ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Домра» (Оркестровая студия «Гармония»)
рабочая программа на тему

Программа ознакомительного уровня для учащихся 1-2 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Музицирование на русских

народных инструментах.

Подготовительный оркестр. Домра»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Направленность - художественная

Уровень – ознакомительный

Возраст учащихся – 1-2 классы

Срок реализации программы – 1 год

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Мужичкова Наталья Ивановна,

Бармина Галина Ивановна,

Миронова Екатерина Александровна,

Гордиенко Наталья Анатольевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музицирование на русских

народных инструментах.

Подготовительный оркестр. Домра»

 (Оркестровая студия «Гармония»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Музицирование на русских народных инструментах.

Подготовительный оркестр. Домра»

(Оркестровая студия «Гармония»)

Содержание

1. Пояснительная записка

2-12 стр.

2. Учебно-тематический план

13-14 стр.

3. Содержание программы

15-18 стр.

4. Методическое обеспечение программы

19-24 стр.

5. Список литературы

25-27 стр.

6. Приложения

28-42 стр.

  • Техника безопасности

28-33 стр.

  • Аттестация учащихся
  • Строение инструмента домра

34-39 стр.

40-42 стр.


1. Пояснительная записка 

Направленность

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Домра» является модифицированной, ознакомительного уровня 1 ступени и имеет художественную направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Традиционная музыкальная педагогика опирается на образовательные стандарты, сформированные в практике деятельности детских музыкальных школ. Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Домра» предполагает деятельностный характер образовательного процесса с учетом специфики содержания образовательной деятельности в творческом объединении, включает в себя особенности традиционной и современной школы домрового исполнительства.    

Программа «Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр. Домра» направлена на формирование и развитие навыков коллективного (оркестрового) инструментального мышления у детей и подростков оркестровой студии «Гармония» через овладение первоначальными исполнительскими навыками игры на инструменте. 

Коллективное музицирование в оркестре русских народных инструментов является одной из самых доступных форм привлечения учащихся к музыкальному творчеству в системе учреждений дополнительного образования детей. Различные формы коллективного музицирования (ансамбль, развивающие музыкальные игры групповые занятия по музыкально-теоретическим дисциплинам, концертная деятельность, реализация различных творческих проектов) предполагают активное участие детей в образовательном процессе. Оркестр, как творческая единица, может представлять своебразный эстетический всеобуч. В оркестре музыканты не только постигают мир прекрасного, гармонию мыслей и чувств. Деятельностный характер (музыкально-исполнительский) вид познания позволяет активно преобразовывать свой внутренний мир, делает необходимым освоение смежных с музыкой видов искусств, получение широких музыкально-теоретических знаний.

Музыкально-эстетическое воспитание участников оркестровых коллективов направлено на формирование их общей музыкальной культуры и в то же время «на реализацию интивидуально-творческой природы» (О.А.Блох). Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский (1918-1970) называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он. Удивительно ли, что личность Сухомлинского, его деятельность, взгляды привлекают всех педагогов, кто стремится творчески мыслить, кто хочет в своем труде добиться нового и лучшего, кто видит свою задачу не только в том, чтобы чему-то обучить весь класс, но прежде всего в том, чтобы помочь раскрытию и формированию личности каждого, и тем самым формировать живой, богатый индивидуальностями коллектив. Д. К. Кабалевский дает высокую оценку мысли Сухомлинского о единстве этического и эстетического в воспитании детей. Он говорил: «Сама по себе мысль конечно не нова, но Сухомлинский пропитал ею буквально все звенья своей педагогической концепции с такой последовательностью и так убедительно, как никем из педагогов это, кажется, до сих пор еще не было сделано».

Единство этического и эстетического наиболее полно обнаруживает себя при общении детей с искусством. Этический заряд есть в любом произведении искусства, но нельзя забывать, что заряд этот может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему воспитание высоко эстетического вкуса, выработка «иммунитета против пошлости» - важнейшая задача не только эстетического, но прежде всего нравственного воспитания. И тут искусство заменить ничем нельзя.

Очень важно, чтобы воздействие искусства на человека начиналось как можно раньше, с детского возраста. Воспитанная с ранних лет способность глубоко чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняются затем на всю жизнь. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы»- предупреждал В. А. Сухомлинский. Цель занятий искусством с детьми – пробуждать творческие силы, воспитывать любовь к прекрасному, любовь к искусству. Педагогика учит нас в процессе эстетического воспитания не ограничиваться лишь пассивным наблюдением; необходимо также и творческое проявление себя в искусстве, овладение навыками коллективного и индивидуального исполнительства.

В настоящее время одно из ведущих мест в системе музыкально – эстетического воспитания занимает русское народное инструментальное исполнительство. В настоящее время в концертной практике отмечается высокий уровень исполнительства на домре и его рост, чему в значительной степени способствует включение домры в программы профессиональных музыкальных учебных заведений – школ, училищ и вузов, а также широкое распространение домры в сфере дополнительного образования.  

Классы домры призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию активных участников оркестров и ансамблей, подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные училища. На первом уровне обучения педагог класса домры считает своей главной задачей – ознакомление детей с традициями исполнительства на домре и других русских народных инструментах, приобщение их к истокам народной музыкальной культуры, пропаганде русской народной музыки, пробуждения интереса к коллективному музицированию в составе оркестра русских народных инструментов.

Отличительная особенность

Программа разработана для обучения учащихся оркестровой студии «Гармония» ГБОУ Зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи на основе обобщения педагогического опыта, с учётом особенностей образовательной деятельности творческого объединения, анализа результативности деятельности творческого объединения, с позиции требований, предъявляемым к образовательным программам как элементу российской образовательной системы и мониторинга образовательного процесса.

Инновационный характер программы обусловлен специфическими условиями организации образовательного процесса в объединении, основу которого составляет оркестр русских народных инструментов. Авторы программы опираются на основные тенденции современной музыкальной педагогики, такие как:

  • включение музыки в общую систему гармонического воспитания личности;
  • введение всеобщего музыкального образования;
  • широкие репертуарные тенденции, обновление и обогащение репертуара благодаря привлечению старинной музыки, популярных сочинений отечественной музыкальной культуры, современной музыки с использованием элементов композиторской техники XX века.

Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ребёнок, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе подготовительного оркестра.

Цель: развитие у детей музыкальных способностей с целью привлечения юных музыкантов к коллекивному музицированию в оркестре русских народных инструментов через реализацию традиционных и современных методик обучения игре на домре.

Задачи:

образовательные: 

  • овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей;
  • изучение основ музыкальной грамоты; 
  • обучение основам игре на домре;
  • выработка первоначальных навыков чтения с листа;
  • формирование первоначальных навыков грамотного разбора и анализа музыкального текста;
  • изучение истории русских народных инструментов и основных жанров детского фольклора;
  • выработка необходимых исполнительских навыков для освоения оркестровых партий;
  • формирование умений и навыков индивидуальной и ансамблевой игры;
  • формирование умения и навыки выступления на сцене;
  • выработка необходимых исполнительских навыков для передачи образно-эмоциональный строя музыкального произведения;
  • изучение техники безопасности (см. Приложение 1).

развивающие:

  • развитие координации движений и беглости пальцев;
  • развитие музыкального слуха – мелодического и гармонического;
  • развитие чувства ритма, музыкальной памяти и внимания;
  • развитие природных способностей учащегося через создание атмосферы музыкального сотворчества;

воспитательные:

  • формирование интереса к детской классической и академической народной музыке;
  • формирование музыкального вкуса и эстетического кругозора на примерах лучших образцов детской и народной музыки;
  • воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности и других качеств личности;
  • воспитание чувства коллективизма;
  • воспитание стремления к саморазвитию.

Возраст учащихся: 1-2 классы

Сроки реализации: 1 год

Формы и режим занятий: 

занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут (25 мин. занятие, 5 мин. смена деятельности), 1 час в неделю, 44 часа в год: 32 часа аудиторных занятий и 12 часов социальная практика (концертные и воспитательные формы работы). Индивидуальные занятия.

К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.

В соответствии с психолого-физиологическими особенностями и современными интересами детей и подростков, необходимостью применения здоровьесберегающих технологий предусмотрена следующая структура занятий:

Структура индивидуальных занятий

Основное время занятия

(выработка знаний, умений, навыков)

25 минут

Смена деятельности

(развивающие игры-упражнения, психологический тренинг,

беседы о музыке)

5 минут

Общее время:

30 минут

Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:

  • метро-ритмические упражнения;
  • усвоение основных музыкально-теретических знаний;
  • выработка необходимых исполнительских приемов;
  • чтение с листа;
  • творческие упражнения (подбор по слуху);
  • показ педагогом;
  • беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
  • работа в ансамбле с концертмейстером;
  • прослушивание аудиозаписей.

Ожидаемые результаты

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).

В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:

  • служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
  • являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

Требования к учащимся

  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

  • массовое распространение у детей младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
  • неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
  • отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
  • перегрузки в общеобразовательной школе;
  • отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

Первый (ознакомительный) год обучения в творческом объединении является информационно-ознакомительным и подготовительным. По окончании 1 года обучения учащийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ребенку активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.

За один год обучения учащийся должен знать:

  • знать основные жанры музыкального фольклора;
  • знать названия и историю происхождения народных инструментов;
  • усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);
  • знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
  • владеть простейшими навыками анализа музыкального периода (лад, размер, строение фразы, характеристика художественного образа).

За один год обучения учащийся должен уметь:

  • свободно читать ноты в скрипичном ключе;
  • иметь первоначальные навыки игры на инструменте, исполнять основные приемы (удар, тремоло);
  • развить общую координацию рук и пальцев;
  • уверенно исполнять оркестровые партии;
  • развить общую координацию рук и пальцев;
  • уметь играть с аккомпанементом и в ансамбле с другими учащимися;
  • выучить и исполнить наизусть или по нотам 5-6 пьес различного характера, 2-3 этюда,10-15 песенок-попевок на открытых струнах.

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

  • открытые занятия для родителей;
  • итоговые открытые занятия;
  • участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
  • участие в методических семинарах различного уровня;
  • тестирование;
  • беседа;
  • выполнение творческих заданий.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговою диагностическую карточку два раза в год (см. Приложение 2).

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

- отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;

- активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения;

- результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением 2-3 произведений программы.  


2. Учебно-тематический план 

Название разделов

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в предмет. Техника безопасности.

1

1

-

2

Донотный период. Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов.

2

1

1

 3.

Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

2

1

1

4.

Обучение игре на инструменте:

- нотная грамота;

- постановка рук;

- развитие общей координации рук и пальцев;

- развитие чувства ритма.

5

3

7

5.

Развитие технических и ансамблевых навыков игры в оркестре:

- чтение с листа;

- разучивание партий;

- знакомство с дирижёрскими жестами.

5

1

4

6.

Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий) в ансамбле с концертмейстером.

13

1

14

7.

Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы).

2

1

1

9.

Итоговые занятия.

2

1

1

10.

Социальная практика.

12

2

10

Итого:

44

12

32


3. Cодержание программы

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий). Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой.

2. Донотный период. Изучение основных жанров детского фольклора и жанров детской музыки (песня, марш, танец) и истории музыкальных инструментов. 

Теория: жанры вокального и инструментального детского фольклора, история возникновения и развития народных музыкальных инструментов;

Практика: исторические сведения об инструменте, слушание музыки (в исполнении преподавателя) для ознакомления с приёмами игры и возможностями инструмента, изучение попевок, скороговорок, элементов обрядовых игр, прослушивание музыкальных произведений в исполнении на народных инструментах и вокальных ансамблей (аудиозапись, «живое исполнение»), ансамблевое музицирование на духовых и ударных народных инструментах,

3. Изучение нотной грамоты в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.

Теория: формирование понятийного аппарата (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, нотная грамота;

Практика: нотный стан, скрипичный ключ, названия, расположение нот в пределах первой и второй октавы, Понятия: Скрипичный ключ, нотный стан, тон, полутон, диез, бемоль, регистр. Мажор, минор. Знакомство с длительностями (целая, половинная, четвертная, восьмая). Паузы.

4. Обучение игре на инструменте.  

Теория: изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий ,самостоятельной работы вне занятия.

Практика: посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато), работа над звукоизвлечением медиатором. Работа над качеством извлекаемых звуков, их частотой и певучестью. Овладение элементарными техническими навыками. Характерное исполнение пьес. Развитие координации рук, пальцев: пальчиковые игры, стихи и музыкальное сопровождение. Посадка, постановка инструмента: работа над посадкой и постановкой рук продолжается в процессе всего обучения. Развитие чувства ритма: использование ложек, хлопков, ударов по чему-либо, притоптывания, использование ударных инструментов. Понятие “сильная доля”, размер 2/4 и 4/4. Игра ритмических фигур со счетом в слух.

5. Развитие ансамблевых навыков игры в оркестре (чтение с листа, разучивание партий, знакомство с дирижёрскими жестами)

Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр». Беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники.

Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аппликатура), продолжение работы над звукоизвлечением медиатором (ударами вниз и вверх), работа над пластикой игровых движений левой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком.

6. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий) в ансамбле с концертмейстером.

Теория: понятие «художественный образ». Композитор и исполнитель. Изучение средств художественной выразительности (динамика, агогика).

Практика: работа в ансамбле с концертмейстером над выразительным исполнением. Выработка навыков исполнения агогических отклонений и простых динамических оттенков. Понятие «ауфтакт», выработка умения слушать концертмейстера.

7. Развитие слуховых и музыкальных представлений (слушание музыки, образовательные беседы)

Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с детскими музыкальными сочинениями.

Практика: слушание детских музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (устный рассказ, рисунок, музыкальное сочинение).

8. Итоговые занятия.

Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ.

Практика: игра наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на  открытом прослушивании, концерте .

12. Социальная практика.

Теория: обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений.

Практика: участие в творческих проектах, конкурсах, фестивлях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнени творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная пракьтика с родителями учащихся.

4. Методическое обеспечение программы

Основные принципы методики преподавания:

принцип движения - подача материала в игровой, театрализованной форме - особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

принцип сравнения - при определении теоретических понятий используются разные образы из жизни природы, цветообразы, звукообразы; чаще всего это происходит при изучении направления музыкального движения, интервалов, аккордов и при определении наклонения лада;

принцип синтеза - межпредметные связи:

  • домра и подготовительный оркестр;
  • домра и ансамбль;
  • домра и сольфеджио;
  • домра и дополнительный инструмент.  

Реализация этого принципа позволяет воспитать музыканта с более широким спектром ЗУНов.

принцип сотрудничества - педагог и ученик - единомышленники, сотрудники: вместо заучивания готовых определений и формулировок вместе находят путь к истине и делают открытие при максимально доброжелательном и комфортном психологическом микроклимате;

принцип повторения - повторение теоретического и практического материала с тенденцией к усложнению, с дополнениями и поправками при каждом повторении;

принцип доступности - объяснение материала, подбор репертуара в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

принцип дифференцированного подхода - с программой должны справляться все, а для сильных учеников, сверх нормы, даются дополнительные задания творческого характера.

Показателями успешности занятий детей в студии являются:

- высокий уровень обученности;  

- успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях;

- участие в творческих олимпиадах, проводимых в студии.

Формы занятий

  • занятие-игра;
  • занятие-концерт;
  • занятие-беседа;
  • занятие-конкурс;
  • занятие-викторина.

Методы и приемы, используемые на занятиях

  • словесный метод (рассказ, объяснение, беседа, пояснение, указание и замечание);
  • частично-поисковый метод (учащийся участвует в решении поставленных исполнительских задач);
  • метод анализа учеником и педагогом учебной ситуации;
  • наглядный метод (слушание музыки, показ педагога, просмотр видеоматериалов);
  • практический метод (применение систематических, последовательных, постоянных упражнения разного вида).

Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному».

На первой ступени обучения происходит общее развитие координации пальцев, развитие мелкой моторики, развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логично рассуждать, у него достаточно развита память, внимание и связная речь. Занятия музыкой помогают детям развивать мелкую моторику и координацию рук. Для этого используются специальные упражнения.

Обучение игре на домре по данной программе ведется во взаимной связи с другими предметами (ансамбль, подготовительный оркестр, сольфеджио, дополнительный инструмент по выбору учащегося). Важное значение придается формированию ряда знаний, умений и навыков в области коллективного исполнительства, необходимых в  оркестровой и ансамблевой практике. Установлению тесной связи между обучением, воспитанием и развитием творческих способностей уделяется особое внимание. Несмотря на то, что основные теоретические знания учащиеся приобретают на занятиях по сольфеджио, педагог учитывает необходимость повторения полученных ранее знаний и их углубления (по возможности) в процессе музыкально – исполнительской деятельности на всем протяжении обучения. В целях развития музыкально – слуховых представлений и осуществления общественно-практической направленности занятий изыскивается специальное время на занятии для обучения игре по слуху, транспортированию, чтению нот с листа. В ходе занятий педагог сосредотачивает свое внимание на формировании определенных качеств личности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости. Привитие учащимся необходимых исполнительских навыков и умений происходит в процессе работы над различными по содержанию, характеру и стилю художественными произведениями, а музыкальное воспитание и развитие их основывается на изучении народной музыки, творчества советских, русских и зарубежных композиторов.

Успеваемость учащихся во многом зависит от правильной организации их самостоятельных домашних занятий. В целях наиболее рационального использования времени, педагогу помогает учащемуся составить расписание «рабочего дня» с учетом времени, необходимого на приготовление заданий по общеобразовательным и музыкально-теоретическим предметам, специальности, не допуская при этом перезагрузки, пагубно отражающейся на здоровье детей. Педагог систематически учит ребенка сознательно и вдумчиво работать над изучаемым произведением, анализировать встречающиеся трудности, добиваясь их устранения путем тщательной работы над отдельными сложными тактами.

Большое значение для обогащения музыкальных представлений учащегося, воспитания навыков ансамблевой игры имеет работа с концертмейстером.

Наряду с урочной формой могут использоваться и внеурочные формы занятий с учащимися в рамках реализации раздела программы «Социальная практика»: тематические собрания, посещение и обсуждение концертов, прослушивание аудио и видеокассет с записями своих выступлений, а также известных исполнителей, оркестров, посещение выставок, встречи с музыкальными деятелями, исполнителями, поэтами, художниками, композиторами; творческие встречи с коллективами общеобразовательных школ, представителями национальных обществ в рамках культурного обмена.

Условия реализации программы

Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений учащихся класса домры, известных исполнителей и коллективов.

В связи с тем, что работа с учащимися по классу домры предусматривает совместную работу педагога класса с педагогом концертмейстером, необходимо иметь в кабинете хорошо настроенный инструмент (фортепиано). Воспитание эстетического вкуса неразделимо связано с качеством звукоизвлечения на инструменте, что обеспечивается наличием в арсенале класса домры (примы) только хорошего качества.

В виду того, что физиология ребенка младшего школьного возраста не всегда соответствует размеру инструмента, возникают трудности в определении возраста поступающих детей на обучение игре на домре.

Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог руководствуется принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред. Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом в классе домры должен быть художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов.

Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении. Постоянное внимание уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами. Правильная аппликатура является одним из элементов игры на домре. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Переходы из позиции в позицию являются не только одним из элементов техники домриста, но и важным средством выразительности.

Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально выразительное значение. Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения последовательно проводится на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.


5. Список литературы

Список специальной литературы:

  1. Ю. Васильев, А. Широков. Рассказы о русских народных инструментов. – М., 1986.
  2. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Т. Топоркова, С. В. Щербинина. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  3. А. В. Дорожкин. Оркестры русских народных инструментов: методические рекомендации. – М., 1955.
  4. М. И. Илеханцкий. У истоков русской народной оркестровой культуры. – М., 1987.
  5. Р. Н. Лимонова. Программа оркестра русских народных инструментов.
  6. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования. – М., 1999.
  7. О. П. Разынова. Авторские программы и методические рекомендации. – М., Гном-пресс, 1999.
  8. О. П. Разынова. Музыкальные шедевры. – М., 1999.
  9. И. Э. Сафарова. Игры для организации пианистических движений. – Екатеринбург, 1994.
  10. А. В. Смирнов. Программа оркестра русских народных инструментов. Сборник программ.
  11. М. С. Тегезунгей. Оркестры русских народных инструментов. – Иркутск, 1962.
  12. Фольклор, музыка, театр. – М., 1999.

Список литературы для педагога:

  • Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
  • Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;
  • Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;
  • Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;
  • Мерзлякова С. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;
  • Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;
  • Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;
  • Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;
  • Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;
  • Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.


Интернет-ресурсы

Ноты:

Оркестры:

 


Приложение 1

Техника безопасности

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2009

Общие правила поведения

Учащиеся обязаны:

  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться на складе музыкальных инструментов только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • учащийся не имеет право самостоятельно пользоваться имуществом, хранящемся на складе (музыкальные инструменты, пюпитры, костюмы, подставки и прочее);
  • выдача музыкальных инструментов для домашних занятий учащихся со склада музыкальных инструментов производится в соответствии с требованиями сохранной расписки;
  • в случае порчи музыкального инструмента, находящегося в домашнем пользовании, материальную ответственность несут родители обучающегося;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить на склад музыкальных инструментов и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • бегать на складе во избежании повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Обязанности педагога:

  • педагог обязан обеспечить все необходимые меры для полной сохранности музыкальных инструментов и другого имущества, используемого в образовательном процессе;
  • педагог обязан следить за порядком на складе музыкальных инструментов;
  • педагог обязан сопровождать учащихся на склад для получения ими музыкальных инструментов;
  • педагог несет полную ответственность за сохранность музыкальных инструментов, используемых в образовательном процессе;
  • по окончании занятия педагог обязан проконтролировать, а при необходимости помочь учащимся убрать инструмент на склад;
  • с учетом здоровьесберегающих технологий педагог обязан подобрать музыкальный инструмент в соответствии с физическими особенностями учащихся, тем самым обеспечить правильную эксплуатацию инструмента и его сохранность;
  • педагог обязан соблюдать правила гигиены и обеспечивать порядок в кабинетах оркестровой студии «Гармония», необходимых для полной сохранности музыкальных инструментов.  

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества

ИОТ— 017 —2008

Общие правила поведения

  • учащийся приходит во ДТДиМ за 15-20 минут до начала занятий, с собой имеет сменную обувь;
  • перед началом занятия учащийся должен подготовить свое учебное место (выбрать нужный инструмент, приготовить подставки, пюпитр, нотную литературу);
  • учащийся обязан следить за гигиеной инструмента и своего учебного места;
  • учащиеся имеют право находиться в учебном кабинете только в присутствии педагога или концертмейстера;
  • во время занятий учащийся не должен выходить из учебного кабинета без разрешения педагога или концертмейстера;
  • учащийся обязан выполнять требования пожарной безопасности и правил электробезопасности;
  • учащиеся обязаны бережно относиться к имуществу ДТДиМ, соблюдать чистоту и порядок;
  • учащиеся обязаны знать основные и запасные выходы из здания, и в случае эвакуации быстро покинуть помещение, выполняя все команды педагога;
  • при посещении ДТДиМ, учащиеся в возрасте 10 лет и старше (родители сопровождающие детей младшего возраста) обязаны предъявлять пропуск дежурному охраннику;
  • сопровождающие родители ожидают своих детей в фойе клубной части здания, проход в другие помещения не разрешается без сопровождения педагога;
  • учащийся ДТДиМ проявляет уважение к старшим, заботится о младших. Учащиеся и педагоги обращаются друг к другу в уважительной форме. Воспитанники уступают дорогу взрослым, старшие воспитанники - младшим, мальчики - девочкам.

Запрещается:

  • запрещается приносить во Дворец и на его территорию с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые или огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики, табачные изделия и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды;
  • пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой;
  • бегать по кабинету во избежание повреждения музыкальных инструментов и учебного оснащения помещения;
  • находиться в кабинете в верхней одежде;
  • высовываться в окна во время проветривания помещения;
  • пользоваться мобильными телефонами и плеерами.

Правила поведения на улицах и дорогах города:

  • учащийся по дороге во Дворец творчества должен правильно оценивать окружающую обстановку и выбирать безопасный маршрут, не соглашаясь на предложения друзей пройти через пустырь, стройку, глухой переулок;
  • в общественном транспорте соблюдать правила поведения и меры безопасности;
  • переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора;
  • при переходе улицы нужно посмотреть сначала налево, затем направо;
  • запрещается переходить улицу в неположенном месте и на красный свет светофора;
  • запрещается организовывать подвижные игры рядом с проезжей частью.

Инструкция  по технике безопасности

для учащихся оркестровой студии «Гармония»

  • учащимся не разрешается пользоваться розетками и любыми электроприборами самостоятельно;
  • в работе с клавишным синтезатором под руководством педагога использовать только указанный адаптер переменного тока РА- 300 или аналогичный, рекомендованный корпорацией YAMAHA;
  • учащийся не допускается к подключению адаптера инструмента к электрической сети;
  • запрещается открывать музыкальный инструмент и пытаться разобрать или модифицировать его внутренние компоненты;
  • запрещается использовать инструмент в условиях сырости и повышенной влажности, а так же при очень высокой или низкой температуре;
  • во избежание случайного падения инструмента и нанесения травмы учащемуся, не оставлять его в неустойчивом положении и использовать только специально предназначенную подставку;

 


Приложение 2

Аттестация учащихся

Педагогический мониторинг в рамках реализации данной программы осуществляется на каждом занятии. Цель занятия - создание условий для получения учащимся необходимых теоретических знаний, исполнительских навыков и умений и его общее музыкальное и гуманитарное воспитание.

К числу результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность учащихся к саморазвитию; сформированность мотивации к учению и познанию; ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  
  • метапредметные результаты — освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты — освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В рамках реализации данной программы можно выделить следующие показатели, которые позволяют оценить результативность обучения:

  • положительная динамика в развитии гибкости, вариативности, оригинальности мышления, музыкальной памяти, понимания музыкальных образов, чувства ритма и музыкального слуха;
  • мотивация к музыкальному творчеству;
  • повышение общей мотивации к учению.

Динамику результативности можно отследить по следующим показателям:

  • разнообразие музыкальных интересов;
  •  формирование общего кругозора в предметной области;
  •  стремление к общению с музыкой;
  •  эмоциональный отклик на музыку;
  • сформированность первоначальных исполнительских навыков.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

«высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

«средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

«низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы.

Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Требования к выступлениям учащегося в течение года

1 полугодие – 2-3 разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся);

2 полугодие – 2-3разнохарактерных пьесы (возможна сдача оркестровых партий или исполнение программы в ансамбле с педагогом (страшим учащимся).

Исполнение программы возможно и желательно в рамках реализации раздела «Социальная практика» (концерты, фестивали, творческие проекты).

Критерий отслеживания результатов:

  • уровень технического развития;
  • развитие памяти и внимания;
  • знания теории музыки;
  • степень овладения игры на домре;
  • развитие техники исполнения;
  • степень владение концертным репертуаром  оркестра;
  • ансамблевые навыки;
  • развитие слуха (мелодического и гармонического).

Успехи учащихся на занятиях оцениваются по трёхбалльной системе - ребёнку даётся словесная характеристика, осуществляется совместная рефлексия деятельности.

Результаты итоговой диагностики (один раз в полугодие) заносятся в индивидуальную карточку учета результатов обучения ребёнка по образовательной программе дополнительного образования детей.


Индивидуальная карточка

учета результатов обучения ребенка

по общеобразовательной программе дополнительного образования детей

Фамилия, имя ребенка________________________________________________ Возраст__________

Предмет_______________________Педагог________________________________________

Название общеобразовательной программы

_____________________________________________________________________________

Дата начала наблюдения 1 сентября 20_____ года

Показатели

диагностики

_____________год обучения

Конец I полугодия

Конец учебного года

1. Теоретическая подготовка ребенка

1.1. Теоретические знания:

1.2. Владение специальной музыкальной терминологией

2. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой (игровой аппарат, освоение приемов звукоизвлечения)

2.2. Музыкально- слуховые представления (память, воображение)

2.3. Творческие навыки (чтение с листа, подбор по слуху, сочинение)

3. Общеучебные умения и навыки ребенка

3.1. Личностные качества

Мотивация к музыкальному творчеству

Самостоятельность и самоконтроль

Отношение к общим делам объединения

3.2 Учебно-коммуникативные умения:

а) слушать и слышать педагога;

б) эстрадоустойчивость

в) способность к рефлексии деятельности

3.3 Учебно-организационные умения и навыки:

а) организовать свое рабочее (учебное) место;

б) соблюдать в процессе деятельности правила безопасности

4. Предметные достижения учащегося

4.1 На уровне детского объединения (студии)

4.2 На уровне ДТДиМ (учрежденческий)

4.3 На уровне округа (окружной)

4.4 На городском уровне (Московский)

4.5 На региональном уровне (Российский)

4.6 На международном уровне

Итого средний балл:

Уровни проявления (низкий, средний, высокий)

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н);

2 балла – проявляется на среднем уровне (С);

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования _______________________/_________________/

Приложение 3

Строение инструмента домра

Домра - русский народный инструмент. Используется для сольного исполнения музыкальных произведений и в струнных оркестрах. Домры могут быть трех- и четырехструнными. По диапазону звучания домры делят на пикколо, примы, альты, тенора, басы.

Головка 1 (рис. 5.7) домры с колковой механикой 18 служит для натяжения струн 15 при настройке. Ручка 3 с наклейкой 4, ладовыми пластинами 16, точками 17 и порожком 2 служит для накладки струн и удобства при игре. Клец 5 обеспечивает жесткость крепления грифа к корпусу. Подставка 9, порожек нижний 20 и подструнник 11 используются как точки опоры струн. Контробечайка 7, пружины 8, клец нижний 10, розетка 13, кнопка 21, обкладка 14, кружок 22, клепки 19 придают инструменту определенные прочностные качества. Пружины 8 и дека 6 наряду с корпусом определяют тембр звука инструмента. Панцирь 12 защищает деку от механических повреждений при игре. Основные размеры домр приведены в табл. 5.4, 5.5. Деки домр изготовляют из резонансной древесины (ель), гриф — из твердолиственных пород дерева.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Музицирование на русских народных инструментах. Подготовительный оркестр"

Данная программа является ознакомительным курсом обучения 1-й ступени в оркестровой студии "Гармония" для детей 1-2 классов....