Человек неповторимый
материал (10 класс) на тему

Программа элективного курса создана для старшеклассников с целью их социализации. Включает разделы: 1. Мы все разные. 2. Национальные корни. 3. Вера и свобода совести.

Итогом данной социальной практики должно стать создание проект а на одну из указанных тем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Нижнебузулинская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена  на заседании МО                      Утверждена

 учителей гуманитарного цикла                     Директор школы____Н.А.Велиц

Протокол №   от_______                                 Приказ №     от_________

Программа

Социальной практики для 10 класса

Человек неповторимый

                                               Автор:

                                                                       Петренко Любовь Ильинична,

                                                     учитель географии и биологии, 1 категории

с.Нижние Бузули

2014г.

                                                 Пояснительная  записка.

Введение курса “Социальная практика” должно способствовать более эффективному решению задач, связанных с социальной адаптацией школьников подросткового возраста.

Актуальность  в данном курсе определяется следующим:

• расширением самостоятельности учащихся в различных сферах жизнедеятельности как на основе сознательного доверия взрослых к их умениям и возможностям, так и в результате уменьшения внимания некоторых родителей к своим детям по мере их взросления;
• значительно более широким кругом общения учащихся как в школе, так и вне её;
• возникновением чувства взрослости, часто не совпадающего с реальным процессом взросления (школьники этого возраста, как правило, переоценивают свои умения, знание жизни, свой опыт);
• стремлением утвердиться, заявить о себе активными действиями (однако, чтобы получить признание окружающих, они действуют не в одиночку, а в группе);
• часто совершаемыми противоправными действиями (при этом наблюдается тенденция вовлечения взрослыми школьников этого возраста в преступную деятельность);
• тревожной тенденцией распространения среди школьников употребления алкоголя и наркотиков;
• невозможностью полного контролирования подростков учителями и родителями (в силу своей неопытности и неосторожности они подчас становятся жертвами насилия).

Все перечисленные факторы показывают настоятельную необходимость помочь подросткам адаптироваться к окружающей их жизни наименее болезненно — не путем проб и ошибок, подчас трудно исправляемых, а путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта. Это позволило бы школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях наиболее целесообразным и безопасным для себя и окружающих способом, не выходя за рамки закона; осуществлять свои жизненные планы, не вступая в конфликт с обществом.

Название курса “Социальная практика” отражает его задачи и особенности. Словом “социальная” подчеркивается направленность курса на социализацию школьников, а словом “практика” — ведущая роль практических форм деятельности учащихся на уроках данного курса.

   Данный  элективный  курс  рекомендуется  для  учащихся 10 класса.

   Данный  элективный курс  рассчитан  на 17 часов.  

Содержание курса “Социальная практика” интегративно. Изучение и обсуждение этических проблем направлены на становление у школьников нравственных ценностных ориентиров гуманистической направленности, которые, в свою очередь, должны стать основой для осознания учащимися ценностей права. Поскольку каждая тема включает описание тех или иных жизненных реалий и сфер человеческого бытия, в соответствии с ними в модули включаются сведения из области биологии, психологии, валеологии, охраны безопасности жизнедеятельности, по истории, философии, экономике, литературе и искусству. В качестве системообразующей выступает этическая проблема (или круг проблем), для раскрытия и осмысления которой привлекаются знания из разных дисциплин.

В его содержании значительное внимание уделяется характеристике современной России и жизни родного края. Рассмотрение этих вопросов ориентировано не только на получение учащимися необходимых сведений об окружающей их жизни, но и на формирование у них гражданского самосознания.

Получаемые учащимися элементы знаний психологии, валеологии, философии стимулируют у них процессы самопознания, знания политологии, социологии, экономики (наряду с этическими и правовыми знаниями) способствуют социальной адаптации, а знания в области истории, литературы, искусства — расширению культурного кругозора, духовному обогащению.

     Доминирующие  технологии,  которые  будут  использоваться  это  личностно-ориентированная  и  информационно-коммуникативная.

      Этот  курс  является  краткосрочным,  поэтому  форма  отчетности -  это  разработка  и  защита  презентации  на  выбранную  тему.

   Цель курса: Курс “Социальная практика” призван способствовать становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной.

   Задачи курса: становление у учащихся правовой и гражданской культуры, гуманистических нравственных ориентиров, их социализация и профилактика правонарушений. Курс “Социальная практика” призван способствовать становлению школьника как личности, обладающей чувством собственного достоинства, уважающей жизнь, свободу и достоинство других людей, законопослушной и ответственной.

Ожидаемый результат.

Знать – жизненно-смысловые ценности, составляющие ядро гуманистической этики.

Уметь – применять на практике нравственные  ориентиры  и установки.

Учебно-тематическое планирование

Темы  и  основное  содержание.

Количество часов

Всего

Теория

Практические

Мы все разные.

1. Мы все - разные. Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Могут ли эти различия стать причиной конфликтов между людьми? Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.

2. Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?

3. Человеческая индивидуальность. Уникальность, неповторимость каждого человека.

4. “Массовый человек” - миф или реальность?

5. Естественная потребность человека в самореализации, раскрытии индивидуальности.

6. Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.

7. Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.

8. Личная жизнь и личные интересы.

9. Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

0,5

1

0,5

Национальные корни человека.

1. Национальная культура. Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык. Потребность человека в национальных корнях.

2. Современная городская культура как культура многонациональная. Взаимообогащение культур.

3.Межнациональные отношения:
опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.

2

1

3

1

1

1

1

2

Вера и свобода совести.

1. Вера как ценность и потребность человека. Основные мировые религии. Их особенности. Свобода совести. Законодательство РФ о свободе совести, об отношениях церкви и государства.

2. Религия как связь поколений. Межконфессиональные конфликты и веротерпимость.

1

1

1

1

Итого: 17 часов

17

6,5

10,5

                             

  Календарно-тематическое  планирование

Темы  и  основное  содержание

Форма  занятий

Виды  деятельности

Количество часов

Теор.

Прак.

Дата

1

Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми.

Занятие № 1. Диагностическая игра “Штурмуя вершины”.
Направления диагностики:
отношение к самому себе;
ценностные ориентиры;
образ “я”, оценка своих возможностей и способностей.

Групповая  и  индивидуаль-ная

0,5

0,5

2-3

Возрастные различия. Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать? Человеческая индивидуальность.

Занятия № 2-3. Философские размышления. Беседа “Человек неповторимый”

Групповая  и  индивидуаль-ная

1

1

4

 “Массовый человек” - миф или реальность?

Занятие № 4. Говорят школьники: “Мне нравится в людях...”; “Мой герой, мой идеал...”.

Групповая  и  индивидуаль-ная

1

5-6

Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.

Занятия № 5-6. Практикум. Закон охраняет личные права человека. Чтение и комментирование юридических документов: Всеобщей декларации прав человека, ст. 1, 7, 12; Конституции РФ, ст. 21, 22, 23.

Групповая  и  индивидуаль-ная

2

7-8

Личная жизнь и личные интересы.Личные (гражданские) права человека, их признание международным правом и Конституцией РФ

Занятия № 7-8. Игра-тренинг “Быть терпимым”. Отработка навыков взаимодействия людей на основе терпимости. Рассматриваются ситуации в школе, семье, дружеской компании и др.

Групповая  и  индивидуаль-ная

0,5

1,5

9

Нация как общность людей. Из истории становления наций.

Занятие № 9. Диагностика. Направления:
знание учащимися своих семейных корней;
отношение учащихся к родственным связям, круг родственников, отношения между ними;
отношение к людям других национальностей, живущим рядом.

Индивидуаль-ная,  фронтальная  работа

0,5

0,5

10-11

Национальная культура. Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык. Потребность человека в национальных корнях.

Занятия № 10-11. Философские размышления. Беседа “Национальные корни человека”

Индивидуаль-ная,  фронтальная  работа

1

1

12

Современная городская культура как культура многонациональная. Взаимообогащение культур.

Занятие № 12. Диалог-обсуждение:
-Где грань между национальным достоинством и национальным чванством?
- В чем состоит национальное достоинство человека?
- Можно ли назвать культурным человека, унижающего национальное достоинство других людей?
- Чем объяснить живучесть национализма?
- Почему важно знать традиции и обычаи своего народа?
- Надо ли приобщаться к культуре и обычаям других народов?

Групповая  и  индивидуаль-ная

1

13

Межнациональные отношения:
опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.

Занятие № 13. “Вглядимся в окружающую жизнь...”
Экскурсия в Этнографический музей (своеобразие обычаев, традиций культуры разных наций);

Индивидуаль-ная,  фронтальная  работа

1

14

Межнациональные отношения

Зарятие № 14. Практикум по изучению юридических документов (см. график “Основные вопросы”, п. 5). Всеобщая декларация прав человека, ст. 1, 2, 7; Конституция РФ, ст. 2, 17, 26. Творческая мастерская: подготовка (возможно, по командам) плакатов, лозунгов, обращений, рисунков, призывающих к миру и взаимопониманию наций, народов.

Групповая  и  индивидуаль-ная

1

15

Межнациональные отношения

Занятие № 15. Перелистывая страницы книг. Читательская конференция на тему: “История предупреждает: преступления фашизма против человечности” (расизм, расовая и национальная дискриминация и геноцид как неотъемлемые части фашизма).

Групповая  и  индивидуаль-ная

1

16

 Вера как ценность и потребность человека.

Занятие № 16. Диагностика. Сочинение на тему “Что значит верить в Бога”.

Индивидуаль-ная,  фронтальная  работа

1

17

Религия как связь поколений. Межконфессиональные конфликты и веротерпимость.

Занятие № 17. Встреча со служителем церкви: правила поведения в культовом здании; особенности отправления культа в различных религиях.

1

Итого: 17 часов

6,5

10,5

Итоговая работа:  Создание проекта «Дедоморозография»

                               

    Список  литературы для учителя:

  • С. П. Минина. Закон и несовершеннолетние граждане России. Учебное пособие.- СПб., 2002.
  • Международные документы по правам человека/ Сост. Е. Г. Барихновская.- СПб., 1997.
  • О самом главном. Книга для чтения и размышления о ценностях жизни, об этике и праве в 7-9-х классах общеобразовательных школ/ Сост. Н. И. Элиасберг, С. А. Морозова.- СПб., 1998.
  • Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. Второй этап - основная школа. 5-7 (8) классы/ Сост. Н. И. Элиасберг.- СПб., 1999.
  • Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления (для 5-6-х классов)/ Сост. Н. П. Лукина, Г. В. Пенькова, Н. И. Элиасберг.- СПб., 1999.

“Права человека в свободной стране” для 8-9-х классов (сост. Н. И. Элиасберг.- СПб., 2004).

                                    Литература для обучающихся:

  • О самом главном. Книга для чтения и размышления о ценностях жизни, об этике и праве в 7-9-х классах общеобразовательных школ/ Сост. Н. И. Элиасберг, С. А. Морозова.- СПб., 1998.
  • Учимся думать о себе и о других. Книга для чтения и размышления (для 5-6-х классов)/ Сост. Н. П. Лукина, Г. В. Пенькова, Н. И. Элиасберг.- СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показательный( открытый ) урок по литературе для учащихся 11 класса Неповторимый мир поэтических образов лирики К.Д. Бальмонта

: 1. Знакомство учеников с жизненным и творческим путём поэта           2. Развитие навыков аналитического прочтения текстов стихотворений...

Неповторимый мир образов лирики К.Д. Бальмонта

1.Данный урок предполагает познакомить учащихся с жизненным и творческим путём К.Д. Бальмонта2. Развитие аналитического прочтения поэтических текстов К.Д. Бальмонта3. Помочь в восприятии сложного. про...

Семья - неповторимый шедевр природы

Презентация " Семья - неповторимый шедевр природы" предназначена для учащихся 5 - 6 классов.  Семья - это труд, друг о друге забота. Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - ...

Неповторимость молодежного сленга

Слова и выражения употребляемые в молодежной среде...

Вода. Удивительная и неповторимая.

Урок по теме «Вода. Удивительная и неповторимая» комбинированный, с использованием ЭОР.Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу. Мультимедийная пр...

«Коми край неповторимый, край отцов и Родина моя…»

Данное мероприятие, посвященное 90-летию со Дня образования Республики Коми, предусматривает расширить знания детей  об историческом прошлом  республике Коми, её географическом положен...

Комплексное занятие. Я -неповторимый человек

Положительное отношение к себе-важное условие развития личности ребенка. Это занятие направлено на формирование у ребенка положительного отношения к себе и к другим....