Главные вкладки

    Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"
    статья на тему

    Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.

    В программу включены   разделы:

    I Основы флористики (выполнение  аппликаций, композиций из засушенных цветов и листьев).

    II Экопластика. Художественная обработка природного материала (Изготовление объемных поделок с помощью шишек, ракушек, камешков, орехов, веток).

    III Декоративные возможности природного материала (Декорирование предметов быта, открыток, закладок и др. природным материалом).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon povyshenie_effektivnosti_obrazovatelnogo_protsessa.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала

    на занятиях с младшими школьниками в творческом объединении «Мастерская природы»

    Средства программно-методического обеспечения – это совокупность систематизированных материалов, обеспечивающих успех детей в их самостоятельной познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности их направления самоопределения и самореализации, что является приоритетным направлением в дополнительном образовании детей.

    Средства программно-методического обеспечения объединяются в учебно-методический комплект, который выполняет три основные функции.

    Воспитательная функция – обеспечение ориентации содержания учебных материалов на освоение общечеловеческих ценностей в русле культурных традиций.

    Развивающая функция – обеспечение возможности использования материалов в целях развития личностных качеств: восприятия и мышления, воображения и памяти, физического развития.

    Обучающая – обеспечение целей и задач освоения содержания образования.

    В качестве прикладной методической продукции в составе учебно-методического комплекта используются вспомогательные дидактические материалы, дополняющие, более точно раскрывающие отдельные разделы образовательной программы – это совокупность наглядных учебных средств, использование которых позволяет учащимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал.

    В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

    - принцип доступности (материалы подбираются педагогом согласно уровня учащихся);

    - принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическим материалом осуществляется самостоятельно);

    - принцип индивидуальной направленности (сложность и вид материалов может подбираться для каждого воспитанника индивидуально);

    - принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека – использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективно;

    - принцип прочности усвоения (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения в условиях игровой среды, способствует их лучшему закреплению;

    - принцип познавательной мотивации;

    - принцип проблемности (в ходе работы учащиеся должны решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки.

    Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является адаптированной, рассчитана на три года.

    В программу включены 4 раздела:

    I Основы флористики (выполнение  аппликаций, композиций из засушенных цветов и листьев).

    II Экопластика. Художественная обработка природного материала (Изготовление объемных поделок с помощью шишек, ракушек, камешков, орехов, веток).

    III Декоративные возможности природного материала (Декорирование предметов быта, открыток, закладок и др. природным материалом).

    IV Декоративная пауза. Оригами. Бумагопластика. Темы этого раздела включены во все разделы программы для смены видов деятельности, что в первую очередь необходимо младшим школьникам.

    Программа оснащена учебно-методическим комплектом, который включает в себя рабочую программу на каждый год обучения с календарно-тематическим планом:

    1. Календарно-тематический план по форме

    Дата

    Тема занятия

    Цель занятия

    Содержание

    Час

    Форма проведения

    Учебно-методич. комплект

    Подведение итогов

    2. Методические пособия

    - для педагога (книги, справочники, словари, журналы)

    - для родителей (книги по ДПИ, по развитию мелкой моторики рук)

    3. Дидактический материал для обучающихся

    - демонстрационный (иллюстрации, открытки, фотографии, образцы поделок, инструкции, таблицы);

    - раздаточный (шаблоны, трафареты, карточки с заданиями, рисунки, схемы, таблицы, памятки);

    - набор занимательного материала (загадки, стихи, сказки, пословицы, поговорки);

    - дидактические игры (знакомство с окружающим миром, игры для снятия эмоционального напряжения, для развития мелкой моторики, игры с природным материалом, пальчиковые игры);

    - комплекс здоровьесберегающих игр;

    - игровой материал (игрушки, природный материал, прищепки, шнурки, бусы и т.д.);

    - диагностические материалы (тесты, ребусы, кроссворды, творческие задания, конкурсы).


    Качество знаний учащихся зависит от того, насколько интересен и приятен сам процесс обучения. Поэтому при разработке дидактического материала главная цель – сформировать интерес к работе с природным материалом.

    Младшим школьникам легче учиться и познавать окружающий мир в игре. Поэтому большинство заданий имеет игровую форму:

    - наряди фигурку в листики (презентация);

    - дорисуй портрет цветами;

    - посели зернышки в домик;

    - поставь букет в вазу.

    Учитывая неустойчивость внимания и памяти малышей разработаны таблицы, инструкции, памятки, которыми учащиеся пользуются на занятии (презентация):

    - таблица «Виды природного материала по происхождению»;

    - таблица «Виды, свойства и применение природного материала в ДПИ»;

    - памятка «Правила сбора природного материала»;

    - памятка «Способы засушивания листьев и цветов»;

    - инструкция «Поэтапное выполнение аппликации из природного материала»;

    - памятка «Виды аппликации»;

    - памятка «Основы композиции».

    Работа по шаблонам тренирует руку начинающего ученика, помогает правильно и аккуратно выполнить изделие, что способствует усилению мотивации в обучении (презент. шаблоны рыбка, птичка, еж, елка).

    Активизирует познавательную деятельность и помогают настроиться на позитивную работу – набор занимательного материала:

    - стихи, загадки, сказки о временах года, животных, растениях, природных явлениях;

    - пословицы, поговорки.

    Применение на занятии этого материала помогает детям в изучении русского народного творчества, развивает воображение, образное мышление, речь, способность глубоко и разносторонне осмысливать мир.

    Важным компонентом в обучении младших школьников является дидактическая игра.

    Дидактическая игра от игры вообще, отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

    На своих занятиях я применяю игры с целью:

    - знакомство с окружающим миром;

    - развитие коммуникативных навыков;

    - развития мелкой моторики рук;

    - снятие эмоционального напряжения;

    - развития творческих способностей детей;

    - диагностики ЗУН программы.

    Неотъемлемой частью является применение  здоровьесберегающих игр и упражнений на занятии с младшими школьниками, что предотвращает переутомление глаз, рук, позвоночника, нервной системы. Для этого подобраны и разработаны упражнения:

    - дыхательная гимнастика;

    - гимнастика для глаз;

    - психогимнастика;

    - оздоровительные разминки;

    - пальчиковая гимнастика.

    Определить эффективность повышения образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками помогают диагностические материалы, разработанные для каждого года обучения.

    Образовательная диагностика  - это процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью анализа, оценивания и корректирования обучения.

    Виды контроля: предварительный (входящий), текущий, промежуточный и итоговый.

    Предварительный контроль имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года или перед изучением новых крупных разделов.

    На первом году обучения цель предварительного контроля: выявить знания об окружающем мире; умения владения материалами и инструментами; бумага, клей, ножницы, карандаш.

    Для этого я использую:

    - игру «угадай цветок». Каждому учащемуся раздаются листы, где он читает стишок и раскрашивает цветок;

    - викторину «Волшебные краски природы»;

    - практическое задание:  игра «Ботаническое лото». Детям предлагается на листе бумаги вырезать несложные геометрические фигуры и составить из них: цветок, яблоко, рыбку, солнышко.

    В качестве текущего контроля можно провести дидактические игры; «Осенью», «Не пропусти растение», «Узнай по описанию».

    На втором году обучения цель предварительного контроля: повторение изученного  и подготовка к более усложненным темам тех же разделов.

    II год обучения предлагается тест-игра:

    - «Угадай лепесток»

    - дидактические игры на листочках «Назови лишнее слово»,  «Продолжи предложение» (презентация).

    Цель игр: обобщение и выявление знаний о растениях, плодах.

    Проверить практические умения предлагается творческое задание:

    оформить закладки в экологическом стиле.

    Учащиеся третьего года обучения проверяют  и обобщают свои знания по викторине «В гостях у Природы» и отгадывая природно-ботанический кроссворд.

    Промежуточный контроль осуществляется по разделам учебного курса. Цель диагностирования качеств усвоения учащимся структурных основ и взаимосвязей изученного раздела.

    Дети первого года обучения проверяют свои знания, выполняя задания:

    - дорисуй листочки;

    - цветочный диктант;

    - укрась рисунок перетертыми цветами и листьями.

    Для второго года обучения предлагаются задания:

    - заполни таблицы;

    - разгадай кроссворд;

    - оживи картинку с помощью природного материала.

    Учащимся третьего года обучения интереснее тестироваться.

    Тест «Природа в искусстве», Тест 3.

    Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель этого контроля проверить знания, умения и навыки воспитанников по всем разделам программы. Он может иметь форму творческого задания, контрольной работы, устного опроса (викторина), зачета.


    I год обучения Творческое здание

    • «Соедини стрелками виды аппликации с описанием»
    • «Виды мозаики»
    • «Виды соединений»
    • «Оформи открытку с помощью разного природного материала.

    II год обучения: Контрольная работа «Заполни таблицу»

    • Зачетная работа

         «Укрась филина листочками»

    III год обучения: Контрольный опрос в виде викторины

                                 «Природа и творчество»

    • Творческие задания – выполнить натюрморты из предложенного материала. (Шаблоны ваз, фруктов, засушенные цветы, листья)

    Уровень знаний и умений воспитанников «Мастерская природы» можно проследить по призовым местам запятых на городских и республиканских мероприятиях:

    • Республиканский фестиваль для детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя» 2008г. – Iм.
    • Международная экологическая акция «Марш парков 2009» - II м.
    • Республиканская выставка «Живая старина» 2009г. – Iм.
    • Республиканская выставка ДПИ «Космические дали» - IIм.
    • Городская выставка «Абакан – река Дружбы» 2009, 2010, 2011 – I, II места
    • Городская выставка «Гармония рук и души» 2007-2011г. – I, IIм.

    Высокой мотивацией воспитанников к занятиям декоративно-прикладным творчеством, заинтересованностью родителей и активным участием в жизни творческого объединения.

    Конечно, не у всех детей получается сделать выставочную работу, занять место в конкурсе, зато маленькие школьники хорошо развивают мелкую моторику рук, получают необходимые навыки и умения работы с бумагой, картоном, клеем, ножницами, природным материалом, по-другому смотрят на природу, познавая окружающий мир.

    В заключении можно отметить, что разработка программно-методического обеспечения является важным направлением в реализации идеи управления качеством образования. Именно в учебно-методическом комплекте педагог-практик может задать стандарты содержания и качества образования воспитанников и технологию определения результатов образования. Таким образом, дополнительное образование является актуальным и перспективным средством повышения качества образования.

    Использованная литература.

     

      Белецкая Л.Б., Боброва К.А. «флористика» Москва «АСТ Сталкер»   2006г.

     Коптеева Н.М «Методика трудового  обучения младших школьников». Москва Академия 1999г. С.Соколова «Сказка оригами» Академия 2004г.

     Лыкова И.А. «Листопад в ладошках» Издательство «Карапуз» 2005г. с. Можайск.

    Нагибина М.И. «Природные дары для поделок и игры». Ярославль академия развития 1997г.

     Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская». Изд- во «Учеб. литер.» 2002г.

     Стецюк В. «Картинки из цветов» изд-во «Культура и традиции» 1999г.

     Цирулик И.А. Т.Н. Проснякова. «Уроки творчества» Изд-во «Учебная литература». Самара 2001

     


    Раздаточный  материал

    I нарисуй листочками

    1. Бабочка

    2. Рыбка

    II Дорисуй цветами

                   портрет                    букет

    III Оформи рамку миниатюры семенами, скорлупками орех.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики

    Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....

    Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

    Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

    Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса

    Применение цифровых образовательных ресурсов - не самоцель, а способ повышения эффективности урока математики. Применение ИКТ на уроках решает многие педагогические задачи, которые ставит перед с...

    Карта инновации "Развитие интеллектуальных и творческих способностей через повышение эффективности образовательного процесса" (в рамках экспериментального проекта УМК "Сферы")

    Показатели:- теоретическая обоснованность инновации-новизна-образовательная значимость- качество инновационного процесса- результативность инновации...

    Использование ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса

    для активизации познавательной деятельности на уроках использование ЦОР может происходить на разных этапах урока -при изучении нового материала позволяет иллюстрировать наглядными средствами...

    Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

    Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...