Педагогическое исследование: "Психолого – педагогические условия профессионального самоопределения учащихся кадетского класса
материал по теме

Назарук Нина Алексеевна

Педагогическое исследование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическое исследование

Тема:           "Психолого – педагогические условия профессионального

                  самоопределения учащихся кадетского класса".

Введение

                                                           Я интересуюсь своим будущим потому,

                                                       что собираюсь провести там всю свою

                                                       остальную жизнь.

                                                     К. Чарльз – американский   изобретатель                                                                                                

 

  Сегодня в условиях профильного обучения старшекласснику предстоит сделать жизненно важный выбор, который, как правило, определяет его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру, образ жизни.   Система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников. И мне, как учителю технологии эти вопросы необходимо решать.     

  В 2007 - 2008  учебном году я стала классным руководителем  первого кадетского класса, организованного в нашей школе.  

 Актуальность создания профильного класса военной направленности в школе обусловлена проявлением негативных социально-экономических тенденций в развитии современного общества, падением престижа Вооруженных Сил и воинской службы, снижением интереса молодежи к военной службе, недостаточно сформированной гражданской позицией, чувством долга, патриотизма.  Специализированный класс военной направленности в общеобразовательной школе является первым этапом в ориентации допризывной молодежи на дальнейший выбор профессии военного и повышении её статуса.

Главная цель моей работы – активизация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся кадетского класса к профессиональному и социальному самоопределению.    Я начала поиск ответов на многочисленные вопросы, связанные с системой работы по профессиональному самоопределению учащихся кадетского класса, ее методикой. Но, к сожалению, я не получила ответы на все поставленные вопросы.
Таким образом, возникли
противоречия  между:

- необходимостью в современных условиях более раннего профессионального самоопределения школьников и реальным состоянием готовности учащихся к профессиональному выбору.
- традиционными формами обучения в общеобразовательных школах и необходимостью  использования новых технологий формирования готовности учащихся к самоопределению и выбору будущей профессии.

   Противоречие определило выбор темы исследования.

Тема:           Психолого – педагогические условия профессионального

                  самоопределения учащихся кадетского класса.

Проблема:  1. Какие психолого-педагогические условия    позволят

                      обеспечить успешное профессиональное       самоопределение

                       учащихся кадетского класса?

                   2. Какой должна быть система работы классного руководителя и

                         учителя технологии по  профессиональной ориентации,

                        которая     позволила бы   обеспечить успешное

                        профессиональное    самоопределение  учащихся   кадетского

                         класса?

  Объект исследования:  профессиональное самоопределение учащихся

                                       кадетского класса

Предмет исследования:  психолого – педагогические условия

                                         профессионального самоопределения учащихся

                                          кадетского класса

Цель:   - выявить психолого – педагогические условия профессионального

              самоопределения учащихся кадетского класса;

             - разработать программу воспитательной работы с кадетским

                  классом     по профессиональной ориентации

             

Гипотеза:  процесс профессионального самоопределения учащихся

                  кадетского класса будет происходить наиболее эффективно при

                  соблюдении следующих  психолого –  педагогических условий:

  - учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей;

  - использование форм и методов обучения и воспитания,

    способствующих   профессиональному самоопределению учащихся

    кадетского класса,  технологии «Портфолио», проектного метода;

  - реализация профессионально – ориентированного подхода в

    обучении и     воспитании.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи

       Задачи: 

 1. Изучить современное состояние проблемы профессионального

     самоопределения учащихся в теории и практике;

2. Подобрать методики по диагностике профессионального

      самоопределения учащихся;

3. Выявить психолого – педагогические условия профессионального

    самоопределения  учащихся в процессе обучения и воспитания;

4. Разработать программу воспитательной работы с кадетским  классом

   «От профессионального самоопределения – к  профессиональному успеху»;

5. Изучить и внедрить технологию «Портфолио   успешной  личности»                          

6. Проанализировать  полученные в ходе опытно – экспериментальной

     работы  результаты и сделать вывод о   динамике изменения мотивов и

     склонностей   учащихся в рамках   профессионального самоопределения  

Методы исследования:

• теоретические  (анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме   исследования);

• эмпирические (беседа, наблюдение,  анкетирование,   тестирование)

• статистические методы обработки результатов эксперимента, их анализ и

   теоретическое обобщение.

Этапы:

I - Теоретический этап

- изучение теоретических основ проблемы профессионального

  самоопределения учащихся,

- анализ и оценка современного состояния    проблемы, определение

   целей и задач исследования, формулировка    гипотезы,  

- отбор наиболее оптимальных диагностических материалов

II – Диагностика

         - предварительная профдиагностика

         - констатирующий этап диагностики

         - контрольный этап  диагностики

III – Практический

      - разработка и реализация программы «От профессионального

          самоопределения – к  профессиональному успеху»;

      - создание  «портфолио успешной личности» каждым учащимся;

      - разработка проектов по профессиональному самоопределению;

IV – Аналитико – прогностический

- подведение итогов,  изучение результатов

- систематизация

- сравнительный анализ материала

- оформление

Ожидаемые результаты:

- Психологическая готовность учащихся к выбору профессии:

   - получение широких знаний о мире профессий;

   -осознание личных интересов; 

   - формирование активной жизненной позиции;

   - успешное самоопределение учащихся для профильного обучения на

      старшей ступени образования 10-11 класс.

   - успешное профессиональное самоопределение тех, кто после 9 класса

     продолжит обучение в других учебных заведениях.

   -  положительное отношение к труду.

Участники эксперимента

  - учащиеся кадетского класса - 27 человек (из них 18 мальчиков, 9 девочек),   родители,   учителя, работающие в кадетском классе

I    Теоретический этап

 

Исследование опирается на следующие теории:

• философскую и психолого-педагогическую теории деятельности -Б.Г.Ананьев, Л.С. Выготский и др.

• профессиональной  ориентации молодежи - Е.А. Климов, С.Н.Чистякова,

• военно-профессиональной ориентации - А.В.Барабанщиков, Л.А.Кандыбович, В.Ф.Ковалевский, И.Н.Панин, Н.Ф. Феденко.

     

Изучена литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения

    Ростов-на Дону. Издательство «Феникс», 2006.

2. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1 —11 классов

   М.: Образовательно-издательский центр «Академия»;

   3. Чистякова С. Н. Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии. Программа с методическими указаниями для учителей 9 класса / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия»; ОАО «Московские учебники», 2010.  
4. С.Н. Чистякова   Технология профессионального успеха

    Учебник для 10-11 класса Москва «Просвещение» 2005

5. Т.Л. Павлова  Профориентация старшеклассников (Библиотека практического психолога)  Творческий центр «Сфера» Москва, 2005 год

6. Е.Н. Прошицкая  Выбирайте профессию Москва «Просвещение» 2001

7. Ю.Тюшев  Выбор профессии (практическая психология) тренинг для

                       подростков «Питер» 2008

8. И.В. Гладкая Диагностические методики предпрофильной подготовки

    Учебно-методическое пособие для учителей издательство                           «Каро»  Санкт-Петербург 2008

9. М.Ю. Савченко Профориентация. Личностное развитие.

           Тренинг готовности к экзаменам 9-11 классы Москва «Вако» 2006

10. А.Н. Бобровская Технология 9 класс Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко Волгоград издательство «Учитель», 2008 год

11. Осипов В.А. За кадетскими классами - будущее

        Информационный бюллетень по гражданскому и патриотическому воспитанию. Курган: Издательство главное управление образования Курганской области, 1998.

                          II  Этап    Диагностика

           

  Задачи диагностики:

1. Мотивационная – заинтересовать ребят проблемой познать самого себя,

  показать важность и значимость изучения своих особенностей.

2. Информационно - справочная – дать необходимые знания об

    индивидуальных особенностях,  профессионально важных качествах.

3. Диагностическая – формировать у ребёнка готовность к самопознанию,

    оказывать помощь в объяснении полученных результатов.

4. Развивающая – создать условия для осознания того, что возможен выбор,     что каждый ответственен за свой выбор.

Этапы диагностики

Класс)

Основные мероприятия

 Предварительная профдиагностика

5

Анкетирование, предварительная диагностика учащихся кадетского  класса, изучение школьной документации и материалов работы психолога. Изучение структуры портфолио учащегося

Диагностический

(констатирующий этап)

Диагностический

(контрольный этап)

6-8  

9

Психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика выбора индивидуальной образовательной траектории учащимися.

Повторная психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика, Обобщение и анализ собранного материла.

Предварительная  профдиагностика  составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе изучаются характерные особенности личности.

     Цель: изучение психофизиологических особенностей учащихся, процесса адаптации их в кадетском классе.

  Отбор методик производился исходя из возрастной периодизации.

Использованы:

   - анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова);

   -  тест по биоритмологии  (Надежда Абаскалова);

   -  тест "Самооценка уверенности в себе" 5 класс  (С.С. Гриншпун);

   - шкала самооценки Спилбергера для оценки уровня личностной

                                                                                                   тревожности);

 - методика «Метод диагностики мотивации учения и эмоционального

    отношения к учению» модификация  А.Д. Андреевой;

 -   методика  изучения   темперамента  путем  анализа зарегистрированных

     фактов ( Белов);

 -   опросник для выявления готовности к выбору профессии В.Б.Успенский).               

Результаты  предварительной профдиагностики      (приложение)

Диагностический  (констатирующий этап )        2007 – 2009 учебные годы

   Цель: осуществление профориентационной диагностики, позволяющей определить  формы и методы профессионального самоопределения учащихся.

Использованы:

-    дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова,

     направленный на выявление профессиональных предпочтений в

     соответствии с классификацией типов профессий;

- карта интересов А. Голомшток (модификация Г. Резапкиной);        

- методика:  «Тест мотивации выбора профессии Л.А. Ясуковой»

     

  По констатирующему этапу можно сделать следующие выводы:

- у большинства учащихся очень низкая потребность в профессиональном

   самоопределении, в выявлении своих способностей, интересов;

- часто они не осознают мотивы выбора будущей  профессиональной

   деятельности;

- у большинства ребят недостаточно развиты личностные качества   (ответственность,   целенаправленность, самостоятельность и др.);

 - практически отсутствуют знания, необходимые для    профессионального самоопределения: о мире профессий, о себе, о  потребностях своего региона в тех или иных профессиях; о возможных    путях продолжения своего образования и обучения избранной профессии.

   Я считаю, что результаты диагностики помогут учащимся верно сориентироваться в мире профессий, определить путь профессиональной деятельности, а также будут способствовать самоанализу  и самопознанию, помогут взглянуть на себя по другому.

Диагностический (контрольный) этап  

 Задачи контрольного этапа:

- выявить профессиональные предпочтения учащихся в соответствии с

  классификацией типов профессий Е. А. Климова,

-  карте интересов А. Голомоштока (модификация Г. Резапкиной);

- выявить дальнейшие жизненные планы учащихся,

- определить изменение показателей заинтересованности испытуемых;

- определить преобладающие мотивы выбора профессии по методике

   Л.А. Ясуковой;

- сравнить полученные данные по всем характеристикам с результатами диагностики констатирующего этапа и сделать выводы.

Для повторной диагностики использовались все те же методики, как и на констатирующем этапе

  Результаты диагностики профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова

Тип профессии

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Характерные уч. предметы

констатирую-щий этап

контроль-

ный этап

констатир

контрольный

Человек-техника

14

12

52  %

44 %

математика, физика

Человек-человек

7

4

22  %

15 %

гуманит. предметы

Человек-природа

2

1

7,5 %

3,5 %

биология,

 химия

Человек-знак. система

3

8

11 %

30 %

математика,

информатика

Человек-худ.образ

2

2

7,5 %

7,5 %

музыка, ИЗО

Вывод:  результаты диагностики показывают, что на контрольном этапе по профессиональным предпочтениям  в соответствии с классификацией типов

профессий Е.А. Климова несколько учащихся  типа профессии «Ч-Т» отдали предпочтение профессиям типа Человек – Знаковая система

Результаты диагностики по карте интересов А. Голомшток

(модификация Г. Резапкиной)

Количество учащихся

Отношение к общему числу учащихся в классе

Констатир.

этап

Контрольный

этап

Констатир.

этап

Контроль.

этап

Физика и математика

5

3

19,4 %

11,6

Химия и биология

2

1

7,6 %

3,8 %

Радиотехника и электроника

3

11,6 %

Механика и конструирование

3

1

11,5 %

3.8 %

География и геология

1

3,8 %

Литература и искусство

3

1

11,5 %

3,8 %

История и политика

1

3,8 %

Педагогика и медицина

2

1

7,6 %

3,8 %

Предпринимательство

1

3

3,8 %

11,6 %

Спорт и военное дело

9

12

34,8 %

46,2 %

Вывод: результаты диагностики показывают, что количество учащихся отдающих предпочтение спорту и военному делу увеличилось с 34, 8%  до 46, 2%.

                             Результаты диагностики по методике Л.А. Ясуковой

«мотивация выбора профессии»

   Используемая методика направлена на выявление доминирующего типа мотивации выбора профессии, которая свидетельствует о сформированности интеллектуальных задатков к определённому виду профессиональной деятельности.

    Выделяются и анализируются 7 типов мотивации выбора профессии:

- собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности)

- коммуникативная мотивация (потребность в общении)

- прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности)
- статусная мотивация (забота о престиже)

- социальная мотивация (важность мнения значимых людей)

- учебная мотивация (познавательные потребности)

- внешняя мотивация (случайные причины)

Класс

Кол-во учащихся

Типы мотивации

Профессиональная

Коммуникативная

Прагматическая

статусная

социальная

учебная

внешняя

7 кл.

9 кл

27

3

2

14

8

26

13

1

5

3

2

1

1

Вывод: по результатам тестирования в 9 классе у 50% учащихся доминирует профессиональный тип мотивации, что свидетельствует о формировании профессиональных способностей, что в будущем приведёт к осознанному выбору профессии

Сравнительные данные сформированности профессионального самоопределения подростков

Констатирующ. этап

Контрольный этап

кол-во уч-ся

%

кол-во уч-ся

%

1

Осведомлены о путях получения профессионального образования

7

21,9

22

84,6

2

Выбрали определенную профессию

9

34,6

14

53,8

3

Обладают достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии

8

25

13

50

4

Адекватность мотивов будущего выбора профессии

11

42,3

19

73

5

Соответствие выбора общим способностям и склонностям

13

50

17

65,3

6

Опробовали свои силы в выбранной профессии

-

-

14

53,8

    Вывод: кадеты не просто ознакомились с типами и видами имеющихся профессий, научились определять значимые для каждой профессии особенности, но и оценили свои способности, структуру интересов. Девятиклассники научились соотносить свои интересы с имеющимися способностями и склонностями, на основе этого делать профессиональный выбор. Таким образом, о сформированности профессионального самоопределения учащихся 9 «В» класса говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии говорит то, что он построен с учетом интересов. Учащимися  указываются и осознаются адекватные мотивы  выбора

Предварительный выбор образовательного учреждения

для продолжения обучения после 9 класса.

Количество учащихся 9 «В» класса

ПТУ

Техникум

10 класс

26

2

6

18

Дальнейшие жизненные планы учащихся

работать

Совмещать работу и учебу

Учиться после окончания школы

Этапы

Констат.

этап

контрольн.

констат.

контрольн

констат.

контрольн

Кол-во

уч-ся

2

1

7

10

17

15

   Вывод:    дальнейшие жизненные планы учащихся на контрольном этапе

                  по   сравнению с констатирующим этапом практически не

                  изменились.  Подавляющее большинство учащихся кадетского

                  класса    (74 %)    после окончания школы хотят продолжить свое

                  образование в     высших учебных заведениях.  Половина

                  учащихся             планирует     совмещать работу и учебу.

III  Практический этап (2008 – 2011  учебные годы)        

  Практический

Начальный

5-9

Первичное “погружение” в профессии на уроках технологии, выполнение профессиональных проб во внеклассной работе.

Работа над «портфолио успешной личности».

Проведение классных часов «Кем быть? Каким быть?» Выполнение проектов по профессиональному самоопределению

Методический

5-9

Разработка программы воспитательной работы «От профессионального самоопределения – к профессиональному успеху»

Завершающий

5-9

Организация и проведение занятий по разработанной программе

   

На  этом этапе разработана программа воспитательной работы с кадетским классом «От профессионального самоопределения – к профессиональному успеху», которая отвечает задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения. Учащиеся работают над «портфолио успешной личности».

Ежегодно проводятся открытые классные часы по теме: «Кем быть? Каким быть?». Учащимися разработаны проекты по профессиональному самоопределению     (материалы в приложении).

  Подведение итогов

Проведенное педагогическое  исследование позволило сделать следующие выводы:

- профессиональное самоопределение - сложный многоэтапный процесс осознанного выбора профессии. Педагогическая деятельность по ориентации на военную службу  обязательно включает в себя элементы (профессиональные пробы)  военной организации жизнедеятельности учащихся;

- необходима ранняя профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии - служения Отечеству на военном поприще, которая может быть эффективно обеспечена в условиях их обучения в кадетских классах.

- необходима плановая систематическая работа классного руководителя  и психолога по профессиональной ориентации учащихся на протяжении всех лет обучения учащихся в школе

Сформулированная гипотеза исследования подтвердилась.

И так, можно сделать вывод, что процесс профессионального самоопределения учащихся происходит эффективнее при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

    1.  учет индивидуальных и возрастных психологических особенностей;

    2. использование форм и методов обучения и воспитания,

        способствующих   профессиональному самоопределению учащихся

         кадетского класса:  технологии «Портфолио», проектного метода;

    3. реализации профессионально – ориентированного подхода в

        обучении и     воспитании.

             

Практическая значимость исследования:

1.Подобраны и апробированы методики по изучению психологических

особенностей профессионального самоопределения кадетов с 5-9 класс. 

2. Разработана программа воспитательной работы с кадетским классом

    5-9 класс   «От профессионального самоопределения к профессиональному   успеху».

3.Учащиеся работают над  «портфолио успешной личности»

4. Разработаны проекты по профессиональному самоопределению учащихся.

    Работа в данном направлении будет продолжаться  и дальше на этапе профильного обучения учащихся в школе (10 – 11 класс).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора для успешного профессионального самоопределения обучающихся кадетских классов

В работе представлен материал, освещающий вопросы развития Я - концепции подростка. Раскрыт опыт работы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД подростков в рамках реализации пси...

«Об организации работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»

Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012...

Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса Маягасской средней школы

Тесты, методики для определения профессиональной направленности учащихся...

Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов

Статья освещает тему организации работы с родителями в процессе профессионального становления выпускников...


 

Комментарии

Назарук Нина Алексеевна

Профессиональную ориентацию учащихся необходимо проводить на всех этапах обучения в школе