Программа экспериментальной площадки
опыты и эксперименты на тему

Дрябезгова Мария Евгеньевна

Расчитана на учащихся 3-5 года обучения, так как основная программа расчитана на 2 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksperementa_glina.docx32.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа экспериментальной площадки

 детского объединения « Глиняная игрушка»

группы «Мастер».

По теме: «Выявление, поддержка и развитие учащихся, проявивших выдающиеся способности в декоративно-прикладной деятельности детского объединения «Глиняная игрушка».

Место реализации: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Дом Детского творчества г. Лысково».

Актуальность темы.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

В детском объединении «Глиняная игрушка» учащиеся осваивают основную общеобразовательную программу за 2 года, в течение которых получают знания, умения и навыки в области лепки из глины. Пройдя образовательный курс некоторые ребята желают продолжить свои занятия в объединении. Степень подготовки выпускников позволяет им перейти на повышенный уровень обучения.  Возраст выпускников составляет 8-12 лет, что не противоречит условиям Устава Дома детского творчества.

Сроки реализации программы детского объединения «Глиняная игрушка» позволяют освоить лишь основы гончарного дела. Возникает необходимость расширить представления способных учащихся об искусстве керамики.

Идея эксперимента.

Поддержка и развитие талантливых учащихся, прошедших курс обучения, по средствам углубленного изучения искусства керамики и совершенствования навыков лепки.

Цель.

Создание педагогических условий для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом развитии с помощью лепки, способствующему становлению творческой личности.

Задачи.

  • Расширить знания учащихся в области техник и приёмов  лепки из глины.
  • Совершенствовать в детях практические навыки работы с глиной.
  • Способствовать развитию творческой самостоятельности и фантазии талантливых учащихся, а так же лиц, проявивших выдающиеся способности.
  • Создавать атмосферу взаимовыручки, развивать умение работать в коллективе.

                                           Этапы эксперимента.

2014-2015- проектировочный.

2015-2017- внедренческий.

2017- 2018 завершающий.

 

                       Краткие сведения о коллективе.

Группа «Мастер», 3-5 год обучения,   12 человек, занятия два раз в неделю по  4 часа, по подгруппам (6+6), а так же индивидуальные занятия; всего 144 часов в год.

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

                            Знания

                    Умения и навыки

Должны знать:

- последовательность технологического процесса изготовления глиняного изделия;

- все способы и техники лепки из глины;

- историю и отличительные особенности традиционных русских народных глиняных игрушек.

- самостоятельный выбор вида деятельности,  выполнять и достигать поставленную цель;

- владение способами и техниками лепки из глины;

- оказание помощи  младшим учащимся.

 ЗУН рассматривается с двух позиций:

1.  Педагогом.

Оценка  осуществляется :

  • По изделию, изготовленному учащимся в процессе прохождения определённой темы.
  • По итогам аттестации учащихся.
  •  По выполненному проекту.
  • По результатам выставок и конкурсов, в которых принимал участие учащийся.

2.   Самооценка ребенка

  • «Экран роста» – разработан для самостоятельной оценки степени освоения программы;

Ожидаемый результат.

Ожидаемый результат

Способ фиксации результата

Приобретение учащимися дополнительных знаний в области техник и способов лепки из глины.

Аттестация.

Приобретение навыков работы с глиной повышенного уровня.

Аттестация, участие в выставках и конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Способность самостоятельно разрабатывать и изготавливать изделие.

Проектная деятельность.

Самореализация учащихся в творческой деятельности.

Анкетирование, результаты участия учащихся в конкурсах различного уровня, участие в воспитательных мероприятиях.

Создание положительного эмоционального климата в коллективе.

Наблюдения педагога, участие в воспитательных мероприятиях, тест «Я-позиция».

Учебно-тематическое планирование.

п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Техника ручной лепки.

1

7

8

2.

Работа с ангобом.

1

11

12

3.

Пластовая или текстильная техника.

1

11

12

Изготовление:

- домика,

- шкатулки.

1

5

6

4.

Жгутовая техника.

1

17

18

Изготовление:

- горшка,

- кувшина,

- вазы.

1

5

6

6

5.

Изготовление пустотелых изделий

1

23

24

- копилка,

- свистулька,

- окарина.

1

11

4

8

6.

Русская народная глиняная игрушка.

2

34

36

- Дымковская

- Каргопольская

- Филимоновская

- Романовская

- Старооскольская

- другие

0,5

0,5

1

8

8

8

3,5

3,5

3

7.

Свободная тема занятий.

16

16

8.

Подготовка к конкурсам.

18

18

Итого

7

137

144

Содержание разделов программы.

Теоретическая часть

Практическая часть

11

Вводное занятие.

Сообщение плана работы на учебный год. Распределение изделий для выполнения образцов.

Изготовление изделий в технике ручной лепки пластичным, конструктивным и комбинированным способом.

22

Понятие «ангоб». Виды глин.

Изготовление и роспись изделий с помощью ангоба: рельеф «листок», «заяц», «чаша».

33

Пластовая или текстильная техника лепки . Способы соединения деталей. Повторение изученного.

Изготовление изделий в пластовой технике : дом, шкатулка.

44

Жгутовая техника. Понятие «шликер». Повторение изученного.

Изготовление изделий в жгутовой технике: горшок, кувшин, ваза.

55

Способы изготовления пустотелых изделий: ручная формовка, путём наложения на форму.

Изготовление пустотелых глиняных изделий: копилки, свистулька, окарина.

66

Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки – повторение пройденного. Особенности Романовской, Старооскольской глиняной игрушки. Обзорное знакомство с другими русскими-народными глиняными игрушками.

Изготовление Дымковских, Каргопольских, Филимоновских, Романовских, Старооскольских игрушек.

77

Работа с Интернетом. Лепка изделий по выбору учащихся.

88

Изготовление работ для участия в конкурсах.

 

Методическое обеспечение.

Темы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного  процесса

Методический и дидактический материал

Форма подведения итогов

1

Техника ручной лепки

Групповая, практическая

Методы словесные: беседа, инструктаж, объяснение

Методы наглядные: иллюстрация, демонстрация.

При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения.

Выставка изделий, фотоматериалы.

Наблюдение, самооценка в «Экране роста», выставка.

2

Работа с ангобом

Урок,  практическая, групповая, индивидуальная, разновозрастная

Методы: словесные, наглядные, индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, стимулирования и мотивации. При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения. Управление процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, своевременный анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корректирование обучения до полного достижения цели.

Методы опережающего обучения, поощрения.

Фотоматериалы готовых изделий в данной технике.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Самооценка по «Экрану роста».

3

Пластовая или текстильная техника

Урок, рассказ, практическая, групповая, индивидуальная, мозговой штурм, разновозрастная

Методы: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, стимулирования и мотивации. При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения. Управление процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, своевременный анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корректирование обучения до полного достижения цели.

Методы опережающего обучения, поощрения.

Образцы – изделия  (3 шт.), фотоматериалы готовых изделий.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «экрану роста», выставка.

4

Жгутовая техника

Урок, рассказ, практическая, групповая,  индивидуальная,мозговой штурм, разновозрастная

Методы: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, стимулирования и мотивации. При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения. Управление процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, своевременный анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корректирование обучения до полного достижения цели.

Методы опережающего обучения, поощрения.

Образцы изделий – 5 шт., технологические карты, фотоматериалы готовых изделий.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «Экрану роста», выставка.

5

Изготовление пустотелых изделий

Урок, рассказ, практическая, групповая,  индивидуальная, мозговой штурм, разновозрастная

Методы: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, стимулирования и мотивации. При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения. Управление процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, своевременный анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корректирование обучения до полного достижения цели.

Методы опережающего обучения, поощрения.

Образцы изделий – 3 шт., технологические карты, фотоматериалы готовых изделий, видеоуроки.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «Экрану роста», выставка.

6

Русская народна глиняная игрушка

Урок, рассказ, практическая, групповая, индивидуальная, мозговой штурм, разновозрастная

Методы: индуктивные, дедуктивные, репродуктивные, стимулирования и мотивации. При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения. Управление процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, своевременный анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корректирование обучения до полного достижения цели.

Методы опережающего обучения, поощрения.

Образцы изделий – 15 шт., иллюстрации вариантов росписи, технологические карты, фотоматериалы готовых изделий, буклеты «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка».

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «Экрану роста».

7

Свободная тема занятий

Практические, групповые, индивидуальные занятия, экскурсии.

Методы словесные: рассказ, беседа, инструктаж, объяснение

Методы наглядные: иллюстрация, демонстрация.

При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения.

Метод поощрения.

Фотоматериалы готовых изделий, иллюстрации сказок, видео мастерклассы.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «Экрану роста».

8

Подготовка к конкурсам

Рассказ, практическая, групповая, индивидуальная, мозговой штурм, разновозрастная

Методы словесные: рассказ, беседа, инструктаж, объяснение

Методы наглядные: иллюстрация, демонстрация.

При работе используются методы самостоятельной работы и работы с учителем, приемы: постановки задания, планирование и выполнения.

Метод поощрения.

Образцы готовых изделий-участников областных конкурсов, интернет-иллюстрации по темам конкурсов.

Текущий контроль: зачет, собеседование, наблюдение, оценка и самооценка.

Периодический: анкета, вопросник,  самооценка по «Экрану роста».

Итоговый: аттестация, анализ участия в конкурсах, подведение итогов «Экрана роста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

Опыт работы учителя английского языка по реализации программы экспериментальной муниципальной площадки «Старт к успеху» по развитию детской одарённости

В статье описывается опыт работы с одарёнными детьми по изучению английского языка в рамках реализации экпериментальной муниципальной площадки "Старт к успеху" по развитию детской одарённости....

Программа школьной экспериментальной площадки "Формирование социокультурной иноязычной компетенции учащихся средствами информационно- коммуникационных технологий"

ПРОГРАММАшкольной экспериментальной площадкиТема:«Метапредметные проекты как средство формирования проектной компетентности учащихсяв урочной и внеурочной деятельности предметов гуманитарного ци...

Программа экспериментальной площадки

В 2013 году между ПГСГА и  МБОУ СОШ № 12 г.о.Самара заключили Договор об осуществлении научно-педагогического сотрудничества, направленного на совершенствование общеобразовательного пр...

Реализация программы областной экспериментальной площадки «Создание системы героико-патриотического воспитания в школе» в рамках преподавания обществоведческих дисциплин и внеклассной работы

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Род...