Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Географ-следопыт» для обучающихся 5 класса
рабочая программа (5 класс) на тему

Великоцкая Галина Васильевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geograf-sledopyt_5_klass.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №81 п. Юловский

Рассмотрена на заседании МО                                                                                                                                                          Утверждена

учителей естественно-гуманитарного цикла                                                                                                                                   приказом №___ от _________

рук.МО__________Сычёва Е.Н.                                                                                                                                                       Директор  школы

Протокол №__от __________                                                                                                                                                            __________________С.В. Кокина

Заместитель директора по УВР                                                                                                                                                   Приложение к основной образовательной программе

________________Кашубина Е.В.

Рекомендована к утверждению

педсоветом пр. №_____от  _________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по    социальному направлению

«Географ-следопыт»

для обучающихся 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Разработана Великоцкой Г.В.

учителем географии

2015 г.

п. Юловский

Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности социального направления развития личности «Географ- следопыт» в основной школе составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

  В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. 

География в школе — это учебная дисциплина, уникальность которой заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает её с группой информационно-технических наук. География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» наукой. Несмотря на это до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Её главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных связей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального уровня. Играя роль своеобразного мостика между естественными и общественными науками, достижения географической мысли активно используются в решении разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией учебного предмета география — это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся системное представление о Земле как о планете людей. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать своё место в мире и понять тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Программа факультативного курса базируется на содержании учебной программы по начальному курсу географии.

Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за всё происходящее в окружающем мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге, изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего своё место в Отечестве и в мире Земли.

         В течение 68 занятий учащиеся на практике освоят географические понятия и закономерности: научаться ориентироваться и проводить измерения на местности, составлять простые карты и схемы, наглядные пособия, исследовать свойства воды, познавать «тайны» географии.

Методические особенности организации занятий

1. Методы и приёмы организации деятельности учащихся на занятиях ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности.  

2. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращается на развитие и совершенствование таких качеств ученика, которые очень важны для формирования полноценной, самостоятельно мыслящей личности.

3. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

                                                           Ожидаемые результаты

  • ученик научится  самостоятельно составлять простейший  план местности;
  •  ориентироваться на местности по компасу и местным признакам, производить элементарную глазомерную съёмку местности.
  • узнает, из чего состоит земная кора, какие горные породы залегают в нашей местности;
  • узнает состав гидросферы и как охранять её;
  • научиться практическим навыкам охраны окружающей среды.

№ занятия

Тема внеурочной деятельности

Кол-во часов

       Цель работы

Дата по плану

Дата факт

    1-2

Мы – древние географы!

Работа с гномоном

2

Определение времени по гномону.

1.09

5.09

    3-4

Мы – древние географы!

Работа с гномоном

2

Определение времени по гномону.

8.09

12.09

5-6

Осенняя экскурсия «Что происходит в природе и что можно наблюдать осенью»

2

Наблюдения за изменениями в живой природе

15.09

19.09

 7-8

Осваиваем моделирование. Глобус.

Глобус – модель Земли.

2

Определение форм Земли.

22.09

26.09

9-10

Мы - фенологи-наблюдатели!

Теллурий – модель вращения Земли вокруг Солнца.

2

Умения вести фенологические наблюдения

29.09

3.10

11-12

Осваиваем моделирование. Теллурий. Теллурий: модель вращения Земли вокруг Солнца.

2

Определение времён года с помощью теллурия

6.10

10.10

13-14

Строим свою модель Земли.

2

Определение внутреннего строения Земли.

13.10

17.10

15-16

Осваиваем метод моделирования. Литосферные плиты.

Создаем  конструктор литосферных плит.

2

Определение положения действующих вулканов на границе литосферных плит.

20.10

24.10

17-18

Мы – геологи!

2

Научить собирать и оформлять коллекцию горных пород и минералов.

27.10

31.10

19-20

Мы – учёные -  сейсмологи!

2

Формирование умений анализировать 12-бальную шкалу землетрясений.

10.11

14.11

21-22

Мы – геодезисты!

2

Умение работать с нивелиром по определению высоты холма.

17.11

21.11

23-24

Опасные явления, связанные с особенностями рельефа.

2

Выявление опасных участков своей местности.

24.11

28.11

25-26

Мой край на карте Родины. План-схема посёлка Иванищи.

2

Умение  по карта –схеме находить свой микрорайон, свою улицу, школу, дом.

1.12

5.12

27-18

Мы - топонимисты!

2

Умение работать с топонимическими словарями, энциклопедиями.

8.12

12.12

29-30

Мы – метеорологи-наблюдатели!

2

Доказать наличие атмосферного давления.

15.12

19.12

31-32

Погода и метеорологические наблюдения.

Создаём свою метеорологическую станцию.

2

Умение создавать простые метеоприборы для определения погоды.

22.12

26.12

33-34

Практическая работа «Составление графика температуры по своим наблюдениям»

2

Умение чертить графики температур.

12.01

16.01

35-36

Мы - синоптики!

2

Умение составлять прогноз погоды

19.01

23.01

37-38

Мы - синоптики!

Ветер. Определения направления ветра. Составление розы ветров.

2

Умение практически определять направление ветра по флюгеру и по местным признакам, анализировать и чертить розу ветров.

26.01

30.01

39-40

Охрана воздуха от загрязнения.

2

Практическая работа по определению загрязнения воздуха на пришкольном участке по  листьям деревьев.

2.02

6.02

41-42

Облака. Стихийные явления атмосферы.

2

Умение определять практически виды облаков. Знать стихийные явления и причины их возникновения.

9.02

13.02

43-44

Мы - гидробиологи!

2

Изучить различные свойства воды в природе и в жизни человека.

16.02

20.02

45-46

Мы - мореходы!

2

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

23.02

27.02

47-48

Мы - гидрологи!

Реки.

2

Умение использовать различные источники географической информации для воображаемого путешествия по рекам Волга и Ока.

5.03

5.03

49-50

Мы - гидрологи!

Озёра. Вода в земных кладовых.

2

Изучить водопроницаемые и водоупорные породы на основе модели родника.

8.03

12.03

51-52

Мы - фольклористы!

2

Умение находить в тексте географические названия и работать с топонимическим словарём.

15.03

19.03

53-54

Мы - палеонтологи!

2

Умение соотнести изображение окаменелостей с их описанием в тексте учебника.

22.03

5.04

55-56

Мы - биогеографы!

2

Умение создавать коллекцию комнатных растений по их географическому принципу.

9.04

12.04

57-58

Создаём географическую игротеку!

2

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

16.04

19.04

59-60

Мы – почвоведы!

2

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных способностей.

23.04

26.04

61-62

Мы - исследователи глубин океана!

2

Умение создавать устройство «Глубины океана» определять морских обитателей на разных глубинах океана.

30.04

3.05

63-64

Мы – экотуристы!

2

Составление схемы путешествия

7.05

10.05

65-66

Мы - экологи!

2

Практическое занятие по подготовке пришкольной территории к летнему сезону.

14.05

17.05

67-68

Итоговое занятие

2

21.05

24.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Оснащение кабинета.  

  •  Летягин А.А. География: начальный курс: 5 класс.М.: Вентана – Граф, 2015 г.  
  • Учебно-методический комплект (УМК);
  • Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения (компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, копировально-множительная техника);
  • цифровые образовательные ресурсы;
  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
  • Лабораторное и демонстрационное оборудование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по социально бытовой ориентировке в 5 - 10 классах коррекционной школы VIII вида

Рабоча программа предмета " Социально бытовая ориентировка" разработана на основе программы для коррекционных школ VIII вида , под редакцией С. А. Казаковой и В.В. Воронковой. Занятия направлены на пр...

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке для учащегося 2 класса с ТУО

Рабочая программа по Социально-бытовой ориентировке для учащегося 2 класса с ТУО...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (к...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 9 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 9 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Открытый мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающимися на дому

На сегодняшний день проблема культурного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Человеку приходится бывать в разных ситуациях, встречаться с различными людьми. Чтобы всегда ...

Рабочая программа «Основы социальной жизни» для учащихся 5-9 классов c умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для 5 – 9 классов разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Основы социальной жизни&raqu...