Образовательная программа изостудии
рабочая программа на тему

Кудрина Ольга Петровна

Программа работы объединения "Мастерская чудес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_izostudii_masterskaya_chudes.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации

 Верхнеуральского  муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образование детей

«Дом детского творчества»

г. Верхнеуральска

               

                                              Утверждена

 Пед. совете протокол № ____ число_______

                                                             Директор МОУ ДОД  

                                                                                                 Дом детского творчества г.Верхнеуральска

                                                  _______________________

                                                                                                           «____» ___________________

«Мастерская чудес»

             

 

 Автор (Ф.И.О.)  Кудрина Ольга Петровна

_________________________________

педагог дополнительного образования

        высшей         категории

 

 (название города, населенного пункта)

 

(год составления образовательной программы)

 Содержание

1.Информационная карта образовательной программы………………………3

2. Пояснительная записка……………………………………………………….4

3. Содержание программы……………………………………………………....6

4. Учебно-тематические планы и содержание программы

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

Ф.И.О. педагога

Кудрина Ольга Петровна

Тип программы:

адаптированная

Образовательная область:

декоративно-прикладное искусство, изо

Направленность деятельности:

художественно-эстетическое

Способ освоения содержания

образования:

креативный

Уровень освоения содержания

образования:

общекультурная

Уровень реализации программы:

начальное образование,

среднее общее образование,

основное общее образование

Форма реализации  программы:

индивидуальная,

групповая,

индивидуально-групповая

Продолжительность реализации

программы:

3 года

Возраст детей, на которых

рассчитана программа:

8-16 лет

Пояснительная   записка

«…ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках,

в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям.

Через сказку,  фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –

верная дорога к сердцу ребенка».

 В.А.Сухомлинский

      В настоящее время целью художественного образования является формирование художественной культуры обучающихся. Это предполагает: умение ценить и понимать прекрасное в природе, в продуктах физического, умственного, духовного и художественного труда  людей, совершенствование обучающимися своей личности путем художественного общения и собственного художественного творчества в разных видах искусства.

     В данной программе изобразительное искусство  интегрирует с декоративно-прикладным творчеством.

     Без знаний изобразительного изображения не возможно нарисовать и создать живописную картину, так же как без декоративно-прикладного  искусства невозможно придумать и составить  панно,выполнить декоративную композицию, вылепить скульптуру и т.д. Так же как нельзя без эмоций и чувств создать произведение искусства, поскольку художественная ценность рисунка зависит, прежде всего, от реальной картины мира.

Главная идея программы заключается в интеграции ведущих видов деятельности: изобразительной и декоративно-прикладной.

Интеграция - это высшая форма проявления и развития межпредметных связей, которая дает восприятие мира, как единого целостного пространства и развитие творческих способностей.

     Актуальность. Актуальность заключается в том, что комплексное изучение изобразительного и декоративно-прикладного направлений дает возможность последовательно получать знания растущему интеллекту, последовательно развивать индивидуальные способности детей. В младшем возрасте интересна изобразительная деятельность, в среднем школьный  возрасте легко справляются с разными видами декоративно-прикладной работы, а старший школьный возраст мотивирован на выбор профессии.

        Интегрированный подход обучения дает возможность дать детям картину целостности мира, дать толчок для творческого развития, так как только наличие  знаний и умений позволяет воодушевленно творить.

   Важно, что программа изостудии «Мастерская чудес» направлена на повышение образовательного уровня обучающихся, на создание условий  для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития, овладение навыками  и приемами декоративно – прикладного и изобразительного искусства.

Цель   программы:

Организация досуговой деятельности детей и раскрытие индивидуальных способностей обучающихся в условиях творческого объединения посредством интеграции различных видов  деятельности.

Задачи   программы :

  • развивающая: раскрытие и развитие индивидуальности ребенка, его «Я», воспитание личности, которая способна ценить и воспринимать себя и других такими, какие они есть;
  • обучающая: формирование комплекса знаний, умений, навыков, соответствующих составу программы.
  • эстетическая: воспитание у детей интереса к искусству, как средству выражения чувств, мыслей, отношений;
  • развитие аккуратности и опрятности при выполнении работ;
  • социально-педагогическая: помочь адаптироваться подростку в современных условиях через трудовое обучение, эстетическое воспитание и творческое общение детей;
  • формирование единого коллектива и умения работать сообща;

Программа рассчитана на 3 года обучения, предусматривает изучение основных видов искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, а также их влияние друг на друга и взаимосвязь между собой. Программа разработана в 2011 году, после апробации дополнена в 2013 году.  

 Расположение учебного материала на протяжении трех лет обучения обеспечивает приобретение новых знаний и умений, освоение новых способов деятельности, расширение поля ценностных отношений, которые отвечают его потребностям и растущему интеллекту. Данная структура учебного содержания обеспечивает углубление тех же самых знаний и умений, способов деятельности, но от года к году более сложного уровня в соответствии с возрастом и  развитием детей.

        В создании данной программы использовалась программа для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства», 1997 года издания, под научным руководством авторского коллектива Т.Я.Шпикаловой.

Работая над программой, были изучены «Сборник авторских программ дополнительного образования» А.Г. Лазаревой и образовательная программа МОУ ДОД ЦЭВД «Детская картинная галерея» Е.Н. Холькиной

Содержание программы

Программа предусматривает трехгодичное обучение.  

  1. Программа рассчитана на 648 часов и включает в себя работу трех групп.

Распределение количества часов учебно-тематического плана

Количество воспитанников в группе

Продолжительность занятий

Периодичность

в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов

в год

1 группа:

15

2 час

2 раза

4 часа

144 ч.

2 группа:

12

2 часа

3 раза

6 часов

216 ч.

3 группа:

10

2 часа

     

4  раза

8 часов

288 ч.

Итого:

648 ч.

        

  1.  Программа сформирована для разновозрастных групп обучающихся:

Сроки

Возраст

Цели

Задачи

1 год обучения

8-10 лет

Формирование познавательного интереса к изобразительному творчеству и декоративно-прикладной деятельности;

Развитие трудовых качеств и расширение кругозора, необходимых для предстоящего обучения по программе;

Познакомить с основными  сведениями о художественном и декоративно-прикладном творчестве.

Формировать комплекс умений и знаний в данных направлениях.

Выработка умений и формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке изучаемых материалов.

Подготовить к более сложным творческим проектам.

Учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать, решать простейшие технологические задачи.

2 год обучения

9-13 лет

Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Развитие практических навыков и умений, посредствам творческой деятельности.

Теоретическая подготовка по основным направлениям (сформировать основы по изобразительной и декоративно-прикладной деятельности).

Изучить необходимые материалы, и обучить более сложным приемам практической работы над творческим проектом (панно, рисунок и т.д.).

Воспитание волевого компонента обучающегося.

3 год обучения

10-16 лет

Совершенствование полученных умений и навыков.

Предметно-практическая

реализация индивидуальных и потенциальных

возможностей обучающихся. Предпрофильная подготовка.

Освоить различные технологии декораторского искусства.

Расширить изучение дисциплин по декоративно прикладному и изобразительному творчеству, углубить знания и навыки в области живописи и декорировании.

Развитие элементов образного мышления, изобретательности и творческой инициативы.                                        Самостоятельное изготовление сложных  проектов, выставочных экспонатов, а так же участие в районных и областных соревнованиях.

       Особенность в разновозрастном объединении в том, что ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других. Что всегда сопутствует успешной творческой деятельности.

При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:

  •  научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)
  •  связи теории с практикой  в систематичности и последовательности;
  •  учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;
  •  доступности и посильности;
  •  творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;
  •  наглядности;
  •  прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех    вышеперечисленных принципов)

В процессе обучения используются различные  формы занятий:

занятие-образ — расширяют образное и творческое мышление обучающихся;

занятие на развитие коммуникативной культуры обучающихся;

экскурсия учит наблюдать, сравнивать, отличать положительные и отрицательные стороны, находить нужные объекты;

выставки помогают ребенку продемонстрировать результаты собственной работы, а также познакомиться с достижениями других;

 творческий конкурс - учит ребенка ситуации соперничества, позволяя адекватно оценивать свои возможности.

Формы  организации  познавательной  деятельности  обучающихся:

индивидуальные;

групповые;

индивидуально – групповые;.

Отличительной особенностью организации учебных занятий является сочетание индивидуальных и групповых занятий, которые можно проводить одновременно с обучающимися во всём возрастном  диапазоне от 8 до 16 лет.

Занятия в основном носят групповой характер. Индивидуальные занятия проводятся при подготовке индивидуальных выставочных проектов. Наравне с индивидуальной формой работы большое значение имеют коллективные формы занятий. Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает атмосферу совместного игрового действия. Но главное – это переживание совместного творческого дела и радость от общего успеха. Результатом коллективной работы могут быть выставочные или итоговые панно, коллажи, объемные композиции.

  Для более успешного усвоения обучающимися материала используются некоторые методы обучения предложенные Р.О. Битнер и С.П. Самокатов для дополнительного образования:

Иллюстративный метод (обучающиеся приобретают знания через наглядное пособие в «готовом» (законченном) виде).

Репродуктивный метод (он включает применение освоенного на основе образца или примера).

Словесный (рассказ, беседа).

Наглядный (коллективное рассматривание и обсуждение произведений искусств,  демонстрация).

Интегрированный (сочетание различных видов деятельности).

Практический (показ приемов работы учителем, индивидуальная и коллективная работа, дидактическая игра).

Творческий (исследования, поиск материала, творческая работа).

Непосредственный контроль  восприятия (анализ и сравнение).

Программа включает разные виды заданий:  теоретические, практические и  творческие.

Теоретический материал ориентирован на формирование научного мировоззрения, целостного отношения к основам изобразительного, декоративно-прикладного и театрального искусства.

Практический материал формирует у детей умения и навыки по изготовлению  художественных изделий на основе знаний, полученных в результате теоретического обучения.

Творческие задания раскрывают художественные способности учащихся, формируют их эстетический вкус, такие занятия свойственны третьему году.

Способы отслеживания результатов реализации программы

В ходе реализации программы применяются следующие способы  контроля:

1 способ - первоначальный контроль предназначен для оценки знаний учащихся в начале обучения (это тестирование, на основании которого происходит оценка первоначальных способностей детей, набранных в группу).

2 способ - текущий контроль позволяет объективно оценить и проверить знания и умения учащихся, полученные по какой-либо большой теме, и включает в себя проверку теоретических, практических и творческих навыков учащихся. Это выполнение тематических композиций, которые могут носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Рабочие выставки дают возможность стимулировать работу детей на выполнение лучшей работы.

3 способ - итоговый контроль подводит итог всем результатам ребенка, достигнутым на каждом этапе текущего контроля (показатели уровневого дополнительного  образования обучающихся).     Основными формами подведения итогов реализации образовательной программы являются участие в выставках, организованных Краснинской средней школой Верхнеуральского района Челябинской области, где независимое жюри оценивает уровень подготовки обучающихся. Периодическая организация и участие в выставках, организованных  Верхнеуральским Домом детского творчества, по итогам районных выставок участие в областных - это  дает детям возможность заново увидеть и оценить свои результаты, формирует опыт творческого общения. Результативность участия обучающихся в конкурсах отслеживается в мониторинге участия всего коллектива, что позволяет изучать динамику обучения каждого учащегося и сопоставлять ее с данными по группе и курсу, можно проследить динамику качества подготовки учащегося, судить об успешности проведенных занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу.

Критерии оценивания реализации программы

Критерии оценивания

Способ отслеживания

(инструментарий)

Оценка способностей учащихся в начале обучения

- Учебные занятия

- Тестирование

Сформированность системы  знаний, умений и навыков в процессе освоения программы

- Результативность выполнения образовательной  программы:

выполнение тематических композиций

участие в выставках-конкурсах 

- Индивидуальные карты учета результатов обучения по образовательной программе.  

- Показатели уровневого дополнительного образования учащихся.  

Результативность участия воспитанников в конкурсных мероприятиях

- Мониторинг участия коллектива в выставках-конкурсах;

- Личное портфолио учащихся;

- Дипломы, грамоты (См. Приложение № 1)

        

  В   результате   обучения   обучающиеся:

  1. приобретают знания, умения, навыки, соответствующие различным видам художественной деятельности (изобразительной, декоративно-прикладной);
  2. раскрывают свои индивидуальные способности;
  3. получают профессиональное самоопределение.

   

Организация образовательного процесса

Набор детей в объединение свободный, без ограничений. Группы, набранные в объединение, проходят последовательное обучение, предусмотренное данной программой. Обучение детей проходит в специально оборудованном кабинете, где находятся все необходимые  материалы, инструменты, наглядные пособия и технические средства.

     Занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями декоративно-прикладного искусства и народного творчества, но и дают им необходимые знания, развивают трудовые умения и навыки, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, дают представление о взаимодействии искусства с жизнью. На занятиях по лепке дети получают и определенную физическую нагрузку во время подготовки глины к занятию и в процессе работы, наведения порядка на рабочем месте и в мастерской. 

Созданию непринужденной, творческой атмосферы на занятиях способствует эмоциональная настроенность учащихся, которую можно достигнуть перед практической работой с помощью демонстрации произведений изобразительного искусства, использования игровых ситуаций, групповых форм работы, экскурсий и прогулок.

Но для сплочения коллектива мало хорошо проведенных занятий, поэтому, уже стали традицией мероприятия:

  1.  «Осенний калейдоскоп» – сентябрь, подготовка к праздничному вечеру «Осенний бал», оформление зала, костюмов ведущих;
  2. День матери (Организация открытых занятий)                                                                                                                                        
  3. День именинника   (организация 1 раз в четверть чаепитий с программой чествования именинников);                                
  4. Новогодние праздники, Рождество (подготовка и проведение мастер — классов, оформление школы к празднику);
  5. День защитника Отечества (изготовление поздравительных открыток и проведение праздничного мероприятия);
  6. Праздник 8 марта (изготовление поздравительных открыток и проведение праздничного мероприятия с родителями);
  7. Праздник для ветеранов войны (оформление сцены, подготовка поздравительных открыток для ветеранов, сотрудничество с ДК «Успех», помощь в оформлении сцены);                                                                                                                            
  8. Последний звонок!  (оформление сцены)

День защиты детей  (организация праздничной программы, оформление сцены)

Во время подготовки различных мероприятий и выставок проводятся занятия с детьми различного возраста, что содействует сплочению и созданию единого коллектива. В качестве поощрения и воспитания ответственности старших детей за младших, во время школьных каникул организовываются походы, экскурсии, поездки в кинотеатры 3D, в Аквапарк г. Магнитогорска и т.д. на усмотрение ребят. В подобных поездках у ребят формируется чувство сплочения, а у старших обучающихся чувство ответственности за более младших ребят (См. Приложение № 2).

Материально- техническое обеспечение программы.

  • Наличие класса со столами и стульями, рассчитанный на 15 человек.

           Помещение, отведенное для занятий, отвечает санитарно-гигиеническим требованиям: сухое, светлое, тёплое, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией. Для проветривания помещений  предусмотрены форточки. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.

Общее освещение кабинета обеспечивается электрическим освещением в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению предусмотрено местное освещение. Стены кабинета оклеены обоями в светлые тона. Столы расположены таким образом, чтобы свет падал с левой и правой стороны рисующего ученика.

  • наличие необходимых материалов и инструментов для осуществления полноценного педагогического процесса.
  • наличие дидактического, методического материала:

а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные обучающимися;

б) слайды, видео-аудио пособия;

в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;

г) схемы, технологические карты;

д) индивидуальные карточки.

К осуществлению программы привлекаются:

- учитель технологии ;

- заместитель директора по воспитательной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".

·       Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.·       Задачи:- формировать высокий уровень ...

«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...

Образовательная программа изостудии «Живопись, рисунок, графика»

Образовательная программа изостудии  «Живопись, рисунок, графика» рассчитана на один год обучения. Возраст обучающихся не ограничен, от 14 и старше.Характеристика курса: курс разработан как для н...

Дополнительная образовательная программа изостудия "Юный художник"

Дополнительная образовательная программа «ИЗО – студия» имеет художественную направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Главная  цель художественного образования – формирование ду...

Конспект занятия Введение в дополнительную образовательную программу изостудии «Зебра»

ЦЕЛЬ. Вызвать интерес к изобразительному искусству и рисованию.Задачи:Обучающие:- научить создавать изображения без предварительного рисунка;- познакомить с жанром пейзаж;- познакомить с понятиям...