Планирование работы кружка Музейное дело
календарно-тематическое планирование по краеведению (10 класс) на тему

Десятникова  Марина Александровна
Данное калндарно-тематическое планирование составлено на основе программы Табардановой Т.Б., Аредаковой Н.А. «Активисты школьного музея» (учебно-методическое пособие УИПК ПРО «Музейная педагогика и школьный музей» 2009 г.). Рабочая программа к данному планированию рассчитана на работу с учащимися 5 -11 классов на базе школьного комплексно-краеведческого музея «История села Лаишевки». Рабочая программа состоит из 9 разделов, рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Цель : - формирование музейной культуры подростков; - развитие познавательной активности . Задачи: - развитие навыков поисково-исследовательской, учетно-хранительской , экспозиционной и массово-пропагандистской деятельности; - формирование базовых знаний музееведения. Наибольшее количество часов отведено на разделы «Краеведение и школьные музеи», «Краеведческая работа школьного музея», «Учет и хранение фондов школьного музея». Предусмотрено проведение теоретических и практических занятий при изучении каждого раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_kruzhka_muzeynoe_delo.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Тема  занятий

Содержание

Понятия

Методы

формы организации занятий

Умения, навыки

Дата  проведения

                             Тема  1.  Введение в музееведение  (7 часов)

                           

1

Введение  в  музееведение

Музееведение в системе  наук.

 Исторические  источники и их  классификация.

Конструктивный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

2

Понятие о музее

Составные  части  музея. Музей- институт  социальной  памяти. Эволюция  музея.  Споры о назначении музея.

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины,

3

Тип и профиль  музея

Понятие о типе и профиле музея

 Этнография, военно-патриотическое  направление, мемориальнные  музеи

Фонд  музея

Частично-поисковый

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

4

Понятие о музейном  предмете

 Экспонаты, выставки,  экспозиции, раритет

Каталог, фонд, система  учета

Объяснительно- иллюстративный

 Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

5

Классификация  музейных  предметов

Правила  учета музейных  предметов,

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Объяснительно- иллюстративный

Умение работать с, ист. источниками,  составлять их характеристику

             

6

Музейная  терминология.

Музейный фонд- основа музея

См. занятие 1-5

Объяснительно- иллюстративный

Правильно объяснять ист.термины

7

Практическое  занятие

Встреча с  сотрудником  областного  краеведческого  музея им. И.А.Гончарова  Величкиной  Г.Б.

 См. занятие 1-6

. См. занятие 1-6

 Практическое  занятие   в обл. краеведческом музе им. И.А.Гончарова.

Правильно объяснять ист.термины, давать развернутый ответ на вопрос.

.

Тема 2.  История  музейного  дела  в России (3 часа)

8

Первые  музеи России

 Петр 1 и его  Кунсткамера. Частные  собрания  в 18-19 веке. Музей ХХ века.

Коллекционирование древностей . Эрмитаж. Третьяковская галерея

Объяснительно- иллюстративный

давать развернутую характеристику   музею

9

Музей на  службе человека.

Новые  возможности  музея.

Тенденции развития  музейного  дела.

Конструктивный

, раскрывать причинно – следственные связи

10

Практическое  занятие

 Встреча с  сотрудником  областного  краеведческого  музея им. И.А.Гончарова  Величкиной  Г.Б.

Знакомство  с каталогом  негосударственных  музеев  Ульяновской области .

 Тип и профиль  музея

Практическое  занятие с участием сотрудника   обл. краеведческом музе им. И.А.Гончарова.

давать развернутую характеристику   музею

                                                   Тема 3. Краеведение и школьные  музеи России (3 часа)

     

11

Развитие культуры, образования, их влияние  на развитие  краеведения.

Зарождение  отечественного  краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.

Краеведение, предметный  подход  в обучении, школьные  музеи

Конструктивный

Правильно объяснять ист.термины, составлять характеристику  профилей музея

12

Краеведение и школьные  музеи  на современном  этапе.

Сеть школьных  музеев

Экспедиции, поисково- исследовательская  деятельность

Конструктивный

составлять характеристику  профилей музея

13

Практическое  занятие -  посещение  музея школы  № 28  г. Ульновска

 Сеть школьных  музеев

Собирание, учет, хранение и использование  экспонатов

Встреча с членами  Совета  музея  

давать развернутую характеристику   музею

Тема 4. Школьный  музей: его  специфика и место  в музейной  сети (3часа)

14

Школьный  музей  в системе образования.

Основные  признаки  школьного  музея. Роль и место  музея  в образовательном  учреждении.

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея.

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

15

Нормативная  база. музея

«Положение  о школьном  музее»

Музейная  сеть, тип и профиль  музея. Паспорт  музея

Объяснительно- иллюстративный

Оформление  документации

16

Практическое  занятие -  

Встреча  с сотрудником  областного  краеведческого  музея им. И.А.Гончарова   Шинкаровой  Н.А.

Основные  признаки   негосударственного  музея. Правила  ведения документации.

Паспорт  музея,  каталоги, картотека.

Конструктивный

Навыки ведения документации

                                                Тема 5 . Краеведческая работа   школьных  музеев (7 часов)

17

 Музей- хранитель  местной  истории.

Уровни краеведческой  деятельности

поисково- исследовательская  деятельность

Объяснительно- иллюстративный

составлять характеристику  профилей музея

18

Краеведческие  источники

 Виды  источников

Устные. Письменные, археологические, этнографические

Объяснительно- иллюстративны

 Классификация  источников

19

Формы  краеведческой  работы

 Разнообразие   форм  работ по краеведению

Переписка. Встречи, обследования,  экскурсии, походы и др.

Частично-поисковый

20

Исследовательские  методы  краеведения

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Наблюдение, беседа , анкетирование, опрос,  

 Частично-поисковый

Классификация  источников

21

Результаты  краеведческой  деятельности.

Разнообразие   форм  работ по краеведению

Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.

Частично-поисковый

Классификация  источников, оформление  результатов  работы

22-23

Практическое  занятие -   работа  в фонде  школьного   музея.

Работа с источниками.

выставки, экспозиции, экспонат, раритет.

Конструктивный

Классификация  источников

                                                                             


                                                                                  Тема 6.  Учет  и хранение  фондов  школьного  музея.(5 часов)

24-25

 Состав  фондов

Структура фондов

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды,

Объяснительно- иллюстративны

Ведение  учетной документации.

26

 Акты приема и передачи  музейных  предметов

Условия  хранения  фондов

Книга учета, картотеки., запасники

Объяснительно- иллюстративный

Ведение  учетной документации.

27-28

Практическое  занятие:  заполнение  документации музея

Книга учета, картотеки

Основной и научно-вспомогательный  фонды, обменный, дуплетный фонды

Практическое  выполнение   заданий  по  классификации источников

Ведение  учетной документации

                                                                          Тема 7.  Экспозиции школьного  музея  (3  часа)

                                                                                           

29

Концепция и художественный  замысел  экспозиции.

Экспонат-  главная  структурная  единица  экспозиции.

Тематико- экспозиционный  план, проект,

Частично-поисковый

 Составление  проектов  экспозиций

30

Выставка, возможности  ее организации в условиях  школы.

Главные  структурные  единицы выставки

 План и  проект выставки

Частично-поисковый

Составление  проектов  выставок

32

Практическое  занятие:  

посещение   школьного  музе  МОУ СОШ  № 31 г.Ульяновска

Экспонаты  и выставки, принципы  их создания и  методы решения проектов

. Тематико- экспозиционный  план, проект,

Объяснительно- иллюстративный

Составление  проектов  экспозиций и выставок

                                                                             Тема 8. Массовая и экскурсионная  работа  школьного  музея. (1 час)

33

Практическое  занятие:  

посещение   школьного  музея  МОУ СОШ  № 29  г.Ульяновска

Работа  с аудиторией,  формы  массовой  работы .

Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча,  праздник.

Объяснительно- иллюстративный

 Составление  текста  экскурсии, рецензия  на  рассказ  экскурсовода

.

                                                              Раздел 9  Литературные  источники  по краеведению  и музееведению  (1 час)

                                                                                         

34

Практическое  занятие в библиотеке  № 8 г. Ульяновска.

Принципы и приемы  работы  с каталогами.

 Путеводители по специальной и методической литературе.

Библиотеки, архивы, личные  собрания,  аннотирование, выписки, конспекты.

 Частично-поисковый

 

Навыки  работы  с литературными  источниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарное-темаическое планирование работы кружка "Родная Белгородчина"

Рабочая программа работы кружка «Родная Белгородчина» составлена на основе Программы по географии для общеобразовательных учреждений 6-11класс. Москва. Дрофа. 2009г., составитель Овсянникова Е.В. и И...

Планирование работы кружка "Решение нестандартных задач"

Планирование рассчитано на 1 час в неделю и предусматривает подготовку учащихся для успешного владения математическими навыками при участии в математических олимпиадах и конкурсах....

Программа работы школьного кружка «Музейное дело»

Программа работы школьного кружка  «Музейное дело» составлена на региональном материале исторического краеведения и авторской  образовательной программы  педагога Подольской Ж.А.....

Рабочая программа кружка "Музейное дело"

Программа дополнительного образования «Музейное дело» разработана на основании современных задач модернизации российского образования.Данная программа может быть реализована в качестве эле...

Рабочая программа внеурочной деятельности (кружка) "Музейное дело"

Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности для детей 11-17 лет. Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музе...