«Практическая деятельность воспитанников,как форма повышения эффективности образовательного процесса» ( из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Тонеева Марина Юрьевна

Материал  из опыта работы в  объединении эколого-биологической направленности.Рассказывается о практических видах деятельности детей, которые повышают эффективность образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskaya_deyatelnost_vospitannikov.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

                           Муниципальное  бюджетное  учреждение

дополнительного  образования города Ульяновска

«Детский эколого-биологический центр»

               «Практическая деятельность воспитанников,

                      как форма повышения эффективности        

                          образовательного процесса»

                                     ( из опыта работы)

     

                                           

                                            Подготовила:                                                                                                      

         Тонеева Марина Юрьевна,                                                                                  

         педагог дополнительного                                                                                              

         образования

                                        Ульяновск

                  «Практическая деятельность воспитанников,

                      как форма повышения эффективности        

                          образовательного процесса»

                                             (из опыта работы)

     Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных общеобразовательных программ школы.

       Для достижения наибольшей успешности обучения педагоги дополнительного образования  используют различные методики и технологии, а так же программы собственной разработки, что позволяет расширить спектр   удовлетворенности постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

         Моя программа модифицирована, в основу положены типовые образовательные программы внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Исследователи природы” Министерства просвещения,  экспериментальные программы для сельских школ России по направлениям “Растениеводство”. Кроме того,  включены  разделы из ранее разработанных и апробированных   на базе ДЭБЦ Чистяковой Т.В.  программ “Цветовод”, “Незабудка”, ”Юный растениевод”.

      Создана программа  с  учетом интересов  детей, а так же социальным запросом администрации города  о благоустройстве и озеленении территорий. Наряду с «Комнатным цветоводством», в программу введен  новый блок «Ландшафтно-декоративное  цветоводство», что может в свою очередь способствовать  ориентированию учащихся на  профессию (садовод, цветовод, селекционер, ландшафтный архитектор).

                 Программа построена так, что в ней преобладает практическая работа  воспитанников  в образовательном процессе (в 1 год обучения это 48% от учебного времени, во 2 год обучения 54%). Я считаю, что практическая работа позволяет  не только мне  разнообразить занятия в объединении, но и привлекает детей, так как именно в такое объединение приходят дети, которые очень любят живой мир. Они с большим удовольствием учатся размножать  растения, наблюдать за животными и заниматься опытнической работой.

                Основной идеей  программы является развитие способности детей к изучению окружающего мира, к получению знаний и умений в области цветоводства, а также умелому применению этих знаний на практике, развитию творческих способностей и навыков ведения исследований. Исследовательская работа, как вид практической деятельности является одним из мощнейших толчков, который дает   начало целенаправленным действиям, ведущим к попыткам познания окружающего мира и определения своего места в нем. Исследовательский подход к изучению всего, что окружает человека, начинает проявляться с первых лет жизни. У меня в объединении есть такие дети, которые с удовольствием ведут  исследовательскую работу, у нас определена тема и сейчас медленными шагами мы продвигаемся к поставленной цели.

         Постепенное включение ребенка в каждодневный, кропотливый трудовой  процесс, осознание им личной ответственности за результат своего труда, положительные эмоции, способствуют  не только эффективному усвоению  трудовых навыков, но и заинтересованности ребенка. А так же можно наблюдать  становление ответственности, исполнительности и  трудолюбия.

       Специфика курса делает обязательным проведение практических работ и опытов, работ с микроскопом,  совместной деятельности детей, самостоятельных работ с картами, таблицами, листами наблюдений, индивидуальной работы по уходу и содержанию растений,  оформление гербария растений и коллекций семян. Я стараюсь включать в занятия элементы ручного труда – мы украшаем емкости, которые предназначены для индивидуальной посадки растений, создаем игровые силуэты для украшения кашпо или цветочного горшка, делаем игровые посадки в виде Чипполино, ежиков, лукового дерева. Для огорода на окне мы смастерили  сказочное пугало. Регулярно проводим зарисовки на  мольберт по  тематике запланированных занятий, такие как «Экзотический цветок», «Вредители комнатных растений», «Живые ежики».   Кроме этого программой предусмотрены резервные часы, которые используются для участия и подготовки  детей в мероприятиях по плану ДЭБЦ – это экологические акции,  конкурсы, экологический подиум и т.д. Воспитанники моего объединения стараются участвовать во всех мероприятиях, любят коллективно выполнять поделки. Мне очень приятно, когда дети не только принимают участие в конкурсах прикладного характера, но и занимают призовые места.

      Я считаю, что практико-деятельностная основа образовательного процесса помогает привлечь детей в объединение и  в соответствии с желаниями и интересами  раскрывать  их потенциальные  возможности.                                                                  

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие – праздник, как одна из форм повышения эффективности образовательного процесса в творческом объединении детей, изучающих английский язык.

Одной из нетрадиционных форм проведения занятий является занятие-праздник. На таких занятиях удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера. Предлагаю р...

«Мониторинг качества образования как инструмент повышения эффективности образовательного процесса в школе. Портфолио обучающегося как ресурс оценивания учебно-воспитательной работы педагогического коллектива»

В связи с переходом на ФГОС второго поколения в сфере образования стала складываться новая система мониторинга, которая направлена на получение независимой, объективной информации об учебных дост...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса

На сегодняшний день основным механизмом развития системы  основного  образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы  качественным изменениям в деятельности...

Проектно- исследовательская деятельность обучающихся как средство индивидуализации и как фактор повышения эффективности образовательного процесса.

Чтобы обеспечить развитие учащихся, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектно-исследовательской, организация  которой рассматривается сегодня к...

Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье автор рассматривает некоторые методики и технологии, направленные на повышение эффективности образовательного процесса....

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...