Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"
рабочая программа по биологии на тему

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл takaya_raznaya_biologiyat.docx48.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Такая разная биология» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ.
  2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29.08.2013г. № 1008 (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 27.11.2013г. № 30468).
  3. Письмо МОиН РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования».
  4. Нормативный локальный акт «Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ дополнительного образования детей в МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца».

 Данная программа эколого-биологической направленности. Программа способствует:

  • развитию мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
  • обеспечению эмоционального благополучия ребенка;
  • созданию условий творческой самореализации личности ребенка.

Актуальность программы

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений. Воспитание экологической культуры, это одна из актуальнейших задач в сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Через живые объекты, растения, осуществляется связь познания себя и отношение к себе и окружающему миру, как части самого себя.

Новизна программы 

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.

Педагогическая целесообразность.

Благодаря полученным знаниям  исследовательской работе, обучающиеся будут  учиться: самостоятельно мыслить, осуществлять поиск, работать творчески, приобщаться к науке, учитывать пути и возможности своего организма и природной среды, в которой они живут.

Обучающиеся  обнаруживают и развивают у себя определенные способности, такие, как декоратор, флорист, цветовод, проектировщик. В подготовке к занятиям используется  различная литература: научная, научно-популярная, художественная, местная и периодическая печать, справочники и др.

Перед учащимися должна стоять ближняя и доступная цель - экскурсии, творческие дела, подготовка докладов, сообщений, умение планировать, фантазировать, составлять экспозиции и букеты из природного материала.

Программа формирует определённую эколого-этическую позицию, ответственность за свои поступки, осмысленное отношение ко всему живому, развивает творческую деятельность и креативное  мышление у обучающихся, способствует формированию активной жизненной позиции.

Цель программы

Развитие познавательного интереса учащихся к миру растений и  формирование практических навыков по вегетативному и семенному размножению растений.

Задачи программы.

Научить работать с текстами предлагаемой литературы, анализировать материал, работать с определителем растений, употреблять биологические понятия на репродуктивном уровне;   способам выращивания, размножения и ухода за комнатными и цветочно-декоративными растениями,  применять полученные знания и  умения на практике; определять и распознавать комнатные растения; планировать и организовывать свой труд.

Развивать практические умения и навыки по выращиванию растений, умение наблюдать за ростом растений; способствовать развитию навыков научно-исследовательской работы в процессе практических занятий; работать с лабораторным и сельскохозяйственным оборудованием, ставить простейшие эксперименты; отрабатывать навыки работы в группах и публичных выступлений; развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся.

Воспитывать бережное отношение к растениям, любовь к природе; ответственное отношение каждого к своему труду,  к своему  здоровью, аккуратность, внимание, наблюдательность; доброжелательное отношение учащихся друг к другу;

Отличительные особенности данной программы. Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения. Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы.

Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями кабинета биологии и демонстрируя свои знания.

Программа позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя биологические знания учащихся. Закрепить знания по многим вопросам школьного курса ботаники и общей биологии, лучше понять связь растения с внешней средой, убедиться в возможности управления ростом и развитием растений. А также возможность для воспитания и развития личности. В процессе занятий развивается внимание, наблюдательность, воображение, сообразительность, фантазия, творчество.

Срок реализации – 1 год.

Количество часов в неделю – 2, в год – 76.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 13-16 лет.

Методы и приемы проведения занятий.

Оптимальным режимом занятий является сочетание лекционных и семинарских форм, а также экскурсий. Программа  предусматривает использование разнообразных наглядных материалов - видеофильмов, слайдовых презентаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний.

Работа состоит из теоретических и практических занятий. Основной формой  содержания теоретических занятий являются беседы и рассказы  о методах выполнения той или иной работы. На практических занятиях дети учатся  получать  навыки  выполнения  разнообразных работ.

Предполагаются групповые, индивидуальные и коллективные формы организации деятельности. Возможны следующие формы занятий: экскурсионная, оформительская, поисковая,  игровая, исследовательская, проектная, экспериментальная.

Типы занятий: учебное занятие, практическое занятие, экскурсия.

Формы проведения занятий: групповая, коллективная, индивидуальная.

Режим занятий – внеурочное время .

Место проведения занятий: кабинет биологии, школьные рекреации, пришкольная территория.

Теоретическая часть дается в форме мини-лекций, работы с текстом предложенной учебной литературы, материалом компьютерной презентации,  СD – диска,  через постановку опыта.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение познавательного уровня по предмету.
  • Наличие навыков работы со справочной литературой.
  • Оформление проектных работ.
  • Проведение экскурсии «Путешествие с комнатными растениями» для младших школьников.
  • Уметь содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход, применять знания по уходу, выращиванию растений (правильно поливать; протирать, опрыскивать, удалять сухие листья; распознавать вредителей растений; рыхлить почву; приготавливать почвенные смеси); размножать комнатные растения разными способами вегетативного размножения.
  • Уметь пользоваться простейшими определителями комнатных растений; составлять экологический паспорт для комнатных растений.

Итоги обучения по данной программе:

- содержание «зеленых уголков» в школьных рекреациях  в удовлетворительном состоянии;

- наличие цветочно-декоративных растений на клумбах пришкольной территории;

- участие обучающихся в научно-практических конференциях, в областных и городских конкурсах эколого-биологической направленности.

Формы и методы контроля:

  1. Защита творческих работ по предложенным разделам курса.
  2. Анализ состояния комнатных растений,  цветочно-декоративных растений на клумбах.
  3. Составление экологического паспорта комнатного растения.
  4. Отчет по проведенным опытам.

                                     

Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:

  1. Жизненные формы комнатных растений.
  2. Экологические группы комнатных растений.
  3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп.
  4. Составление каталога комнатных растений кабинета биологии.

Учебно-тематический план

№ п/п

                Название тем

           Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1        

Введение.

1

1

2        1

Растение – целостный организм

7

4

3

3        2

Общие вопросы агротехники комнатных растений

18

13

5

4        3

Систематика комнатных растений

8

5

3

5        4

Экология комнатных растений

18

13

5

6        5

Роль семени в жизни декоративных растений.

5

2

3

7        6

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке.

5

1

4

8        7

Многообразие мира комнатных растений

14

9

4

Итого:

76

12

22

Содержание программы.

        Введение (1ч).

        Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

        1.Растение – целостный организм (7ч.).

        Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия  корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.

Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

Лабораторная работа Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.

Лабораторная работа Изучение строения цветков и соцветий.

Практическая работа. Определение жизненных форм комнатных растений.

        2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.).

Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями,  делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

         Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.  

Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

Почвы и почвенные смеси.  Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.  

 Вредители   комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

Практическая работа Уход за комнатными растениями осенью.

Практическая работа Черенкование комнатных растений.

Практическая работа Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

Практическая работа Размножение кактусов прививкой.

Практическая работа Профилактический осмотр растений.

3.Систематика комнатных растений (9 ч.).

Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

 Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

Практическая работа Систематизация растений кабинета биологии.

Практическая работа Уход за комнатными растениями зимой.

Практическая работа Посев семян (финика, авокадо и др.).

4.Экология комнатных растений (18 ч.).

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.

Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.

Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.

Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.

Практическая работа Оформление этикеток для комнатных растений.

Практическая работа Оформление композиции «Пустынный ландшафт».

Практическая работа Оформление композиции «Уголок тропического леса».

Практическая работа Создание комнатного садика в ёмкости.

Практическая работа Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

5.Роль семени в жизни декоративных растений (5ч)

Требования к качеству семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Сроки, способы посева семян. Агротехника выращивания рассады. Пикирование рассады. Уход за растениями.

Практические работы.

1. Подготовка ящиков. Подготовка почвы.

2. Определение всхожести семян.  Посев однолетников на рассаду.

3. Уход за растениями. Пикирование рассады.

6. Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке (5ч).

Понятие о почве, ее свойствах, плодородии, значение обработки. Виды почв. Плодородие почвы; причины, способствующие его снижению. Почвы нашей местности. Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

Практические работы. 

1. Подготовка почвы на пришкольных клумбах.

2. Высадка рассады, посадка многолетников.

3. Полив, прополка, подкормка растений. Распознавание сорняков.

4. Наблюдение за ростом и развитием  растений.

7. Многообразие мира комнатных растений (13ч.).

Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.  

Проведение экскурсий по кабинету для учащихся 4-х классов.

Подведение итогов.  Летние задания.

Практическая работа  Составление каталога растений кабинета биологии.

Виртуальная экскурсия № 1. Посещение Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

Виртуальная экскурсия № 2. Знакомство с парковыми ансамблями музеев Санкт Петербурга

Виртуальная экскурсия №3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ.

Условия реализации образовательной программы

Материально-техническое обеспечение.

Наименование

Количество

Стол ученика

17

Стул ученика

30

МФУ Canon i-sensys MF-4430

1

Интерактивная доска  Smart Board

1

Проектор  NEC

1

Hоутбук  Lenovo

1

Документ-камера Smart SDC-330

1

Сетевой фильтр

1

Микроскоп USB  MDA2000

1

Микроскоп электронный Levenhuk

1

Cистема голосования Smart

12

Мышь беспроводная Microsoft

1

Колонки  Defender

2

Доска магнитная трехэлементная

1

Беспроводной микрофон  Defender

1

Веб камера  Genius

1

Набор готовых  микропрепаратов  Levenhuk

1

Биологическая микролаборатория

5

Комплект микропрепаратов "Ботаника-1"  

1

Комплект микропрепаратов "Ботаника-2"  

1

Комплект микропрепаратов "Зоология"  

1

Комплект микропрепаратов "Общая биология"

1

модель стоения листа

1

Набор таблиц «Растения. Грибы. Бактерии»

1

Набор таблиц «Растение-живой организм»

1

Набор таблиц «Вещества растений. Клеточное строение»

1

Набор таблиц «Растения и окружающая среда»

1

Набор таблиц «Общее знакомство с цветковыми растениями»

Модель «Строения корня»

1

Гербарий "Основные группы растений"

1

Влажный препарат Корень бобового растения с клубеньками

1

Модель Цветок василька

1

Модель Цветок гороха

1

Модель Цветок капусты

1

Модель Цветок картофеля

1

Модель Цветок подсолнечника

1

Модель Цветок пшеницы

1

Модель Цветок тюльпана

1

Набор муляжей грибов

1

Прибор для демонстрации всасывания воды корнями

1

Гербарий Растительные сообщества

1

Коллекция Голосеменные растения

1

                  Электронные пособия и полезные ссылки:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007.
  2. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И. – ЭУИ ООО «Дрофа», 2006.
  3. Уроки биологии. 6 класс. Мультимедийное приложение к урокам. /Презентации, карточки с заданиями/. – М.: ООО «Глобус», 2009.
  4. DVD – диски:
  • Общая биология. Цитология.
  • Общая биология. Экологические факторы (3 ч)
  • Общая биология. Генетика.
  • Общая биология. Систематика растений (4ч)
  1. http://school-collection.edu.ru/
  2. http://fcior.edu.ru/

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема, раздел

№ урока в разделе

Тема урока

план

факт

1

Введение (1ч).

1

Задачи программы.

2

1.Растение – целостный организм (7ч).

1

Растение – биосистема.

3

2

Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок.

4

3

Лаб.раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа.

5

4

Лаб.раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий.

6

5

Плоды и семена, их строение и значение для растения.

7

6

Жизненные формы растений.

8

7

Практич.раб.№1. Определение жизненных форм комнатных растений.

9

2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18ч).

1

Уход за комнатными растениями. Календарь ухода.

10

2

Инвентарь для комнатных растений.

11

3

Практ.раб.№2. Уход за комнатными растениями осенью.

12

4

Способы размножения комнатных растений.

13

5

Практ.раб.№3. Черенкование комнатных растений.

14

6

Практ.раб.№4.Размножение отпрысками, детками, отводкой.

15

7

Практ.раб.№5. Размножение кактусов прививкой.

16

8

Значение воды для физиологии растений.

17

9

Полив растений. Влажность воздуха.

18

10

Температурный и световой режим.

19

11

Пересадка и перевалка растений.

20

12

Обрезка и прищипка растений.

21

13

Почвы и почвенные смеси.

22

14

Питание растений. Фотосинтез.

23

15

Минеральное питание. Удобрения.

24

16

Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы.

25

17

Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика.

26

18

Практ.раб.№6. Профилактический осмотр растений.

27

3.Систематика комнатных растений (8ч).

1

Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура.

28

2

Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения.

29

3

Покрытосеменные комнатные растения.

30

4

Семейства класса Однодольные.

31

5

Семейства класса Двудольные.

32

6

Практ.раб.№7. Систематизация растений кабинета биологии.

33

7

Практ.раб.№8. Уход за комнатными растениями зимой.

34

8

Практ.раб.№9. Посев семян (финика, авокадо).

35

4.Экология комнатных растений (18ч).

1

Экология как наука. Экологические группы растений.

36

2

Экологические группы растений по отношению к воде.

37

3

Экологические группы растений по отношению к свету.

38

4

Экологические группы растений по отношению к температуре.

39

5

Сообщества растений. Понятие о географической родине растений.

40

6

Экосистема тропического леса.

41

7

Экосистемы пустыни и степи.

42

8

Экологические группы комнатных растений.

43

9

Практ.раб.№10. Изготовление этикеток для комнатных растений.

44

10

Практ.раб.№10. Изготовление этикеток для комнатных растений.

45

11

Растения в жилище человека. Понятие об интерьере.

46

12

Практ.раб.№11. Оформление композиции «Пустынный ландшафт».

47

13

Практ.раб.№11. Оформление композиции «Пустынный 48ландшафт».

48

14

Практ.раб.№12. Оформление композиции «Уголок тропического леса».

49

15

Практ.раб.№12. Оформление композиции «Уголок тропического леса».

50

16

Практ.раб.№13. Создание комнатного садика в ёмкости.

51

17

Практ.раб.№13. Создание комнатного садика в ёмкости.

52

18

Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной».

53

5.Роль семени в жизни декоративных растений(5ч).

1

Требования к качеству семян. Условия, необходимые для прорастания семян. Сроки, способы посева семян.

54

2

Агротехника выращивания рассады. Пикирование рассады.

55

3

Практ раб №15 Подготовка ящиков. Подготовка почвы.

56

4

Практ раб №16 . Определение всхожести семян.  Посев однолетников на рассаду.

57

5

Практ раб №17. Уход за растениями. Пикирование рассады.

58

Подготовка почвы под цветочно-декоративные растения на пришкольном участке (5ч).

1

Биологическое обоснование и агротехнические правила высадки рассады в грунт.

59

2

Практ.  раб. №18 Подготовка почвы на пришкольных клумбах.

60

3

Практ.  раб. №19 Высадка рассады, посадка многолетников.

61

4

Практ.  раб. №20 Полив, прополка, подкормка растений. Распознавание сорняков.

62

5

Практ.  раб. №21 Наблюдение за ростом и развитием  растений.

63

Многообразие мира комнатных растений (15ч.)

1

Место растений в системе органического мира.

64

2

Многообразие растительного мира. Значение растений.

65

3

Значение для человека знаний о растениях.

66

4

Игра «Ботаническое поле».

67

5

Подготовка экскурсии для учащихся 4-х классов.

68

6

Проведение экскурсии по кабинету для 4-х классов.

69

7

Практ.раб.№22. Составление каталога растений кабинета биологии.

70

8

Практ.раб.№22. Составление каталога растений кабинета биологии.

71

9

Экскурсия №1. Посещение главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

72

10

Виртуальная экскурсия №1. Посещение главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

73

11

Виртуальная экскурсия №2. Знакомство с парковыми ансамблями музеев Санкт Петербурга

74

12

Виртуальная экскурсия №2. Знакомство с парковыми ансамблями музеев Санкт Петербурга

75

13

Виртуальная экскурсия№3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ.

76

14

Подведение итогов.

Итого

76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной напрвленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской  и ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, ...