Русский народный костюм
план-конспект по теме

конспект занятия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx22.45 КБ
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кавалеровский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Детство».

План занятия

Ситниковой Е.В. педагога дополнительного образования

Тема занятия:  История русского народного костюма.

Цель занятия: Познакомить с русской культурой, народным творчеством  

                           и понять, как русский народный костюм связан с обычаями  

                           и традициями нашего народа.          

Задачи занятия:

  • дать представление об одежде различных сословий (крестьянин, купец, боярин), хранение одежды (сундук);
  • научить детей отражать особенности национального костюма по средством аппликации, мотивировать на  создание эскизов к народному костюму;
  •  учить составлять узор различать изнаночную и лицевую сторону изделия;
  • закрепить понятие «зеркальное изображение»;
  • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • развивать творческую фантазию, воображение и  художественный вкус воспитанников;
  • развивать цветовое восприятие, дать понятие холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к тону;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к познанию русской истории;
  • совершенствовать трудовые навыки и культуру поведения на занятиях;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе.

               

Форма занятия: творческо-позновательное.

Возраст предполагаемых участников:7-11лет.

Пути реализации: Беседа, просмотр презентации, украшение предметов русского народного костюма аппликацией.

Предварительная работа: Беседа, экскурсия в музей, заготовки лекало      сарафана, изготовление бус.

Оборудование: Бумага для аппликации, карандаши, ножницы, декоративные ленты, бисер, компьютер для просмотра слайдов.

Хронометраж занятия:

Организационный момент - 2 мин.

Теоретическая часть - 5 мин.

Просмотр презентации «Русский народный костюм»-7мин.

Физическая разминка-1мин.

Практическая работа украшение сарафана 25 мин.

Просмотр презентации «Кавалеровские  костюмы»-7мин.

Заключительная часть - 3 мин.

Ход занятия

Сегодня мы продолжим знакомиться с историей русского народного костюма. Мы с вами уже беседовали об одежде, были в музее. Что мы там узнали нового, увидели ?

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно было ,узнать замужняя женщина или нет. Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). Замужние женщины? (кокошники).

Есть поговорка, по одёжке встречают – эта всем известная поговорка пришла из глубины столетий. Стоило только взглянуть на одежду незнакомого человека, было понятно, из какой он местности, какого сословия (дворянского, купеческого, крестьянского). И уже можно было определить как себя вести с незнакомцем чего от него ожидать.  У дворян и купцов одежда была из дорогих тканей расшита дорогими украшениями. У крестьян и ремесленников одежда была попроще украшена вышивкой. Одежду хранили  в сундуках.

В дополнение сказанному посмотрим презентацию «Русский народный костюм».

Физическая разминка:

-Вышивает, шьёт иголка

-Пальцу больно, пальцу колко

-А напёрсток в тот же миг,

-К девочке на пальчик. Прыг.

- Говорит иголке – шей,

-А колоться ты не смей.

Что бы приступить к нашей работе мы узнаем немного о значении цвета. В старину уделялось особое внимание, что означает тот или иной цвет. Дети по очереди поверните  ваши полоски и прочитайте что значит цвет.

Красный - согревает, полезен тем ,кто простужен.

Зелёный - успокоит, лечит головную боль.

Желтый - укрепляет память.

Синий - полезен при усталости

Оранжевый - помогает при сердечных болях.

Мы выяснили, что значат цвета, можем приступить к практической части. У вас на столах лежат сарафаны (предварительно выполнены). Вы должны их украсить с помощью тесьмы, бисера.

А сейчас возьмём сарафаны , оденем моделей и соберём в хоровод. Вот такие модели получились!

С 70-х годов стало модным в каждом районе, крае, области шить народный костюм. В нём проводят праздники (ярмарка, масленица, пасха).  А где ещё применяют русский народный костюм ? (одежда сказочных персонажей). Мы видим представленные сказки. И в нашем  районе есть русские народные  костюмы в которых проводят праздники.

Предлагаю посмотреть презентацию «Кавлеровские  костюмы».

 Подведение итогов:

С практической работой вы справились замечательно, получились настоящие красавицы в русских сарафанах, вы показали свои умения. Если вы и дальше решите заниматься рукоделием, я думаю, что у вас все получится.

Про таких рукодельных говорят:

Умелые руки не знают скуки.

 Давайте ещё раз вспомним, какую одежду носили в старину? (кокошник, сарафан, косоворотка, портки, лапти).

Где сейчас применяют народный костюм? (проведение русских народных праздников, для сказочных персонажей).

Давайте сохранять культуру русского народа ! !

                                                                                                                                                           

Самоанализ творческого занятия по теме:

« История русского народного костюма».

В проведённом мною занятии я считаю, что смогла реализовать    поставленные передо мной следующие задачи:

  • дать представление об одежде различных сословий (крестьянин, купец, боярин), хранение одежды (сундук);
  • научить детей отражать особенности национального костюма по средством аппликации, мотивировать на  создание эскизов к народному костюму;
  •  учить составлять узор различать изнаночную и лицевую сторону изделия;
  • закрепить понятие «зеркальное изображение»;
  • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • развивать творческую фантазию, воображение и  художественный вкус воспитанников;
  • развивать цветовое восприятие, дать понятие холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к тону;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к познанию русской истории;
  • совершенствовать трудовые навыки и культуру поведения на занятиях;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе.

        Материал взятый для занятия соответствует материалу программы, а так же подобран по возрастным и речевым особенностям учащихся.

Учитывая, что у детей отмечается сниженное внимание несформированность мыслительных процессов, я использовала на своём занятии частую смену деятельности, подобрала посильный речевой и дидактический материал, применяла чёткую инструкцию, включала упражнения на развитие моторики.

        Я удовлетворена проведённым мною занятием.    



Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Кавалеровский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних «Детство».

План занятия

Ситниковой Е.В. педагога дополнительного образования

Тема занятия:  История русского народного костюма.

Цель занятия: Познакомить с русской культурой, народным творчеством  

                           и понять, как русский народный костюм связан с обычаями  

                           и традициями нашего народа.          

Задачи занятия:

  • дать представление об одежде различных сословий (крестьянин, купец, боярин), хранение одежды (сундук);
  • научить детей отражать особенности национального костюма по средством аппликации, мотивировать на  создание эскизов к народному костюму;
  •  учить составлять узор различать изнаночную и лицевую сторону изделия;
  • закрепить понятие «зеркальное изображение»;
  • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • развивать творческую фантазию, воображение и  художественный вкус воспитанников;
  • развивать цветовое восприятие, дать понятие холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к тону;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к познанию русской истории;
  • совершенствовать трудовые навыки и культуру поведения на занятиях;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе.

               

Форма занятия: творческо-позновательное.

Возраст предполагаемых участников:7-11лет.

Пути реализации: Беседа, просмотр презентации, украшение предметов русского народного костюма аппликацией.

Предварительная работа: Беседа, экскурсия в музей, заготовки лекало      сарафана, изготовление бус.

Оборудование: Бумага для аппликации, карандаши, ножницы, декоративные ленты, бисер, компьютер для просмотра слайдов.

Хронометраж занятия:

Организационный момент - 2 мин.

Теоретическая часть - 5 мин.

Просмотр презентации «Русский народный костюм»-7мин.

Физическая разминка-1мин.

Практическая работа украшение сарафана 25 мин.

Просмотр презентации «Кавалеровские  костюмы»-7мин.

Заключительная часть - 3 мин.

Ход занятия

Сегодня мы продолжим знакомиться с историей русского народного костюма. Мы с вами уже беседовали об одежде, были в музее. Что мы там узнали нового, увидели ?

В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. По нему можно было ,узнать замужняя женщина или нет. Какие головные уборы носили девушки до замужества? (венки, ленточки, повязки). Замужние женщины? (кокошники).

Есть поговорка, по одёжке встречают – эта всем известная поговорка пришла из глубины столетий. Стоило только взглянуть на одежду незнакомого человека, было понятно, из какой он местности, какого сословия (дворянского, купеческого, крестьянского). И уже можно было определить как себя вести с незнакомцем чего от него ожидать.  У дворян и купцов одежда была из дорогих тканей расшита дорогими украшениями. У крестьян и ремесленников одежда была попроще украшена вышивкой. Одежду хранили  в сундуках.

В дополнение сказанному посмотрим презентацию «Русский народный костюм».

Физическая разминка:

-Вышивает, шьёт иголка

-Пальцу больно, пальцу колко

-А напёрсток в тот же миг,

-К девочке на пальчик. Прыг.

- Говорит иголке – шей,

-А колоться ты не смей.

Что бы приступить к нашей работе мы узнаем немного о значении цвета. В старину уделялось особое внимание, что означает тот или иной цвет. Дети по очереди поверните  ваши полоски и прочитайте что значит цвет.

Красный - согревает, полезен тем ,кто простужен.

Зелёный - успокоит, лечит головную боль.

Желтый - укрепляет память.

Синий - полезен при усталости

Оранжевый - помогает при сердечных болях.

Мы выяснили, что значат цвета, можем приступить к практической части. У вас на столах лежат сарафаны (предварительно выполнены). Вы должны их украсить с помощью тесьмы, бисера.

А сейчас возьмём сарафаны , оденем моделей и соберём в хоровод. Вот такие модели получились!

С 70-х годов стало модным в каждом районе, крае, области шить народный костюм. В нём проводят праздники (ярмарка, масленица, пасха).  А где ещё применяют русский народный костюм ? (одежда сказочных персонажей). Мы видим представленные сказки. И в нашем  районе есть русские народные  костюмы в которых проводят праздники.

Предлагаю посмотреть презентацию «Кавлеровские  костюмы».

 Подведение итогов:

С практической работой вы справились замечательно, получились настоящие красавицы в русских сарафанах, вы показали свои умения. Если вы и дальше решите заниматься рукоделием, я думаю, что у вас все получится.

Про таких рукодельных говорят:

Умелые руки не знают скуки.

 Давайте ещё раз вспомним, какую одежду носили в старину? (кокошник, сарафан, косоворотка, портки, лапти).

Где сейчас применяют народный костюм? (проведение русских народных праздников, для сказочных персонажей).

Давайте сохранять культуру русского народа ! !

                                                                                                                                                           

Самоанализ творческого занятия по теме:

« История русского народного костюма».

В проведённом мною занятии я считаю, что смогла реализовать    поставленные передо мной следующие задачи:

  • дать представление об одежде различных сословий (крестьянин, купец, боярин), хранение одежды (сундук);
  • научить детей отражать особенности национального костюма по средством аппликации, мотивировать на  создание эскизов к народному костюму;
  •  учить составлять узор различать изнаночную и лицевую сторону изделия;
  • закрепить понятие «зеркальное изображение»;
  • формировать умение следовать устным инструкциям;
  • развивать творческую фантазию, воображение и  художественный вкус воспитанников;
  • развивать цветовое восприятие, дать понятие холодных и тёплых тонах, научить подбирать цвет к тону;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать интерес к познанию русской истории;
  • совершенствовать трудовые навыки и культуру поведения на занятиях;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе.

        Материал взятый для занятия соответствует материалу программы, а так же подобран по возрастным и речевым особенностям учащихся.

Учитывая, что у детей отмечается сниженное внимание несформированность мыслительных процессов, я использовала на своём занятии частую смену деятельности, подобрала посильный речевой и дидактический материал, применяла чёткую инструкцию, включала упражнения на развитие моторики.

        Я удовлетворена проведённым мною занятием.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный костюм

•История русского костюма начинается с древних времён. •Домотканые или кожаные рубахи грубого покроя и порты – одежда славянских племён. Со временем одежда становится разнообразнее и красивее....

Программа Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.

Авторская программа «Этнографическое рукоделие. Русский народный костюм.» позволяет сформировать у учащихся знания о традиционной одежде русского народа, её своеобразии. Предлагаемая прогр...

1. Продолжить знакомство учащихся с русским народным костюмом 2. Развивать эстетический и художественный вку¬с, графические навыки, творческую активность и образное мышление учащихся. 3.. Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Сегодня мы начнём изучать тему: «Русская народная праздничная одежда»Этой теме мы посвятим два занятия. На первом – изучим русский женский костюм, второй же будет посвящён русской мужской одежде,т.о.,...

презентация к уроку "Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма"

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение". История развития русского народного костюма,  характерные особенности и отличительные признаки народного костюма Липецкой о...

Историческое развитие русского народного костюма. Рубаха – основной элемент народного костюма

Урок технологии, 7 класс. В рамках изучения раздела "Краеведение"....