План открытого урока по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему
План открытого урока в классе композиции по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля", включает показ авторских проектов обучающихся в стадии разработки, викторину по теме "Сюита", беседу о программной сюите, ансамблевую импровизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок композиции
(с включением игровых технологий, метода проекта и музыкальной импровизации).
7 класс.
Тема: «Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля».
Урок разработан преподавателем класса композиции
ГБОУ школы «Тутти» Санкт – Петербурга Фокиной О.О..
Необходимое оборудование: аудиопроигрыватель, нотный материал – партии, партитуры, музыкальные инструменты, пульты, карточки с названиями танцев.
Цели:
Личностные:
- Мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной творческой деятельности.
- Воспитание эмоционально ценностного отношения к произведениям классической и современной музыки.
- Воспитание критического мышления.
Предметные:
- Знать понятие сюита.
- Знать – какие 4 основных танца входят в старинную сюиту.
- Знать - что такое программное произведение и программная сюита.
- Узнавать на слух музыку программных сюит Э.Грига («Пер Гюнт»), С.Прокофьева («Петя и волк»).
- Знать – как использовать программу при создании авторской сюиты. музыкального произведения.
- Знать жанровые признаки менуэта.
Метапредметные:
Регулятивные:
- Учиться понимать цель выполняемых действий.
- Учиться анализировать результаты собственной работы по заданным критериям.
- Учиться планировать свою работу в творческом проекте.
- Учиться решать творческие задачи, используя известные средства.
Познавательные:
- Осваивать новые приёмы композиторской техники, узнавать новые произведения современных композиторов.
- Узнавать новое о народной музыке других стран.
- Узнавать новые приёмы импровизации.
Коммуникативные:
- Высказывать собственные суждения.
- Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в работе.
- Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Задачи:
- Достичь взаимопонимания в работе с партнёром, в групповой работе.
- Получить опыт публичного представления промежуточного результата авторской работы, чтобы научиться:
- Кратко рассказать о своём проекте (авторская сюита для инструментального ансамбля)
- Демонстрировать понимание своих целей и пути решения
- Аргументировать выбор способа решения
- Демонстрировать найденные самостоятельно решения
- Проводить анализ успешности и результативности своих решений.
- Осваивать на практике приёмы импровизации.
Методы обучения:
1) словесный (беседа, рассказ, объяснение);
2) наглядный;
3) практический.
Организация деятельности: индивидуальная, работа в паре, в малой группе.
Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие.
Структура урока:
- Организационный момент: настройка инструментов, подготовка партий.
Настройка класса на совместное музицирование - исполнение музыки из фильма в ученической аранжировке.
- Закрепление пройденного материала (игра-викторина)
- Проверка домашнего задания (индивидуально, в малых группах):
публичное представление промежуточного результата авторской сюиты - краткий рассказ о своём проекте (авторская сюита для инструментального ансамбля) и исполнение фрагментов, музыкальных тем.
- Постановка учебной задачи (индивидуально):
- проанализировать результаты собственной авторской работы (объём, качество);
- спланировать свои дальнейшие действия.
- Освоение нового материала и музицирование на предложенную тему.
- Домашнее задание: продолжить развитие музыкальных тем для своей авторской сюиты, используя освоенные на уроке приёмы.
- Итоги урока. Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный момент. (Приветствие. Настройка музыкальных инструментов.)
Вступление: Ребята, чтобы нам лучше настроиться на работу в команде, почувствовать ритм, давайте начнём с исполнения вашей любимой музыки из кинофильма, которую вы сами аранжировали на прошлых занятиях. Пожалуйста, представьте эту музыку – название и автора.
Исполняется «Он пират» Ханса Циммера (в ученической аранжировке).
- Закрепление пройденного материала (игра-викторина)
Спасибо, сейчас начнётся игра-соревнование «Клуб музыкальных знатоков». Пожалуйста, образуйте пары и быстро придумайте музыкальное название своей команде, состоящее из одного слова.
(Учащиеся делятся на команды и объявляют выбранные названия команд.)
А теперь объявляю тему нашей игры – «СЮИТА».
Итак, сюита!
Вопрос 1: Что такое сюита? (Ответ: Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых общим замыслом, общей идеей.)
Вопрос 2: Как переводится это слово с французского языка? (Ответ: Правильно, сюита в переводе с французского означает «последовательность, ряд».)
Вопрос 3: Какими были первые сюиты – вокальными или инструментальными? (Ответ: Правильно, они были танцевальными.)
Вопрос 4: Что объединяло все танцы сюиты? (Ответ: Общая тональность.)
Вопрос 5: Сейчас каждая из команд должна очень быстро найти среди карточек с названиями самых разных танцев только 4 нужные карточки с названиями танцев, являвшихся основными в старинной сюите. Их нужно перенести на свой стол и расположить в правильном порядке. (Ответ: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига)
Вопрос 6: Ребята, внимание! Сейчас вы услышите знакомую музыку - вспомните название пьесы и композитора. (Фонограмма : «В пещере горного короля» Э.Грига.)
Вопрос 7: Как называется вся сюита Грига? (Ответ:«Пер Гюнт»)
Вопрос 8: Почему «Пер Гюнт» называют «программной» музыкой? (Ответ: Потому, что эти сюиты сложились из музыки к спектаклю, и каждая пьеса имеет особое название.)
Вопрос 9: Образ какого животного нарисовал композитор С.Прокофьев своей музыкой? (Ответ: Кошка)
Молодцы! Вы были хорошими музыкальными знатоками, успешно справились со всеми вопросами, подведём итоги нашей игры.
- Проверка домашнего задания:
Последовательно - публичное представление авторской работы: объявление названия, состава исполнителей, показ основных тем, показ нотного текста, исполнение фрагмента (фрагментов). (***)
- Постановка учебной задачи (индивидуально):
- проанализировать результаты собственной авторской работы (объём, качество);
- спланировать свои дальнейшие действия.
- Освоение нового материала: прослушивание музыки, работа с ритмическими или гармоническими схемами. Совместное музицирование (импровизация на предложенную тему).
- Домашнее задание: продолжить развитие музыкальных тем для своей авторской сюиты, используя освоенные на уроке приёмы.
- Итоги урока. Рефлексия. Ребята! Вы все хорошо поработали. Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Желаю вам успеха.
***
По плану урока - показ 3-х проектов в стадии разработки:
- Сюита «Путешествие по временам и странам» Е.-Э.Зеленковой (показ пьес «Исландия», «Китай», «Чехия», обсуждение характера следующего по плану номера – «Испания», ансамблевая импровизация на заданную тему – «Андалусийская каденция»)
- «Сюита в старинном стиле» C.Баркановой (показ темы или фрагмента «Фуги», проверка домашнего задания – тема для «Менуэта», беседа о жанре)
- Сюита для чтеца и инструментального ансамбля «Шерлок Холмс» В.Елеонского (показ авторского музыкально-театрального проекта, проверка домашнего задания - музыкальные темы-наброски для 5 эпизодов, беседа о способах развития идей и образов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/07/picture-114542-1704649658.jpg)
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.
Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382715-1389724048.jpg)
План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.
Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”
План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-355002-1385994340.jpg)
Открытый урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки"
Урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Л.П. является завершающим в теме "Авторская глиняная игрушка в развитии товрческ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/20/picture-483687-1411211501.jpg)
План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."
Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...
План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)
План открытого урока по теме: «Круговые диаграммы» (математика, 6 класс)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/23/picture-372469-1387806697.jpg)
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.
Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода....