Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
материал по психологии (9 класс)

Коршунова Наталья Владимировна

Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pps_prof_samoopredel_starsheklassnikov.docx115.59 КБ

Предварительный просмотр:

С-1 Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

С-2

Введение ФГОС в среднее общее образование  предполагает, что личностными результатами обучающихся будут:

- подготовленность к осознанному выбору профессии через жизненное, личностное и профессиональное самоопределение;

- ценностно-смысловые установки, социальные компетенции  —  знание  и их выполнение  основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости.

- мотивированность на самообразование (смыслоообразование)

С-3

Профессиональное самоопределение связано с глубокими, сильными, эмоциональными переживаниями развивающегося человека, так как в жизни старшеклассников это первый обязательный вынужденный выбор, от которого нельзя уйти.

С-4

Перед старшеклассниками стоят проблемы, которые необходимо решить:

- недостаточно развитая готовность самостоятельно организовывать свою деятельность и принимать ответственность за нее.

- Недостаточная успеваемость для выбранного типа профессий.

- Несоответствие профессиональных интересов и желаний подростков требованиям интересующей профессии.

- Особенности местного и регионального рынка труда

- Одновременно с этим родители выдвигают подростку противоречивые требования, иногда не соответствующие интересам, личностным запросам и способностям самого учащегося.

Как построить работу со старшеклассниками, что бы она была наиболее эффективна?

Одним из видов работы является психолого-педагогическое сопровождение — содействие старшеклассникамв профильной ориентации и профессиональном самоопределении, их  поддержка в самопознании, поиске смысла жизни, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию.

С-5

Цель психолого-педагогического сопровождения ФГОС СОО:

Cодействие обучающихся в профессиональном самоопределении и  социализации; путем создания условий  в рамках введения ФГОС СОО.

С-6

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  1. Актуализация проблемы выбора и личной ответственности учащихся за результат обучения в 10-11 классах.
  2. Использование психодиагностических методик определения профессиональных предпочтений, интересов, склонностей старшеклассников.
  3. Профориентационное просвещение учащихся, индивидуальное профконсультирование.

С-7

Психолого-педагогическое сопровождение состоит из двух подразделов:

  • Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 - 9 кл)
  • Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 кл)

С-8

Направления деятельности педагога-психолога охватывают всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогический коллектив школы, родителей учащихся.

Сегодня требуется творческий, активный человек, обладающий определенной мерой свободы, ответственности и профессионально направленных компетенций.

С-9

В 8-9-м классах учащиеся знакомятся с формулой выбора профессии «Хочу. Могу. Надо», личностными качествами  и подходят к выбору предлагаемых в школе профилей обучения.

Стадия профессионального самоопределения подрастающего человека приходится на 10-11 классы и если она успешно пройдена, то старшеклассник быстрее сможет определиться с профессиональной направленностью.

Успешная работа с учащимися невозможна без участия их родителей. Для них также проводятся родительские собрания, анкетирование и опросы по степени информированности о профессиональной ориентированности детей.

Психологическая поддержка осуществляется и в отношении педагогического коллектива школы:   какую помощь они могут оказать подросткам, проведение семинаров и консультаций.

В 9 классе целью работы психолога является уточнение образовательного запроса в ходе профильного обучения.

С-10

Основной вид деятельности - профессиональное просвещение.

Оно включает в себя профессиональную информацию, сообщение школьникам сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях овладения ими, общественной значимости профессий. Учащимся нужно показать, где можно найти информацию и как ею пользоваться.

В рамках данного этапа проводились классные часы и занятия по профориентации: «Формула выбора профессии», «Мир профессий», «Пути получения образования».

С-11

Ребята знакомились с информацией, представленной на сайте Zасобой по направлениям: «Zасобой в предпринимательство», «Zасобой в промышленность», «Zасобой в сельское хозяйство» …культуру, …медицину, … IT технологии  и др.

С-12

В 9 классе так же определяется образовательный профиль, необходимо обучающихся нацелить на выбор нескольких учебных предметов, являющихся основными для определённой группы профессий.

Правильно определиться с профилем обучения очень важно, это даёт возможность готовиться в нужном направлении, но не ограничивает последующий выбор специальности.

Для диагностики профессиональных и учебных предпочтений, интересов, склонностей учащихся, а также их предметных знаний выбраны такие методики:

- Тесты по профессиональной ориентации школьников для 9 класса общеобразовательных школ под редакцией А.Г. Серебрякова, М., 2017г.

- Интеллектуальный тест «Эрудит»оценивает степень усвоения отдельных циклов учебной программы;

- Методика «Профиль» в модификации Г. Резапкиной

Профили образования представлены на диаграмме. В ходе нескольких занятий по программе «Моя будущая профессия» учащиеся знакомились с образовательными профилями: информационно-математический, инженерно-технический, финансово-экономический, естественнонаучный, производственно-технологический, социально-гуманитарный, творческий и военно-спортивный.

Оценка своих компетенций происходила по определенной шкале. Высокое количество баллов указывает на склонности к профилю.

Например, результаты ученика  9 класса на диаграмме выглядят следующим образом.

Наибольшие баллы он набрал в инженерно-техническом и производственно-технологическом профилях.C:\Users\k18\Desktop\Рисунок3.png

Одинаковые высокие баллы по двум профилям дают ученику возможность определить группы профессий на стыке профилей и выбрать необходимые учебные предметы: математика, физика, химия.

С-13

Результаты по методике так же определяют способности к разным видам деятельности (перечислить). У учащихся 9 класса способности были выражены в большинстве в средней степени.

Используя результаты тестовых методик, анкетирования, опроса родителей, определяется образовательный профиль класса.

С-14

В 9 классе был организован общеобразовательный профиль, т.к. не было явного предпочтения одного из профилей.

44% уч-ся выбрали общественные науки, 49% - гуманитарные, 54% естественные и 56% - физику-математику.

С-15

Второй этап ППсопровождения в 10-11 классах, продолжается работа по определению и формированию социальной и профессиональной готовности старшеклассников. Основным направлением является профдиагностика.  На этом этапе делается акцент на изучение характерных особенностей личности, профессиональных намерений.

С-16

Для определения групп профессий, соответствующих склонностям и способностям учеников, использовались Матрицы выбора профессии Г. Резапкиной, проходила индивидуальная работа с обучающимися по профкартам,

С-17 … и   классные часы по профориентации.

С-18

Для диагностики ребята пользовались и официальным профориентационным сайтом Zасобой.

С-19

Основной формой работы психолого-педагогического сопровождения учащихся 11 класса является консультирование, групповое, но чаще индивидуальное.

Консультации проводятся в двух направлениях:

- справочные

- и коррекция профессионального выбора.

В ходе консультаций учащиеся выясняют возможности обучения и  систему получения профессии, ознакомление со списком профессиональных высших и средних учебных заведений региона. Каждое профессиональное образовательное учреждение предоставляет информацию о вступительных испытаниях по предметам для приема. С этой информацией и знакомятся учащиеся на консультациях.

С-20

Официальным источником информации является интернет-портал Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (trudvsem.ru).  Задание учащимся:

- Зайдите на сайт портала, найдите профессии востребованные в нашем регионе.

С-21

     О положительных результатах психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников можно судить по повышению профориентационной компетентности обучающихся. Анкетирование проводилось среди учащихся 11 класса в феврале 2019г.

  1. Определились ли вы с выбором профессии и образовательным учреждением, на базе которого будете получать профессию?   Да – 100%,   выбор ОУ  - 93%
  2. Что повлияло на ваш выбор? Интерес к профессии и возможность трудоустройства – 79%

Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей.

Результатом становится готовность старшеклассников к выбору профессии, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.