Повышение эффективности образовательного процесса через разноуровневые задания.
статья

Крючкова Светлана Геннадьевна

Аннотация: в статье представлены современные взгляды на профессионально-трудовое обучение детей с нарушениями интеллекта с позиции повышения эффективного образовательного процесса через разноуровневые задания.

Ключевые понятия, слова: дети с нарушениями интеллекта, разноуровневое обучение, усвоения учебного материала, разноуровневые задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vvserossiyskaya_konferentsiya.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение эффективности образовательного процесса через разноуровневые задания.

Крючкова Светлана Геннадьевна,

 БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии, пос.Саланчик

krjuchkova-svet@rambler.ru

Аннотация: в статье представлены современные взгляды на профессионально-трудовое обучение детей с нарушениями интеллекта с позиции повышения эффективного образовательного процесса через разноуровневые задания.

Ключевые понятия, слова: дети с нарушениями интеллекта, разноуровневое обучение, усвоения учебного материала, разноуровневые задания.

    Основной целью профессионально-трудового обучения детей с нарушениями интеллекта является получение навыков профессии, необходимой для их дальнейшего профессионального обучения или трудоустройства, адаптация и социализация в современном обществе детей с ОВЗ. Л.С. Выготский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития. И то, что ребенок сегодня может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве с учителем, завтра он сумеет сделать самостоятельно и следовательно, перейдет на уровень актуального развития. В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно- развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с учениками, умение увидеть и оценить уникальность человека. В отношении ребенка должны быть сформулированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение вставать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество.

     Я преподаю столярное дело, где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья(нарушение интеллекта) . Наблюдая за выполнением обучающимися программных заданий на уроках, я получаю типологическую информацию особенностей школьников. Установив те или иные отличия в деятельности конкретного ученика, отношу его к группе, для которой необходим систематический дифференцированный подход, где нужны разноуровневые задания.  Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам образовательной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Такое обучение, стимулирует развитие познавательных интересов и помогает школьникам преодолевать трудности и успешнее учиться. Это открывает перед ними широкие возможности самореализации, самопознания и саморазвития.

    Деятельность учителя при организации такого обучения состоит в:

-        делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)

-        разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний

-        оценивании деятельности учащихся.

    Реализация подачи разноуровневых заданий требует смены «векторов» в педагогике: от обучения, как нормативно построенного процесса (и в этом смысле жестко регламентированного), к учению, как индивидуальной деятельности школьника, ее коррекции и педагогической поддержки. Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Главное  в процессе работы оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика группы базового  уровня, определенного образовательным стандартом. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащийся претендует на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам, Чтобы добиться лучших результатов, школьнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает, что его может понять, зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания. Данная характеристика оптимально приемлема для детей с нарушениями интеллекта, что  является подготовкой  к участию в производительном труде и социальной адаптации в условиях современного общества.

    В своей работе кроме разноуровневых заданий и дифференцированного подхода к каждому ученику я широко применяю групповые практические занятия: звеньевая и бригадная организация труда. В первом случае, класс делится на небольшие два или три ученика группы. Группы (звенья) формируются по принципу:

- дифференцированный подход. Сильный ученик выполняет задание совместно с более слабым. Такой подход развивает их самостоятельность, дает возможность распределять функциональные обязанности исходя из личностных особенностей;

- по психологической совместимости. При формировании группы учитывается психологические особенности, темперамент и характер обучающихся.

   Во втором случае, класс работает в одной группе (бригаде), назначается старший (бригадир) из числа более подготовленных и ответственных учеников. В ходе практической работы все роли распределяются в группе с учетом возможностей каждого члена бригады.

    В работе педагога очень важно создать на уроке ситуацию успеха, а именно, помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому — выполнить посильный объем работы. Хорошо придуманное внедрение разноуровневых заданий в процесс обучения на уроках позволило нам решить основные задачи образования: выровнять степень подготовки учащихся, повысить качество технологического образования, развить интерес обучающихся к учебе.

                                           Список литературы

  1. Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа / М.Богуславский. - 2007.
  2. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии. – Санкт-Петербург: КАРО, 2005.
  3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Аркти,  2005.
  4. Панфилова Е. В. Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с    ОВЗ   Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф., г. Челябинск, октябрь 2012 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение эффективности учебного процесса через использование элементов программированного обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках географии и биологии

Для успешного обучения умственно отсталых детей необходимо обеспечить правильное соединение методов и средств обучения....

Карта инновации "Развитие интеллектуальных и творческих способностей через повышение эффективности образовательного процесса" (в рамках экспериментального проекта УМК "Сферы")

Показатели:- теоретическая обоснованность инновации-новизна-образовательная значимость- качество инновационного процесса- результативность инновации...

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование дидактического материала на занятиях с младшими школьниками в т/о "Мастерская природы"

Я работаю с младшими школьниками, с природным материалом. Программа называется «Мастерская природы» и является авторский и  рассчитана на три года.В программу включены   разделы:I Основы фло...

«Повышение эффективности воспитательного процесса через внедрение волонтерских практик»

В данной статье изложен теоретический материал, обосновывающий использование технологии волонтерской деятельности в образовательной организации...

Повышение эффективности образовательного процесса через использование презентаций Microsoft Power Point и Prezi на уроках английского языка.

В статье говориться о презентациях, как о мощном инструменте, который использует преподаватель иностранного языка в своей работе. Здесь, также, приводятся отличия презентации PowerPoint  и презен...

ДОКЛАД на тему «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя».

Кто может сказать, что провести урок довольно-таки просто, что сама подготовка к уроку не занимает много времени?Подготовиться к уроку и провести его, на мой взгляд, не так уж и просто, это систематиз...