Функции и этапы программы обучения фигурному катанию на коньках воспитанниц "Московского кадетского корпуса" Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации"
рабочая программа на тему

васильева екатерина валериевна

В статье рассматривается организация учебно-тренировочного процесса обучения воспитанниц пансиона фигурному катанию на коньках, программа обучения,ее функции и этапы реализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_obucheniya.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение фигурному катанию на коньках воспитанниц «Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Рост популярности фигурного катания на коньках в России и высокие результаты, показываемые российскими фигуристами, вызывает повышенный интерес у детей, подростков и их родителей к этому виду спорту.

Обучение фигурному катанию на коньках позволяет развить координационные способности, выносливость, силу, быстроту, гибкость и другие физические качества, учит преодолевать трудности, постоянно самосовершенствоваться. Неоспоримо и оздоровительное значение этого вида спорта как средства активного отдыха и укрепления здоровья. Поэтому правильно организованные учебно-тренировочные занятия могут быть мощным средством воспитания и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Фигурное катание на коньках в 5-8-х классах в Пансионе изучается как интегрированный курс (включая физическую культуру) и адаптирована для обучения воспитанниц как дополнительные занятия во внеурочное время с учетом наличия квалифицированного тренерско-преподавательского состава и материально-технической базы.

Программа «Обучение фигурному катанию на коньках» решает образовательные задачи и имеет физкультурно-спортивную направленность, направлена на формирование гармонично развитого, всесторонне подготовленного, физически крепкого здорового ребенка.

Программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем воспитанницам получить представление о фигурном катании на коньках; физическое воспитание и развитие учащихся при овладении базовыми элементами фигурного катания на коньках.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Весь период обучения составляет четыре года и включает в себя этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный

спортивно-оздоровительный этап

 

Средствами внеледовой подготовки на данном этапе служат:

 

Для решения поставленных задач на спортивно-оздоровительном этапе (этап предварительной подготовки) применяются: средства общей физической и специальной подготовки; имитационные упражнения.

 Основными задачами работы на этом этапе  являются:

- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех систем организма детей;

- формирование стойкого интереса к занятиям фигурным катанием на коньках и спортом вообще;

- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

- воспитание трудолюбия;

- воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости, гибкости);

-упражнения по обучению скольжению; игры.

 

-общеразвивающие упражнения (ОРУ , хореографические упражнения);

-кроме этого необходимо научиться выполнять комплекс упражнений в ботинках с коньками на полу: хождение в основной позиции, упражнения на равновесие, стоя на одной ноге, имитация отталкивания, обучение падениям.

Средствами обучения базовым двигательным действиям в условиях льда являются следующие упражнения

-основная стойка у борта с опорой руками и без них;

-полуприседы и приседы;

- ходьба на коньках вперед, назад, боком с опорой на борт и без опоры;

-ходьба приставными шагами;

-ходьба в полуприседе;

-ходьба на зубцах;

-скольжение на двух ногах;

-стартовые движения и скольжение со старта;

- разнообразные остановки;

-фонарики, змейки, скольжение вперед и назад;

-скольжение «елочкой»;

-скольжение в полуприседе, приседе, по прямой, дуге, виражу, кругу;

-перетяжки вперед и назад;

-скольжение по дуге вперед и назад;

-реберное скольжение по дуге;

-перебежка вперед и назад;

-смена направления скольжения;

-смена фронта скольжения;

-поворотные элементы: тройки, многократные тройки;

-спирали, вращения на двух, одной ноге на месте, с захода;

-вращения на двух ногах в приседе, циркули вперед и назад, пируэт, волчок, пируэт назад;

- элементы с (без) опорной фазой: подскоки, перепрыгивания через препятствия, спрыгивания на лед с борта на ход вперед и назад;

-подскоки с поворотом в 0.5, 1.0 оборот;

- прыжки толчком двумя, одной на другую ногу;

-прыжки <<перекидной», «сальхов», «тулуп», «риттбергер» в 1 оборот.

Эти упражнения рассчитаны  на 1-й год этапа начальной подготовки.  

этап начальной подготовки

Общеразвивающие упражнения для внеледовой подготовки

Для развития физических качеств следует использовать следующие упражнения:

Задачи на этом этапе сводятся к:

- вовлечению максимального числа детей в систему спортивной подготовки по фигурному катанию на коньках, направленную на гармоничное развитие физичеcких качеств, общей физической подготовки и изучение базовой техники фигурного катания на коньках;

-формирование потребности к занятиям спортом.

- упражнения для головы и шеи, для рук и плечевого пояса, туловища, ног.

 Обращается внимание на амплитуду движений, достаточную сложность упражнений, осанку, темп и качество. Необходимо научить детей выполнять комплекс спортивных упражнений в заданном темпе, четко выполнять команды.

 

для развития ловкости:

- акробатические упражнения (кувырки, перекаты, мостик);

-внезапные остановки, изменение направления движения при ходьбе и беге;

-преодоление препятствий;

-броски и ловля мяча в различных  исходных положениях;

- игры и эстафеты;

для развития координации:

-разнообразные движения рук и ног в сочетание друг с другом;

-ходьба спиной вперед;

-подвижные игры и эстафеты;

для развития скоростно-силовых качеств:

-прыжки в высоту: с места, с разбега, через планку, с двух на две, одну и т.д.;

-прыжки в длину, тройной прыжок с места, разбега;

-многоскоки, бег с препятствиями;

-игры, эстафеты с бегом и прыжками;

для развития быстроты:

-выполнение быстрых движений, быстрое реагирование в процессе игр;

-повторное пробегание отрезков от 5 до 20 метров из различных исходных и стартовых положений;

-ускорения;

-игры и эстафеты с использованием скоростных упражнений;

для развития равновесия:

-упражнения в статическом равновесии (позы на одной ноге; на коленях);

-упражнения в динамике (ходьба по шнуру, линии, скамейке, бревну, по наклонной опоре, с движениями рук);

 для развития силы:

-прыжковые упражнения (прыжки вверх на месте, в продвижении, через препятствия,

-многоскоки, с поворотом, с возвышения, в глубину с последующим отскоком);

 для развития гибкости:

-маховые движения с полной амплитудой, складка из седа, стойки, рыбка, качалки, шпагаты, мостики;

-удержание ноги на определенной высоте;

 -подвижные и игры с использованием статических поз.

  для овладения базовыми двигательными действиями:

- имитации скольжения вперед, назад;

- поворотам стоп одновременно из стороны в сторону на месте, с продвижением;

-исполнению полуфонариков и фонариков, змейки, скрестных шагов вперед, назад;

- имитации перебежки на месте, в движении;

- ласточке, пистолетику, спиралям, бегу со сменой направления и фронта движения (по команде, рисунку).

В процессе занятий на льду  

-совершенствуются ранее изученные упражнения,

-изучаются новые: прыжки в один оборот в каскаде или комбинации, аксель;

-вращения в волчке, в ласточке, в заклоне;

- спирали вперед, назад, со сменой ноги, по дугам,

-элементы шаговых дорожек, шаги с тройками, перетяжками;

- особое внимание следует уделять обучению реберному скольжению, так как одноопорное скольжение по дугам разной кривизны является базовым движением в технике фигурного катания на коньках;

- к базовым элементам относится выполнение и поворотов (тройка, скоба, крюк, выкрюк, петля);

- обучение выполнению их возможно только при вращении -основном, опорном, собственно базовым действием фигуриста. Необходимым условием выполнения вращения является встречное движение верхней части тела относительно нижней его части - скручивание. Это движение - базовое в технике фигурного катания на коньках.

учебно-тренировочный этап

 

Средствами ОФП на этом этапе внеледовой подготовки могут быть следующие упражнения:

 

 

На этом этапе происходит освоение и совершенствование сложных прыжков, вращений, прыжков во вращении, дорожек, шагов и спиралей, которые послужат основой высоких спортивных результатов в будущем. На этом этапе происходит освоение и совершенствование сложных прыжков, вращений, прыжков во вращении, дорожек, шагов и спиралей, которые послужат основой высоких спортивных результатов в будущем.

Основными задачами этого этапа являются:

- обучение технике соревновательных упражнений;

- дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической направленности;

- совершенствование специальных физических качеств;

- совершенствование тонкой координации движений, мышечных ощущений, восприятие пространства и времени, способности к самоуправления движениями;

-подготовка к выступлениям в соревнованиях.

Основное внимание уделяется спортивно-технической подготовке. Большое внимание следует уделять использованию средств восстановления и оздоровления.

-общеразвивающие упражнения;

- акробатика;

- гимнастика;

- спортивные и подвижные игры и др.

Средствами специальной внеледовой физической подготовки являются:

-специальные имитационные упражнения, которые помогают решать задачи технической подготовки;  

-основное значение на этом этапе приобретает хореографическая подготовка, цель которой развивать творческие способности фигуристов, которые помогут воплощать на льду с помощью специальных движений, пластики и мимики идею и характер музыкального сопровождения соревновательных композиций;

- большое внимание уделяется упражнениям, способствующим развитию гибкости и подвижности суставов, развитию координационных способностей;

-основное внимание следует уделять специальной скоростно-силовой подготовке, упражнениям на растяжение.

Основной технической (ледовой)подготовки фигуристов 1-го года обучения на льду является

 -обучение реберному скольжению с помощью тестовых упражнений, включающих скольжение по дугам назад-наружу, назад­внутрь со скрещением спереди;

 -петлевым поворотам;

- исполнению двухкратных троек вперед- наружу и вперед- внутрь по рисунку, серпантин.

 - течение года фигуристы должны освоить прыжки: одинарные прыжки, один каскад или комбинацию прыжков, включающих какой-нибудь прыжок в два оборота;

 -вращения: на одной ноге сидя (в волчке) или в ласточке ( в заклоне);

-спирали вперед и назад со сменой ног.

Второй, третий и четвертый годы этого этапа должны способствовать овладению обширным комплексом двигательных умений и навыков в фигурном катании.

 -основными элементами в технической подготовке фигуристов являются: реберное скольжение по сложному рисунку, используя всю ледовую поверхность катка (по серпантину) с включением серий шагов с перетяжками назад- наружу, назад- внутрь;

- троечных поворотов, джаксонов, чоктау;

 -шагов с перетяжкой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи тренера по фигурному катанию на коньках при проведении занятий по годам обучения

В статье рассматриваются задачи и пути их реализации,поставленные перед тренером фигурного катания на коньках при проведении занятий с воспитанницами пансиона "Московский кадетский корпус "Пансион вос...

Предпрофессиональная программа по виду спорта фигурное катание на коньках

Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта "Фигурное катание на коньках"...

Документы министерства образования Российской Федерации.

В помощь родителям школьников, школьным учителям, а также духовенству размещаем нормативно-правовые акты, касающиеся преподавания основ религиозных культур школьникам....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фигурное катание на коньках – совершенствование»

Эксперимент - каток с искусственным льдом в общеобразователльной школе. Фигурное катание на коньках, как дополнительное образование....

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...