Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Путешествие в страну общения»
рабочая программа на тему

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут понять, как общается ребенок, в чем причина его затруднений в контактах с окружающими. Также дается система развивающих занятий, которые позволят в занимательной игровой форме развивать и совершенствовать коммуникативные способности детей. В основе  программы лежит комплексное развитие всех познавательных процессов и свойств личности каждого ребенка.

Данная программа рассчитана для обучения учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста и может быть использована  педагогами дополнительного образования, а также педагогами-психологами общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx53.65 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

администрации Тяжинского муниципального  района

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования для детей»

Принято                                                                                            Утверждаю

на педагогическом совете                                                           директор МБОУ ДОД «ЦДО»

протокол № 1 от 7.09.2015г.                                                     _________ О. В.Петрова

                                                                                                            приказ № 56 от 08.09.2015г.

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Путешествие в страну общения»

(предназначена для детей 5-7 лет, рассчитана на два года обучения)

                                               Составитель:

                                                            Пастухова Алла Сергеевна,

                                                         педагог дополнительного

                                  образования

 Тяжинский  2015


Составитель:  Пастухова А. С., педагог - психолог муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

Консультант: Мармылёва А.М., методист муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

   

В   общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Путешествия в страну общения» представлены простые в употреблении и в интерпретации диагностические методики, которые помогут понять, как общается ребенок, в чем причина его затруднений в контактах с окружающими. Также дается система развивающих занятий, которые позволят в занимательной игровой форме развивать и совершенствовать коммуникативные способности детей. В основе  программы лежит комплексное развитие всех познавательных процессов и свойств личности каждого ребенка.

Данная программа рассчитана для обучения учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста и может быть использована  педагогами дополнительного образования, а также педагогами-психологами общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Пояснительная записка

      Дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие в страну общения» по содержательной, тематической направленности является  социально-педагогической, по форме организации индивидуально ориентированной, по времени реализации – двухгодичная и  направлена на развитие коммуникативных способностей.

      Актуальность. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, поэтому актуальным является необходимость помощи ребёнку в налаживании отношений с окружающим миром, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

     Педагогическая целесообразность. Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.

     Поэтому в  предлагаемой  программе,  особое место уделяется играм и упражнениям,  которые направленны на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, переживаниям, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу.  Всё это поможет развить умения, которые  пригодятся ему в реальном общении, а также помогут пройти сложный, но необходимый путь к безпроблемному общению  безболезненно.        

       Цель: совершенствование коммуникативных навыков детей, которые в силу своих личностных особенностей, таких, как конфликтность, агрессивность, застенчивость, нарушение самооценки, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.

        Задачи:

  • способствовать формированию навыков общения;
  • развивать умение слушать собеседника, эмоционально ему сопереживать;
  • совершенствовать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения;
  • активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес;
  • способствовать развитию творческих особенностей ребенка.

Отличительные особенности программы

     В содержании программы творчески переработан опыт программ по сказкотерапии, таких как: «Погружение в сказку» Н. М. Погосовой,  « Я и мой мир» Е. В. Белинской. Также переработан опыт ряда авторов: Н. Л. Кряжевой, А. М. Лопатиной, М. А. Скребцовой. В представляемой программе применяется метод арт-терапии (тематическое рисование), сказкотерапии (анализ сказок), приёмы телесно-ориентированной техники  и психогимнастика.  Именно такой комплексный подход использования данных методов психолого-педагогического воздействия позволяет создать положительно эмоциональный настрой на занятии, преодолевать у детей барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Снять физическое и психическое напряжение, увеличить работоспособность детей.

Форма и режим занятий

     Программа рассчитана на два  года  обучения детей, имеющих  затруднения в общении, нарушения самооценки, замкнутых, эмоционально неустойчивых, социально не адаптированных.  Возрастной период 5-10 лет является сенситивным для формирования эмоциональной сферы.

      Набор в группы  целесообразно проводить, начиная с дошкольного возраста. Потому что в этом возрасте изменяется содержание и экспрессивная сторона эмоций. При этом потребность ребёнка в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление к определённым переживаниям своих отношений к действительности и становится важным фактором, определяющим направленность его личности.

 Набор детей осуществляется на основе диагностирования и по заказу социального педагога, педагога дополнительного образования, классного руководителя общеобразовательного учреждения и воспитателя дошкольного учреждения.

    Форма работы по программе – индивидуальные занятия.   Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими           правилами и нормами учреждений дополнительного         образования.               Программа «Путешествие в страну общения»  рассчитана на общую часовую нагрузку в группе первого года обучения – 72 часа, в  группе второго года обучения – 72 часа. Занятия ребенок посещает  индивидуально 2 раза в неделю (по одному академическому часу).

     Занятия  носят комбинированный характер, где сочетаются различные виды деятельности и методы: используются элементы сказкотерапии,  арт-терапии,   игровые методы, релаксационный практикум. При проведении упражнений используется спокойная, медленная музыка, а также дидактический материал «Азбука настроения».

Возраст учащихся  и срок реализации программы

  Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В течении индивидуальных занятий с детьми происходит смена видов деятельности и предусмотрены перерывы.

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки

В результате прохождения программного материала первого года обучения дети будут иметь представления:

  1. об общественных нормах поведения;
  2. о невербальных средствах общения.

Знания:

  • авторских сказок русских и зарубежных писателей;
  • норм общения, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Умения:

  • различать состояния напряжения и расслабления.

      В результате прохождения программного материала второго года обучения дети будут иметь представления:

  1. о коммуникативных способностях;
  2. о мимических способах выражения эмоциональных состояний.

Знания:

  • правил общения;
  • элементов выразительных движений: мимика, жесты, походка.

Умения:

  • адекватно проявлять свои эмоции;
  •  расслаблять мышцы.

         Навыки:

  • диалогической речи;
  • изобразительной деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

       

В индивидуальной работе первые и самые последние занятия целиком посвящаются процессу психодиагностики (идущему параллельно с установлением контакта). Сравнивая результаты, мы определяем эффективность нашей работы, отслеживаем динамику развития коммуникативных навыков учащихся.

Определение результативности по программе в конце учебного года отслеживается с применением диагностики, используя при этом различные методы и способы: анкетирование, педагогическое наблюдение, игру, опрос.

Для диагностики уровня развития коммуникативных способностей используются следующие методики: тест на развитие самоконтроля, методика Рене Жиля (особенности межличностных отношений ребенка); тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях), тест на определение уровня самооценки для детей 4- 10 лет (В. Щур «Лесенка»), данные которых заносятся в индивидуальные карты ребенка.

Учебно-тематический план

индивидуальной работы первого года обучения – 72 часа

Раздел

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

  1. 1. «Игровое общение»

        

Занятия по развитию коммуникативных способностей

30

30

  1. 1. Я и мое тело.

2

2

  1. 2. Я и мой язык.

2

2

  1. 3. Я и мои эмоции.

2

2

  1. 4. Я и Я.

2

2

  1. 5. Я и другие.

2

2

  1. 6. Я и моя семья.

2

2

7. Психогимнастика

   7.1. Этюды на выражения внимания.

2

2

   7.2. Этюды на выражение удивления.

2

2

   7.3. Этюды на выражение удовольствия и радости.

2

2

    7.4.  Этюды на выражения печали.

2

2

     7.5. Этюды на выражение отвращения.

2

2

     7.6. Этюды на выражение гнева.

2

2

     7.7. Этюды на выражение страха.

     7.8.Этюды на выражение вины.

     7.9. Тренинг мышечного расслабления.

2

        2

      2

2

2

2

  1. 2. Сказкотерапия. Авторские сказки русских и зарубежных писателей.

«Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить».

32

16

16

1. «Кто вырастил яблочко?»

2

1

1

2. «Майский жук».

2

1

1

3. «Мальчик и колокольчики ландышей».

2

1

1

4. «Осколки доброты».

2

1

1

5. «Вежливый кролик».

2

1

1

6. «Лесной мишка и проказница-мышка».

2

1

1

7. «Пуговица и рукавичка».

2

1

1

8. «Плотник и кошка».

2

1

1

9. «Лепесток и цветок».

2

1

1

10. «Даром ни одно доброе дело не пропадает».

        2

          1

1

11. «Девочка и ромашка»

2

1

1

12. «Пчела и тыквенный»

2

1

1

13. «Цветок кактуса»

         2

            1

1

14. «Подарок голубя»

          2

            1

1

15. «Капелька росы»

          2

         1

1

16. «Новогодняя сказка»

          2

            1

1

  1. 3.Диагностика уровня развития коммуникативных способностей.

    10

10

1. Тест на развитость самоконтроля.

     1

1

 2. Методика Рене Жиля (особенности межличностных отношений ребенка).

     4

4

3. Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребенка в конфликтных ситуациях).

     4

4

4. Тест на определения уровня самооценки (В. Щур «Лесенка»)

     1

1

     ИТОГО:                                 72        16        56

Программное содержание первого года обучения – 72 часа

Раздел 1.  Игровое общение – 30 часов    

Тема 1.  «Я и мое тело»  - 2 часа

Практическая часть: игры «Медвежата», «Насос и мяч», «Походки», «Сочини свой танец», «Веселая зарядка», «Котята», «Подружки», «Толстое стекло», «Подари движение», «Свободный танец», «Танец 5-ти движений».

Тема 2. «Я и мой язык»  - 2 часа

Практическая часть: игры «Иностранец», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Расскажи стихи без слов», «Веселая зарядка», «Собственный танец».

Тема 3. «Я и мои эмоции» - 2 часа

Практическая часть: игры «Пиктограммы», «Мимическая гимнастика», «Угадай-ка», «Волшебный мешок», «Рисуем эмоции кольцами», «Музыка и эмоции».

Тема 4. «Я и я»  - 2 часа

Практическая часть:  игры «Рисуем себя», «Кто я?», «Составь рассказ».

Тема 5. «Я и другие»  - 2 часа

Практическая часть:  игры «Биография на фото», «Нарисуй узор», «Ситуации».

Тема 6. «Я и моя семья»  - 2 часа

Практическая часть:  игры «Домашний фотоальбом», «Дочки-матери», «Ситуации».

Тема 7. Психогимнастика (осознание способов адекватного проявления различных эмоций. Отработка различных эмоциональных этюдов) – 14 часов

- Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточенности: «Азбука настроения», «Что там происходит?», «Любопытный», «Раздумье» - 2 часа

- Этюды на выражение удивления: «Удивление», «Круглые глаза», «Вожатый удивился», «Сюрприз» - 2 часа

- Этюды на выражение удовольствия и радости: «Цветок», «Первый снег», «Встреча с другом», «Битва», «Два клоуна», «Чунга-чанга», «Хорошее настроение» - 2 часа

- Этюды на выражение страдания и печали: «Северный полюс», «Я так устал», «Остров плакс», «Золушка».

- Этюды на выражение отвращения и презрения: «Соленый чай», «Грязь», «Гадкий утенок» - 2 часа

- Этюды на выражение гнева: «Король Боровик», «Хмурый орел», «Гневная гиена», «Два сердитых мальчика» - 2 часа

- Этюды на выражение страха: «Страх», «Момент отчаяния», «ночные звуки» - 2 часа

- Этюды на выражение вины: «Ваське стыдно», «Гуня просит прощение» - 2 часа

Тема 8. Тренинг мышечного расслабления  - 2 часа

 Практическая часть: упражнение на освоение и закрепление позы покоя, и

 расслабление мышц рук: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени».

- Упражнение на расслабление мышц рук, ног и корпуса: «Штанга», «Кораблик».

- Упражнение на расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара», «Волшебный сон».

- Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ, нижней челюсти): «Хоботок», «Рот на замочке», «Лягушка», «Орешек», «Волшебный сон».

- Упражнение на расслабление мышц речевого аппарата: «Сердитый язык», «Горошина», «Горка», «Волшебный сон».

Раздел 2. Сказкотерапия. Авторские сказки  -  32 часа

Тема 1. «Кто вырастил яблочко» Е. Фролова  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки. Беседа по содержанию, воспитание добрых чувств.

Практическая часть: рисунок «Благодарное сердце», творческое задание «Спасибо природе», игра «Птица благодарности».

Тема 2. «Майский жук » А. Неёлова  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: рисунок «В гостях у жука», творческое задание «Любимый хозяин».

Тема 3. «Мальчик и колокольчики ландышей» В. А. Сухомлинский -  2 часа  

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: рисунок «Поможем деревьям», творческое задание «Разговор цветов», танец «Цветок».

Тема 4. «Осколки доброты» Автор неизвестен  - 2 часа

Теоретическая часть:  чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: рисунок «Фея доброты», игра «Подумаем о доброте», творческое задание «Осколок доброты».

Тема 5. «Вежливый кролик» мексиканская сказка -  2 часа

Теоретическая часть:  чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Школа вежливости», рисунок «Вежливый человек», творческое задание «Приветливые люди».

Тема 6. «Лесной мишка и проказница мышка» латышская сказка  -

2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Палочка – выручалочка», рисунок «Слабые и сильные», творческое задание «Мышка и медведь», «Поможем другу», «Добрый путь».

Тема 7. «Пуговица и рукавичка» Т. Вершинина – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Наши верные друзья», рисунок «Верные рукавички».

Тема 8. «Плотник и кошка» японская сказка – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: рисунок «Для верного друга», творческое задание «Верные друзья», «Дружба», рисунок «Мой лучший друг».

Тема 9. «Лепесток и цветок» В.А.  Сухомлинский – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию, воспитание добрых чувств.

Практическая часть: игра «Чем гордятся цветы», «Непослушный лепесток», рисунок «Мы гордимся», творческое задание «Что мы умеем».

Тема 10. «Даром ни одно доброе дело не пропадает» А. Неёлова – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, работа с текстом (беседа по содержанию).

Практическая часть: игра «Добрый дождик», «Цветок доброты»,  рисунок «Дерево доброты», «Добрый виноград», творческое задание «Доброе дело», «Доброе сердце».

Тема 11. «Девочка и ромашка» В. А. Сухомлинский – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Школа дружбы», «С кем дружат цветы», рисунок «Друг цветок», «Добрые чувства», творческое задание «Сказочные друзья», «Четверо друзей».

Тема 12. «Пчела и тыквенный цветок» В. А. Сухомлинский – 2 часа

Теоретическая часть:  чтение сказки, беседа по содержанию, воспитание добрых чувств.

Практическая часть: игра «Гостеприимные цветы», рисунок «Встречаем гостей», творческое задание «В гостях у тыквы».

Тема 13.  «Цветок кактуса»  М. Скребцова  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, работа с текстом, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Красивые руки и глаза», «Самое красивое», творческое задание «Украшаем кактус», рисунок «Красивые поступки».

Тема 14.  «Подарок голубя» Сказка народов Индии – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Кто самый кроткий», рисунок «Подарки лесных      обитателей», творческое задание «Кроткое слово».

Тема15. «Капелька росы» К. Кыдрева – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию сказки.

Практическая часть: игра «Фея Любви», «Наши питомцы», рисунки «Дом                     для Феи Любви», «Ухаживаем за животными», творческие задания «Звёзды   любви», «Две птицы».

Тема16. «Новогодняя сказка» А. Лопатина – 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Подарки для мамы», творческое задание   «Сочиняем песенку», рисунок «Дерево любви», «Мама и я».

Раздел 3. Диагностика уровня развития коммуникативных способностей  - 10 часов

Практическая часть: проведение теста на развитость самоконтроля – 1 час;

диагностирование по методике Рене Жиля  - 4 часа;

 проведение теста Розенцвейга  - 4 часа;

 проведение теста на определение уровня самооценки В. Щур «Лесенка» - 1  час.

Учебно-тематический план

индивидуальной работы второго года  обучения – 72 часа

Раздел

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Диагностика уровня развития коммуникативных способностей.

1.Тест на развитость самоконтроля.

2.Методика Рене Жиля

(особенности межличностных отношений).

3.Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях).

4. Тест на определение уровня самооценки (В. Щур «Лесенка»). 

12

2

4

4

2

12

2

4

4

2

2. Игровое общение.

Занятия по развитию коммуникативных способностей

1.Психогимнастика.

2.Тренинг мышечного расслабления.

3.Рисуночные игры.

4.«Давайте познакомимся».

5. «Снятие негативных переживаний».

6.«Отработка механизмов межличностной коммуникации».

7.«Проблема одиночества».

8.«Две позиции жизненной активности».

9. «Ребята и зверята».

24

6

4

2

2

2

24

6

4

2

2

1.Психогимнастика.

2.Тренинг мышечного расслабления.

3.Рисуночные игры.

4.«Давайте познакомимся».

5. «Снятие негативных переживаний».

6.«Отработка механизмов межличностной коммуникации».

7.«Проблема одиночества».

8.«Две позиции жизненной активности».

9. «Ребята и зверята».

6

4

2

2

2

2

2

2

2

6

4

2

2

2

2

2

2

2

3. Сказкотерапия.

Авторские сказки русских и зарубежных

писателей.

«Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить».

36

18

18

1. «Самый искусный мастер».

2. «Мальчик и злая медведица».

3. «Фея сновидений».

4. «Старик и яблоня».

5. «Жук-философ и другие».

6. «Честный мальчик».

7. «Журавль».

8. «У солнышко в гостях».

9. «Поющая корова».

10.«Недовольный осёл».

11. «Добрая сказка».

12. «Воробьи».

13. «Тысяче цвет».

14. «Лесные певцы».

15. «Две лягушки».

16. «Капустный лист».

17. «Ласточка и воробей».

18. «Волшебная арфа».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Программное содержание второго года обучения – 72 часа

Раздел 1.  Диагностика уровня развития коммуникативных способностей – 12 часов

Практическая часть: проведение теста на развитость самоконтроля. Методика Рене Жиля (особенности межличностных отношений ребёнка). Тест Розенцвейга (изучение особенностей поведения ребёнка в конфликтных ситуациях). Тест на определение уровня самооценки  В. Щур «Лесенка».

Раздел 2. Игровое общение – 24 часа

Тема1. Психогимнастика (осознание способов адекватного проявления

 различных эмоций)  - 6 часов

Практическая часть: этюды на выражение внимания «Азбука настроения», «Что там происходит?», «Любопытный», «Раздумье».

 Этюды на выражение удивления: «Удивление», «Круглые глаза», «Вожатый удивился», «Сюрприз».

 Этюды на выражение  радости: «Цветок», «Первый снег», «Встреча с другом», «Битва», «Два клоуна», «Чунга-чанга», «Хорошее настроение».

Тема 2. Тренинг мышечного расслабления  - 4 часа

Практическая часть: упражнение на закрепление позы покоя и

  расслабление  мышц рук: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени».  Упражнение

на расслабление мышц рук, ног и корпуса: «Штанга», «Кораблик», «Поза

покоя». Упражнение на расслабление мышц шеи: «Любопытная Варвара»,

«Волшебный сон». Упражнение на расслабление речевого аппарата:

 «Хоботок», «Рот на замочке», «Лягушка», «Орешек», «Волшебный сон».

 Упражнение на расслабление мышц речевого аппарата: «Сердитый язык», «Горошина», «Горка», «Волшебный сон».

Тема 3.  Рисуночные игры  - 2 часа

Практическая часть: упражнение «Радуга», «Самоцветы», «Рисуем музыку», «Рисуем настроение», «Времена года».

Тема 4. «Давайте познакомимся»  - 2 часа

Практическая часть: упражнение «Давайте познакомимся», « Точим когти», «Кошкино имя», игра «Мышка», «Кошкино настроение»,

упражнение «Клубочек», «Кошачьи игры», «Здравствуй, пёс!», «Собачье имя», игра «Чуткий сторож».

Тема 5. «Снятие негативных переживаний»  - 2 часа

Практическая часть: упражнение «Чёрная метка», релаксационная игра «Встреча», упражнение – дискуссия «Почему грустит котёнок», «Как Дружок стал смелым?», игра «Тигр на охоте», «Танцуют все».

Тема 6.  «Отработка механизмов межличностной коммуникации»  - 2 часа

Практическая часть: игры «Дотронься до ...», «Сладкая парочка», упражнение «Гимнастика», «Кошачий секрет», упражнение - сказка «Как подружились кошка с собакой», упражнения «Волшебная палочка», «Собака - поводырь», «Волшебный дождь», «Сотворение чуда», упражнение - релаксация «Чудесный сон котёнка».

 Тема 7. «Проблема одиночества»  - 2 часа

Практическая часть: упражнение – беседа «Как живётся одиноким животным», упражнение – релаксация «Доброе животное», упражнение «Сказка о том, как люди подружились с собакой и кошкой», игра «Войди в круг – выйди из круга», Подари подарок другу», рисунок «Весёлая семейка».

Тема 8. «Две позиции жизненной активности» - 2 часа

Практическая часть: упражнения «Необычный хор», «Кот и пёс», упражнение – сказка «Сказка про кошку Эльвиру», «Сказка про собаку Шарика», игра «Кошкин дом», упражнение – этюд «Как котёнок стал смелым», упражнение «Беседа о взрослении, расставании и самостоятельности», «Сказка о друге», рисунок «На долгую память».

  Тема 9.«Ребята и зверята»  - 2 часа

 Практическая часть: упражнение «Ребята и зверята», «Сердце на память», «Подари движение другу», «Комплименты», игра «Повтори на бис».

Раздел 3. Сказкотерапия. «Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить»  - 36 часов

Тема 1. Украинская сказка. «Самый искусный мастер»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию:

Практическая часть: рисунок «Что мы смастерим», игра «Отгадай ремесло»

Тема 2. Болгарская сказка. «Мальчик и злая медведица» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Мудрый совет», творческое задание «Поможем людям», рисунок «Частица мудрости»

Тема 3. Е. Лазоренко «Фея сновидений» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Нежное слово», «Круг нежности», рисунок «Нежность весеннего дня».

Тема 4. Притча «Старик и яблоня» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «За что мы отвечаем», рисунок «Посадим деревце», творческое задание «Кто ответственный».

Тема 5. Д. Биссет «Жук - философ и другие» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Чем мы прекрасны», творческое задание «На чём мы поедим», рисунок «Цветок души».

Тема 6. Корейская сказка «Честный мальчик» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Сердечко честности», творческое задание «Честные люди», рисунок «Солнышко правдивости».

Тема 7 Т. Вершинина «Журавль»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Солнечные подарки», творческое задание «Честные люди», рисунок «Благодарим за труд».

Тема 8. Русская народная сказка «У солнышко в гостях»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Кто светит людям», творческое задание «Светлые мысли и дела», рисунок «Домик для солнышко».

Тема 9.  М. Скребцова «Поющая корова»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Куда мы полетим?», творческое задание «Чудеса вокруг нас», рисунок «Путешествие на крыльях».

Тема 10. А. Неёлова «Недовольный осёл»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Чья судьба лучше?», творческое задание «Талант и профессия», рисунок «Подарок Феи судьбы».

Тема 11. А. Лопатина «Добрая сказка» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Учимся уважать», творческое задание «Молодые и старые», рисунок «Достойные покупки».

 Тема12.  А. Неёлова «Воробьи»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Хорошее качество», творческое задание «Находим хорошее», рисунок «Всё прекрасное».

Тема 13.  А. Неёлова «Тысяче цвет»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Цветок примирения», творческое задание «Добрый ручеек», рисунок «Когда земля прощает нас».

Тема 14.  М. Скребцова «Лесные певцы»  - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Цветок примирения», творческое задание «Добрый ручеек», рисунок «Когда земля прощает нас».

Тема 15.  Л. Пантелеев «Две лягушки» -  2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Упорный как мяч», творческое задание «Упорные герои», рисунок «Упорство и труд».

Тема 16.   Е. Бехлерова «Капустный лист» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Доброе сердце», творческое задание «Чуткие профессии», рисунок «Чуткие мамины руки».

 Тема 17.  Турецкая народная сказка «Ласточка и воробей» -  2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Трудимся с любовью», творческое задание «Чуткие профессии», рисунок «Как построить гнездо».

Тема 18.  Сказка народов Бирмы «Волшебная арфа» - 2 часа

Теоретическая часть: чтение сказки, беседа по содержанию.

Практическая часть: игра «Скромные звери», творческое задание «Скромный человек», рисунок «Украшение скромности».

Методическое обеспечение

        Занятия по программе изначально носят комплексный характер и строятся по принципу «идти от ребенка, его интересов».

      При организации работы с детьми учитываются их возрастные особенности, уровень подготовки и развитие в целом.

      Для решения поставленных задач в программе используются методы психолого-педагогического воздействия и техники: элементы сказкотерапии (анализ сказок); психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций); телесно-ориентированные техники (психомышечная релаксация); игровые методы; арт-терапия (свободное и тематическое рисование).

         Сказки являются непосредственным отображением психических процессов бессознательного. По своей ценности они превосходят любую другую форму донесения информации до человека. В этом возрасте ребята еще сохраняют непосредственность восприятия сказок, с удовольствием слушают и обсуждают их. Благодаря метафоричности изложения, сказки и притчи помогают им глубоко понять свои сложности и проблемы и не вызывают у них сопротивления. Рисование является  важным закрепляющим фактором, а при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение,  вызванное обсуждением проблемной темы. После рисования (не обязательно сразу же), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Ребенок, выбирает сюжет, наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может  вам много сказать о его реакции на сказку. Прояснить свои соображения можно, обсудив с ребенком рисунок.

        Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самосознания. Помимо этого, проективные рисунки служат для диагностики внутренних проблем. Работа над рисунком – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций.  Это и снижение утомления, негативных эмоциональных состояний, и их проявлений, связанных с обучением. Занятие с элементами арт-терапии способствуют творческому самовыражению, развитию воображения,  эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

      Элементы телесно-ориентированной техники (психомышечная релаксация) используется на занятиях для снятия нервно-психического напряжения и эмоционального возбуждения.

      Различного рода игры необходимы для развития «эмоционального интеллекта», повышения уровня активности и улучшения межличностного взаимодействия, для коррекции личностных нарушений у детей, таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов и других негативных эмоций.

     

Литература

  1. Ананьева, Т.В.  Программа психологического сопровождения детей при подготовке к школьному обучению [Текст]: практическое пособие / Т. В. Ананьева. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. - 89с.
  2. Баринова, Е.В. Учимся дружить [Текст] учебно-практическое пособие / Е. В. Баринова. – Ростов - на-Дону.: Феникс, 2014. – 89с.
  3. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказкой [Текст]: учебно-практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2010. – 180 с.  
  4. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии [Текст]: учебно-практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2015. – 180 с.  
  5. Зинкевич – Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии [Текст]: учебно-практическое пособие / Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2015 – 180 с.  
  6. Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения [Текст]: практическое пособие / Н. И. Козлов. – М.: Знание, 2010. – 97 с.
  7. Коноваленко, С.В. Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраста [Текст]  учебно-методическое пособие / С. В. Коноваленко. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 89с.
  8. Кряжева, Н.Л. Кот и пёс спешат на помощь [Текст] практическое пособие / Н.Л. Кряжева. – Ярославль.: Академия, 2012. – 130с.
  9. Солдатова, Г. У. Жить в мире с собой и другими [Текст]: учебно-практическое пособие / Г. У. Солдатова. – М.: Знание, 2010. – 130 с.
  10.  Смидт, Р.  Групповая работа с детьми и подростками [Текст]: практическое пособие / Р. Смидт. – М.: Знание, 2006. – 215 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие 5 класс "Путешествие в страну Общения"

психологический практикум  для 5 класса  цель которого: познакомить с понятием «конфликт»; научить адекватному поведению при разрешении конфликтов; способствовать развитию самоконтроля, разв...

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «ВЕСЕЛАЯ АППЛИКАЦИЯ» для детей 5-10 лет сроком реализации 2 года.

Ощеразвивающая программа художественной направленности «Веселая аппликация» для детей 5-10 лет направлена на развитие художественного вкуса у детей,  координации движений па...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Шаг в мир информатики»

Срок реализации программы: 2года Возраст учащихся, на который рассчитана данная программа – 7-11 лет...

« Путешествие в страну общения»

Цели :    воспитывать уважение к окружающим людям;  развивать у детей чувство такта;развивать устную речь воспитанников , обогащать словарный запас ....