Программа кружка Музейное дело
рабочая программа (7 класс) на тему

 Хасиятулина Венера Гакиловна

Музейное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hasiyatulina_v.g.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

«Образовательная программа»

1.Отдел         ЦДОД                

2.Учебное объединение (кружок, клуб и т.д.)         Музейное дело        

3.Ф.И.О. педагога         Хасиятулина Венера Гакиловна        

Базовое образование педагога по диплому, категория, разряд и стаж         высшее педагогическое,
учитель истории, высшая категория,  _        

4.Название программы         Музейное дело        

5.Вид программы:

Модифицированная          

                                                            (кем утверждена и когда)

Утверждена на методическом совете, педсовете, протокол №______от______________________

6.

Продолжительность образовательного процесса

Возраст обучающихся

1 год обучения

1 год

13-14 лет

2 год обучения

3 год обучения

7.Возрастной диапазон начала освоения программы         13-14        

8.Целевая установка:

личностноцентрированная

9.Образовательная область:

обществознание

10.Направленность деятельности:

туристско-краеведческая

Виды деятельности         практическая деятельность, познавательная, информационная        

11.Форма организации образовательного процесса:

групповая

12.Направленность освоения учебного материала:

вертикальная

13.Способ подачи содержания:

комплексный

14.Форма реализации:

очная

15.Ожидаемые результаты освоения программы:

 по уровеню освоения:

общекультурный

по уровню образованности:

компетентность общекультурная

по уровню усвоения содержания образования:

творческий

по уровню действий:  -      продуктивно-творческое

по уровню освоения культурных ценностей:

коммуникация

16.Степень включенности детей:

поисковая или исследовательская

17.Адресат:

дети

 


 Пояснительная записка

  Формирование, воспитание  нового человека - не только важнейшая цель, но и непременное условие современного мира, человеческого общежития.

Тот, кто сегодня садится за школьную парту, будет определять, и решать проблемы времени: социальные, политические, культурные и др..

Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых, трудовых традициях народа. В духе бережного отношения к памятникам истории государства, страны, школы.

В связи с этим определяются цели и задачи школьного музея:

1) участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе

2) проведение культурно-просветительской работы среди учащихся, использование материалов музея в процессе обучения

3) становление гражданственности, воспитание высоких нравственных, эстетических качеств, развитие чувства ответственности, гордости за школу

4) учить детей работе с историческими источниками, приобщать детей к поисковой и исследовательской работе, музейной деятельности

5) превратить музей в центр обучения и воспитания, изучать историю школы, накапливать историко-научный материал

  Задачи программы подчинены общей цели – развитие познавательных и творческих способностей детей, и сформулировать их можно следующим образом:

Образовательные:

          формирование важнейших практических и интеллектуальных  навыков, таких как получение, отбор и систематизация материала, умение рассказать на базе накопленных материалов, навыки публичного выступления .

 

Развивающие:

  Развитие способностей ребенка к публичным выступлениям, умению последовательно, доступным языком излагать изученный материал.

 Развитие и активизация психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятие и т.д.)

 Развитие творческой активности ребенка  

   

Воспитательные:

            Формирование культуры поведения.

           Формирование трудолюбия, наблюдательности, настойчивости,   внимания.

           Формирование ценностного отношения к истории .  

            Формирование и развитие коммуникативных качеств детей, умение   работать в группе.

      Образовательная программа « Музейное дело» адресована детям 13-15  (среднее школьное звено) с учетом их возрастных особенностей. Она рассчитана, в основном, на работу в музее, поэтому ориентирована на то, что полное усвоение материала проводится под руководством педагога.

Количественный состав группы – 15 человек. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа.

Принципами, определяющими содержание, так же являются:

 - принцип доступности, который заключается в том, что содержание и объем знаний о музейном деле, приемы обучения и усвоения их детьми соответствуют возрасту и уровню   развития детей. Отобранный доступный материал   дается детям понятным для них языком.  

- принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому. Соблюдение этого принципа способствует повышению интереса к занятию;

- принцип наглядности  - занятия в основном проводятся с применением исторических источников, постигается на практике.. Наглядность в обучении повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочного усвоения знаний;

- принцип сознательности связан с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью   материалом .  

- принцип прочности заключается в том, что выученный материал нужно систематически повторять, чтобы полученные знания и умения не утрачивались.    

Целевая установка программы – личностноориентированная, т.к. предлагает деятельностный подход к обучению азам музейного дела.    

 Форма реализации дополнительной образовательной программы – очная. Программа одногодичная, полностью соответствует существующей нормативной документации, регламентирующей наполняемость объединений, выделение часов, количество и длительность занятий (Приложение 3 к СанПиН 2.4.4.1251-03, Постановление от 3 апреля 2003 года № 27).

В программе заложены диагностические материалы по отслеживанию уровня прохождения программы. Для проверки теоретических и практических знаний используются различные методы и приемы построения занятий: занятие – игра, занятие – экскурсия, занятие – викторина и т.д. Как только ребенок приходит в творческое объединение, проводится начальная диагностика   способностей, данные заносятся в индивидуальную карту. Далее, в нее заносятся данные промежуточной и итоговой диагностики, на основании чего в конце года делается анализ уровня усвоения знаний и умений.

   

II. план

ТЕМА, РАЗДЕЛ

ВСЕГО КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

 Организационное занятие.Основы теории и организации музейного дела.

1

 1

 

2

 История музейного дела в России.

1

1

 

3

Сущность и специфические особенности школьного музея.

Посещение городского и школьных музеев.

4

1

3

4

Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Хранение материалов школьного музея.  

12

4

8

5

Поисковая работа. Принципы систематизации, сбор  и оформление материала.  Встреча с ветеранами войны , труда, выпускниками школы.

30

4

26

6.

Культурно-массовая и учебно-воспитательная работа.  Подготовка рекомендаций к использованию материалов музея на уроках.

20

5

15

7.

Подготовка музейной экскурсии.

20

4

16

8.

Подготовка материалов для новых экспозиций.

16

2

14

9.

Проведение экскурсий.

20

 

20

10.

Подготовка и проведение тематических классных часов и праздников.   .

16

 

16

11.

Досуговая деятельность.

4

4

Всего

144

22

122

III. тематический план

Тема занятия

число

Теория

Количество часов

Практика

Количество часов

1. Организационное занятие.

Цели и задачи   на 2009-2010

 учебный год

1 час

2.история музейного дела в России

Лекция

1 час

3. Прогулка по микрорайону к памятникам.

 

1 час

4-5. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

2 часа

 

6-7 Подготовка и проведение встреч с ветеранами войны. Оформление Живой книги.

 

2 часа

8 Сущность и специфические особенности школьного музея

Лекция

 1час

9-11 Сущность и специфические особенности школьного музея

Экскурсия в музей школ №19, 6

3часа

12-19 Подготовка к музейной экскурсии и проведение. Экскурсия обзорная для учащихся 4 класса

“История первой советской школы Мелекесса”

 2 часа

 2 часа-подготовка

4 часа-проведение

20 Культпоход в театр

 

1 час

21-22 Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

2 часа

23-24. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

2часа

25-26 Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

2часа

27-28.Хранение материалов школьного музея

2часа

29-30 Экскурсия для ветеранов труда и учащихся  “Педагогические династии”

 

2 часа

31-34Проведение классного часа для 5-6 классов с использованием материалов музея.

 4 часа

35-36 Принципы систематизации и сбора материалов

2 часа

37-38 Цели и задачи поисковой работы

2 часа

 39-42 Сбор материала для новых экспозиций

2 часа

2часа

 43-44 Принципы систематизации и сбора материалов

 

 2часа

  45-46Подготовка музейной экскурсии “Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет.”

2 часа

 47-48  Подготовка музейной экскурсии “Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет ”

2 часа

  49-50Сбор материала для новых экспозиций

2 часа

 51-52 Подготовка материалов для новых экспозиций

2часа

   53-56Проведение музейной экскурсии для 9 классов  “Ты на подвиг зовёшь, комсомольский билет ”

4часа

  57-58 Подготовка рекомендаций к использованию материалов  музея на уроках.

2 часа

 

 .59-60 Сбор материала для новых экспозиций

2 часа

  61-62Подготовка материалов для новых экспозиций

 

2 часа

 63-64 Подготовка рекомендаций к использованию материалов  музея на уроках.

2 часа

   65-66Сбор материала для новых экспозиций

2 часа

 67-68 Подготовка материалов для новых экспозиций

 

2 часа

  69-74Подготовка и проведение экскурсии для 10-11 классов “Мы гордимся своими выпускниками”

 

 2часа-подготовка

4 часа-проведение

 75-76Подготовка музейной экскурсии             « Человек с сердцем Данко»

 2 часа

77-80 Проведение классного часа для 7-8 классов с использованием материалов музея.

 

4 часа

  81Подготовка рекомендаций к использованию материалов  музея на уроках.

1 час

  82-83 Поисковая работа

 

2 часа

 84-85 Работа с фондами музея.

2 часа

86-89 Подготовка музейной экскурсии             « Человек с сердцем Данко»

 

 2 часа-подготовка

2 часа-проведение

 90-93 Подготовка и проведение встреч с ветеранами войны.

 

4 часа

94-95Подготовка рекомендаций к использованию материалов  музея на уроках.

 

2 часа

 96-99Подготовка и проведение экскурсии для 10-11 классов «Есть такая профессия-учить»

 

2 часа- подготовка

 2часа-проведение

  100-101  Культурно-массовая работа. Создание мультимедийной презентации “Наш школьный музей”

 2 часа

  102-103 Культурно-массовая работа. составление  презентации   “Наш школьный музей”

2 часа

 104-105  Поисковая работа. Оформление Живой книги

2 часа

 106-107 Подготовка и проведение экскурсий» Война-не женское дело”

 

2 часа- подготовка

 

 108-111 Подготовка и проведение экскурсий» Война-не женское дело”

2 часа- подготовка

 2часа-проведение

 112-113 Подготовка и проведение встреч с ветеранами войны.

 

2часа

  114-115 Подготовка рекомендаций к использованию материалов  музея на уроках.

 

2 часа

116-117 Проведение классного часа для 9-10 классов с использованием материалов музея.

 

  2 часа

  118-119 Поисковая работа. Оформление Живой книги

 

2 часа

  120-121 Культурно-массовая работа Участие в фестивале школьных музеев

2 часа

   122-123 Поисковая работа. Оформление Живой книги

2 часа

  124-125 Поисковая работа. Оформление Живой книги

 

2 часа

  126-127 Поисковая работа. Оформление Живой книги

 

2 часа

128-129  Культурно-массовая работа Участие в  городской краеведческой конференции.

2 часа

 130-133 Поисковая работа. Оформление Живой книги

3 часа

  134-135 Подготовка и проведение тематических классных часов

2 часа

  136-138 Проведение экскурсий для учащихся школ№2, 19, 26

3 часа

  139-140 Проведение классного часа для выпускников  с использованием материалов музея.

 

2 часа

141-142     Культурно- массовая работа.Подготовка  к круглому столу.  

 

 2 час

   143-144  Досуговая деятельность. Круглый стол с чаепитием

2 часа

Всего

144

22 часа

122

IV. Содержание программы

Введение

      (занятие – 1)

Цель:   формировать представление детей о правилах поведения в творческом объединении «Музейное дело», правилах дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности;   развивать умение применять полученные знания в жизнедеятельности; воспитание уважительного отношения к труду, друг к другу.

  Организационное занятие. Правила поведения и техника безопасности. Основы теории и организации музейного дела.

Проводится экскурсия по музею. Ребята должны соблюдать следующие правила поведения, установленные в объединении:

Приходить на занятия по расписанию, не опаздывать, чтобы не отвлекать других.

Иметь сменную обувь для соблюдения чистоты. Разговаривать вполголоса, не бегать во избежание травматизма.

При плохом самочувствии сообщить педагогу.

Бережно относится к музейным экспонатам.

Приводить в порядок свое рабочее место после окончания занятия.

Напомнить правила дорожного движения, техники безопасности, противопожарной безопасности.

 На первом занятии дети просто визуально знакомятся с расположением музейных экспозиций, расстановкой музейных экспонатов.

2. История музейного дела в России.

Цель: рассказать о развитии музейного дела в России, о первых музеях.

Дать представление сущности музея, его специфику, социальные задачи, основные направления музейной деятельности. Дети должны получить первоначальные знания о развитии музейного дела, об истории музея.

3. Сущность и специфические особенности школьного музея.

Цель: особенности, структуру и значение школьного музея.

   Занятие 1-теоретическое. История создания музея школы №9, его значение в воспитании и образование. Специфические черты школьного музея.

     Занятия 2, 3, 4-практические. Знакомство с музеями школ№19, 6, 17.

4. Фонды музея. Научная организация фондовой работы. Хранение материалов школьного музея.  

Цель: Знакомство с фондами музея, научной организации фондовой работы, важными принципами сбора, отбора и хранения материала, ведения музейной документации.

Теория-4 часа.  Основной фонд: вещевые, письменные и изобразительные источники, фоно- и киноисточники. Музейная коллекция, мемориальный и реликвийный материал.

Вспомогательный фонд. Его состав. Критерии отбора материалов для школьного музея. Учет фондов и научное описание музейных материалов. Инвентарная книга. Единица хранения. Шифрование музейных предметов. Картотеки.

Практика-8часов. Оформление, систематизация, сортировка накопленных материалов. Изготовление учетных карточек, наклеивание этикеток, ведение музейной документации.

5. Поисковая работа. Принципы систематизации, сбор  и оформление материала.  Встреча с ветеранами войны , труда, выпускниками школы.

Цель: обучение  принципам поисковой работы, сбору и систематизации материалов.

Теория-4часа. Проводится инструктаж по правилам сбора материалов, интервьюировании ветеранов войны и труда, знакомство со средствами и способами сбора материалов.

Рассматривание альбомов, учетных карточек с уже собранным материалом.

Практика-26 часов. Встречи с ветеранами труда и войны, с выпускниками школ разных лет. Сбор и систематизация материала. Составление презентаций к 90 летию школы №9. составление «Живой книги» на основе воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны к 65 летию Победы.

6. Культурно-массовая и воспитательная работа.  Подготовка рекомендаций к использованию материалов музея на уроках.

Цель: учить подбору материала к внеклассным мероприятиям, получить навыки музейных смотрителей.

Теория-5часов. Обучение принципам и правилам проведения в музейной обстановке классного часа, урока, расстановки мебели, оснащении техническими средствами, предоставление материалов из музейных экспонатов. Ребята должны знать, что из музея экспонаты  не должны выноситься  Ребята  получают инструкции по влиянию громкой музыки, света, физических воздействий на музейные экспонаты.

Практика-15 часов. Практическая работа заключается в подборе материалов по заказам к классным часам. Иногда ребята работают смотрителями музея при проведении другими учителями в зале школьного музея внеклассных мероприятий.

7. Подготовка музейной экскурсии.

Цель: умение составлять материал для проведения экскурсий различного вида, составление плана экскурсии, описание экспонатов.

Теория- 4 часа. Виды экскурсий: обзорные, предусматривающие общее ознакомление с музеем, и тематические, проводимые по конкретной теме с использованием экспонатов одного, иногда нескольких музейных разделов. Изучение материалов, относящихся к теме экскурсии, разработка целей, плана экскурсии, итоговых вопросов и ответов.

Практика-16 часов  Составление плана экскурсии, осмотр и описание экспонатов. Запись экскурсии, тренинговые занятия, пробные экскурсии.

8. Подготовка материалов для  новых экспозиций.

Цель: учить ребят готовить материал к новым экспозициям, создавать новые экспозиции.

Теория-2 часа. Понятия  «музейная экспозиция», «экспонат», Некоторые вопросы методологии разработки музейной экспозиции. Принципы построения музейных экспозиций. Этапы создания музейной экспозиции.

Практика-14 часов создание новых экспозиций.

9. Проведение экскурсий.

Практика-20 часов

День открытых дверей для первоклассников и пятиклассников. ( Сентябрь )

Экскурсии: а) обзорная

                          Б) Они учились в нашей школе.

                           В) Есть такая профессия-учить…

                           Г) У войны не женское лицо.

                           Д) Человек с сердцем Данко.

3. Встреча в музее ветеранов педагогического труда школы № 1(9)

4. Подготовка и проведение экскурсий на тему « Ты на подвиг зовешь, комсомольский билет »

« История одного класса»

10. Подготовка и проведение тематических классных часов и праздников.

Цель: учить детей отбору материалов из фондов музея, развивать умение публичного выступления.

Практика-16 часов. Подготовка и проведение тематических классных часов и праздников.

11. Досуговая деятельность.4 часа.

Цель: сплочение коллектива, развитие коммуникативных качеств характера у детей.

Проведение праздников, викторин, прогулок по микрорайону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы кружка Музейное дело

Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педа...

Рабочая программа курса "Музейное дело" для учащихся 5-9 классов

Разработанная программа курса «Музейное дело» определяет основной круг музееведческих вопросов, предлагаемых для изучения членам школьного клуба «Музейное дело». Школьный музей – это, по сути, универс...

Программа работы школьного кружка «Музейное дело»

Программа работы школьного кружка  «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской  образовательной программы  педагога Подольской Ж.А.....

программа курса "Музейное дело"

Программа объединения дополнительного образования "Музейное дело". Оформление школьной музейной комнаты...

Рабочая программа кружка "Музейное дело"

Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музе...