Методическая разработка "Моделирование объемных фигур"
методическая разработка на тему

Малова Ирина Юрьевна

Методическая разработка для педагогов и обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modelirovanie_obemnyh_figur.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Дом детского творчества

Методическая разработка по теме:

«Моделирование объемных фигур»

(лепка из соленого теста)

Малова Ирина Юрьевна

педагог дополнительного

образования

г. Княгинино

2014г.

Моделирование объемных фигур

Создание объемных фигур из соленого теста предоставляет безграничные возможности для воплощения творческих фантазий.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определённым способам и приёмам лепки.

- конструктивный способ: наиболее простой; изображаемый предмет лепится по частям.

- пластический способ: всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

- комбинированный способ: при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Чтобы композиции долго радовали глаз их нужно стараться уберечь от сырости. Кроме того, для успешного завершения работы и во избежание разочарований нужно следовать инструкциям и поэтапно выполнять работу.

Правило номер один: тесто должно быть очень плотным, даже в ущерб эластичности, - это необходимо для моделирования мелких объемных деталей без использования жесткой основы (например, головы, рук, ног и т.д.). Изготавливая объемные поделки, удобно использовать уже окрашенное тесто.

Каждую порцию теста, предназначенного для лепки, надо хорошо подготовить: согреть его в руках, чтобы оно стало эластичным, и разминать осторожно, чтобы внутри не появились пузырьки воздуха.

Из соленого теста трудно лепить большие вертикальные  фигуры, поэтому, если поделка задумана высокой и неустойчивой, обязательно нужно посадить ее на каркас.

В процессе лепки объемной скульптуры следует сначала сформировать основу из фольги, затем облепить ее соленым тестом. В качестве основы можно использовать футлярчики киндер-сюрпризов.

Для более четкой передачи образа к тесту можно добавить дополнительные  материалы. Так тесто отлично комбинируется с бисером, ракушками, нитками, сухоцветами и т.д. Из ниток выходят замечательные волосы, из лески - усы, из меха – борода.  Из пластмассовых палочек от чупа-чупсов или зубочисток  получаются чьи-нибудь белоснежные зубы или бивни. А из бисера, бусинок, перца горошком, мелких пуговиц – глаза.

Сушка должна происходить в несколько этапов, начиная с основы, с последующим добавлением деталей. Можно соединять детали из сырого и высушенного теста или склеивать просушенные детали с помощью сырого теста, увлажняя места соединения мягкой, слегка влажной кисточкой.

Если изделие получилось очень объемным, то сушить его нужно долго, для миниатюрного изделия времени для просушки надо меньше. Чем меньше игрушка, тем больше шансов, что она не растрескается в духовке.

Высушивая работы в духовке, нужно быть внимательным, так как они могут подгореть, и вид у поделок будет непривлекательным

Создание объемных фигур иногда требует использования основы из картона или стекла, покрытой фольгой, которая удаляется после полного высыхания детали.

Конус-основа

Основа в виде конуса используется для лепки женской фигуры, дерева, маяка и многих других предметов, контуры которых представляют собой треугольник.

Полный конус-основу обычно используют в том случае, если к фигуре нужно прибавить какие-нибудь детали, неполные предпочтительнее для простых, небольших объектов. Чтобы получился неполный конус, его нужно смоделировать так, чтобы низ был плоским. Сушить его несколько часов в духовке или несколько дней на воздухе.

Чтобы получился полный конус, можно использовать форму из картона покрытою фольгой, затем на фольгу накладывается слой теста примерно 0,5-1см. Далее конус нужно просушить в духовке при температуре 50°С примерно на 2-3 часа, затем извлекается картон и фольга из конуса и дальше сушить до полного высыхания детали (примерно 3 часа).

Форма-основа

Для изготовления крупных круглых или овальных фигур необходима основа, которая будет держать форму, например стеклянная или керамическая миска (но не из пластика). Далее основа покрывается фольгой и можно приступать к изготовлению деталей.

Иногда бывает сложно подобрать основу для фигуры, которую нужно вылепить. В этом случае можно изготовить основу вогнутой формы из соленого теста и хорошенько высушить и только после этого можно приступить к дальнейшему вылепливанию фигуры.

Составные фигуры

К составным фигурам можно отнести различные домики, мебель, машинки и т.д. Чтобы получилось трехмерное изделие, лучше всего сначала отдельно слепить и высушить нужные детали, а затем собрать и скрепить детали с помощью сырого теста. Это достаточно трудоемкий процесс, но  он может быть разделен на несколько дней, а изделие, выполненное по этой технологии, будет более долговечным.

Первым делом необходимо приготовить выкройки отдельных деталей, затем выкройки накладываются на ровно раскатанный слой теста, и вырезается необходимое количество деталей. При этом нельзя забывать о том, что после сушки размеры деталей могут уменьшиться на несколько миллиметров. Когда все детали хорошо просохнут, можно приступать к сборке целого изделия, используя жгутики сырого соленого теста в качестве связующего вещества. Сначала прикрепляются боковые части изделия и оставляются для просушки. После этого можно прикреплять верхние и дополнительные детали. После окончательного высыхания составной фигуры можно приступать к окрашиванию.

Цельные фигуры

Если позволяет размер и форма, фигуры могут быть вылеплены без каких либо приспособлений из одного или более кусков теста. Тесто для изготовления цельной фигуры должно быть очень плотным, чтобы, во-первых, без какой либо поддержки сохранять форму и, во-вторых, не деформировать при сушке.

Маленьких животных лепят из одного куска теста, а после сушки добавляют мелкие детали. В случае с более крупными животными, лучше сначала вылепить тело и дать ему подсохнуть, а затем прикреплять голову и ноги.

Некоторые фигуры моделируются в горизонтальном положении и после просушки устанавливаются, например, на подставку из сырого теста.

Литература:

1. Дашкевич Е. В. Лепим из солёного теста. – СПб.: Кристалл, 2000 г.

2. Кискальт Т.И. Увлекательное моделирование. –  Ярославль: «ACT-ПРЕСС», 2001г.

3. Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста. – М.: Эксмо, 2008г.

4. Синеглазова М.О. Удивительное соленое тесто. – М.: Издательский Дом МСП, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Объемная резьба. Изготовление фигуры из дерева"

Особенностью данного кружка является то, что он рассчитан на всех: от 5-ти  классника до старшеклассника.  Эффективной формой обучения  является индивидуальная работа с каждым уче...

7класс Геометрия Геометрические фигуры плоские и объемные

7класс Геометрия Геометрические фигуры плоские и объемные...

Методическая разработка "Объемные изделия из кожи"

Методическая разработка предназначена как для уроков технологии, так и для занятий в кружках. Современный способ работы с кожей будет интересен и взрослым.Подробно описываются необходимые материалы и ...

Методическая разработка "Объемные новогодние вырезанки"

Данная методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования....

Технологическая карта урока с использованием ЭОР. Изображение объемных геометрических фигур в графическом редакторе Paint. Конструирование из кубиков.

Данная разработка ориентирована на учащихся 6-х классов и рассматривается в курсе преподавания информатики 6-го класса (10 урок: практическая работа  №7 «Конструируем и исследуем граф...

Методический материал "Геометрические фигуры"

Методический материал для детей дошкольного возраста....

Методическая разработка темы "Фигуры в пространстве"

Презентация к уроку "Фигуры в пространстве" использутся при изучении тем в 5-6, а также в 10 классе....