План открытого урока по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля"
план-конспект урока по музыке (7 класс) на тему

Фокина Ольга Олеговна

План открытого урока в классе композиции по теме "Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля", включает показ авторских проектов обучающихся в стадии разработки, викторину по теме "Сюита", беседу о программной сюите, ансамблевую импровизацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_ur_rabota_nad_avtorskoy_syuitoy_dlya_instr_ans_22.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок композиции

(с включением игровых технологий, метода проекта и музыкальной импровизации).

7 класс.

Тема: «Работа над авторской сюитой для инструментального ансамбля».

        Урок разработан преподавателем класса композиции

ГБОУ школы «Тутти» Санкт – Петербурга Фокиной О.О..

Необходимое оборудование: аудиопроигрыватель, нотный материал – партии, партитуры, музыкальные инструменты, пульты, карточки с названиями танцев.

Цели: 

Личностные: 

  1. Мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной творческой деятельности.
  2. Воспитание эмоционально ценностного отношения к произведениям классической и современной музыки.
  3. Воспитание критического мышления.

Предметные:

  1. Знать понятие сюита.
  2. Знать – какие 4 основных танца входят в старинную сюиту.  
  3. Знать - что такое программное произведение и программная сюита.
  4. Узнавать на слух музыку программных сюит Э.Грига («Пер Гюнт»), С.Прокофьева («Петя и волк»).
  5. Знать – как использовать программу при создании авторской сюиты. музыкального произведения.
  6. Знать жанровые признаки менуэта.

Метапредметные:

    Регулятивные:

  1. Учиться понимать цель выполняемых действий.
  2. Учиться анализировать результаты собственной работы по заданным критериям.
  3. Учиться планировать свою работу в творческом проекте.
  4. Учиться решать творческие задачи, используя известные средства.

    Познавательные:

  1. Осваивать новые приёмы композиторской техники, узнавать новые произведения современных композиторов.
  2. Узнавать новое о народной музыке других стран.
  3. Узнавать новые приёмы импровизации.

   Коммуникативные:

  1. Высказывать собственные суждения.
  2. Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в работе.
  3. Выслушивать партнёра, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.

 Задачи:

  1. Достичь взаимопонимания  в работе с партнёром, в групповой работе.

  1. Получить опыт публичного представления промежуточного результата авторской работы, чтобы научиться:
  • Кратко рассказать о своём проекте (авторская сюита для инструментального ансамбля)
  • Демонстрировать понимание своих целей и пути решения
  • Аргументировать выбор способа решения
  • Демонстрировать найденные самостоятельно решения
  • Проводить анализ успешности и результативности своих решений.

  1. Осваивать на практике приёмы импровизации.

Методы обучения:
1) словесный (беседа, рассказ, объяснение);
2) наглядный;

3) практический.

 Организация деятельности: индивидуальная, работа в паре, в малой группе.

Система оценивания, подведение итогов: вербальная оценка, эмоциональное восприятие.

Структура урока:

  1. Организационный момент: настройка инструментов, подготовка партий.

Настройка класса на совместное музицирование  -  исполнение музыки из фильма в ученической аранжировке.

  1. Закрепление пройденного материала (игра-викторина)
  2. Проверка домашнего задания (индивидуально,  в малых группах):

публичное представление промежуточного результата авторской сюиты - краткий рассказ о своём проекте (авторская сюита для инструментального ансамбля) и исполнение фрагментов, музыкальных тем.

  1. Постановка учебной задачи (индивидуально):
  1. проанализировать результаты собственной авторской работы (объём, качество);
  2. спланировать свои дальнейшие действия.

  1. Освоение нового материала и  музицирование на предложенную тему.
  2. Домашнее задание: продолжить развитие музыкальных тем для своей авторской сюиты, используя освоенные на уроке приёмы.

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока:

  1. Организационный момент. (Приветствие. Настройка музыкальных инструментов.)

Вступление: Ребята, чтобы нам лучше настроиться на работу в команде, почувствовать ритм, давайте начнём с исполнения вашей любимой музыки из кинофильма, которую вы сами аранжировали на прошлых занятиях. Пожалуйста, представьте эту музыку – название и автора.

Исполняется «Он пират» Ханса Циммера (в ученической аранжировке).

  1. Закрепление пройденного материала (игра-викторина)

Спасибо, сейчас начнётся игра-соревнование «Клуб музыкальных знатоков». Пожалуйста, образуйте пары и быстро придумайте музыкальное название своей команде, состоящее из одного слова.

(Учащиеся делятся на команды и объявляют выбранные названия команд.)

А теперь объявляю тему нашей игры – «СЮИТА».

  Итак, сюита!

Вопрос 1: Что такое сюита?  (Ответ: Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых общим замыслом, общей идеей.)

Вопрос 2: Как переводится это слово с французского языка? (Ответ: Правильно, сюита в переводе с французского означает «последовательность, ряд».)

Вопрос 3: Какими были первые сюиты – вокальными или инструментальными? (Ответ: Правильно, они были танцевальными.)

Вопрос 4: Что объединяло все танцы сюиты? (Ответ: Общая тональность.)

Вопрос 5: Сейчас каждая из команд должна очень быстро найти среди карточек с названиями самых разных танцев только 4 нужные карточки с названиями танцев, являвшихся основными в старинной сюите. Их нужно перенести на свой стол и расположить в правильном порядке. (Ответ: Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига)

Вопрос 6: Ребята, внимание! Сейчас вы услышите знакомую музыку  - вспомните название пьесы и композитора. (Фонограмма : «В пещере горного короля» Э.Грига.)

Вопрос 7: Как называется вся сюита Грига? (Ответ:«Пер Гюнт»)

Вопрос 8: Почему «Пер Гюнт» называют «программной» музыкой? (Ответ: Потому, что эти сюиты сложились из музыки к спектаклю, и каждая пьеса имеет особое название.)

Вопрос 9: Образ какого животного нарисовал композитор С.Прокофьев своей музыкой? (Ответ: Кошка)

Молодцы! Вы были хорошими музыкальными знатоками, успешно справились со всеми вопросами, подведём итоги нашей игры.

  1. Проверка домашнего задания: 

Последовательно - публичное представление авторской работы: объявление названия, состава исполнителей, показ основных тем, показ нотного текста, исполнение фрагмента (фрагментов). (***)

  1. Постановка учебной задачи (индивидуально):
  1. проанализировать результаты собственной авторской работы (объём, качество);
  2. спланировать свои дальнейшие действия.

  1. Освоение нового материала: прослушивание музыки, работа с ритмическими или гармоническими схемами. Совместное музицирование (импровизация на предложенную тему).
  2. Домашнее задание: продолжить развитие музыкальных тем для своей авторской сюиты, используя освоенные на уроке приёмы.

  1. Итоги урока. Рефлексия. Ребята! Вы все хорошо поработали. Вам понравился урок? Что нового вы узнали? Желаю вам успеха.

***

По плану урока  - показ 3-х проектов в стадии разработки:

  1. Сюита «Путешествие по временам и странам» Е.-Э.Зеленковой  (показ пьес «Исландия», «Китай», «Чехия», обсуждение характера следующего по плану номера – «Испания», ансамблевая импровизация на заданную тему – «Андалусийская каденция»)
  2.  «Сюита в старинном стиле» C.Баркановой (показ темы или фрагмента «Фуги», проверка домашнего задания – тема для «Менуэта», беседа о жанре)
  3.  Сюита для чтеца и инструментального ансамбля «Шерлок Холмс» В.Елеонского (показ авторского музыкально-театрального проекта, проверка домашнего задания  - музыкальные темы-наброски для 5 эпизодов, беседа о способах развития идей и образов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Название Москвы. Мое открытие Москвы» 1 клас История изобразительного искусства.

Тема: «Названия Москвы. Мое открытие Москвы» Цели: Познакомить учащихся с интересными названиями города Москвы.Познакомить  со знаменитыми местностями и названиями улиц, переулков. Расширить...

План открытого урока по ИЗО в 5 классе .Тема урока: Фасад – лицо избы, окна - её глаза.

Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора. Знакомство с основными элементами русского жилища, их символическим значением. Воспитыва...

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика” по теме “Великие географические открытия”

План открытого урока в рамках школьного семинара “Эврика”по теме “Великие географические открытия”...

Открытый урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки"

Урок "Индивидуальный стиль росписи авторской глиняной игрушки" преподавателя Ногинской детской художественной школы Пак Л.П. является завершающим в теме "Авторская глиняная игрушка в развитии товрческ...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

План открытого урока по математике. Тема урока: «Круговые диаграммы» (6 класс)

План открытого урока по теме:  «Круговые диаграммы»  (математика, 6 класс)....

Поурочный план открытого урока по русскому языку. Учитель Халиуллина Р.Х. Класс: 6-а Тема урока: Имена прилагательные женского рода.

Поурочный план открытого урока по русскому языку.  Учитель Халиуллина Р.Х. Класс:  6-а   Тема урока: Имена прилагательные женского рода....