Открытый урок на тему: "Работа над ансамблем"
учебно-методический материал по теме

Воронежская (Бутко) Светлана Анатольевна

Комбинированный тип открытого урока, где на примере разнообразного ансамблевого репертуара учащиеся ДШИ учатся находить пути решения музыкально - исполнительских задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rabota_nad_ansamblem._fevral_2009.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

План

I. Пояснительная записка………………………………..3

II. Разработка урока………………………………………5

III. Выводы………………………………………………...8

IV. Список литературы…………………………………..9

                           I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Как замечал пианист и педагог Адольф  Готлиб, изучение искусства совместной игры наиболее целесообразно начинать с занятий в классе «фортепианного ансамбля». В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание. Совместная игра отличается от сольной тем, что и общий план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей, а реализуются они их объединенными усилиями. Процесс созревания художественного замысла и его претворения в конкретные звуковые образы у солиста и ансамблистов различен. Если пианист – солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, то  пианист – ансамблист – только звучание своей партии. Причем даже отличное знание партии не делает его партнером, он становится таковым лишь в ходе совместной работы с другими участниками ансамбля. Музыкант  - ансамблист должен действовать подобно актеру: уметь воспринимать чувства и мысли партнера каждый раз «по - сегодняшнему», допуская некоторые отклонения от привычной нюансировки.

        Настроение пьесы, нюансировку отдельных фраз каждый исполнитель понимает и чувствует по-своему. Необходимость сообразовать свое исполнение с игрой партнера может восприниматься как ограничение артистической свободы, но это не так. Ансамблевая координация, направляя музыкантов к единой цели, не стесняет, а напротив, устраняет возможные препятствия. Её задача – определить смысловое действие, его значение в общем музыкальном контексте.

         Без ущерба для задач специального класса, но даже с большой пользой для них можно начинать готовить детей к этому виду музицирования уже с подготовительного класса. Отличным материалом может послужить весь репертуар.

        Серьезно нужно подойти к распределению учеников по парам, поскольку в неравной паре слабый тормозит сильного, а сильный наносит травму слабому. Необходимо, чтобы характеры, интересы и пианистический уровень были примерно одинаковыми.

        Игра в ансамбле благотворно действует на учащихся, воспитывает чувство товарищества, взаимоответственности, дает уверенность в своих силах.

        С чего начать?

        Конечно же, с «азбуки»! Перечислим разделы «азбуки» совместного исполнения: Итак, к ним относятся:

а) особенности посадки и педализации на одном инструменте;

б) синхронность при взятии и снятии звука;

в) равновесие звучания;

г) сбалансированное соотношение нескольких голосов, исполняемых разными партнерами;

д) передача голоса от партнера к партнеру;

е) согласование приемов звукоизвлечения;

ж) соблюдение общности ритмического и динамического пульса.

        Данный урок проводится с ученицами пятого класса фортепианного отделения Капустниковой  Вероникой и Суворовой Наташей.

           Тип урока: комбинированный.

           Вид урока: открытый.

           Цель урока: на примере разнообразного ансамблевого репертуара научить учащихся находить пути решения музыкально – исполнительских задач ансамблевого исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкальных произведениий.

II. РАЗРАБОТКА УРОКА 

                               

         Урок начинается с исполнения ученицами  «Гавота» А. Глазунова.                                                                              

        При четырехручной игре за одним роялем отличие от сольного исполнительства начинается от самой посадки, так как каждый пианист имеет в распоряжении только половину инструмента. Партнеры должны уметь «поделить» клавиатуру, и держать локти так, чтобы не мешать друг другу. Поэтому рекомендовано поискать наиболее удобное расположение стульев, а также угол наклона кисти рук в наиболее неудобных частях текста.

        Необходимо исходить из того, что Гавот изначально был хороводным танцем. А это означает умеренность, размерность в исполнении и некоторую «закругленность». Пропевая тему, одновременно двигаясь по круг «в хороводе», мы с ученицами находим наиболее приемлемый вариант темпа.

        Кто из партнеров должен педализировать? Нужно объяснить ученикам, что педализирует исполнитель партии Secondo, которая содержит бас и служит фундаментом мелодии. При этом необходимо внимательно следить за тем, что происходит в соседней партии и учитывать «исполнительские интересы». Поэтому исполнителю второй партии предлагается, ничего не озвучивая, только педализировать во время исполнения партии Piano и следить за чистотой звучания.

        Так как отличительной чертой  пьесы  является членение по  двутактам, завершающимся на сильном времени, мы, подключив динамические оттенки, соответствующие данному отрезку текста, проходим первый раздел танца, озвучивая сначала одни «поклоны», затем одни «повороты».        

        А как достичь общности ритмичного пульса, синхронности? В данном случае для достижения синхронности а движении, общности ритмического пульса, непрерывности движения рекомендовано играть крупной «вертикалью», опорными нотами, пропевая мысленно основной текст.

        В произведениях, написанных для двух фортепиано, следует обратить особое внимание на динамику, так как здесь наиболее распространенный недостаток – динамическое однообразие. Работая над «Восточным напевом» Н. Смирновой, нужно разъяснить ученикам, что диапазон динамики здесь шире, чем при сольной игре. Наличие двух исполнителей (и двух инструментов) позволяет полнее использовать клавиатуру. Здесь для достижения яркого эффекта мы проводим работу по равномерному использованию силы обоих участников, отрабатывая все градации от самого тихого звука до максимально громкого. В плане приемов согласования звукоизвлечения используется следующее упражнение: накладывание своей руки на руку партнера с ощущением определенного веса.

        В работе над таким типом пьесы сталкиваемся еще с одной проблемой, и связана она с расстоянием между партнерами. Неумение слушать общее звучание нередко сказывается  на самой позе. Уткнувшись в клавиатуру, ученик внимательно следит за движением своих пальцев, корпус склонен до предела. В певучих местах он поворачивает голову, как бы прислушиваясь одним ухом к звучанию мелодии соседа. В такой позиции можно получить достаточно искаженное представление об ансамблевом исполнении, поэтому это обязательно нужно корректировать. В качестве упражнения предлагается сыграть текст тихо, затем на крышке инструмента, не глядя на пальцы, как бы «идя» за партнером.

        Работа над мелодией, исполняемой разными партнерами, требует сбалансированности звучания.  Поэтому мелодию играем «на плечах» партнера, ощущаем вес.

          Еще несколько ансамблевых  задач решаем, изучая «Шуточную» В. Куртиди. Простая, казалось бы вещь – начать играть одновременно, но это требует тренировки и хорошего уровня взаимопониманий. Нужно объяснить детям прием дирижерского замаха - ауфтакта. Как упражнение используем легкое движение кисти, когда руки партнеров видны. В тех местах, где не видны  – кивком головы.

        Очень важно отметить, что есть еще и синхронное окончание  (снятие звука). Здесь мы используем игру с остановкой под слова с окончанием на гласную.

        Особое место в совместном исполнительстве занимают вопросы, связанные с ритмом. Ритмические недочеты в ансамбле могут резко нарушать целостность впечатления, дезориентировать партнеров и быть причиной «аварий» при публичных выступлениях. Ансамбль требует уверенного, безупречного ритма, который  должен быть коллективным.

             Воспитание в учениках чувства коллективного ритма – одна из задач ансамблевых классов. Работа начинается с устранения индивидуальных недостатков в исполнении. Отсутствие ритмической устойчивости часто приводит к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности, когда эмоциональное возбуждение учащает ритмический пульс, или же в стремительных пассажах, в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают подсознательное желание возможно скорее «проскочить» опасные такты. При объединении в дуэтах каждый ускоряет движение, «подталкивает» партнера. Возникшее accеlеrando неумолимо развивается, вызывая ценную реакцию и увлекает партнеров к неизбежной катастрофе. Что делать в подобной ситуации?  Выяснив, в какой партии есть техническая трудность, мы играем методом «накопления» или заведомо с замедлением, аккуратно «выговаривая» все ноты. Затем проводится работа по выравниванию темпа всего текста, сравниваются темпы всех фраз с начальной.

        «Сглаженность совместной игры в малом и большом, в отдельном приеме и в общем замысле – особая сфера работы, присущая ансамблевым классам», - писал  А.Готлиб.

III. ВЫВОДЫ

        Когда учащийся получит удовлетворение от совместной выполненной работы, можно считать, что занятия в классе дали необходимый результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но это не должно смущать педагога. Все можно будет выправить дальнейшей работой. Ценно другое- преодолен рубеж, разделяющий пианиста и ансамблиста, юный пианист почувствовал интерес совместного исполнительства.

         Репертуарный список ансамблевой музыки огромен. Как оригинальные, так и концертные транскрипции предназначаются для публичных выступлений и поэтому требуют тщательной шлифовки. Изучение этих произведений помогает понять разнообразные требования ансамбля, творчески обогащают исполнителей и совершенствуют их мастерство.

         В заключении, хочется напомнить всем о том, что нам необходимо постоянно учитывать, работая с детьми. Залог успехов учеников – их интерес к занятиям. Этот интерес нужно поддерживать всегда. Педагог должен «влюбить в себя ученика», приобрести его доверие, «узнать его, уметь на него воздействовать».

        Работа над ансамблями является не только одним из интереснейших видов искусства, но и незаменимым этапом в развитии творческой личности ученика.

IV. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Натансон В.  Вопросы фортепианной педагогики / В. Натансон. – М.: Музыка. – 1971. – Вып.3. – С. 91 – 99.

2. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением [Текст] / C. Савшинский. – М.: Классика –XXI. – 2004.

3. Флейман В. Фортепианный дуэт. История и развитие жанра. Образовательная и развиваюшая роль в процессе обучение: учебно – методическое пособие. – Смоленск, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано с применением традиционной и инновационных технологий».

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности....

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока"

Серия открытых уроков по теме "Работа и мощность электрического тока" Физика 8 класс....

Открытый урок на тему : "Работа с микрофоном в младших классах

Основные этапы работы с микрофоном по предмету "эстрадное пение для обучающихся первого класса...

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Открытый урок на тему: Работа с ансамблем скрипачей (в рамках проекта «Исполняем песни Великой Отечественной войны»)

Цель данного урока: формирование и развитие традиций патриотического воспитания обучающихся на примерах лучших образцов песенного творчества....

План открытого урока по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля"

План открытого урока в классе композиции по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля", включает показ авторских проектов обучающихся в стадии разработки, викторину по...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"

Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...