Главные вкладки

    Развивающая психолого-педагогическая программа: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников"
    методическая разработка по теме

    Обоснование программы

    Профессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).

    Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:

    • Ценностные ориентации и установки
    • Уровень сформированности представлений о профессии
    • Уровень развития самооценки
    • Наличие способностей, склонностей и интересов
    • Уровень развития профессиональной  мотивации
    • Личностные особенности
    • Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное  обеспечение и пр.) и др.

    Профессиональное самоопределение:

    Стадии самоопределения

    Возрастная категория

    Определяющий фактор

    1 стадия

    4-11 лет

    Фантазии

    2 стадия

    11-14 лет

    Интересы, самопознание

    3 стадия

    15-18 лет

    Самоопределение, выбор

     

    Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:

     

    Этапы выбора

    Основные виды ошибок при выборе профессии подростком

    1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию)

    1. Подмена проблемы;

    2. Несвоевременность постановки проблемы;

    3. Отсутствие необходимости выбора профессии;

    2. Определение компетентного лица  для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение  круга компетентных лиц)

    1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии;

    3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора)

    1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии;

    2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях;

    3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации;

    4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы;

    5.Сложности самовосприятия;

    4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается  концепция видения проблемы)

    1. Низкий уровень критичности;

    2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации;

    5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка)

    1. Переоценка фактора престижной профессии;

    2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств;

    3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением;

    4.Наличие неадекватной самооценки;

    5.Неоптимальный стиль поиска решения;

    6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора;

    7. Недооценка  «затрат» на достижение цели;

    6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения)

    1. Переоценка или недооценка риска;

    2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии;

     

     

    Пояснительная записка

     

    Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.

     

    Задачи программы:

    психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);

    психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

    рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;

    моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.

     

    Основные принципы программы:

    принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;

    принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

    принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

    Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.

     

    Организация и планирование профориентационной работы

    1. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:

    Образовательно-возрастная группа

    Типичные ожидания оптанта

    Помощь профконсультанта (основные акценты)

    Дошкольники

    -выбор кружков (часто выбирают родители)

    -интерес к наиболее ярким профессиям (которые  «на виду»

    -интерес к профессии своих родителей

    -стремление попробовать себя в игровой  деятельности)

    -помощь в выборе кружка (работа с родителями)

    -увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей

    -проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

    Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы)

    -интерес к модным (ярким) профессиям

    -стремление увязать с профессиями учебные предметы

    -выбор кружков и секций..

    -увлекательные рассказы об интересующих профессиях

    -постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще

    -помощь в выборе увлечения, хобби

    Учащиеся 8-х и 9-х классов

    -более конкретный интерес к профессиям

    -появляется интерес к профессиональным учебным заведениям

    -выбор подготовительных курсов

    -интерес к своей профпригодности

    -помощь в  самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности )

    -профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

    -профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

    Учащиеся 10-х и 11-х классов

    -выбор профессии

    -выбор учебного заведения

    -выбор подготовительных курсов

    -интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

    -главное- стремление к более конкретному выбору…

    -основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…)

    -профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения)

    -индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)

     

     

     

     

     

     

     

             

      Научные, методологические и методические основания программы:

    1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
    2. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
    3. Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
    4. Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
    5. Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
    6. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
    7. Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
    8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
    9. Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.

    Основные принципы профориентационной работы:

    • Многообразие форм и методов
    • Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
    • Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
    • Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
    • Профессиональное содружество
    • Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
    • Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
    • Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
    • Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.

     

     

    Направления профориентационной работы:

    • Уроки самоопределения
    • Психодиагностическая  работа
    • Информационная работа
    • Профильное обучение
    • Профильные, образовательные лагеря
    • Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
    • Тренинговая работа

     

     

    Методы и формы работы:

    • Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
    • Ролевые игры;
    • Психотренинги;
    • Научные исследования;
    • Творческие проекты;
    • Лекционное изложение материала;
    • Анализ конкретных ситуаций.
    • Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
    • Вечера-встречи;
    • Конкурсы;
    • Кружки и клубы;
    • Экскурсии;
    • Диспуты, дискуссии;
    • Часы общения;
    • Уроки и классные часы;
    • Тематические вечера;

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Структура программы (9 классы)

    Программа рассчитана на 17  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)

     

    Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

     (9 классы)

     

     

     

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Виды деятельности

    1

    Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения.

     

    1,5

    Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    2

    Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора.

    1,5

    Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    3

    Оценка профессиональных склонностей.

    1,5

    Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия.

    4

    Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности.

    1,5

    Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    5

    Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии.

    1,5

    Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    6

    Алгоритм принятия решений.

    1,5

    Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    7

    Самооценка и самовоспитание.

    1,5

    Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия.

    8

    Моделирование индивидуального маршрута.

    1,5

    Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

     

    ИТОГО

    12

     

    Структура программы (10 классы)

    Программа рассчитана на 20  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)

     

    Учебно-тематический план  программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»

     (10 классы)

     

    № п/п

    Тема

    занятия

    Виды и формы занятия

    Кол-во часов

    Индивидуальный

    образовательный продукт

    1

    Профессиональные предпочтения

    Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ

    2

    Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения)

    2

    Профессиональные интересы и склонности

    Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия

    2

    Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности)

    3

    Профессиональные

    способности

    Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия

    2

    Анкета «Ориентация» (профессиональные способности)

    4

    Личностные

    особенности

    Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия

    2

    Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма

    5

    Моделирование индивидуального образовательного маршрута

    Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута

    2

    Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности)

    Итого

    10

     

     

     

    Литература:

     

    1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.

    2. Климов Е. Памятка профконсультанту.

    3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

    4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

    5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.

    6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.

    7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.

     

    Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ»  (9-11 классы)

     

     

     

    Наименование темы

    Количество

    занятий/ час

    1.

    Мое направление.

    1 занятие / 1 час

    2.

    Личность.

    1 занятие / 1 час

    3.

    Ценности личности.

    1 занятие / 1 час

    4.

    Самореализация.

    1 занятие / 1 час

    5.

    Обида.

    1 занятие / 1 час

    6.

    Как справится с плохим настроением.

    1 занятие / 1 час

    7.

    Исследование самооценки.

    1 занятие / 1 час

    8.

    Жизнь по собственному выбору.

    1 занятие / 1 час

    9.

    До встречи…

    1 занятие / 1 час

     

    Итого:

    9 занятий / 9 часов

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Структура программы (11 классы)

    Программа рассчитана на 22  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)

     

     

     

    Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

    (11 класс)

     

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия»)

    2

    2

    Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня»

    1

    3

    ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация»

    1

    4

    Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма)

    1

    5

    Требования профессии к человеку

    1

    6

    Типичные ошибки при выборе профессии

    1

    7

    Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья

    1

    8

    Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность

    1

    9

    Тест Холланда

    1

    10

    Карта интересов

    1

    11

    Зачётное занятие. Защита рефератов

    1

    12

    Тренинг «Ответственность за свой выбор»

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Сроки и этапы реализации программы:

     

    I этап- Подготовительный – сроки  март – май 2011 г.

    - организационный:

    - изучение педагогической и психологической литературы;

    - разработка  и составление программ для 9- 11 классов;

    - мотивационный

    - выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;

    II этап – основной –  сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.

    - творческий- утверждение окончательного варианта программы;

    - разработка форм и методов реализации проекта.

    - реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;

    - формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.

    III этап – заключительный-

    - анализ и оценка эффективности программы:

    - отчет о результатах и практической значимости программы,

    - семинар по распространению опыта работы.

    Планируемые и ожидаемые  результаты:

     

    По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.

    По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obosnovanie_programmy.docx35.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обоснование программы

    Профессиональное самоопределение – это один из  этапов профессионального развития человека, включающий профессиональную направленность и самопознание (соотнесение личностью своих представлений об избираемой профессии со своими возможностями).

    Профессиональное самоопределение личности учащегося зависит от следующих факторов:

    1. Ценностные ориентации и установки
    2. Уровень сформированности представлений о профессии
    3. Уровень развития самооценки
    4. Наличие способностей, склонностей и интересов
    5. Уровень развития профессиональной  мотивации
    6. Личностные особенности
    7. Социальная среда, реальные жизненные условия (семейные отношения, здоровье, материальное  обеспечение и пр.) и др.

    Профессиональное самоопределение:

    Стадии самоопределения

    Возрастная категория

    Определяющий фактор

    1 стадия

    4-11 лет

    Фантазии

    2 стадия

    11-14 лет

    Интересы, самопознание

    3 стадия

    15-18 лет

    Самоопределение, выбор

    Психологические трудности и ошибки при выборе профессии:

    Этапы выбора

    Основные виды ошибок при выборе профессии подростком

    1. Постановка проблемы выбора профессии (решение начать выбирать профессию)

    1. Подмена проблемы;

    2. Несвоевременность постановки проблемы;

    3. Отсутствие необходимости выбора профессии;

    2. Определение компетентного лица  для принятия решения при выборе профессии (решение вопроса: кто бы мог помочь в решении данной проблемы. Определение  круга компетентных лиц)

    1. Неправильное понимание своей роли при выборе профессии;

    3. Получение необходимой информации (сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора)

    1.Отсутствие полной ориентировки при выборе профессии;

    2. Расхождение в оценке субъективной ценности и объективной значимости конкретной информации о профессиях;

    3.Наличие негативной установки в отношении официальных каналов информации;

    4. Недостаточное знание терминологии профориентационной литературы;

    5.Сложности самовосприятия;

    4. Обобщение представления о ситуации выбора профессии (строение образа профессии, создается  концепция видения проблемы)

    1. Низкий уровень критичности;

    2. Фрагментарное понимание собственной житейской ситуации;

    5. Выявление вариантов профессионального пути (поиск вариантов решений, их оценка)

    1. Переоценка фактора престижной профессии;

    2.Неправильный прогноз развития событий, неправильная оценка объективных обстоятельств;

    3.Отсутствие связи между долгосрочными планами и принимаемым решением;

    4.Наличие неадекватной самооценки;

    5.Неоптимальный стиль поиска решения;

    6. Отсутствие представления о параметрах оптимального выбора;

    7. Недооценка  «затрат» на достижение цели;

    6. Принятие решения о выборе профессии (выбор оптимального решения)

    1. Переоценка или недооценка риска;

    2. Переоценка «цены» риска при выборе профессии;

    Пояснительная записка

    Цель программы – формирование ответственного отношения к выбору индивидуального маршрута образовательной деятельности через расширение границ самопознания, с учетом личностных особенностей.

    Задачи программы:

    психологическое просвещение учащихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией, требованиями и условиями труда предпочитаемой профессии, возможностями обучения и трудоустройства);

    психологическая диагностика и самодиагностика внутренних ресурсов подростка (интересы, склонности, способности, мотивы, особенности темперамента);

    рефлексивный анализ соответствия личностных особенностей и требований «привлекательной» профессии;

    моделирование индивидуального маршрута образовательной деятельности.

    Основные принципы программы:

    принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение, выбор собственного профессионального пути, способов и средств индивидуального развития;

    принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы;

     принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.

    Особенность программы: по результатам диагностических исследований учащиеся оформляют индивидуальный резюмирующий документ «Что я узнал о себе?» с обоснованием принятого дальнейшего маршрута образовательного пути.

    Организация и планирование профориентационной работы

    1. Специфика профориентационной помощи на разных этапах развития профессионального самоопределения:

    Образовательно-возрастная группа

    Типичные ожидания оптанта

    Помощь профконсультанта (основные акценты)

    Дошкольники

    -выбор кружков (часто выбирают родители)

    -интерес к наиболее ярким профессиям (которые  «на виду»

    -интерес к профессии своих родителей

    -стремление попробовать себя в игровой  деятельности)

    -помощь в выборе кружка (работа с родителями)

    -увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей

    -проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий)

    Учащиеся младших классов и средней школы (1-7 классы)

    -интерес к модным (ярким) профессиям

    -стремление увязать с профессиями учебные предметы

    -выбор кружков и секций..

    -увлекательные рассказы об интересующих профессиях

    -постепенное расширение представлений о мире профессионального труда вообще

    -помощь в выборе увлечения, хобби

    Учащиеся 8-х и 9-х классов

    -более конкретный интерес к профессиям

    -появляется интерес к профессиональным учебным заведениям

    -выбор подготовительных курсов

    -интерес к своей профпригодности

    -помощь в  самопознании (но без окончательной рекомендации о профпригодности )

    -профинформационная работа: знакомство с особенностями профессий и учебных заведений

    -профконсультационная помощь в выборе подготовительных курсов и профиля учебного заведения

    Учащиеся 10-х и 11-х классов

    -выбор профессии

    -выбор учебного заведения

    -выбор подготовительных курсов

    -интерес к ценностно-смысловым и нравственным аспектам будущей трудовой жизни

    -главное- стремление к более конкретному выбору…

    -основной акцент – на ценностно-смысловую сторону самоопределения ( дискуссии, обсуждение разных позиций…)

    -профинформационная помощь (конкретная- больший акцент на особенности поступления в учебные заведения)

    -индивидуальный подход – по возможности проигрывание различных вариантов выбора (для сравнения, для большей ориентировки подростка)

             

      Научные, методологические и методические основания программы:

    1. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога/И.В.Дубровина, М.К.Акимова и др.- М.: Просвещение, 1991- 303 с.: ил.- (Серия «Психологическая наука- школе»);
    2. Возрастные и индивидуальные особенности подростков/ под.ред.Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой.- М., 2002 г.
    3. Л.С.Выготский, Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
    4. Грецов.А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога/А.Г.Грецов.- СПб.: Питер,2005.
    5. Захаров В.П. Социально- психологический тренинг: учебное пособие / В..Захаров, Н.Ю. Хрящева. – Л.: изд.ЛГУ, 2000.
    6. Овчарова В.Н. Справочная книга школьного психолога/ Москва, Просвещение -1996.
    7. Профконсультационная работа со старшеклассниками под ред. Б.А. Федоришина, Киев 2000.
    8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков: учебно- метод.пособие для школьных психологов и педагогов, 2 изд-е,Москва, Генезис, 2004.
    9. Самоукина Н.В. Практичесий психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. Москва, изд-во института психотерапии, 2003.

    Основные принципы профориентационной работы:

    1. Многообразие форм и методов
    2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
    3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
    4. Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе
    5. Профессиональное содружество
    6. Гибкость, готовность к разумному компромиссу с оптантами, родителями, с администрацией.
    7. Выделение приоритетов в работе, предполагающее отказ от чего-то менее существенного
    8. Действенный оптимизм, вера в успех и в свои возможности
    9. Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость.

    Направления профориентационной работы:

    1. Уроки самоопределения
    2. Психодиагностическая  работа
    3. Информационная работа
    4. Профильное обучение
    5. Профильные, образовательные лагеря
    6. Коллективные творческие дела, направленные на формирование активной жизненной позиции и приобретение соответствующих качеств личности
    7. Тренинговая работа

    Методы и формы работы:

    1. Тестирование, компьютерная диагностика, психодиагностические процедуры;
    2. Ролевые игры;
    3. Психотренинги;
    4. Научные исследования;
    5. Творческие проекты;
    6. Лекционное изложение материала;
    7. Анализ конкретных ситуаций.
    8. Информационные средства (стенды, слайды, буклеты и.т.д.);
    9. Вечера-встречи;
    10. Конкурсы;
    11. Кружки и клубы;
    12. Экскурсии;
    13. Диспуты, дискуссии;
    14. Часы общения;
    15. Уроки и классные часы;
    16. Тематические вечера;

    Структура программы (9 классы)

    Программа рассчитана на 17  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 1)

    Учебно-тематический план программа «ДОРОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА»

     (9 классы)

    п/п

    Тема

    Кол-во

    часов

    Виды деятельности

    1

    Вводное занятие. Знакомство с проблемой профессионального и жизненного самоопределения.

    1,5

    Тестирование, работа в группах кооперативного обучения, интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    2

    Информационное поле в мире профессий. Мотивы выбора.

    1,5

    Работа в группах кооперативного обучения, мозговой штурм, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    3

    Оценка профессиональных склонностей.

    1,5

    Работа в группах кооперативного обучения, энергизатор, тестирование, рефлексия.

    4

    Характер, темперамент, способности – как составляющие успешной профессиональной деятельности.

    1,5

    Интерактивная лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    5

    Требования, которые предъявляет профессия к качествам личности, а также требования, предъявляемые обществом при трудоустройстве по той или иной профессии.

    1,5

    Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    6

    Алгоритм принятия решений.

    1,5

    Лекция, энергизатор, индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    7

    Самооценка и самовоспитание.

    1,5

    Групповая дискуссия, энергизатор, индивидуальное тестирование, рефлексия.

    8

    Моделирование индивидуального маршрута.

    1,5

    Индивидуальная работа в тетрадях, рефлексия.

    ИТОГО

    12

    Структура программы (10 классы)

    Программа рассчитана на 20  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 2)

    Учебно-тематический план  программа «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ»

     (10 классы)

    № п/п

    Тема

    занятия

    Виды и формы занятия

    Кол-во часов

    Индивидуальный

    образовательный продукт

    1

    Профессиональные предпочтения

    Психологическая разминка, активная беседа, теоретическая часть «От чего зависит выбор профессии», самодиагностика, профориентационные игры и упражнения, рефлексивный анализ

    2

    Самохарактеристика (личностные особенности), анкета жизненного и профессионального самоопределения (профессиональные предпочтения)

    2

    Профессиональные интересы и склонности

    Психологическая разминка, анкетирование, теоретическая часть «Основы правильного выбора профессии», «классификация профессий по Е. К. Климову», профориентационные игры и упражнения, рефлексия

    2

    Анкета «Карта интересов» (профессиональные интересы), анкета «Ориентация» (профессиональные склонности)

    3

    Профессиональные

    способности

    Психологическая разминка, профориентационные игры и упражнения, анкетирование, теоретическая часть «Профессионально важные качества», рефлексия

    2

    Анкета «Ориентация» (профессиональные способности)

    4

    Личностные

    особенности

    Психологическая разминка, теоретическая часть «Профессиограмма», тестирование, профориентационные игры и упражнения, рефлексия

    2

    Тест «Айзенка» (особенности темперамента), тест «Интеллектуальная лабильность» (прогноз успешности профессионального обучения), профессиограмма

    5

    Моделирование индивидуального образовательного маршрута

    Психологическая разминка, анкетирование, рефлексия, профориентационные игры и упражнения, моделирование индивидуального образовательного маршрута

    2

    Тест «Мотивы выбора профессии», резюме «Что я узнал о себе?» (обоснование дальнейшего маршрута образовательной деятельности)

    Итого

    10

    Литература:

    1. Головаха Е. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи.

    2. Климов Е. Памятка профконсультанту.

    3. Климов Е. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.

    4. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2002.

    5. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., 2000.

    6. Тигер, Бэррон-Тигер. Делай то, для чего ты рождён.

    7. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. (Психология для всех) М., 2001.

    Учебно-тематический план программа « ДОРОГОЙ К СЕБЕ»  (9-11 классы)

    Наименование темы

    Количество

    занятий/ час

    1.

    Мое направление.

    1 занятие / 1 час

    2.

    Личность.

    1 занятие / 1 час

    3.

    Ценности личности.

    1 занятие / 1 час

    4.

    Самореализация.

    1 занятие / 1 час

    5.

    Обида.

    1 занятие / 1 час

    6.

    Как справится с плохим настроением.

    1 занятие / 1 час

    7.

    Исследование самооценки.

    1 занятие / 1 час

    8.

    Жизнь по собственному выбору.

    1 занятие / 1 час

    9.

    До встречи…

    1 занятие / 1 час

    Итого:

    9 занятий / 9 часов

    Структура программы (11 классы)

    Программа рассчитана на 22  занятий по 2 часа в месяц. Занятия по форме напоминают тренинговую структуру, включают в себя: профориентационные игры и упражнения, анкетирование, профдиагностические методики, теоретическую часть, дискуссии, моделирование профессиональных ситуаций. (приложение 3)

    Учебно-тематический план программа « КОМПАС В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

    (11 класс)

    Тема

    Кол-во часов

    1

    Мотивы выбора профессии. Профессиональный план. (С использованием методики «Мотивы выбора профессии» и игры «Эпитафия»)

    2

    2

    Карта мира профессий. Изучение карты с использованием профигры «Яблоня»

    1

    3

    ДДО «Я предпочту» или опросник «Ориентация»

    1

    4

    Профессиограммы. Урок-тренинг (составление профессиограмм при помощи мозгового штурма)

    1

    5

    Требования профессии к человеку

    1

    6

    Типичные ошибки при выборе профессии

    1

    7

    Здоровье и выбор профессии. Анкета здоровья

    1

    8

    Медицинские противопоказания к профессии. Профпригодность

    1

    9

    Тест Холланда

    1

    10

    Карта интересов

    1

    11

    Зачётное занятие. Защита рефератов

    1

    12

    Тренинг «Ответственность за свой выбор»

    1

    Сроки и этапы реализации программы:

    I этап- Подготовительный – сроки  март – май 2011 г.

    - организационный:

    - изучение педагогической и психологической литературы;

    - разработка  и составление программ для 9- 11 классов;

    - мотивационный

    - выявление и анализ отношения к программе всех участников образовательного процесса;

    II этап – основной –  сроки 2011 уч.г. – 2014 уч.г.

    - творческий- утверждение окончательного варианта программы;

    - разработка форм и методов реализации проекта.

    - реализация – пробация программы среди учащихся 9- 11 классов;

    - формирование экспертной комиссии для анализ промежуточных результатов и соотнесения их с поставленными целями и задачами программы.

    III этап – заключительный-

    - анализ и оценка эффективности программы:

    - отчет о результатах и практической значимости программы,

    - семинар по распространению опыта работы.

    Планируемые и ожидаемые  результаты:

    По результатам программы 80 учащихся повысят свои знания и навыки по профессиональному самоопределению. Подростки в ходе программы разовьют навыки принятия решений, планирования профессионального пути, самопознания, межличностного взаимодействия, применят их в жизни и при профессиональном самоопределении.

    По завершению курса учащиеся смогут наметить для себя жизненные и профессиональные ориентиры, и тем самым заложить фундамент своего будущего. Разберутся в собственных интересах, способностях и склонностях, получат представление о будущей профессии, о требованиях, которые она предъявляет. Определятся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и выберут элективные курсы, предлагаемые школой, с учетом своих индивидуальных особенностей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

    Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИЧНОСТНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

    Возрастные особенности выпускников средней школы и социальная ситуация (окончание средней школы) требуют от педагогов и психологов активной помощи учащимся в личностном и профессиональном самоопределе...

    Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

                   Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в ...

    Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

    Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение...

    Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников

    Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников...

    Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

    Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников....

    Психолого педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников с нарушением слуха

    Система работы воспитателя по профессиональному самоопределению старшеклассников...