статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"
статья по теме

Чарнецкий Сергей Николаевич

 

Борисова Л.А. ,

Московский педагогический государственный университет,

Волошко И.Г. ,

директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234

Чарнецкий С.Н.,

ГОУ СОШ  с углубленным изучением английского языка №1234

 

Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности

Профилизация обучения и профориентационная деятельность педагогов в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников, которые к 10 – 11 годам обучения уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности и обучения. Профильное обучение направленно на реализацию личностно – ориентированного учебного процесса, позволяющего существенно расширить возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории, формировать умения адаптироваться к новым условиям жизни; критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем; анализировать ситуацию, адекватно изменять свою деятельность; владеть средствами коммуникации, добывать и пользоваться информацией. Современная школа призвана предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования в этих направлениях. Возможность решения такой сложной задачи мы видим в организации психолого–педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников в условиях профильного обучения.

На подготовительном этапе эксперимента мы разграничили понятия "профильное обучение" и "профильная школа". Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако, перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

     Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора (Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына). Суть идеи психолого-педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития учащейся молодежи.

     В 2004г. приказом Департамента г. Москвы была создана городская экспериментальная площадка (ГЭП) «Формирование системы профильного обучения на основе взаимодействия средней и высшей школы». В программе эксперимента существенное внимание было уделено психолого-педагогическому сопровождению развития профильного обучения. Более того, данное направление деятельности образовательных учреждений вошло как ключевой элемент в модель системы профильного обучения.   Однако анализ деятельности педагогических коллективов образовательных школ показывает, что уровень психолого-педагогической компетентности учителей не в полной мере соответствует поставленным задачам, и педагоги продолжают  испытывать определенные трудности в профессиональном саморазвитии, в организации психолого-педагогического сопровождения саморазвития старшеклассника.

     Под психолого - педагогической компетентностью мы понимаем структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные или иные взаимодействия. Вслед за Н.В.Кузьминой в структуре психологической компетентности  учителя мы выделяем несколько взаимосвязанных подсистем: социально-перцептивную компетентность (знание людей, наблюдательность, проницательность, владение методиками и технологиями психодиагностики), социально-психологическую (знание закономерностей поведения, деятельности и отношений человека, включенного в различные социальные группы), аутопсихологическую (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность), коммуникативную (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения)   и психолого-педагогическую (знание и умение применять методы осуществления влияния и воздействия).  В процессе  построения модели профильного обучения в образовательном учреждении педагогу недостаточно быть  просто компетентным в области теории и практики профилизации обучения. Важно, чтобы он целенаправленно развивал свою психологическую компетентность, осознавал и принимал следующие концептуальные положения:

- профильное обучение требует организации учебного процесса на основе принципов индивидуализации, учета возрастных и гендерных особенностей личности;

- в школе должны быть созданы условия для свободного выбора ребенком индивидуальных образовательных траекторий, профессиональных и жизненных стратегий в соответствии с интересами, склонностями, способностями учащихся и запрсами рынка труда;

- педагог должен быть готов к организации  продуктивного взаимодействия всех социальных институтов в содействии определению учащимися своих жизненных и профессиональных планов;

- в процессе обучения наиболее важна личность учителя, поскольку, как подчеркивал психолог К.Юнг, может наступить день, когда ученик повторит не то, чему воспитатель его учил, но то, чем последний является.

Современные требования к профессиональной компетенции педагога предполагают способность осуществлять деятельность попсихолого – педагогическому сопровождению профильного и  предпрофильного образования в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, адекватно состоянию управляемого объекта и конкретным условиям его развития.

Поиск новых решений проблемы психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащейся молодежи в условиях профильной ориентации обучения предполагает:

- усиление интеграции содержания образования с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;

- ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий школы с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);

-    систематическая деятельность, направленная на самопознание учащимися  своих индивидуально-личностных особенностей, мотивацию их к формированию готовности осуществлять самостоятельный,   осознанный  жизненный и профессиональный выбор;

- обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом выбранных ими индивидуальных образовательных траекторий, соответствующих интересам, склонностям, способностям учащихся и запросам рынка труда;

- обеспечение обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладение школьниками представлением об образе своего «Я», о мире профессий, о рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;

- оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его деятельности на эмпатию, оказание школьнику необходимой поддержки в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Целью психолого–педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения является обеспечение условий для полноценного развития школьников и может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Мы определили ключевые задачи психолого-педагогического сопровождения самоопределения школьников :

-     мониторинг интересов, склонностей, образовательных потребностей всех учащихся

      и особенно на старшей ступени школы;

-     анкетирование учащихся и построение моделей самоопределения школьников;

- создание эффективной модели психолого-педагогического сопровождения педагогического  процесса;

-  повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования.

Вместе с тем, мы осознаем реальность влияния на процесс факторов, тормозящих процесс самоопределения школьников в профильных классах:

- перегрузка обязательными школьными занятиями и домашними заданиями;

- недооценка значительной группой учителей развивающего потенциала профильного обучения;

- несформированность у значительной части школьников образовательных потребностей и запросов.

Нами определены пути решения проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи:

- организация образовательного процесса в школе во взаимодействии с профессиональными учебными заведениями, обогащение пространства самоопределения школьников за счет включения их в социально-воспитательные проекты;

- внедрение coping-стратегий в образовательный процесс в старшей школе;

-  создание условий старшеклассникам для участия в профессиональных и профессионально-социальных пробах;

-  рефлексивное обучение;

-  целевая подготовка педагогического и родительского сообщества  к компетентному сопровождению  профильного обучения,

-введение предпрофильных курсов в 8-9 классах,

-тестирование старшеклассников по професииональному самоопределению.

Реализацию программы психолого - педагогического сопровождения школьников в условиях профильного обучения рассчитана нами на  определенное время и  включает несколько этапов, структурными компонентами которых являются:

- формирование необходимого и достаточного уровня компетентности и готовности    

  субъектов сопровождения; 

-определение целей и задач психолого- педагогического сопровождения;

-определение содержания деятельности по сопровождению;

-выбор методов и форм реализации содержания;

-выбор и обоснование критериев и показателей оценки  результативности каждого этапа и всего процесса в целом.

Переход к профильному обучению и образованию – сложный процесс, требующий эффективного управления. Основными субъектами управления профильным обучением выступают администрация школы, муниципальный орган управления и образовательные учреждения, привлекаемые к осуществлению методической и консультационной помощи педагогическому коллективу. Их взаимодействие представляет собой сферу внешнего управления. Сфера внутреннего управления представлена тремя основными уровнями: руководителя школы и коллегиальных органов управления образовательным учреждением, заместителей директора школы, учителей. На внутришкольном уровне управления профильным обучением должны реализовываться информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-оценочная и регулятивно-коррекционная функции.

Эффективность  экспериментальной деятельности по реализации идей профильного обучения и профессиональной ориентации учащихся находится в объективной взаимосвязи с качеством обучения организаторов сопровождения. Так, в 2009-2010 уч. году нами запущен цикл семинаров на базе ГОУ СОШ №1234 ЦАО г. Москвы, посвященных различным аспектам профориентационной работы со школьниками, профильного обучения  и организации психолого-педагогического сопровождения данных процессов.                 Деятельность учителя при организации учебного процесса в профильной школе определяется целями и задачами профильного обучения. Основными направлениями работы учителя в этой сфере являются: отбор и разработка содержания профильного обучения на уровне программ и учебников; организация межпредметных связей между профильными и непрофильными предметами; наполнение содержания профильных предметов профориентационным материалом; создание условий, при которых учащиеся овладевают компетентностными способностями; приближение к вузовской системе обучения (лекционно-семинарская система, практические занятия), предусматривающей большую самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний; активное использование современных средств обучения. Обозначенное содержание деятельности педагогов актуализирует реализацию следующих методик:

- анализ специальной и психолого-педагогической литературы по теме исследования;

- изучение опыта деятельности образовательных учреждений России;

- экспертиза исследовательских и научно-методических материалов;

- беседа, опрос, интервьюирование с учащихся,  учителей, сотрудников школы;

- моделирование социально-педагогических явлений;

- обработка результатов диагностики по опросникам и тестам, результатам наблюдений,  выявляющим состояние внутренних и внешних ресурсов, динамику развития компетенций и компетентности субъектов образовательного процесса по проблеме;

- анализ и оценка эффективности  изменений. 

Планируемый результат экспериментальной деятельности характеризуется готовностью педагогов к эффективному и результативному психолого-педагогическому сопровождению  профильного образования в школе на основе сформированных и диагностируемых психолого-педагогических компетентностей. Такая готовность проявляется через следующие характеристики. Педагог должен:

осознавать – личную ответственность и важность деятельности по систематическому повышению психолого – педагогической компетентности;

знать  -  компоненты и содержание психологической, психолого – педагогической компетентности педагога, направленной на создание системы мер и условий для обеспечения свободного выбора учащимися образовательных и профессиональных стратегий;  

владеть - основными умениями и действиями по оптимизации образовательной среды, стратегического управления изменениями в изучаемой сфере жизнедеятельности, самоизменения, следствием которых является позитивная динамика качественных характеристик среды, согласованности действий субъектов  образовательного процесса в решении задач перехода к реализации модели профильного обучения.

В процессе создания системы профильного образования старшая ступень общеобразовательной школы подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений – обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования (право выбора учащимися элективных курсов), его дифференциация (корректировка учебных планов каждые два года) и индивидуализация. Необходимый и достаточный уровень социальной зрелости  старшеклассника – это предполагаемый результат педагогического взаимодействия участников образовательного процесса, достижение которого представляет собой одну из важнейших целей профильного обучения и профессиональной ориентации школьников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"

Обоснование программыПрофессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью с...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации

Статья рассматривает актуальные проблемы оказания помощи учащимся в профессиональном самоопределении, особенности данной работы в образовательном учреждении и ППМС центре в свете новой Концепции профо...