Открытый урок на тему: Работа с ансамблем скрипачей (в рамках проекта «Исполняем песни Великой Отечественной войны»)
план-конспект урока на тему

Платонова Татьяна Евгеньевна

Цель данного урока: формирование и развитие традиций патриотического воспитания обучающихся на примерах лучших образцов песенного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_ansamblem_skripachey.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

"Участие в ансамблях играет огромную положительную роль в формировании музыканта".

Д.Ф.Ойстрах

Тема: Работа с ансамблем скрипачей (в рамках проекта «Исполняем песни Великой Отечественной войны»)

Цель урока: формирование и развитие традиций патриотического воспитания обучающихся на примерах лучших образцов песенного творчества

Задачи урока:

1. Развивать творческую мыслительную деятельность учащихся при применении методов активного обучения.

2. Воспитывать способности согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля.

3. Добиваться точности  интонирования, ритма, исполнения характера штрихов, темпа в игре ансамбля.

4. Развивать умение работать с концертмейстером.

5. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и уважение к старшему поколению.

Концертмейстер: Тагоева И. О.

Оснащение урока:     скрипки, пианино, пюпитры, нотный и информационный материал.

Содержание урока

Время

Методика проведения урока

I. Организационный момент.

2 мин.

Проверка настройки инструментов, подготовка учащихся к творческой коллективной работе.

II. Вводное слово преподавателя.

2 мин.

Постановка цели урока и его задач.

III. Проверка усвоения пройденного материала.

В теч. урока.

Краткий фронтальный и индивидуальный опрос учащихся (вопросы смотрите в Приложении 1).

IV. Основная часть урока.

  1. Работа над пьесами.

М. Блантер. Песня «Катюша»

В. Соловьев-Седой. Песня «Соловьи»

М. Блантер. Песня «В лесу прифронтовом»

М. Таривердиев «Песня о далекой Родине» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

8 мин.

8 мин.

8 мин.

8 мин.

С информационным сообщением о песне выступает учащаяся Куанышбаева Эльмира (Приложение 2).

Исполнение пьесы по партиям. Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами: индивидуальная игра учащихся, игра группами, дуэтами. Работа над умением слышать партию другого голоса. Работа над характером пьесы. Работа с концертмейстером над музыкальной тканью пьесы, фразировкой.

Работа над синхронностью исполнения: умением держать темп, ритм.

Проверка игры наизусть, анализ исполнения и рекомендации в работе для каждого учащегося.

С информационным сообщением о песне выступает учащаяся Байрамова Зилфи (Приложение 2).

Исполнение пьесы по партиям. Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами: индивидуальная игра учащихся, игра группами, дуэтами. Работа над умением слышать партию другого голоса. Работа с концертмейстером над музыкальной тканью пьесы, фразировкой.

Работа над синхронностью исполнения: умением держать темп, ритм.

Проверка игры наизусть, анализ исполнения и рекомендации в работе для каждого учащегося.

С информационным сообщением о песне выступает учащаяся Кокталова Балнур (Приложение 2).

Исполнение пьесы по партиям. Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами: индивидуальная игра учащихся, игра группами, дуэтами. Работа над умением слышать партию другого голоса. Работа с концертмейстером над музыкальной тканью пьесы, фразировкой.

Работа над синхронностью исполнения: умением держать темп, ритм.

Проверка игры наизусть, анализ исполнения и рекомендации в работе для каждого учащегося.

С информационным сообщением о песне выступает учащийся Сайфуллин Нуржан (Приложение 2).

Исполнение пьесы по партиям. Работа над отдельными технически и интонационно сложными музыкальными эпизодами: индивидуальная игра учащихся, игра группами, дуэтами. Работа над умением слышать партию другого голоса. Работа с концертмейстером над музыкальной тканью пьесы, фразировкой.

Работа над синхронностью исполнения: умением держать темп, ритм.

Проверка игры наизусть, анализ исполнения и рекомендации в работе для каждого учащегося.

V. Подведение итогов урока, выставление оценок.

2 мин.

Оценка работы учащихся на уроке.

VI. Домашнее задание.

2 мин.

Песня «Катюша»– работа над интонацией, темпом, синкопированным ритмом.

Песня «Соловьи» - выучить наизусть, работа над нюансами.

Песня «В лесу прифронтовом» - выучить наизусть, работа над нюансами.

Таривердиев «Песня о далекой Родине» - работа над текстом в блоках «В» и «D», выучить наизусть до блока «В».

Приложение 1. Вопросы, заданные на уроке.

  1. Что такое синкопа? В какой части песни «Катюша» встречается этот ритм?

  1. Назовите тональность и характер исполнения песни «Катюша».

  1. Что означают динамические оттенки f, p, mf, cresc.

  1. Назовите тональность и характер исполнения песни «Соловьи».

  1. Почему меняется характер исполнения припева песни «Соловьи»?

  1. Назовите тональность, размер и характер исполнения песни «В лесу прифронтовом».

  1. Назовите особенности исполнения трехдольного размера.

  1. Назовите тональность и характер исполнения песни «Песня о далекой Родине».

  1. Как изменяется характер музыкальной ткани в блоке В «Песни о далекой Родине»?

  1.  В каких песнях наиболее ярко звучит тема патриотизма и любви к своей Родине?

Приложение 2. Истории создания песен.

«Катюша»

Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского.

В феврале 1939 года состоялась премьера программы Государственного джаз-оркестра Союза ССР под управлением М. Блантера и В. Кнушевицкого. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была «Катюша». Спела ее в сопровождении оркестра солистка Валентина Батищева. Вскоре песню стали петь и другие певцы и певицы — Георгий Виноградов, Лидия Русланова, Вера Красовицкая, а вслед за ними профессиональные и самодеятельные хоровые коллективы, армейские ансамбли. Ее распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей.

Так в советскую песенную лирику вошла новая тема—тема любви девушки и воина, защитника Родины. В чем новизна и актуальность воплощения этой темы поэтом и композитором, привлекательность и неожиданность ее решения?

Не только в сюжете, но и в самом ее настроении. Во все времена создавались песни, повествующие о любви, о разлуках и расставаниях. Матери, жены, невесты провожали сыновей, мужей, любимых на священную защиту Родины, на военную службу, а потом ожидали с надеждою их возвращения, пели об этом песни. И всегда это были грустные песни, полные тоски и печали. Образ тоскующей женщины, ожидающей воина с поля брани и службы солдатской, вызывал сочувствие, сострадание.

И вдруг появилась «Катюша». В песне этой никакой тоски нет и в помине. Напротив, слова ее и музыка выражают светлые чувства уверенности, бодрости и надежды. Героиня песни гордится тем. что ее любимый—«боец на дальнем пограничье». Все это очень отличало песню о простой и обаятельной девушке с ласковым русским именем Катюша от всех ее предшественниц. И за это ее полюбили и безоговорочно приняли всюду и все. В устах миллионов людей «Катюша» зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг. Вот почему она была воспринята народом как глубоко современная, несущая в себе важную общественную, патриотическую идею.

Особую популярность песня Катюша получила в дни Великой Отечественной войны. Песня стала не только событием в музыкальной жизни, но и своеобразным социальным феноменом. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. Больше того, появилось немало сюжетных продолжений песни. В Литературном музее в Москве есть строки: "Все мы любим душеньку "Катюшу", любим слушать, как она поет, из врага вытряхивает душу, а друзьям отвагу придает".

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

Выходила, песню заводила

Про степного сизого орла.

Про того, которого любила,

Про того. чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,

Ты лети за ясным солнцем вслед

И бойцу на дальнем пограничье

От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег, на крутой.

«Соловьи»

Музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Фатьянова

В песне «Соловьи», написанной на исходе военного лихолетья, сурово и просто и вместе с тем очень задушевно высказано то, что было на душе у каждого солдата в дни, когда Победа была уже близка, но война еще не окончена.

В одной из давних радиопередач автор стихов, на которые написана песня «Соловьи», замечательный советский поэт Алексей Иванович Фатьянов (1919—1959), в шинели рядового прошагавший трудными военными дорогами, рассказывал:

«Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов, во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей! И это вошло в песню «Пришла и к нам на фронт весна» (таким было первоначальное название “Соловьев”).

В архиве поэта сохранился черновик стихотворения «Пришла и к нам на фронт весна», датированный 1942 годом. В каких только фронтовых переделках не побывал этот исчерканный фатьяновской рукой листочек! Поначалу поэт сам придумал мелодию к своим стихам. Но потом он показал песню своему другу и соавтору композитору В. П. Соловьву-Седому, который за один день написал известную всем мелодию.

Чтобы песня пошла в народ, чтобы полюбили ее и запомнили, она должна быть не просто исполнена, а спета сердцем, спета душой. В этом отношении «Соловьям» очень повезло: песню впервые исполнил замечательный певец, с голоса которого запомнились, полюбились людям многие песни, — Георгий Павлович Виноградов. Его исполнение «Соловьев» вместе с Краснознаменным ансамблем в далеком  1945 году было да, пожалуй, и по сей день остается, непревзойденным образцом проникновения в творческий замысел авторов.

Секрет успеха этой песни, думается, очень точно объяснил прославленный полководец Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. В канун 25-летия Победы над фашистской Германией на просьбу корреспондента «Комсомольской правды» Василия Пескова назвать любимую песню, он ответил: «Мои вкусы, я думаю, не расходятся со вкусом многих людей: «Вставай, страна огромная!», «Дороги», «Соловьи»… Это бессмертные песни! Потому что в них отразилась большая душа народа!»

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Солдатам стало не до сна —

Не потому, что пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Но что война для соловья!

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

А завтра снова будет бой—

Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жен, от наших нив;

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят.

Соловьи, соловьи, не тревожьте ребят,

Пусть ребята немного поспят.

«В лесу прифронтовом»

Музыка М. Блантера, слова М. Исаковского

Песня появилась в 1943 году. "Стихи написаны на Каме, – вспоминал позже Михаил Исаковский, – когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали "Катюшу”). Спустя несколько месяцев услышал по радио, как "В лесу прифронтовом” исполняет Ефрем Флакс”. Композитор Матвей Блантер намеренно стилизовал песню под упомянутый в стихах Исаковского вальс «Осенний сон» (автор вальса – А. Джойс). Вместе с тем, музыка Блантера наполнена особой атмосферой военной поры, как и в произведении Михаила Исаковского в ней отразились и тоска мирной жизни, и несгибаемая воля к победе над ненавистным врагом. В 1946 году за песни "Под звездами балканскими”, "Моя любимая” и "В лесу прифронтовом” композитору М. И. Блантеру была присуждена Государственная премия СССР.

С берез, неслышен, невесом,

 Слетает желтый лист.

 Старинный вальс «Осенний сон»

 Играет гармонист.

 Вздыхают, жалуясь, басы,

 И, словно в забытьи,

 Сидят и слушают бойцы -

 Товарищи мои.

 Под этот вальс весенним днем

 Ходили мы на круг;

 Под этот вальс в краю родном

 Любили мы подруг;

 Под этот вальс ловили мы

 Очей любимых свет;

 Под этот вальс грустили мы,

 Когда подруги нет.

 И вот он снова прозвучал

 В лесу прифронтовом,

 И каждый слушал и мечтал

 О чем-то дорогом;

 И каждый думал о своей,

 Припомнив ту весну.

 И каждый знал - дорога к ней

 Ведет через войну.

 Пусть свет и радость прежних встреч

 Нам светят в трудный час.

 А коль придется в землю лечь,

 Так это ж только раз.

 Но пусть и смерть в огне, в дыму

 Бойца не устрашит,

 И что положено кому -

 Пусть каждый совершит.

 Так что ж, друзья, коль наш черед,

 Да будет сталь крепка!

 Пусть наше сердце не замрет,

 Не задрожит рука.

 Настал черед, пришла пора, -

 Идем, друзья, идем.

 За все, чем жили мы вчера,

 За все, что завтра ждем.

 С берез, неслышен, невесом,

 Слетает желтый лист.

 Старинный вальс «Осенний сон»

 Играет гармонист.

 Вздыхают, жалуясь, басы,

 И, словно в забытьи,

 Сидят и слушают бойцы -

 Товарищи мои.

«Песня о далекой Родине»

Музыка М. Таривердиева, слова Р. Рождественского

Из кинофильма «Семнадцать мгновений весны», режиссер-постановщик Т. Лиознова

11 августа 1973 года на советские экраны вышел многосерийный фильм "17 мгновений весны". Во время показа все 12 вечеров в стране почти не было уличной преступности, резко возрастало потребление электроэнергии и снижалось потребление воды — люди сидели у телевизоров.

Огромную популярность принес Таривердиеву фильм «Семнадцать мгновений весны». Но работать с Татьяной Лиозновой Таривердиеву было непросто. Таривердиев рассказывал: «Новая работа, как всегда, началась с телефонного звонка. Звонила Татьяна Лиознова. Просила прочесть сценарий фильма «Семнадцать мгновений весны». Я подумал, что речь идет об очередном шпионском фильме. Мне это было не очень интересно, и я, честно говоря, был в нерешительности - делать его или нет. Но когда прочел сценарий, понял, что здесь есть большие возможности для музыки. И стал искать ключ к решению… Я, как всегда, когда пишу музыку к фильму, стараюсь поставить себя на место героя. Писать музыку к обычному политическому детективу было неинтересно, да, наверное, и неправильно. И я стал думать о том, что испытывает человек во время этой страшной войны, когда был заброшен в Германию за много лет до нее. Ведь Штирлиц - герой собирательный, такой человек существовал, их было трое, тех, кто работал в высших эшелонах немецкой власти. Двое были раскрыты и погибли, один остался жив. Так что же должен чувствовать этот человек? Ну конечно, меру ответственности, чувство долга. Но что главное? Мне казалось, что он должен чувствовать тоску по дому. Может быть, я и не прав, но ведь я разведчиком не был. А что такое тоска по дому? Это тоска по людям, по жене. Это очень романтично, но что-то не то. А может быть, все-таки тоску по небу, своему небу?.. Ведь небо везде разное. Вот одно небо ялтинское - оно совершенно другое, совершенно другое, чем в Москве. Небо в Берлине - тоже. Состав воздуха, химический, наверное, один и тот же, я понимаю. Но оно другое, это небо. Небо совершенно другое в Америке, небо другое в Японии, небо другое в Мексике. Я видел это. И не потому, что там жарче или холоднее. Оно другого цвета, оно вызывает другие ощущения. И вот я сделал эту тоску. Не по березке, а по небу. По российскому небу.

Консультанты картины рассказывали, что во время войны, а может быть и раньше, разведчики, которые по многу лет работали за рубежом, годами не могли встречаться с домашними, женами, детьми. Из-за этого с ними происходили психологические срывы. Для того чтобы их поддержать, устраивались так называемые бесконтактные встречи. Ну, скажем, жену разведчика привозят в какую-то нейтральную страну. Разведчик приезжает туда же. И на вокзале, или в магазине, или в кафе в какой-то определенный час они видят друг друга, не общаясь, не разговаривая, чтобы не подвергнуть разведчика опасности. Эти женщины приезжали легально. Эпизода такой встречи с женой в сценарии не было. Сделать ее решила Лиознова, уже по ходу съемок. В кафе входит жена разведчика с покупками, в сопровождении человека из посольства, даже не зная, что именно в этот день, прямо сейчас она увидит своего мужа. А в этом кафе уже находится Штирлиц (все детали были воссозданы по рассказам). Сопровождающий просит посмотреть вправо, только незаметно, и она видит мужа. Малейшая реакция может стоить ему жизни. Когда мне рассказали о таких встречах, меня это просто потрясло. И я написал музыку. Восьмиминутную прелюдию. Этот эпизод в фильме получился беспрецедентным по длительности звучания музыки. Восемь минут и ни одного слова. Сопровождающий говорит: «Сейчас я отойду, куплю спички», - и начинается сцена, где Штирлиц встречается с женой взглядами. На этом месте были убраны все шумы - все реальные звуки кафе, звон посуды, стук приборов, все скрипы, проходы - весь звук был вынут, звучала только музыка.

Эту песню для него записывали разные исполнители, в том числе В. Мулерман, М. Магомаев, но Микаэл Таривердиев выбрал исполнение Иосифа Кобзона, как наиболее подходящее образу Штирлица.

Я прошу, хоть ненадолго,

 Грусть моя, ты покинь меня!

 Облаком, сизым облаком

 Ты полети к родному дому,

 Отсюда к родному дому.

 Берег мой, покажись вдали

 Краешком, тонкой линией.

 Берег мой, берег ласковый,

 Ах, до тебя, родной, доплыть бы,

 Доплыть бы хотя б когда-нибудь.

 Где-то далеко, очень далеко

 Идут грибные дожди.

 Прямо у реки, в маленьком саду

 Созрели вишни, наклонясь до земли.

 Где-то далеко, в памяти моей,

 Сейчас, как в детстве тепло.

 Хоть память укрыта

 Такими большими снегами.

 Ты, гроза, напои меня

 Допьяна, да не до смерти.

 Вот опять, как в последний раз,

 Я все гляжу куда-то в небо,

 Как будто ищу ответа…

 Я прошу, хоть ненадолго,

 Грусть моя, ты покинь меня!

 Облаком, сизым облаком

 Ты полети к родному дому,

 Отсюда к родному дому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы "Стихи и песни Великой Отечественной войны"

Цель: дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического...

Конспект урока "Партизанская песня Великой Отечественной войны"

Урок разработан на основе книги писателя  и литературоведа, жителя г. Балашова П.Ф. Лебедева "Партизанская песня" ( Саратов, Приволжское издательство, 1991)....

Песни Победы (Стихи и песни Великой Отечественной войны)

Урок посвящён стихам и песням Великой Отечественной войны, которые помогали выжить и победить врага. Песни звучат в исполнении как актёров времён войны, так и послевоенного времени: Марка Бернес...

Урок-концерт. "Стихи и песни Великой Отечественной войны"

Данная разработка урока по литературе предназначена для учащихся 8 класса. Урок содержит попутное представление презентации мероприятия.Разработка составлена по программе Литература 5-9 классы.Авторы:...

Музыкальный час, посвящённый песням Великой Отечественной войны. «Эти песни спеты на войне…»

Данное мероприятие воспитывает у учащихся любовь к Родине, родному краю, песне....

Открытый урок на тему: "Работа над ансамблем"

Комбинированный тип открытого урока, где на примере разнообразного ансамблевого репертуара учащиеся ДШИ учатся находить пути решения музыкально - исполнительских задач....

Проект «Исполняем песни Великой Отечественной войны»

Проект «Исполняем песни Великой Отечественной войны» проводится в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войны, в условиях непрекращающихся попыток некоторых западных политиков пересмотреть резул...