Образовательная программа «Лоскутное шитьё»
методическая разработка на тему

Делгер Мая Дыртык-Кара

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Искусство шитья из лоскутов известно многим народам. Из них создавались высокохудожественные предметы домашнего обихода:

Одежда, обувь, головные уборы. Основные формы, крой орнаменты изделий формировались под влиянием истории и культуры каждого народа, жизненного уклада и быта окружающей природы, наличия исходных материалов.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.

Постигая тайну лоскутного шитья, передающих нам из глубины пластов народной памяти философское и поэтическое осмысление единения человека с природой, мы глубже постигаем себя. Жизнь каждого из нас, наших детей станет богаче, просветлённей, если поймём истоки образования лоскутного шитья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr.losk_.shite_68_ch.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия №9 г.Кызыла РТ

Образовательная программа

«Лоскутное шитьё»

Составила педагог ДО Делгер М.Д-К

Кызыл -2015


Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Оно сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Когда-то А. С. Пушкин по этому поводу сказал так «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

Искусство шитья из лоскутов известно многим народам. Из них создавались высокохудожественные предметы домашнего обихода:

Одежда, обувь, головные уборы. Основные формы, крой орнаменты изделий формировались под влиянием истории и культуры каждого народа, жизненного уклада и быта окружающей природы, наличия исходных материалов.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами.

Постигая тайну лоскутного шитья, передающих нам из глубины пластов народной памяти философское и поэтическое осмысление единения человека с природой, мы глубже постигаем себя. Жизнь каждого из нас, наших детей станет богаче, просветлённей, если поймём истоки образования лоскутного шитья.

Необходимо соединить прошлое и настоящие старинного промысла, донести его до наших дней и показать путь дальнейшего его развития.

Работа по изготовлению изделий из лоскута развивает творческое, конструктивное мышление, самостоятельность настойчивость, сообразительность, умение планировать работу и доводить её до конца.

В целом работа с детьми в области художественной обработке текстильного лоскута сводиться к тому, чтобы пробудить в них творческое начало научить понимать и любить красоту.

Предлагаемая программа «Волшебный лоскуток» предназначена для обучения детей 11 – 14 лет и рассчитана на 1 год обучения (140 часов).

Цель: овладение теоретическими и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.

      Задачи:
      Обучающие:
      - обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью;
      - формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству; 
      - развивать художественный вкус и ориентировать на качество изделия.
      Воспитательные:
      - привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
      - способствовать воспитанию творческой активности;
      - формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

       Развивающие:
      - развивать образное мышление, творческие способности;

       - формировать эстетический и художественный вкус;
       - содействовать формированию всесторонне развитой личности. 
       Мотивационные:
       - создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
       Социально-педагогические:
      - формирование общественной активности, реализация в социуме.
      Программа «Волшебный лоскуток» по целевой направленности является прикладной.
       По содержательной направленности программа относится к художественно-эстетической.
       Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.
       При проведение занятий необходимо отметить межпредметные связи по ИЗО, математике, истории. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

       Условно в программе можно выделить следующие этапы:

       1-й этап - Введение: даются общие сведения о творческих объединениях, об организации работы коллектива;

       2-й этап - Техника лоскутного шитья – обучающиеся узнают о приемах работы с лоскутками, технологии набора в квадрат из полосок, соединении деталей различной формы и размера в треугольник, изготовлении изделий в форме полукруга, о технологии изготовления текстильного коллажа, аппликации, требованиях работы с лоскутками, получают сведения о цвете и композиции в лоскутных изделиях;

       3-й этап - Игрушечный мир - обучающиеся знакомятся с технологией выполнения мягкой игрушки в домашних условиях, изготовление кукол, узнают историю возникновения игрушки;

       4-й этап - Массовые мероприятия - организуются экскурсией в музеи и на выставки, участие в конкурсах. Все это способствует формированию интереса к ДПТ.
      Формы и методы работы.

       Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.

  Беседа – метод обучения, при котором используются имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов учитель подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

   В обучении используют разновидность рассказа - объяснений, когда рассуждения и доказательства сопровождается учебной демонстрацией.

   Практические упражнения – целью этих упражнений являются, применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

        Результаты обучения по программе

   Дети должны:

   ЗНАТЬ:

  • Правила пользования инструментами, технику безопасности;
  • Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях;
  • Сведения о применяемых материалах;
  • Технологию изготовления изделий из лоскута;
  • Иметь представление о традициях разных стран;
  • Правила составления чертежей и технологической документации;
  • Технологию выполнения аппликации;
  • Технологию пошива игрушки;
  • Особенности работы со всеми видами ткани.

УМЕТЬ:

  • Работать с тканью, иглой, нитками, ножницами, бумагой;
  • Правильно организовать свое рабочее место;
  • Экономно пользоваться материалом, правильно располагая шаблон на ткани, правильно вырезать детали;
  • Аккуратно выполнять швы;
  • Приобрести навыки работы с лоскутами;
  • Изготавливать полукруг;
  • Приобрести навыки работы с лоскутом;
  • Изготавливать разные игрушки;
  • Работать по шаблону;
  • В процессе работы ориентироваться на качество изделий.


     Кроме выше названных результатов у обучающихся к результативности деятельности по программе могут относиться:

  • тяга к познанию и умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • Личный рост обучаюшихся, накопление опыта творческой деятельности;
  • Умение анализировать собственный опыт;
  • Динамика сохранности контингента обучаюшихся.



Содержание программы


      1.Вводноезанятие.(2ч.)    
   
 Знакомство с содержанием образовательной программы, с деятельностью творческой мастерской, демонстрация готовых изделий, стендов.
Организационные вопросы. Изучение техники безопасности при работе с инструментами.

      2.Лоскутное искусство, как один из видов народного творчества.(2 ч.)

      Ознакомление с историей лоскутного шитья.

      3 . Цвет. Цветовой круг.  (6ч.) 

      Гармоничное сочетание цветов, гармонии родственных цветов, контраст цветов. Особенности тканей, применяемых в лоскутном шитье. Значение рисунка ткани. Подготовка ткани к работе.
      4. Материалы, инструменты и оборудование.(2 ч.)
      5.Технологические основы лоскутного шитья.(6 ч.)

      Современные формы традиционного лоскутного шитья

      6. Термины. Схемы.(6 ч.)

      7. Изготовление шаблонов. (6 ч.)

      Приемы получения разнообразных фигур.

      8. Виды орнаментов (4 ч.)

      9. Работа с тканью (10 ч.)

      Особенности тканей, применяемых в лоскутном шитье. Значение рисунка ткани. Подготовка ткани к работе. Раскрой деталей из ткани.

      10.Техники лоскутного шитья (2 ч.)

      11. Техника «полоска».(20 ч.)

      Раскрой полосок. Сметывание булавками. Стачивание полосок. Стачивание полосок в полоски.

      12. Техника «квадрат». (20 ч.)

      Раскрой квадратиков. Сметывание булавками. Стачивание квадратиков. Стачивание квадратиков в блоки.

      13. Техника  «треугольник» (20 ч.)

       Раскрой треугольников. Сметывание булавками. Стачивание треугольников. Сборка треугольников на основе.

      14. Уголки (8 ч.)

      Соединительные уголки. Отлетные уголки.

      15.Рамки из ткани (6 ч.)

      16. Работа с тесьмой. (8 ч.)

      Рулики. Рюши.

      17. Экскурсия в Центр славянской культуры.

       Знакомство с культурой и бытом русского народа. Знакомство с культурой и бытом русского народа.

      18. Подготовка к выставке.(10 ч.)

      Подготовка лучших работ к выставке. Участие в Республиканской выставке детского творчества.


Форма контроля.


     Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждения, выявление лучших работ. Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Программа «Волшебный лоскуток» предусматривает многообразие принципов в работе:

       1. Направленность обучения, т.е. формирование детей через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей деятельности.

        2. Использование метода предметного обучения, позволяющего учитывать психологические и физические особенности детей и подростков достаточно быстрый результат и поддерживать интерес к трудоемкому процессу шитья.

         3. Дифференцированный подход к образованию ребенка, ориентация на его личность, на развитие его природных качеств, учет его индивидуальных возможностей и особенностей, положение ребенка в семье, школе, предоставление каждому ребенку возможность освоить тот уровень программного материала, который ему доступен.

          4. Программа строится по принципу последовательного усложнения материала – от простого к сложному в соответствии с психологической природы ребенка и предлагает изделия, который ребенок выберет сам по мере своих возможностей.

           5. Принцип успешности обучения означает успех каждого ребенка, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности.

            6. Вариативность содержания. Программа является вариативной, допускает некоторые изменения в содержании занятий, форме их проведения, количестве часов на изучение программного материала.

 

Методическое обеспечение программы
Для обучающихся в кабинете оформлены:
- выставка поделок обучающихся 
- уголок для обучающихся с различной информацией, техникой безопасности.
- журналы, книги, альбомы с фотографиями. 

Литература для учащихся:
       1. Андреева Р.П. Лоскутное шитье – СПб.: Изд. Дом «Литература», 2001

       2.  Гусакова М.А. Аппликация – М.: Просвещение 1987.

       3. Андронова Л.А. Лоскутная мозаика. - М. – 1993

Литература для родителей:

  1. Нагель О.И. художественное лоскутное шитье – М.:»Школа-Пресс»2000
  2. Иери Энн Грин Детское творчество в семье – М., 1981
  3. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках – М., 1993

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

Программа элективного курса "Художественное лоскутное шитьё" 9 класс

 Пояснительная записка. Общеобразовательная школа призвана обучать, воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям. В контексте профильного обучения на этапе предпрофильной подго...

Программа "Лоскутное шитьё"

Программа для внеклассных занятий, рассчитана на два года обучения.Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутн...

Образовательная программа "Лоскутная техника"

программа рекомендована для летей среднего возраста....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Лоскутное шитьё»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по внеурочной деятельности   «Лоскутное шитьё»направление: художественно-эстетическое  для 4 - 6 классов...