Учебно-методическая разработка "Танцы сквозь века"
методическая разработка по теме

Методическая разработка может быть использована в работе концертмейстеров, педагогов дополнительного образования, учителей музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tantsy_skvoz_veka.docx42.97 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

стационарное учреждение социального обслуживания

 «Центр для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, № 23 Петроградского района»

Учебно-методическая разработка

«Танцы сквозь века»

Составила:  Соколова Е. В.

Концертмейстер

Санкт – Петербург

2015 год

ВВЕДЕНИЕ

Жанр танцевальной музыки занимает одно из главных мест в программе Д.Б. Кабалевского по предмету музыка. С первых уроков дети знакомятся с тремя основными сферами музыки - песней, танцем, маршем. Это самые массовые и демократические области музыки. Наверное, мы не найдем ни одного человека, который бы не спел за свою жизнь ни одной песни, и не станцевал ни одного танца. Проанализировав музыкальный материал программы Д.Б.Кабалевского мы видим, что вальсы в ней представлены очень широко: И.Дунаевский «Школьный вальс», Детский альбом П.Чайковский «Вальс», Д.Шостакович «Вальс-шутка», «Золушка» балет С.Прокофьева «Вальс», Н.Мясковский «Вроде вальса»,Э.Григ «Вальс» ми минор, Ф.Шуберт «Вальс», Ф.Шопен «Вальс» №10 си минор, «Вальс» из оперы С.Прокофьева «Война и мир», Ж..Брель «Вальс о вальсе», П.Чайковский «Сентиментальный вальс» фа минор, Ф.Шопен «Вальс №14» ми минор, №6 ре-бемоль мажор, №7 до-диез минор, Я.Сибелиус «Грустный вальс», М.Глинка «Вальс-фантазия», А.Хачатурян «Вальс» музыка к драме «Маскарад». Большинство из этих вальсов присутствуют и в программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской.

Тема 2 четверти 8класса по программе Д.Б. Кабалевского - МУЗЫКА СЕРЬЕЗНАЯ И МУЗЫКА ЛЕГКАЯ. Грани между понятиями «легкое» и «серьезное» в искусстве очень прозрачны. Они в большей мере зависят от слушательской культуры. Сложности, таящиеся в вопросе о легкой и серьезной музыке, состоят в следующем. Во-первых, между этими сферами музыки нет четкой границы; во-вторых ,очень большую роль здесь играют разнообразные обработки (от народных песен до музыки великих классиков) и манера их исполнения, при которой от подлинников часто не остается и следа. Это и сбивает с толку неопытных слушателей. Легкая музыка существовала всегда. И.С.Бах, несомненно, серьезный музыкант, но его «Кофейная кантата», «Шутка», «Дуэт для двух пар очков», множество народных танцев написаны с неменьшим мастерством и любовью, талантом и трудолюбием. Необходимо, чтобы учащиеся поняли различие между двумя значениями термина «легкая музыка»: музыка, легкая для восприятия, и музыка, легкая по содержанию. Лучше всего в этом можно разобраться на примере танцевальных жанров. Поэтому для раскрытия этой темы я выбрала два замечательных вальса, которые звучали в одной пьесе, как музыка к постановке драмы Лермонтова «Маскарад». Правда один звучал в 19веке ( «Вальс-фантазия» М.И.Глинки), а другой в 20веке («Вальс» к драме «Маскарад» А.И.Хачатуряна).

ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

С первых шагов песня, танец, марш, позволяют войти в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие жанры симфонии, оперы, балета. Долгое время танцевальная музыка существовала только лишь для сопровождения танцев, затем стали появляться произведения, которые стали иметь художественную ценность. Из всех видов музыкального искусства танцевальная музыка самым непосредственным образом связана с бытом и подвержена влиянию моды. Она отражает облик людей данной эпохи, их нравы, манеру поведения, их эмоциональность. Сдержанный менуэт, веселая полька, гордый полонез, развинченный твист, шейк, брейк-данс, представляют нам время и людей по-разному. Мифы, эпосы, изображения и данные археологии, свидетельствуют о широком распространении танцев во все времена.

Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах. Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени. Так, если мы вернемся в 14-16 века в эпоху «Возрождения», в основе культуры, которой лежал принцип гуманизма, утверждения достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил, то увидим, что культура носит светский характер. Небывалый расцвет переживает живопись. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, эти фамилии известны всем.

В музыке основными жанрами являются мадригалы и баллады, мелодика и ритм становятся более гибкими, намечается трактовка верхнего голоса как ведущего, вокальное звучание обогащается привлечением инструментов. В это время преобладают прикладные танцевальные формы, которые объединяются в сюиты, состоящие из таких придворных танцев как: аллеманда, куранта, сарабанда.

17-18 век в искусстве характеризуют два больших направления «Барокко» и «Классицизм». Барокко- эпоха необычайного взлета человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г.Галилей, И.Ньютон, Дж.Свифт, Х.Рембранд. Характерные для барокко напряженность, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. В музыке барокко тесно переплетались традиционное и новаторское. В ней достигла своих вершин господствовавшая на протяжении веков полифония. Появился иной тип письма - гомофония, которая захватила все области музыкального искусства и послужила рождению оперы, оратории, сюиты, сонаты, концерта. Одной из главных черт барокко стала удивительная свобода в толковании различных жанров. Например, фуга становилась частью сюиты. В опере звучали развернутые инструментальные пьесы, а многие моменты инструментальных форм дышали подлинно оперной выразительностью.

           Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов: Г.Персела, А. Корелли, А. Вивальди и особенно И.С. Баха.

В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что всем ходом вещей в природе и жизни управляет единый, всеобщий порядок, в том, что человеческая натура гармонична. Классики создали целую систему строгих правил, поэтому главными качествами, отличающими создания лучших представителей классицизма, стали упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции.    И вот пришел 18 век. Мы называем его веком Просвещения. Это было время преклонения перед философией, разумом, наукой. 18 век был веком революции. Французская революция 1789 года провозглашала идеи свободы, равенства, братства, благодаря которым может быть создано царство свободы, создан мир справедливости и счастья. Эти идеи были восприняты представителями второго этапа классицизма - просветительского. Это время становления и начало расцвета симфонической музыки. Величайшими представителями которой являются Гайдн, Моцарт, Бетховен. Танцы этого периода - ригодон, гавот, экосез, менуэт, полонез. Полонез открывал бал парадным шествием, в котором все гости принимали участие, поэтому его называли «великим» или «пешим».

Романтизм - идейное и художественное направление, которое вмещается в 19 век. Полнее всего романтизм раскрылся в литературе, музыке, театре,но сказался он и в живописи, науке, философии. Романтическое искусство явление сложное и противоречивое: с одной стороны, оно впитывало в себя прогрессивные идеи, рожденные эпохой Великой французской революции( рост национального самосознания, борьба с сословными предрассудками) с другой стороны, в нем нашли отражение разочарованность окружающей действительностью, неверие в возможность коренных социальных перемен. Ведущим принципом романтизма стало противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Отвергаемому миру,где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставляли правду чувств, свободного проявления творческой личности. Отсюда их пристальное внимание к внутреннему миру человека, анализ сложных душевных движений.

Сначала романтики отрицали все, вплоть до классицизма. Античному идеалу они противопоставляли искусство средних веков, экзотических стран. Именно романтизм открыл богатейшие сокровища народного творчества -песен, сказаний, легенд. Но, отрицая классицизм, они в то же время продолжали его достижения. На многих из них большое влияние оказало творчество Л. ван Бетховена. Принципы романтизма утверждали многие выдающиеся композиторы разных стран. Это К.М.Вебер, Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон, Р.Шуман, Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Вагнер. Все эти композиторы восприняли симфонический метод развития музыки. Но они стремились к большей конкретности музыкальных образов, более тесной связи их с литературой, другими видами искусства. Это привело к созданию программных произведений.

      Главным достижением романтической музыки было чуткое, тонкое и глубокое выражение внутреннего мира человека, развития его душевных переживаний. Поэтому они тяготели к миниатюре: песни без слов, ноктюрны, баллады, вальсы, симфонические поэмы, любимые жанры. В это время пользуются популярностью такие танцы, как полька, лендлер, кательон, вальс.

Для русских композиторов М.И.Глинки, П.И.Чайковского, вальс является способом лирического высказывания художника, жанром, способным передать самую широкую гамму чувств. В 20 веке интерес к жанру вальса усиливается. Расширяется сфера музыкально - театральных жанров. Вальс встречается не только в оперной и балетной музыке, как в 19веке он, сохраняя миниатюрность формы, существует внутри жанров другого плана -музыка к драме, музыка и кино.

Разработка занятия для детей старшего возраста

Тема занятия : « ТАНЦЫ СКВОЗЬ ВЕКА» «ЛЕГКОЕ» И «СЕРЬЕЗНОЕ» В ТАНЦЕВАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ (Вальс)

ЦЕЛЬ:

Обобщить знания о танцевальных жанрах на примере вальса. Раскрыть взаимосвязь «легкой» и «серьезной» музыки в одном произведении.

ЗАДАЧИ:

- Продолжить знакомство с танцевальной музыкой на примере вальса.

- Познакомить учащихся с историей возникновения вальса.

  • Раскрывать взаимосвязь и единство «легкой» и «серьезной» музыки,
    через обращение к жанру танцевальной музыки.
  • Развивать эмоциональную сферу восприятия.
  • Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии
    образов.
  • Развивать вокально-хоровые и исполнительские навыки.
  • Формировать интерес к сокровищнице музыкального искусства,
    через танцевальную музыку.
  • Обобщить музыкальные и художественные впечатления, знания,
    опыт учащихся, которые они приобрели.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МА ТЕРИАЛ:

Ф. Шопен «Вальс» № 7        вход

М. Глинка «Вальс-фантазия»        слушание, пропевание мелодии,

сравнение.

К. Хачатурян «Вальс» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

слушание, сравнение.

Э. Колмановский стихи Е. Евтушенко «Вальс о вальсе»

МЕТОДЫ:

-словесный -наглядный -обобщение ответов -сравнения и сопоставления

  • ретроспективный и перспективный
  • эмоциональной драматургии

В ХОДЕ ЗАНЯТИЯ БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  • портреты М.И. Глинки, А.И. Хачатуряна.
  • аудио - записи
  • партитуры
  • репродукции : В. Гаузе «Вальсирующая пара»

Вход учащихся Ф. Шопен «Вальс №7»

Как многогранна музыка!

Как юно она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты.

И. Волобуева

1.Вокально-хоровая работа: Э. Колмановский Е. Евтушенко «Вальс о вальсе»

Это нежное признание в любви к вечно юному, всеми любимому танцу. В самом деле, за два столетия, прошедшие с тех пор, как родился вальс, появлялись и умирали многие модные танцы, а вальс продолжал жить, живет и в наши дни, хотя, конечно, облик его менялся и обогащался, особенно в связи с возникновением и развитием национальных музыкальных культур: немецкий вальс, французский вальс, скандинавский вальс, русский вальс -все это разные варианты одного и того же чудесного танца, символа юности, любви, жизни.

При разучивании добиваемся хорошего легато, непрерывного дыхания. Большое внимание уделяем выработке ясного ( но не преувеличенного) различия между двумя указанными темпами ( умеренно - оживленно) и связанными с ними динамическими нюансами (пиано - форте). Это различие должно отражаться в характере музыки, главное передать ощущение радостного волнения, приподнятости настроения и в тоже время нежности и увлеченности вальсом.

2. Разговор о вальсе, слушание и обсуждение М.И. Глинка «Вальс-фантазия», А.И. Хачатурян «Вальс» музыка к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»


Педагог говорит, что на занятии учащиеся узнают « родословную вальса», познакомятся с одними из лучших вальсов, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. И попробуют разобраться к « легкой» или « серьезной» музыке их можно причислить.

Родиной вальса считают сразу три страны: Францию, Чехию, Австрию. В середине 18 века во Франции бытовал народный танец вольт. Танцевали его парами с поворотом одного танцующего вокруг другого. В Чехии в то же время был популярен веселый танец фурмант ( «франт», «гордец») В Австрии танцевали лендлер - степенный танец, а вот немецкая разновидности лендлера - быстрый, стремительный вальцер.

Во всех этих танцах партнеры крепко обнявшись, кружились в быстром, вихревом движении. Новый танец вальс соединил в себе элементы вольта, фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят там был не сразу, во дворцах новый танец считался очень неприличным. В Саксонии церковь настояла на издании полицейского предписания, которое запрещало во время танца вольные движения, приближения танцующих друг к другу, декольтированные платья. Острую сатиру на вальс мы находим в прессе Франции в середине 18 века, когда танец считался пределом непристойности. Такую же критику можно встретить в английской прессе значительно позже. А вот в России, Павел 1 издал предписание, запрещающее «употребление пляски, вальсеном именуемой».Но несмотря ни на что,вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы.

Вальс становится «душой» музыки 19 века, а затем и 20 века. Он присутствует в творчестве любого композитора, как образец самостоятельной малой формы (вокальная или инструментальная миниатюра) и как часть более крупного целого ( номер оперы, балета).

В русской музыке он становится одним из излюбленных жанров. Вальсы русских композиторов вобрали в себя различные традиции - как общеевропейские, типовые вальсовые, так и национальные, окрашенные индивидуальными особенностями композиторского стиля. Повышенное внимание композиторов к содержательной стороне музыки отражается в названии. Первооткрывателем стихии русского вальса является М.И.Глинка. Его «Вальс-фантазия» для оркестра - шедевр, поражающий изысканностью вкуса, особой благородной меланхолией и воздушностью, характерной именно для русского вальса.

Слушание «Вальса-фантазии». Перед прослушиванием педагог пишет на доске вопросы:

-        Почему композитор дал такое название?

(портрет, нарисованный звуками, мечта)

-        Где более приемлемо звучание этого вальса - на балу, на балетной сцене, в
симфоническом оркестре?


- К какой области музыки - «легкой» или «серьезной» можно отнести это произведение?

СЕРЬЕЗНАЯ

ЛЕГКАЯ

1 .Главное мелодия.

1 .Главное ритм.

2.Крупные и малые формы.

2. Малые формы.

3. Художественный образ динамичен.

3. Образ статичен.

4.Восприятие углубленное.

4.Восприятие поверхностное.

5. Поднимает слушателя до своего уровня.

5. Спускается к человеку.

6. Ставит свои самостоятельные задачи, не служит фоном.

6. Служит фоном.

7. Приобщает к вечным идеалам.

7. Приобщение к жизни.

Начинается интонационная работа по музыкальному тексту вальса.

Пропевание мелодии первых двух фраз на звук "ЛЕ", следя за движением мелодии по нотной записи, добиваясь нежности, трепетности, полетности в исполнении.

После этого разговор о том, какие зрительные представления возникают в процессе восприятия музыки? Какими выразительными средствами композитор передает задуманный образ?

- Главная мелодия построена из фраз по три такта, что придает мелодии взволнованность, таинственность, необычность. Если бы мелодия была написана обычными четырехтактовыми фразами, как обычно строится танцевальная музыка, то в ней сразу же исчезла бы взволнованность, таинственность, необычность. Мелодия стала бы какой-то тусклой, будничной, прозаичной...

Щемящий начальный мотив как бы не находит своего разрешения, образуя непрерывное кружащееся движение. Главная мелодия в «Вальсе-фантазии» чередуется с другими вальсовыми мелодиями, построенными уже привычными четырехтактовыми фразами, - это словно звучание обыкновенного бального вальса, на фоне которого разыгрываются драматические события.

Прослушивание и сравнение главной темы в трехтактном и четырехтактном варианте фраз.


В этом вальсе отразились мечты о прекрасном, о хрупких образах юности, о светлой и мимолетной красоте. Он был негласно посвящен Екатерине Ермолаевне  Керн - дочери, воспетой А.С. Пушкиным А.П. Керн. Поэтическое увлечение этой юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений М.И. Глинки. Учащимся задается вопрос есть ли в музыке надежда на новую встречу. Приходим к выводу, что нет, они разлучены навсегда.

Вывод: Несомненно он является легкой музыкой по восприятию, но в то же время, это серьезная драматическая поэма, где мы слышим не просто танец, а целую лирическую драму, разворачивающуюся на фоне вальса.

Педагог  зачитывает отрывки из рассказа И. Андроникова «Вальс Арбенина»

«Уже первые такты этой удивительной музыки, еще до появления темы, когда, словно на качании высокой волны, вздымается суровое, бурное звучание оркестра, - уже начало этого вальса мгновенно захватывает нас. И вот оно уже увлекло вашу мысль, сообщило ритм дыханию, отразилось у вас на лице. Оно уже полюбилось вам. Без подступов. С первого раза. И навсегда...»

Педагог  интересуется, подходит ли это описание к «Вальсу-фантазии». Рассказывает о том, что хотя вальс был написан в 1839году, он в начале 20 века звучал в спектакле «Маскарад» по пьесе М.Ю. Лермонтова. Музыка к спектаклю была написана А.К. Глазуновым. Он сочинил музыку ко всему спектаклю, а вот вальс отказался писать. Он считал, что к этой сцене подходит «Вальс-фантазия» М. Глинки и лучшего написать невозможно. За него это сделал А.И. Хачатурян. Перед Великой Отечественной войной он написал всю музыку к драме, в том числе вальс, который передает атмосферу праздничности, радостного волнения, приподнятого настроения, а также страсти и драматизма.

Слушание и дирижирование «Вальс» Хачатуряна.

Дирижирование фрагментами вальса поможет учащимся эмоционально воспринять эту музыку, а затем проанализировать средства выразительности: разный тип мелодики основных тем (песенность, взлеты-падения, ритмическое разнообразие), тембровая окраска тем, контрасты динамики.

Чтение отрывка из рассказа И.Андроникова «Вальс Арбенина»

«Этот вальс знают решительно все. Он нравиться музыкантам, и просто людям со слухом, и людям даже не музыкальным; и старым, и молодым, и восторженным, и скептикам, не признающим «серьезной» музыки. Звучит ли


он с концертной эстрады, по радио или на патефонной пластинке, вальс этот отвечает каждому сердцу, каждой аудитории, в каждом доме и в каждой стране, ибо возникший в 1940 году как музыка к постановке драмы Лермонтова «Маскарад» в московском Театре имени Евгения Вахтангова, он давно уже перешагнул пределы драматической сцены и звучит теперь в концертных залах едва ли не всего мира»л

Вывод: Танцы могут относиться и к легкой, и к серьезной музыке. В танцевальных интонациях могут быть воплощены различные оттенки человеческих чувств. Основной признак легкой музыки - ее развлекательность, т.е. определения «серьезная» и «легкая» - не формальные, а содержательные. Песня - от шлягера до песен Шуберта. Танец - от вальса Шопена до танца на танцплощадке. То есть далеко не всегда можно провести резко очерченную грань. Только понимая многообразные связи между «легкой» и «серьезной» музыкой, можно избежать догматизма.

Андронников И.Л. К музыке: Сборник устных рассказов. 4-е изд. - М., 1991 - С 166


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРА ТУРЫ

  1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. - Л., 1980.
  2. Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М.:
    Просвещение, 1990.
  3. Домрина Е.Н. Музыка и поэзия, 2е изд. - СПб, СПб АППО, 2004
  4. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие ,- М.:
    Асаёегша, 2000.
  5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Советский
    композитор, 1986.
  6. Музыка: Программа 1-8 классы, под руководством Д.Б. Кабалевского -
    М.: Просвещение 2005.
  7. Музыка: Программа 5-9 классы, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, М.:
    Просвещение 2005.
  8. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка 8 класс - М.: Дрофа, 2003.
  9. Русская музыка в школе, Л.А. Рапацкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,-
    Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Арам Хачатурян.

Биография Арама Хачатуряна, величайшего армянского композитора 20-ого века, очень интересна. Он родился в 1903 году, в семье переплетчика. Его родители никогда не занимались музыкой, но они были одаренными в этом плане, и в их доме всегда звучали песни и танцы. Многообещающий композитор еще в детстве знал много мелодий и любил петь, аккомпанируя сам себе на народных ударных инструментах. До 19 лет он ни только не учился музыке, но и не имел понятия о симфонической и оперной музыке.

В 1921 году вместе с группой армянской молодежи А.Хачатурян уехал в Москву и поступил на подготовительные курсы в Московский университет, а затем на факультет физики и математики. Только в 1922г. 19-летний Хачатурян поступил в Гнесинское музыкальное училище, где его поддержали и вдохновили. Он начал учиться играть на виолончели. Михаил Гнесин обратил внимание на одаренного Хачатуряна и помог ему. В Москве Хачатурян впервые в жизни пошел на симфонический концерт. Музыка Бетховена и Рахманинова потрясла и воодушевила его. Первой опубликованной работой его стал «Танец для скрипки и фортепиано» «Как и все скрипачи, я горжусь тем, что первая серьезная работа А.Хачатуряна, его танец, был написан для скрипки. Композитор чувствует скрипку, как настоящий мастер-виртуоз», - сказал Давид Ойстрах о Хачатуряне. В 1929г. Хачатурян поступил в симфонический класс московской консерватории. Большое влияние на него оказал знаменитый русский композитор С.Прокофьев. В 1934г. Хачатурян блестяще окончил консерваторию и поступил в аспирантуру. Его имя золотыми буквами выгравировано на мраморной доске и украшает вход в Малый зал московской консерватории. В 1973г. впервые был исполнен его « Концерт для скрипки с оркестром». Все это - довоенные работы Хачатуряна, которые принесли ему мировую славу. Среди его замечательных работ довоенного периода была его монументальная Вторая симфония, во время Второй мировой войны. А.Хачатурян работал на всесоюзном радио, писал патриотические песни и марши. После войны он вернулся к классической музыке и создал новые шедевры мирового масштаба. В 1939г. Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом он создал новый балет «Гаяне». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой. В 1943 году за этот балет Хачатурян получил Сталинскую награду первой степени - одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры. Через некоторое время после премьеры этот балет получил всемирную славу. Балет «Спартак» стал величайшей работой Хачатуряна после войны. Партитура балета была завершена в 1945 году, а в декабре 1956 года состоялась премьера. С того времени этот балет стал «частым гостем» на лучших сценах мира. Одновременно Хачатурян работал


в театре и кино. Его музыка для «Маскарада» Лермонтова получила большое признание. Мелодии очень многих популярных песен, написанные им, достойны внимания. Более 50 напечатанных вокальных произведений разных поколений... Среди них патриотические, детские и молодежные песни, а также собрания народных и популярных песен, романсов и концертных арий. Произведения Хачатуряна для кино были другими, но также знаменитыми. «Зангезур», «Пепо», «Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» - это только названия нескольких фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950г. Хачатурян дирижировал оркестрами и гастролировал во многих странах мира. В то же время его приглашали преподавать в Московской консерватории и в училище им. Гнесиных. В 1978г. А.Хачатурян скончался.

М.И. ГЛИНКА

Глинка Михаил Иванович (1804-1857) стал основоположником русской классической музыки. Он подытожил лучшие произведения своих предшественников и в то же время, поднялся на новую, гораздо более высокую ступень. Родился в Смоленской губернии в имении своих родителей. Много слушал народную музыку и оркестр крепостных музыкантов у дядюшки. С 1817-1822г. - учеба в Птб. В Благородном пансионе при главном педагогическом институте. Общался с передовыми людьми своего времени (А.Куницин - учитель А.С,Пушкина, Лев Пушкин -брат поэта). Серьезно занимается музыкой (фортепиано и теория), изучает языки. По окончании учебы в 1822г. поступает на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку. Приобретает известность как автор фортепианных пьес и романсов. 1830-1834г. живет в Италии и Германии. По возвращении начинает работать над оперой об Иване Сусанине. Опера исполнена 27 ноября 1836г. и имела большой успех. С 1837-40г. работает капельмейстером в Придворной певческой капелле. 1842г. 27ноября состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила»- это первая русская сказочно-эпическая опера была принята аристократическими кругами холодно, но поддержана передовой музыкальной общественностью. С 1844г совершает поездки по Европе (Франция, Испания, Германия). В 1845г. оркестровое произведение «Арагонская хота», 1848г. «Ночь в Мадриде», «Камаринская». Из-за плохого отношения к нему придворно-аристократической знати, Глинка старается меньше бывать в Петербурге. Умер в 1857г. в Берлине, прах перевезен п Петербург и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К 1150 - летию образования российской государственности "Путешествие сквозь века"

Внеклассное мероприятие посвящается 1150 - летию образования российской государственности, целью которого является ознакомление учащихся с историей образования Российского государства. Мероприятие про...

МХК Образ женщины-матери сквозь века.

Материал представлен к уроку МХК (учебник Даниловой), содержит разработку урока и наглядный материал к нему....

Научно-исследовательская работа "Образ женщины-матери сквозь века"

Выполнила: Шапошникова Вероника Олеговна, ученица 10 класса Руководитель: Ничкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы   Содержание І. Введение     Актуа...

Танцевальная музыка сквозь века

Презентация "Танцевальная музыка сквозь века"и методическое сопровождение знакомят с историей танца, начиная со средневековья. Иллюстрации и фото дают представление об одежде, танцевальных фигурах дав...

конспект урока МХК "Образ матери сквозь века"

конспект урока МХК по программе Даниловой Г.И....

"Образ твой над Русью вознесенный сквозь века указывал нам путь..."

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.7 класс.Цели урока:Образовательная: Знакомство с древнерусской живописью во взаимосвязи с литературой, обучение изображению икон.Восп...

Образ женщины-матери сквозь века. "Венеры" первых художников земли

•ПАЛЕОЛЕТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ•«ШВАБСКАЯ ВЕНЕРА»•«ВЕНЕРА БРАССЕМПУЙСКАЯ»•«ВЕНЕРА ВИЛЛЕНДОРФСКАЯ»•«ВЕНЕРА ЛОССЕЛЬСКАЯ»•«ВЕСТОНИЦКАЯ ВЕНЕРА »•«Венера из КостЁнок»...