Понятие профессиональной адаптации в психолого-педагогической литературе
статья на тему

Проблема адаптации является междисциплинарной и изучается в рамках психолого-педагогических (П.К. Анохин, Л.А. Каждибович, А.Г. Мороз и др.), социально-экономических (Т.Г. Дичев, Б.Г. Турусбеков и др.), медико-биологических (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Г. Селье, У.Б. Кеннон и др.) и других наук. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чучунева Дарья Олеговна, КГПУ им.В.П. Астафьева, магистрант

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева.

Понятие профессиональной адаптации в психолого-педагогической литературе.

Проблема адаптации является междисциплинарной и изучается в рамках психолого-педагогических (П.К. Анохин, Л.А. Каждибович, А.Г. Мороз и др.), социально-экономических (Т.Г. Дичев, Б.Г. Турусбеков и др.), медико-биологических (И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Г. Селье, У.Б. Кеннон и др.) и других наук.

Социально-профессиональная адаптация молодого педагога - важнейший этап на пути его профессионального становления. Особенности прохождения данного этапа трудовой деятельности детерминируют ее развитие на последующих этапах.

Условием успешной адаптации является оптимальное сочетание адаптивной и адаптирующей деятельности, варьируемое в зависимости от конкретных ситуаций[1]. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта.

В настоящее время термин «адаптация» довольно широко используется во многих областях знания. Этимологически понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptatio» – приспособление. Каждая из научных дисциплин занимается своим специфическим аспектом адаптации и использует свой понятийный аппарат. В психологию понятие «адаптация» пришло из физиологии и в общем смысле означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. Если развитие есть стратегия жизни, то адаптация – это тактика, которая позволяет живому удерживаться в определенных эволюционных рамках, обеспечивая тем самым возможность прогресса. Важно отметить, что решающее различие в интерпретации понятия «адаптация» в рамках психологии связано с сугубо психологической трактовкой человеческой деятельности, не приемлющей отождествления развития психики человека с простым приспособлением организма.

Адаптация может быть рассмотрена и как процесс, и как результат приспособления человека к окружающей среде[2]. Если рассматривать адаптацию как процесс, можно говорить о наличии в структуре адаптации следующих компонентов: целевого, содержательного, деятельностного и результативного. Целью адаптации является приспособление к окружающей среде, содержанием – освоение условий окружающей среды, деятельностный компонент представлен определенным видом взаимодействия человека с окружающей средой (подчинение среде, обновление среды, ритуализм, уход от жизни, бунт), результат адаптации – определенная степень адаптированности или дезадаптированности субъекта к условиям окружающей среды.

Исследователи отмечают следующие виды адаптированности личности: внутреннюю; внешнюю или поведенческую; смешанную. Процесс дезадаптации является обратным адаптации личности. Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации. Объективные - изменение поведения человека в социальной сфере, несоответствие его своим социальным функциям, патологическая трансформация поведения. Субъективными - психоэмоциональные сдвиги, состояние психологического «тупика». В рамках психолого-педагогических исследований выделяют следующие виды адаптации: физиологическая, социальная, психологическая, социально-психологическая, профессиональная, трудовая, организационная, педагогическая. В то же самое время, физиологическую, психологическую, социальную адаптацию рассматривают как уровни адаптации .

В работах А.А. Реана профессиональная адаптация определяется как приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям)[3].

Э.Ф. Зеер понимает под профессиональной адаптацией психологическое приспособление к характеру, режиму и условиям труда, развитие положительного отношения к профессии[4].

По мнению Юнацкевич Р.И., профессиональная адаптация — приспособление личности к социальной среде, в том числе к условиям труда, профессиональным требованиям, морально-психологической атмосфере в коллективе[5] .

А. Г. Мороз считает профессиональную адаптацию сложным динамическим процессом овладения профессией и педагогическим мастерством с целью выполнения всех функций педагога школы[6] .

И. Облес определяет профессиональную адаптацию как сложный процесс урегулирования и гармонизации взаимодействия специалиста и профессиональной среды, в ходе которого формируются профессиональные знания, умения и качества личности, необходимые для дальнейшего профессионального развития.

Я.В. Абсалямов рассматривает профессиональную адаптацию как сложный процесс приспособления педагога в начальный период работы к особенностям места работы и организации труда, в результате которого происходит полное овладение молодым преподавателем спецификой профессиональной деятельности в условиях ВТУЗ, включающей систематизацию полученных ранее и усвоение новых знаний и умений, необходимых для ее успешного выполнения, формирование профессионально важных личностных качеств, слияние с педагогическим коллективом[7] .

Проанализировав все обозначенные понятия, можем констатировать, что под профессиональной адаптацией понимают приспособление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физическим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (содержанию труда, организации производства, системе оплаты, распорядку и инструкциям) и социальным (групповым ценностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).

Насколько многопланово понимание термина «адаптация» в разных научных дисциплинах, настолько многообразно использование данного понятия в рамках психологии. Многогранность и сложность этой категории определила различные концептуальные подходы и направления в ее изучении отечественными и зарубежными психологами. В рамках отечественной психологической науки адаптация понимается одновременно как динамический процесс и результат; как момент становления личности индивида, микроцикл в ее развитии, в ходе которого происходит усвоение действующих в обществе норм и овладение приемами и средствами деятельности. В работах большинства зарубежных авторов адаптация определяется как необходимое условие эффективного функционирования личности, которое осуществляется путем достижения некоторого равновесия между субъектом и средой.

Шихирев. Современная социальная психология. Учебное пособие для вузов. М., 2000.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Адаптация профессиональная [Электронный ресурс] // Социологический словарь. – Режим доступа http://enc-dic.com/sociology/Adaptacija-Professionalnaja-309.html
  2. Зеер Э.Ф. . Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., перераб., доп./– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 43.
  3. Мороз, А. Г. Адаптация молодого учителя / А.Г. Мороз. – Киев, 1990. – С.55.
  4. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 17.
  5. Фролов, А.Г. Адаптация преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А.Г. Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанских. – Казань, 2006.
  6. Юнацкевич, Р.И. Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи: монография / Р.И. Юнацкевивч. – СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 – С.76 .


[1] Шихирев. Современная социальная психология. Учебное пособие для вузов. М., 2000. – С. 60.

[2] Фролов, А.Г. Адаптация преподавателя к профессионально-педагогической деятельности в высшей школе / А.Г. Фролов, С.А. Хомочкина, Г.У. Матушанских. – Казань, 2006. – С. 209.

[3] Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – С. 17.

[4] Зеер Э.Ф. . Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов – 2-е изд., перераб., доп./– М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – С. 43.

[5] Юнацкевич, Р.И. Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи: монография / Р.И. Юнацкевивч. – СПб.: ИОВ ПАНИ, 2009 – С.76 .

[6] Мороз, А. Г. Адаптация молодого учителя / А.Г. Мороз. – Киев, 1990. – С.55. 

[7] Адаптация профессиональная [Электронный ресурс] // Социологический словарь. – Режим доступа http://enc-dic.com/sociology/Adaptacija-Professionalnaja-309.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся в переходные периоды»

Условия создаваемые  для детей для адаптации в начальном и среднем звеньях....

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Понятие "компетенция" в науках психолого-педагогического цикла. Классификация компенсаций.

Все виды компетенций формируются на всех учебных предметах. Между тем каждая из компетенций обладает своим дидактическим арсеналом возможностей и имеет свою специфику. Русский язык как учебный предмет...

"Понятие познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в психолого - педагогической литературе

В данной статье раскрывается суть понятия познавательной деятельности детей дошкольного возраста в специальной литературе известных психологов и педагогов...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ» ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА «РАДОСТЬ» (для развития коммуникативных навыков у школьников с ОВЗ)

В данной работе представлены условия, обеспечивающие повышение доступности и качества образования через оказание консультативной помощи школьникам с ОВЗ и их родителям. Сроектирована Программа психоло...

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей

Понятие «умственно отсталый ребенок». Психолого-педагогическая особенность умственно отсталых детей...