потому как километра через три ноги свои собьёте до кровавых пузырей. В дорогу всем намотать портянки!

(Обуваются, Васков продолжает): Идём на двое суток. Взять сухой паёк, патронов, подзаправиться. В пути не отставать, не разговаривать. Порядок движения будет такой: впереди – Осянина и Бричкина, на расстоянии за ними – я и переводчица. Затем в ста метрах – Комелькова и Четвертак. У кого силы много?

Бричкина:         А чего? (Неуверенно). 

Васков:         Когда пойдём через болото, боец Бричкина понесёт вещмешок переводчицы.

Гурвич:         Зачем? (С возмущением).

Васков:         А затем, что не спрашивают. Комелькова!

Комелькова:         Я!

Васков:         Взять вещмешок у красноармейца Четвертак.

Комелькова:         Четвертачок, заодно можно и винтовочку.

Васков:         Разговорчики! Делать, что велят: личное оружие каждый несёт сам. (Помолчав): Эх, девчонки, несчастный вы народ! Мужикам война эта – как зайцу курево, а уж вам-то… На сборы даю сорок минут.

Р-разойдись! (Снял пилотку).

III. Наше время.

У обелиска Васков и его приёмный сын.

(Девушки в стороне.)

Васков (обращаясь к сыну):         Все эти девушки не похожи одна на другую. У каждой своя судьба... (Помолчав): Лиза Бричкина…

Бричкина (встаёт, рассказывает):         Я родом с Брянщины. Отец – лесник, я ему во всём помогала, ухаживала за больной матерью, готовила обед, прибиралась в доме, обходила отцовские угодья и ждала завтрашнего дня. Началась война… Я попала на оборонные работы. Рыла окопы, попадала в окружения, выбиралась из них и снова рыла. Потом оказалась где-то под Валдаем, прибилась к зенитной части. 171-й разъезд…

Юноша1 (читает отрывок):         Лиза утонула в болоте, выполняя роль связного. Жуткий, одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Лиза долго видела синее прекрасное небо и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила. Она в последний раз увидела свет солнца – тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…

Васков: _        Соня Гурвич…

Гурвич (встаёт, рассказывает):         Я училась в Москве, в университете. Была отличницей. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галёрку. Готовилась к сессии. А тут… война. Я надела форму, но переводчиков хватало, а зенитчиц – нет. Вот меня и откомандировали вместе с Женькой Комельковой на 171-й разъезд. Любила читать стихи. Всегда носила с собой томик Блока:

                                Рождённые в годы глухие

Пути не помнят своего.

                                Мы – дети страшных лет России –

                                Забыть не в силах ничего…

                                От дней войны, от дней свободы –

                                Кровавый отсвет в лицах есть…

Юноша2:        В расселине, скорчившись, лежала Гурвич. Гимнастёрка на груди была густо залита кровью. Две узкие дырочки виднелись на ней. Одна в грудь шла, вторая пониже – в сердце. Соня бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь принести старшине забытый кисет. Бежала, радовалась и понять не успела, откуда свалилась на хрупкие плечи тяжесть, почему пронзительной яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела, и крикнуть, потому что не достал немецкий нож до сердца с первого удара…

Васков:         Галя Четвертак…

Четвертак (встаёт, рассказывает):         Война застала меня на 3-м курсе техникума. Я так упорно штурмовала военкомат, что меня в порядке исключения направили в зенитчицы. Военные будни были совсем не похожи на мои представления о фронте, и я тайком плакала по ночам. Но тут появилась Женька, и мир снова завертелся быстро и радостно. Мы всегда были втроём – Рита, Женька и я.

Юноша3:         Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы, каждый миг ожидая встречного выстрела. Через несколько шагов они должны оказаться в створе между Четвертак и Васковым… Вдруг Галя, выгнувшись и заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая. Коротко ударил автомат. Девушка с разлёту сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик её затерялся в предсмертном хрипе…

Васков:         Женя Комелькова…

Комелькова (встаёт, рассказывает):         У меня с немцами имелся личный счёт. Маму, сестру, братишку – всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили – и под пулемёт. А меня эстонка спрятала в доме напротив. И я видела всё. Сестрёнка последней упала: специально добивали… После гибели родных я осталась одна-одинёшенька, перешла фронт и оказалась в отделении зенитчиц под началом младшего сержанта Осяниной. Всё было как надо – я не расстраивалась.

Юноша4:         Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя, и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, Женька просто удивилась. Неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо…

Васков:         Рита Осянина…

Осянина (встаёт, рассказывает):         Первый день войны я встретила на заставе. Не растерялась, не ударилась в панику, была спокойна, так как сына отправила к своим родителям. Поэтому могла заниматься спасением чужих детей. А муж погиб на второй день войны. Вот почему у меня имелся личный счёт с немцами. Когда меня известили о переводе с передовой на объект, я промолчала, сбегала в штаб, поглядела на карту и увидела, что 171-й разъезд находится недалеко от города, где остались больная мать с сынишкой. И попросила послать туда моё отделение.

Юноша5:         Рита знала, что рана её смертельна и что умирать она будет долго и трудно… Сначала стреляли, потом вдруг стало тихо, и Рита поняла, что Женьки больше нет. Слёзы пропали, отступили. Она не жалела себя. А думала о том, что сын её оставался сиротой на руках у больной матери. Как сложится его жизнь?         (Вернулся Васков).

Осянина: _        Женя погибла?

Васков (кивнул, потом сказал):         Не победили они нас, понимаешь? Мы ещё живые, нас повалить надо!..

Осянина:         Погоди. Помнишь, на немцев я у разъезда наткнулась? Я тогда в город к сыночку бегала. Позаботься о нём. Мама больна очень. Долго не проживёт.  

Васков:         Не тревожься, Рита, понял я всё.

Юноша5:         А потом, уходя, он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел. И, ещё боясь поверить, побежал назад, к сосне. Рита выстрелила в висок, и крови почти не было.

Васков:         5 девчат, 5 девочек было всего, всего пятеро! А немцы не прошли, не смогли пройти. Пятеро против шестнадцати!

(Стягивает с головы пилотку, молчание). 

Сын:         А зори-то здесь тихие… И чистые-чистые, как слёзы…

Юноша1:         Так заканчивает свою повесть о минувшей войне писатель Борис Васильев. И каждой строкой, обращенной к нам, предупреждает: жалость и милосердие так необходимы нашему веку.

(в заключение спектакля-миниатюры провести обсуждение со зрителями)

__________________________________

Использованная литература.

Васильев Б. «А зори здесь тихие…». — М.: ДОСААФ, 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"

Красочная, иллюстративная презентация из 18 слайдов,  информирующая  об авторе и героях повести. Является прекрасным наглядным пособием для учителя при изучении раздела"Литература ...

Урок литературы по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..."

Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие..." можно проводить в 9,10, 11 классах. Особенно актуален он в год 70-летия Победы  в  Великой Отечественной войне....

Презентация к уроку литературы по повести Б. Васильева "А зори здесь тихие.."

Более тридцати произведений, созданных Борисом Васильевым и ставших основой более пятнадцати кинофильмов, навсегда останутся классикой русской литературы. Данная презентация может быть использована на...

Урок литературы в 11 классе «У войны не женское лицо» (по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие»)

Тема: Война и женщина.Цели: Донести до учащихся основную мысль автора о несовместимости понятий «война и женщина»;Проследить героическую судьбу девушек и старшины Васкова;Используя интерне...

Конспект урока литературы "Они отдали жизнь за Родину, они погибли не зря..." (По повести Б. Васильева "А зори здесь тихие...")

В процессе урока раскрывается  основная  мысль  автора  о  несовместимости  понятий  «война»  и «женщина»...

Презентация по литературе к повести Б.Васильева "А зори здесь тихие" (Две части)

Презентация по литературе для учащихся старших классов к повести Б.Васильева "А зори здесь тихие" (В двух частях)...