Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»
рабочая программа по географии (7 класс)

Патрина Татьяна Борисовна

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. В курсе природоведения 5 класса, а также биологии  и географии 6 класса, учащиеся не имеют возможность глубже познать всё великолепие и разнообразие (диковины) окружающей нас природы. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Ребята получат возможность на ролевых играх побыть в роли пчелы, птицы и т.д. Всё это позволит ребятам стать соучастниками, тех процессов и явлений, которые происходят в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_my_poznaem_mir_patrina.docx88.46 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Тамбовского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа»

  Рассмотрена и рекомендована                                                                             Утверждаю

  к утверждению на заседании                                                           директор МБОУ «Стрелецкая СОШ»

  Методического совета                                                                     _______________ С.В. Вязовова

  протокол № __ от «__» __________ 2016_ г.                                  Приказ  № «___» от «___» 2016 г.

                                                             

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности «Мы познаем мир»

Для детей среднего школьного возраста

Срок реализации - 2 года

Составитель: Патрина Татьяна Борисовна

учитель географии

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа дополнительного образования «Мы познаем мир»  является естественнонаучной направленности, модифицированная. Она позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения данной программы.

   Хорошо организованные и интересно проведённые занятия дополнительного образования «Мы познаем мир»  помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.

   Участие школьников на занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является формирование настоящего коллектива единомышленников.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы дополнительного образования, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим познать окружающий нас мир путём наблюдений и экспериментов. В курсе природоведения 5 класса, а также биологии  и географии 6 класса, учащиеся не имеют возможность глубже познать всё великолепие и разнообразие (диковины) окружающей нас природы. Большое внимание в программе уделяется вопросам бережного отношения к природе. Ребята получат возможность на ролевых играх побыть в роли пчелы, птицы и т.д. Всё это позволит ребятам стать соучастниками, тех процессов и явлений, которые происходят в природе.

Педагогическая целесообразность: реализация программы дополнительного образования «Мы познаем мир»  позволит не только полезно занять время учащихся, но и пробудить интерес к проблемам Природы.

Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной форме для учащихся. Ролевые игры, экскурсии, презентации позволяют поддерживать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного.

Отличительные особенности программы

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Уровень сложности программы – базовый.


 

 Цель:

Формирование основ патриотизма:  воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи программы: 

Год обучения

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Первый год

  • Познакомить учащихся с «замечательными» объектами своей страны и мира;
  • дать теоретические знания об  основах    географии и смежных науках

  • Способствовать развитию творческой активности, расширению кругозора;
  • развивать умение работать с различными источниками информации;
  • развить познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие

  • воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру
  • Воспитывать аккуратность, пунктуальность и  дисциплинированность;
  • воспитывать культуру поведения и общения в детском коллективе.
  • развивать умение работать в группе

Второй год

  • подготовить учащихся к самообразованию в области географии и смежных науках
  • расширить  кругозор учащихся в области географии

  • способствовать развитию уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  • развитие интереса к изучению географии;
  • совершенствовать ораторское мастерство

  • воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать трудолюбие, терпение;
  • воспитывать уважение к

Предполагаемые результаты

В конце первого года обучения  учащиеся будут

                          Знать:

                      Уметь:

  • географические особенности природы материков и океанов

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • уникальные природные и культурные объекты
  • находить в разных источниках информацию и анализировать ее
  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

 

В конце второго года обучения  учащиеся будут

                          Знать:

                      Уметь:

  • достопримечательности мира и России
  • работать со справочной, научно-популярной литературой, Интернет- ресурсами
  • определять природные и антропогенные
  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений

  • результаты  истории  возникновения изученных объектов и их архитектуру

Сроки реализации программы.

      Программа предназначена для обучающихся 5-7 классов в возрасте 10-13 лет и рассчитана на 2 года обучения по 70 часов каждый. Периодичность проведения занятий: 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия - 2 урока по 45 минут. Нормы наполнения группы – 10 учащихся.(1 группа)

  Форма организации учебно-воспитательного процесса: групповая.

Отличительные особенности программы: заключаются в том, что она построена на основах развивающего обучения в результате социального взаимодействия и поэтапного формирования мыслительной деятельности. Социальное взаимодействие учащихся между собой и с учителем осуществляется в практической деятельности

Формы проведения учебных занятий

  • Беседы, викторины.
  • Исследовательская деятельность.
  • Коллективные творческие дела.
  • Презентации.
  • Наблюдение.
  • Игровая деятельность.
  • Анализ и систематизация дополнительного  информационного материала и др.

Для реализации программы необходимо:

Материально-техническое

обеспечение

Дидактико-методическое

обеспечение

  • видео и аудио аппаратура
  • компьютер
  • сканер
  • принтер
  • ксерокс
  • проектор  
  • мультимедийная установка

  • подборка информационной и справочной литературы
  • атласы, географические карты
  • разработки конкурсных программ, викторин
  • игровой материал
  • СD, DVD
  • видеоматериал
  • наглядные пособия
  • дидактический материал
  • диагностические методики для определения уровня ЗУН

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тео

рет.

Прак

тич.

Всего

1

Введение в программу

1

1

2

2

Каменная  летопись планеты

-

-

4

2.1

Каменная летопись планеты. Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

2

-

2

2.2

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

2

-

2

3

В мире песка и камня

-

-

10

3.1

Что такое пустыня? Как образовались пустыни?

Какие бывают пустыни?

1

1

2

3.2

Где расположены самые известные пустыни мира?

Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне.

1

1

2

3.3

Сахара крупнейшая пустыня мира.

Берег скелетов в пустыне Намиб.

2

-

2

3.4

Пустыня Кающихся Грешников.

Каменная симфония пустыни Гоби.

2

-

2

3.5

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

1

2

4

Каньоны мира

-

-

6

4.1

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

2

1

3

4.2

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

2

1

3

5

В мире падающей воды

-

-

12

5.1

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

2

1

3

5.2

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

2

1

3

5.3

Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.

другие водопады мира.

2

1

3

5.4

Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.

2

1

3

6

Эти удивительные озёра

6

6.1

Самые большие озёра мира.

2

1

3

6.2

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

2

1

3

7

В мире мрака и безмолвия

-

-

10

7.1

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

2

-

2

7.2

Сказочный мир подземных дворцов.

2

-

2

7.3

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

2

-

2

7.4

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

1

2

7.5

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

1

2

8

Грозное дыхание Земли

-

-

7

8.1

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

2

-

2

8.2

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

2

1

3

8.3

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм.

2

-

2

9

Тепло подземных вод и природных фонтанов

-

-

4

9.1

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

2

-

2

9.2

Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

1

2

10

Этот удивительный ледяной мир

-

-

3

10.1

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

-

1

10.2

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.

1

-

1

10.3

Великие оледенения прошлого.

1

-

1

11

В глубинах неизведанного

-

-

4

11.1

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

-

1

11.2

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

-

1

11.3

Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

-

1

11.4

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

-

1

12

 Итоговые занятия

1

1

2

ИТОГО

53

17

70

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

2 год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Тео

рет.

Прак

тич.

Всего

1

Введение в программу

1

1

2

2

Великолепная семёрка

5

3

8

2.1

Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс?

2

-

2

2.2

Забыть Герострата? Самый первый мавзолей.

1

1

2

2.3

Плавающим и путешествующим ….

Упавший великан.

2

2

4

3

Европа

9

1

10

3.1

Афинский Акрополь «Вечный город».

1

-

1

3.2

Жизнь святой горы Афон.

Монастыри на утёсах.

1

-

1

3.3

Город Пиза и его знаменитая колокольня.

«Окаянная скала».

1

-

1

3.4

Церковь на острове Ситэ.

Как крепость стала музеем.

1

-

1

3.5

Замки Луары.

Крепость архангела Михаила

1

-

1

3.6

Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию?

1

-

1

3.7

Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме.

1

-

1

3.8

Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона.

1

-

1

3.9

«Яичный желток» Барселоны.  «Тихо над Альгамброй ….

1

-

1

3.10

Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси.

-

1

1

4

Россия

9

3

12

4.1

Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром.

1

1

2

4.2

Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль.

1

1

2

4.3

Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место.

2

-

2

4.4

Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге.

2

-

2

4.5

Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?»

2

-

2

4.6

Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы

1

1

2

5

Азия

8

2

10

5.1

Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация.

1

-

1

5.2

Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска.

1

1

2

5.3

Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце

1

-

1

5.4

Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда.

1

-

1

5.5

Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре. Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь.

2

-

2

5.6

Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя. Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков.

1

1

2

5.7

 Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора.

1

-

1

6

Африка

5

3

8

6.1

Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс.

2

-

2

6.2

Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы.

1

1

2

6.3

Римский город в Африке. Первый христианский монастырь.  «Серенгети не должен умереть».  

1

1

3

6.4

«И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный

1

-

1

7

Северная Америка

4

2

6

7.1

Откуда в Америке статуя Свободы?

1

-

1

7.2

Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки.

1

1

2

7.3

Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города.

1

-

1

7.4

Небоскрёбы острова Манхэттен.

1

1

2

8

Центральная и Южная Америка

4

2

6

8.1

Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце. Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя.

1

1

2

8.2

Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии.

1

-

1

8.3

500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире.

1

1

2

8.4

Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов?

1

-

1

9

Австралия и Океания

5

1

6

9.1

Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф.

1

1

2

9.2

Аквариум в Окленде. Большая баня планеты.

2

-

2

9.3

Истуканы острова Пасхи.

2

-

2

10

Итоговые занятия 

1

1

2

ИТОГО

52

18

70

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Содержание программного материала первого года обучения

      Введение в программу (2 часа)

Теория: знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Практика: беседа по технике безопасности

    Каменная летопись планеты (4 часа)

 Теория: Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах.

Практика:  Игра «Виртуальное путешествие»

   В мире песка и камня (10 часов)

Теория: Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

Практика: просмотр презентаций, кроссворд

   Каньоны мира (6 часов)

Теория: Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.

Практика: просмотр презентаций, викторина

   В мире падающей воды (12 часов)

Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов.

Практика: просмотр презентаций

   Эти удивительные озёра (6часа)

Теория: Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро, Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море, Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра – пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра, сульфатные озёра.

Практика: просмотр презентаций, игра

  В мире мрака и безмолвия (10 часов)

 Теория: Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.

 Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

Практика: викторина, просмотр презентаций

   Грозное дыхание Земли (7 часов)

Теория: Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в Японии. Вулканические горные породы и их применение.

Практика: игра, просмотр презентаций

   Тепло поземных вод и природных фонтанов (4 часа)

   Теория:  Горячие источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии – Большой гейзер. Гейзеры Йелоустонского парка самые грандиозные в мире. Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.

Практика: просмотр презентаций

   Этот удивительный ледяной мир (3 часа)

     Теория: Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское.

Практика: викторина, просмотр презентаций

     В глубинах неизведанного (4 часа)

      Теория: Звенящие и поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения. Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.

Практика: просмотр презентаций

   Итоговые занятия(2 часа)

Теория: Итоговая аттестация воспитанников. Исследовательская деятельность – подготовка проекта

Практика: защита проекта

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Содержание программного материала второго года обучения

Введение в программу (2 часа)

Теория: знакомство с деятельностью кружка, планирование.

Практика: беседа по технике безопасности

 Великолепная семёрка (8 часов)

Теория: Чудо света №1 – египетские пирамиды. «Висячие сады» Семирамиды – семь ступенчатых террас, каждая из которых была своеобразным садом.

Гигантская двенадцатиметровая статуя Зевса признана греками третьим чудом света. Грандиозный беломраморный храм, посвященный богине Артемиде, в Эфесе – четвёртое чудо света. Галикарнасский мавзолей самый первый мавзолей – знаменитая гробница персидского сатрапа Мавсола. Александрийский маяк у острова Фарос. Колос Родосский – 40-метровое бронзовое изваяние.

Практика: игра, просмотр презентаций

 Европа (10 часов)

Теория: Афинский Акрополь самый замечательный архитектурный ансамбль классической эпохи. Рим – «вечный город». Величественные сооружения Рима: Форум, Колизей, Палатин, Базилика Константина, Пантеон, Термы Каракаллы.  Святая гора Афон – самая высокая в Греции. Монастыри горы Афон. Город Пиза и его знаменитая колокольня. «Окаянная скала» - остров Мальта. Мальтийский орден. Нотр-Дам де Пари – собор Парижской Богоматери архитектурный шедевр готического стиля. Лувр – бывший дворец Французских королей. Замки Луары: Амбуаз, Шамбор, замок мост Шенонсо, Блуа, Шинон. Крепость Архангела Михаила. Самый большой дворец в мире Версаль: история создания, архитектура. Крепость-тюрьма Бастилия: история создания и разрушения. Тауэр – мрачная и неприступная крепость на берегу Темзы. Собор Святого Кутберта в Дареме: история  создания, архитектурные решения. «Дорога Великана» - странное нагромождение камней в Ирландии. Легенды и сказания о Дороге Великана. Форты и церкви Лиссабона. «Яичный желток» Барселоны – готический квартал города: архитектура, история строительства. Архитектурный ансамбль в испанской Гранаде Альгамбра. Остров гейзеров Исландия и его достопримечательности: вулканы, гейзеры, водопады. Норвежские деревянные церкви «ставкирки» в форме кораблей: история и легенды. Замок прусского короля Фридриха 2-го, Сан-Суси образец архитектуры рококо.

Практика: просмотр презентаций, просмотр видеофильма, игра

 Россия (12 часов)

Теория: Десятинная церковь – первый русский храм: история строительства и разрушения.  История создания и архитектура Новгородского Детинца, древнейшего из сохранившихся русских кремлей. Псковский кром – центр средневекового города, крепость: башня Кутекрома, Величевая площадь, Троицкий  собор. Старый Изборск – «молодший брат» Пскова стратегически важный пограничный пункт 14-15 веков: история города, Труворово городище. Владимир на Клязьме, Храм Покрова на Нерли. История строительства Москвы и её величественных сооружений: Спасских ворот, Московского Кремля, Успенского собора, Архангельского собора, Благовещенского собора и других. Арбат – знаменитая московская улица, заповедное место. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой – самое выдающееся произведение русских зодчих. Древний город Муром: история города. Нижегородский кремль: история строительства, архитектура. Успенский собор в Рязани. «Римский виадук» в Калуге: история строительства, архитектура. Старые ворота Сибири Верхотурье и его замечательные сооружения. Знаменитые Красноярские Столбы – природный заповедник.

Практика: викторина, просмотр презентаций

 Азия (10 часов)

Теория: Города в песках. Шумер – самая ранняя цивилизация на земле. Города Месопотамии. Большая Купальня в Мохеджо-Даро – техническое чудо Индийской культуры. История раскопок Вавилона. Древний королевский город Непала Катманду: комплекс Сваямбхунагх, площадь Вассантпур, Башня Гадди Байтхак, дворец Кумари Бахал, пагода Кастамандап, храм Кришна Мандир. Древности Дамаска. История Дамаска. Живая вода Мёртвого моря. Иерусалим и его исторические объекты: Стена плача,  Гефсинский сад, Масличная гора, Улица Крестного пути, гора Голгофа, Храм Гроба Господня, скальный храм Куббат ас-Сахра. Бронзовый храм на острове Шри – Ланка. Боробудур – второй по величине храм мира на острове Ява: история храма, архитектура. Стамбул: история города. Архитектурные реликвии Стамбула: мечеть Айя-Софии, Голубая мечеть, гробница Абдурахмана. Главная пагода Тайланда – Белая пагода в Бангкоке. Великая Китайская стена: история создания. Шведагон – крупнейший буддийский храмовый комплекс в Юго-Восточной Азии. Священный бык Нанди, огромный каменный бык в индийском городе Майсуре – мифическое существо. Прибрежные храмы Махабалипурама: Салуван-Куппан, Кришна Мантапарам. Персеполь: история разрушения, архитектурные достопримечательности. Баальбек – храмовый комплекс Ближнего Востока:  история города, храм Солнца. Загробные воины Сианя -  многотысячная армия из глиняннх солдат. Мечеть исфахана в Центральной Персии. История Имперского города в Пекине. Сигирийя – город-дворец на огромной скале: история создания. Древний город Лахор: сады Шалимара, «Дом сновидений». Тадж-Махал – символ Индии. Сэто-Охаси – мост над внутренним Японским морем: параметры, история сооружения. Ходжа-Мумин – соляная гора в Таджикистане.

Практика: просмотр презентаций, просмотр видеофильма, викторина

 Африка (8 часов)

Теория: Доисторическая картинная галерея, самые знаменитые наскальные рисунки на плато Тассили-Аджер. Кто и как строил египетские пирамиды. Инени – знаменитый египетский зодчий. Сфинкс, исторические догадки. Эфиопский «Йерусалим» – священный город эфиопов Лалибэла: история создания, сооружения. Легендарный город в пустыне Тимбукту: «гавань в пустыне». Великий Зимбабве – самый большой в Африке памятник из камня после пирамид. Три комплекса Великого Зимбабве. Римский город в Африке Тимгат. Монастырь Святого Антония – самая древняя христианская обитель:  жизнь Антония, сооружение церкви. Серенгети – заповедник в Танзании. Карфаген: история разрушений города. Хан эль-Халиль – знаменитый каирский базар.

Практика: просмотр презентаций, игра

Северная Америка (6 часа)

Теория: История создания статуи Свободы. Йеллоустоунский заповедник – самый большой национальный парк Америки: заповедные леса, каньоны, горячие ключи, известняковые террасы. Ольмекские головы – памятник древней ольмекской цивилизации в Мексике. Сиэтл: историческое прошлое и настоящее, изумрудный город. Небоскрёбы острова Манхэттен.

Практика: просмотр презентаций

Центральная и Южная Америка (6 часа)

Теория: Мачу-Пикчу – древний заброшенный город инков на территории Перу: обнаружение города Бингемом, догадки и предположения. Дороги инков. Развалины Копана в Гондурасе – древнего города майя: история города, архитектура. Каменные тайны древнего города Тиауанако в Боливии. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Архитектурные памятники Сальвадора, история города. Символ Бразилии – монумент Христа Спасителя: история создания. Город Бразилиа – третья столица Бразилии: история строительства, достопримечательности. Природный заповедник Ла Амистад в Коста-Рике: многообразие видов растений и животных. Боливийский город Потоси – самый высокий город в мире: история города, памятники архитектуры. Галапагосские острова: исследования Дарвина, природа островов. Доблестная Картахена – колумбийский порт: крепость Сан-Фелипе де Барахас и другие сооружения. Панамский канал: шлюзы, история строительства. Наска – пустыня в Перу с гигантскими рисунками: версии создания.

Практика: просмотр видеофильма, викторина

 Австралия и Океания (6 час)

Теория: Материк, где всё – самое-самое: история открытия материка, Уникальный континент-заповедник. Большой Барьерный риф: природа кораллового сооружения, опасность исчезновения. Новозеландский аквариум в Окленде: новый принцип устройства. Таравера – одна из вулканических вершин Северного острова Новой Зеландии: сюрпризы уснувшего вулкана. Варакавера – маленькая деревушка посреди величайшей в мире области гейзеров. Истуканы острова Пасхи: история обнаружения, загадка острова.

Практика: просмотр презентаций, игра

Итоговые занятия(2 часа)   

Теория: Итоговая аттестация воспитанников. Исследовательская деятельность – подготовка проекта

Практика: защита проекта

                       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся

  1.  Предметная неделя географии в школе  Серия: Библиотека учителя   Автор: Андреева В.Н.
  2. География в школе. №2 2003г., с.70.

    3.   Зубанова Г.С., Ю.В.Щербакова. Занимательная география на уроках и                                                                                     внеклассных мероприятиях 5-8 классы. М.»Глобус.2007г.

     4. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии. М. Творческий        роцентр.2002г.

  1. Митрофанов И. В. Тематические игры по географии. М. 2003. с. 83.школе. №2 2003г., с. 70.
  2. Перепечева Н.Н. Нестандартные уроки географии. Волгоград. 2004. с. 26.
  3. Субботин Г.П.. Задачник по географии. М.Аквариум. 1997г.
  4. Селищев Е. Н. География для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 5-6 классах. Ярославль. Академия развития. 2006.Волгоград. С.4.

       9. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям 
          Сайт:http://www.danilova.ru

Литература для учителя

  1. Большой географический атлас: Мир вокруг нас/Авт.- сост. М.Горчаков. – М.: Олма – Пресс Экслибрис, 2003.- 302с.
  2. Географический энциклопедический словарь: Географические названия. –  М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 528 с.
  3. Географический энциклопедический словарь: Географические названия. – 2-е изд. доп.-  М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 592 с.
  4. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: География /Авт.- сост. В.А. Маркин. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.- 560 с.
  5. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Чудеса природы. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.
  6. Я познаю мир: Дет. энциклопедия: Чудеса света. - М.: ООО Изд. АСТ, 2001.
  7. Бланшар Ж. Осторожно – яд. // Юный эрудит.- № 11. - 2005.- С.12.
  8. Доронин А. Чего боятся корабли?//Юный эрудит. - №11.- 2005. - С.16.
  9. Супрененко Ю. Вбитые камни.// Юный эрудит. - №9.-2007.- С.23.
  10. Чудеса света. [Карта].// Юный эрудит. - №1.-2008.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                             Директор школы:      

                                        _________/С.В.Вязовова/

«___» _____________ 2016 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дополнительного образования детей  «Мы познаем мир»

на 2016/2017 учебный год

(1 год обучения)

п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Всего

по плану

факти-

чески

Введение в программу

2

1

Введение в программу

1

2

Введение в программу

1

Каменная  летопись планеты

4

3

Каменная летопись планеты. Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

1

4

Каменная летопись планеты. Башня Дьявола.

Каменные горбы Катажута.

1

5

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

1

6

Конусы Каппадокии.

Долина приведений горы Демерджи.

1

В мире песка и камня

10

7

Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни?

1

8

Что такое пустыня? Как образовались пустыни? Какие бывают пустыни?

1

9

Где расположены самые известные пустыни мира?Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне.

1

10

Где расположены самые известные пустыни мира?Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне.

1

11

Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

12

Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов в пустыне Намиб.

1

13

Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби.

1

14

Пустыня Кающихся Грешников. Каменная симфония пустыни Гоби.

1

15

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

16

Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.

1

Каньоны мира

6

17

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

18

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

19

Почему и где образуются каньоны?

Самый величественный каньон мира.

1

20

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

21

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

22

Жизнь в Большом каньоне.

Как открыли большой каньон.

1

В мире падающей воды

12

23

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

24

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

25

Водопад Анхель.

Водопад Йосемитский.

1

26

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

27

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

28

Самые широкие водопады мира.

Ниагарский водопад.

Как и когда возник Ниагарский водопад.

1

29

Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

30

Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

31

Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.

другие водопады мира.

1

32

Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.

1

33

Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.

1

34

Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов.

1

Эти удивительные озёра

6

35

Самые большие озёра мира.

1

36

Самые большие озёра мира.

1

37

Самые большие озёра мира.

1

38

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

39

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

40

Озёра с уникальной солёностью.

Самые диковинные озёра.

1

В мире мрака и безмолвия

10

41

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

1

42

Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер.

Пещерные города.

1

43

Сказочный мир подземных дворцов.

1

44

Сказочный мир подземных дворцов.

1

45

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

1

46

Пещерная система Флинт-Мамонтова.

Пещера Оптимистическая.

1

47

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

48

Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.

1

49

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

50

Жители подземелий. Что такое Клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые.

1

Грозное дыхание Земли

7

51

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

52

Горы, извергающие огонь. Откуда произошло название «вулкан» и другие имена.

1

53

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

54

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

55

Коварный сон вулканов. Как образовались и действуют вулканы. Что извергают вулканы.

1

56

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм.

1

57

Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Вулканический туризм.

1

Тепло подземных вод и природных фонтанов

4

58

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

59

Горячие источники Памуккале. Самый знаменитый гейзер Исландии.

1

60

Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

61

Гейзеры Северной Америки.Новозеландское чудо.

Долина гейзеров на Камчатке.

1

Этот удивительный ледяной мир

3

62

Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько льда на Земле?

1

63

Ледники Гренландии. Антарктиды, Айсберги.

1

64

Великие оледенения прошлого.

1

В глубинах неизведанного

4

65

Звенящие и поющие камни. Вашкский камень

1

66

Каменные слёзы гор и каменное масло таёжных скал. Неопознанные шумы.

1

67

Полярные сияния. Гало и другие видения.

1

68

Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли туман багровым? Могут ли «перевернуться» и закипеть воды озера?

1

Итоговые занятия

2

69

 Итоговое занятие

1

70

Итоговое занятие

1

ИТОГО

70

                 

УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                             Директор школы:      

                                        _________/С.В.Вязовова/

«___» _____________ 2017 г.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

дополнительного образования детей  «Мы познаем мир»

на 2016/2017 учебный год

(2 год обучения)

п/п

Наименование разделов и тем

Дата проведения

Всего

по плану

факти-

чески

Введение в программу

2

1

Введение в программу

1

2

Введение в программу

1

Великолепная семёрка

8

3

Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс?

1

4

Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс?

1

5

Чудо света №1.Тайна «Висячих садов» ещё не раскрыта.Куда девался Зевс?

1

6

Забыть Герострата?Самый первый мавзолей.

1

7

Плавающим и путешествующим ….Упавший великан.

1

8

Плавающим и путешествующим ….Упавший великан.

1

9

Плавающим и путешествующим ….Упавший великан.

1

10

Плавающим и путешествующим ….Упавший великан.

1

Европа

10

11

Афинский Акрополь «Вечный город».

1

12

Жизнь святой горы Афон.Монастыри на утёсах.

1

13

Город Пиза и его знаменитая колокольня.«Окаянная скала».

1

14

Церковь на острове Ситэ. Как крепость стала музеем.

1

15

Замки Луары.Крепость архангела Михаила

1

16

Деревушка Версаль. Кто взял Бастилию?

1

17

Восемь воронов Тауэра. Собор Святого Кутберто в Дареме.

1

18

Дорога великана. Форты и церкви Лиссабона.

1

19

«Яичный желток» Барселоны.  «Тихо над Альгамброй

1

20

Остров гейзеров. Церковь похожая на корабль. Беззаботный Сан-Суси.

1

Россия

12

21

Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром.

1

22

Первая на Руси? Самая старая из русских крепостей. Псковский Кром.

1

23

Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль.

1

24

Старый Изборск. Белое чудо на речке Нерль.

1

25

Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место.

1

26

Москва не сразу строилась. Арбат - заповедное место.

1

27

Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге.

1

28

Царское село под Москвой. Как во городе во Муроме... Кремль на Волге.

1

29

Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?»

1

30

Огромный собор маленького города. Откуда в Калуге «Римский виадук?»

1

31

Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы

1

32

Старые ворота Сибири. Знаменитые столбы

1

Азия

10

33

Города в песках. Большая купальня и забытая цивилизация.

1

34

Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска.

1

35

Вавилон и его знаменитая башня. Остановившееся время Катманду. Древности Дамаска.

1

36

Живая вода Мёртвого моря. Священный град Иерусалим. Воспоминание о бронзовом дворце

1

37

Боробудур – сердце Яванской культуры. Мерцающая фата-моргана Стамбула. Главная пагода Таиланда.

1

38

Великая Китайская стена. Большая ступа в Шведагоне. Священный бык в Майсуре.

1

39

Прибрежные храмы Махабалипурама. Почему Александр Македонский разрушил Персеполь.

1

40

Кто построил Баальбек. Загробные воины Сианя.

1

41

Мечети Исфахана. Только для императоров! Сигирийя – дворец среди облаков.

1

42

 Былая слава Лахора. Тадж-Махал - символ Индии. Мост над Сето. Ходжа-Мумин – соляная гора.

1

Африка

8

43

Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс.

1

44

Доисторическая картинная галерея. Кто и как строил Египетские пирамиды. О чём молчит Сфинкс.

1

45

Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы.

1

46

Эфиопский «Иерусалим». Тумбукту - гавань в пустыне. Зимбабве – величие чёрной расы.

1

47

Римский город в Африке. Первый христианский монастырь.  «Серенгети не должен умереть».  

1

48

Римский город в Африке. Первый христианский монастырь.  «Серенгети не должен умереть».  

1

49

Римский город в Африке. Первый христианский монастырь.  «Серенгети не должен умереть».  

1

50

«И всё-таки Карфаген должен быть разрушен…». Хан эль-Халиль – древний и современный

1

Северная Америка

6

51

Откуда в Америке статуя Свободы?

1

52

Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки.

1

53

Йеллоустоун – самый большой национальный парк Америки.

1

54

Ольмекские головы. Волшебники Изумрудного города.

1

55

Небоскрёбы острова Манхэттен.

1

56

Небоскрёбы острова Манхэттен.

1

Центральная и Южная Америка

6

57

Мачу-Пикчу – место, где привязано солнце.

1

58

Дороги инков. «Восемнадцать кроликов и город Майя.

1

59

Каменные тайны Тиауанако. Сальвадор – самый древний город Бразилии. Христос над Рио. Ещё одна столица Бразилии.

1

60

500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире.

1

61

500000 видов растений и животных заповедника Ла Амистад. Самый высокий город в мире.

1

62

Зачарованные острова. Доблестная Картахена. Панамский канал. Карта для летающих великанов?

1

Австралия и Океания

6

63

Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф.

1

64

Материк, где всё - самое-самое… Большой Барьерный риф.

1

65

Аквариум в Окленде. Большая баня планеты.

1

66

Аквариум в Окленде. Большая баня планеты.

1

67

Истуканы острова Пасхи.

1

68

Истуканы острова Пасхи.

1

Итоговые занятия

2

69

Итоговое занятие

1

70

Итоговое занятие

1

ИТОГО

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Такая разная биология"

Работа учащихся с декоративными  растениями помогает им расширить знания по многим вопросам школьного курса ботаники, узнать о комнатном и рекреационном цветоводстве, лучше понять связь растения ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Основы медицинской грамотности"

Данная программа составлена для проведения занятий с обучающимися  13 – 16 лет.Цель программы: содействие формированию у обучающихся медицинской  грамотности, воспитанию медицинской...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Занимательная ботаника"

Программа "Занимательная ботаника" преднаначена для педагогов дополнительного образования и преподавателей биологии, позволяющая расширить представление у учащихся о мире растений....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Софизмы и парадоксы в математике» для обучающихся 14-16 лет

Дополнительное образование становится неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы по математике в школе. Оно способствует углублению знаний обучающихся, развитию их дарований, логического мышлени...

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Живой мир"

Данная программа базового уровня рассчитана на три года. Возраст обучающихся 11-14 лет (разновозрастной). В программе имеется проектный и учебно-исследовательский компоненты....

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Я - исследователь".

Содержание данной программы ориентировано на развитие экологической составляющей образования подростков, ответственного отношения к природе, обосновывает необходимость ведения здорового образа жизни д...