Главные вкладки

    Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»
    рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

    Бузыкина Надежда Николаевна

     

    Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс. 

     

    Учащемуся, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые профессии предъявляют к человеку, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности, интересы.

     

    Как помочь учащимся выбрать профессию, чтобы потом он не проводили дни на нелюбимой и ненужной должности? Этот вопрос волнует всех, и родителей и учащихся и учителей и психологов.

    На свете много интересных, важных и полезных занятий, как понять — какое из них подходит именно тому, или иному учащемуся? Для того, чтобы помочь учащимся выбрать дело по душе, нами была создана программа курса занятий в целях создания благоприятных условий для профессионального самоопределения которая называется «Энциклопедия профессий». Предназначаются эти занятия для учащихся 8 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_enciklopdiya_professiy.doc351.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа

     курса занятий в целях создания условий для

    профессионального самоопределения учащихся 8 классов

     «Энциклопедия профессий»

    Даная программа разработана педагогом-психологом МОУ СОШ № 2 ГП Терек Бузыкиной Надеждой Николаевной.

    Счастливый человек – это тот, кто ходит на работу с радостью.

    Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможности – реальные и потенциальные – и соотнесет их с требованиями избираемой профессии, зависит не только его личная профессиональная карьера, но и кадровый потенциал общества, его социально-экономический прогресс.

    Проблема выбора профессии – серьезная, многогранная, одновременно личная и общественная, психолого-педагогическая и медицинская. Нельзя обойти и нравственный аспект выбора профессии – готовить молодежь к труду честному, добросовестному.

    Каждая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на те или иные профессии является проблемой медицинской и психологической.

    Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии.

    Учащемуся, выбирающему профессию, нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые профессии предъявляют к человеку, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности, интересы.

    Как показывают специальные исследования, подростки в возрасте 14 - 15 лет (а именно в этом возрасте около половины учащихся реально должны осуществить выбор) не в состоянии самостоятельно и адекватно выбрать профессию, так как при выборе они ориентируются только на один какой-либо признак и не могут всесторонне проанализировать ситуацию

    Как помочь учащимся выбрать профессию, чтобы потом он не проводили дни на нелюбимой и ненужной должности? Этот вопрос волнует всех, и родителей и учащихся и учителей и психологов.

    На свете много интересных, важных и полезных занятий, как понять — какое из них подходит именно тому, или иному учащемуся? Для того, чтобы помочь учащимся выбрать дело по душе, нами была создана программа курса занятий в целях создания благоприятных условий для профессионального самоопределения которая называется «Энциклопедия профессий». Предназначаются эти занятия для учащихся 8 классов.

    Цель занятий: организовать систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся, содействующей повышению готовности к профессиональному самоопределению.

    Задачи:

    • Формирование у учащихся системы знаний, представлений о себе, собственных ресурсах, возможностях и способностях;
    • Сформировать умения адекватно оценивать свои склонности и возможности и соотносить их с требованиями, которые предъявляет профессия;
    • Формирование у учащихся представлений о рынке труда и рынке образовательных услуг;
    • Расширить знания о мире профессий, содержании деятельности различных типов профессий, рынке образовательных услуг;
    • Формирование (развитие) у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, анализа собственного опыта познания;
    • Формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия действительности, независимости от внешнего окружения).

    Цикл занятий состоит из 6 занятий. По одному занятию в месяц. Продолжительность занятий от 45 до 60 минут.

    На каждом занятии учащиеся знакомятся с той или иной профессией.  Так как занятий только шесть, профессии объединены в блоки: экономические профессии (2 урок), медицинские профессии (3 урок), юридические профессии (4 урок). На каждом занятии учащиеся знакомятся с психологическим анализом тех или иных профессии и их профессиограммой.

    Первое, пятое и шестое занятия проводятся с элементами тренинга, для самораскрытия учащихся.

    Ожидаемые результаты:

    Данные занятия помогут учащимся 8-х классов:

    • Выявить профессиональные склонности;
    • Определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;
    • Выбрать среднее-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;
    • Определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

    Тематический план

    практического курса занятий «Энциклопедия профессий»

    Тема

    Цели

    Содержание

    Занятие 1

    «Мир профессий»

    познакомить с новыми современными профессиями; формировать интерес к профессиям;

    Игра «Анаграмма»                             Игра «Назови профессии или специальности на заданные буквы» Игра дискуссия «Кто нужен нашему городу». 

    Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

    Упражнение «Проективный рисунок»

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Занятие 2

    «Профессии  экономической сферы деятельности людей»

    познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой профессий экономического профиля.

    Игра «Угадай профессию».

    Ознакомление с психологическим анализом и профессиограммой профессий некоторых экономических профессий.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Игра «Цепочка профессий»

    Упражнение «Незаконченные предложения».

    Занятие 3

    «Медицинские профессии»

    познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой медицинских профессий

    Игра «Угадай профессию».

    Ознакомление с психологическим анализом и профессиограммой профессий некоторых медицинских профессий.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Игра «Самая-самая»

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Занятие 4

    «Юридические профессии»

    познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой профессий юридического  профиля

    Упражнение «Детективы»

    Ознакомление с психологическим анализом и профессиограммой профессий некоторых юридических  профессий.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Психогимнастика “Дотянись до звезды”.

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Занятие 5

    «Я и мир профессий»

    формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

    Психотехническое упражнение «Приветствие».

    Игра «Профессиональная дорожка».

    Упражнение «Человек – профессия»

    Упражнение «Мой выбор»

    Домашнее задание создать презентацию «Моя будущая профессия»

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Занятие 6

    «Моя будущая профессия»

    обобщающий урок;

    расширить знания учащихся о профессиях;

    развитие чувства оптимизма, общего позитивного настроя.

               

    Игра «Круг»

    Проверка домашних заданий Упражнение «Мое будущее на ближайшие 5 лет»

    Упражнение «За что я благодарен судьбе»

    Психогимнастика «Моя мечта»

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Занятие 1

    Тема «Мир профессий»

    Цели: познакомить с новыми современными профессиями; формировать интерес к профессиям;

    Ход занятия

    Сегодня мы с вами проведём  урок- игру.  Тему  этого урока вы  назовёте  сами, когда решите анаграмму.

    Игра «Анаграмма»

    Анаграмма- это слово, в котором буквы не на своих местах.

    Расставьте буквы на свои места и вы  сможете назвать тему урока.

    На слайде   анаграмма:  ИРМ СПФРСЕОЙИ.(  Мир профессий)

    Тема  урока: Мир профессий.

    Педагог- психолог.

    Мы  сегодня с вами познакомимся с   престижными, редкими и новыми  профессиями, но для начала давайте вспомним какие профессии мы уже знаем

    Игровая разминка. Игра: «Назови профессии или специальности на заданные буквы».

    на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П

    Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда это сделает лучше?

    К

    Р

    Ф

    П

    Контролер

    Разведчик

    Фрезеровщик

    Проводник

    Киноартист

    Рыбак

    Фотограф

    Плотник

    Крановщик

    Редактор

    Фигурист

    Пилот

    Кочегар

    Радиоведущий

    Фармацевт

    Пожарный

    Киномеханик

    Рентгенолог

    Фтизиатр

    Полицейский

    Космонавт

    Радист

    Фокусник

    Полярник

    Кабельщик

    Репортер

    Фотомодель

    Пограничник

    Кровельщик

    Фотокорреспондент

    Печник

    Каменщик

    Пиротехник

    Кутюрье

    Повар

    Кондитер

    Пекарь

    Кондуктор

    Портной

    Парашютист

    Педагог- психолог.

    Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире. Мы с вами перечислили  профессии, которые знаем,  о которых  слышали. Всего профессий и  специализаций  существует около 40 тысяч. Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, кутюрье, балериной, а тем более – полярником или мультипликатором. Основная масса выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию.

    Где можно  получить информацию  о профессиях?

    Ребята перечисляют: книги- справочники, СМИ, интернет.

    Учитель  показывает слайд  с адресами  интернет- сайтов  профориентации.

    -портал «Учёба.ру, раздел «Профессия».

    -справочник профессий на сайте E-xecutive.

    -www. zarplata.ru

    -  Сайт «Профориентация: кем стать», раздел «Как выбрать профессию?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ht.ru/prof/ 

     - Человеческие ресурсы Урала «Профориентация» [Электронный      ресурс].  Режим доступа: http://www.uhr.ru/index/find/orientation 

    -      Сайт «Find – Job.ru» «Как выбрать профессию? Секреты выбора профессии?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.find-job.ru/profession/http://www.find-job.ru/secret/ 

    Педагог- психолог.

    Мы   живём  в  информационном,  в   высокотехнологичном   мире,  где  появляются новые  профессии.  Какие  новые профессии  вы знаете?

    После ответов обучающихся  педагог-психолог показывает слайд:

    Бренд-менеджер, букмекер, диджей , имиджмейкер, риелтор

    крупье, логистик,  маркетолог , мерчендайзер , продюсер.

    Ребята вместе  с учителем  дают характеристику предмета труда каждой профессии.

    В ряду с новыми профессиями  существуют и редкие профессии.

    Почему их называют редкими?

    Педагог- психолог   показывает слайд с  перечнем редких  профессий.

    Дегустатор, кинолог , лесник/ егерь, художник — мозаичник,

    специалисты  по запахам, ремюер, священник, стеклодув,

    трубочист, частный детектив/ сыщик.

    Педагог- психолог.

    Вы все слышали о том, что существуют престижные  профессии.

    Как вы думаете, какие профессии относятся к престижным ?

    Ребята перечисляют, учитель фиксирует на доске.

         Менеджер,  врач, банкир/ служащий банка, экономист/ финансист,

    бизнесмен/ предприниматель, министр/ депутат/ государственный служащий, работник компьютерной фирмы/ программист, бухгалтер, работник шоу-бизнеса.

               Почему эти профессии называют  престижными?

              Ответы детей: об этих профессиях  часто говорят в СМИ,  это    востребованные профессии,  это высокооплачиваемые профессии. Модные профессии.

    Педагог- психолог.

    А сейчас  проведём игру  – дискуссию  «Кто нужен нашему городу».

    Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…

    Обсуждение:  

    1. Сможет ли жить и процветать наш город   с таким набором профессий? Почему?
    2. Какие профессии необходимы для жизнеобеспечения  города?

                    Выводы жителей города.

    Городу нужны  разные профессии и  специалисты  разных уровней из

    всех сфер общественного производства.

    Престижность профессии  зависит от человека, от его способностей,

    возможностей  и умения реализовать себя, добиться успеха в  профессии.

    Житейский способ выбора профессии.

              ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;

              ПРОФЕССИЯ -  должна соответствовать  возможностям и способностям  

               человека;

              ПРОФЕССИЯ – должна быть  востребованной на рынке труда.

    Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?»

    Цель упражнения: проверка сформированности личного профессионального плана 
    Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали - наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты ("да" или "нет"): 
    1. Знаешь ли ты основное содержание профессии? 
    2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации? 
    3. Знаешь ли ты какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии? 
    4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией? 
    5. Считаешь ли ты уровнеь своих знаний достаточным для овладения избранной профессией? 
    6. Знаешь ли ты, кикие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией? 
    Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.

    Упражнение «Проективный рисунок».

    Инструкция: “Нарисуйте эмоции, мысли, которые возникают, когда вы думаете о вашей будущей профессии”.

    Ведущий: предлагает положить свои рисунки в круг, встать и обойти рисунки других участников. Подумать над вопросами:

    1. Что из нарисованного ближе его автору?
    2. Что позволяет сделать такой вывод?

    Далее участники группы высказываются в круг.

    Таким образом, члены группы получит обратную связь от каждого участника группы и сможет сопоставить свое мнение большого количества людей о своем отношении к выбору.

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…

    Занятие 2

    Тема «Профессии экономической сферы деятельности людей»

    Цели: познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой профессий экономического профиля.

    Ход занятия

    Игровая разминка. Игра «Угадай профессию».

    Педагог-психолог. Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

    Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Другие учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

    Прилагаемый список профессий:

    Бухгалтер, кассир, банкир, финансист, инкассатор, аудитор и т.д.

    Предлагаются те профессии, о которых пойдет речь на данном занятии

    Педагог-психолог. Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях экономической сферы.

    Широко известно, что слово «экономика» в точном переводе с греческого означает «управление домом». Действительно, долгое время под экономикой понимали разумное управление домашним хозяйством, доходами и расходами семьи. Главным здесь считалось умение не тратить больше, чем зарабатываешь. Отсюда и возник эпитет «экономный», то есть бережливый, расчетливый.

    В наше время экономика, конечно, не может ограничиваться сбережением «копеек». В современном мире из искусства снижения расходов она превратилась в искусство увеличения богатств. И многочисленные специалисты, занятые в этой сфере, занимаются, если говорить обобщенно, разработкой и применением всевозможных методов, направленных на то, чтобы экономическая деятельность была эффективной. Труд экономистов востребован везде, где необходимо планирование и расчет финансовых операций, контроль за расходованием средств, анализ всей хозяйственной деятельности предприятия. И все это движется к главной цели — сделать предприятие рентабельным, то есть добиться, чтобы оно приносило не убытки, а прибыль.
    Отсюда и высокие требования к 
    экономисту. Он должен владеть солидным теоретическим багажом — разбираться в законах экономической науки и законах развития общества как такового, уметь анализировать статистические данные и давать им верную интерпретацию, уметь мыслить не просто в соответствии с законами логики, но и обладать даром экстраполяции — распространения выводов из сегодняшних данных на будущее развитие ситуации с учетом действия всевозможных постоянных и временных факторов. Чтобы справляться с этими задачами, экономист обязан прекрасно владеть математическим аппаратом. Не случайно на всех без исключения экономических факультетах изучению математики отводится очень большое место.
    Современная экономика отличается от себя же вчерашней и еще одной важной чертой. Информационные технологии, вошедшие в нашу жизнь, не могли не наложить своего отпечатка на работу специалистов этого направления. Специальные компьютерные программы, с одной стороны, существенно облегчают труд экономиста, но с другой — требуют повышенной компьютерной грамотности. Поэтому изучение информатики как базы, необходимой для освоения различных прикладных программ, также является непременной составной частью образования будущего экономиста.
    И это еще не все. Прочных, но слишком узких знаний недостаточно, чтобы сделать действительно хорошую карьеру на экономическом поприще. Нужна еще и богатая общая культура, которую дает гуманитарное образование. Философия, социология, политология — науки, владение которыми помогает экономисту не терять широты мышления, уметь видеть за деревьями лес, иначе говоря, вписывать конкретные события экономической жизни в более широкий общественный контекст и давать им правильную оценку. Особого упоминания заслуживает такая отрасль гуманитарного знания, как право. Ведь экономисту приходится действовать не в абстрактно-отвлеченной среде, а в реальных условиях хозяйственной жизни, подчиненной строгим правовым нормам и юридическим за конам. Серьезно изучая право, студенты экономических факультетов не просто расширяют свой личный кругозор — они закладывают основу своей будущей профессиональной деятельности.
    Главное качество любого 
    экономиста — способность к логическому мышлению, которую иногда называют математическим складом ума. Если более или менее сложные операции с числами и символами надолго вгоняют вас в ступор, вам будет, во-первых, очень трудно учиться на экономическом факультете, а во-вторых, мучительно неинтересно работать.
    Больше шансов преуспеть в роли экономиста имеют люди с высокой организованностью, внимательные к мелочам, приверженные порядку и аккуратности. Если вы выберете экономику своей будущей профессией, помните, что в этой работе особенно недопустимы срывы и авралы. Слишком много все го — контактов с партнерами, сроков выполнения заказов, оформления документации — «завязано» в один узел, чтобы компания могла терпимо относиться к тому, что у ее финансового директора или главного бухгалтера сегодня «плохой день». И, наоборот, стабильность в работе ценится здесь чрезвычайно высоко. Мы уже не говорим о том, что людям забывчивым, рассеянным от природы, лучше держаться от экономики подальше, чтобы не «на ломать дров».

    Большое значение имеет и общая эмоциональная устойчивость. 
    Экономисту, особенно начиная с определенного уровня, приходится решать «уравнения» со многими неизвестными и брать на себя ответственность за риск. Умение сохранять «холодную голову», не под даваться сиюминутным настроениям, строгий самоконтроль — бесспорно, положительные качества, а их отсутствие или прямая противоположность — веский довод лишний раз задуматься над правильностью сделанного выбора. 

    Педагог-психолог. Сейчас я вам дам психологический анализ и профессиограмму некоторых профессий относящихся к экономической сфере.

    Профессиограмма «Аудитор»

    Наименование профессии

    аудитор

    Доминирующий способ мышления

    приложение — регуляция

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    финансовый менеджмент,
    бухгалтерский учет, уровень 3,
    высокий (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уроаень

    математика и статистика,
    уровень 2, средний (практическое
    использование знаний)

    Профессиональная область

    экономика

    Межличностное взаимодействие

    редкое

    Доминирующий интерес

    исследовательский

    Дополнительный интерес

    конвенциональный

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • проверка отчетности фирмы, предприятия и его финансового положения (по поручению самого проверяемого предприятия);
    • осуществление независимого контроля финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, проверка его документации по поручению определенного финансового органа, желающего проанализировать деятельность какой-либо организации, фирмы (ревизоры);
    • оказание практической помощи руководству и экономическим службам предприятия в ведении дел и управлении финансами, постановке бухгалтерского учета, предоставление различных юридических консультаций;
    • проверка работы банковских организаций;
    • проверка финансовой деятельности иностранных компаний;
    • проверка приказов, ценных бумаг;
    • оценка предполагаемых операций, степени их риска, информирование об этом руководителей фирм и организаций, а также осуществление необходимого консультирования их по вопросам повышения эффективности производства;
    • независимая финансовая экспертиза и анализ финансовой отчетности фирмы с целью подтверждения ее достоверности для государственных налоговых органов и собственников;
    • проверка правильности исчисления налогов, соответствия налоговых операций и исчислений Налоговому кодексу;
    • наблюдение за развитием производственных, социальных, экономических и политических тенденций, анализ влияния социальных, экономических и политических факторов на производственно-финансовую деятельность предприятия и своевременное информирование об этом компании-нанимателя;
    • участие в рассмотрении исков о неплатежеспособности (банкротстве)
      предприятий и организаций в арбитражном суде.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности:

    • высокий уровень развития памяти (кратковременной и долговременной);
    • высокий уровень математических (счетных) способностей;
    • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами);
    • хорошее развитие концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете и быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
    • аналитическое мышление;
    • логическое мышление.

    Личностные качества, интересы, склонности.

    • обязательность;        
    • ответственность;        
    • исполнительность;
    • аккуратность;        
    • эмоционально-волевая устой-
    • вежливость;
    • сосредоточенность;
    • исполнительность;
    • эмоционально-волевая устойчивость;
    • коммуникабельность;
    • настойчивость;
    • усидчивость, терпение;
    • требовательность к себе и другим
    • честность;
    • умение хранить коммерческую
      тайну.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • отсутствие математических способностей;
    • отсутствие аналитических способностей;
    • отсутствие склонности к работе с цифрами;
    • быстрая утомляемость;
    • невнимательность, рассеянность;
    • нетерпеливость;
    • нечестность.

    Области применения профессиональных знаний:

    • аудиторские фирмы, компании;
    • преподавательская деятельность в образовательных учреждениях (колледжах, учебных центрах, курсах, вузах).

    История профессии

    Профессия аудитора (от лат. auditor — слушатель) возникла совсем
    недавно. Хотя еще в царской России существовала такая должность,
    но имела она совсем иное значение, нежели сейчас (тогда это была
    должность в военно-судебных учреждениях). В нашей стране ауди-
    торская служба была образована в 1991 году.

    Профессиограмма «Бухгалтер»

    Наименование профессии

    бухгалтер

    Доминирующий способ мышления

    приложение — регуляция

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    финансовый менеджмент,
    бухгалтерский учет, уровень 3,
    высокий (теоретический)

    Область базовых знаний № 2
    и их уровень

    математика и статистика,
    уровень 2, средний (практическое
    использование знаний)

    Профессиональная область

    экономика

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    конвенциональный

    Дополнительный интерес

    предпринимательский

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, учет реализации продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности (определение размера прибыли), расчет с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т.д.;
    • осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета (проверка законности их составления, полноты записей, правильности указанных измерителей, верности подписей) и подготовка их к счетной обработке;
    • группировка полученных документов по определенным признакам;
    • проведение экономического анализа хозяйственной деятельности и предоставление информации о деятельности отдельных подразделений и предприятия в целом;
    • выявление резервов предприятия и источников потерь на базе отчетов;
    • ликвидация потерь и непроизводственных расходов;
    • начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в фонды экономического стимулирования и др.;
    • осуществление функции предварительного контроля (выяснение целесообразности и необходимости совершения операций по выдаче и приему денег, товарно-материальных и других ценностей);
    • составление ежемесячных, ежеквартальных, годовых отчетов по результатам работы и оформление их в балансовую таблицу;
    • участие в инвентаризациях (сопоставление наличных материалов, денежных средств, расчетов и платежных обязательств с данными бухгалтерских документов);
    • обеспечение сохранности бухгалтерских документов, оформление их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив;
    • использование в работе современной компьютерной техники.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности:

    • высокий уровень математических (счетных) способностей;
      способность к анализу, синтезу, обобщению получаемой информации;
    • хорошее развитие концентрации, устойчивости и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете, заниматься определенным видом деятельности, а также способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой);
    • хорошие мнемические способности (хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти);
    • способность длительное время заниматься однообразным видом деятельности (склонность к работе с документами и цифрами)
    • техническая подготовка (навыки работы на персональном компьютере).
    • высокая помехоустойчивость;      

    Личностные качества, интересы, склонности:

    • усидчивость, терпеливость;      
    • настойчивость;
    • обязательность;        
    • «педантизм» в работе;
    • ответственность;
    • честность;
    • аккуратность;        
    • справедливость.
    • эмоционально-психическая устойчивость (способность к самоконтролю);

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • отсутствие математических способностей;
    • отсутствие аналитических способностей;
    • быстрая утомляемость;
    • невнимательность, рассеянность;
    • отсутствие склонности к работе с цифрами;
    • недисциплинированность;
    • отсутствие морально-этических норм.

    Области применения профессиональных знаний:

    • сфера банковской деятельности;
    • финансовые организации (налоговые инспекции, пенсионные фонды, страховые агентства);
    • любые государственные учреждения, не относящиеся к сфере экономики и финансов (сфера промышленности, сельского хозяйства, медицины и здравоохранения, сфера торговли, сфера транспорта и т. д.);
    • негосударственные предприятия малого и крупного бизнеса.

    История профессии

    Профессия бухгалтера относится к одной из старейших. Уже в Древней Индии существовали бухгалтеры по учету ведения сельскохозяйственного производства. Первые печатные книги появились в XIV-XV веках, и среди них «Трактат о счетах и записях» итальянского математика Луки Пачоли — первая книга по бухгалтерскому учету.

    В России должность бухгалтера была официально учреждена Петром Iв начале XVIII века. В переводе с немецкого слово «бухгалтер» означает «книговед», так как раньше поступление и расход товарно-материальных ценностей и денежных средств записывали в специальную книгу.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Участники встают в круг. Ведущий называет одну из экономических профессий. Все пытаются вместе составить рассказ на тему: «Один день из жизни человека этой профессии». По очереди участники говорят по одному предложению, и получается связанный рассказ. В ходе обсуждения каждый участник высказывается по поводу того, насколько ему близок, приятен или неприятен подобный день? Видит ли он себя в этой профессии? Как бы он изменил этот день?

    Игра «Цепочка профессий»

    Упражнение используется для развития умения выделять общее в различных в идах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие, же характеристики могут встречаться во многих профессиях.

    Проводить упражнение лучше в круге.

    1.Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим "цепочку профессий". Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, на пример, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами. Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д. (ем. раздел 6. Угадай профессию, где представ лена схема анализа профессий)”.

    2.По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с толь ко что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

    3.При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар - мясник - слесарь (тоже— рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях...

     

    Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.

     Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…

    Занятие 3

    Тема «Медицинские профессии»

    Цель: познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой медицинских профессий

    Ход занятия

    Игровая разминка. Игра «Угадай профессию».

    Педагог-психолог. Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

    Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Другие учащиеся должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

    Прилагаемый список профессий:

    Стоматолог, терапевт, педиатр, хирург и т. д.

    Предлагаются те профессии, о которых пойдет речь на данном занятии

    Педагог-психолог. Сегодня мы с вами будем говорить о профессиях медицины.

    В медики нужно идти только тем, кто готов к трудностям.
    Будущий доктор должен быть терпеливым, понимающим, милосердным. Пациенты попадаются разные, но быть предельно вежливым надо с каждым. Понадобятся запасы человеколюбия: без него добиться успехов на медицинском поприще не удастся. Причем ежедневная работа врача очень тяжела - каждый день приходится принимать решения, от которых зависит чья-то судьба. Поэтому крайне важно стать настоящим профессионалом. Медицинские вузы никогда не испытывали недостатка в абитуриентах. Тем более сегодня, когда российская система здравоохранения открывает перед медиками широкие карьерные и финансовые возможности. 
    Путь к званию врача долог и труден. После шести лет в вузе – вы еще не врач. В то время как ваши ровесники с дипломами инженеров, экономистов и журналистов уже работают, вам еще предстоит год учебы в интернатуре или два в ординатуре, где вы близко познакомитесь с выбранной медицинской специализацией. После этого этапа обучения вы сможете, наконец, приступить к самостоятельной работе. 

    Медикам люди доверяют самое дорогое – свое здоровье, здоровье своих близких. Безраздельная готовность сражаться за жизнь человека, чуткость и доброта, постоянное совершенствование знаний, постоянный поиск нового – вот что отличает настоящего медика.
    Но прежде предстоит определиться, с какой областью медицины вы свяжете свое будущее – с педиатрией, стоматологией, фармацией или чем-то другим. Давайте сейчас рассмотрим профессиограммы некоторых медицинских специальностей.

    Профессиограмма «Врач-стоматолог»

    Наименование профессии

    врач-стоматолог

    Доминирующий способ мышления

    приложение — процедура

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    естественные науки (биология,
    химия, физика), уровень 3,
    высокий (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уровень

    медицина, уровень 2, средний
    (практическое использование
    знаний)

    Профессиональная область

    здравоохранение, медицина

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    реалистический

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • осмотр полости рта больного (в том числе и инструментальный), выслушивание жалоб и формулирование выводов о предполагаемом диагнозе и лечении;
    • санация полости рта на основе осмотра и жалоб больного, которая включает в себя лечение кариеса, удаление дефектов тканей зуба путем пломбирования, удаление зубного камня, лечение различных заболеваний зубов и десен;
    • расшифровка рентгенологических снимков;
    • хирургическое удаление зубов и корней (зубной хирург);
    • осуществление процедуры протезирования зубов (зубной техник, протезист);
    • осуществление коррекции формы зубов и прикуса;
    • проведение плановых профилактических осмотров (в детских садах, школах, в поликлиниках при различных предприятиях и т.д.) и при необходимости осуществление санации полости рта больных;
    • обучение навыкам гигиены полости рта и правильного ухода за зубами и деснами, дача рекомендаций по выбору зубной щетки, вида зубной пасты, использованию зубной нити и различных зубных эликсиров.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности.

    • навыки точной манипуляции и ловкость;
    • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность сосредоточиваться на одном объекте при одновременном отвлечении от других и удерживать, на нем внимание длительное время, не отвлекаясь);
    • способность длительное время заниматься монотонной работой;
    • способность анализировать ситуацию и, исходя из этого, строить планы дальнейшего
      лечения;
    • хорошее зрение.

    Личностные качества, интересы и склонности:

    • терпеливость;        
    • эмоционально-волевая уравновешенность;
    • внимательность;        
    • доброжелательность;
    • аккуратность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной  деятельности:

    • плохое зрение;
    • заболевания кожи рук;
    • несдержанность, излишняя импульсивность;
    • грубость и резкость движений;
    • агрессивность;
    • невнимательность.

    Области применения профессиональных знаний:

    • стоматологические кабинеты в поликлиниках;
    • стоматологические отделения и кабинеты в больницах;
    • специализированные стоматологические поликлиники и больницы;
    • частные стоматологические клиники;
    • стоматологические кабинеты в детских учреждениях (детских садах, школах, колледжах и т.д.);
    • детские оздоровительные лагеря и лагеря отдыха;
    • санатории и дома отдыха.

    История профессии

    Профессия врачевателя зубов существует с давних времен. Еще в IV веке до нашей эры были созданы специальные щипцы для удаления зубов. Сведения о болезнях зубов и их лечении содержатся в древних египетских папирусах, китайских свитках, трудах великих древнегреческих врачей. Мы можем вспомнить яркий пример из истории государства Российского. Источники сохранили тот факт, что сам Петр Великий избавлял своих подданных от зубной боли, практикуя удаление зубов. В наше время стоматология получила широкое распространение, и помощь оказывается в любых поликлиниках и больницах страны.

    Профессиограмма «Медицинская сестра»

    Наименование профессии

    медицинская сестра

    Доминирующий способ мышления

    приложение — процедура

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    естественные науки (биология,
    физика, химия), уровень 3,
    высокий (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уровень

    медицина, уровень 2, средний
    (практическое использование
    знаний)

    Профессиональная область

    здравоохранение, медицина

    Межличностное взаимодействие

    частое, по типу «вместе»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    исследовательский

    Условия

    в помещении, мобильный

    Доминирующие виды деятельности:

    • уход за больными;
    • наблюдение за состоянием больного;
    • выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;
    • оформление и выписка больных;
    • контроль за питанием и санитарным состоянием больных;
    • оказание помощи врачу на приеме;
    • контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;
    • контроль, учет и хранение медикаментов;
    • оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;
    • оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;
    • оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;
    • осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;
    • проведение санитарно-просветительной работы среди населения;
    • осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;
    • оформление медицинской документации

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    • тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
    • способность быстро реагировать на ситуацию;
    • способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);
    • способность к самоконтролю;
    • способность переносить большие физические нагрузки;
    • ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.
    • развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);
    • высокий уровень развития аналитического мышления.

    Личностные качества, интересы и склонности:

    • терпеливость и выдержанность;
    • доброжелательность и приветливость;
    • ответственность;
    • аккуратность;
    • тактичность;
    • чуткость;
    • внимательность;
    • добросовестность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • брезгливость;
    • безответственность;
    • невнимательность;
    • эгоистичность;
    • жестокость;
    • эмоциональная неуравновешенность;
    • нетерпимость;
    • рассеянность.

    Области применения профессиональных знаний:

    • медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);
    • социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);
    • работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);
    • образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);
    • работа в МЧС, службах спасения;
    • работа на предприятиях;
    • научно-исследовательские институты;
    • военные организации.

    История профессии

    Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками. Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба «сердобольных вдов». Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции. «Сердобольные вдовы» явились своего рода предшественниками медицинских сестер.

    И на сегодняшний день медицинская сестра — это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить».  

    Профессиограмма фармацевт

    Наименование профессии

    фармацевт

    Доминирующий способ мышления

    приложение — процедура

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    естественные науки (физика, химия,
    биология), уровень 3, высокий
    (теоретический)

    Область базовых знаний № 2
    и их уровень

    медицина, уровень 2, средний
    (практическое использование
    знаний)

    Профессиональная область

    здравоохранение, медицина

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    исследовательский

    Дополнительный интерес

    предпринимательский

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • разработка новых и совершенствование уже имеющихся лекарственных веществ;
    • приготовление лекарственных препаратов: таблеток и микстур, порошков и мазей, бальзамов и т.д.;
    • работа над технологией приготовления лекарственных веществ в небольших и промышленных масштабах;
    • хранение лекарств;
    • отпуск лекарственных препаратов в аптеках людям и разъяснение им правил приема;
    • информирование медицинских учреждений и населения о действии лекарств, имеющихся в продаже;
    • прием рецептов у населения в аптеках;
    • контроль за качеством лекарств;
    • оформление этикеток на лекарства;
    • принятие участия в рекламировании и продаже различных фармацевтических средств.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    • хорошее развитие долговременной памяти (способность долго хранить в памяти нужную информацию);
    • высокое развитие образной памяти (способность запоминать и воспроизводить цвет, запах, вкус и другие параметры веществ);
    • развитая тактильная (кожная) и двигательная память;
    • ловкость рук;
    • математические способности;
    • склонность к анализу;
    • хорошее обоняние;
    • тонкие вкусовые ощущения.

    Личностные качества, интересы и склонности:

    • внимательность, собранность;    
    • терпеливость;
    • сосредоточенность;        
    • тактичность;
    • аккуратность, чистоплотность;  
    • отзывчивость;
    • высокий самоконтроль;        
    • ответственность

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • небрежность, невнимательность;
    • неряшливость;
    • раздражительность;
    • грубость;
    • нервозность;
    • суетливость;
    • равнодушие к людям.

    Области применения профессиональных знаний:

    • аптеки;
    • фармацевтические фирмы;
    • научно-исследовательские институты;
    • образовательные учреждения.

    История профессии

    Слово «фармакология» произошло от древнегреческого слова («рЬлгтаkon» — лекарство и «logos» — учение). Это наука, изучающая действие лекарственных веществ на организм человека и животных. Систематизированные сведения содержатся еще в древних египетских папирусах, трудах Гиппократа, Диекорида и других философов. В XVI веке
    Парацельс развил представление о дозировке лекарств. Экспериментальная фармакология развивается с XIX века. Первый сборник стандартов, регулирующих требования к качеству лекарств, создан в 1498 году во Флоренции, в России в 1778 году на латинском языке, на русском — в 1886 году. Задача фармакологии — изучение лекарственных препаратов, действия лекарств на организм, изыскание лекарственных средств.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Участники встают в круг. Ведущий называет одну из медицинских профессий. Все пытаются вместе составить рассказ на тему: «Один день из жизни человека этой профессии». По очереди участники говорят по одному предложению, и получается связанный рассказ. В ходе обсуждения каждый участник высказывается по поводу того, насколько ему близок, приятен или неприятен подобный день? Видит ли он себя в этой профессии? Как бы он изменил этот день?

    Игра «Самая – самая»

    Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика – самая денежная профессия, – какие профессии являются самыми-самыми денежными?».

    Педагог-психолог называет первую характеристику, а участники сразу же по очереди (по кругу) предлагают свои варианты. Если у кого-то возникают сомнения, что названа самая-самая (или близкая к самой-самой), то можно задавать уточняющие вопросы.

    Далее называется следующая характеристика и т.д. Всего таких характеристик должно быть не более 5-7.

    Педагог-психолог выписывает 3-5 наиболее «прозвучавших» вариантов, после чего организуется небольшое обсуждение и выделение «самой-самой» профессии.

    Для того чтобы упражнение проходило более интересно, ведущий обязательно должен заранее отобрать наиболее необычные характеристики профессий, которые должны заинтриговать участников. Это могут быть, например, такие характеристики: «самая зеленая профессия», «самая сладкая профессия», «самая волосатая профессия», «самая неприличная профессия», «самая детская профессия», «самая смешная профессия» и т.д.

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…

    Занятие 4

    Тема «Юридические профессии»

    Цель: познакомить учащихся с психологическим анализом и профессиограммой профессий юридического  профиля

    Ход занятия

    Упражнение «Детективы»

    Правила проведения: Каждому участнику профориентационного занятия необходимо нарисовать шесть предметов, которыми пользуется представитель какой-либо профессии, а затем всей группе предлагается угадать, что это за профессия.

    Педагог-психолог. Юрист – одна из самых древних и уважаемых профессий. Предшественниками юристов в древности были жрецы (понтифики), которые толковали закон. Основоположниками права считаются древнегреческие философы: Сократ, Платон, Аристотель. Из религиозных источников мы знаем о том, как мудро судил своих подданных царь Соломон и о знаменитых библейских заповедях, которые и в наше время сохраняют актуальность для граждан цивилизованного общества.

    За многотысячелетнюю историю право прочно укоренилось во всех областях жизни людей и является самостоятельной отраслью знаний. В современном сложно организованном мире деятельность юристов приобретает все большее значение в жизни каждого человека.

    Юрист – квалифицированный специалист с высшим юридическим образованием по правовым вопросам, юридическим наукам. Юрист компетентен в области толкования и применения законов, обеспечения законности в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных и оказания населению юридической помощи.

    Юристами называют всех служителей закона. В профессии юриста выделено много специальностей, на основании деятельности в различных отраслях права. Адвокат организует защиту обвиняемого в нарушении закона; прокурор готовит материалы по обвинению нарушителя закона; нотариус заверяет документы; юрисконсульт осуществляет правовое обслуживание предприятия и его сотрудников; трудовой и налоговый инспектор осуществляют контроль над соблюдением физическими и юридическими лицами трудового и налогового кодексов.

    Профессия юриста является массовой, в меру востребованной на рынке труда.

    Преимущества профессии: моральное удовлетворение от практической пользы для общества; юридическая грамотность как основа правовой защищенности; достойная заработная плата.

    Ограничения профессии: большая нагрузка на зрение; высокая моральная ответственность; необходимость постоянно совершенствоваться, изучать все новые законы и документы.

    А сейчас я вас познакомлю с профессиограммой некоторых юридических профессий

    Профессиограмма «Адвокат»

    Наименование профессии

    адвокат

    Доминирующий способ мышления

    адаптация — формализация

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    общественные науки, история,
    уровень 3, высокий
    (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уровень

    юридические науки, право,
    адвокатская деятельность,
    уровень 2, средний (практическое
    использование знаний)

    Профессиональная область

    право, юриспруденция

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    предпринимательский

    Условия работы

    в помещении, мобильный
    (сидячий)

    Доминирующие виды деятельности:

    • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
    • оказание юридической помощи посредством консультаций, предоставление устных и письменных справок по законодательству (разъяснение действующего законодательства как в целом по возникшей проблеме, так и по отдельным ее нюансам);
    • правовая защита граждан, организаций, государства;
    • составление исковых заявлений, жалоб, претензий и других документов правового характера;
    • запрос через юридическую консультацию справок, характеристик и иных документов, необходимых в связи с оказанием юридической помощи, из государственных и общественных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии;
    • подготовка непосредственных обращений от имени клиента в государственные, общественные, производственные, научные, учебные, культурные и другие организации по необходимым вопросам;
    • представительство от имени клиента в государственных (правоохранительных, судебных, административных), общественных, предпринимательских и других структурах;
    • сбор различных доказательств в пользу клиента на основе запросов, экспертиз, научных заключений, организации экспериментов, заключений экспертов и специалистов, дополнительных обследований, ревизий, проверок, показаний свидетелей и очевидцев, логических умозаключений;
    • «информирование в разумных пределах клиента о положении рассматриваемого дела, своевременные ответы на обоснованные запросы, предоставление информации и документов;
    • организация встреч с подзащитным в местах его содержания для уточнения обстоятельств, смягчающих вину подозреваемого, подследственного, согласование с клиентом мер по его защите или бесспорному оправданию при применении правоохранительными органами мер заключения под стражу;
    • поддержание защиты прав клиента при выполнении следственных действий в судопроизводстве, прояснение обстоятельств дела в пользу подзащитного.

    Участвуя в судебном разбирательстве, адвокат:

    • строго следит за соблюдением правил, установленных процессуальным законом, и других нормативных актов в интересах подзащитного или клиента;
    • обращается с замечаниями, запросами к участникам судебного разбирательства, свидетелям по вопросам уточнения, проверки отдельных положений, доказательств и действий;
    • заявляет отводы в случаях необходимости участникам процесса (составу суда, прокурору, заседателям, присяжным);
    • произносит защитительные речи;
    • по результатам судебного разбирательства организует обжалование неправильных, ошибочных решений и постановлений по определенным вопросам на основании возможностей действующего законодательства.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    • высокий уровень развития аналитического и синтетического мышления;
    • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями
      и способность воспринимать и понимать различные термины);
    • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
    • склонность к исследовательской деятельности (развитое внимание к деталям, способность группировать множество фактов, устанавливать причинно--следственные связи и т.д.);
    • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
    • наличие развитых качеств коммуникативной группы:

    а) умение устанавливать психологический контакт со своим подзащитным;

    б) умение устанавливать психологический контакт с составом суда и со всеми остальными участниками судебного процесса (реализация качеств адвоката как судебного оратора);

    в умение вести переговоры, способность убеждения;

    • наличие хорошо развитых вербальных способностей (умение правильно и понятно изъясняться);
    • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
    • способность заниматься длительное время кропотливой работой (работа с досье, архивными документами);
    • способность воспринимать большое количество информации (всестороннее адекватное восприятие ситуации);
    • способность контролировать свои эмоции.

    Личные качества, интересы и склонности

    • честность и порядочность;
    • организованность;
    • эрудированность, широкий кругозор (хорошие познания в разных областях наук);
    • пунктуальность, ответственность;
    • высокие моральные качества (принципиальность, убежденность, чуткость и внимательность к людям и т. д.);
    • тактичность (способность проявлять чувство меры);
    • гибкость, наличие развитой интуиции;
    • деловая хватка, настойчивость, объективность;
    • самоконтроль, хладнокровие;
    • коммуникабельность, энергичность;
    • умение быстро восстанавливать работоспособность;
    • стремление к самосовершенствованию.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • узость кругозора;
    • неуверенность в себе, нерешительность;
    • низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных способностей, плохая дикция;
    • неуравновешенность, бестактность;
    • инертность;
    • беспринципность;
    • непогашенная судимость;
    • отсутствие интереса к выполняемой работе;
    • вспыльчивость, импульсивность;
    • неспособность сопоставлять и анализировать факты;
    • неумение противостоять внешним факторам.

    Области применения профессиональных знаний:

    • адвокатура (Всероссийский федеральный союз адвокатов, Гильдия российских адвокатов, Ассоциация адвокатов России, Международный союз адвокатов);
    • юридические консультации;
    • частное или индивидуальное предпринимательство;
    • преподавательская деятельность в образовательных учреждениях;
    • научная деятельность;
    • государственные или негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами.

    История профессии

    Слово «адвокат» происходит от латинского advocatio, означающего «призывать на помощь».

    Адвокаты — это люди, профессиональный долг которых оказывать юридическую помощь гражданам и организациям. Адвокат своей деятельностью содействуют устранению нарушений законов, занимая позицию защиты прав и законных интересов граждан и организаций, и тем самым выполняет профессиональную обязанность и нравственный
    долг перед обществом.

    Уже в III веке до н. э. первый понтифик из плебеев Тиберий Корунканий начал первым оказывать юридическую помощь всем гражданам без различия. Ему последовали многие известные римские граждане, и после этого юриспруденция становится светской, что благотворно сказывается на теории и практике права. В России адвокатура возникла после реформ Александра II1881 года. Именно с этого момента адвокаты начинают допускаться на судебные разбирательства, и зарождается институт адвокатуры. В настоящее время существует множество адвокатур. Все коллегии, гильдии, союзы адвокатов — это общественные организации, которые объединяют людей по профессиональному интересу.

    Профессиограмма «Следователь»

    Наименование профессии

    следователь

    Доминирующий способ мышления

    адаптация — анализ

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    право, юридические науки,
    уровень 3,высокий
    (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уровень

    безопасность, уровень 2, средний
    (практическое использование
    знаний)

    Профессиональная область

    право, юриспруденция

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    предпринимательский

    Условия работы

    вне помещения, мобильный

    Доминирующие виды деятельности:

    • расследование преступлений;
    • проведение допросов подозреваемых, свидетелей, потерпевших в преступлении;
    • осмотры мест совершения преступлений;
    • проведение обысков, опознаний, следственных экспериментов;
    • поиск улик, имеющих отношение к совершению преступлений;
    • организация работы других специалистов, участвующих в расследовании (экспертов, врачей, психологов, педагогов и др.);
    • выяснение причин и условий совершения преступлений;
    • ведение документации (составление протоколов, постановлений и др.);
    • анализ собранных данных по преступлению
    • сбор информации, необходимой для раскрытия преступления;
    • профилактические мероприятия, направленные на снижение преступности.

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    • высокий уровень развития восприятия (целенаправленность, осмысленность);
    • хорошая концентрация внимания (способность сосредоточивать внимание на необходимом объекте);
    • устойчивость внимания (способность удерживать внимание на объекте длительное время);
    • избирательность внимания (способность выбирать нужную информацию из множества полученной);
    • умение быстро и грамотно записывать полученные данные;
    • гибкость мышления;
    • хороший уровень развития словесно-логической памяти;
    • способность быстро анализировать и перерабатывать информацию;
    • способность точно и понятно выражать свои мысли (вербальные способности);
    • коммуникативные способности (умение взаимодействовать с людьми);
    • ораторские способности (грамотная, интересная, красочная речь);
    • умение слушать людей;
    • развитое пространственное воображение;
    • быстрота мышления;
    • абстрактное мышление;
    • высокий уровень развития мыслительных процессов (образное понятийное мышление);
    • организаторские способности.

    Личные качества, интересы и склонности

    • инициативность, настойчивость, целеустремленность;
    • решительность (способность быстро и самостоятельно принимать решения);
    • умение прогнозировать события, интуиция;
    • ответственность;
    • выносливость;
    • склонность к исследовательской деятельности;
    • честность, принципиальность;
    • гуманность;
    • самоорганизованность (умение организовывать свое рабочее время и др.);
    • аккуратность, дисциплинированность;
    • эмоционально-волевая устойчивость;
    • находчивость;
    • требовательность;
    • умение хранить тайну;
    • чувство собственного достоинства;
    • нестандартность принимаемых решений;
    • высокий самоконтроль, критичность;
    • наблюдательность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • формальное отношение к работе;
    • неумение излагать свои мысли;
    • плохое развитие долговременной памяти;
    • рассеянность;
    • неспособность воспринимать новую информацию;
    • отсутствие умения налаживать контакты с людьми;
    • невыдержанность:
    • жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

    Области применения профессиональных знаний:

    • следственные отделы правоохранительных органов;
    • прокуратура.

    История профессии

    Возникновение профессии следователя связано с появлением правоохранительных органов. Деятельность его заключается в сборе и проверке каких-либо доказательств по уголовным делам. В компетенции следователей ведение допросов, очных ставок, опознаний, обысков, осмотров и следственных экспериментов. В российской системе безопасности различают предварительные и судебные следствия. Но такая целостная система деятельности развивалась и совершенствовалась не сразу, а постепенно. Сейчас в каждом отделении милиции работают следователи, и нельзя недооценивать важность их труда для жизни и деятельности государства и граждан.

    Профессиограмма «Юрист»

    Наименование профессии

    юрист

    Доминирующий способ мышления

    адаптация — формализация

    Область базовых знаний № 1
    и их уровень

    общественные науки, уровень 3,
    высокий (теоретический)

    Область базовых знаний №2
    и их уровень

    право, юридические науки,
    уровень 2, средний (практическое
    использование знаний)

    Профессиональная область

    право, юриспруденция

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    предпринимательский

    Дополнительный интерес

    социальный

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    Доминирующие виды деятельности:

    • консультирование лиц, нуждающихся в юридической помощи (правовая помощь, справочно-информационная работа по законодательству с применением технических средств);
    • изучение законов, подзаконных актов, нормативно-правовых актов, международных договоров (также учет действующего законодательства и других нормативных актов) и применение их на практике;
    • составление юридических документов, контрактов, актов (договоров, лицензий) имущественно-правового характера, содействие в их оформлении;
    • толкование законов;
    • контроль за соблюдением законности (правовое регулирование социальных норм и отношений);
    • осуществление методического руководства правовой работы на предприятии;
    • создание архива судебных и арбитражных дел;
    • участие в процессе законотворчества (разработка законов и правовых документов);
    • обеспечение правовой защиты граждан, организаций, государства;
    • изучение правовой практики зарубежных коллег;
    • правовая пропаганда;
    • участие в судебных процессах (защита дел в суде или поддержание обвинения).

    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    Способности

    • логическое, аналитическое мышление;
    • высокий уровень развития понятийного мышления (владение научными понятиями
      и способность воспринимать и понимать различные термины);
    • хорошее развитие концентрации и устойчивости внимания (способность в течение
      длительного времени сосредоточиваться на определенном виде деятельности);
    • высокий уровень развития кратковременной и долговременной памяти;
    • вербальные способности (умение правильно и понятно изъясняться);
    • способность убеждения;
    • коммуникативные навыки (навыки общения с людьми);
    • склонность к исследовательской деятельности;
    • хорошие познания в разных областях наук;
    • высокий уровень развития дедуктивного мышления (умение мыслить от общего к частному);
    • способность к всестороннему, адекватному восприятию ситуации;
    • умение вести переговоры.

    Личностные качества, интересы и склонности:

    • организованность;        
    • аккуратность;
    • уверенность в себе;        
    • эрудированность;
    • честность и порядочность;      
    • деловая хватка;
    • ответственность;        
    • объективность;
    • коммуникабельность;
    • хорошая интуиция;
    • эмоционально-психическая устойчивость;
    • энергичность;
    • настойчивость, принципиальность;
    • стремление к самосовершенствованию;
    • умение быстро восстанавливать работоспособность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    • отсутствие интереса к выполняемой работе;
    • нерешительность;
    • неумение быстро принимать решения;
    • неумение противостоять внешним факторам (лицам, ситуациям);
    • нечестность;
    • непринципиальность;
    • неспособность глубоко осмысливать происходящее;
    • беспечность;
    • непогашенная судимость;
    • плохая дикция.

    Области применения профессиональных знаний:

    • государственные и негосударственные организации, предприятия, учреждения, общества различных форм собственности, являющиеся юридическими лицами;
    • адвокатура, прокуратура;
    • суды;
    • частное или индивидуальное предпринимательство;
    • органы предварительного следствия и дознания;
    • нотариальные конторы;
    • юридические консультации;
    • государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (ОВД, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы и налоговой полиции, таможенные органы, органы юстиции (Министерство юстиции, служба судебных приставов);
    • образовательные учреждения;
    • частные детективные службы.

    История профессии

    Первыми основоположниками права как отрасли стали древние философы: Сократ, Аристотель, Платон. Большой вклад в развитие законотворчества внесла религия. Именно 12 библейских заповедей легли в основу создания законов. Первыми юристами были жрецы (понтифы), которые толковали закон. На протяжении многих веков человечество совершенствовало свои межличностные и международные отношения, и поэтому право
    должно было прогрессировать вместе со временем и охватывать все сферы человеческой деятельности. Сейчас право прочно укоренилось во всех областях жизни людей
    и представляет собой самостоятельную отрасль знаний. А деятельность юристов приобретает все большее и большее значение в жизнедеятельности людей.

    Упражнение  «Один день из жизни…».

    Участники встают в круг. Ведущий называет одну из юридических профессий. Все пытаются вместе составить рассказ на тему: «Один день из жизни человека этой профессии». По очереди участники говорят по одному предложению, и получается связанный рассказ. В ходе обсуждения каждый участник высказывается по поводу того, насколько ему близок, приятен или неприятен подобный день? Видит ли он себя в этой профессии? Как бы он изменил этот день?

    Психогимнастика “Дотянись до звезды”.

    Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).

    А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту, а может быть она, напомнила вам о минутах счастья, радости и вдохновения.

    Еще раз полюбуйтесь этой звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, какая она, запомните, какой свет она излучает.

    А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните, кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам в круг.

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…

    Занятие 5

    Тема: «Я и мир профессий»

    Цель: Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.

    Ход занятия

    Психотехническое упражнение «Приветствие».

    Педагог-психолог предлагает всем встать и поздороваться друг с другом, высказывая пожелания на сегодняшний день.

    Игра «Профессиональная дорожка». 

    Вырезанные из бумаги следы (по количеству игроков команд) раскладываются на полу в виде дорожки (следы можно нарисовать мелом). Каждый вступающий на дорожку должен, наступая на след, назвать свое имя и профессию, которую он думает выбрать в будущем. Например, «Меня зовут Таня - профессия «стоматолог».

    Упражнение «Кто есть кто?»

    Смысл упражнения – соотнесение своего «Я» с различными профессиями на основе мнения одноклассников. Эксперименты, проводимые учеными (В.Н.Шубкин и др.) показывают, что прогнозы профессионального будущего одноклассников нередко оказываются точнее прогнозов учителей и родителей. 

    Игра может проводиться как в круге, так и в классе. Перед ее началом можно записать на доске список из 10-15 профессий, представляющих интерес для  ребят. Ведущий называет профессию из этого списка. Каждый должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия больше подходит, затем указать на этого человека (вариант – записать его имя на листочке рядом с названием профессии). 

    Пока ведущий считает число рук, направленных на каждого ученика, все должны замереть. Ученик, который, по мнению большинства, в максимальной степени соответствует данной профессии, может получить небольшой памятный знак, символизирующий эту профессию.

    Упражнение «Человек – профессия»

    Цель упражнения: побуждение интереса участников к выбору профессии; дать возможность участникам "посмотреть на себя со стороны".

    Это упражнение является профориентационной модификацией игр типа "ассоциации".

    Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему дается на это три попытки.

    Правила: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: "С какой профессией ассоциируется загаданный человек?" Каждый должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).

    Упражнение «Мой выбор»

     Представьте себе, что вы находитесь в незнакомом городе без друзей, родственников, родителей. У вас нет жилья, работы, но есть деньги – совсем немного, на первое время. Вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того, чтобы выжить.

    Необходимо письменно ответить на вопросы:

    •         В каком городе или стране вы находитесь?

    •         Какое у вас время года?

    •         Что вы будете делать? Каковы ваши действия?

    •         Что вы умеете делать? (составьте список видов работ)

    •         Что будет потом?

    Вам дается 7 минут на составление такой истории. Потом педагогом-психологом заслушиваются ответы, а остальные участники должны отгадать, чьи те или иные ответы.

    Домашнее задание создать презентацию «Моя будущая профессия»

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…

    Занятие 6

    Тема «Моя будущая профессии»

    Цель: обобщающий урок;

    расширить знания учащихся о профессиях;

    развитие чувства оптимизма, общего позитивного настроя.

    Ход занятия

    Игра «Круг»

    Ведущий. Станьте в круг. Вам необходимо по очереди называть лучшее качество человека, стоящего от вас слева. Первый называет качество; затем второй, повторяет это качество, а также называет качество третьего; третий за первым и вторым повторяет и называет качество четвертого и т.д. по принципу «снежного кома».

    Проверка домашних заданий (учащиеся представляют свои презентации «Моя будущая профессия»)

    Упражнение «Мое будущее на ближайшие 5 лет»

    Это упражнение поможет создать план на ближайшие пять лет и мотивирующий девиз.

    Запишите на листочках свои желания, кем вы хотите стать через 5 лет.

    Условие - эта цель должна быть записана с деталями. Какой цвет машины будет, какой институт закончишь, какую дипломную напишешь.

    Кем вы будете через пять лет?

    Какой доход у вас будет через 5 лет?

    Какая у вас будет семья через 5 лет?

    На это задание отводится 10 минут.

    Теперь запишите, что нужно будет делать каждый год на протяжении этих пяти лет, что бы достигнуть этой цели. Что я должен сделать за первый год, за второй и так далее. (На это задание тоже 10 минут)

    Упражнение «За что я благодарен судьбе»

    Цель: развитие чувства оптимизма, общего позитивного настроя.

    Описание. Педагог-психолог предлагает участникам составить список, за что каждый из них может быть благодарен судьбе. Список должен содержать не менее 10 пунктов. Затем желающие зачитывают свой список, после этого идет обмен впечатлениями от выполненного упражнения. Ведущий подводит участников к пониманию того, что в жизни огромное количество позитивных моментов, иногда незаметных на первый взгляд, за которые можно благодарить свою судьбу.

    Психогимнастика «Моя мечта»

    Инструкция: Сядьте в круг и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…(звучит музыка).

    Представьте себе, что прошло 5 лет, и ваша мечта сбылась. Вы видите, как занимаете любимым делом, вас окружают дорогие вам люди и много, много хорошего. Постарайтесь представить это, увидеть.

    А теперь прислушайтесь к своему дыханию, вспомните, кто находится с вами рядом, и возвращайтесь к нам.

    Упражнение «Незаконченные предложения»

    Учащимся надо докончить начатые предложения

    На сегодняшнем уроке я…

    Мне сегодняшний урок…

    Я хотел бы, чтобы на сегодняшнем уроке…

    Мое настроение после сегодняшнего урока…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внедрение метода проектной деятельности учащихся школы VIII вида в целях создания условий для их успешной социализации.

    Выступление на семинаре директоров. Тема: "Внедрение метода проектной деятельности учащихся школы VIII вида в целях создания условий для их успешной социализации"...

    Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

    Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

    Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов

    17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА технологии В 6 КЛАССЕ (коррекционный класс VIII вида) (8 часов в неделю)

    Рабочая программа разработана в соответствии с Программами специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида под редакцией В.В.Воронковой 2010 года по учебнику Картушиной Г.Б., Мозговой Г.Г. (М...

    Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

    Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...